Экспедиции каких мореплавателей проходили на судах надежда и нева

Обновлено: 23.04.2024

Григорий Шелехов и Александр Баранов давно мечтали об отправлении кораблей из Кронштадта к берегам Аляски и Камчатки. Еще в 1786 году предполагалось послать в поход «около свега» суда «Холмогор», «Соловки», «Сокол», «Турухтан» и «Смелый». Были уже назначены командиры кораблей, составлены наставления. Но турецкая и шведские войны расстроили все дело, и кругосветный поход был отложен на неопределенное время.

Лишь в 1803 году Российско-Американская компания сумела осуществить давнюю мечту Шелехова.

Николай Резанов, зять Шелехова, виднейший деятель Российско-Американской компании и недавний секретарь Гаврилы Державина, был назначен главным начальником кругосветной экспедиции и чрезвычайным российским послом в Японию.

Кораблем «Надежда» командовал Иван Крузенштерн, «Неву» вел Юрий Лисянский. Так было в действительности, хотя до самого последнего времени широко распространено ошибочное мнение о том, что первый кругосветный поход возглавлял Крузенштерн.

Перед экспедицией стояли большие задачи. Она имела политическое, экономическое и научное значение.

Во-первых, нужно было доказать возможность бесперебойной доставки жизненных припасов и оборудования для Русской Америки, Камчатки и Курильских островов морским путем Кронштадт — Петропавловск — Аляска. До этого все грузы туда отправлялись через Охотск, а к Охотску они шли сушей через всю Сибирь. Морской такелаж вели на вьюках, причем такие, например, предметы, как морские якоря и цепи, приходилось распиливать на части.

Во-вторых, Резанову, Крузенштерну, Лисянскому и торговым представителям Российско-Американской компании надлежало изучить вопрос о возможности русской торговли с Китаем. Продажа пушных богатств Тихого океана в Кяхте была невыгодной. Гораздо проще и прибыльнее было бы отправлять меха из Русской Америки морем прямо в Кантон.

И, наконец, учитывалась также возможность установления торговых связей не только с Китаем и Японией, но и с Нидерландской Индией и Филиппинскими островами.

Весьма знаменательно то обстоятельство, что работы кругосветной экспедиции, безусловно, увязывались с деятельностью так называемого посольства Ю. А. Головкина в Китай.

Забегая вперед, скажем, что эта огромная сухопутная экспедиция вышла в путь в 1805 году. Кроме посольского состава, в ней участвовали виднейшие знатоки Востока, историки, астрономы, геодезисты, ботаники, языковеды.

О деятельности посольства Головкина известно до сих пор очень мало. Но вот одна примечательная подробность. Один из отрядов этой экспедиции под начальством ботаника Редовского должен был выйти через Сибирь на Тихий океан! Таким образом, на скалах Курил и у подножия камчатских вулканов должно было сомкнуться кольцо исследований. Внутри этого исполинского кольца оказались бы Сибирь, Аляска, Океания, Калифорния, Япония, Китай. Стоит пожалеть, что никто из историков до сих пор не сопоставлял, не изучал одновременно материалов первой экспедиции вокруг света и научного наследия посольства Головкина.

…В 1803 году белокрылые корабли вышли из Кронштадта и взяли курс к берегам Англии.

На борту «Надежды» находились японцы. Это были невольные гости России. Еще в 1793 году японский мореход Хэнбее и четырнадцать матросов после жестокого шторма добрались до одного из Алеутских островов. Здесь Хэнбее умер, а матросы-японцы были спасены русскими и увезены в Охотск. Часть японцев умерли, остальные прижились в Охотске и Иркутске — у крещеного японца Николая Синзоо, тоже когда-то выкинутого бурей на берега Сибири. Теперь старик Цуюдау и три матроса возвращались домой. Глава экспедиции Резанов надеялся, что доставка японцев на родину будет расценена в Японии как знак дружбы к ней со стороны России.

Осенью «россияне вступили, наконец, в другое полушарие земного круга». Так торжественно поведал об этом участник плавания Федор Шемелин, приказчик Российско-Американской компании. Записи о походе вели Резанов, Крузенштерн, Лисянский, Лангслорф, Коробицын и другие участники путешествия.

«Нева» и «Надежда» были плавучими музеями и библиотеками. Картины, статуи, машины, в том числе машина электрическая, научные приборы — все это следовало доставить в Русскую Америку. Произведения русских писателей, художников, ваятелей и мастеров-механиков совершали первый путь вокруг земного шара.

Заглянем в списки сокровищ, отправленных в Русскую Америку. Российская академия наук жертвовала русским читателям в западном полушарии 219 книг. В числе их были сочинения Михаилы Ломоносова, труды исследователя Камчатки Степана Крашенинникова, «История российская от древнейших времен» Михаила Щербатова, редкое издание «Известие о Японе…».

Один из жертвователей подарил целое собрание книг о путешествиях Кука, Ванкувера, Лаперуза, Макензи, а также книги по истории Индии, Америки, Мадагаскара, Китая, Японии и других стран. Иван Дмитриев, автор надгробной надписи «Колумбу Российскому» — Шелехову, передавал в русские владения в Северной Америке собрание своих басен и сказок. Было отправлено также издание поэм М. Хераскова и множество других книг.

Двенадцать картин лучших живописцев — Уткина, Репнина, Лосенкова и других, 58 картонов и листов рисунков, изображение памятника Суворову, принесенное в дар А. Ф. Бестужевым, отцом будущих декабристов, чугунный бюст Екатерины II — вот далеко не полный список предметов искусства, принятых на борт «Невы».

На Кадьяк отправлены были разные печати Русской Америки, медали для награждения героев исследования Аляски и пакет с указом о переименовании острова Ситхи в остров Александра Баранова.

В 1804 году впервые перед взорами русских людей открылась лазурная Полинезия. На Нукагиве (Маркизские острова) были проведены большие научные исследования. Здесь собирали коллекции, составляли словарь местного наречия. Юрию Лисянскому принадлежит честь открытия порта Чичагова и реки Невки на Нукагиве.

Во время походов русских по острову их сопровождал добровольный проводник-нукагивец Мугау. Именно от русских людей островитяне получили семена полезных растений, взошедших вскоре на земле Нукагивы. «Король» острова Танега Каттенове явился на русские корабли и выразил чувства дружбы и доверия.

В конце мая 1804 года корабли достигли Сандвичевых (Гавайских) островов. Здесь «Нева» и «Надежда» расстались… Лисянский на «Неве» задержался на островах, Крузенштерн же повел «Надежду» прямо на Камчатку, куда пришел 2 июля 1804 года.

На Сандвичевых островах русские составили словарь языка канаков, собрали данные для полного описания этих владений короля Томеамеа, или Тамагама, как называл его Крузенштерн.

Молодой островитянин Тик Кенохоя пожелал ехать в Россию. Впоследствии под именем Василия Моллера, учась в петербургской школе, он показал отличные успехи в кораблестроении. Позднее он работал на невских верфях. Это был первый полинезиец, связавший свою судьбу с Россией.

Последуем вслед за Лисянским на «Неве» к славному острову Кадьяку, что в Русской Америке. Двадцать пять дней плыли туда наши мореходы, расставшись с Сандвичевыми островами.

«Нева» вошла в Павловскую гавань. Одиннадцать пушек кадьякской батареи возвестили о приходе корабля в Русскую Америку. Разгрузив «Неву», Лисянский начал постройку дома для размещения музея и библиотеки.

«Нева» приняла участие в освобождении острова Ситхи (острова Баранова), захваченного индейскими старшинами, которыми руководили американские и английские пираты, непосредственно участвовавшие в резне и разграблении русского поселения на острове.

Русские моряки под командованием Лисянского и главного правителя Русской Америки Александра Баранова взяли приступом мятежную Ситху и основали там Ново-Архангельск — будущую столицу российских владений в Северной Америке. Над новорожденным городом развевался флаг Российско-Американской компании, а на Камне-кекуре стоял дом главного правителя Русской Америки.

«Нева» зимовала на Кадьяке. Матросы корабля давали там театральные представления. Это был первый театр в Северо-Западной Америке!

Весной 1805 года в трюмы «Невы» были погружены сокровища Аляски — шкуры котиков, морских бобров, соболей, песцов и моржовая кость.

А в августе 1805 года Лисянский пошел в Кантон, где встретился с прибывшим туда Крузенштерном.

…Расставшись в 1804 году с Лисянским, Крузенштерн достиг Камчатки и после недолгой стоянки пошел в японские воды. На пути к Нагасаки исследователи, бывшие на «Надежде», убедились в том, что плававший здесь Лаперуз ошибался. Он показывал на своих картах мифические острова, и Крузенштерн прочно «закрыл» эти мнимо открытые морские земли.

Во время пребывания в Нагасаки русский ученый Г. Лангсдорф соорудил огромный аэростат с изображением русского герба. Длина его была 18 футов. Этот прообраз нашего дирижабля витал над Нагасакским заливом на высоте двухсот саженей. Лангсдорфу японцы обязаны также первым знакомством с электрической машиной.

Николаю Резанову не удалось выполнить своих посольских задач в Японии, хотя «Надежда» пробыла там целых полгода.

В 1805 году корабль Крузенштерна покинул Нагасаки. «Надежда» шла Сангарским проливом. Крузенштерн определил положение мыса Румянцева на острове Иезо (Матсмай), открыв там залив того же названия.

На Сахалине Крузенштерн открыл реку Неву (Поронай) и определил около тридцати астрономических точек. На пути к Курилам «Надежда» встретила неизвестные острова, получившие название Каменных ловушек. Крузенштерн не раз проходил мимо туманной гряды Курильских островов.

В июне 1805 года «Надежда» пришла на Камчатку. Николай Резанов отправился сушей в Петербург, но вскоре погиб в дороге…

С Камчатки Крузенштерн пошел снова к Сахалину для завершения начатых ранее исследований. Оттуда «Надежда» отправилась к Формозе, а затем — в Макао и соседний с ним Кантон. Там и встретились осенью 1805 года «Надежда» и «Нева».

В то время когда Россию овевали февральские метели, «Нева» и «Надежда» плыли к Суматре, Яве и мысу Доброй Надежды. На подступах к берегам Африки корабли были окружены живыми трепещущими облаками. Добрый знак! Это были стаи радужных бабочек, гонимых ветром от африканской земли.

7 августа 1806 года пушки балтийской твердыни встретили салютом героев первого русского плавания вокруг света. «Нева» и «Надежда» ответили родному Кронштадту громом орудий, побывавших под солнцем Полинезии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

37. Нева

37. Нева Нева, река – Ния – Nyia [69], с. 35.

«НЕВА» И «НАДЕЖДА»

«НЕВА» И «НАДЕЖДА» Григорий Шелехов и Александр Баранов давно мечтали об отправлении кораблей из Кронштадта к берегам Аляски и Камчатки.Еще в 1786 году предполагалось послать в поход «около света» суда «Холмогор», «Соловки», «Сокол», «Турухтан» и «Смелый». Были уже

1.17. Муром, Нева, Непр, Нил, Новгород = Хольмград, Олкога, Олонец

Надежда

Надежда …Не только Иосиф все чаще думал о Наде Аллилуевой с того августовского утра 1917 года, но и Надежда не забыла, как открылась дверь и она словно впервые увидела Иосифа, такого старого друга их семьи, что она, казалось, знала его всю жизнь. Может быть, новый костюм

А. Нева

Нева вздувалась и ревела…

Нева вздувалась и ревела… День 6 ноября 1824 года с самого утра был очень неприятным. Дождь и пронзительно холодный ветер… К вечеру он еще больше усилился, предвещая Петербургу грозное бедствие. Только когда вода поднялась на три с половиной фута, на Адмиралтействе были

НЕВА ВЗДУВАЛАСЬ И РЕВЕЛА…

НЕВА ВЗДУВАЛАСЬ И РЕВЕЛА… День 6 ноября 1824 года с самого утра был очень неприятным. Дождь и пронзительно холодный ветер. К вечеру он еще больше усилился, предвещая Петербургу грозное бедствие. Только когда вода поднялась на три с половиной фута, на Адмиралтействе были

Последняя надежда

Последняя надежда Фельдмаршал фон Манштейн и я предпринимали последние отчаянные попытки убедить Гитлера. Если бы 6-я армия получила приказ вырваться из окружения, она, безусловно, выполнила бы его. Безвыходность положения заставила бы солдат пойти на любые жертвы, и

Нева, река

Нева, река 1703. Главная водная магистраль Петербурга, или, как выражались в старом Петербурге, «Главный проспект», вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Длина Невы составляет 74 километра, глубина доходит до 24 метров и ширина – до 1200 метров. Нева впадает в

Глава 3 РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ. МАЛАЯ ВИШЕРА, ТИХВИН, ВОЛХОВСТРОЙ, НЕВА Середина октября – конец декабря 1941 года

Глава 3 РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА ФРОНТАХ. МАЛАЯ ВИШЕРА, ТИХВИН, ВОЛХОВСТРОЙ, НЕВА Середина октября – конец декабря 1941 года После того как наступление на Ленинград было окончательно прекращено, немецкое командование разрабатывало план падения укрепленного города за счет

17. Муром Нева Непр Нил Новгород = Хольмград Олкога Олонец

17. Муром Нева Непр Нил Новгород = Хольмград Олкога Олонец Скандинавы сообщают, что: Русский город МУРОМ = * = МОРАМАР — MORAMAR [523], с. 38. Река НЕВА = * = река НИЯ — NYIA [523], с. 35. Река НЕПР — NEPR = * = река ДНЕПР [523], с. 35. Река НИЛ в Египте = * = река ГЕОН [523], с. 32. Русский город НОВГОРОД = * =

Ложная надежда

Ложная надежда «Титаник» начал заметно крениться на нос. Пассажиры уже не могли не замечать уклон палубы у себя под ногами. Тем не менее офицерам судна по-прежнему с трудом удавалось убедить пассажиров сесть в спасательные шлюпки. Причина этой нерешительности

«В гранит оделася Нева», 1762 год Ведомость описания работ, Карл Росси

«В гранит оделася Нева», 1762 год Ведомость описания работ, Карл Росси Возведение города требовало и укрепления невских берегов, на которых строились дома, дворцы и другие здания. По выражению отечественного исследователя В. И. Кочедамова, «ни один из городов мира в XVIII и XIX

shlyupy_Nadezhda_i_Neva_1

«Надежда» и «Нева» – два небольших шлюпа, впервые в истории русского мореплавания обогнувших Земной шар в 1803-1806 годах.

Об этих парусниках всегда говорят вместе и всегда в контексте знаменитой кругосветки. «Надежда» и «Нева» были куплены специально для целей кругосветной экспедиции в Англии, потому как Россия в начале XIX века не располагала судами, способными осилить такое путешествие. «Надежда» была водоизмещением 450 тонн и носила название «Леандр», «Нева» – водоизмещением 370 тонн и прежде называлась «Темза». Оба парусника обошлись России в 17 тысяч фунтов стерлингов. Капитаном «Надежды» был назначен Иван Федорович Крузенштерн, а «Невы» – Юрий Федорович Лисянский.

Оба эти человека были не только выдающимися мореплавателями, исследователями, но и хорошими друзьями. Когда-то они вместе закончили Морской шляхетский корпус и приняли боевое крещение в битве у острова Гогланд в Балтийском море.

Автором идеи совершить кругосветное путешествие был Иван Федорович Крузенштерн. Он не раз обращался с проектом этого плавания к императору Павлу I, но раз за разом его постигала неудача.

Хотя причин для совершения первой русской кругосветки было немало: исследование дальневосточных владений Российской Империи, развитие торговых связей с Китаем и Японией, снабжение жителей Русской Америки.

И вот в 1802 году проект Крузенштерна попадает в руки Николая Семеновича Мордвинова – российского адмирала и известного государственного деятеля. Мордвинов очень заинтересовался идеями Крузенштерна и познакомил с ними тогдашнего главу Российско-Американской компании Николая Петровича Резанова. А Резанов в свою очередь сумел убедить царя Александра I в необходимости кругосветного путешествия. Официальной целью экспедиции стала доставка в Японию русского посольства, возглавляемого Н.П. Резановым.

Крузенштерн и Лисянский подошли со всей тщательностью к подготовке путешествия. Команда на корабли набиралась только из хорошо обученных добровольцев. Идея о комплектации экипажа иностранными матросами была отвергнута Крузенштерном. Среди офицеров «Надежды» и «Невы» были такие известные личности как Ф. Ф. Беллинсгаузен, М.И. Ратманов, Отто Коцебу. Купленные для плавания корабли были капитально отремонтированы.

И вот в июле 1803 году «Надежда» и «Нева» отправились от берегов Кронштадта в первое русское кругосветное плавание.

Первой остановкой русских мореплавателей стал Копенгаген. Оттуда «Нева» и «Надежда» взяли курс на Бразилию. Во время плавание на бортах кораблей проводились различные исследования. Широты, в которые попали парусники, были неизвестны русским морякам, и для офицеров и для матросов многое стало в новинку.

krugosvetnoe_puteshestvie_Nadezhdy_i_Nevy_1

14 ноября 1803 года впервые в истории русские корабли пересекли экватор. Крузенштерн и Лисянский, одетые в парадную форму, поднялись на мостики своих кораблей и приветствовали друг друга. На «Надежде» и «Неве» было организованное праздничное действо с участием бога морей Нептуна.

Первой продолжительной стоянкой в чужих землях стал остров Святой Екатерины близ берегов Бразилии. Здесь у «Невы» были заменены пришедшие в негодность фок- и грот-мачты. Российские моряки провели на Санта-Катарине пять недель. И больше всего прочего, их поразило в этих землях процветавшая работорговля и отношение к рабам, хуже, чем к животным.

В конце января 1804 года шлюпы вновь вышли в море. У знаменитого мыса Горн «Надежда» и «Нева» попали в сильнейший шторм. Суровые испытания выпали на долю русских моряков, только 20 февраля 1804 года мыс Горн был покорен, а «Нева» и «Надежда» продолжили свое путешествие в Тихом океане. Правда, на какое-то время из-за шторма и полосы туманов корабли потеряли друг друга из виду.

Kruzenshtern_i_Lisyanskiy

3 апреля 1804 года Лисянский прибыл на остров Пасхи. Он исследовал и описал природу острова, быт и нравы местных жителей. Описание Лисянского стало первым полным описанием этих мест.

У берегов Японии шлюп «Надежда» попал в сильнейшую бурю и только чудом спасся от гибели. 27 сентября 1804 года парусник вошел в порт города Нагасаки. Переговоры Резанова с японцами длились несколько месяцев и не принесли результата, и 5 апреля 1805 года русский корабль покинул Японию. Официальная цель путешествия не была выполнена. Представители Российско-американской компании были высажены Крузенштерном на Камчатке. Но путешествие «Надежды» было еще далеко до завершения.

В течение последующих месяцев Иваном Федоровичем Крузенштерном были проведены подробнейшие исследования западного берега Японии, Курильских островов, части берега Кореи, острова Иессо, юго-восточного и северо-западного берегов Сахалина. В августе 1805 года «Надежда» вернулась на Камчатку, где встала на ремонт.

boy_s_indeytsami

«Нева» же все это время следовала по своему маршруту. Прибыв на остров Кадьяк, Лисянский узнал, что на острове Ситка русские поселенцы подвергаются нападениях индейцев. С помощью экипажа «Невы» конфликт был улажен, а на Ситке основана крепость Ново-Архангельск. Почти целый год провела «Нева» у берегов Америки выполняя поручения Российско-Американской компании. И в августе 1805 года «Нева» с грузом пушнины на борту взяла курс на тропические широты.

22 ноября 1805 года «Надежда» и «Нева» вновь встретились в порту Макао (Китай), где успешно продали пушнину с Камчатки и Аляски. А в феврале 1806 года парусники отправились через Индийский океан мимо мыса Доброй Надежды обратно в Европу. В апреле 1806 года «Надежда» пристала к острову Святой Елены, капитан же «Невы» Юрий Лисянский решил идти в Европу без остановки. Этот переход стал первым в мире безостановочным переходом из Китая в Англию и длился 142 дня – рекордный по тем временам срок.

krugosvetnoe_puteshestvie_Nadezhdy_i_Nevy

А в июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба. Исследования, проведенные Крузенштерном и Лисянским, не имели аналогов.

По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

А вот дальнейшая судьба парусников «Надежды» и «Невы» сложилась не очень удачно. О «Неве» известно лишь то, что судно в 1807 году посетило Австралию. «Надежда» же погибла в 1808 году у берегов Дании. В честь шлюпа «Надежда» названо российское учебное парусное судно – фрегат «Надежда». А имя ее по истине великого капитана носит легендарный барк «Крузенштерн».

I. Как в самом путешествии, так и в таблицах, к оному приложенных[1], счисление времени принято Грегорианское, по той причине, что вычисление всех налюдений производимо было по английским или французским эфемеридам, которые, как известно, сочинены по Грегорианскому стилю. Беспрестанное переведение сего нового стиля в старый могло бы причинить погрешности, которых, несмотря на всевозможное внимание, трудно было бы избегнуть.


II. В самом путешествии я употреблял гражданское счисление времени, а в таблицах суточных счислений – астрономическое, не разделяя часов на вечерние и утренние, но считая непрерывно 24 часа от одного полудня до другого. Так, например, 10 часов есть 10 часов вечера, а 22 часа – 10 часов утра. Многие английские мореходцы употребляли сие счисление в описаниях своих путешествий, хотя оное мне более приличным кажется в таблицах, нежели в историческом описании путешествия, поелику употребление гражданского счисления времени для всякого рода читателей внятнее.

III. Долгота места всегда считается от меридиана Гринвичской обсерватории, который лежит от Санкт-Петербургского меридиана 2 ч 1?12,4?? к западу. В плавании от Кронштадта до Гринвичского меридиана долгота считается восточная, потом к западу до совершения всего круга, а после опять до нашего прибытия в Кронштадт восточная.

IV. Румбы, показанные в сем сочинении, все исправлены по склонению компаса, выключая где именно сказано, что помянутые румбы суть по компасу.


V. Мили, употребляемые в путешествии, так же как и в таблицах, суть итальянские, или морские, из коих 60 считается в одном градусе земного меридиана.

VI. Для измерения глубины приняты сажени, обыкновенно в море употребляемые, из коих каждая содержит 6 английских футов.

VII. Высота барометра показана в английских дюймах и десятых и сотых частях оного.

VIII. Ртутный термометр, так называемый Реомюров, который между точками замерзания и кипящей воды имеет 80 градусов.

IX. Хотя в таблицах суточных счислений склонение компаса и стоит наряду с прочими полуденными наблюдениями, но оное было всегда вычисляемо по утренним и вечерним наблюдениям азимутов и амплитуд, и без большой погрешности может быть принято за склонение того места, которое означают широта и долгота.

X. Действием морского течения, которое в таблицах суточных счислений в особом столбце показано, называю я разность между широтою и долготою по счислению и наблюдениям. Если сия разность столь мала, что не превосходит 4 или 5 миль, то без всякого сомнения приписать можно оную другим случайным причинам, а не течению, особливо если, приняв сию последнюю причину, находишь, что направление течения одних суток противно направлению в следующие сутки; таковые случаи означены в таблице течения словом нет. Но ежели несколько дней сряду разность между счислимым и обсервованным пунктом простирается все в одну сторону, в таком случае, хотя бы и сия разность была не более 4 миль, почел я приличнее приписать оную течению, нежели погрешностям в счислении корабельного пути.

XI. Об истинной долготе приложено в третьей части особенное изъяснение.

XII. Карты, находящиеся при сем путешествии, сочинены под моим надзиранием астрономом Горнером и лейтенантами Левенштерном и Беллинсгаузеном. Астрономическая часть снятия берегов принадлежит однакож больше Горнеру, который не упускал также участвовать в тригонометрических трудах Левенштерна и Беллинсгаузена. Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способности хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту.

XIII. Виды берегов и изображения предметов, касающихся до натуральной истории, в атласе все рисованы Тилезиусом. Исторические виды также его работы, хотя Тилезиус и не был в должности живописца[2]. Как бы ни была принята ученая, особливо географическая, часть сего путешествия, но в художественном отношении всегда будет иметь свою цену богатым и любопытным атласом, приложенным к оному, и которым я обязан единственно трудам Тилезиуса[3].


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ»

Чарлз Дарвин. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ «БИГЛЬ» Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран, посещенных во время кругосветного плавания корабля Ее Величества «Бигль» под командованием капитана королевского флота Фицроя. Чарлза Дарвина

О. Е. Коцебу. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА ВОЕННОМ ШЛЮПЕ «ПРЕДПРИЯТИЕ» 1823–1826 гг.

О. Е. Коцебу. ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА НА ВОЕННОМ ШЛЮПЕ «ПРЕДПРИЯТИЕ» 1823–1826 гг. Глава I. Плавание от Кронштадта до Портсмута 22 мая 1823 г. – 8 сентября 1823 г. Постройка шлюпа. – Цель экспедиции. – Состав экипажа. – Перемена цели экспедиции. – Зачисление ученых. –

Вокруг света

Вокруг света Антон Павлович Чехов. Из письма А. С. Суворину. Татарский пролив, пароход «Байкал», и сентября 1890 г.:Завтра я буду видеть издали Японию, остров Матсмай. Теперь 12-й час ночи. На море темно, дует ветер. Не пойму, как это пароход может ходить и ориентироваться, когда

Глава X 1803 г. − начало 1804 г.

Глава X 1803 г. ? начало 1804 г. Дипломатия и придворные интрига. Болезнь канцлераКак видно из предыдущего, мне очень посчастливилось с русскими стариками, но больше всего с канцлером, сделавшимся моим начальником, когда я поступил в министерство иностранных дел. Он с самого

Мое путешествие вокруг света за восемьдесят (или почти восемьдесят)… фильмов

Мое путешествие вокруг света за восемьдесят (или почти восемьдесят)… фильмов В сущности, я отдаю себе отчет в том, что пыталась использовать ремесло актрисы, если не главным образом, то хоть в какой-то мере для осуществления своей давней детской мечты стать

ГЛАВА II Путешествие вокруг света

ГЛАВА II Путешествие вокруг света Так или иначе, в августе 1803 года Федор Иванович отправился в кругосветное плавание.Экспедиция Крузенштерна была первым кругосветным плаванием русских кораблей. Были снаряжены два парусных корабля «Надежда» и «Нева» под общей командой

2. Кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806)

2. Кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806) Основными задачами первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна – Лисянского были: доставка на Дальний Восток грузов Российско-американской компании и продажа мехов этой

2. Плавание Крузенштерна на корабле «Надежда» в Охотском море (1805)

2. Плавание Крузенштерна на корабле «Надежда» в Охотском море (1805) Корабль Российско-американской компании – «Надежда» под командой капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна пришел в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года[288]. Перегрузившись и пополнив запасы

3. Плавание Лисянского на корабле «Нева» в водах Русской Америки (1804–1805)

3. Плавание Лисянского на корабле «Нева» в водах Русской Америки (1804–1805) Корабль Российско-американской компании «Нева» под командой капитан-лейтенанта Юрия Федоровича Лисянского, выйдя вместе с «Надеждой» из Кронштадта 26 июля 1803 г., пришел в Павловскую гавань острова

Глава 12 Рельсопрокатное производство. Писательство. Путешествие вокруг света

Глава 12 Рельсопрокатное производство. Писательство. Путешествие вокруг света Работы на рельсопрокатном заводе настолько продвинулись вперед, что в 1874 году его можно было открыть. Мне представили план, согласно которому весь завод состоял из двух подразделений; одним

Российские корабли "Надежда" и "Нева" впервые пересекли экватор


26 ноября 2015

26 ноября 1803 года корабли «Надежда» и «Нева» под российским флагом впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие.

Первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна началось 7 августа 1803 г.

Долгое время Крузенштерн активно выступал с записками об организации кругосветных экспедиций из Кронштадта к берегам Камчатки и Северной Америки. Однако только с приходом к власти императора Александра I и смены руководства Коммерц-коллегии и Морского министерства его проектом заинтересовались морской министр граф Николай Семёнович Мордвинов, министр коммерции граф Николай Петрович Румянцев, а также глава Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов, который и ходатайствовал за реализацию идеи Крузенштерна.

В августе 1802 г. Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, целью которой была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана близ русских владений.

Для экспедиции капитан-лейтенантом Юрием Фёдорович Лисянским в Лондоне было приобретено два судна — «Надежда» и «Нева», а также новейшие приборы и снаряжение: морские хронометры, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, одежда для команды; закуплены были также лекарства и противоцинготные средства.

В начале июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» — Лисянский. «Надежда» имела водоизмещение 450 т, «Нева» — 370 т. Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» — из 47 человек; команды были отобраны из матросов-добровольцев. Для научных исследований были приглашены известные германские учёные: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

7 августа 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского покинули Кронштадтский рейд, зашли в Копенгаген, Фалмут, на остров Тенерифе, а затем взяли курс на Бразилию.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (Бразилия) в связи с заменой на «Неве» грот-мачты и фок-мачты, 26 ноября 1803 г. суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг.

3 марта 1804 г., обогнув мыс Горн, они вступили в Тихий океан, где «Надежда» разлучилась с «Невой» и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам. Затем «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — в Петропавловск-Камчатский. Во время плавания Крузенштерн исправлял карты, искал острова, существование которых ставилось под сомнение, а во время якорных стоянок занимался съёмкой окрестных берегов.

8 октября 1804 г. Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки, а в апреле 1805 г., после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, вновь отправился на Камчатку. Во время плавания Крузенштерн снял и нанёс на карту восточный берег Сахалина от залива Анива до мыса Терпения; описал южные берега Камчатки, провёл гидрологические измерения; сделал описания быта, нравов обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая.

В 1806 г. шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан. Обойдя с севера Великобританию, в июле — августе 1806 г. экспедиция возвратилась в Кронштадт, пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

Александр I щедро наградил Крузенштерна, Лисянского и всех участников экспедиции, и в память этого важного события приказал выбить особую медаль.

Шлюп «Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Рисунок Юрия Лисянского.

В августе 1803 года завершилось первое кругосветное плавание кораблей Балтийского флота под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Три года корабли «Надежда» и «Нева» плавали по морям и океанам земного шара.

За это время российские моряки «закрасили» на мировой карте множество «белых пятен», познакомились с каннибалами Маркизских островов, попытались наладить дипотношения с Японией и доказали – российский флот может не только побеждать врагов, но и совершать великие географические открытия.

Человек и пароход

Первое кругосветное плавание прямо связано с именем адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Его настоящее имя – А́дам Ио́ганн фон Кру́зенштерн, и происходил мореплаватель из семьи балтийских дворян. Его предок – шведский офицер фон Крузенштерн в 1704 году во время Северной войны попал в плен, был отправлен в Тобольск, а после возвращения осел в Эстляндии (как тогда называли Эстонию) и в Швецию уже не вернулся, присягнув России. Сам Крузенштерн про себя говорил «я являюсь природным россиянином».

Иван Федорович оставил жену и новорожденного сына на неопределенный срок, причем без гарантий, что вернется живым.

В 1787 году будущий покоритель океанов закончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, после чего стажировался на британских кораблях, участвовал в ряде длительных плаваний, а в 1799 году впервые разработал проект развития торговли Русской Америки с Китаем и отправки кругосветной экспедиции. Однако это предложение было проигнорировано властями. Но Крузенштерн обратился вновь и сумел заинтересовать императора Александра I, который и назначил настойчивого капитана руководителем экспедиции. У русского царя, кстати, был личный коммерческий интерес в успехе предприятия – император входил в число учредителей Российско-Американской компании.

Между тем, решение организовать экспедицию вызвало в семье Крузенштерна серьезный кризис – Ивану Федоровичу предстояло оставить жену и новорожденного сына на неопределенный срок, причем без гарантий, что он вообще вернется живым.

Само плавание оказалось тяжелым – корабли были небольшие, а, к примеру, продукты для питания экипажа везли с собой в «натуральном» виде: палубы были уставлены клетками с птицами и животными. Можно представить, какой там стоял запах!…

Во время плавания Крузенштерн, по собственной инициативе, вел научные исследования. А после возвращения в Россию сделал карьеру, дослужившись до адмирала и постепенно превратившись в одного из самых влиятельных флотских военачальников страны.

В октябре 1845 года адмирал стал соучредителем Императорского Русского географического общества. В 1846 году Иван Федорович был погребен в Домском соборе Таллина. Его личность высоко ценили и в Российской империи, и в Советском Союзе.

И хотя почтальон Печкин в мультфильме про Простоквашино ошибся, считая, что есть пароход имени Крузенштерна, – парусник «Крузенштерн» действительно находится в составе отечественного флота с 1946 года.


Самый скандальный пассажир

Одним из самых ярких членов экипажа первой русской «кругосветки» оказался граф Федор Толстой – самый известный великосветский хулиган начала XIX века, тот самый, что по итогам плавания «в Аляску сослан был, вернулся алеутом».

Федора Толстого высадили на Камчатке.

Как он оказался в составе экспедиции, до сих пор неизвестно: до этого плавания в особенной любви к морю граф замечен не был. Как рассказала в своих мемуарах его двоюродная племянница Марья Каменская, Толстой таким образом ловко избежал очередного наказания в Преображенском полку. По ее словам, он выдал себя за своего двоюродного брата-тезку, который числился в составе экипажа, но не желал плыть, так как страдал морской болезнью.

На борту шлюпа Толстой вел себя, как обычно, – играл в карты, пьянствовал, задирал попутчиков. Известна байка, что якобы он даже запустил в каюту Крузенштерна ручного орангутанга, и тот залил чернилами все записи капитана. Вероятно, сей эпизод придумал сам Толстой, любивший в старости похвастаться своими «подвигами». За такое поведение графа неоднократно отправляли под арест.

В конце концов Крузенштерн потерял терпение и высадил скандального пассажира на Камчатке. Оттуда тот добрался до одного из Алеутских островов, где провел несколько месяцев среди аборигенов племени тлинкит. Там его тело украсили многочисленными татуировками, которые он позже, вернувшись в Петербург, с гордостью демонстрировал любопытствующим.

Толстого считают одним из самых неоднозначных представителей русской аристократии.

Аборигены и моряки

Татуировками во время плавания украсил свое тело не только граф Толстой. Многие моряки также оказались поражены дикарским великолепием встреченных ими аборигенов.

В частности, сохранились сделанные врачом Вильгельмом Тилезиусом зарисовки полинезийцев – обитателей Маркизских островов, которые русские моряки посетили весной 1804 года. У аборигенов на тот момент еще свирепствовал каннибализм, и потому поодиночке на берег мореплаватели не сходили.

Зато матросы охотно принимали на борт полинезийских девушек. По сохранившемуся описанию, с корабля на берег подавался сигнал «Женщины, сюда!», девиц пускали на борт по порядку, после чего «дееспособные искали себе пару». Офицеры, естественно, такого поведения себе не позволяли, беря на себя дипломатические функции и общаясь с вождями племен.

В дневниках экспедиции сохранились записи, что на мореплавателей произвели большое впечатление высокий рост, стройность, «живость и изысканные манеры» местных аристократов, а также мастерство племенных специалистов по татуировкам.

Не только матросы накалывали разные узоры, но даже сам Крузенштерн набил на руке имя жены, «которую он совершенно обожает».

Татуированные воины с Нуку-Хивы. Гравюры по рисункам Тилезиуса.

Посольство в Японию

Одной из задач путешествия было установление дипломатических отношений с Японией.

Увы, посольство не заладилось с самого начала. Изделия из хрусталя японцев не заинтересовали (оживление вызвали только полученные из Эрмитажа часы в виде слона, который был способен поворачивать хобот и уши, и фонари-калейдоскопы работы Кулибина). Обиделись японцы и на действительно не самое дипломатичное замечание о красоте японок – дескать, те зря чернят зубы.

В конце концов, японцы разрешили русским пришвартоваться, но сильно ограничили их передвижение по суше. Впрочем, несколько офицеров развернули в это время активную научную деятельность, занимаясь исследованием климата Японии и местных рыб. Их, кстати, было описано более 150 видов, что, по сути, заложило основы современной японской ихтиологии. Поэтому в Стране Восходящего Солнца это, в целом, очень неудачное посольство запомнилось, скорее, с хорошей стороны.

Шлюп «Надежда» и солдат почётного караула. Японское изображение 1805 года.

Итоги экспедиции

Команды «Надежды» и «Невы» совершили ряд открытий в бассейне Тихого океана, закрыв последние «белые пятна» в его северной части.

Так, Юрий Лисянский описал в заливе Аляска остров Кадьяк, а также часть архипелага Александра. По пути с Кадьяка в Макао были открыты необитаемый остров Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них – риф Крузенштерна.

Также участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Привезенная мореплавателями этнографическая коллекция попала в Кунсткамеру, а труды экспедиции широко тиражировались: за казенный счет в 1809-1812 годах сразу на русском и немецком языках вышло трехтомное «Путешествие вокруг света» Крузенштерна (1310 страниц) с атласом. В атлас было включено 32 пейзажа посещенных экспедицией островов, 44 этнических типа (полинезийцев, японцев, китайцев, айнов, камчадалов, алеутов, нивхов), карты островов и побережий. В 1813 году труд Крузенштерна оперативно перевели на английский язык, а далее последовали французский, итальянский, голландский, шведский и датский переводы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: