Есть ли суд присяжных в германии

Обновлено: 24.04.2024

Суд шеффенов – суд, в котором правосудие осуществляет не только судья, но и избранные представители народа без юридического образования. На сегодняшний день суд шеффенов существует во многих странах. Шеффен – это судья из народа. Но важно разграничить его и суд присяжных. Все таки, шеффены носят скорее промежуточное положение между судом, где все решает судья (государственный чиновник) и полным народовластием при вынесении приговора. Если суд присяжных считается отдельным органом и никак не зависит от судьи, то суд шеффенов образует единую коллегию с судьей/судьями.

В каких странах применяется суд шеффенов?
Сей суд применяется, например, во Франции и Италии, где он называется суд ассизов. В Австрии продолжает функционировать под своим историческим названием. В Японии существует система похожая на рассматриваемую именуемая «Saiban-in».

Но интереснее всего Германия – в немецком уголовном праве отсутствует понятие суда присяжных вместо него используется суд шеффенов, в виде демократического и представительного суда. В нем 2 члена «жюри» избираются на несколько разных процессов, и не обладают профессиональными юридическими навыками. Участие в суде есть обязанность каждого члена общины, срок исполнения обязанности составляет 5 лет и не может быть более 2 сроков подряд.

Как стать шеффеном?
Заинтересованные граждане могут подать заявку в свою городскую или муниципальную администрацию. Обычно для этого в Интернете есть предварительные формы. Муниципалитеты составляют списки и выносят их на рассмотрение избирательной комиссии. Работодатели должны освободить кандидатов от работы на время участия их в переговорах.

Общественным судьям в Германии, которые участвуют в судебном процессе при рассмотрении одного дела более 20 дней или общественным судьям, которые отсутствовали более 6 дней на работе в течение в 30 дней, выплачивается компенсация в размере 39 евро за час работы в суде. Компенсация составляет 51 евро за час работы в суде, если общественный судья участвует в одном процессе более 50 дней.

Рассматриваются дела, максимальное наказание за которые не может превышать 4-х лет и в отношении которых прокуратура не установила признаки особой значимости, например опасность для государственного строя. Существуют также расширенный суд шеффенов с 2 судьями и 2 заседателями им рассматриваются уголовные дела по обвинению в умышленном убийстве или в других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захвата самолетов, ограбления, вымогательства при отягчающих обстоятельствах и др.), а также Земельный суд где 3 судьи и 3 шеффена.

Кто может стать шеффеном?
Членом жюри может стать любой гражданин Германии в возрасте от 25 до 69 лет. Но существует ряд ограничений, например, шеффеном не может быть гражданин который ранее был приговорен к лишению свободы на срок более 6 месяцев за умышленное деяние. А также вводится ограничение на участие в таких судах для лиц ранее работавших в спецслужбах ГДР. Кроме того, кандидаты в члены жюри не должны отвергать свободный демократический порядок или выступать против него. При этом аптекари, врачи и лица, которые достигли возраста в 65 лет освобождаются от обязанности участвовать в заседаниях.

Чем суд шеффенов отличается от суда присяжных?
Иван Яковлевич Фойницкий, российский правовед, сформулировал отличительные признаки суда шеффенов, которые выделяют его на фоне суда присяжных.

  1. Коллегия шеффенов избирается не на одно заседание, а на ряд рассматриваемых дел.
  2. Шеффены образуют единую коллегию с судьей, в отличие от присяжных.
  3. Их приговор имеет мотивационную часть.
  4. Возможна апелляционный пересмотр приговора.
  • В Германии и Австрии коллегия состоит из 1 профессионального судьи и 2 шеффенов.
  • Шеффены не присутствуют на судебных заседаниях, итог которых может предполагать помещение подсудимого в психиатрическую больницу.
  • В Германии и Австрии суд шеффенов применяется для дел, максимальный срок возможного заключения по которым не превышает 4 лет.
  • В Австрии шеффены не могут признать виновным обвиняемого, если профессиональный судья считает его невиновным. В данном случае голос судьи имеет приоритетное значение.
  • В залах судебных заседаний Германии нет молотков.

Обязательной потребностью общества является установление справедливости. Особенно остро эта потребность ощущается в условиях нестабильности социальных институтов, когда существует риск установления произвола властей, потому очень часто на разных территориях и в разные времена возникали суды с активным участием населения.

После падения Римской империи на территориях её бывших провинций стал возникать правовой вакуум. Право судить на себя стали брать князья, которым эти земли переходили в качестве феода за военную выслугу перед императором. Как правило, новые феодалы на своих владениях прежде никогда не жили и с местными традициями знакомы не были. В то же время основной их задачей была поддержка порядка в их землях, а нарушение установившихся в народе традиций совсем этому не способствует. Потому вопрос о функционировании суда встал крайне остро.

Сперва, присутствие на заседаниях было повинностью, причём крайне тяжёлой. Она требовала от представителей общины участвовать в заседаниях на регулярной основе, что мешало их основному промыслу. Потому основная часть населения старалась избегать своей обязанности. Проблему должны были решить судебные реформы Карла Великого.

Согласно ним, при суде появлялись коллегии из представителей свободного сословия, которые на определённый срок исполняли судебные повинности. Одной из форм реализации такой реформы стал суд шеффенов.

Термин «шеффены» произволен от немецкого слова «Schoffe» – буквально «судебный заседатель». Шеффены избирались из числа граждан свободного сословия, иных обязательных требований к ним не было. На практике шеффенами были состоятельные граждане города, либо крупные землевладельцы. Они должны были составлять единую коллегию с судьёй и советовать ему при вынесении решения. Что коренным образом отличает этот институт от предшествующим ему судам рахинбургов и скабинов, где члены коллегии самостоятельно выносили решения и больше походили на то, что мы сейчас привыкли называть судом присяжных. Суд рахинбургов представлял из себя как раз такой суд, присутствие на котором было повинностью, а скабинов – мог произвольно назначать сеньор.

Задача шеффенов при этом заключалась в указании обычая, который применяется в соответствующем споре. Данный институт поддерживался жителями провинций, формировавших запрос на справедливый суд. При этом судья чаще всего назначался императором либо князем, потому наличие рядом с ним знатных местных жителей помогало защититься от произвола власти и поддерживало правовую автономию провинции от императорского давления.

Наибольшее распространение институт суда шеффенов приобрел в регионах нижнего течения Рейна, а также на землях франкского права. Меньшего всего к нему прибегали на землях баварского и алеманского права. Во Франции закрепился под названием эшевенов, их избирали из числа горожан, но по назначались сеньором. Им были подсудны граждане, которых не мог судить сеньору. При этом в Италии этот институт почти не сохранился, при этом активнее применялся в городах, нежели в сельской местности.

Шеффены в их первозданном виде не пережили период феодальных смут и распространение письменного права в Северной Европе, но остались в качестве самых уважаемых представителей города и будут присутствовать уже в качестве заседателей на сеньориальных судах.

С середины 19 века в Германии станут действовать суды шеффенов в виде судьи и двух заседателей (шеффенов). В их компетенцию входили малозначительные преступления. С середины 20 века этот суд вновь возродился уже в ФРГ, при рассмотрении дел о значительных уголовных преступлениях, в него входили судья и два председателя, которые избирались из населения соответствующего судебного участка.

Таким образом, суд шеффенов имеет элемент народовластия, однако, отличается от нашего современного представления о судах присяжных тем, что избранники от народа выполняли совещательные и консультативные функции. Со временем, пусть и изменившись, суд шеффенов продолжает существовать в современном праве.


Актуальность данной статьи обуславливает необходимость защиты прав человека, которая находится в тесной связи с существованием гуманного и состязательного производства. Выраженным гарантом такого вида судопроизводства выступает институт народного представительства.

Институт суда присяжных является действительной. реальной необходимостью в целях максимально справедливого разрешения наиболее сложных, общественно опасных категорий уголовных дел. Настоящий вид судопроизводства является инструментом и главным рычагом к исключению судебных ошибок при рассмотрении дела. Более того, мотивацией к такому порядку рассмотрения уголовных дел является невозможность изменения подобного рода решений, что порождает максимальную ответственность и объективность. Данный институт является своего рода гарантом справедливости, объективности и рычагом контроля общества за отправлением правосудия.

В Уголовном процессе Германии отсутствует понятие «суд присяжных», в отличие от Российской Федерации, в котором данное понятие официально закреплено в Главе 42 (ст. 324–353) Уголовно — процессуального Кодекса Российской Федерации.

Эквивалентом такого суда на территории Германии, в зависимости от характера преступления, выступает демократичный, представительный «суд шеффенов». Функцию так называемых жюри в таком суде выполняют члены суда, не обладающие профессиональными навыками — шеффены. Представляется возможным рассмотреть структуру и порядок рассмотрения дел с участием шеффенов. Первая инстанция рассмотрения дела представлена участковыми судами в составе одного судьи. Два года — такова максимальная мера наказания по уголовным делам, рассматриваемым в вышеуказанном порядке. Для суда шеффенов обязательным является участие в процессе одного судьи и, соответственно, двух участников процесса, не обладающих специальными профессиональными знаниями с точки зрения права. Судебный процесс такого вида имеет место быть при условии наличия преступления, срок лишения свободы за которые может составить до четырех лет. Более того, рассмотрению в таком суде подлежат дела, в отношении которых не были установлены признаки особой значимости (что определяет прокуратура), а также, в отношении которых не было направлено обращений в адрес вышестоящего суда. Существует также суд шеффенов расширенного вида. Для него характерен состав: два судьи и два шеффена. На порядок выше указанного суда стоит Земельный суд, в состав которого входят трое судей и три шеффена. Их ведению в целях рассмотрения подлежат дела особой тяжести (например — дела об умышленных убийствах). Правовые источники Германии указывают на малые палаты Высших судов земли, к ведению которых относится рассмотрение жалоб на приговоры вышеупомянутых судов (состав представлен профессиональным судьей и двумя шеффенами). Говоря о значимости статуса шеффена в Германии, стоит отметить факт того, что он носит значимое и почетное место. Представляется возможным указать на то, что шеффены, благодаря своему правовому статусу имеют возможность реализовывать права и обязанности присущие профессиональному судье.

Основными различиями суда присяжных в Российской Федерации и суда шеффенов является состав коллегий, а именно — суд шеффенов представлен одной коллегией суда, для которой характерен смешанный состав (коронный и народный элемент), суд присяжных в России представляет из себя две коллегии (каждая из них реализует деятельность по принятию решения совместно, но при этом, имея свой круг вопросов, которые разрешаются ими отдельно и самостоятельно, — коллегия коронных судей и скамья присяжных заседателей). Также, Шеффены избираются на ряд дел, которые подлежат рассмотрению, суд присяжных же избирается лишь на одно.

Приговоры суда шеффенов имеют соответствующую мотивировку и подлежат апелляционному обжалованию, a приговоры, постановленные с участием присяжных заседателей, — нет.

Подводя итог указанным тезисам, представляется возможным указать на то, что Российское право дает возможность индивидуальной реализации суда присяжных по каждому отдельному, конкретному делу, позволяет разрешать рассматриваемое судом дело всесторонне, наиболее объективно и справедливо. Подобные утверждения можно отнести и к вышеуказанному суду шеффенов в Германии, так как одно наличие данного института народного представительства свидетельствует о намерении государств обеспечить гуманное и справедливое судопроизводство.

Основные термины (генерируются автоматически): суд шеффенов, Российская Федерация, вид судопроизводства, дело, народное представительство, профессиональный судья, суд, суд присяжных, судья, Шеффен.


В статье уделяется внимание некоторым видам судов в Федеративной республике Германии. Автор рассматривает некоторые особенности при рассмотрении гражданских и уголовных дел в Германии.

Ключевые слова: гражданская и уголовная юрисдикция, судопроизводство, конституционные права, судебная инстанция.

Судебная система Федеративной республики Германии тесно связана с историей древних римлян, которые очень многое позаимствовали у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти.

В Германии, как во всех демократических государствах, судебная власть не зависит от исполнительной и законодательной ветви власти. Принцип правового государства является основным принципом, определяющим работу судов в Федеративной республике Германии. Именно он гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Согласно статье 92 Основного закона (das Grundgesetz) или Конституции Германии, вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со статьей 95, существует пять юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Федеральный закон Германии определяет структуру судебной власти, но управление большинства судов регулируется земельным законодательством. Земли отвечают за суды низшей судебной инстанции, апелляционные суды действуют на федеральном уровне. Федерально-земельное разделение позволяет обеспечивать равное исполнение законов на всей территории страны, в то время как центральная роль земель в управлении судами гарантирует независимость судебной системы от федерального правительства. Принципы римского права составляют основу германской судебной системы и определяют систему правосудия, которая принципиально отличается от англосаксонской системы.

Судебная система ФРГ состоит из трех типов судов. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные и большинство гражданских дел и являются самыми многочисленными на сегодняшний день. Специализированные суды рассматривают дела, связанные с административным, трудовым, социальным, налоговым и патентным правом. Конституционные суды сосредоточены на судебном пересмотре и толковании Конституции. Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) является высшей судебной инстанцией.

Самый старейший и самый большой вид судов — суды общей юрисдикции, которые совмещают гражданскую и уголовную юрисдикцию. Они имеют четырехступенчатую структуру, и делятся на участковые суды на местном уровне, земельные суды на региональном уровне, верховные земельные суды на региональном уровне и Федеральный суд как последняя инстанция, ответственная за всю Федеративную Республику. Также как и в гражданском правосудии, уголовное судопроизводство начинается, как правило, с суда низшей инстанции или земельного суда, наименее тяжкие преступления рассматривает суд низшей инстанции, тяжкие — земельный суд. Только в случае особо тяжких преступлений и преступлений, противоречащих основным принципам конституции, как, например, государственная измена и терроризм, судами первой инстанции будут являться верховные земельные суды, так в настоящий момент высший земельный суд Мюнхена ведет судебный процесс по делу так называемой неонацистской группировки NSU. В этом процессе речь идет об убийстве десяти человек, большинство из них выходцы из Турции, преступниками, относящиеся к праворадикальной группировке. Прокурор обращается с иском в участковый суд, если приговор не больше четырех лет лишения свободы. Если наказание предусматривает лишение свободы не более двух лет, дело рассматривает участковый судья.

Если наказание предусматривает лишение свободы от двух до четырех лет, решение по делу может принять суд присяжных. Этот суд состоит из одного профессионального судьи и двух общественных заседателей, избираемых в особом порядке, присяжных. Присяжные на судебном заседании имеют такие же права, как и профессиональные судьи, их голоса имеют равную силу. Такого понятия как «Jury» в англо-американской системе права, когда «Jury», состоящие из присяжных, решают вопросы о виновности, в немецкой системе права не существует. За вынесение наказания за особо тяжкие преступления, это, прежде всего, убийства и преступления со смертельным исходом, как, например, грабеж со смертельным исходом, наряду с участковым судом отвечает земельный суд.

Подсудностью земельного суда также являются те случаи, когда прокурор обращается с иском в земельный суд, так как, например, в случае тяжкого экономического преступления или тяжкого преступления, связанного с наркотиками, наказание предусматривает лишение свободы на срок более четырех лет. В качестве первой инстанции в земельном суде в так называемой «большой судебной палате» в зависимости от значения и тяжести дела судебный процесс проводят два или три профессиональных судьи и два присяжных. Земельный суд также рассматривает апелляции на решения участкового суда. Дело рассматривает так называемая «малая судебная палата», которая состоит из одного профессионального судьи и двух присяжных. Подсудность независима от того, кто принимал решение в первой инстанции, судья, рассматривающий уголовные дела или суд присяжных.

Если в первой инстанции решение принял не участковый, а земельный суд (= «большая судебная палата»), появляется одна особенность: в дальнейшем уже не проводиться сбор фактов и невозможно обжаловать дело в федеральном суде. В результате появляется стратегия защиты, которая провоцирует судебную ошибку. Таким образом, можно успешно аннулирование решение суда и передать дело в другой суд, чтобы добиться повторной проверки фактов. Наряду с этим случаем допускается пересмотр решений малой судебной палаты земельного суда и судебных постановлений первой инстанции верховных земельных судов.

Кассационным судом является высший земельный суд, если апелляция по решению малой судебной палаты передана в земельный суд для обжалования. Федеральный суд вправе обжаловать дело, если, как было сказано, апелляция касается решения земельного суда первой инстанции или верховного земельного суда. Также для уголовных дел существует возможность перехода пересмотра в обход апелляционных инстанций.

Уголовный сенат верховного земельного суда состоит из трех профессиональных судей, в особо длительных и сложных процессах первой инстанции дело рассматривается пятью профессиональными судьями. Уголовный сенат Федерального суда состоит из пяти профессиональных судей.

В рамках рассмотрения подсудности уголовных судов необходимо обратить внимание на то, что для рассмотрения дел подростков, и лиц до 21 года в участковых и земельных судах есть специальный судья и суд присяжных по делам несовершеннолетних в участковом суде и судебная палата по делам несовершеннолетних в земельном суде.

Если все судебные инстанции пройдены, а пострадавший считает, что его конституционные права нарушены, он может обратиться в конституционный суд. Конституционный суд не является судебной инстанцией, его единственное назначение — это контроль за соблюдением конституции. То же самое можно сказать о европейском суде по правам человека, который должен гарантировать соблюдение европейской конвенции по правам человека. В заключение хотелось бы отметить, что такой проблемы, как недоверие к судьям, в Германии не существует, так как суд является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Неслучайно судебная система ФРГ входит в топ-15 самых независимых в мире. Вероятно, это связано с немецким менталитетом. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая способна обеспечить отраслевую защиту интересов граждан.

Тот факт, что эта страна занимает в Европе ведущую роль по гражданским искам, является отличительной особенностью судебной системы Федеративной республики Германии. Это еще раз доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

  1. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2000.
  2. Судебные системы европейских стран: справочник / пер. с фр. Д. И. Васильева и с англ. О. Ю. Кобякова. — М.: Международные отношения, 2002.
  3. Шумилов, В. М. Введение в систему публичного права ФРГ / В. М. Шумилов // Право и политика. — 2001. — № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): земельный суд, суд, дело, инстанция, лишение свободы, участковый суд, Федеральный суд, Федеративная республика Германии, судебная власть, судебная инстанция.

В специальном разделе Основного закона ФРГ, посвященном принципам организации судов и деятельности судей, отводится значительное место вопросам правосудия и юридическим правам граждан.

Конституция ФРГ провозглашает равенство перед законом всех лиц, постоянно проживающих в Германии, закрепляет за ними право на судебную защиту своих прав, в том числе и от произвола государственных властей, защищает их интересы в отношениях с органами судебной власти, дает право каждому быть выслушанным в суде, провозглашает презумпцию невиновности, принцип независимости судов и судей и подчинения их только закону, а также ряд других правил.

В этой публикации:

  1. Судья
  2. Судебная система ФРГ
  3. Суды, специализирующиеся на различных областях права
  4. Участковые и земельные суды
  5. Особенность рассмотрения уголовных дел
  6. Суды, специализирующиеся на различных областях права
  7. Судебные пошлины

Судья (Richter)

Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.

Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.

Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.

Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.

Судебная система ФРГ

Гарантом соблюдения права является и многоуровневая иерархия независимых судов.

Судебная система Германии организована по отраслевому принципу. Суды подразделяются на суды общей юрисдикции и суды, специализирующиеся в различных областях права.

Сфера деятельности судов общей юрисдикции делится на:

  • гражданскую (Zivilrecht);
  • уголовную (Strafrecht).

В зависимости от юрисдикции варьируется состав судов и детали судопроизводства.

В системе общих судов существуют четыре инстанции (уровня):

  1. Участковый (районный) суд (Amtsgericht);
  2. Земельный суд (Landgericht);
  3. Верховный земельный суд (Oberlandesgericht);
  4. Федеральная судебная палата как высшая инстанция – (Bundesgerichtshof).

Дела рассматриваемые в участковых судах

Подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел рассматриваются в участковых судах. По гражданским делам участковый суд рассматривает все имущественные споры на сумму до четырех тысяч евро. На этом уровне решение принимается одним судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельном суде.

Дела рассматриваемые в земельных судах

Если сумма иска более четырех тысяч евро, то для таких гражданских дел первой инстанцией служит уже земельный суд. В простых случаях решение там принимается одним судьей, в более сложных случаях – коллегией из нескольких судей. В гражданских судах работают только профессиональные судьи.

Исковые заявления подаются в районный суд (Amtsgericht), как правило, по месту проживания истца. Есть исключения. Например, исковое заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка может подаваться в суд по месту проживания ребенка.

Особенность рассмотрения уголовных дел

Основанием для уголовного судопроизводства в Германии являются Конституция ФРГ и Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (УПК), принятый в 1877 г. и претерпевший за прошедшее время многочисленные изменения.

Назначение уголовного судопроизводства состоит, с одной стороны, в защите прав и законных интересов потерпевших, а с другой – в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Положения уголовного законодательства и УПК действуют в первую очередь в отношении лиц старше 21 года. Для людей в возрасте от 14 до 21 года действует особое судопроизводство.

Дети до 14 лет вообще не могут преследоваться в уголовно-правовом отношении!

В особое производство выделены уголовные дела с участием несовершеннолетних от 14 до 18 лет и от 18 до 21 года. Такие дела рассматривают специально подготовленные судьи, здесь применяются совсем другие правила и меры, по характеру больше воспитательно-исправительные, чем карающие. «Тюрьма портит человека» – этот гуманный принцип немецкой судебной системы дает свои положительные результаты в работе с молодежью.

Участниками уголовного судопроизводства являются:

  • суд, который вершит правосудие и делает вывод o виновности или невиновности подозреваемого;
  • защита, задачей которой является деятельность по опровержению инкриминируемого преступления;
  • обвинение, направленное на изобличение подозреваемого в совершении преступления;
  • свидетели, понятые, эксперты.

В судах по уголовным делам наряду с профессиональными судьями участвуют также заседатели-непрофессионалы (die ehrenamtlichen Richter – Schöffen).

Например, в участковых судах дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание от двух до четырех лет лишения свободы, рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя заседателями. Чем сложнее дело и выше судебная инстанция, тем больше профессиональных судей принимают участие в судебном заседании.

Суды, специализирующиеся на различных областях права

Кроме судов общей юрисдикции существуют суды, специализирующиеся на различных областях права:

  • трудовые;
  • социальные;
  • семейные;
  • административные;
  • финансовые;
  • дисциплинарные;
  • конституционные;
  • и др.

Трудовые суды

Суды по трудовым спорам (Arbeitsgericht) рассматривают широкий спектр проблем по нарушению трудового законодательства, в том числе различные споры между профсоюзами и союзами работодателей, между работниками и работодателями (забастовки, размеры заработной платы, проблемы, связанные с увольнениями, возмещением материального ущерба и т.д.).

Социальный суд

Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них бесплатно.

Досудебное урегулирование социальных споров

Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.

Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.

В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:

  • иск на развод;
  • иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
  • финансовый и имущественный иск;
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск о праве на посещение детей, внуков;
  • иск об установлении места жительства ребенка;
  • иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
  • иск об опеке;
  • иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
  • иск о возвращении похищенного ребенка;
  • иск о прекращении насилия в семье;
  • иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
  • иск об усыновлении (удочерении);
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск об изменении имени и т.п.

По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.

Суд по семейным делам Германии отличается от других судов Германии по характеру ведения процесса:

  • в семейном суде судебный процесс ведется, как правило, при закрытых дверях;
  • запрещается обнародовать любую информацию из зала суда без специального разрешения семейного суда;
  • без личного присутствия обеих сторон конфликта и их адвокатов суд по семейным делам не вправе заслушивать свидетелей или принимать какие-либо решения;
  • в семейном суде при необходимости принимаются письменные показания свидетелей и без их личного присутствия;
  • в семейном суде при необходимости заслушиваются свидетельские показания несовершеннолетних и без присутствия их законных представителей;
  • семейный суд в целях защиты несовершеннолетнего может прекратить дачу им свидетельских показаний и (или) его допрос противной стороной, если по мнению суда это может нанести ему вред;
  • в семейном суде при необходимости может использоваться материал, полученный с нарушением статьи закона о неприкосновенности частной жизни;
  • при подаче апелляции на определенное решение семейного суда апеллирующей стороне разрешается приводить новые доводы или доказательства и пр.

Таковы основные отличия в судопроизводстве семейных судов от обычных судов Германии.

Федеральный суд

Как правило, стороны судебного процесса могут обжаловать решение суда. Законодательство Германии ограничивает такое право. Обжалование решений суда о недопущении апелляций в Федеральном верховном суде возможны только при определенной сумме спора.

Судебные пошлины

За подачу иска в семейный суд Германии, как правило, взимается государственная пошлина. Закон, однако, предусматривает ряд случаев, когда истец по некоторым искам освобождается от уплаты пошлины. Истец, находящийся в тяжелом материальном положении, может быть при определенных обстоятельствах также освобожден от ее оплаты.

При возникновении вопросов, потребности в консультациях, необходимости подачи исков и апелляций по гражданским трудовым, семейным и другим делам или уголовным делам – обращайтесь в Коллегию адвокатов Кримханд

По данным доклада, подготовленного для Всемирного экономического форума, судебная система ФРГ входит в топ-15 наиболее независимых в мире. У немцев не существует такой проблемы, как недоверие к судьям: суд в Германии является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие связывают такой успех с немецким менталитетом, и с этим сложно не согласиться. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая обеспечивает отраслевую защиту интересов граждан.

Судебная система Германии

Какова структура судебной системы в ФРГ

В соответствии со ст. 92 Конституции или Основного закона Германии (Grundgesetz), вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со ст. 95 Grundgesetz, обозначено 5 юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Таким образом, структура судебной системы Германии включает в себя:

  • суды общей юрисдикции;
  • финансовые суды;
  • административные суды;
  • суды по трудовым спорам;
  • суды по социальным вопросам.

Каждый из этих структурных элементов возглавляется собственным высшим органом – верховным судом. При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в общих) инстанций.

Обособленной и одновременно высшей судебной инстанцией выступает Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht).

Он толкует Конституцию и оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного роспуска политических антидемократических партий. Действует Конституционный суд в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей каждый.

Структура судебной системы в ФРГ

Следует отметить, что ст. 96 Grundgesetz позволяет также создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее.

Немецкая судебная система представляет собой эффективную машину отправления правосудия, обеспечивающую гражданам компетентную защиту их прав и интересов. Заложенные еще в начале ХХ века правовые принципы делят эту систему на 5 основных юрисдикций, в рамках которых и осуществляется реализация правосудия. Это обеспечивает не только единство судебной практики в рамках конкретной юрисдикции, но и согласованность действия институтов, поддерживаемую доверием со стороны граждан.

Что собой представляют суды общей юрисдикции

Основы деятельности судов общей юрисдикции определяет закон Германии о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz – GVG). В соответствии с §13 GVG, судам общей юрисдикции подсудны гражданские, семейные, коммерческие споры, а также уголовные дела, если они не подсудны специализированным судам. В соответствии с §12 GVG, система судов общей юрисдикции делится на 4 инстанции, в число которых входит:

  • 650 районных (участковых) судов (Amtsgerichte), являющихся низовым звеном системы. Судебная власть в них может быть реализована как одним, так и несколькими участковыми судьями. Согласно 23 GVG, районные суды разрешают гражданские споры, если стоимость иска не превышает 5 тыс. евро, а также споры, независимо от суммы иска, если они связаны с арендой жилых помещений, споры между постояльцами и владельцами гостиниц, пассажирами и перевозчиками, путешественниками и туристическими компаниями и т.д. Кроме них в участковых судах действуют судьи, специализирующиеся на брачно-семейных спорах (например, наследство) и уголовных делах.
  • 115 земельных (региональных) судов (Landgerichte), в соответствии с 71 GVG, выступающих апелляционной инстанцией для пересмотра решений и приговоров районных судов, а также судами первой инстанции для гражданских исков, сумма которых превышает 5 тыс. евро. Например, суд округа Галле (Landgericht Halle). Земельные суды также рассматривают жалобы на налоговые органы, судей и других чиновников. В состав каждого суда земли входят палаты по гражданским и уголовным делам. Гражданское судопроизводство производится в составе трех судей и главы суда или палаты; уголовный процесс – в составе суда присяжных (3 судьи, 2 присяжных) либо большой уголовной палаты.
  • 24 высших земельных суда (Oberlandesgerichte) – например, высший земельный суд Дюссельдорфа. В соответствии с 119 GVG, выступают апелляционной инстанцией по решениям судов земли и решениям районных судов по брачно-семейным спорам, а также кассационной инстанцией по приговорам и иным решениям районных судов, не подлежащим апелляционному обжалованию, обжалованным в апелляционной инстанции. В состав каждого высшего суда земли входит необходимое количество сенатов по гражданским и уголовным делам в составе трех и пяти судей соответственно.
  • Верховный суд федерации (Bundesgerichtshof), в соответствии с 133 GVG, являющийся судом, рассматривающим кассационные жалобы по решениям нижестоящих судов. Верховный суд может как вынести новое решение, так и обязать нижестоящие суды произвести пересмотр дела. В соответствии с §123 GVG, местонахождением верховного суда общей юрисдикции является город Карлсруэ (кроме 5-го сената по уголовным делам, размещенного в Лейпциге). Узнать его время работы можно на сайте суда.

Специализированные суды

Все остальные суды в ФРГ, не относящиеся к общей судебной юрисдикции, считаются специализированными. На них возложены полномочия по рассмотрению споров и конфликтов, не умещающихся в рамки гражданского и уголовного судопроизводства. Напомним, что речь идет о четырех специализированных юрисдикциях: финансовой, трудовой, социальной и административной.

Судебная система в ФРГ

Обратим внимание, что в Германии не принято причислять к специализированным арбитражный суд, который является отдельным институтом (DIS) со своими офисами в Кельне, Берлине и Мюнхене. Остановимся подробнее на системах традиционных специализированных судов.

Суды по трудовым спорам

В соответствии с §2 закона о трудовых судах (Arbeitsgerichtsgesetz, ArbGG) к компетенции трудовых судов относятся гражданские споры между участниками коллективных договоров, между работниками и работодателями, в частности по вопросам трудовых отношений, их возникновения и прекращения, несанкционированных действий одной из сторон, оформления документов, по вопросам компенсации производственного ущерба, в том числе родственникам погибших работников, по вопросам нарушения трудового законодательства.

Согласно §14, §33, §40 ArbGG, трудовые суды действуют в рамках трех инстанций:

  • 111 обычных трудовых судов (AG), созданных руководством земель самостоятельно, которые выступают в качестве первой инстанции для рассмотрения трудовых споров. Каждый такой суд поделен на отраслевые палаты, предназначенные для рассмотрения споров по определенным профессиям и категориям работников (17 ArbGG);
  • 18 земельных трудовых судов (LAG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям AG. Также делятся на палаты, но состоят не только из числа профессиональных, но и почетных судей, которые назначаются из числа работников и работодателей (35 ArbGG);
  • Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht – BAG), являющийся высшей кассационной инстанцией по трудовым спорам. Рассматривает не только частные жалобы, но и обеспечивает единство правоприменительной судебной практики в области трудового законодательства. Местоположение высшей инстанции – Эрфурт, Тюрингия. Больше информации на сайте суда.

Несмотря на характерный для таких судов гражданский процесс, регулируется судопроизводство не только процессуальным уложением, но и самим законом о трудовых судах, в частности, Частью III ArbGG.

Административные суды

Административные суды в ФРГ (Verwaltungsgerichtе), в соответствии с §1 закона об административном производстве (Verwaltungsgerichtsordnung, VwGO), являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов.

Согласно §2 VwGO, суды административной юстиции действуют в рамках трех инстанций:

  • 51 окружного административного суда (VG), действующего в каждой из земель и выступающего первой инстанцией (например, административный суд Кельна);
  • 15 высших административных судов земель (OVG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям VG;
  • Верховного административного суда (BVerwG) в Лейпциге, являющегося высшей административной судебной инстанцией в Германии.

Юрисдикция административных судов, в соответствии с §§40, 45 VwGO, распространяется на все публичные споры, где имеет место нарушение норм административного права, если разрешение данного спора не отнесено законом к компетенции других судов. Чаще всего речь идет об обжаловании решений государственных органов, чиновников и прочих лиц, чьи полномочия представляют собой исполнение функций государства.

Суды в ФРГ

При этом §§48, 50 VwGO определяют исключительную компетенцию высших и верховного административных судов по спорам, которые должны быть рассмотрены ими в качестве первой инстанции.

Обратим внимание, что административная юрисдикция в Германии имеет несколько существенных ограничений:

  • граждане могут обратиться в административный суд только после того, как они подали жалобу на чиновника (орган) его вышестоящему руководству (в вышестоящий орган), но такая жалоба была отклонена;
  • обращение допустимо только в том случае, если вопрос неподсуден другим судебным ветвям публичной администрации (например, финансовым или социальным судам);
  • если речь идет о компенсациях, такие споры рассматриваются в порядке обычного гражданского процесса.

Социальные суды

Социальные суды в ФРГ (Sozialgerichtе) являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов и, в соответствии с §2 закона о социальных судах (Sozialgerichtsgesetz, SGG), осуществляющей отраслевое правосудие в трех инстанциях:

  • 1-я инстанция: 68 окружных социальных судов (SG) – например, социальный суд Нюрнберга (Sozialgericht Nürnberg). В соответствии с 10 SGG, они включают в себя палаты по вопросам социального обеспечения, социальной занятости, безопасности соискателей, социальной помощи, прав инвалидов и т.д.;
  • 2-я инстанция: 14 социальных судов земель (Landessozialgerichte, LSG) – например, земельный социальный суд в Гамбурге (Landessozialgericht Hamburg). В соответствии с 29 SGG, они осуществляют апелляционный пересмотр решений судов 1-й инстанции, а также рассматривают некоторые дела в качестве нее в случаях, указанных в параграфе;
  • 3-я инстанция: Федеральный социальный суд в Касселе (Bundessozialgericht, BSG), осуществляющий, в соответствии с 39 SGG, кассационный пересмотр решений, а также рассмотрение вопросов в качестве первой инстанции, если речь идет о неконституционном характере отношений между федерацией и регионами.

В соответствии с §51 SGG, к компетенции социальных судов закон относит публичные споры по вопросам:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • медицинского, социального, частного страхования и долгосрочного ухода;
  • страхования от несчастных случаев;
  • содействия трудоустройству в ФРГ, включая вопросы, относящиеся к компетенции Федерального агентства занятости (Arbeitsamt);
  • базовой безопасности соискателей;
  • социального обеспечения и помощи инвалидам;
  • страховых компенсаций и т.д.

Финансовые суды

Финансовые суды в Германии (Finanzgerichte) также являются самостоятельной судебной системой, не зависящей от административных органов. В соответствии с §2 финансового процессуального уложения (Finanzgerichtsordnung – FGO), они действуют в рамках всего двух инстанций:

  • 18 финансовых судов (FG), выступающих в качестве первой инстанции. В них могут образовываться таможенные, акцизные, финансовые сенаты, разделенные по отраслевому признаку;
  • Федерального финансового суда (Bundesfinanzhof), расположенного в Мюнхене и являющегося высшей инстанцией фискальной юрисдикции.

Финансовые суды в Германии

Финансовые суды рассматривают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в число которых входит не только налоговая инспекция (Finanzämter), но и таможня (Zollbehörden), семейные сберегательные банки (Familienkassen); государственными и частными пенсионными фондами (Deutsche Rentenversicherung Bund in Altersvorsorgezulagesachen).

Вопросы, по которым граждане могут обращаться в финансовый суд, оговорены §33 FGO. В соответствии с ним, в нем рассматриваются публичные споры по налоговым и таможенным вопросам, вопросы защиты от фискальных мер, обжалование действий чиновников налоговых органов и иные вопросы, касающиеся применения налогового, таможенного и иного фискального законодательства.

Суды по делам несовершеннолетних

Особой категорией немецких судов следует также считать ювенальные суды. Они не являются обособленной системой судебных органов, а представляют собой специализированные отделы общеуголовных судов общей юрисдикции. Но образованная ими система обладает всеми признаками самостоятельности, предусматривая специальный состав судов, специальную структуру, подсудность, принципы процесса и даже нормативную базу. Их деятельность регулируется специальным правовым актом – законом о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, JGG).

В соответствии с §33 JGG, правосудие в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют мировые судьи, суд шеффенов (присяжных) и уголовные палаты.

Предметная юрисдикция указанных звеньев определена §§39-42 JGG, согласно которым, компетенция общеуголовного суда и мировых судей распространяется на незначительные преступления и проступки несовершеннолетних, суд присяжных рассматривает все остальные дела, а уголовные палаты – дела особой важности и сложности.

Ювенальное судопроизводство в первую очередь ставит перед собой задачи воспитательного, педагогического характера. А поскольку главная роль в ювенальном судопроизводстве принадлежит воспитательному процессу, участие адвоката в таких делах не является обязательным – он может подорвать авторитет суда.

Суды всегда учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетнего: личностные качества, уровень развития, социальное окружение. Изучением личности несовершеннолетних, в соответствии с §38 JGG, занимается специальный орган – Jugendgerichtshilfe, который обеспечивает соблюдение их образовательных, социальных и иных прав. Такая система позволяет эффективно рассматривать дела с участием несовершеннолетних и вовлекать их в воспитательный процесс.

Пройдите социологический опрос!

Немецкие дворцы правосудия

Правосудие в Германии – это не только инструмент демократии, но и объект привлечения туристов. Так, в Мюнхене и Нюрнберге туристы могут увидеть настоящие дворцы правосудия – архитектурные шедевры, созданные более 100 лет назад немецкими архитекторами и строителями. Однако, несмотря на название, сегодня в этих зданиях не вершится правосудие.

Немецкие дворцы правосудия

Так, Дворец правосудия в Мюнхене, который известен тем, что в 1943 году в нем проходил судебный процесс над участниками группы сопротивления «Белая роза», сегодня выполняет функцию административного здания местного министерства юстиции.

Что касается нюрнбергского Дворца правосудия, в котором в 1946 году проходил знаменитый процесс над высшим руководством нацистской Германии, то сегодня здесь действует музей истории этого события.

Отличие немецкой судебной системы от российской

Учитывая вышесказанное, следует отметить существенные отличия в судебных системах Германии и России:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: