Есть ли в россии суда на подводных крыльях

Обновлено: 24.04.2024

Создание в Советском союзе судов на подводных крыльях, которые могли развивать высокую скорость было неизбежно. Это нельзя было назвать совсем новаторским решением, ведь еще в 1869 году Парижанин Дени Фарко получил патент с формулировкой:

Закрепление на бортах и днище судна наклонных плоскостей или клиновидных элементов, каковые при движении судна вперед будут приподнимать его в воде и таким образом снижать лобовое сопротивление.

Еще чуть позже над этим вопросом работал Александр Белл , который известен всему миру, как основоположник телефонии.

Наша история начинается с имени Ростислава Алексеева, с оветского инженера-конструктора.

Именно ему удалось решить проблему устойчивости судов при ходе на крыльях, создав малопогруженное крыло, которое оказалось даже сложнее авиационного крыла.

После защиты в 1941 году дипломной работы на тему: «Глиссер на подводных крыльях» Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя.

Ракета

Это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Эта модель непрерывно производилась с 1957 года и до середины 1970-х годов.

И успела получить золотую медаль на выставке в Брюсселе .

За все время производства было выпущено более 300 шт. , которые разбрелись по всему Советскому союзу, а также активно экспортировались в Финляндию, Китай, Литву, Румынию и Германию.

  • Длина: 27 м
  • Ширина: 5 м
  • Мощность: 1000 л.с. дизель
  • Привод: Винт
  • Экипаж: Штат: 3 , Пассажиры: 64

Буревестник

Благодаря двум двигателям от Ил-18 эта модель была самым быстрым водным транспортом того времени. Судно эксплуатировалось с 1964 по 1979 год на трассе: Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.

Буревестник мог вместить 150 пассажиров на борт и двигаться с рабочей скоростью 97км/ч.

Однако этот катер не вышел в серийное производство, хотя и эксплуатировался около 15 лет.

Ужасный шум от авиационных турбин и конденсационный след оставляемый за собой, а также большой расход топлива была основными проблемами модели.

  • Длина: 43 м
  • Ширина корпуса: 6 м
  • Рабочая скорость: 90—100 км/ч
  • Дальность плавания: 500 км
  • Мощность: 3660 л. с
  • Двигатели: АИ-20А, авиационный турбовальный, 2 шт.
  • Движитель: 2 водомета.
  • Экипаж: 4 / Пассажиры: 150.

Чайка

Экспериментальное судно, которое было построено в единственном экземпляре в 1962 году.

Новый тип судна на подводных крыльях имеющий аэродинамическую форму и водометный двигатель .


Недавно был в Казани и несколько раз проходил мимо речного техникума, во дворе которого стояла полноценная "Ракета". Подумалось тогда еще, вот же были времена .

А тут читаю, что судостроительный завод "Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область) планирует в 2017 году спустить на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160.

Т.е можно сказать, что Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета". Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.

Речь о новых "Кометах" шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: "Продажи еще нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил министр транспорта Максим Соколов.


Фото 2.

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт", — рассказал Соколов. Что касается закупок "Комет" Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

"Мы будем рады. И хотя судостроение — это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции", — заявил глава Минтранса.


Фото 3.


Фото 4.

К новым "Кометам" проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод "Вымпел" посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.

Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.

"У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", — сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.


Фото 5.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи — Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.

Анапа готова принять "Кометы"
На днях генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов "Комет" по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.

"Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании "Черноморские скоростные линии", что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования", — сказал Тарасенко.

Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.


Фото 6.

Производство "Комет" на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.

Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных "Комет", отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.


Фото 7.

Скоростное судно на подводных крыльях "Комета 120М" предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 — в салоне бизнес-класса, 98 — в салоне эконом-класса.


Фото 8.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160 — справка

Район эксплуатации — моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.

Класс РС: КМ [2] Hydrofoil craft Passenger – A

Длина габаритная, м - 35,2
Ширина габаритная, м - 10,3
Водоизмещение, т - 73,0
Осадка габаритная на плаву, м - 3,5
Скорость, узлов - 35
Экипаж, человек - 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт - 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час - 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль - 200
Автономность плавания, часов - 8


Фото 9.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» — это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.


Фото 10.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров — 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.


Фото 11.

Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

вот еще интересный провалившийся проект - Корабль - паук и есть такая версия, что военный Экраноплан необходим нам … как покойнику калоши


Буквально на днях катался на таком теплоходе из Казани в Булгары. Старенькая машинка, но круто летит. Вспомним его историю.

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.

СПК пользовались большой популярность. |Фото: urban3p.ru.

Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.

Хорошее судно. |Фото: alternathistory.com.

Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка». Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.

Выпускался несколько десятилетий. |Фото: fleetphoto.ru.

Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.

Ходят до сих пор. |Фото: alternathistory.com.

Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.

Больше не производят. ¦Фото: fleetphoto.ru.

В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.

Posts from This Journal by “Корабли” Tag


Морозильный траулер-процессор проекта 170701

«Северная верфь» (Санкт-Петербург) 8 июля передала группе «Норебо» первый морозильный траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Соколов». Судно…


Крупнейший плавучий СПГ-завод в мире.

Южнокорейский Prelude относится к совершенно новому классу судов, для которых размер супертанкеров откровенно недостаточен. Этот класс называется…

Сюркуф - человек и корабль

В 1942 году, когда конвои союзников бороздили Атлантический океан, постоянно меняя курс, чтобы избежать встречи с немецкими подводными лодками,…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 200 жетонов
  • Социальный капитал 37 470
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 3 часа
  • Минимальная ставка 200 жетонов

Грохот там только в машинном отделении. Ну и в туалете, который с ним рядом.
В заднем салоне, который ближе всего к моторному отделению- просто довольно шумно. А вот в среднем, а тем более в носовом- никакого шума не помню. Много на них катался в детстве)

Австралийцы (компания Инкат) уже 50 лет строят высокоскоростные катамараны

Они широкие и необычайно устойчивые. Такие лодки составляют речной флот Лондона, который быстрее наземного транспорта.

Путин-Мутин мутит-путит себе Ковид-Майдан - только Эволюционный Марш реально против

1. На "Прямой линии" 30.06.2021 Путин наконец-то чётко объяснил разницу между обязательной вакцинацией для всего населения и для отдельных категорий (согласно ФЗ 157). Но опять не уточнил, против какой он именно обязаловки! Более того - теперь ковид-майдауны могут обвинить его и в нарушении закона, поскольку он сказал, что остаётся противником обязаловки, что можно истолковать как его протест и против выборочной обязаловки (законной согласно ФЗ 157). Тем более, что он при этом как раз и заявил о законности выборочной обязаловки. Во всех новостях так и сказано - мол, обязательная вакцинация для некоторых категорий законна, но Путин против неё.

3. Обязательная вакцинация теперь рискует провалиться - ведь в России с её централизмом мнение главы государства зачастую важнее закона. Да, с одной стороны, регионы действуют по закону, но с другой стороны - то, что они врозь с Путиным, будет мешать полноценной обязаловке. Ковид-диссиденты теперь могут ссылаться на мнение Путина и ставить вопрос ребром - мол, вы что, против Путина? Да и сами региональные элиты могут подозревать, что Путин таким образом проверяет их на лояльность - мол, не слишком ли они рьяно применяют обязаловку, противореча Путину? Не будет ли это воспринято Путиным как их скрытая оппозиционность?
В сложных ситуациях власть должна быть единой, без каких-либо противоречий, недомолвок и лжи. А Путин всё запутал так, что теперь сам чёрт ногу сломит. Даже с пенсионной реформой и то лучше получилось - там хотя бы Путин взял на себя ответственность. А ведь коронавирус намного больше волнует население - пенсия когда-то ещё будет, а болезнь - вот она рядом, в любой момент может ударить.
Так что на выборах (послевыборном Майдане) осенью и в ходе возможного транзита власти это несомненно скажется. В своём стремлении спихнуть ответственность на регионы Путин перехитрил сам себя.

Недавно мы поговорили о строительстве отечественных гражданских самолётов и опять послышалось недовольное бурчание отдельных комментаторов по поводу того, что: долго, мало, двигатели не везде ещё отечественные и так далее.

Отчасти с ними можно согласиться, но тем не менее радует то, что уже ни у кого в правительстве нет сомнений, что надо развивать отечественное самолётостроение с упором на отечественные же компоненты, включая, в первую очередь, двигатели.

Полтора года назад я уже писал о начале возрождения в нашей стране флота на подводных крыльях. А теперь поговорим о том, как всё идёт и есть ли проблемы.

Возрождение строительства судов на воздушных крыльях началось с суда "Комета 120М" проекта 23160 , предназначенной для плавания по морю в прибрежной зоне. Первый корабль серии был заложен в 2013 году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел»

Пассажировместимость судна 120 человек, скорость хода 35 узлов (65 км/ч). 24 октября 2017 года первое судно, получившее имя «Чайка» в честь космонавта Валентины Терешковой, отправилось на испытания и достройку в Крым. Первые рейсы оно совершило в августе 2018 года, и я, отдыхая в то время в Крыму, не удержался от соблазна и проехал на нём с семьёй от Ялты до Севастополя.

Как "Комета 120М" встаёт на крыло я даже показал на видео , но уже в другой мой приезд в Ялту в 2020 году.

Следующие два судна серии планировалось построить в 2019 году, однако работы затянулись: второе было спущено на воду в августе 2019 года, а третье — в июне 2020.

Дальнейшее производство осуществляется на заводе «Море» в поселке Приморский под Феодосией. Сейчас на стапелях находится четвёртое и пятое судно серии. Не волнуйтесь, рыбинский судостроительный завод «Вымпел» не остаётся без работы, он выпускает широкую номенклатуру военных и гражданских судов. О строительстве четырёх судов "Комета 120М" на этом заводе велись переговоры с греческой компанией «Аргонавтики плоес» в 2017 году, однако сведений об этом контракте пока нет. Но в любом случае обновлённая "Комета 120М" продолжает строиться.

В 2014 году появился ещё один повод для радости: началось производство речного судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» проекта 23180 , разработанное ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева на смену СПК «Полесье».

Головное судно этого проекта было спущено на воду в сентябре 2017 года, серийное производство начато в 2019 году. Пассажировместимость — 45 человек, скорость хода — 65 км/ч, дальность плавания — 400 км.

К октябрю 2019 года было спущено на воду уже пять судов, «Валдай 45Р» Два из них приобретены правительством Ханты-Мансийского автономного округа и с 2019 года работают на регулярном маршруте между Ханты-Мансийском, Сургутом и Нялинским, с 6 августа этого же года запущена эксплуатация судов в Нижегородской области на маршрутах из Нижнего Новгорода в Городец и Макарьево.

В 2020 году заложены десять судов «Валдай 45Р» на экспорт в Азию.

В феврале 2021 года было подписано распоряжение о закупке трёх СПК этого типа для Чувашии — там собираются возрождать скоростные рейсовые и экскурсионные перевозки по Волге.

27 ноября 2021 года спущено на воду 14-е судно серии, а всего к концу года количество спущенных на воду судов класса достигло шестнадцати. А это уже серьёзная серия, как вы понимаете. Завод постоянно наращивает производительность труда и сокращает время строительства одного судна ( ссылка ).

Но самое главное для меня событие произошло в декабре 2019 года. Почему главное?

Потому что 24 декабря на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» заложили новый «Метеор 120Р» проекта 03580. Он предназначен для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О». И линейка судов на подводных крыльях приобрела практически завершённый вид.

Первое судно серии было спущено на воду 3 августа 2021 года. Вот репортаж первого канала об этом событии - ссылка .

Людей всегда манили неизведанные просторы. Бескрайние морские глади, уходящие за горизонт, и тайны, что скрываются за ними. Веками будоражила умы идея полёта в бесконечном голубом океане неба. Многие столетия подобные идеи были лишь уделом романтиков и теоретиков, но всё же со временем человечество покорило и морские, и небесные просторы. Однако изобретателей и фантазёров от этого меньше не стало. Теперь, мысленно уносясь в неизведанные дали уже космического пространства, люди понимают, что до достижения этой мечты ещё очень и очень далеко. Поэтому вновь обращают свой взор на бренную землю. Сочетание идей полёта и плавания тоже можно было бы назвать несбыточной мечтой, однако это давно уже не так.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

Кто-то вспомнит из детства: лето, берег реки и несущееся над волнами ракетообразное судно. Крылья приподнимают его над водой, и оно, оставляя за собой шлейф брызг и волн, уходит вдаль. Это рассказ о судах на подводных крыльях (СПК). О кораблях, летящих над водой.

Судно на подводных крыльях проекта Энрико Форланини, пилотируемое создателем. Озеро Маджоре, 1910 год

Судно на подводных крыльях проекта Энрико Форланини, пилотируемое создателем. Озеро Маджоре, 1910 год

Но данная концепция не получила широкого распространения. Суда на подводных крыльях были довольно ненадёжными. Для достижения эффекта полёта над водой они требовали мощного двигателя. К тому же были крайне зависимы от спокойствия водной глади.

Во время войны похожие разработки велись и в Канаде. Но из-за недостаточного финансирования и бытовавшего в то время мнения о малой полезности таких судов работы по их проектированию завершились только после Второй мировой войны. На основе этих экспериментов были созданы и введены в строй несколько СПК противолодочного назначения. Вершина этого проекта, корабль HMCS Bras d'Or (FHE 400), развивал скорость до 63 узлов (около 117 км\ч).

Однако у судов на подводных крыльях есть не только преимущества. СПК обладают недостатками, которые практически неустранимы в силу самой концепции.

Несмотря на всё вышеперечисленное, использование СПК продолжается. В ВМФ многих стран мира есть суда подобного типа. Их высокая скорость и малая уязвимость перевешивают все недостатки. С развитием современных технологий можно ожидать скорого ренессанса судов на подводных крыльях. Разработка новых прочных сплавов, высокомощных двигателей, а также компьютеризация и автоматизация многих систем позволят сгладить или даже полностью убрать большинство недостатков СПК.

На данный момент Россия имеет самый большой в мире флот гражданских судов на подводных крыльях . Известное ещё по советским временам ЦКБ имени Е.Р. Алексеева не так давно разработало новое СПК с использованием современных технологий. «Метеор 120Р» уже начал поступать в некоторые речные пароходства и эксплуатироваться на пассажирских линиях. Вполне вероятно, что скоро произойдёт обновление всего парка старых советских СПК на современные. А если эксперимент окажется успешным, то, возможно, и в других странах решат использовать суда на подводных крыльях в гражданской сфере.

Корабли на подводных крыльях представляют собой потрясающее сочетание технологий полёта и плавания. Они поражают воображение тех, кто никогда не видел их раньше. Ведь со стороны они выглядят, как настоящие пришельцы из будущего, особенно в исполнении современных технологий. На основе СПК были созданы и другие суда, куда более близкие именно к самолётам, а не к кораблям. Они используют технологию, исследование которой началось благодаря усилиям по развитию технологии подводных крыльев, и называются экранопланами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: