Эмпирические методы познания государства и права

Обновлено: 16.04.2024

Теория государства и права, как и все другие науки, имеет не только свой предмет, но и методы, которые указывают на то, каким образом исследуется предмет. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология теории государства и права – это система методов (особых приемов, принципов, способов) изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-право­вых явлений, точнее предмета теории государства и права.

Система методов теории государства и права. Теория государства и права использует следующие виды методов:

Особенности философского метода . Данный метод отличает всеобщий характер. Он:

– используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания;

– содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей;

– определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества).

Подход не содержит специфических правил, принципов познания государства и права, поэтому применяется в тесном единстве с общенаучными и частнонаучными методами. Он имеет два направления – материалистическое и идеалистическое.

Общенаучные методы . Их особенности состоят в следующем:

1) они используются во всех конкретных науках;

2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач;

3) они не охватывают всех стадий научного познания;

4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним;

5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории.

К общенаучным методам относят:

– анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);

– синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей)

– системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

– функциональный подход (ориентирует на выявление одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

Частнонаучные методы . Частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. В некоторых работах их называют специальными методами. Есть учебная литература, в которой специальные и частнонаучные методы рассматриваются как самостоятельные группы.

Особенности частнонаучных методов. Данная группа методов характеризуется следующим:

1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной).

К частнонаучным методам относят:

– конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

– статистический (позволяет получать количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

– кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-пра­вовые явления);

– формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);

– сравнительно-правовой (позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Учебная литература предлагает и другие варианты системы методов:

1) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-историче­ский, статистический и т. п.); общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.) (С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 18);

2) общенаучные методы и основные подходы (материалистический, идеалистический, вероятностный, исторический, логический, рациональный); междисциплинарные, или частные, методы (системный, сравнительный, статистический, психологический, эксперимент); специальные, или специфические, методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, судебной статистики, правовой эксперимент) (Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 37).


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

высшего профессионального образования

«Российский университет правосудия»

Кафедра теории и истории права и государства
Контрольное задание

«История и методология юридической науки»

Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания государства и права.

Подготовила:

студентка Т.А. Скороходова

(подпись, инициалы, фамилия)

учебная группа: ЦЗЮМ 1-20(Ю)

дата
Проверил : Р.Р. Палеха

(подпись, инициалы, фамилия)

1. Эмпирический уровень научного познания 4

2. Теоретический уровень научного познания 6

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания 7

Список использованной литературы 11

Введение

Наука - представляет собой систему знаний и особую сферу человеческой деятельности, в пределах и посредством которой изучаются наиболее существенные свойства, признаки, явлений действительности, закономерности их существования и развития. Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI - XVIIвв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно. В современном мире роль науки имеет очень важное значение. Все, что окружает нас, является результатом научной деятельности, ее плодами. Именно наука стала причиной научно - технической революции, которая началась в конце XVIII века и продолжается в наше время. За последние 20 - 30 лет объем знаний человечества о природе бытия и природе человека вырос в сотни раз, а за последние три столетия мы получили более 90 процентов всех знаний, которыми обладает человечество. Актуальность темы заключается в том, что соотношение теоретического и эмпирического уровней познания развивается на основе динамики научного знания и закономерностей развития науки. По мере использования научных открытий эволюционируют техника и технология. Соответственно наука как сложное и многогранное образование оказывает влияние на общественное развитие.

Цель работы - рассмотреть соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания.

1. Эмпирический уровень научного познания

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт.

Эмпирические знания, опытные данные не являются тождественными ни сумме ощущений, ни восприятию. Это особый вид знаний, который является результатом долговременной предварительной обработки, наблюдений, обобщение данных приборов, экспериментов. Задачей эмпирического уровня познания является получение научных фактов, их формирование связано с диалектической взаимодействием чувственного и рационального в ходе эмпирического познания. 1

В современной методологии науки существуют две полярные точки зрения в понимании природы факта - фактуализм, который подчеркивает автономность и независимость фактов по отношению к различным теориям, и теоретизм, напротив, утверждающий, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в признании того, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе обусловлен материальной действительностью. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Основные эмпирические методы научного познания:

1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, посредники в процессе наблюдения, например разного рода приборы, должны лишь количественно усиливать различительную способность органов чувств. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; В эксперименте субъект познания не ограничивается ролью простого регистратора происходящих событий, но пытается активно воздействовать на объект познания.

3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

4. Описание - фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке.

5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. 2
2. Теоретический уровень научного познания
Теоритический уровень научного познания - это разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства, и взаимосвязи которых обобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности. Теоретический и эмпирический уровни научного знания при всем своем различии тесно связаны друг с другом. 3

Методы теоретического познания:

Аксиоматический - заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Аксиома не требует никаких логических доказательств и не может быть опровергнута эмпирическими фактами. Отсюда идет абсолютное опровержение всех возникающих противоречий; Гипотетико - дедуктивный - основывается на строении научной теории на гипотезах, знаниях, которые могут быть опровергнуты при сопоставлении данных с реально полученными экспериментальными фактами. Данный метод требует отличной математической подготовки на высшем уровне;

Описательные методы теоретического познания - к ним относятся графические, словесные, и схематические методы познания, основанные на экспериментальных данных.

Теоретические методы научного познания более четко проявляются в мышлении, поскольку оно является активным процессом, способным обобщить и отразить реальную действительность, пройдя путь от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса.

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания

Если источником содержания эмпирического знания является информация об объективной реальности, получаемая через наблюдения и экспериментирование с ней, то основой содержания теоретического знания является информация об идеальных объектах, являющихся продуктами конструктивной деятельности мышления. Содержание теоретического знания является имманентным продуктом самого сознания, тогда как содержание эмпирического знания лишь частично зависит от сознания, а частично -- от независимой от него (и являющейся всегда тайной для него) материальной реальности. 4

Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности.

1. Наиболее общий уровень - аксиомы, теоретические законы. Например, для классической механики это три закона Ньютона (инерции; взаимосвязи силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия). 2. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Для классической механики это, например, законы движения идеального маятника.

3. Третий, наименее общий уровень развитой научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний о свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности. 5

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному); методы логического и исторического исследования и др. Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по - разному. Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов. 6 Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного общения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур. 7 Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. 8 Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. 9 В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют. 10

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, на данном уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Список литературы

1. Антюшин С. С., Мальков Б. Н., Михалкин Н. В. История и философия науки: учебник / С.С. Антюшин. М.: РПА, 2017. 462 с.

2. Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И.А. Исаев. М.: Проспект, 2015. 432 с.

3. Видные ученые - юристы России (вторая половина ХХ в.) / Под ред. В. М. Сырых. М.: РПА, 2016. 112 с.

4. Дедов Д. И. Юридический метод: научное эссе. М., 2018. 160 с.

5. Ильин В. В. Философия и истории науки: учебное пособие / В.В. Ильин. М.: ПСТТУ, 2015. 656 с.

6. Корнев А. В., Борисов А. В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. М.: Эксмо, 2019. 288 с.

7. Корнев В. Н. Проблемы теории государства и права в либеральной правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.: учебник / В.Н Корнев. М.: Юрлитинформ, 2015. 528 с.

8. Косарев А. И. Высший закон в истории государства и права Очерки историософии: учебник / А.И. Косырев. М.: СГА, 2016. 200 с.

9. Михалкин Н.В. Генезис, философия и методология науки: учебное пособие / Н.В. Михалкин. М.: МГОУ, 2007. 636 с.

10. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник / В.М. Сырых. М.: ИНФРА--М, 2018. 464 с.


1  Антюшин С. С., Мальков Б. Н., Михалкин Н. В. История и философия науки: учебник / С.С. Антюшин. М.: РПА, 2017. 462 с


2  Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И.А. Исаев. М.: Проспект, 2015. 432 с.


3  Видные ученые - юристы России (вторая половина ХХ в.) / Под ред. В. М. Сырых. М.: РПА, 2016. 112 с.

4  Дедов Д. И. Юридический метод: научное эссе. М., 2018. 160 с.


6  Корнев А. В., Борисов А. В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. М.: Эксмо, 2019. 288 с.


7  Корнев В. Н. Проблемы теории государства и права в либеральной правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.: учебник / В.Н Корнев. М.: Юрлитинформ, 2015. 528 с.


8  Косарев А. И. Высший закон в истории государства и права Очерки историософии: учебник / А.И. Косырев. М.: СГА, 2016. 200 с.


9  Михалкин Н.В. Генезис, философия и методология науки: учебное пособие / Н.В. Михалкин. М.: МГОУ, 2007. 636 с.

10  10. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник / В.М. Сырых. М.: ИНФРА--М, 2018. 464 с.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Глава 5. Тема 5. Методы эмпирического уровня познания государства и права

5.1. Эмпирическое познание «среды» права

В ряду категорий правовой науки категория "среда права" занимает особое место. Во-первых, эта категория в настоящий момент не является общепризнанной и полностью воспроизводит свое содержание исключительно в параметрах широкого понимания права. Во-вторых, в отечественной науке ее рассмотрение происходит исключительно фрагментарно или в рамках других категорий и понятий. Тем не менее среда права - это онтологическое измерение права, наиболее адекватное и целостное представление о его бытии, формах и способах его существования и развития. Среда права - это, с одной стороны, совокупность условий, факторов, обстоятельств, форм жизни и деятельности, в которых действует право, а с другой стороны - это осуществление всей совокупности форм и содержания действительного права в пространстве, времени и социальном движении. Среда права характеризуется полифонией правовой жизни как в историческом развитии, так и в географическом разнообразии, как в индивидуальной неповторимости, так и в целостной универсализированности.

Методологические принципы познания среды права являют собой осмысление сущности его бытия. Среда права понимается в первую очередь в философско-правовом смысле, ибо ее назначение - показать, что постижение существа права невозможно вне контекста постижения как можно более широкого пласта социальной действительности, в которой право существует. В то же время среда права - это "реально действующая" правовая категория, значимость которой обусловлена широким пониманием права.

Поэтому методологические принципы исследования среды права нацелены на рассмотрение всего многообразия смыслов и определений не только существа права как такового, но и всего того, что право окружает. То, что окружает право, порой правом не является, не является зачастую и правовым вообще, но без чего право существовать не может. В праве отражается логика бытия цивилизации, его основные параметры определяются господствующей производственно-экономической технологией, доминирующей религией, национально-расовой идентичностью, ментальностью, проявляющейся в особенностях мышления, языка, принципах письменности той или иной культуры.

Выведение методологических принципов познания среды права обусловлена рядом особенностей. С одной стороны, представление о среде права подразумевает некую предметность, т.е. существование права в определенной сфере, окружении, характеризуемой конкретным содержанием, реальными и зримыми причинами явлений действительности.

Таковыми могут быть основания общественно-производственной технологии, требующие правовой регламентации (например, регулирование воды при поливе пахотных земель, правила мореплавания, условия выпаса скота, корпоративные правила ведения ремесла и т.п.), религиозные установки, носящие нормативный характер (ритуалы религиозных церемоний и служб, семейно-брачные отношения, принципы наследования и завещания, условия взаимодействия с иноверцами и др.), параметры государственно-политического регулирования общественной жизнью (формы государства, законы, практика государственного, муниципального, корпоративного и общественного управления). С другой стороны, среда права - это абстрактность, умозрительная категория, которую мы формируем специально для того, чтобы в нашем сознании сложилось целостное представление о праве. Среду права можно рассматривать сквозь призму философских законов и категорий, которые также формируют целостное представление о праве, как некую открытую систему, "вбирающую" в себя явления, характеризующие право в разных аспектах и сущностях. Философско-правовое представление о среде права в целом отличается от теоретико-правового представления прежде всего на уровне методологических принципов исследования проблемы. Понятие "среда права" является своего рода метафорой, выражающей то, что общественные отношения объективируются в праве не непосредственно, а системно опосредуясь всей структурной целостностью.

В философско-правовом смысле познание среды права предзаданно. Это обусловлено тем, что право обладает теми же качествами, которые характерны для всех явлений и процессов действительности, что право постоянно развивается, существуя в пространстве и во времени.

На теоретико-правовом уровне познание среды права рассматривается с учетом того, что право - это постоянно формирующийся и формируемый феномен. Это постоянное формирование происходит в определенном пространстве (как конкретно-территориальном, так и мыслительном, обусловленном духовно-познавательными границами) и в определенное физическое, социально-историческое время, т.е. в реальной среде, которая порождает именно такое право, которое характерно для данной цивилизационной определенности, именно на данном историческом этапе.

В философско-правовом смысле категория "среда права" самодостаточна. Философский смысл определяет ту общую основу происхождения права, которая существует безусловно и не зависит от конкретных условий функционирования права.

Теоретико-правовой смысл познания среды права определяется ее функциональностью, наполненностью конкретным содержанием. Среда права - важнейшая характеристика проявления права, то, без чего право существовать не может. Даже те элементы среды права, которые собственно правовыми не являются (например, язык, логика мышления, эстетические воззрения и т.п.), составляют черты конкретного права, возможности его функционирования. Представление о среде права в философско-правовом смысле, как и о других правовых феноменах, определено широким пониманием права, а потому безусловно.

Теоретико-правовой аспект познания среды права предполагает обусловленность права комплексом материальных и духовных факторов, придающих ему предметность и определенность. Познание среды права в теоретико-правовом плане обусловлено реальными факторами, которые имеют основание не только в духовных отношениях, но и в тех конкретных возможностях, которые права реализует, регулируя материальные отношения.

Для теории права представление о ценностях как таковых перерастает в представление о правовых ценностях. Человеческое сообщество обладает множеством потребностей и способов их реализации, что объясняет огромный диапазон оценок значимости социальных норм. В одних случаях право, его отдельные отрасли и институты имеют большую социальную ценность, в других случаях - меньшую. При этом теория права в силу своей праксиологичности всегда оперирует понятием целесообразности, ибо теория сопряжена с необходимостью целостного, законченного представления о предмете или явлении.

По своему происхождению целесообразность обусловлена целеполаганием - важнейшим элементом социальной деятельности человека, характеризующим духовные и предметные основы его существования. Поэтому теория права "ответственна" за стройность и внутреннюю логику собственно теоретических построений правовой науки, а также за методологическое обоснование всего юридического знания, т.е. за такое отношение, которое выступает в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых систем, что позволяет достигать принципиально одинаковых конечных результатов вне зависимости от "стартовых" условий. Теория права, таким образом, может дать ответ, почему, несмотря на различные условия формирования цивилизаций, сам феномен права при всем своем разнообразии, понимается и принимается всеми.

5.2. Общая характеристика и параметры правовой действительности

Общетеоретические критерии среды права характеризует права в вечном и постоянном движении и развитии. Право в этом смысле ничем не отличается от всех явлений окружающей действительности. Постоянно развивается и само право, и представления о праве. При всей значимости римского права невозможно сравнивать первоначальное право с современным правом по своим задачам, принципам, функциям, внутреннему строению и т.п.

"Право постоянно трансформируется, подстраиваясь к ритму истории, затормаживая или питая его; благодаря этому право передает особенности своего времени и несет на себе стигматы этой эпохи, когда трансформировалось". Развитие среды права в теоретико-правовом смысле есть естественное и закономерное явление - как развитие самого феномена среды права, так и развитие представлений о нем. Феномен среды права в философско-правовом аспекте парадоксален, ибо противоречит сложившимся стереотипам и представлениям о праве, хотя с точки зрения формальной логики верен.

Для теоретико-правового подхода к познанию среды права характерна непротиворечивость. Непротиворечивость - это основное требование к любому научному знанию и любой строгой теории. Если мы выстраиваем такого рода теорию, которая относительно обособлена от другого знания, то в ней соблюдены определенные правила, в частности, не могут выводиться одновременно некоторое предложение и его отрицание.

Философско-правовое знание о среде права синтетично, теоретико-правовое знание аналитично. Различение аналитических и синтетических суждений восходит еще к кантовской "Критике чистого разума" и основывается на возможности различного отношения между субъектом и предикатом суждений. Логика развития любой науки создает семантические правила языка данной отрасли знания. И правовая наука, и практическая юриспруденция имеют свой специфический язык, свою терминологию, и даже свои жаргонизмы, что обусловлено особенностями мышления юристов, спецификой их понимания окружающей действительности, поэтому правовая "картина мира" в огромной мере задана семантической составляющей языковой системы науки о праве. Тем не менее любое знание, и в первую очередь знание правовое, основывается на онтологических установках, оно содержательно наполнено реальным смыслом и практической значимостью. Все семантические постулаты юридического языка имеют вспомогательное значение и предполагают "служение" правовой онтологии. Правовое знание необходимо для правовой практики, реализующей социально-экономические, политические, культурологические задачи, поставленные цивилизацией, те социальные нормы, которыми оперирует общество, устанавливая свои правила.

Если аналитичность проявляется в факторах, выявляющихся и проясняющихся в результате логического анализа, что заключено в содержании тех или иных имеющихся в наличии, устоявшихся, "готовых" правовых феноменах, то синтетичность проявляется в расширении и умножении познания действительности. Теоретико-правовое знание - начальный этап постижения сути правовых явлений, философско-правовое знание - заключительный этап этого постижения.

Собственно возможность синтетизма обусловлена наличием в сознании исходных мыслительных структур, задающих совершенно определенный способ рассмотрения мира. Они синтезируют, структурируют в чувственном познании и организованный посредством априорных форм созерцания во времени и пространстве материал восприятия и придают синтетическим суждениям априори характер всеобщности и необходимости.

В теоретико-правовом аспекте познание среды права подчинено как принципу фрагментарности, так и принципу всеобщности. Теория права, будучи методологией для всех отраслей права, осуществляет принцип всеобщности , предлагая общую для всех основу, общий язык, без которого представители различных отраслей права слабо понимали бы друг друга. "Именно проявление целого феноменально; нецелое только явлено в отдельности, которая требует связи, ее нахождения или порождения. Эти связи задает не опыт, а наличность целостности, феноменальности существования предмета. Целостность - это на самом деле отождествление схваченной частности, момента с предметом, явлением, процессом в целом".

В то же время теория права как бы передает теоретико-методологическую основу различным отраслям и тем самым распадается на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает своей особенностью, имеет свой предмет, свою сферу интересов и в определенной мере если не собственный юридический язык, то собственный "юридический диалект". Принцип фрагментарности "позволяет" различным правовым семьям руководствоваться различными феноменами социального бытия для установления собственных порядков в "своем доме" и т.д.

Философско-правовое познание среды права оперирует принципами универсальности и неуниверсальности и при этом не руководствуется исключительно правовыми категориями, в рамках его рассмотрения исследуется широкий круг вопросов, как имеющих к праву непосредственное отношение, так и весьма далеко отстоящих от чисто правовой тематики. При узкопозитивистском подходе к пониманию права, которое "действует здесь и сейчас", действительно не имеет никакого отношения. Но для того, чтобы понять, почему это право здесь и сейчас действует именно так, а не иначе, следует применить исследование широкого круга вопросов истории, экономики, производственной технологии, религии, морали, национальной ментальности, географических и природно-климатических особенностей, геополитического и военного положения, без которых целостной картины права не будет.

В то же время философско-правовой подход предусматривает рассмотрение лишь определенного круга вопросов именно общего характера, не вдаваясь в частности правовой проблематики, особенно в тех случаях, когда речь идет о совершенно конкретных юридических проблемах. Задачи объять необъятное в рамках философско-правового подхода не стоит, поэтому-то и принцип неуниверсальности столь же актуален, как и принцип универсальности.

В рамках теоретико-правового представления о среде права широко используется принцип системности. Согласно этому принципу буквально все явления, предметы, действительности - суть системы различной степени организованности, строения, сложности и целостности. Принцип системности явно или имплицитно всегда использовался наравне с другими принципами в теории права и юридической практике.

Философско-правовой подход при изучении феномена среды права кроме принципа системности использует принцип калейдоскопичности. Восприятие правовой действительности в целом совершенно не предусматривает рассмотрение каждой отдельной детали и принцип калейдоскопичности, подобно восприятию художников-импрессионистов, способен дать определенный ракурс восприятия мира права.

Таким образом, сравнение философско-правовых и теоретико-правовых познания среды права позволяет выявить закономерности его развертывания как открытой системы, проанализировать возможности широкого понимания права для определения самого феномена среды права.

Список литературы:

Марченко М.Н. Теория государства и права; Москва, 2010. Гл. 1-2.

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. Часть 1. М., Аргус, 2010. (Раздел 3-7).

Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: общие проблемы. Уч. пособие. Библионика. 2010. (тема 4-6).

Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический — метод, основанный на использовании:

— анализа — разделения объекта на части;

— синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей;

— индукции — получения знаний по принципу «от частного к общему»;

— дедукции — получения знаний по принципу «от общего к частному»;

— системности — исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

— статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

— моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

— синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Теория государства и права». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Понятие и основные черты науки теории государства и права
  • 2. Предмет теории государства и права
  • 3. Метод теории государства и права
  • 4. Логические приемы в методологии ТГП
  • 5. Специальные и частные методы в познании права и государства
  • 6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
  • 7. Теория государства и права в системе юридических наук
  • 8. Функции теории государства и права
  • 9. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
  • 10. Договорная теория происхождения государства
  • 11. Историко-материалистическая теория
  • 12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
  • 13. Социальная организация первобытнообщинного строя

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Специальные и частные методы в познании права и государства

Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы этого метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический, статистический.

Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования (математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики). Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: