Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения кем работать

Обновлено: 24.04.2024

Мы собрали для Вас всю наиболее актуальную информацию об этом направлении подготовки. В нашем обзоре Вы найдете сведения об объектах, областях и видах профессиональной деятельности, конкретных профессиональных задачах и других важных аспектах

Уровень образования – Специалитет

Укрупненная группа 25 - Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники.
Объем образовательной программы 300 зачетных единиц,
- срок обучения 5 лет

Объекты, области и виды профессиональной деятельности

Детали

Профессиональные задачи и специализации

Профессиональные задачи

Научные исследования:

  • участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований;
  • создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
  • разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;
  • информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
  • техническое и организационное обеспечение исследований;
  • анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;
  • решение оптимизационных задач по повышению эффективности использования транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • участие в выполнении опытно-конструкторских разработок

Администрирование и управление:

  • организация работы и руководство коллективом исполнителей выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
  • совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по техническому обслуживанию, ремонту, транспортированию, хранению и списанию транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • организация и совершенствование системы учета и документооборота;
  • разработка нормативов труда по техническому обслуживанию, ремонту и хранению транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ;
  • осуществление управления и контроля качества и эффективности процессов технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • обучение и аттестация обслуживающего персонала

Разработки и конструирование:

  • разработка технической и технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • участие в разработке проектов технических условий, требований, технологической документации для новых объектов профессиональной деятельности;
  • формирование целей проектов и программ решения производственных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом социальных аспектов деятельности;
  • разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
  • участие в проектировании и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений систем автоматизации процессов эксплуатации

Производство и эксплуатация:

  • проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем;
  • проведение контроля и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспортного радиоэлектронного оборудования, прогнозирование его технического состояния;
  • техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
  • сопровождение работ по модернизации транспортного радиоэлектронного оборудования при условии согласования с разработчиком аппаратуры, выбор и замена его элементов и систем;
  • организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • проведение маркетинга сервисных услуг при эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования различных форм собственности;
  • участие в осуществлении функций надзора за безопасной эксплуатацией транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • организация внутреннего аудита и подготовки к сертификации объектов технического обслуживания и ремонта транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • эффективное использование материалов и оборудования, алгоритмов и программ расчета параметров технологических процессов;
  • организация и эффективное использование современных форм и методов контроля технологических процессов, качества продукции и услуг, контроля аутентичности и качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
  • обеспечение экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания и ремонта транспортного радиоэлектронного оборудования, безопасных условий труда персонала;
  • внедрение эффективных инженерных решений в практику;
  • участие в монтаже и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования, в авторском и инспекторском надзоре;
  • организация и осуществление метрологического обеспечения основных средств измерений

Специализации

Специализация «Технический эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов»:

  • обеспечение исправности, работоспособности и готовности авиационного радиоэлектронного оборудования, его силовых и энергетических систем к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами;
  • проведение испытаний и определению работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого бортового и наземного авиационного радиоэлектронного оборудования;
  • организация безопасных условий ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • решение проблем монтажа и наладки авиационного радиоэлектронного оборудования;

Специализация «Инфокоммуникационные системы на транспорте и их информационный защита»:

  • осуществление технической эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем;
  • работа с технической документацией как на русском, так и на английском языке;
  • проведение радиоизмерений на радиорелейных линиях связи;
  • проектирование сетей радиосвязи различного назначения;
  • эксплуатация систем и средств обеспечения информационной безопасности телекоммуникационных систем;

Специализация «Технический эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота»:

  • выполнение действий, связанных с технической эксплуатацией судовых средств радиосвязи и радионавигации;
  • определение места судна в море с помощью судовых радионавигационных устройств;

Специализация «Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота»:

  • выбор систем охранной сигнализации, выполнение пуско-наладочных работ по охранным системам;
  • выбор модемов, принтеров и другого оконечного оборудования систем радиосвязи и электрорадионавигации;
  • эксплуатация систем связи и электрорадионавигации на морском транспорте

Предметные рейтинги вузов по направлению – 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования:

Карьера и зарплаты выпускников после окончания специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» в вузе России. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

средняя цена обучения (год)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения в вузах России

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 71516 рублей/месяц.


Данные предоставлены Министерством образования в 2015 году как результат масштабного исследования и на данный момент являются самой свежей информацией от официальных источников на данную тему. Вы должны четко понимать, что зарплата в каждом конкретном случае зависит от вашей точки приложения усилий. На странице указаны средние зарплаты по опрошенным выпускникам. Все в ваших руках!

Кем работать

Первый блок программы – изучение технологических и эксплуатационных правил. Вторая и самая большая часть – основы эффективного управления персоналом и правильного функционирования инфраструктуры. Очень важно, что правила авиационной безопасности изучают не меньше, чем остальные пункты. Изучив все блоки программы, студенты получают доступ к таким профессиям:

  • Авиадиспетчер;
  • Инспектор авиационной безопасности;
  • Инженер, организующий управление и перевозки;
  • Летный директор авиакомпании;
  • Специалист по безопасности полетов;
  • Специалист по обеспечению расчетов массы и инерции.

Перспективность освоения именно этой специальности не заставляет сомневаться, ведь авиаперелеты занимают важную часть в жизни любого бизнесмена, переводчика, дипломата. Современные выпускники школ стремятся освоить эту быстроразвивающуюся отрасль, потому что у нее есть хорошие перспективы.

Перспективы

Чаще всего, молодые специалисты устраиваются на работу по специальности, имея стабильный доход не более 25.000 рублей в месяц. Они приходят на должности специалистов эксплуатационных служб и авиадиспетчеров. Однако, более опытные работники получают оклад выше 40 тысяч рублей, доходящий до 50.000. Освоив специальность, бакалавр сможет поступить в магистратуру, где получит такие преимущества:

  • Глубочайшие знания в области управления человеческими ресурсами и ликвидации конфликтов рабочего персонала.
  • Навыки инновационного, финансового менеджмента.
  • После магистратуры выпускники нередко попадают на руководящие должности, быстрый карьерный рост обеспечен.

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов – важный и полезный для человечества специалитет. Здесь можно получить бесценные знания не только о самолетах, но и об управлении работой других людей.

Карьера по специальности Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

О вашей будущей возможной карьере, которую вы можете построить после окончания данной специальности в вузе. И зарплаты, которые получают выпускники Московский государственный технический университет гражданской авиации после окончания данной специальности.

балл на бюджет (от)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения в МГТУ ГА

Средняя зарплата выпускников специальности в МГТУ ГА: ? рублей/месяц.

Средняя зарплата выпускников специальности в Москве: ? рублей/месяц.

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 71516 рублей/месяц.


Данные предоставлены Министерством образования в 2015 году как результат масштабного исследования и на данный момент являются самой свежей информацией от официальных источников на данную тему. Вы должны четко понимать, что зарплата в каждом конкретном случае зависит от вашей точки приложения усилий. На странице указаны средние зарплаты по опрошенным выпускникам. Все в ваших руках!

Кем работать

Первый блок программы – изучение технологических и эксплуатационных правил. Вторая и самая большая часть – основы эффективного управления персоналом и правильного функционирования инфраструктуры. Очень важно, что правила авиационной безопасности изучают не меньше, чем остальные пункты. Изучив все блоки программы, студенты получают доступ к таким профессиям:

  • Авиадиспетчер;
  • Инспектор авиационной безопасности;
  • Инженер, организующий управление и перевозки;
  • Летный директор авиакомпании;
  • Специалист по безопасности полетов;
  • Специалист по обеспечению расчетов массы и инерции.

Перспективность освоения именно этой специальности не заставляет сомневаться, ведь авиаперелеты занимают важную часть в жизни любого бизнесмена, переводчика, дипломата. Современные выпускники школ стремятся освоить эту быстроразвивающуюся отрасль, потому что у нее есть хорошие перспективы.

Перспективы

Чаще всего, молодые специалисты устраиваются на работу по специальности, имея стабильный доход не более 25.000 рублей в месяц. Они приходят на должности специалистов эксплуатационных служб и авиадиспетчеров. Однако, более опытные работники получают оклад выше 40 тысяч рублей, доходящий до 50.000. Освоив специальность, бакалавр сможет поступить в магистратуру, где получит такие преимущества:

  • Глубочайшие знания в области управления человеческими ресурсами и ликвидации конфликтов рабочего персонала.
  • Навыки инновационного, финансового менеджмента.
  • После магистратуры выпускники нередко попадают на руководящие должности, быстрый карьерный рост обеспечен.

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов – важный и полезный для человечества специалитет. Здесь можно получить бесценные знания не только о самолетах, но и об управлении работой других людей.

Вы здесь: Главная Тренажёрный центр (ТЦ) Контент Поступающим Организация летной работы

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Министерство науки
и высшего образования РФ

Организация летной работы

П1

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация летной работы
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная

Целью обучения является подготовка пилотов к летной эксплуатации современных воздушных судов гражданской авиации, особенностями которых являются высокая степень автоматизации управления и летный экипаж из двух пилотов.

П4

Факультет летной эксплуатации и управления воздушным движением был организован одновременно с училищем в 1992 г. В 1993 году на факультете был проведен первый набор курсантов-пилотов, в 1994 году – курсантов-диспетчеров. В 2013 году образовательные программы подготовки пилотов, реализуемые на факультете, были отмечены на всероссийском конкурсе как лучшие инновационные образовательные программы России.

П2

На территории института расположен современный тренажерный центр, оборудованный тренажерами самолетов Airbus 320, Boeing-737, Ту-204, DA 40, DA 42 и другими, которые используются для обучения и подготовки к летной практике. Летная практика выполняется на самолетах австрийского производства DA 40 и DA 42 с так называемой "стеклянной кабиной" (панелью кабины пилотов самолета, включающей в себя электронные дисплеи), что облегчает переучивание после окончания института в авиакомпаниях на самые современные самолеты отечественного и иностранного производства.

П3

П6

Курсанты обучающиеся по данной специализации требуют высокого уровня владения английским языком. Поэтому, в учебных планах предусмотрен большой объем подготовки по этой дисциплине, имеется возможность дополнительных занятий, а на завершающем этапе обучения выпускники сдают экзамен, подтверждающий их уровень владения английским языком.

У курсантов, обучающихся по программам специалитета, имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

П5

По окончании института выпускники данной специализации работают пилотами магистральных самолетов отечественного и иностранного производства после прохождения переподготовки в авиакомпаниях. В дальнейшем они могут занимать командно-руководящие должности в авиакомпаниях, а также структурных подразделениях Росавиации.

За прошедшие два десятилетия на факультете подготовлено более 1300 пилотов. В настоящее время наши выпускники летают практически на всех самолетах отечественного и зарубежного производства, многие в качестве командиров воздушных судов. На их плечах лежит огромный груз ответственности за обеспечение безопасности полетов, что обусловливает высокий уровень оплаты их труда.

О высоком качестве подготовки выпускников свидетельствует тот факт, что они успешно трудоустраиваются в ведущие российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и другие.

Кафедра летной эксплуатации и безопасности полетов (ЛЭиБП)
432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8, учебный корпус №1, каб. 362, 364.
Тел.: 8 (8422) 39-85-28

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет гражданской авиации»


Несложно объяснить популярность профессий, связанных с авиацией, а сделать авиацию своей профессией – значит обеспечить себя интересной, востребованной работой в стремительно развивающейся отрасли, где открывается все больше и больше новых перспектив: в стране и мире растут объемы авиаперевозок, появляются новые типы самолетов, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки и различные виды авиационных работ, увеличивается количество организаций гражданской авиации,

Факультет летной эксплуатации (далее – ФЛЭ) Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации готовит специалистов для эксплуатантов выполняющих коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы, государственной корпорации по организации воздушного движения, центров аэронавигационного обеспечения полетов: пилотов; диспетчеров по управлению воздушным движением; специалистов по аэронавигационному обеспечению полетов (далее – аэронавигаторов) – хозяев неба и пространства, способных доставить нас в любую точку мира, людей, которым мы доверяем свои жизни. Это профессии, гарантирующие интересную и достойную работу.

В настоящее время на факультете обучается свыше 1000 студентов со всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. В состав факультета входят 8 кафедр, 3 из которых являются выпускающими. Наши преподаватели и инструкторы тренажерных центров – специалисты в своей среде, доступно донесут до студентов необходимые знания по своим дисциплинам, а современное тренажерное оборудование позволит качественно отработать профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Университет является активным участником международного сотрудничества в области образования, тесно взаимодействуя со многими зарубежными учебными и научными центрами.


СПбГУ ГА — это современные учебные корпуса, научно-техническая библиотека, музей истории авиации, спортивные комплексы, студенческие общежития, гостиница Университета, которые располагаются на территории авиагородка, всего в 10 минутах езды от международного аэропорта Санкт-Петербурга. В состав Университета входит филиал – Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова на учебных аэродромах, которого студенты и курсанты выполняют учебные полеты. Учебные полеты, также выполняются и на аэродромах: Бугульма, Бегишево (Набережные Челны) и Орск.

Гордостью Университета является уникальный Тренажерный центр для подготовки будущих пилотов, диспетчеров по управлению воздушным движением и аэронавигаторов, где представлены все виды тренажеров по направлениям деятельности специалистов. Такая техническая база позволяет будущим специалистам ФЛЭ закрепить свои знания, навыки и умения в условиях, максимально приближенным к реальным, проверить себя на профессионализм и прочность, и, конечно, ощутить ответственность выбранной ими профессии.

Основные образовательные программы Университета соответствуют современным требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам, Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Федеральным авиационным правилам (ФАП) Российской Федерации. По окончании учебы в Университете выпускники получают диплом государственного образца, свидетельствующий о получении высшего образования с указанием квалификации. Кроме того, выпускникам-пилотам выдается Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. Специалисты, выпускаемые факультетом летной эксплуатации, наряду с прочными профессиональными навыками, владеют профессиональным авиационным английским языком на уровне, отвечающим требованиям ICАО, что даёт неоспоримое преимущество при трудоустройстве – факультет сотрудничает с крупнейшими авиакомпаниями России и предоставляет возможность трудоустройства студентам после окончания учебы.

Студентам факультета в процессе обучения предоставляются современные лаборатории общеобразовательных и инженерных кафедр, необходимые методические указания, учебная, техническая литература и оборудование. В Университете действует Информационная электронная образовательная среда.

Факультет ежегодно проводит различные студенческие конкурсы профессионального мастерства по направлениям подготовки: для пилотов конкурс «Вам взлет», для диспетчеров УВД «Транспортный лидер» и общий конкурс на владение авиационным английским языком.

На факультете реализуется следующие основные профессиональные образовательные программы:

  • в рамках специальности 25.05.05 “Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»факультет реализует образовательные программы по специализациям:

▪ Организация летной работы;

▪ Организация использования воздушного пространства;

▪ Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов,

  • в рамках направления подготовки03.03 «Аэронавигация»факультет реализует образовательную программу по профилю:

▪ Летная эксплуатация гражданских воздушных судов.

Основные образовательные программы реализуются на выпускающих кафедрах Факультета летной эксплуатации.

Специализация «Организация летной работы» (квалификация – инженер) и профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (квалификация – бакалавр)

Выпускающая кафедра «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации» № 21

Заведующий кафедрой, заслуженный штурман РФ, доцент, к.т.н. Анатолий Георгиевич Костылев.

Чему учат? Конечно же, летать! Обучение состоит из теоретической, тренажерной и летной подготовок:

  • теоретическая подготовка предусматривает изучение фундаментальных курсов: Летная эксплуатация воздушных судов, Аэродинамика и динамика полета, Организация летной работы, Конструкция воздушных судов и их летная эксплуатация, Аэронавигация, Авиационная метеорология, Безопасность полетов, Управление воздушным движением, Правила подготовки и выполнения полетов, Авиационный английский язык, Фразеология радиообмена на английском языке и многих других, которые необходимы для надежного, безопасного и экономичного выполнения полетов в гражданской авиации;
  • тренажерная подготовка проводится на тренажерах учебных самолетов Cessna 172S, Diamond DA-40NG и Diamond DA-42NG, которые соответствуют международным требованиям:
  • летная подготовка включает полеты на учебных воздушных судах, которые предусматривают полеты на однодвигательных самолетах Cessna 172S или Diamond DA-40NG и на двухдвигательном самолете Diamond DA-42NG.

Современные воздушные суда, которые будут эксплуатировать наши выпускники – пилоты, оснащены многократно резервированными сложными электронно-гидромеханическими системами управления, электронной и вычислительной техникой, системами автоматического управления и навигационными комплексами, системами контроля работы функциональных систем и оборудования.

В отличие от специалистов других видов транспорта, пилот работает в спе­цифических условиях полета, в условиях информационной неопределенности и при наличии острого дефицита времени, но в то же время цена его ошибок очень велика. Все это требует выстраива­ния особой системы его подготовки с учетом проявлений человеческого фактора.

Во второй половине 90-х годов Академии гражданской авиации была разработана и внедрена новая система подготовки летного состава, сочетающая гуманитарную, общенаучную, инженерную и повышенную навигационную подготовку.

Выпускник нашего Университета – пилот современного самолета имеет подготовку, обеспечивающую безопасное выполнение полетов на самолетах советского и российского производства и самолетах иностранного производства, т.е. выполнение полетов на средних и больших высотах, на большие расстояния и по правилам полетов по приборам во всех климатических зонах Европы и Азии, с применением всех современных технологий летной эксплуатации воздушных судов и обслуживания воздушного движения на воздушных трассах и в районах аэродромов государств Европейского союза, Ближнего востока, СНГ, Индокитайского полуострова и других регионов земного шара.

Выпускник Университета – пилот современного самолета обладает теоретическими знаниями, соответствующими требованиям к линейному пилоту авиакомпании, имеет свидетельство пилота коммерческой авиации с квалификационным допуском для полетов по приборам на многодвигательном самолете и владеет английским языком в соответствии с требованиями ИКАО.

После успешного окончания Университета выпускникам выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации – инженер или бакалавр, а также Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. А дальше выпускники этой профессии начинают свою работу в летных подразделениях авиакомпаний в качестве вторых пилотов экипажей современных воздушных судов.

Специализация «Организация использования воздушного пространства» (квалификация – инженер)

Выпускающая кафедра «Управления воздушным движением» № 25

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Юрьевич Михальчевский.

Чему учат? Учат управлять воздушным движением. Воздушное движение ‑ это совокупность воздушных судов, находящихся в полете или движущихся по площади маневрирования аэродрома.

Управление воздушным движением (УВД) тождественно понятию диспетчерского обслуживания воздушного движения. Диспетчерское обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования и упорядочения воздушного движения.

Диспетчерское обслуживание представляет собой сложный процесс, включающий: планирование воздушного движения, наблюдение за воздушным движением, опознавание воздушных судов, установление их местоположения, ведение радиосвязи с их экипажами, оценку их взаимного положения, принятие диспетчерского решения, передачу экипажам диспетчерских разрешений, указаний, рекомендаций и информации, контроль выполнения диспетчерских разрешений и указаний.


При этом особенно важно уметь определять (прогнозировать) будущее взаимное положение воздушных судов, оценивать степень опасности (конфликтности) ситуации воздушной обстановки, выбрать рациональную последовательность действий по разрешению конфликтной ситуации, как по составу диспетчерских указаний, так и по времени их выдачи экипажам, а также контролировать их выполнение.

Правила и порядок диспетчерского обслуживания устанавливаются и регулируются воздушным законодательством, устанавливающим правила использования воздушного пространства, организацию воздушного движения, порядок выполнения полётов воздушных судов, правила осуществления радиосвязи в воздушном пространстве РФ, порядок обслуживания воздушного движения и многое другое. Все это должен освоить будущий выпускник Университета ГА на аудиторных занятиях, в учебных лабораториях, а также на диспетчерских и летно-штурманских тренажерах.

Диспетчер УВД – специалист, осуществляющий планирование, контроль и управление движением воздушных судов по воздушным трассам, маршрутам и на площади маневрирования аэродромов. Он настоящий дирижер в своей стихии. В настоящее время диспетчер УВД это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий во всем мире. При этом те, кто управляет воздушным движением, должны хорошо представлять и работу своих коллег – тех, кто находится в кабинах экипажей воздушных судов.

Диспетчеры УВД работают в аэродромных и районных диспетчерских центрах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также занимают различные руководящие должности поставщика аэронавигационного обслуживания полётов ‑ ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Диспетчер УВД – это специалист, результатом работы которого, в конечном счете, и является отсутствие столкновений воздушных судов между собой и с наземными препятствиями, достижение максимальной пропускной способности воздушного пространства и аэродромов.

Успешное решение стоящих перед диспетчером УВД задач обеспечивается твёрдыми знаниями в таких областях, как радиолокация, радионавигация, авиационная связь, авиационная метеорология, английский язык, аэродинамика, воздушное право и др.

В качестве объектов будущей профессиональной деятельности выпускника можно назвать:

– объекты Единой системы организации воздушного движения;

– процессы, методы и средства обслуживания воздушного движения, включая автоматизированные системы управления воздушным движением;

– процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полётов, включая спутниковые системы наблюдения, навигации и связи.

Специализация «Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов» (квалификация – инженер).

Выпускающая кафедра «Аэронавигация» №15

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Николаевич Сарайский.

Аэронавигационное обеспечение полетов (АНО) – это все то, что нужно сделать еще на земле, чтобы в полете навигация воздушных судов была точной, безопасной и экономичной. Специалисты АНО, которых иногда называют наземными штурманами, решают сложные задачи, требующие хорошей математической подготовки, владения информационными технологиями и, конечно, отличного знания аэронавигации, метеорологии, радионавигационных средств, авиационного английского языка и многих других специальных дисциплин.


Чем же занимаются эти специалисты? Воздушные суда должны летать не как нравится пилотам, а по заданным траекториям. Эти траектории должны быть построены так, чтобы воздушные суда не сталкивались с наземными препятствиями, не пересекались с траекториями других воздушных судов, были экономичными. Разработка таких траекторий, особенно в районе аэродрома, является очень сложной задачей, поскольку нужно учесть сотни наземных препятствий и выполнить множество требований.

Для выполнения полета нужно знать, как проходит маршрут, какие ограничения в использовании воздушного пространства действуют во время полета, каково состояние и характеристики наземных радиомаяков по маршруту и многое другое, называемое аэронавигационной информацией (АНИ). Изменения в АНИ происходят постоянно и во всех концах мира. Поэтому важной задачей специалиста АНО является сбор этой информации и своевременное доведение ее до пилотов, и не только в виде карт и сборников АНИ, но и в виде электронных баз аэронавигационных данных, используемых бортовыми компьютерами.

Перед каждым полетом нужно выполнить много расчетов, связанных с определением требуемого курса, скорости и времени полета, количества топлива, безопасных высот полета и т.п. Для таких расчетов, выполняемых компьютерными программами, нужно подготовить исходные данные, учесть изменения в АНИ, составить план полета и проверить правильность вычислений. А во многих авиакомпаниях специалисты АНО работают также полетными диспетчерами, оказывая помощь экипажу во время полета при возникновении нештатных ситуаций.

Учебные практики по аэронавигации, авиационной метеорологии и тренажерной подготовке студенты проходят в стенах Университета, а производственную и преддипломную практики – в аэропортах, авиакомпаниях и организациях, занимающихся АНО. Лучшие из лучших проходят практику в Германии в компании Джеппесен, которая является мировым лидером в области обеспечении АНИ.

Высокая квалификация выпускников Университета по специализации АНО высоко ценится и признается не только в России, но и за рубежом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: