Есть ли в кыргызстане арбитражный суд

Обновлено: 18.04.2024

Арбитражный суд Республики Кыргызстан является органом, осуществляющим правосудие в области экономических отношений между предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности, государственными и иными органами. (В дальнейшем именуются организации).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Законодательство об арбитражном суде

Арбитражный суд Республики Кыргызстан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Кыргызстан, настоящим законом, другими Законами Республики Кыргызстан, межгосударственными соглашениями, иными законодательными и нормативными актами.

Порядок и сроки разрешения хозяйственных споров арбитражными судами устанавливаются Законом Республики Кыргызстан «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Кыргызстан».

Особенности разрешения отдельных видов споров могут устанавливаться законодательными актами Республики Кыргызстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Задачи арбитражного суда

Задачами арбитражного суда являются:

- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организации путем осуществления правосудия;

- содействие правовыми средствами соблюдению законов и экономических отношениях;

- обеспечение единообразного и правильного применения законов при разрешении хозяйственных споров.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Обязательность решения арбитражного суда

Решение, постановление, определение арбитражного суда являются обязательными и подлежат исполнению всеми организациями и их должностными лицами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Законодательная инициатива Высшего арбитражного суда Республики Кыргызстан

В соответствии с Конституцией Республики Кыргызстан Высшему арбитражному суду республики принадлежит право законодательной инициативы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

II. Организация арбитражного суда

Статья 6. Система арбитражных судов

В Республике Кыргызстан действуют арбитражные суды:

- Высший арбитражный суд Республики Кыргызстан;

- арбитражные суды областей.

Высший арбитражный суд Республики Кыргызстан и арбитражные суды областей составляют единую систему арбитражных судов в Республике Кыргызстан.

Система государственных органов, в том числе правоохранительных органов, определена в Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

Судебную власть в Кыргызстане в соответствии с Конституцией Кыргызстана осуществляют только суды. Конституционный Суд Кыргызской Республики. Верховный Суд Кыргызской Республики. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики и местные суды — суды областей, г. Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды (ст. 79 гл. 6).

Анализ приведенного конституционного положения позволяет выделить суды общей юрисдикции и суды специальной юрисдикции (арбитражные суды). Суды общей юрисдикции в соответствии с административно-территориальным делением Кыргызстана представляют три звена. Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд Кыргызстана. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Кыргызской Республики. Низовым звеном являются районные (городские) суды. Промежуточное положение занимают областные и приравненные к ним (Бишкекский городской суд) суды.

Организация и деятельность перечисленных судов Кыргыстана урегулированы в Законе КР «О Верховном Суде Кыргызской Республики и местных судах» от 13 июня 2003 г., а также в Законе КР «О статусе судей Кыргызской Республики» от 19 июня 2008 г.

Арбитражные суды представляют собой два звена. Высшим звеном является Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, который осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов и арбитражного суда г. Бишкека. Нижестоящим звеном являются арбитражные суды областей и приравненный к ним арбитражный суд г. Бишкека. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, арбитражные суды областей, арбитражный суд г. Бишкека составляют единую систему арбитражных судов Кыргызской Республики.

Судьей Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики избираются Собранием народных представителей Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики сроком на 10 лет. Судьей местного суда может быть только гражданин Кыргызской Республики не старше 65-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Судьи местных судов назначаются Президентом Кыргызской Республики в первый раз сроком на три года, в последующие — на семь лет (ст. 80).

Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Собрания народных представителей Кыргызской Республики. Судьи освобождаются от должности по состоянию здоровья, по собственному желанию, за совершение преступления и на основе вступившего в законную юридическую силу обвинительного приговора суда и по иным основаниям. Иначе говоря, перечень оснований освобождения судьи от должности не является исчерпывающим.

Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Кыргызской Республики — «высший орган судебной власти по защите Конституции Кыргызской Республики». Согласно Конституции Кыргызстана он состоит из Председателя Конституционного Суда Кыргызской Республики, его заместителя и семи судей Конституционного Суда Кыргызской Республики (п. 1—2 ст. 82). Судьей Конституционного Суда может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики избираются Законодательным собранием и Собранием народных представителей по представлению Президента Кыргызской Республики. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Конституционный Суд Кыргызской Республики имеет следующие полномочия: признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией Кыргызской Республики; решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции Кыргызской Республики; даст заключение о правомерности выборов Президента Кыргызской Республики; даст заключение по вопросу об отстранении от должности Президента Кыргызской Республики, а также судей Конституционного Суда Кыргызской Республики, Верховного Суда Кыргызской Республики, Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики; даст согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; даст заключение по вопросу' об изменениях и дополнениях Конституции Кыргызской Республики; отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции Кыргызской Республики; принимает решения о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решения Конституционного Суда Кыргызской Республики являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Организация и деятельность Конституционного Суда Кыргызстана урегулированы в Законе КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 г., а также в Законе КР «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» от 25 июня 2009 г.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Арбитражные суды в Киргизской Республике
    • Статья 2. Законодательство об арбитражных судах Киргизской Республики
    • Статья 3. Система арбитражных судов в Киргизской Республике
    • Статья 4. Основные задачи арбитражных судов в Киргизской Республике
    • Статья 5. Основные принципы деятельности арбитражных судов Киргизской Республики
    • Статья 6. Обязательность судебных актов
    • Статья 7. Судьи арбитражных судов в Киргизской Республике
    • Статья 8. Высший Арбитражный суд Киргизской Республики
    • Статья 9. Полномочия Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 10. Состав Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 11. Пленум Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 12. Полномочия Пленума Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 13. Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 14. Судебные составы надзорной инстанции Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 15. Порядок работы судебного состава надзорной инстанции Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 16. Председатель Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 17. Заместители Председателя Высшего Арбитражного суда Киргизской Республики
    • Статья 18. Арбитражные суды областей и города Бишкек
    • Статья 19. Полномочия арбитражных судов областей и города Бишкек
    • Статья 20. Порядок работы арбитражных судов областей и города Бишкек
    • Статья 21. Председатель арбитражного суда области, города Бишкек и его заместитель
    • Статья 22. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Киргизской Республике
    • Статья 23. Аппарат арбитражного суда
    • Статья 24. Финансирование арбитражных судов в Киргизской Республике
    • Статья 25. Численность арбитражных судов
    • Статья 26. Международные связи
    • Статья 27. Печать арбитражного суда
    • Статья 28. Символы судебной власти арбитражного суда
    • Статья 29. Местопребывание арбитражных судов
    • Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

    Закон Киргизской Республики
    "О системе арбитражных судов Киргизской Республики"

    Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Киргизской Республики 5 ноября 1997 года

    Президент Киргизской Республики

    Бишкек, Дом Правительства

    1 декабря 1997 года

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Закон Киргизской Республики "О системе арбитражных судов Киргизской Республики" (Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Киргизской Республики 5 ноября 1997 года)

    Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования

    Текст Закона опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 8, ст. 78

    Кыргызская Республика, как и многие постсоветские страны, принимает меры к привлечению инвестиций. Так или иначе, инвестиции сопровождаются спорами между государством и инвесторами. Инвесторы выбирают международный арбитраж как способ разрешения инвестиционных споров. Это связано с целым рядом преимуществ, в их числе – беспристрастное и независимое от сторон разбирательство, окончательность решения, возможность исполнения решения во многих странах, где могут быть обнаружены активы проигравшей стороны.

    Н. Сабиров , юридическая фирма «Каликова энд Ассошиэйтс»

    Кыргызская Республика, как и многие постсоветские страны, принимает меры к привлечению инвестиций. Так или иначе, инвестиции сопровождаются спорами между государством и инвесторами. Инвесторы выбирают международный арбитраж как способ разрешения инвестиционных споров. Это связано с целым рядом преимуществ, в их числе – беспристрастное и независимое от сторон разбирательство, окончательность решения, возможность исполнения решения во многих странах, где могут быть обнаружены активы проигравшей стороны.

    КР уже приняла участие в нескольких арбитражных разбирательствах /1/. Поэтому есть смысл проанализировать особенности правового регулирования арбитража в КР, причины и последствия арбитражных споров и сделать соответствующие выводы. На наш взгляд, это будет полезным как инвесторам, так и чиновникам.

    В рамках данной статьи остановимся на нескольких аспектах арбитража. В частности, речь пойдет:

    (1) о международных соглашениях по арбитражу, участником которых является КР, и национальном законодательстве КР, поскольку наличие международных соглашений и правовой базы КР существенным образом влияет на выбор арбитража как способа разрешения споров;

    (2) о признании и исполнении арбитражных решений в КР, ведь в конечном итоге для инвестора важно, чтобы решения арбитража реально исполнялись.

    1. Участие КР в международных соглашениях по арбитражу и национальное законодательство

    1.1 Международные соглашения

    Одним из важных международных соглашений в сфере арбитража являются Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция) и Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция).

    Нью-Йоркская конвенция создает обязательство для государств признавать и исполнять на их территории иностранные арбитражные решения.

    КР является участником Нью-Йоркской конвенции. Следует отметить, что КР присоединилась к Нью-Йоркской конвенции без каких-либо оговорок. Это означает, что в КР подлежат признанию и исполнению любые иностранные арбитражные решения, вынесенные в любом государстве, при условии, что отсутствуют основания, предусмотренные Нью-Йоркской конвенцией, для отказа в признании и исполнении арбитражных решений. Вашингтонская конвенция учреждает Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), решения которого подлежат исполнению государствами – участниками конвенции таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства.

    КР ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, но она не вступила в силу для КР. Парадокс заключается в том, что КР, ратифицировав конвенцию, не депонировала акт о ратификации во Всемирном Банке, что является условием для вступления в силу Вашингтонской конвенции. Это означает, что МЦУИС не будет обладать компетенцией по разрешению инвестиционных споров, где стороной является КР. Это связано с тем, что МЦУИС уполномочен рассматривать инвестиционные споры, где сторонами являются государство – участник Вашингтонской конвенции и резидент другого государства – участника Вашингтонской конвенции.

    Но это не исключает возможности рассмотрения инвестиционных споров с участием КР по правилам, установленным не Вашингтонской конвенцией, а в соответствии с Правилами дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом МЦУИС (Rules Governing the Additional Facility for the Administration of the Proceeding by the Secretariat of ICSID – для случаев, когда спор по тому или иному признаку (по предмету спора или по субъектному составу) не входит в компетенцию МЦУИС, были разработаны правила дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом МЦУИС).

    Существует прецедент, когда спор между инвестором и КР был рассмотрен в соответствии с Правилами дополнительных средств. В 2006 г. турецкая компания Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. инициировала иск против КР (ICSID Case No. ARB (AF)/06/1). Насколько нам известно, иск рассматривался в соответствии с Правилами дополнительных средств, и КР оспаривала компетенцию арбитража, ссылаясь на то, что Кыргызстан не является участницей Вашингтонской конвенции. Арбитраж признал свою компетенцию и рассмотрел спор по существу.

    КР помимо вышеуказанных многосторонних международных договоров подписала целый ряд двусторонних соглашений о защите инвестиций (с КНР, Турцией, Украиной, США, Малайзией, Пакистаном, Арменией, Великобританией, Францией, Ираном, Узбекистаном, Азербайджаном, Германией, Грузией, Индией, Индонезией, Казахстаном, Беларусью, Монголией, Швейцарией, Таджикистаном, Швецией, Молдовой, Финляндией, Кореей, Латвией, Литвой). Соглашения о защите инвестиций, как правило, предусматривают возможность обращения инвесторов – резидентов договаривающихся государств к арбитражу в случае возникновения споров между инвестором и договаривающимся государством. Безусловно, наличие двусторонних соглашений о защите инвестиций предоставляет дополнительные гарантии для защиты интересов иностранных инвесторов, и уже существуют прецеденты, когда иностранные инвесторы на основании таких соглашений инициировали арбитражные разбирательства (Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. v. KR, Oxus Gold plc v. KR).

    1.2 Национальное законодательство

    Законодательство КР (кыргызское право) является достаточно либеральным и благоприятным для иностранных инвесторов с точки зрения инициирования арбитражного разбирательства.

    Понятие инвестиции в кыргызском праве носит достаточно широкий характер. В частности, под инвестициями понимаются материальные и нематериальные вложения всех видов активов, находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно инвестором, в объекты экономической деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в виде денежных средств, движимого и недвижимого имущества, акций и иных форм участия в юридическом лице и т.д. Форма, в которой инвестируется имущество, или изменение этой формы не влияет на его характер в качестве инвестиций (статья 1 Закона КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года). Любой потенциальный иностранный инвестор, осуществляющий в соответствии с кыргызским правом инвестиции, в случае нарушений его прав, даже в отсутствие заключенного с Правительством КР инвестиционного соглашения с арбитражной оговоркой, может рассчитывать на арбитраж, поскольку:

    КР подписала ряд двусторонних международных соглашений о защите инвестиций, которые предусматривают разрешение споров между инвесторами и государством в арбитраже. Таким образом, резиденты государств – участников вышеуказанных соглашений могут рассчитывать на разрешение их споров в арбитраже.

    Но даже если между государством, резидентом которого является иностранный инвестор, и КР нет соглашения о защите инвестиций, существует возможность инициирования арбитража. Дело в том, что кыргызское право предусматривает публичную оферту на передачу инвестиционного спора в арбитраж /2/, и иностранному инвестору остается лишь акцептовать его путем направления соответствующего документа об инициировании арбитража. Национальный закон, предусматривающий право инвестора разрешить спор в арбитраже, может рассматриваться как выражение воли и согласия государства на разрешение спора с иностранным инвестором в арбитраже. В этом случае инвестору достаточно принять такое предложение государства и обратиться в арбитраж в письменной форме, а согласие государства будет подтверждаться нормами. национального закона (пункт 24 Отчета исполнительных директоров Всемирного банка по Вашингтонской Конвенции (Report of the Executive Directors on the Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of Other States).

    Следует отметить, что в этом плане КР приняла прогрессивный закон, в отличие от соседних государств. Например, насколько мне известно, по законодательству Казахстана и Таджикистана инвестиционный спор, если нет международных соглашений о защите инвестиций с соответствующей арбитражной оговоркой, может быть передан в арбитраж при наличии соответствующего соглашения сторон о передаче спора в арбитраж /3/.

    Безусловно, несмотря на вышеизложенное, вопрос о наличии либо отсутствии компетенции по конкретному инвестиционному спору будет решать соответствующий арбитражный трибунал.

    2. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Кыргызской Республике

    Кыргызское право предусматривает некоторые особенности признания и исполнения иностранных арбитражных решений в КР, в частности:

    – кыргызское право в нарушение Нью-Йоркской конвенции расширяет перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражный решений. Например, основанием для отказа могут быть: (1) если дело в соответствии с кыргызским правом относится к исключительной компетенции суда КР (споры о недвижимости в КР); (2) если истек трехлетний срок давности для приведения иностранного арбитражного решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом КР. Дело в том, что часть 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса КР, регулирующая порядок признания и исполнения решений иностранных третейских судов (арбитражей), международных третейских судов (арбитражей), отсылает к статье 434 ГПК, где указаны основания для отказа в признании и исполнении решений иностранных государственных судов. Таким образом, формально данные основания могут быть применимы и в отношении признания и исполнения арбитражных решений.

    Но, несмотря на данное противоречие, будут действовать нормы Нью-Йоркской конвенции. Дело в том, что кыргызское процессуальное право предусматривает приоритет норм международных соглашений, в том числе норм Нью-Йоркской конвенции.

    Кыргызское право предусматривает разные нормы, регулирующие порядок признания и исполнения арбитражных решений КР и иностранных арбитражных решений. Но при этом кыргызское право не устанавливает, как это предусмотрено в статье 1 (3) Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, критериев для определения, что является иностранным/ международным арбитражем, а что – нет. В результате судья просто не сможет определить, какими нормами кыргызского права он должен руководствоваться при рассмотрении вопроса о признании и исполнении иностранного арбитражного решения.

    Но вышеуказанные особенности еще не прошли «обкатку» на практике. Насколько мне известно, в местных судах КР был один прецедент, когда сторона обратилась в суд о признании и исполнении иностранного арбитражного решения. В результате рассмотрения суд КР отказал в признании и исполнении арбитражного решения. Следует отметить, что существует один прецедент «добровольного» (взыскатели могут привлечь различные инструменты для достижения своих целей, в том числе задействовать дипломатические ресурсы своего государства) исполнения КР арбитражного решения, вынесенного не в пользу КР.

    В целом, насколько нам известно, соответствующие государственные органы КР принимали участие в четырех арбитражных разбирательствах, из которых два дела были разрешены не в пользу КР, одно дело было разрешено путем мирового соглашения, а по одному делу информация отсутствует. В настоящее время ведется несколько арбитражных разбирательств против КР (соответствующих государственных органов), не исключено инициирование и других арбитражных разбирательств, связанных с национализацией имущества, с неправомерными действиями государственных органов КР, которые привели к потере контроля над активами в КР.

    В случае инициирования процедуры признания и исполнения иностранного арбитражного решения в КР, процедура будет выглядеть следующим образом.

    (i) Взыскатель обращается в суд о признании и исполнении арбитражного решения с приложением соответствующих документов. Срок рассмотрения в суде первой инстанции составляет 1 месяц. Государственная пошлина составляет около 21 доллара США.

    (ii) Стороны арбитражного разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа суд не вправе пересматривать арбитражное решение по существу.

    (iii) В результате рассмотрения суд выносит определение о признании и приведении в исполнение арбитражного решения и выдает исполнительный лист либо отказывает в признании и исполнении арбитражного решения. Любое решение суда может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции (суд второй инстанции, Верховный суд).

    3. Заключение

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что кыргызское право устанавливает благоприятные для инвестора нормы, позволяющие ему инициировать арбитражный процесс против КР. Часто у инвесторов возникает вопрос, какой арбитражный институт выбрать с точки зрения последующего исполнения его решения на территории КР. Основываясь на кыргызском праве, нашем опыте работы с судами КР, наиболее вероятно, что при исполнении решения иностранного арбитража в КР местонахождение и статус арбитражного института, принявшего решение, не будет иметь существенного значения для суда. При этом хотели бы отметить, что в последнее время среди государственных служащих и политической элиты КР растет понимание последствий международного арбитража. Одним из доказательство этого являются факты найма КР, несмотря на дефицит бюджета, международных юридических фирм для представления интересов КР в международных арбитражных процессах, где стоимость их услуг составляет около одного миллиона долларов США. На мой взгляд, поворотным моментом для столь серьезного отношения КР к арбитражным процессам стал арест канадским судом акций кыргызской стороны в компании Centerra Gold в рамках дела о признании и исполнения решения МЦУИС по делу Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. v. KR о взыскании с КР в пользу данной турецкой компании около 11 миллионов долларов США.

    Сам факт роста понимания обществом, государственными служащими сущности и последствий арбитража для государства влечет за собой положительный эффект для инвестиционного климата в стране. Это означает, что государство будет заинтересовано в устранении причин и условий возникновения инвестиционных споров, в тщательном рассмотрении и оперативном реагировании на нарушения прав инвесторов. В свою очередь, это даст положительный мультипликативный эффект на развитие государства в целом. Таким образом, на сегодняшний день арбитраж является действующим способом разрешения инвестиционных споров с КР.

    1. Арбитражные разбирательства: (i) Petrobart Ltd v. KR; (ii) Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. v. KR; (iii) Oxus Gold plc v. KR; (iv) Centerra Gold Inc. (Canada) and Kumtor Gold Company (KR) v. KR; (v) ENTES Industrial Plants Construction & Erection Contracting Co. Inc. v. the Ministry of Transport and Communications of the KR.

    2. Статья 18 Закона КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года, статья 46 Закона КР «О третейских судах в Кыргызской Республике» от 30 июля 2002 года.

    3. Часть 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года, статья 22 Закона Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 12 мая 2007 года.

    Ж. ТОРОЕВ, исполнительный директор ФСППЭР КР

    В последние годы в некоторых странах СНГ стали возрождаться суды обычного права как самостоятельный вид судебных учреждений, действующих на основе обычного права (адата) и применяющих его нормы, не противоречащие закону. Как правило, они не включаются в судебные системы, а лишь дополняют их в части рассмотрения споров, возникающих между членами одного населенного пункта.

    С 1993 г. подобные судебные институты восстановлены в Кыргызстане (суды аксакалов). 5 июля 2002 года президент подписал закон о судах аксакалов, принятый законодательным собранием жогорку кенеша КР 4 июня 2002 года. Отличие данного закона от других в том, что в нем впервые отражены национальные традиции, народный менталитет населения республики. Суды аксакалов могут учреждаться по решению собрания граждан конкретного населенного пункта, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков и городов из числа аксакалов или иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом. В своей работе суды аксакалов руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим законом и другими нормативными и правовыми актами КР. Стержнем деятельности судов аксакалов является совесть, личные убеждения, нормы нравственности и морали, исторически сложившиеся из обычаев и традиций народов Кыргызстана, не противоречащих законодательству страны. По существу суды аксакалов могут выступать в роли народных омбудсменов, особенно в сельской глубинке, где нет квалифицированных юристов, нет доступа к правовой информации населения. В связи с этим небольшие спорные ситуации в сельской местности могут спровоцировать большие конфликты, куда вовлекаются сочувствующие родственники, и, не находя своевременного разрешения, перерасти в непримиримую родоплеменную вражду со всеми вытекающими последствиями. Поэтому очень важно на данном этапе, особенно в сельской местности, организовать неформальную деятельность судов аксакалов для решения всех конфликтных ситуаций путем убеждения, общественного воздействия, достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего законам и другим нормативным актам республики решения.

    Суды аксакалов могут рассматривать дела и материалы по имущественным спорам между гражданами, о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию детей, а также по спорам по поводу земельных участков, нерациональному использованию земель, об административных правонарушениях и т.п.

    Суды аксакалов осуществляют контроль за исполнением своих решений. Не реже одного раза в год они отчитываются о своей деятельности перед собранием своих учредителей. Решение судов аксакалов может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящие судебные органы.

    Все это, несомненно, должно способствовать предупреждению конфликтных ситуаций на основе примирения сторон, разрешению спорных ситуаций в соответствии с законами и нормами обычного права, не противоречащего законам.

    Но есть и другое мнение по поводу работы судов аксакалов. Так, по словам некоторых правозащитников, в Кыргызстане суды аксакалов созданы произвольно, в результате их непрофессионализма имеют место негативные случаи разрешения конфликтов. По мнению лидеров партии «Ар-Намыс», суды аксакалов вообще необходимо ликвидировать по причине их профессиональной несостоятельности в осуществлении правосудия, а вместо этого ввести в практику институт мировых судей.

    В то же время само население плохо знает о возможностях судов аксакалов и чаще предпочитает обращаться сразу в правоохранительные органы или в суды, что требует больших финансовых затрат. В связи с этим фонд содействия и поддержки правовых и экономических реформ разработал проект по совершенствованию деятельности судов аксакалов по защите прав человека и предупреждению конфликтных ситуаций в сельской местности, который был поддержан местным офисом ОБСЕ в г. Оше.

    Проект предусматривает совершенствование деятельности судов аксакалов через системное обучение председателей судов аксакалов южного региона основным умениям и навыкам правовых действий, что позволит поднять эффективность и устойчивость работы судов аксакалов по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций на юге Кыргызстана. Исходя из анализа анкет, заполненных председателями суда аксакалов в ходе мониторинга их деятельности, для членов судов аксакалов Ошской, Жалалабатской и Баткенской областей были проведены обучающие семинары. В раздаточный материал были включены извлечения из кодексов КР, регулирующих деятельность судов аксакалов, используемых ими при рассмотрении различных дел, в том числе из гражданского, семейного, земельного, трудового кодекса, кодекса об административных правонарушениях, а также такие недавно принятые законы КР, как «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР», «О судах аксакалов», «О социально-правовой защите от насилия в семье», «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства». Для устойчивости деятельности судов аксакалов сотрудниками проекта подготовлено информационно-методическое пособие по практической организации деятельности судов аксакалов, включающее основные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу деятельности, с соответствующими комментариями специалистов. Пособие составлено с учетом пожеланий председателей судов аксакалов и включает конкретные примеры разрешения различных конфликтных и спорных ситуаций.

    Проектом предусмотрено также инициирование предложения по созданию ассоциации судов аксакалов для обсуждения и решения внутренних проблем, а также представления корпоративных интересов в государственных органах. С этой целью сотрудниками фонда подготовлен проект устава такого общественного объединения, который будет обсужден за «круглым столом», на который приглашены все стороны, заинтересованные в эффективной и действенной работе судов аксакалов.

    Таким образом, осуществление проекта способствует информационному и нормативно-правовому обеспечению деятельности судов аксакалов, повышает их умения и навыки правовых действий при предупреждении и решении конфликтных ситуаций, что в целом должно повысить эффективность и устойчивость работы судов аксакалов, конституционное право граждан на защиту прав и законных интересов в судах аксакалов, которое государство не в состоянии гарантировать каждому в силу экономических и финансовых причин.

    ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: