Если верховная власть в государстве передается по наследству и значит это государство

Обновлено: 28.03.2024

2. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
1) концентрация власти в руках выборных органов
2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации
4) развитое гражданское общество

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это
1) политический режим 2) форма правления
3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

4. К отличительным признакам правового государства относится
1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти
3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

5. Конституция РФ была принята
1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом
3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

6. Функцией государства является
1) разделение властей 2) суверенитет
3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата

7. Отличительным признаком тоталитарного режима является
1) монополия на власть одной политической партии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

8. Любое государство характеризуется
1) верховенством права 2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

9. Одной из ведущих черт демократического режима является
1) наличие одной партии, сросшейся с государством
2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
3) гарантированность прав и свобод человека законами государства
4) наличие органов судопроизводства

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?
1) монарх утверждает главу кабинета министров
2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
3) власть монарха не имеет законодательных ограничений
4) монарх является верховным главнокомандующим

11. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является
1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

12. Демократический режим характеризуется
1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан
3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. Монархии бывают двух видов - абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место, его роль обычно ограничивается представительскими функциями.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А 22.Нацеленность на завоевание политической власти – это

1) принцип деятельности парламента 2) ведущая задача профсоюза

3) особенность политической культуры 4) цель деятельности политической партии

А 23. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) госуд-ный суверенитет

А 24. Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации, главной из которых является государство

2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) совокупность различных по своему содержанию политических идей

А 25. В коммуникативную подсистему политической системы входят

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданином

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

А 26. Государство в отличие от политической партии

1) имеет сформулированные цели своей деятельности 2) является объединением людей

3) создает правовые нормы 4) является институтом подсистемы

А 27. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов

2) стоит на защите частных интересов граждан

3) имеет политического лидера и правящую партию

4) разрабатывает и реализует определенную политику

А 28. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 29. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства

1) унитарное государство 2) президентская республика 3) парламентская республика 4) федеративное государство

А 30. К признакам понятия «политический режим» относится

1) форма государственного правления 2) структура высших органов государства

3) территориальное устройство государства 4) степень реализации прав и свобод личности


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

А1. К какой сфере общественной жизни относится организация и проведение очередных выборов главы государства?

  1. политической 3) социальной
  2. экономической 4) духовной

А2. В государстве Z глава государства получает власть по наследству, законы принимаются законодательным собранием и исполняются правительством страны. Какова форма правления в этом государстве?

  1. республика 3) монархия
  2. федеративное государство 4) унитарное государство

А3. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика – это искусство управления государством.

Б. Политика – это влияние власти на жизнь граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

  1. горожане 3) офицеры
  2. христиане 4) социал-демократы

А5. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Что из приведенного ниже является примером правового регулирования экономики?

  1. Выступление главы государства по экономическим проблемам
  2. Сбор налогов с граждан и фирм
  3. Обеспечение бесплатного для граждан образования
  4. Принятие закона о предпринимательстве

А6. Что отличает государство от других политических организаций:

1) разработка программ развития общества

2) представление интересов отдельных групп

3) выдвижение политических лидеров

4) исключительное право принимать правовые нормы

А7. К признакам монархии относится

1) коллективный принцип принятия решений

2) унитарное государственное устройство

3) передача верховной власти по наследству

4) выборность высших органов власти

В1. В стране Z – абсолютная монархия, а в стране Y- конституционная монархия.

Сравните эти формы правления. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

  1. Наследственный характер верховной власти
  2. Законодательная власть принадлежит парламенту
  3. Ответственность правительства перед парламентом
  4. Монарх – глава государства

В2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. (Б) Органы местного самоуправления играют важную роль в управлении территориями. (В) Пока далеко не все граждане осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Определите, какие положения текста:

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Вариант 2 ЧАСТЬ 1

А1. Учащиеся рассуждали на тему «Политика и власть».

Николай ответил, что политическая власть распространяется на всё общество, т.е. её приказы, директивы (указания), требования относятся ко всем проживающим в границах государства.

Светлана считает, что политическая власть распространяется на отдельных лиц.

  1. Николай
  2. Оба правы
  3. Светлана
  4. Правильного ответа нет. Мой ответ: ________________________________________

А2. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Государство осуществляет политическую власть в обществе.

Б. Разработка и принятие закона – пример осуществления государственной власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. К признакам государства любого типа относят:

  1. разделение и независимость властей
  2. многообразие политических партий
  3. взимание налогов с граждан и предприятий
  4. верховенство власти

А4. Как называются обязательные, преимущественно невозвратные платежи, в установленном порядке взимаемые государством с физических и юридических лиц?

  1. страховые выплаты 3) дивиденды
  2. тарифы 4) налоги

А5. Любое государство характеризуется

  1. Возможностью осуществлять принуждение
  2. Многопартийностью
  3. Взаимной ответственностью государства и личности
  4. Разделением властей

А6. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

1) правовую 3) политическую

2) культурно-воспитательную 4) социальную

В1. Установите соответствие между примерами функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка правоохранительными органами

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии государства в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. (Б) Органы местного самоуправления играют важную роль в управлении территориями. (В) Пока далеко не все граждане осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Определите, какие положения текста:

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Предварительный просмотр:

Вариант 1 ЧАСТЬ 1

А1. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

  1. ростовчане 3) женщины
  2. пенсионеры 4) программисты

А2. Какой из приведенных терминов обозначает участника политической деятельности?

  1. избиратель 3) потребитель
  2. собственник 4) труженик

А3. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Власть родителей над детьми является примером политической власти.

Б. Политическая власть – разновидность общественной власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Верховная власть в государстве Z передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является конституционной монархией?

  1. Глава государства определяет направления внутренней политики.
  2. Глава государства является верховным главнокомандующим.
  3. Монарх назначает главу кабинета министров
  4. Полномочия монарха ограничены законом.

А5. Что свойственно и выборам и референдуму как формам политического участия граждан в демократическом обществе?

  1. Одобрение или неодобрение какого-либо решения
  2. Установленная законом периодичность проведения
  3. Голосование за кандидатов на государственные должности
  4. Тайное голосование на избирательных участках

А6. Государство Z состоит из территориальных единиц, не имеющих своей конституции и законов. Местные власти назначаются министром внутренних дел. Какая форма государственного устройства страны Z?

1) демократия 3) республика

2) унитарное государство 4) федерация

В1. На уроке обществознания учитель объяснял своим ученикам признаки основных форм правления, в том числе абсолютной монархии и конституционной монархии.

Сравните эти два вида монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

  1. Полномочия монарха ограничены основным законом
  2. Монарх сосредоточивает в своих руках законодательную и судебную власти
  3. Ответственность за неисполнение закона
  4. Передача власти по наследству

В2. Установите соответствие между отличительными признаками и формами государственного устройства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) местные органы управления формируются только центральным правительством

Б) субъекты государства обладают относительной политической самостоятельностью

В) парламент состоит из двух палат

Г) автономия субъектов существует только в рамках местного самоуправления

Д) административно – территориальные образования (субъекты) имеют свои конституции и законы

1) федеративное государство

2) унитарное государство

Вариант 2 ЧАСТЬ 1

А1. Верховная власть в государстве Z принадлежит монарху. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является конституционной монархией?

  1. Монарх назначает главу кабинета министров
  2. Полномочия монарха имеют строгое ограничение в законах, он не является главой законодательной власти.
  3. Власть монарха передается по наследству.
  4. Монарх награждает подданных государственными наградами.

А2. Верны ли следующие суждения о власти?

А. Государственная власть воздействует на всех членов общества.

Б. Руководство крупным театром является примером политической власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. В состав государства Z входит несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. Какова форма государственного устройства страны Z?

1) демократия 3) республика

2) унитарное государство 4) федерация

А4. Что относится к полномочиям судебной власти в РФ?

  1. Управление Федеральной собственностью
  2. Определение даты выборов Президента РФ
  3. Разрешение различных правовых споров
  4. Назначение высшего командования Вооруженными Силами РФ

А5. Какое право граждан является политическим?

  1. На частную собственность
  2. На обращение в государственные органы
  3. На свободу передвижения и выбор места жительства
  4. На неприкосновенность жилища

А6. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. В условиях демократии выборы способствуют политической социализации граждан.

Б. В условиях демократии различные политические силы имеют возможность бороться на выборах за доверие и голоса избирателей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между задачами и правоохранительными органами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) надзор за соблюдением законов

Б) удостоверения верности копий документов

В) представление в суде интересов граждан, обратившихся за юридической помощью

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: