Есть ли мировой суд в украине

Обновлено: 18.04.2024

  • Местная государственная администрация (главный )
  • Местный законодательный орган Автономные республикиОбластиРайоныГорода (с особым статусом ) Региональные муниципалитеты

В судебная система Украина изложен в 1996 г. Конституция Украины. [1] Раньше не существовало понятия судебный надзор ни какой Верховный суд с 1991 года Независимость Украины. [2] когда его начали медленно реструктурировать. [3]

Несмотря на то что судебная независимость существуют в принципе, на практике существует небольшое разделение юридических и политические силы. Судьи подвергаются давлению со стороны политических и деловых интересов. [4] Судебная система Украины считается коррумпированной. [5]

Хотя по-прежнему существуют проблемы с функционированием системы, считается, что она значительно улучшилась с момента последней судебной реформы, проведенной в 2016 году. [6] Верховный суд считается независимым и беспристрастным органом, который несколько раз выносил решения против украинского правительства.

С 2014 года в Украине разрешена видеосъемка судебных заседаний без получения специального разрешения судьи в пределах, установленных законом. В 2015 году стартовал проект «Открытый суд» с целью видеосъемки судебных процессов по гражданским, коммерческим, административным делам. Проект «Открытый суд» снял на видео более 7000 судебных дел в судах разных уровней. Видео хранятся, индексируются и публикуются в открытом доступе. В 2017 году ОО «Открытая Украина» запустила проект VR Court, направленный на видеосъемку судебных заседаний с помощью портативных видеокамер 3D 360 градусов для создания VR-видеозаписей судебных заседаний. [7]

Содержание

Украинские суды пользуются правовой, финансовой и конституционной свободой, гарантированной мерами, принятыми в украинском законодательстве в 2010 году.

Судебная система Украина состоит из трех уровней судов общей юрисдикции. [6]

До судебной реформы, введенной в 2016 году, система состояла из четырех уровней. [8] Кассационный суд Украины просуществовал до 2003 года. [9] Эти суды были признаны неконституционными Конституционный Суд Украины. [10]

Местные суды

В Украине 74 районных суда. [11] В 2018 году они заменили 142 местных общих суда. [12] [13] [11] Например в Киев Было упразднено 10 районных судов и создано 6 районных судов. [11] В Печерский районный суд особенно активен, так как управляет большей частью бизнес-сообщества Киева. [14]

Апелляционные суды

  • Апелляционные суды (совмещающие уголовную и гражданскую юрисдикцию), состоящий из:
    • областные апелляционные суды;
    • апелляционные суды городов Киева.

    До судебной реформы, введенной в 2016 году, параллельные Специализированные апелляционные суды (коммерческая или административная юрисдикция), состоящая из апелляционных коммерческих судов и административных апелляционных судов. [6]

    Верховный суд


    • Верховный суд является высшим судом в системе судов общей юрисдикции, проводящим рассмотрение относительно неравного применения норм материального права кассационными судами и в случаях, когда международное судебное учреждение, юрисдикция которого признана Украиной, установило нарушение международные обязательства Украины.

    Конституционный Суд Украины

    • В Конституционный Суд Украины является специальным органом, уполномоченным оценивать, соответствуют ли законодательные акты парламента, президента, кабинета министров или крымского парламента Конституция Украины. Этот Суд также дает комментарии к некоторым нормам Конституции или законов Украины (вышестоящие акты Верховной Рады).

    Высший антикоррупционный суд

    • то Высший антикоррупционный суд Украины планируется создать до конца 2018 года. [15][16] Дела, касающиеся коррупция в Украине будут куплены непосредственно в этом суде. [17] Апелляции будут рассматриваться полностью отдельной Апелляционной палатой Высшего антикоррупционного суда. [17] Закон о Высшем антикоррупционном суде Украины вступил в силу 14 июня 2018 года. [15]

    Упразднены Высокие суды со специальной юрисдикцией

    В ходе судебной реформы, проведенной в 2016 году, следующие три суда были упразднены, а их задачи были переданы специальным палатам Верховного Суда Украины. [6]

    • В Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делампо гражданским и уголовным делам;
    • В Высший административный суд Украины, охватывающие административные дела;
    • В Высший хозяйственный суд Украины, охватывающие коммерческие дела.

    Постановления Высшего (иногда переводится как Верховный) Административный суд Украины обжалованию не подлежит. [18]

    Офицеры

    Судьи

    В связи с проведением судебной реформы 2016 года судьи назначаются Президент Украины по их выдвижению Высший совет юстиции. [6] Предыдущие судьи назначались указом президента сроком на пять лет, после чего судьи Украинский парламент подтвердил их на всю жизнь в попытке изолировать их от политики. [6] Этот пятилетний испытательный срок также был отменен в 2016 году. [6] Судьи защищены от увольнения (за исключением случаев грубого проступка). Иммунитет от судебного преследования был гарантирован судьям до 2016 года. [6] [19] (Этот иммунитет может быть отменен парламентом. [20] ) В настоящее время судья защищен от ответственности только на основании своих судебных действий. [6]

    В Украине около 8000 судей. [21]

    Обвинение

    Непрофессиональные оценщики

    Украина имеет система жюри; [22] хотя почти все дела слушаются одним судьей или двумя судьями в сопровождении оценщики. [22] [21] На самом деле так мало людей в Украине предстают перед судом присяжных, что в опросе Центра гражданских свобод в 2018 году 64% респондентов заявили, что такого явления в Украине не существует или, скорее, не существует. [22] Законодательство Украины позволяет присяжным рассматривать только те уголовные дела, по которым приговор может достигать пожизненного заключения. [22] Но даже в этом случае они не являются обязательными. [22] Жюри назначается только по желанию обвиняемого. [22] В отличие от Соединенные Штаты, жюри формируются не из случайных граждан, а только из тех, кто ранее претендовал на эту роль. [22] Гражданам запрещается входить в состав жюри, если: [22]

    • они не говорят по-украински
    • пожилые люди старше 65 лет
    • лица с хроническими психическими или другими заболеваниями, мешающими работе жюри
    • лица с выдающейся или непогашенной судимостью
    • лица народных депутатов, членов Кабинета Министров, судей, сотрудников правоохранительных и судебных органов, военнослужащих, других должностных лиц, адвокатов, нотариусов
    • лица, подвергшиеся административному наказанию за коррупцию в прошлом году
    • лица, признанные недееспособными или недееспособными

    Украинское жюри состоит из пяти присяжных (три основных и два запасных) и двух профессиональных судей, которые активно участвуют в принятии решений. [23]

    Присяжным запрещается общаться с кем-либо, кроме суда, по существу дела без разрешения председательствующего судьи. [22] Они не могут разглашать известные им подробности или собирать информацию по делу вне судебного разбирательства. [22] Присяжным выплачивается денежное вознаграждение. [22]

    Администрация

    В Конгресс судей является высшим органом судебного самоуправления. [24]

    В Совет судей несет ответственность за исполнение решений Конгресса и их выполнение в период между съездами, а также принимает решение о созыве Конгресса. [25]

    В Государственная судебная администрация обеспечивает организационную поддержку судебной власти и представляет судебную власть в Кабинете Министров и Верховной Раде. [26]

    В Высшая квалификационная комиссия судей Украины проводит отбор кандидатов в судьи, вносит в Высший совет юстиции рекомендации о назначении кандидата для последующего внесения представления Президента Украины, дает рекомендации по избранию постоянной должности, а также ведет дисциплинарное производство, включая увольнение . [27]

    В Высший совет юстиции "является коллективным независимым органом, который отвечает за формирование высокопоставленного корпуса судей, способных к квалифицированному, честному и беспристрастному отправлению правосудия на профессиональной основе; и за принятие решений о нарушениях судьями и прокурорами требований относительно их несовместимости и в пределах своей компетенции дисциплинарной ответственности ". Три члена совета автоматически назначаются на следующие должности: председатель Верховного суда, министр юстиции и генеральный прокурор. Остальные 17 членов избираются сроком на шесть лет. Совет состоит из 20 членов. Создан 15 января 1998 года. [28]

    Закон

    Закон о судебной системе и статусе судей 2010 года является правовой основой для организации судебной системы и отправления правосудия в Украине. [29]

    Процедура

    С 1 января 2010 г. разрешено производство в г. русский по взаимному согласию сторон. Граждане, не умеющие говорить украинец русскому или русскому разрешено использовать свой родной язык или услуги переводчика. [30]

    Анализ и критика

    Коррупция

    А Министерство юстиции Украины Опрос украинцев в 2009 году показал, что только 10% респондентов доверяют национальной судебной системе. Менее 30% считают, что в Украине возможно справедливое судебное разбирательство. [31]

    Украинские политики и аналитики описали систему правосудия в Украине как «прогнившую до глубины души» и жаловались на политическое давление на судей и коррупцию. [31] [32] [33]

    Украинские судьи были арестованы при задержании взятки. [34] Независимые юристы и права человека Активисты жаловались, что украинские судьи регулярно подвергаются давлению, чтобы вынести определенный приговор. [21]

    В 2013 г. Transparency International Отчет Барометра глобальной коррупции показал, что 66% украинской общественности считают судебную систему наиболее эффективной. испорченный заведение в стране. [35] 21% украинцев признали, что сами давали взятки судебным чиновникам. [35]

    Количество обвинительных приговоров

    С 2005 по 2008 год судьи сохранили 99,5% обвинительных приговоров, что соответствует уровню осужденности Советский союз. [31] В 2012 году этот показатель составил 99,83 процента. [36] Подозреваемые часто подвергаются длительному заключению до суда. [31]

    Недостатки в системе

    Прокуроры в Украине обладают большими полномочиями, чем в большинстве Европейский страны. [37] Согласно Европейская комиссия за демократию через право "роль и функции прокуратуры не соответствуют Совет Европы стандарты ». [37]

    В Украине мало соответствующих корпоративных и имущественных законов; это мешает корпоративное управление. [38] Украинские компании часто используют Международный закон разрешать конфликты. [1] Украина признает приговоры Европейский суд по правам человека. [1]

    Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг заявил в феврале 2012 года, что системные недостатки в функционировании украинской судебной системы серьезно угрожают права человека. [39]

    25 июля 2012 г. с раннего утра до 16:00 по Киеву прошел массовый марш протеста, в котором приняли участие около 3 500 участников, большинство из которых были любителями спорта. ФК Динамо Киев. [40] [41] Мероприятие состоялось вскоре после того, как Голосеевский районный суд Киева принял решение о всенародной славе 2011–2012 годов. Павличенко уголовное дело осудить семью Павличенко (отца и сына) к длительному сроку наказания за убийство судьи Шевсковского районного суда Киева Сергея Зубкова. [42] 24 февраля 2014 г. Верховная Рада (Верховная Рада Украины) приняла решение освободить всех политзаключенных, включая отца и сына Павличенко. [43]

    История

    Судебная система Украины была унаследована от Советский союз и бывший Украинская ССР. Таким образом, у него было много проблем, омрачавших советское правосудие, прежде всего коррумпированная и политизированная судебная система. Адвокаты заявили, что результаты судебного разбирательства могут быть несправедливо определены, и судьи обычно отказываются слушать оправдательное доказательство, вызывая частые перерывы для личных бесед с прокурором. Инсайдеры говорят, что дача и получение взяток - обычная практика в большинстве украинских судов. Размер вознаграждения зависит от юрисдикции, преступления, реального или сфабрикованного, а также от финансовых средств вовлеченного лица или компании. [31] [32]

    Генеральная прокуратура - часть правительства - оказывала чрезмерное влияние, и судьи часто не осмеливались выносить решения против государственных обвинителей. Те, кто это сделал, подверглись дисциплинарным взысканиям; когда киевский суд вынес решение в пользу оппозиционного политика Юлия Тимошенко, против самого председательствующего было возбуждено уголовное дело. Суды даже не были независимыми друг от друга, и для судей судов первой инстанции было обычным делом звонить в вышестоящие суды и спрашивать, как разрешить дело. Суды часто недофинансируются, у них мало денег или ресурсов. Нередко дела слушались в маленьких, тесных залах судебных заседаний, когда отключалось электричество, а заключенные не могли присутствовать из-за отсутствия транспорта из тюрем в залы судебных заседаний.

    Реформаторы подчеркнули, что состояние судебной системы является ключевой проблемой в начале 1990-х годов, и разработали ряд программ по повышению эффективности судебной системы. Украина-Огайо Программа верховенства права была учреждена в 1994 году и объединила юристов и судей из Американец штат Огайо, включая членов Верховный суд Огайо, со своими украинскими аналогами. В Агентство США по международному развитию поддержали эти и другие инициативы, которые также были поддержаны Европейский правительства и международные организации.

    Эти усилия вызвали споры среди некоторых представителей старой судебной гвардии, но группа судей-реформистов, получившая название «судебная оппозиция», все чаще получала поддержку от реформаторов в местных администрациях, которые настаивали на прекращении судебной коррупции. Судьи были обвинены в массовом порядке в Днепр в начале 1990-х, а позже судьи из Николаев городского суда и Московского районного суда г. Киев предстали перед судом за коррупцию.

    Существенные изменения были внесены в судебную систему, когда 7 февраля 2002 года был принят закон «О судебной системе», который создал новый уровень судебной власти и ввел институциональные гарантии для защиты судей от политического давления.

    Президент Виктор Янукович 24 марта 2010 г. сформировал экспертную группу, чтобы дать рекомендации, как «навести порядок и принять закон о судоустройстве». [31] Через день после создания этой комиссии Янукович заявил: «Мы больше не можем опозорить нашу страну такой судебной системой». [31]

    Конкретные шаги Правительство Азарова предлагалось отменить предварительное заключение за ненасильственные преступления, продвигать опытных судей с хорошей репутацией и наказывать за получение взяток и коррупция в судебной системе. [21] Закон, принятый в 2010 году, улучшил базовую заработную плату судей, и был введен более строгий метод отбора кандидатов в судьи. [21] Но реформы принесли много новых проблем: Верховный суд потерял почти все свои полномочия, судьи стали сильно зависеть от Высшего совета юстиции, возможности подавать иски против правительства были сильно ограничены.

    20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовный кодекс. [46]

    8 апреля 2014 г. Украинский парламент принял Закон «О восстановлении доверия к судебной системе Украины», этим законопроектом были заложены правовые и организационные основы проведения специальной проверки судей судов общей юрисдикции. [47]

    26 сентября 2015 г. премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что судебная система Украины будет реформирована по примеру Национальная Полиция Украины. [48] Имея в виду найм новых сотрудников в массовом порядке. [49]

    В ходе последней судебной реформы, проведенной в 2016 году, судебная система была полностью переработана, в том числе упразднение определенных судов. [6] [13]

    Власть в Украине функционирует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует на основании и в пределах, определенных Конституцией и законами Украины. Каковы задачи судебной власти, как она функционирует и какую имеет структуру? – расскажет Prostopravo

    Prostobank News - новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!

    Краткое содержание и ссылки по теме

    Основной задачей органов судебной власти является осуществление правосудия. Более того, правосудие является исключительной прерогативой судов.

    Согласно статье 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляют исключительно суды. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

    То есть ни один другой государственный орган, как бы ему этого ни хотелось, или не требовали или диктовали обстоятельства, или «политическая», «революционная необходимость» не может брать на себя функции осуществления правосудия. Такое правило действует во всех демократических государствах.

    Что касается непосредственного участия народа в осуществлении правосудия, то он его реализует через суд присяжных. Подробно о суде присяжных в Украине читайте здесь.

    Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и на любое уголовное обвинение.

    Это значит, что там, где есть спор о праве – Вам безусловно в суд; если кого обвиняют в совершении уголовного правонарушения – только суд может признать его виновным. Суды в случаях, предусмотренных законом, рассматривают и другие дела. К примеру, дела отдельного производства об установлении фактов в гражданском судопроизводстве.

    В то же время закон может устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Иногда действительно следует попытаться разрешить спор между его сторонами, а в суд обращаться уже как в последнюю инстанцию. Тем более что загруженность украинских судов в наше время является одной из краеугольных проблем правосудия. Это влияет и на эффективность и оперативность рассмотрения дел.

    Система судов в Украине

    Украинские суды создают единую систему. Не допускается создание чрезвычайных или специальных судов.

    Система судов определяется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судов».

    Высшим судом в системе судоустройства Украины Верховный Суд. Возможно, кто-то ошибочно относит к системе судоустройства Конституционный Суд Украины, однако это орган, выполняющий совершенно иную функцию, не правосудие, поэтому заслуживает отдельного внимания в других публикациях.

    В целом система судов в Украине выглядит следующим образом:

    Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды. Таким судом является Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности.

    Что касается специализации судов, они делятся на:

    • суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях);
    • хозяйственные суды (рассматривают хозяйственные дела);
    • административные суды (рассматривают дела административной юрисдикции).

    Местный суд является судом первой инстанции. В большинстве случаев именно в местный суд Вы будете подавать иск или заявление.

    Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах, районах в городах или в отдельном городе.

    Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды.

    Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

    Апелляционные суды действуют, как правило, как суды апелляционной инстанции, но в некоторых случаях, прямо определенных процессуальным законом, – как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

    Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способах, определенных процессуальным законом.

    Верховный Суд не только осуществляет правосудие как суд высшей инстанции, он, в частности:

    1. осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, – как суд первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом;
    2. осуществляет анализ судебной статистики, обобщения судебной практики;
    3. предоставляет выводы о проектах законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства;
    4. дает вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
    5. обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции Украины;
    6. обеспечивает единообразное применение норм права судами разных специализаций в порядке и способах, определенных процессуальным законом;
    7. обеспечивает апелляционные и местные суды методически ю информацией по вопросам правоприменения;
    8. осуществляет другие функции, определенные законом.

    В составе Верховного Суда действуют:

    1. Большая Палата Верховного Суда;
    2. Кассационный административный суд;
    3. Кассационный хозяйственный суд;
    4. Кассационный уголовный суд;
    5. Кассационный гражданский суд.

    Общие положения осуществления правосудия в Украине

    1. Независимость судов.

    Осуществляя правосудие, суды должны быть независимы от любого незаконного воздействия. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью дискредитации суда или влияния на беспристрастность суда, призывы к неисполнению судебного решения запрещаются и влекут ответственность, установленную законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

    2. Право на справедливый суд

    Каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом, созданным законом. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту на Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

    3. Право на полномочный суд

    Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено процессуальным законом. Судья рассматривает дела, полученные в соответствии с порядком распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или других лиц.

    4. Равенство перед законом и судом

    Правосудие в Украине осуществляется на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

    5. Профессиональная юридическая помощь при реализации права на справедливый суд

    Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, определенных законом, государство обеспечивает предоставление профессиональной юридической помощи безвозмездно.

    6. Гласность и открытость судебного процесса

    Судовые решения, судебные заседания и информация по делам, которые рассматриваются судом, открыты, кроме случаев, установленных законом. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

    Информация о суде, который рассматривает дело, стороны спора и предмет иска, дата поступления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного решения, стадии рассмотрения дела, место, дата и время судебного заседания, движение дела из одного суда в другой является открытой и должна быть безотлагательно обнародована на официальном веб-портале судебной власти Украины, кроме случаев, установленных законом.

    Рассмотрение дел в судах происходит открыто, за исключением случаев, установленных законом. В открытом судебном заседании вправе присутствовать любые лица. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители средств массовой информации могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео и аудиозапись с использованием портативных видео и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных законом. Трансляция судебного заседания производится с разрешения суда. Если все участники дела принимают участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется транслирование хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.

    Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда исключительно в случаях, определенных законом.

    7. Осуществление правосудия на государственном языке

    Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

    8. Обязательность судебных решений

    Судебное решение, которым завершается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

    Судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и должностными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.

    Неисполнение судебных решений влечет юридическую ответственность, установленную законом.

    Выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

    Выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права.

    9. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения

    Участники дела, которое является предметом судебного рассмотрения и другие лица имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения.

    Статус судьи

    Для того чтобы осуществлять правосудие объективно и беспристрастно, судья должен быть независимым от любого незаконного воздействия, давления или вмешательства.

    Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствуясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность, установленную законом.

    Судья неприкосновенен. Без согласия Высшего совета правосудие судья не может быть задержан или содержатся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

    Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, участвовать в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

    На должность судьи может быть назначен гражданин Украины, не младший тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком.

    Судьей апелляционного суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в апелляционном суде, а также отвечающее одному из следующих требований:

    1. имеет стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;
    2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее семи лет;
    3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее семи лет;
    4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее семи лет.

    Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, а также отвечает одному из следующих требований:

    1. имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
    2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее десяти лет;
    3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет;
    4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее десяти лет.

    Назначение на должность судьи осуществляется Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

    Ответственность судей

    Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

    Отмена или изменение судебного решения не влечет дисциплинарную ответственность судьи, участвовавшего в его принятии, кроме случаев, когда отмененное или измененное решение принято в результате умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

    Дисциплинарное производство по судье осуществляют дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия.

    К судьям может применяться дисциплинарное взыскание в виде:

    1. предупреждение;
    2. выговоры – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца;
    3. строгого выговора – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев;
    4. представление о временном (от одного до шести месяцев) отстранении от осуществления правосудия - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации, определенного органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей и последующей квалификационной оценкой для подтверждения способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде;
    5. представление о переводе судьи в суд низшего уровня;
    6. представление об увольнении судьи с должности.

    Основаниями для увольнения судьи являются:

    1. неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;
    2. нарушение судьей требований по несовместимости;
    3. совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;
    4. подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;
    5. несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;
    6. нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

    Решение об увольнении судьи с должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины "О Высшем совете правосудия".


    Уже более 3-х лет продолжается внедрение судебной реформы в Украине и все чаще встает вопрос о введении института мировых судей. Это альтернативный способ быстрого, качественного урегулирования несложных споров с целью разгрузки судов к тому же, не полностью укомплектованных штатными сотрудниками, и своевременной защиты прав, свобод и интересов граждан.

    Мировой судья — лицо, имеющее полномочия рассматривать дела в мировых судах — местных судебных органах низшего звена, имеющих ограниченную юрисдикцию, рассматривают малозначимые дела по упрощенной процедуре или уголовные дела в первой инстанции и осуществляют предварительное рассмотрение дел в преступлениях, по которым идут обвинительные акты.

    В мире сейчас существует две системы мировых судов: одна основана на традициях правосудия непрофессиональными судьями (западноевропейские страны), а другая — на традиции исполнения функций мировых судей профессиональными юристами (российская модель). Рассмотрим обе.

    История возникновения мировых судей

    Родоначальником мирового суда считается Англия. Его происхождение относят к королевской прокламации 1195, по которому в помощь шерифам стали назначать наделенных административными и полицейскими функциями «рыцарей мира». А в XIV вв., с отмиранием должности шерифа, «стражи мира» получили еще и судебные полномочия. Официальным термин «мировые судьи» стал после 1361, когда была создана соответствующая должность в ее современном смысле.

    Их назначали среди уважаемых и законопослушных местных жителей, часто по традиции, без юридического образования. Должность мирового судьи в Англии почетная, а следовательно — неоплачиваемая. Характерной особенностью английского мирового суда было и остается сочетание административных (выдача приказов об аресте и вызов в суд, проведения предварительного рассмотрения о преступлении, преследуется на основании обвинительного акта) и судебных функций в форме суммарной юрисдикции (рассмотрение дел без присяжных).

    Институт мировых судей получил доверие граждан и сохранился до сих пор под названием «магистратский суд» в правовых системах Англии, Уэльса и Северной Ирландии, а также под названием «суд мировых судей» в правовой системе Шотландии.

    Сейчас в Великобритании действует более 500 магистратских судов с более 24000 мировых судей, подавляющее большинство которых не являются профессиональными юристами. Магистратские суды действуют на основании закона 1980 года.

    Мировые судьи и их заместители в Испании является первым звеном судебной системы государства, однако не относятся к профессиональной судебной власти. Они состоят из любителей, которых выбирают и назначают на определенный срок.

    Правовой статус мировых судей Италии определяется законодательством о судоустройстве 1941 года. Они осуществляют свои полномочия бесплатно и также не являются профессиональными служителями Фемиды.

    В России мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему федерации. Они назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, определенном законодательством субъекта этой федерации. Мировым судьей может стать гражданин России в возрасте 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в юриспруденции не менее 5 лет, не совершивший позорных проступков, сдавший квалификационный экзамен, рекомендованный квалификационной коллегией судей. На мировых судей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, а также предусмотрено их материальное обеспечение и социальную защиту.

    Внедрение института мировых судей в нашем государстве не является решенным и актуальным вопросам современности.

    Судебная власть в Украине— разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

    Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

    Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

    Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

    Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

    Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от

    друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

    Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

    В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

    Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

    Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

    8.2.Конституционные принципы правосудия

    Принципыправосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

    1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;

    2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

    3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
    ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
    жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
    вить неоспоримые доказательства его виновности;

    4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
    ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
    их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
    истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
    емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
    цессуальные возможности. В частности, они могут делать
    заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
    свидетелей и т.д.;

    5) поддержание государственного обвинения в суде
    прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
    певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
    зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
    ного закона;

    6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

    7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
    техническими средствами. Суть данного принципа состоит
    в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
    ренных законом случаев) является открытым для публи­
    ки;

    8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
    лования
    решения суда, кроме случаев, установленных за­
    коном. Данное право предоставлено любому участнику
    судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
    и принятия единственно верного решения;

    9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
    пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
    нению, как и решение любого другого органа государствен­
    ной власти.

    В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.

    8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

    Судебная система Украины— совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

    Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

    Суд— орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

    Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

    Систему судов общей юрисдикции составляют:

    2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
    ны;

    3) Кассационный суд Украины;

    4) высшие специализированные суды;

    5) Верховный Суд Украины.

    Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

    Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

    8.4. Порядок формированиясудейского корпуса

    Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьии, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

    Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

    Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

    1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


    судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

    2) высшее юридическое образование;

    3) наличие определенного стажа работы в области
    права. Для судей местных и апелляционных судов — не
    менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
    — не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
    судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
    лет;

    4) проживание в Украине в течение определенного сро­
    ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
    них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

    5) владение государственным языком;

    6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
    распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
    стаж работы на должности судьи.

    Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

    Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

    Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

    Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.

    Бухгалтерская неделя

    Комментируемым Законом Верховная Рада Украины обновила организацию судебной власти и осуществление правосудия в Украине. Судебная система Украины будет состоять из трех уровней:

    Кроме того, для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды, как суды первой инстанции (см. рисунок).

    Главное отличие — функции кассационного пересмотра решений апелляционных судов будет осуществлять Верховный Суд, а не высшие специализированные суды, как было ранее.

    Кроме этих структурных изменений произойдут и другие организационные изменения.

    1. Изменен состав суда. Так, дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, — коллегией судей, а также при участии присяжных.

    2. Обновлен порядок назначения судей на должности и освобождения их от должностей. Председатель суда и его заместитель избираются на должности собранием судей соответствующего суда из числа судей этого суда. Председателя Верховного Суда и его заместителя избирает Пленум Верховного Суда.

    Увольнять судей будут в случае:

    • получения от него заявления об увольнении;

    • длящегося неудовлетворительного исполнения обязанностей;

    • систематического или грубого разового нарушения закона при исполнении своих функций.

    К сведению! Судья, который досрочно освобожден от должности в суде (кроме освобождения от должности по его заявлению), не может быть избран на любую должность в судах в течение двух лет со дня такого досрочного освобождения.

    3. Повышен возрастной и профессиональный ценз к кандидатам, введен конкурсный принцип назначения судьи. Так, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не младше 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права по меньшей мере 5 лет, компетентный, добропорядочный и владеющий государственным языком.

    4. Установлена ответственность судей. Так, судья будет нести уголовную или дисциплинарную ответственность за преступления (например, получение неправомерной выгоды) и дисциплинарные проступки, которые опосредованно могут влиять на юридическую позицию судьи при осуществлении им правосудия. В частности, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если он нарушает установленные законом требования о содержании судебного решения, не дает оценку аргументам сторон, не излагает обоснования своего решения и т. п.

    В то же время предусмотрено, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. Что касается действий, не связанных с выполнением судейских функций, то судья будет нести юридическую ответственность в общем порядке.

    Рассматривать дела, в которых фигурируют судьи, будет Высший совет правосудия. К его компетенции относятся полномочия по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении всех судей, принятие решений о временном отстранении судей от осуществления правосудия по ходатайству Генпрокурора, о командировании судей в другой суд и т. п.

    Комментируемый Закон вступит в силу с 30.09.16 г. Одновременно Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (в отношении правосудия)» от 02.06.16 г. № 1401-VIII будут внесены соответствующие изменения в Конституцию Украины.

    При этом суды, действующие нынче, будут продолжать осуществлять свои полномочия до создания и начала деятельности новых судов, юрисдикция которых распространяется на соответствующую территорию.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: