Эмпирическая основа исследования это судебная практика
Обновлено: 19.04.2024
Информационной основой диссертационного исследования являются гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, магериалы судебной практики по вопросам применения гражданского нрава.
Автором использовались нормативные правовые акты, регулирующие сскьюритизацию активов в различных государствах, а также некоторые акты Европейского Союза.
Кроме того, автором рассматривались материалы докладов, конференций, отчеты государственных органов и негосударственных и международных организаций, публикации ведущих юридических и аудиторских фирм, инвестиционных банков, рекомендации международных рейтинговых агентств, а также многочисленная информация в сети Интернет, в частности, ня страницах участников сделок секыоритизации, котсрые были проведены в России.
Цель диссертационной работы - комплексное изучение правового положения специального юридического лица относительно других участников сделки секыоритизации активов, а также совокупности прав и обязанностей специального юридического лица в сделках секыоритизации активов.
Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи: •
исследование зарубежной теории и практики проведения сделок секыоритизации и выявление основных характеристик специального юридического лица в сделках сскьюригизации активов за рубежом; •
анализ теории секьюритизации активов, а также практики осуществления сделок секыоритизации и участия в них специальных юридических лиц в России; •
анализ положений российского законодательства, регулирующего вопросы правого статуса ипотечного агента в сделках секыоритизации активов посредством выпуска облигаций с ипотечным покрытием; •
обоснование и разработка предложений по совершенствованию Закона об ИЦБ в части правового статуса ипотечного агента; •
комплексный анализ положений действующего законодательства для определения возможности эффективного использования российского
хозяйственного общества в качестве специального юридического лица в сделках секьюритизации активов; а также • обоснование и разработка рекомендаций по построению российского законодательного регулирования статуса специальных юридических лиц в сделках Секьюритизации различного рода активов путем принятия закона о секьюритизации.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные^ тяк и частнопаучныс методы исследования - системный, лингвистический, исторический, логический, методы моделирования и обобщения, сравнительно- правовой, метод анализа и толкования правовых актов.
Научная новизна исследования сосгоит в том, что данная диссертационная работа является первым комплексным научным исследованием правового статуса специального юридического лица в сделках секьюритизации акгивов по российскому праву. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие научную новизну, заключаются в следующем.
В диссертации уточнено содержание таких понятий и категорий, как «секьюритизация», «секьюритизация активов», «действительная продажа», «защита от банкротства» и сформулированы определения сделки секьюритизации и специального юридического лица.
В работе предложен перечень и раскрыто содержание основных характеристик специального юридического лица в сделках секьюритизации активов.
В диссертационном исследовании обоснован ряд новых теоретических положений, имеющих значение для развития юж теории, так и практики.
В частности, речь идет о разработке положений о специальной правоспособности специального юридического лица, о создании специального юридического лица как лица, независимого от иных участников сделки, а также о специальном банкротном режиме специального юридическою лица.
Научная новизна диссертации определятся также тем, что в ней разработан ряд новых выводов, направленных на совершенствование теории и законодательства в части правового статуса специального юридического лица.
Достоверность и обоснованность ' выводов, полученных в результате исследования, подтверждается эмпирическими данными. Их репрезентативность, как важнейшая предпосылка научной обоснованности и достоверности полученных результатов, подтверждается объемом, содержанием, а также географией собранного и проанализированного эмпирического материала.
Сбор эмпирического материала осуществлялся в период с 1999 по 2003 гг.
в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Московской и Ростовской областях. Были изучены материалы уголовных дел, по результатам рассмотрения которых, постановлены оправдательные приговоры в отношении 780 лиц. Кроме того, по специально разработанным анкетам был проведен опрос народных и присяжных заседателей, судей Красноярского края.
При подготовке работы использовались результаты эмпирических исследований, полученные другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа уголовно-процессуального законодательства, практики его применения, существующих точек зрения и собственного видения темы предпринята попытка комплексного рассмотрения теоретических основ и решения проблем постановления оправдательных приговоров, что позволило разработать ряд теоретических и практических положений, выводов и рекомендаций, имеющих значение для теории уголовного процесса и совершенствования уголовно-процессуального регулирования порядка постановления оправдательных приговоров.
В более конкретной форме научную новизну диссертации отражают основные положения, выносимые на защиту: 1.
Оправдательный приговор — это основной акт правосудия, обладающий свойствами обязательности, исключительности, неизменности, пре- юдициальности, истинности, завершающий стадию судебного разбирательства в частности, и уголовное судопроизводство в целом, сущность которого состоит в установлении судом невиновности лица в совершении преступления, инкриминируемого ему органами предварительного расследования. 2.
Онтологические (бытийные) аспекты оправдательного и обвинительного приговоров имеют одинаковую природу, так как в основе принятия и того, и другого процессуального решения лежат материалы предварительного расследования, устанавливающие пределы судебного разбирательства. Иная ситуация обстоит с гносеологическими аспектами данных процессуальных актов, так как психолого-правовые механизмы постановления оправдательного и обвинительного приговоров существенно отличаются друг от друга. Связано это с отказом государства от обвинения на судебных стадиях, а, значит, с признанием судом низкого качества проведенного предварительного расследования. 3.
Свойства оправдательного приговора определяют его внутреннюю форму (структуру), при этом внешнюю форму образуют требования, предъявляемые к нему законом как уголовно-процессуальному решению. В этом состоит диалектическое единство внутренней и внешней форм оправдательного приговора, где свойства приговора и требования, предъявляемые к нему, внутренне обусловлены и взаимозависимы. 4.
Сущность оправдательного приговора заключается в негативной оценке государством деятельности органов предварительного расследования; в признании судом незаконности, необоснованности и несправедливости процессуальных решений, принятых в досудебном производстве. 5.
Под судейским усмотрением следует понимать зоны процессуальной самостоятельности судьи, принимающего на основе доказательств и своего внутреннего убеждения, а также руководствуясь законом и совестью, окончательное решение по уголовному делу в соответствии с требованиями законности, обоснованности и справедливости, предъявляемыми к приговору и другим решениям по уголовным делам. 6.
Внутреннее убеждение является одним из элементов судейского усмотрения, образующих его содержание. Иначе говоря, судейское усмотрение - это внутреннее убеждение судьи, облеченное в процессуальную форму. Если внутреннее убеждение - это область психологической свободы судьи при принятии решения, то судейское усмотрение - это зона его процессуальной самостоятельности. 7.
Ядром мотивационно-смысловой структуры личности судьи, принимающего процессуальное решение по делу, является его совесть как элемент судейского усмотрения, которая выступает в качестве основы человеческого фактора в состязательном уголовном процессе. 8.
Пределами судейского усмотрения является законность, обоснованность и справедливость судебного решения, т.е. требования, предъявляемые к приговору вообще, и оправдательному в частности, которые призваны ограничить процессуальную и психологическую свободу судьи.
9. Пределы судейского усмотрения в составе суда районного звена являются более широкими, чем в суде присяжных. Председательствующий имеет здесь больше возможностей и для восполнения пробелов в материалах предварительного расследования, и для оценки доказательств по уголовному Делу.
Эмпирическую основу исследования составили материалы 133 уголовных дел о хищениях путем мошенничества с использованием ценных бумаг (статья 159 УК РФ), расследованных на территории 39 субъектов Российской Федерации, в том числе следователями органов внутренних дел г.
Москвы, г. Санкт-Петербурга, Волгоградской, Карельской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской областей, и следователями органов ФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 1998г. - 1 -м полугодии 2006г., статистические данные о состоянии и динамике экономической преступности, результаты проведенного анализа и обобщения опубликованной и неопубликованной судебно-следственной практики: статистические данные о расследовании преступлений, характеризуемых как «корпоративный захват», обобщенные Следственным комитетом при МВД РФ за период 2002г. - 1-е полугодие 2006г., а также 247 дел об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг, инициированных Региональным отделением Федераль-
10 ной службы по финансовым рынкам РФ по Северо-Западному Федеральному
округу за период 2002 - 2005гг., проанализированных методом случайной выборки.
Диссертантом было проведено анкетирование 26 следователей ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 19 следователей Следственного комитета при МВД РФ, 41 следователя районных органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга, занимающихся расследованием хищений путем мошенничества с использованием ценных бумаг, 159 помощников прокуроров из прокуратур 27 субъектов Российской Федерации, поддерживающих государственное обвинение по делам рассматриваемой категории, результаты которых обобщены и представлены в настоящем исследовании.
В работе использованы также результаты анализа практики расследования аналогичных преступлений в США и Германии, обсуждавшиеся на российско-американских семинарах по проблемам борьбы с экономической преступностью, проходивших в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ, а также на международном семинаре, посвященном проблемам основ права в секции по борьбе с международной преступностью, состоявшемся во Франкфурте на Майне в сентябре - октябре 2005г.
При написании работы студенты должны использовать данные юридической практики, в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать теоретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятельности практических органов, вскрыть их причины, наметить возможные пути и средства их устранения, внести свои предложения по совершенствованию законодательства и юридической деятельности. Все это формирует эмпирическую базу исследования.
К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты министерств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие периоды времени.
При написании курсовой работы по возможности, а выпускной квалификационной работы обязательно – студенты должны использовать не только данные опубликованной практики, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики. Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Исследование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обобщения работы суда, прокуратуры, органов предварительного расследования по конкретным регионам, данные проведенного социологического исследования (анкетирования, тестирования практических работников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уголовных дел, подтверждающие те или иные выводы автора.
Материалы судебной практики (и опубликованной, и лично собранной) обязательно должны быть проанализированы студентом. Не допускается их механическое воспроизведение в работе без каких-либо комментариев. Приводимые примеры из практики должны быть связаны с конкретным положением работы, в тексте работы должен содержаться анализ каждого приводимого источника, охарактеризовано его значение для рассматриваемой темы. При этом определенную помощь студенту могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и дипломном исследовании, разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.
В курсовых работах и выпускных квалификационных работах должно быть проанализировано не менее 3-х судебных, административных, следственных решений либо протоколов судебных, следственных, административных действий, а также материалов самостоятельно проведенных социологических исследований, анализа официальной статистики и т.д. по выбранной тематике, принятых, произведенных или отражающих период не позднее, чем за 2 года до начала выполнения работы. В случае необходимости (проведение сравнительного анализа, необходимости иллюстрации изменения практики применения законодательства, иных подобных случаев) допускается использование эмпирической базы, относящейся к более раннему сроку.
5. Логико-юридическая структура работы. Составление плана
Курсовые работы, выпускные квалификационные работы выполняются в виде текстового документа – пояснительной записки, который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, как входящим, так и не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами, электронными презентациями, выполненными в программной среде Microsoft PowerPoint), собранным или подготовленным при выполнении работы.
Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:
- творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;
- постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;
- анализ и конкретизацию решения;
- обобщение материалов юридической практики;
- выводы и рекомендации.
После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточняться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополняться). Окончательный план работы согласовывается с научным руководителем.
План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие рубрики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на параграфы.
Курсовая работа, выпускная квалификационная работа должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:
- основная часть – исследовательский раздел;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.
Минимальный объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет:
- по программе бакалавриата – 70 страниц;
- по программе специалитета – 80 страниц;
- по программе магистратуры – 90 страниц.
Титульный лист.
Формы титульных листов приведены в приложениях к настоящим рекомендациям:
- курсовая работа – приложение Д;
- выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата – приложение Е;
- выпускная квалификационная работа по программе специалитета – приложение Ж;
- выпускная квалификационная работа по программе магистратуры – приложение К.
Формулировка темы в задании и титульном листе выпускной квалификационной работы должна строго соответствовать ее формулировке в приказе по университету по форме, приведенной в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям.
Задание.
Задание на курсовую работу и выпускную квалификационную работу является обязательным и содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.
Выполнение выпускной квалификационной работы может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.
Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике курсовой работы или выпускной квалификационной работы, которое студент оформляет в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций (приложения А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям).
При заполнении раздела 3 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям следует указать основные нормативные правовые акты, на основе которых пишется работа.
Раздел 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, заполняется, если подготовка графического материала необходима при выполнении данной работы. Если нет необходимости подготовки графического материала, то в разделе 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, пишется: «не предусмотрено».
Форма задания заполняется рукописным или машинописным способом.
Реферат.
Реферат к курсовой работе или выпускной квалификационной работе является обязательным и размещается на отдельном листе (странице). Рекомендуемый средний объем реферата 850 печатных знака. Объем реферата не должен превышать одной страницы.
Заголовком служит слово “Реферат” (для реферата на иностранном языке – соответствующий иностранный термин).
Реферат должен содержать:
- сведения об объеме работы, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источниках, графическом материале;
- перечень ключевых слов;
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать:
- объект исследования или разработки;
- метод или методологию проведения работы (исследования) и аппаратуру;
- полученные результаты и их новизну;
- рекомендации или итоги внедрения результатов работы;
- общественно-социальную значимость, экономическую или иную эффективность работы;
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Изложение материала в реферате должно быть кратким, точным и соответствовать положениям ГОСТ 7.9-95. Сложных грамматических оборотов следует избегать.
Содержание.
Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (Приложение Н к настоящим рекомендациям).
Материалы, представляемые на технических носителях данных, должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначений и наименований документов, имен и форматов соответствующих файлов, а также места расположения носителя в работе.
В конце содержания перечисляется графический материал, представляемый к защите, с указанием: “На отдельных листах”.
Введение.
Введение должно раскрывать основной замысел курсовой работы, выпускной квалификационной работы. В нём:
- обосновывается выбор данной темы;
- формулируется актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;
- излагаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы;
- предмет и объект исследования (кроме курсовой работы);
- анализ использованной литературы и источников;
- обозначается свое отношение к выбранной теме.
Во введении выпускной квалификационной работы по программе магистратуры также рекомендуется сформулировать элементы учебно-научной новизны и положения, выносимые на публичную защиту, а также обобщить результаты научно-практической апробации работы.
Последнее предложение во введении: «Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, …(кол-во) глав, заключения, списка использованных источников».
Объем введения должен быть не превышать 10 процентов от величины основной части работы.
Хорошую курсовую или диплом по юриспруденции невозможно представить без проработанной научно-исследовательской методологии. А чтобы грамотно использовать юридические методы, стоит с ними познакомиться и разобраться в нюансах.
Этим мы и займёмся в статье. Посмотрим, какие методы исследования в юриспруденции существуют и какие вопросы они помогают решать.
Ещё больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками, чтобы учиться выгодно.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы научного исследования в юриспруденции
Правоведение, как и любая наука, активно использует различные методы. Давайте дадим определение данному понятию:
Метод — это определённый набор приёмов, подходов и методик достижения поставленных целей и задач. Иначе говоря, это способ, который ведёт к познанию.
Условно все методы исследования в курсовой и дипломной работе по юриспруденции можно разделить на четыре группы:
- Общие методы. Они отражают мировоззренческие подходы и могут применяться не только в научных исследованиях, но и в обычной жизни.
- Общенаучные методы. Базируются на логических законах и могут использоваться во всех научных дисциплинах.
- Частнонаучные, или междисциплинарные методы. Эти методы могут применяться для изучения нескольких предметных областей.
- Специальные методы, или узкоспециализированные. Их разрабатывают в рамках одного научного предмета, чтобы решать специфические задачи.
Будущему юристу стоит хорошо разбираться в методах. Это полезно не только в учёбе, но и в работе
Методы исследования в юриспруденции: примеры
Чтобы не запутаться во всём многообразии методов, которые используются в научной дисциплине «Право», мы разделили их по четырём основным группам в удобной таблице:
Общие методы | Общенаучные методы | Частнонаучные методы | Специальные методы |
обобщение; | диалектологический метод: анализ, синтез; | культурологический метод; | сравнительно-правовой метод; |
наблюдение; | логический метод: дедукция, индукция, аналогия; | исторический метод; | формально-юридический метод; |
сравнение; | системный метод; | социологический метод; | метод юридической герменевтики; |
описание; | функциональный метод; | статистический метод; | метод социально-правового эксперимента. |
эксперимент; | системно-структурный метод. | кибернетический метод; | |
моделирование. | аксиологический метод; | ||
синергетический метод. |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Основная задача будущего юриста — из всего многообразия представленных методов исследования собрать методологическую базу своего курсового или дипломного проекта. А чтобы не ошибиться в выборе, стоит понять, какие методики помогут максимально полно раскрыть заявленную в работе тему и достичь указанные во введении цели и задачи.
Общие методы исследования в юриспруденции
Юриспруденция активно пользуется общими методами исследования, которые присущи разным наукам. Они необходимы для обоснования центральной теории и практических выводов.
Так, например, метод моделирования помогает создавать различные правовые и государственные явления и изучать их развитие. Метод сравнения — сопоставлять и сравнивать их между собой. А экспериментальный метод — проверять, как данные образцы будут действовать в особых условиях.
Общенаучные методы исследования в юриспруденции
Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:
- диалектический метод;
- логический метод;
- системный метод;
- функциональный метод;
- системно-структурный метод.
Диалектический метод исследования в юриспруденции
Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.
Логический метод исследования в юриспруденции
Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.
Системный метод исследования в юриспруденции
Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.
Функциональный метод исследования в юриспруденции
В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.
Системно-структурный метод исследования в юриспруденции
Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.
Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста
Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- вначале идут общие положения;
- потом классификация административных правонарушений;
- далее — органы, которые рассматривают данные дела;
- в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.
Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами.
Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.
Частнонаучные методы исследования в юриспруденции
Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:
- культурологический метод;
- исторический метод;
- социологический метод;
- статистический метод;
- кибернетический метод;
- аксиологический метод;
- синергетический метод.
Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.
Культурологический метод исследования в юриспруденции
В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.
Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.
Исторический метод исследования в юриспруденции
Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.
Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.
Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР
Социологический метод исследования в юриспруденции
Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.
Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.
Статистический метод исследования в юриспруденции
Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.
Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.
Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.
Кибернетический метод исследования в юриспруденции
Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.
Аксиологический метод исследования в юриспруденции
Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.
Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.
Синергетический метод исследования в юриспруденции
В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.
Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента. Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта.
Специальные методы исследования в юриспруденции
Среди методов правового исследования в юриспруденции выделяют узкоспециализированные. Их используют, чтобы разбираться в сложных юридических вопросах.
Специальными методами исследования в истории юриспруденции являются следующие:
- сравнительно-правовой метод;
- формально-юридический метод;
- метод юридической герменевтики;
- метод социально-правового эксперимента.
Сравнительно-правовой метод исследования в юриспруденции
Сравнительно-правовой метод системно и комплексно исследует правовую культуру. Для этого в его рамках могут проводить различные операции:
- делать сравнительный анализ юридических практик, применяемых в разных государствах;
- сопоставлять различные примеры решения правовых вопросов в отдельных странах;
- изучать правоведческие традиции, благодаря которым возникают государственные институты и правовые нормы.
Формально-юридический метод исследования в юриспруденции
Формально-юридический метод иначе называют догматическим. С его помощью исследуют правовые факты, явления и тексты, пропуская их через призму специально разработанных конструкций и терминов.
Также среди специальных методов можно выделить социально-правовой эксперимент. Он помогает опробовать новую юридическую практику. Например, так вводили суд присяжных.
Суд присяжных появился как социально-правовой эксперимент
Метод юридической герменевтики в юриспруденции
Метод юридической герменевтики активно развивается в современной правовой науке. Это методика, которая помогает толковать древние юридические тексты, учитывая при этом множество факторов:
- культуру и язык той эпохи, к которой относится юридический текст;
- жизненные условия, в которых создавались описываемые законы;
- возможные противоречия, допускаемые в тексте и другие особенности.
Описание методов исследования в юриспруденции: пример
Как описать методы исследования в курсовой или дипломной работе по юриспруденции? Кратко приведём правила и несколько примеров.
Где описывать методы исследования
Методы исследования в курсовых и дипломных по юриспруденции описываются в начале работы — во введении. Это необходимо сделать после того, как вы определили основные цели и задачи юридического исследования.
Как описывать методологию: примеры
Чтобы грамотно описать методологическую базу исследования, ориентируйтесь на следующие образцы:
Пример 1: Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений. Помимо этого, в проекте применялись: логический метод, чтобы изложить весь материал, дать рекомендации и сделать итоговые выводы; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения; исторический метод; метод моделирования; метод обращения к выводам институциональной экономической теории, налогообложения и других наук.
Пример 2: Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные методы: социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический; общелогические методы теоретического анализа и узкоспециализированные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.
Мы разобрали, какие методы исследования существуют в юриспруденции и какие задачи можно решать с их помощью. Надеемся, теперь у вас не будет проблем с написанием курсовых или дипломных работ. А если не хватает времени готовить проект самостоятельно, доверьте это нашему студенческому сервису.
Автор статьи
Читайте также:
- Признаки россии как федеративного государства конституционное право
- Этот орган власти является публично правовым лицом организованным государством в установленном
- Особенности обобщения судебной практики в судах россии и зарубежных стран
- Иск о признании залога прекращенным в связи с ликвидацией кб европейский трастовый банк
- Детский адвокат как называется