Экспедиции каких мореплавателей проходили на судах восток и мирный

Обновлено: 24.04.2024

В январе 1820 года русские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк. К открытия Антарктиды в издательстве Paulsen выходит переиздание атласа Беллинсгаузена — собрания рисунков, сделанных участником экспедиции Павлом Михайловым, — книга «Открытие Антарктиды». Помимо рисунков, в ней есть и другие материалы, например карты и чертежи. Arzamas публикует фрагмент из вступительной статьи — про саму экспедицию и историю атласа

4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро.
2 ноября 1819 года корабли прибыли в Рио-де-Жанейро.
15 декабря 1819 года «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды.
16 января 1820 года корабли подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).
5–6 февраля 1820 года «Восток» и «Мирный» вновь подошли к берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль).
Февраль 1820 года — плавания у берегов Антарктиды и заход в Порт-Джексон (ныне Сидней).
8 мая 1820 года корабли вышли из Порт-Джексона в тропическую часть Тихого океана.
9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон.
31 октября 1820 года после ремонта вышли из Порт-Джексона в западную часть Антарктики.
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики.
27 февраля 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро.
23 апреля 1821 года суда вышли в обратный путь.
24 июля 1821 года кругосветное плавание было успешно завершено, корабли прибыли в Кронштадт.

Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. 1819–1821 годы


Евгений Войшвилло, Борис Стародубцев. Шлюпы «Восток» и «Мирный».
1985 год © Евгений Войшвилло, Борис Стародубцев / Музей Мирового океана / Издательство Paulsen­

Шестой материк был открыт во время кругосвет­ного плавания капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах. Гипотезу о существовании Терра аустралис инкогнита («Неведомой Южной земли») выдвинули еще географы древнего мира, ее поддерживали и средневековые ученые. Начиная с XVI века эту землю помещали на картах в районе Южного полюса, а поиски ее безуспешно вели морепла­ватели в XV–XVIII веках. Знаменитый путешест­венник Джеймс Кук утверждал после своего кругосвет­ного плавания 1772–1775 годов, что он «…неоспо­римо отверг возможность существова­ния здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания…» Цит. по: Я. Свет. Вступительная статья // Второе кругосветное плавание капитана Джемса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг. М., 1964. .

Несмотря на безусловный авторитет Кука, русские мореплаватели мечтали открыть новые земли и планировали новые экспедиции в Южный океан. Морской министр И. И. де Траверсе и вице-адмирал Г. А. Сарычев были в числе инициаторов экспедиции. Они, а также И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу изложили свои соображения и дали инструкции Беллинсгаузену. Эти до­кумен­ты касались как задач экспедиции, так и рекоменда­ций по сохранению жизни и здоровья экипажа.

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возмож­ности пройти к Южному полюсу.

Ф. Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а М. П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября того же года.


Павел Михайлов. Вид города Сент-Себастьяна в Рио Жанейро. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

15 декабря «Восток» и «Мирный» оказались в антарктических водах и произ­вели гидрогра­фическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участ­ников экспедиции. Следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты). Об этой важной для мировой истории дате Ф. Ф. Беллинсгаузен написал следующее: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21′ 28″, долготе 2° 14′ 50″ мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NO уме­ренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не прости­ралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. .

Выдающийся океанограф Н. Н. Зубов отметил в своей монографии: «В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросо­вестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться — земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (ст. ст.) — день, когда русские открыли Антарктиду — шестой материк земного шара» Н. Н. Зубов. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. М., 1954. .


Павел Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen

Несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, 5–6 февраля «Восток» и «Мирный» вновь подошли к ледяным берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль). Плавание продол­жалось до середины февраля, затем шлюпы направились к берегам Австралии.

После ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (ныне Сидней) 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной области архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым дали имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симо­нова. Большинство этих островов нанесено в настоящее время на карты под местными названиями.

9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31 октября вновь направились в Антарктику, на сей раз в ее западную часть. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9 января 1821 г. моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, a 17 января — гористый берег, получивший название Земля Александра I. Во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.

Затем оба судна отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.


Павел Михайлов. Вид на остров Лескова, Высокий остров и остров Завадовского. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики. 27 февраля «Восток» и «Мир­ный» прибыли в Рио-де-Жанейро. После двухмесяч­ного пребывания в Бразилии 23 апреля они вышли в обратный путь и, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, 24 июля 1821 года успешно закончили кругосветное плавание, прибыв в Кронштадт. Важно отметить, что за два с лишним года плавания экспедиция потеряла лишь двух матросов (обычная смертность была гораздо выше). Заслуга в сохранении жизни и здоровья своих подчиненных принад­лежит командирам кораблей и их офицерам.

Говоря о сделанных географических открытиях, командир экспедиции упоминает о том, что «в продолжение плавания нашего обретено двад­цать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умерен­ном — восемь, а девятнадцать — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. . Помимо этого, экспедиция выполнила большой объем исследо­ваний в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботанике, клима­тологии, физической географии и других. Морская опись всех изученных районов, а также исправление контура берегов земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века. Рисунки экспедиционного худож­ника П. Н. Михайлова даже спустя век не потеряли своей ценности и были опублико­ваны в английской «Лоции Антарктики», изданной в 1930 году.

Результаты работ экспедиции в свои трудах Ф. Ф. Беллинсгаузен опубликовал лишь десять лет спустя после окончания плавания. Вышли также и книги профессора Импера­торского Казанского университета И. М. Симонова и записки П. М. Новосильского В советское время их работы были опубли­кованы в сборниках: «Плавание шлюпов „Восток“ и „Мирный“ в Антарктику в 1819, 1820 и 1821 годах» (М., 1949) и «Русские открытия в Антарктике в 1819–1820–1821 годах» (М., 1951). .

История издания результатов экспедиции

Участники Первой русской антарктической экспедиции совершили одно из выдающихся географических открытий в истории: нашли шестой конти­нент — Антарктиду, а также 29 ранее неизвестных островов. «Экспедиция провела громадную научную работу. Сущест­венная заслуга экспедиции состояла в точном определении географических координат островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюб­ленной специальностью самого Беллинсгаузена» Е. Е. Шведе. Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. // Ф. Ф. Беллинс­гаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершен­ные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1949. .

Все материалы экспедиции, согласно инструкции, полученной при отправ­лении, следовало передать в Адмиралтейский департамент. Беллинсгаузен прилагал много усилий для публикации итогов путешествия. В 1824 году он представил Адмиралтейскому департаменту описание, карты и рисунки. Первоначально предполагалось выпустить «Описание» в количестве 1200 экземпля­ров с 19 картами и 51 рисунком» М. П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., 1952. . Однако, по всей видимости, в связи со смертью Александра I в 1825 году и вступлением на престол Николая I, ходатайство не было удовлетворено и рукопись осталась неопубликованной.

В 1827 году Беллинсгаузен повторно обратился с просьбой об издании: «По открытии Ученаго Комитета главнаго Морскаго Штаба Его Импера­тор­скаго Величества, в октябре 1827 года, Г. Вице-Адмирал Беллинсгаузен просил Комитет, употребить свое ходатайство о напечатании, для сокращения издержек, 600 экземпляров, присовокупляя, что обращение издания в его пользу он не просит, а желает токмо, чтобы труды его были известны» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирном» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. Т. 1. СПб., 1831. . Его поддерживает председатель Ученого комитета Главного морского штаба Л. И. Голенищев-Кутузов. В своем пред­ложении в Морской ученый комитет он писал: «Может случиться и едва ли уже не случилось, что учиненные капитаном Беллинсгаузеном обретения, по неизвест­ности оных, послужат к чести иностранных, а не наших мореплавателей» Там же. .

В результате книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах „Восток“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейт. Лазарев» вышла в свет только в 1831 году, через десять лет после экспедиции.

Фундаментальный труд представляет собой подробный текстовый отчет о подготовке, ходе и результатах экспедиции. Начав с описания снаряжения, перечня участников, оснастки шлюпов, Беллинсгаузен затем рассказал о сложных физико-географических явлениях, коралловых рифах и полярных льдах, о неизведанных местах и невиданных растениях и животных.


Павел Михайлов. Хохлатый пингвин. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

Издание вышло в свет в двух томах, карты и рисунки вышли как приложение отдельным атласом. «Атлас» состоит из 19 карт и 45 лито­графий с изобра­жением видов островов и поселений, портретных зарисовок аборигенов, образцов экзоти­ческой флоры и фауны.

Карты для «Атласа» были составлены, , самим Ф. Ф. Беллинс­гаузеном. Первой представлена «Генеральная карта Южного полушария с показанием вновь открытых островов…», также включена карта острова Георгия, карта Южных Сандвичевых и Южных Шетландских островов, карта о. Петра I, берега Александра I и карты группы небольших тихоокеанских коралловых островов М. И. Белов. О картах Первой русской арктической экспедиции 1819–1821 гг. //Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. и ее отчетная навигационная карта. Л., 1963. .

В основе литографий — рисунки, выполненные художником экспедиции Павлом Николаевичем Михайловым (1786–1840), выпускником Академии художеств. В 1815 году Михайлов был удостоен звания академика как портретист Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. . Для выполне­ния экспедиционных задач требовался не живописец, а рисовальщик. И «Михайлов-портретист с готовностью взялся за освоение новых, иных изобразительных задач — документальной зарисовки самого разного рода (анималистической, ботанической, видовой, жанровой, портретной) в технике акварели» Там же. .


Павел Михайлов. Берега кораллового острова Великого Князя Александра Николаевича. Головы туземцев. Лодка. 1820 год Государственный Русский музей

Академия художеств снабдила его подробной инструкцией, согласно которой рекомен­довалось ничего не рисовать «по одной памяти» Там же. . «Фиксируя во время экспедиции «все заслуживающие любопытства предметы», Михайлов создал сотни рисунков и акварелей. Почти все они, заботливо собранные самим художником, хранятся в собрании Русского музея. Это не изобразительный дневник или хроника более чем двухлетнего вояжа на борту шлюпа «Восток». На старые паспарту наклеены беглые наброски и законченные зарисовки растений, рыб и птиц, виды далеких поселений и городов, необитаемых мест, портреты аборигенов Австралии и островов Тихого океана. Историческая и художественная значимость этих графических работ не всегда совпадают. Небольшой рисунок, представляющий берег Александра I Набросок хранится в ГРМ. В атласе — берег Александра I под № 59. , датированный 17 января 1821 года, — одно из первых изображений открытой Антарктиды, и его значение как исторического документа невозможно переоценить. Но без этой надписи изоб­ражение шестого континента ничем не отлича­лось бы от десятков удивительно похожих, на беглый взгляд, листов с нагро­мо­ждениями льдов и айсбергов» Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. .


Павел Михайлов. Берег Александра I. 1821 год Государственный Русский музей

Атлас, изданный в 1831 году тиражом 600 экземпляров, никогда не переизда­вался и является библиографической редкостью. Основной тираж был напе­чатан в черно-белом варианте.

«Восток» и «Мирный» пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора.

Исследование Антарктиды: подготовка экспедиции

В начале XIX века корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В 1819 году после длительной и очень тщательной подготовки отправилась в плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Начальником экспедиции был назначен капитан Беллинсгаузен. Всего в плавание отправилось на «Востоке» 111 человек и на «Мирном» 70 человек. 16 июля 1819 году корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты. В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию.

Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.

Маршрут экспедиции.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии.

Корабли стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым бродило множество бездомных собак.

В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля. С чувством негодования Беллинсгаузен писал: «Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляются взорам в несколько рядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади… Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его из рядов вперед, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит, но разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает… Все сие производит омерзение к бесчеловечному хозяину лавки».

Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна.

Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.

6.jpg

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей. Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джеймсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте. Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды.

На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон.

Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждении. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.

Южный материк

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды.

В феврале шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Приближалась антарктическая зима. Продолжая следовать на восток, корабли направились для ремонта, отдыха и пополнения запасов в Порт-Джексон. На 59° ю. ш. и 89° в. д. шлюпы намеренно пошли в Сидней раздельно: Беллинсгаузен на 2 ½° севернее пути капитана Джемса Кука, а Лазарев — на 2 ½° южнее пути капитана Фюрно — командира второго судна экспедиции Кука. Такие курсы были выбраны для обследования тогда почти еще не известного района Мирового океана, в частности для отыскания Компанейского острова, нанесенного на старых картах около 49 ½° ю. ш. и 143°04' в. д. Не найдя на своем пути никаких островов, «Восток» 11 апреля пришел в Сидней. Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Сидней, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев.

Остров Петра I

В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи.

Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Наконец 22 января 1821 года на горизонте показалось чернеющее пятно. «Я в трубу с первого взгляда узнал, — писал Беллинсгаузен, — что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный» был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Берег Александра I

Берег Александра I 29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.

Карта Земли Александра I.

«Я называю обретение сие берегом, потому что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими». Так совершилось величайшее географическое открытие XIX века.

Южно-Шетландские острова

Далее шлюпы направились к Новой Шетландии, о случайном открытии которой в 1819 году капитаном английского купеческого брига Вильямом Смитом, посчитавшим, что Новая Шетландия является выступом предполагаемого Южного материка, Беллинсгаузен уже знал.

«Восток» и «Мирный» убедились, что эта земля представляет собой лишь архипелаг и назвали его Южно-Шетландскими островами. И опять на карте появились русские названия, напоминающие о битвах русских с Наполеоном: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерло. Кроме того, к юго-востоку от острова Малый Ярославец был открыт остров Тейля, названный в честь русского посла в Бразилии.

В начале марта 1821 года шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания. Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

Первая антарктическая экспедиция: результаты

5 августа 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.

Большой рейд в Кронштадте. И. Айвазовский.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Антарктида. Архив

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

28 января исполняется 190 лет со дня открытия Антарктиды.

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В июле 1819 года после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов – «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым – Михаил Петрович Лазарев.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний. Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Через 21 день плавания шлюпы подошли к острову Тенериф.

Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы – айсберги.

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 метров.

Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра – островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.

Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 года достигли 69 градуса 25 минуты южной широты. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Как записал Лазарев, моряки " встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Двигаясь дальше к востоку и при всякой возможности стараясь отвернуть на юг, исследователи всегда встречали "льдинный материк". Русские путешественники подошли менее чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
21 марта 1820 года в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм, который продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60 градус южной широты. Наконец 22 января 1821 года счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно. Остров назвали именем Петра I.

29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I. Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. Но открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

10 февраля 1821 года, когда выяснилось, что шлюп «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.


28 января (16-го по старому стилю) 1820 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду.

«16 января достигли мы широты 69°23' S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась, наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия земного шара» — так русский мореплаватель Лазарев зафиксировал открытие Антарктиды.

Казалось бы, какое нам тогда было дело до Антарктиды? Есть материк на южном полюсе или нет его, остаются белые пятна на географической карте или нет? Но тем и отличается великая держава от других стран, что ментально она несет ответственность за всю планету и должна решать проблемы планетарного масштаба.

От Аристотеля до Кука

Человечество придумало Антарктиду гораздо раньше, чем смогло увидеть эту terra incognita и доказать ее реальность. Первым предположение о ее существовании сделал в IV веке до н. э. Аристотель в книге «Метеорологика». Логика была проста: греки жили севернее экватора, и большинство известных им земель располагались на этой стороне мира. Но для того, чтобы наша планета сохраняла равновесие, где-то на юге обязательно должна быть другая земля, примерно равная по размеру и весу. Так теоретически было сделано предположение о существовании земли Антарктикос — дословно, «напротив Арктики». В латинизированном варианте слово Антарктида впервые употребил во II веке н. э. Марин Тирский, основатель математической картографии, который, между прочим, ввел в географию понятие широты и долготы.

Следующий удивительный факт: мы видим Антарктиду на созданной в 1513 году карте османского адмирала и географа Хаджи Мухиддина Пири ибн Хаджи Мехмеда или просто Пири-реиса. Конечно, это тоже было предположение, но оно оказалось удивительно точным. Видимо, карта сделана на основании византийских материалов, которые, в свою очередь, восходят к умозрительным эллинистическим образцам. Возможно, адмирал также пользовался азиатскими и европейскими картами, которые были доступны Христофору Колумбу и сподвигли его на отчаянное плавание к неведомым берегам. Карт самого первооткрывателя Америки у османского адмирала быть не могло — в то время они были строго засекречены испанским двором. В любом случае, хранящаяся в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле карта Пири-реиса — одна из удивительных исторических загадок, неслучайно уже в начале нашего столетия ее даже изобразили на турецких купюрах.



Когда европейцы достигли южной оконечности Америки, а Фернандо Магеллан и Фрэнсис Дрейк открыли названные их именами проливы, стало ясно, что Америка не смыкается с неведомой южной землей. Попытки двинуться еще южнее были слишком рискованны из-за морозов, ветров и айсбергов. Хотя в 1599 году голландец Дирк Герритц случайно пересек Южный полярный круг, а через 75 лет после него англичанин с французскими корнями Антони де ла Роше открыл Южную Джорджию, правда, тоже случайно — он просто сбился с курса.

В 70-е годы XVIII века к всё еще гипотетическим южным берегам отправили свои экспедиции французская и британская Ост-Индские компании. Цель была исключительно прагматическая — узнать о богатствах и перспективах колонизации неведомых земель. Француз Ив-Жозеф Кергелен открыл остров его имени, Луи-Антуан де Бугенвиль и Марк-Жозеф Марион-Дюфрен исследовали Новую Зеландию и прилегающие острова. Французы полярный круг не пересекали, а вот англичанин Джеймс Кук дважды сделал это во время своего второго кругосветного плавания 1772–75 годов на судах «Эдвенчур» и «Резолюшн». Впрочем, он быстро уперся в поля паковых (многолетних) льдов и повернул назад. Великий путешественник не видел Антарктиды и в отчете написал, что ни наличия, ни отсутствия земли на юге подтвердить не может, но даже если суша там существует, колонизационного значения она не имеет в виду суровости климата. После этого Европа потеряла интерес к Антарктиде.

Две экспедиции

Идея включиться в исследования Антарктиды появилась в России вскоре после окончания наполеоновских войн, причем высказали ее сразу несколько человек — известный путешественник, почетный член Петербургской Академии наук и член Адмиралтейств-коллегии, а позже генерал-гидрограф Главного морского штаба Гавриил Андреевич Сарычев, недавно сами вернувшиеся из «кругосветок» капитаны Василий Михайлович Головнин и Отто Евстафьевич фон Коцебу и, конечно, Иван Федорович Крузенштерн.


Сохранилась докладная записка знаменитого мореплавателя к морскому министру Ивану Ивановичу де Траверсе (урожденный Жан Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе), в которой великий мореплаватель формулирует необходимость этого похода:

«. сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете проверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оном недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море. Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас»

Сарычев в своем «Проекте экспедиции к Южному полюсу» писал:

«Как Сандвичевой земли осмотрена одна северо-западная часть, то должно обойти ее с восточной и с южной стороны и осмотреть пределы ее. По исполнении сего плыть к юго-востоку или востоку, стараясь подойти к Южному полюсу сколько возможно ближе»

«План предлагаемых экспедиций к Южному полюсу и в Северный Ледовитый океан, составленный капитан-лейтенантом О. Е. Коцебу» был весьма близок к идее адмирала Сарычева:

«Оба судна направляют путь к Сандвичевой земле, которую должны стараться исследовать далее к югу, нежели удалось капитану Куку, может оная есть часть твердой земли. Сего места экспедиция легко достигнуть может к половине декабря, тогда уже настало здесь лучшее время года, и должна разделиться надвое»

Все три проекта подразумевали наличие двух отрядов (их именовали дивизиями) — южного и северного. Первый должен был исследовать Антарктиду, второй — завершить исследования Берингова пролива и неизвестных земель на русском Дальнем Востоке. Сарычев предлагал совместный поначалу поход до Сандвичевых островов, с последующим разделением, Коцебу — раздельное плавание отрядов. В итоге министерство выбрало вариант с двумя отрядами, каждый из которых состоит из двух судов.

Квашеная капуста, горчица и ром

Антарктическую экспедицию возглавил капитан 2-го ранга Беллинсгаузен. Второй корабль доверили капитан-лейтенанту Михаилу Лазареву, также имевшему опыт длительных плаваний — он водил фрегат «Суворов» в Русскую Америку. Арктическим отрядом, которому ставилась задача поиска северного морского пути из Тихого океана в Европу, командовал капитан-лейтенант Михаил Васильев.



Экспедиция готовилась основательно и вдумчиво. Запас продовольствия был рассчитан на три года, в том числе взяли противоцинготные средства, к которым тогда относили кислую капусту, горчицу, сушеные и консервированные овощи, хвойную эссенцию. На судах был большой запас красного вина, чтобы разбавлять воду в тропических широтах (в целях дезинфекции) и рома для согревания моряков, стоявших на вахте в стужу. Каждый член экипажа имел по три комплекта зимнего и летнего обмундирования, дополнительные одеяла и обувь. Команду формировали из моряков-добровольцев возрастом до 35 лет и с хорошим опытом дальних плаваний. Офицеров капитаны подбирали сами. Интересно, что лейтенантом на «Благонамеренном» отправился Алексей Лазарев — родной брат капитана «Мирного».



Торжественно покинув Кронштадт 3 (15) июля 1819 года, корабли обоих дивизионов сначала зашли в Копенгаген для пополнения припасов, а затем в Портсмут для закупки новейшего навигационного и астрономического оборудования. Вместе с моряками в поход отправились профессор Казанского университета, астроном Иван Михайлович Симонов и художник, впоследствии академик живописи, Павел Николаевич Михайлов. В качестве духовного лица на борту шлюпа «Мирный» присутствовал иеромонах Дионисий. В Копенгагене к экспедиции должны были присоединиться два ученых немца (чтобы европейцы не сомневались!), но в последний момент они передумали отправляться в рискованное плавание. Беллинсгаузен очень сетовал, что из-за них пришлось отказать нашим ученым, буквально рвавшимся в поход.

Следующим пунктом назначения были Канарские острова, затем Рио-де-Жанейро. Здесь корабли двух дивизионов снова встретились, чтобы проститься окончательно — дальше они следовали разными курсами.

Открытие Антарктиды

«Восток» и «Мирный» шли на юго-восток. Становилось всё холоднее, в декабре появились первые айсберги. Беллинсгаузен приказал установить в штатных местах печки для обогрева личного состава. 15 декабря с кораблей увидели Южную Джорджию. На карту были нанесены несколько новых мысов и заливов, а обнаруженный неизвестный неподалеку остров был назван именем лейтенанта «Мирного» Михаила Анненкова. Двигаясь дальше, корабли дошли до земли Сэндвича, некогда открытой Куком и названной им в честь тогдашнего первого лорда Адмиралтейства Джона Монтегю, четвертого графа Сэндвича. Кстати, того самого, благодаря которому появилась небезызвестная разновидность бутербродов. Оказалось, что это не «земля», а целый архипелаг из 11 островов. Открытым островам дали имена офицеров экспедиции — лейтенанта Аркадия Лескова, капитан-лейтенанта Ивана Завадовского и капитан-лейтенанта Константина Торсона. Группа из трех вновь открытых островов была названа в честь морского министра островами маркиза де Траверсе. Имя Торсона впоследствии исчезло с географических карт — после возвращения он участвовал в восстании декабристов, был арестован, лишен чинов и наград и навечно отправлен в Сибирь. Острову дали безликое название Высокий.


25 декабря 1819 (6 января 1820) по случаю годовщины изгнания французов из России или «избавления России от нашествия галлов», как сказано в судовом журнале, участники экспедиции отслужили торжественный молебен и устроили праздничный обед — ели щи со свининой и пироги с рубленым мясом. Нижним чинам выдали дополнительные порции рома.

Суда продвигались на юго-восток, и 27 января 1820 года экспедиция пересекла Южный полярный круг (66 градусов южной широты) на третьем градусе западной долготы. На следующий день моряки увидели сплошное «ледяное поле, усеянное буграми». Это был берег Антарктиды, сейчас известный как Берег Принцессы Марты, западной части Земли Королевы Мод. Омывающее этот берег море носит имя Лазарева, а шельфовый ледник — Беллинсгаузена. День 28 января 1820 года, когда русские корабли достигли Антарктиды, считается днем открытия нового континента. Вот что писал по этому поводу сам Беллинсгаузен: «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен».



Трудно представить трудности и опасности, с которыми столкнулись наши моряки. Постоянный холод и снег, бурное море, отсутствие карт, айсберги. Однажды «Мирный» не смог избежать столкновения с плавучей льдиной, к счастью, обшивка выдержала удар. Любая случайность могла обернуться катастрофой, но корабли упорно держались возле берегов Антарктиды, продвигаясь на восток. Инструкция морского министра гласила: «Не оставляйте без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного», — и офицеры, несмотря на холод и постоянную угрозу жизни, постоянно вели подробные записи. Потом они лягут в основу основательного труда Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном».

Тропические каникулы

Для того, чтобы охватить большее пространство, «Восток» и «Мирный» дальше шли раздельно, держась в 120 милях друг от друга. Местом встречи была назначена Австралия. Экипажи вели наблюдения, постепенно продвигаясь на восток вдоль кромки льдов. 21 марта «Восток» попал в жесточайший шторм и чудом спасся, отделавшись поломанным бушпритом и истерзанным такелажем. Потерявший все паруса и почти неуправляемый корабль несло прямо на айсберг, и чтобы удержаться ближе к ветру, экипажу даже пришлось растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек. «Востоку» чудом удалось избежать гибели.

К середине апреля «Восток» вошел в гавань Сиднея, через неделю к нему присоединился «Мирный». Они встали на том же месте, где ранее квартировали корабли арктической экспедиции Васильева и Шишмарева, заходившие в Австралию на несколько месяцев раньше. Экипажи разбили на берегу лагерь, устроили кухню и обсерваторию, а рядом моряки соорудили русскую баню.



Оба корабля были отремонтированы. Поскольку в период полярной зимы идти в антарктические воды было слишком рискованно, лето (в южном полушарии — зиму) решили посвятить изучению почти неизвестных территорий в Полинезии. Австралию же покидали с грустью и благодарностью. «Не без сожаления оставили мы прекрасный сей порт. Место, где, можно сказать, принимали нас как искренних друзей или родственников,» — писал Лазарев.

Полинезийский поход оказался весьма результативным — были открыты и описаны новые острова, собрана большая коллекция предметов быта местных обитателей. Островам дали имена героев недавней войны — Кутузова, Ермолова, Волконского, Барклая, Милорадовича, Аракчеева, Остен-Сакена, Чичагова, Витгенштейна и т. д. Появились на карте острова Беллинсгаузена и Лазарева. Неподалеку находились ранее открытые Коцебу острова Крузенштерна и Румянцева. На современных картах эта часть архипелага Туамоту называется «острова Россиян».

Русские императоры в Антарктиде

К осени корабли вернулись в Австралию и стали готовиться ко второй части антарктического маршрута, теперь с другой стороны ледового материка. В качестве противоцинготного средства заготовили бочки с апельсиновым соком и заквасили лимоны — как привычные огурцы или капусту. 20 ноября суда покинули порт Сиднея и двинулись к юго-востоку.

Вскоре корабли попали в шторм, на «Востоке» снова открылась течь. Тем не менее, решили продолжить плавание, хотя на флагмане постоянно приходилось откачивать из трюма воду. Несмотря на постоянный снег, мороз и обилие айсбергов, еще четыре раза наши моряки пересекали южный полярный круг, стараясь держаться как можно ближе к покрытому льдом берегу и по возможности точнее описать его. Вблизи Антарктиды, внутри полярного круга были открыты и описаны крупные участки суши (острова, как выяснилось уже в ХХ веке) — их назвали земля Петра I и берег Александра I. Высадиться на них не удалось, однако наличие грунта под ледовой корой стало очевидно. Здесь нашим морякам удалось максимально приблизиться к Антарктиде, они достигли точки с координатами 69 градусов 53 минуты южной широты и 92 градуса 19 минут западной долготы. От Южного полюса их отделяло примерно 400 километров.


Заканчивался январь, суда практически завершили путешествие вокруг Антарктиды, и можно было поворачивать назад. По дороге Беллинсгаузен решил осмотреть так называемую Новую Южную Шетландию, об открытии которой он узнал, находясь в Сиднее, из письма русского посланника в Бразилии — английский торговец и капитан Уильям Смит впервые описал ее в начале 1819 года, когда наши корабли уже были в плавании. Обнаруженным и описанным нашими моряками островам были даны названия в память о ключевых сражениях недавней войны: Бородино, Смоленск, Малый Ярославец, Березина, Лейпциг, Ватерлоо. Правда, официальными они не стали, на картах обычно употребляют названия, данные англичанами. Наверное, это справедливо — они были первыми.

11 марта 1821 года корабли бросили якорь в Рио-де-Жанейро. Антарктический круг замкнулся. Наскоро залатав повреждения и пополнив припасы, Беллинсгаузен и Лазарев взяли курс прямиком к родным берегам, и пятого августа уже без приключений отдали якоря в Кронштадте. Встречал моряков император Александр I лично.

Экспедиция продолжалась 751 день, из которых 100 дней «Восток» и «Мирный» провели во льдах. За это время корабли прошли 49 860 миль. Кроме «ледяного материка», русские моряки открыли 27 неизвестных островов и коралловый атолл. Были проведены наблюдения, описания и исследования в самых различных областях науки, собраны многочисленные образцы фауны, флоры и предметов быта народов, живущих в Австралии и на островах Тихого океана. За время плавания погибли два моряка — матрос Филипп Блоков (выпал за борт и утонул) и слесарь Матвей Гумин (упал с грот-мачты во время ремонта).



Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, Лазарев, минуя одно звание, в капитаны 2-го ранга. Их имена навсегда вошли в летопись человечества, как и подвиг русских моряков, ходивших на шлюпах «Восток» и «Мирный» вокруг открытой ими Антарктиды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: