Элементами какой сферы жизни общества являются государство право власть их соотношение

Обновлено: 28.03.2024

А. Общество независимо от природы и процессов ее развития.

Б. Общество обособлено от природы, но неразрывно связано с ней.

1) правилен ответ А;

2) правилен ответ Б;

3) оба ответа правильны;

4) оба ответа ошибочны.

В4. Отклоняющееся поведение – это _________________________________________________.

С1. В чем особенности политической деятельности?

Вводный тест по обществознанию

А1. К общественным наукам относится:

г) все указанное выше.

А2. Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства:

А3. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо называется:

б) мотив деятельности;

А4. Система знаков и символов, наделенных определенным значением, используемая для общения:

А5. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо объекту, которому приписывались сверхчувствительные свойства?

В1. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы рационального познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

1) правилен ответ А;

2) правилен ответ Б;

3) оба ответа правильны;

4) оба ответа ошибочны.

В2. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация совокупности истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения называется ______________________.

В3. Суть правового государства заключается:

А. в главенстве государства над личностью;

Б. в приоритете интересов личности над государством;

В. в подчинении личности закону;

Г. в «диктатуре закона».

В4. Правонарушение – это _________________________________________.

С1. В чем особенности трудовой деятельности?

Ответы к вводному тесту по обществознанию

Часть А. Часть В.

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

Часть А. Часть В.

Правонарушение – общественно вредное, виновное деяние, противоречащее нормам права.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за тест – 18;

При выполнении 90 – 100 % заданий 16 – 18 баллов, оценка «5»;

При выполнении 75 – 89 % заданий 13 – 15 баллов, оценка «4»;

При выполнении 50 – 74 % заданий 9 – 12 баллов, оценка «3»;

При выполнении менее 50 % заданий, оценка «2».

Пояснительная записка

Данный материал (тесты) подготовлен для учащихся 10-х классов, как вводный материал по обществознанию за курс 9 класса.

Цель тестирования выявить уровень подготовки учащихся по обществознанию.

Тестирование проводится в виде письменной работы. Ее структура и содержание определяются на основе существующих в настоящее время нормативных документов – обязательного минимума содержания исторического образования 10 класса и Требований к уровню подготовки по обществознанию выпускников средней школы.

Работа включает материал по курсу обществознания: политическая сфера, право, человек и экономика. В каждом варианте предоставлены задания, касающиеся разных аспектов обществознания – общество и человек, природа и человек, духовная культура, экономика, социальная сфера.

Основным объектом проверки являются следующие знания, умения, способы деятельности:

- знание обществоведческих понятий и норм, названий и терминов;

- владение приемами обществоведческого описания и объяснения;

- усвоение обществоведческих понятий, концепций;

- представления об оценках обществоведческих событий и явлений и навыки оценочной деятельности.

Для того чтобы проверить указанные стороны исторической подготовки, в работу включены разные типы заданий.

В их числе задания:

Часть А. – 5 задания с выбором ответа.

Часть В. – 4 задания с открытым кратким ответом или на сопоставление.

Часть С. – 1 задание – предполагающее ответ-эссе.

В части А проверяется знание:

3) характерных признаков событий и явлений;

4) знание понятий, терминов.

Задания части В более сложные. Они предусматривают следующие виды деятельности:

1) состояние двух рядов информации – понятие и определения;

2) установление признаков явления;

3) определение правильности того или иного суждения.

Задание части С позволяет выработать умения письменного рассказа об обществоведческих явлениях и нормах, дать характеристику условиям, занятиям, образу жизни людей, объяснить мотивы и результаты деятельности отдельных людей.

Содержание материала подобрано строго с рекомендациями центра тестирования Министерства образования РФ, составлено из различных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования РФ.

Задания, относящиеся к разным частям работы и отличающиеся по сложности, оцениваются разным числом баллов. За каждое выполненное задание с выбором ответа (часть А) выставляется 1 балл. За каждое выполненное задание с кратким открытым ответом (часть В) выставляется 2 балла. Ответы на задание с открытым развернутым ответом оценивается, дифференцировано с учетом их полноты и аргументированности, применения знаний по курсу, умений анализировать, обобщать исторический материал и т.д. За выполнение задания (части С) можно получить от 1 до 5 баллов.

Все баллы, полученные за выполнение заданий, суммируются, а затем переводятся в отметки по пятибалльной шкале (для этого устанавливаются диапазоны баллов для каждой отметки). Поэтому следует стремиться набрать как можно больше баллов во всех частях работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Общество независимо от природы и процессов ее развития.

Б. Общество обособлено от природы, но неразрывно связано с ней.

правилен ответ А;

правилен ответ Б;

оба ответа правильны;

оба ответа ошибочны.

В4. Отклоняющееся поведение – это _________________________________________________.

С1. В чем особенности политической деятельности?

Вводный тест по обществознанию

А1. К общественным наукам относится:

г) все указанное выше.

А2. Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства:

А3. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо называется:

б) мотив деятельности;

А4. Система знаков и символов, наделенных определенным значением, используемая для общения:

А5. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо объекту, которому приписывались сверхчувствительные свойства?

В1. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы рационального познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

правилен ответ А;

правилен ответ Б;

оба ответа правильны;

оба ответа ошибочны.

В2. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация совокупности истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения называется ______________________.

В3. Суть правового государства заключается:

А. в главенстве государства над личностью;

Б. в приоритете интересов личности над государством;

В. в подчинении личности закону;

Г. в «диктатуре закона».

В4. Правонарушение – это _________________________________________.

С1. В чем особенности трудовой деятельности?

Ответы к вводному тесту по обществознанию

Часть А. Часть В.

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

Часть А. Часть В.

Правонарушение – общественно вредное, виновное деяние, противоречащее нормам права.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за тест – 18;

При выполнении 90 – 100 % заданий 16 – 18 баллов, оценка «5»;

При выполнении 75 – 89 % заданий 13 – 15 баллов, оценка «4»;

При выполнении 50 – 74 % заданий 9 – 12 баллов, оценка «3»;

При выполнении менее 50 % заданий, оценка «2».

Пояснительная записка

Данный материал (тесты) подготовлен для учащихся 10-х классов, как вводный материал по обществознанию за курс 9 класса.

Цель тестирования выявить уровень подготовки учащихся по обществознанию.

Тестирование проводится в виде письменной работы. Ее структура и содержание определяются на основе существующих в настоящее время нормативных документов – обязательного минимума содержания исторического образования 10 класса и Требований к уровню подготовки по обществознанию выпускников средней школы.

Работа включает материал по курсу обществознания: политическая сфера, право, человек и экономика. В каждом варианте предоставлены задания, касающиеся разных аспектов обществознания – общество и человек, природа и человек, духовная культура, экономика, социальная сфера.

Основным объектом проверки являются следующие знания, умения, способы деятельности:

- знание обществоведческих понятий и норм, названий и терминов;

- владение приемами обществоведческого описания и объяснения;

- усвоение обществоведческих понятий, концепций;

- представления об оценках обществоведческих событий и явлений и навыки оценочной деятельности.

Для того чтобы проверить указанные стороны исторической подготовки, в работу включены разные типы заданий.

В их числе задания:

Часть А. – 5 задания с выбором ответа.

Часть В. – 4 задания с открытым кратким ответом или на сопоставление.

Часть С. – 1 задание – предполагающее ответ-эссе.

В части А проверяется знание:

3) характерных признаков событий и явлений;

4) знание понятий, терминов.

Задания части В более сложные. Они предусматривают следующие виды деятельности:

состояние двух рядов информации – понятие и определения;

установление признаков явления;

определение правильности того или иного суждения.

Задание части С позволяет выработать умения письменного рассказа об обществоведческих явлениях и нормах, дать характеристику условиям, занятиям, образу жизни людей, объяснить мотивы и результаты деятельности отдельных людей.

Содержание материала подобрано строго с рекомендациями центра тестирования Министерства образования РФ, составлено из различных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования РФ.

Задания, относящиеся к разным частям работы и отличающиеся по сложности, оцениваются разным числом баллов. За каждое выполненное задание с выбором ответа (часть А) выставляется 1 балл. За каждое выполненное задание с кратким открытым ответом (часть В) выставляется 2 балла. Ответы на задание с открытым развернутым ответом оценивается, дифференцировано с учетом их полноты и аргументированности, применения знаний по курсу, умений анализировать, обобщать исторический материал и т.д. За выполнение задания (части С) можно получить от 1 до 5 баллов.

Все баллы, полученные за выполнение заданий, суммируются, а затем переводятся в отметки по пятибалльной шкале (для этого устанавливаются диапазоны баллов для каждой отметки). Поэтому следует стремиться набрать как можно больше баллов во всех частях работы.


Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для элементов сложноорганизованных систем есть специальное понятие — «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица элементы сфер общественной жизни + примеры

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

потребности в общении с другими людьми;

потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.


Политика — вещь тонкая и сложная, но она касается каждого гражданина. В этой статье мы разберемся, что такое политическая система общества, какие основные элементы входят в ее структуру и как она связана с государством.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной. Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять материальные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

В нее входят: государство, СМИ, политические партии, общественно-политические организации.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали.

В нее входят нормы права, политические программы, уставы политических партий.

Включает методы и способы осуществления политической власти.

Включает политические отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом.

Придает смысл политическим действиям.

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство — это основной институт политической системы, поэтому занимает в ней центральное место. Оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

устанавливает правовые основы, как организовывать и вести деятельность другим политическим институтам;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: