Эмпирическая основа исследования это судебная практика

Обновлено: 19.04.2024

Информационной основой диссертационного исследования являются гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, магериалы судебной практики по вопросам применения гражданского нрава.

Автором использовались нормативные правовые акты, регулирующие сскьюритизацию активов в различных государствах, а также некоторые акты Европейского Союза.

Кроме того, автором рассматривались материалы докладов, конференций, отчеты государственных органов и негосударственных и международных организаций, публикации ведущих юридических и аудиторских фирм, инвестиционных банков, рекомендации международных рейтинговых агентств, а также многочисленная информация в сети Интернет, в частности, ня страницах участников сделок секыоритизации, котсрые были проведены в России.

Цель диссертационной работы - комплексное изучение правового положения специального юридического лица относительно других участников сделки секыоритизации активов, а также совокупности прав и обязанностей специального юридического лица в сделках секыоритизации активов.

Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи: •

исследование зарубежной теории и практики проведения сделок секыоритизации и выявление основных характеристик специального юридического лица в сделках сскьюригизации активов за рубежом; •

анализ теории секьюритизации активов, а также практики осуществления сделок секыоритизации и участия в них специальных юридических лиц в России; •

анализ положений российского законодательства, регулирующего вопросы правого статуса ипотечного агента в сделках секыоритизации активов посредством выпуска облигаций с ипотечным покрытием; •

обоснование и разработка предложений по совершенствованию Закона об ИЦБ в части правового статуса ипотечного агента; •

комплексный анализ положений действующего законодательства для определения возможности эффективного использования российского

хозяйственного общества в качестве специального юридического лица в сделках секьюритизации активов; а также • обоснование и разработка рекомендаций по построению российского законодательного регулирования статуса специальных юридических лиц в сделках Секьюритизации различного рода активов путем принятия закона о секьюритизации.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные^ тяк и частнопаучныс методы исследования - системный, лингвистический, исторический, логический, методы моделирования и обобщения, сравнительно- правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Научная новизна исследования сосгоит в том, что данная диссертационная работа является первым комплексным научным исследованием правового статуса специального юридического лица в сделках секьюритизации акгивов по российскому праву. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие научную новизну, заключаются в следующем.

В диссертации уточнено содержание таких понятий и категорий, как «секьюритизация», «секьюритизация активов», «действительная продажа», «защита от банкротства» и сформулированы определения сделки секьюритизации и специального юридического лица.

В работе предложен перечень и раскрыто содержание основных характеристик специального юридического лица в сделках секьюритизации активов.

В диссертационном исследовании обоснован ряд новых теоретических положений, имеющих значение для развития юж теории, так и практики.

В частности, речь идет о разработке положений о специальной правоспособности специального юридического лица, о создании специального юридического лица как лица, независимого от иных участников сделки, а также о специальном банкротном режиме специального юридическою лица.

Научная новизна диссертации определятся также тем, что в ней разработан ряд новых выводов, направленных на совершенствование теории и законодательства в части правового статуса специального юридического лица.

Достоверность и обоснованность ' выводов, полученных в результате исследования, подтверждается эмпирическими данными. Их репрезентативность, как важнейшая предпосылка научной обоснованности и достоверности полученных результатов, подтверждается объемом, содержанием, а также географией собранного и проанализированного эмпирического материала.

Сбор эмпирического материала осуществлялся в период с 1999 по 2003 гг.

в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Московской и Ростовской областях. Были изучены материалы уголовных дел, по результатам рассмотрения которых, постановлены оправдательные приговоры в отношении 780 лиц. Кроме того, по специально разработанным анкетам был проведен опрос народных и присяжных заседателей, судей Красноярского края.

При подготовке работы использовались результаты эмпирических исследований, полученные другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа уголовно-процессуального законодательства, практики его применения, существующих точек зрения и собственного видения темы предпринята попытка комплексного рассмотрения теоретических основ и решения проблем постановления оправдательных приговоров, что позволило разработать ряд теоретических и практических положений, выводов и рекомендаций, имеющих значение для теории уголовного процесса и совершенствования уголовно-процессуального регулирования порядка постановления оправдательных приговоров.

В более конкретной форме научную новизну диссертации отражают основные положения, выносимые на защиту: 1.

Оправдательный приговор — это основной акт правосудия, обладающий свойствами обязательности, исключительности, неизменности, пре- юдициальности, истинности, завершающий стадию судебного разбирательства в частности, и уголовное судопроизводство в целом, сущность которого состоит в установлении судом невиновности лица в совершении преступления, инкриминируемого ему органами предварительного расследования. 2.

Онтологические (бытийные) аспекты оправдательного и обвинительного приговоров имеют одинаковую природу, так как в основе принятия и того, и другого процессуального решения лежат материалы предварительного расследования, устанавливающие пределы судебного разбирательства. Иная ситуация обстоит с гносеологическими аспектами данных процессуальных актов, так как психолого-правовые механизмы постановления оправдательного и обвинительного приговоров существенно отличаются друг от друга. Связано это с отказом государства от обвинения на судебных стадиях, а, значит, с признанием судом низкого качества проведенного предварительного расследования. 3.

Свойства оправдательного приговора определяют его внутреннюю форму (структуру), при этом внешнюю форму образуют требования, предъявляемые к нему законом как уголовно-процессуальному решению. В этом состоит диалектическое единство внутренней и внешней форм оправдательного приговора, где свойства приговора и требования, предъявляемые к нему, внутренне обусловлены и взаимозависимы. 4.

Сущность оправдательного приговора заключается в негативной оценке государством деятельности органов предварительного расследования; в признании судом незаконности, необоснованности и несправедливости процессуальных решений, принятых в досудебном производстве. 5.

Под судейским усмотрением следует понимать зоны процессуальной самостоятельности судьи, принимающего на основе доказательств и своего внутреннего убеждения, а также руководствуясь законом и совестью, окончательное решение по уголовному делу в соответствии с требованиями законности, обоснованности и справедливости, предъявляемыми к приговору и другим решениям по уголовным делам. 6.

Внутреннее убеждение является одним из элементов судейского усмотрения, образующих его содержание. Иначе говоря, судейское усмотрение - это внутреннее убеждение судьи, облеченное в процессуальную форму. Если внутреннее убеждение - это область психологической свободы судьи при принятии решения, то судейское усмотрение - это зона его процессуальной самостоятельности. 7.

Ядром мотивационно-смысловой структуры личности судьи, принимающего процессуальное решение по делу, является его совесть как элемент судейского усмотрения, которая выступает в качестве основы человеческого фактора в состязательном уголовном процессе. 8.

Пределами судейского усмотрения является законность, обоснованность и справедливость судебного решения, т.е. требования, предъявляемые к приговору вообще, и оправдательному в частности, которые призваны ограничить процессуальную и психологическую свободу судьи.

9. Пределы судейского усмотрения в составе суда районного звена являются более широкими, чем в суде присяжных. Председательствующий имеет здесь больше возможностей и для восполнения пробелов в материалах предварительного расследования, и для оценки доказательств по уголовному Делу.

Эмпирическую основу исследования составили материалы 133 уголовных дел о хищениях путем мошенничества с использованием ценных бумаг (статья 159 УК РФ), расследованных на территории 39 субъектов Российской Федерации, в том числе следователями органов внутренних дел г.

Москвы, г. Санкт-Петербурга, Волгоградской, Карельской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской областей, и следователями органов ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 1998г. - 1 -м полугодии 2006г., статистические данные о состоянии и динамике экономической преступности, результаты проведенного анализа и обобщения опубликованной и неопубликованной судебно-следственной практики: статистические данные о расследовании преступлений, характеризуемых как «корпоративный захват», обобщенные Следственным комитетом при МВД РФ за период 2002г. - 1-е полугодие 2006г., а также 247 дел об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг, инициированных Региональным отделением Федераль-

10 ной службы по финансовым рынкам РФ по Северо-Западному Федеральному

округу за период 2002 - 2005гг., проанализированных методом случайной выборки.

Диссертантом было проведено анкетирование 26 следователей ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 19 следователей Следственного комитета при МВД РФ, 41 следователя районных органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга, занимающихся расследованием хищений путем мошенничества с использованием ценных бумаг, 159 помощников прокуроров из прокуратур 27 субъектов Российской Федерации, поддерживающих государственное обвинение по делам рассматриваемой категории, результаты которых обобщены и представлены в настоящем исследовании.

В работе использованы также результаты анализа практики расследования аналогичных преступлений в США и Германии, обсуждавшиеся на российско-американских семинарах по проблемам борьбы с экономической преступностью, проходивших в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ, а также на международном семинаре, посвященном проблемам основ права в секции по борьбе с международной преступностью, состоявшемся во Франкфурте на Майне в сентябре - октябре 2005г.

При написании работы студенты должны использовать данные юридической прак­тики, в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать те­оретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятель­ности практических органов, вскрыть их причины, наметить возмож­ные пути и средства их устранения, внести свои предложения по со­вершенствованию законодательства и юридической деятельности. Все это формирует эмпирическую базу исследования.

К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты минис­терств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного су­да РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие пе­риоды времени.

При написании курсовой работы по возможности, а выпускной квалификационной работы обязательно – сту­денты должны использовать не только данные опубликованной практи­ки, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики. Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Иссле­дование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обоб­щения работы суда, прокуратуры, органов предварительного рассле­дования по конкретным регионам, данные проведенного социологичес­кого исследования (анкетирования, тестирования практических ра­ботников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уго­ловных дел, подтверждающие те или иные выводы автора.

Материалы судебной практики (и опубликованной, и лично собранной) обязательно должны быть проанализированы студентом. Не допускается их механическое воспроизведение в работе без каких-либо комментариев. Приводимые примеры из практики должны быть связаны с конкретным положением работы, в тексте работы должен содержаться анализ каждого приводимого источника, охарактеризовано его значение для рассматриваемой темы. При этом определенную помощь студенту могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и диплом­ном исследовании, разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.

В курсовых работах и выпускных квалификационных работах должно быть проанализировано не менее 3-х судебных, административных, следственных решений либо протоколов судебных, следственных, административных действий, а также материалов самостоятельно проведенных социологических исследований, анализа официальной статистики и т.д. по выбранной тематике, принятых, произведенных или отражающих период не позднее, чем за 2 года до начала выполнения работы. В случае необходимости (проведение сравнительного анализа, необходимости иллюстрации изменения практики применения законодательства, иных подобных случаев) допускается использование эмпирической базы, относящейся к более раннему сроку.

5. Логико-юридическая структура работы. Составление плана

Курсовые работы, выпускные квалификационные работы выполняются в виде текстового документа – пояснительной записки, который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, как входящим, так и не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами, электронными презентациями, выполненными в программной среде Microsoft PowerPoint), собранным или подготовленным при выполнении работы.

Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:

- творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;

- постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;

- анализ и конкретизацию решения;

- обобщение материалов юридической практики;

- выводы и рекомендации.

После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточ­няться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополнять­ся). Окончательный план работы согласовывается с научным руково­дителем.

План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие руб­рики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на па­раграфы.

Курсовая работа, выпускная квалификационная работа должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

- основная часть – исследовательский раздел;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.

Минимальный объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет:

- по программе бакалавриата – 70 страниц;

- по программе специалитета – 80 страниц;

- по программе магистратуры – 90 страниц.

Титульный лист.

Формы титульных листов приведены в приложениях к настоящим рекомендациям:

- курсовая работа – приложение Д;

- выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата – приложение Е;

- выпускная квалификационная работа по программе специалитета – приложение Ж;

- выпускная квалификационная работа по программе магистратуры – приложение К.

Формулировка темы в задании и титульном листе выпускной квалификационной работы должна строго соответствовать ее формулировке в приказе по университету по форме, приведенной в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям.

Задание.

Задание на курсовую работу и выпускную квалификационную работу является обязательным и содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.

Выполнение выпускной квалификационной работы может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.

Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике курсовой работы или выпускной квалификационной работы, которое студент оформляет в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций (приложения А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям).

При заполнении раздела 3 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям следует указать основные нормативные правовые акты, на основе которых пишется работа.

Раздел 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, заполняется, если подготовка графического материала необходима при выполнении данной работы. Если нет необходимости подготовки графического материала, то в разделе 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, пишется: «не предусмотрено».

Форма задания заполняется рукописным или машинописным способом.

Реферат.

Реферат к курсовой работе или выпускной квалификационной работе является обязательным и размещается на отдельном листе (странице). Рекомендуемый средний объем реферата 850 печатных знака. Объем реферата не должен превышать одной страницы.

Заголовком служит слово “Реферат” (для реферата на иностранном языке – соответствующий иностранный термин).

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме работы, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источниках, графическом материале;

- перечень ключевых слов;

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- метод или методологию проведения работы (исследования) и аппаратуру;

- полученные результаты и их новизну;

- рекомендации или итоги внедрения результатов работы;

- общественно-социальную значимость, экономическую или иную эффективность работы;

Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Изложение материала в реферате должно быть кратким, точным и соответствовать положениям ГОСТ 7.9-95. Сложных грамматических оборотов следует избегать.

Содержание.

Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (Приложение Н к настоящим рекомендациям).

Материалы, представляемые на технических носителях данных, должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначений и наименований документов, имен и форматов соответствующих файлов, а также места расположения носителя в работе.

В конце содержания перечисляется графический материал, представляемый к защите, с указанием: “На отдельных листах”.

Введение.

Введение должно раскрывать основной замысел курсовой работы, выпускной квалификационной работы. В нём:

- обосновывается выбор данной темы;

- формулируется актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;

- изла­гаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы;

- предмет и объект исследования (кроме курсовой работы);

- анализ использованной литературы и источников;

- обозначается свое отношение к выбранной теме.

Во введении выпускной квалификационной работы по программе магистратуры также рекомендуется сформулировать элементы учебно-научной новизны и положения, выносимые на публичную защиту, а также обобщить результаты научно-практической апробации работы.

Последнее предложение во введении: «Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, …(кол-во) глав, заключения, списка использованных источников».

Объем введения должен быть не превышать 10 процентов от величины основной части работы.

Основные методы научного исследования в юриспруденции

Хорошую курсовую или диплом по юриспруденции невозможно представить без проработанной научно-исследовательской методологии. А чтобы грамотно использовать юридические методы, стоит с ними познакомиться и разобраться в нюансах.

Этим мы и займёмся в статье. Посмотрим, какие методы исследования в юриспруденции существуют и какие вопросы они помогают решать.

Ещё больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками, чтобы учиться выгодно.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы научного исследования в юриспруденции

Правоведение, как и любая наука, активно использует различные методы. Давайте дадим определение данному понятию:

Метод — это определённый набор приёмов, подходов и методик достижения поставленных целей и задач. Иначе говоря, это способ, который ведёт к познанию.

Условно все методы исследования в курсовой и дипломной работе по юриспруденции можно разделить на четыре группы:

  1. Общие методы. Они отражают мировоззренческие подходы и могут применяться не только в научных исследованиях, но и в обычной жизни.
  2. Общенаучные методы. Базируются на логических законах и могут использоваться во всех научных дисциплинах.
  3. Частнонаучные, или междисциплинарные методы. Эти методы могут применяться для изучения нескольких предметных областей.
  4. Специальные методы, или узкоспециализированные. Их разрабатывают в рамках одного научного предмета, чтобы решать специфические задачи.

Методы научного исследования в юриспруденции

Будущему юристу стоит хорошо разбираться в методах. Это полезно не только в учёбе, но и в работе

Методы исследования в юриспруденции: примеры

Чтобы не запутаться во всём многообразии методов, которые используются в научной дисциплине «Право», мы разделили их по четырём основным группам в удобной таблице:

Общие методы Общенаучные методы Частнонаучные методы Специальные методы
обобщение; диалектологический метод: анализ, синтез; культурологический метод; сравнительно-правовой метод;
наблюдение; логический метод: дедукция, индукция, аналогия; исторический метод; формально-юридический метод;
сравнение; системный метод; социологический метод; метод юридической герменевтики;
описание; функциональный метод; статистический метод; метод социально-правового эксперимента.
эксперимент; системно-структурный метод. кибернетический метод;
моделирование. аксиологический метод;
синергетический метод.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Основная задача будущего юриста — из всего многообразия представленных методов исследования собрать методологическую базу своего курсового или дипломного проекта. А чтобы не ошибиться в выборе, стоит понять, какие методики помогут максимально полно раскрыть заявленную в работе тему и достичь указанные во введении цели и задачи.

Общие методы исследования в юриспруденции

Юриспруденция активно пользуется общими методами исследования, которые присущи разным наукам. Они необходимы для обоснования центральной теории и практических выводов.

Так, например, метод моделирования помогает создавать различные правовые и государственные явления и изучать их развитие. Метод сравнения — сопоставлять и сравнивать их между собой. А экспериментальный метод — проверять, как данные образцы будут действовать в особых условиях.

Общенаучные методы исследования в юриспруденции

Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:

  • диалектический метод;
  • логический метод;
  • системный метод;
  • функциональный метод;
  • системно-структурный метод.

Диалектический метод исследования в юриспруденции

Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.

Логический метод исследования в юриспруденции

Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.

Системный метод исследования в юриспруденции

Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.

Функциональный метод исследования в юриспруденции

В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста

Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • вначале идут общие положения;
  • потом классификация административных правонарушений;
  • далее — органы, которые рассматривают данные дела;
  • в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.

Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами.

Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.

Частнонаучные методы исследования в юриспруденции

Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:

  • культурологический метод;
  • исторический метод;
  • социологический метод;
  • статистический метод;
  • кибернетический метод;
  • аксиологический метод;
  • синергетический метод.

Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.

Культурологический метод исследования в юриспруденции

В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.

Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.

Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР

Социологический метод исследования в юриспруденции

Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.

Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.

Статистический метод исследования в юриспруденции

Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.

Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.

Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.

Кибернетический метод исследования в юриспруденции

Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.

Аксиологический метод исследования в юриспруденции

Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.

Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.

Синергетический метод исследования в юриспруденции

В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.

Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента. Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта.

Специальные методы исследования в юриспруденции

Среди методов правового исследования в юриспруденции выделяют узкоспециализированные. Их используют, чтобы разбираться в сложных юридических вопросах.

Специальными методами исследования в истории юриспруденции являются следующие:

  • сравнительно-правовой метод;
  • формально-юридический метод;
  • метод юридической герменевтики;
  • метод социально-правового эксперимента.

Сравнительно-правовой метод исследования в юриспруденции

Сравнительно-правовой метод системно и комплексно исследует правовую культуру. Для этого в его рамках могут проводить различные операции:

  • делать сравнительный анализ юридических практик, применяемых в разных государствах;
  • сопоставлять различные примеры решения правовых вопросов в отдельных странах;
  • изучать правоведческие традиции, благодаря которым возникают государственные институты и правовые нормы.

Формально-юридический метод исследования в юриспруденции

Формально-юридический метод иначе называют догматическим. С его помощью исследуют правовые факты, явления и тексты, пропуская их через призму специально разработанных конструкций и терминов.

Также среди специальных методов можно выделить социально-правовой эксперимент. Он помогает опробовать новую юридическую практику. Например, так вводили суд присяжных.

Формально-юридический метод исследования в юриспруденции

Суд присяжных появился как социально-правовой эксперимент

Метод юридической герменевтики в юриспруденции

Метод юридической герменевтики активно развивается в современной правовой науке. Это методика, которая помогает толковать древние юридические тексты, учитывая при этом множество факторов:

  • культуру и язык той эпохи, к которой относится юридический текст;
  • жизненные условия, в которых создавались описываемые законы;
  • возможные противоречия, допускаемые в тексте и другие особенности.

Описание методов исследования в юриспруденции: пример

Как описать методы исследования в курсовой или дипломной работе по юриспруденции? Кратко приведём правила и несколько примеров.

Где описывать методы исследования

Методы исследования в курсовых и дипломных по юриспруденции описываются в начале работы — во введении. Это необходимо сделать после того, как вы определили основные цели и задачи юридического исследования.

Как описывать методологию: примеры

Чтобы грамотно описать методологическую базу исследования, ориентируйтесь на следующие образцы:

Пример 1: Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений. Помимо этого, в проекте применялись: логический метод, чтобы изложить весь материал, дать рекомендации и сделать итоговые выводы; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения; исторический метод; метод моделирования; метод обращения к выводам институциональной экономической теории, налогообложения и других наук.

Пример 2: Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные методы: социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический; общелогические методы теоретического анализа и узкоспециализированные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Мы разобрали, какие методы исследования существуют в юриспруденции и какие задачи можно решать с их помощью. Надеемся, теперь у вас не будет проблем с написанием курсовых или дипломных работ. А если не хватает времени готовить проект самостоятельно, доверьте это нашему студенческому сервису.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: