Экономической основой буржуазного государства является вид собственности

Обновлено: 25.04.2024

Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Исторически первым типом государства является восточное гос-во, возникшее в зонах поливного земледелия около 5 тыс. лет назад. Этот тип государства не упоминает формационная теория, поскольку азиатский способ производства хоть и упоминался К.Марксом, но не рассматривался его последователями. Основные черты восточного гос-ва:

1. приоритетное положение гос. формы собственности над частной; частная собственность хотя и существовала, но не играла такой заметной роли как в западных гос-вах.

2. общество строилось по образцу пирамиды – наверху монарх, ниже – его ближайшие советники визири, министры, чиновники, у основания пирамиды – сельскохозяйственные общинники; принадлежность человека к определенным классам определяется не его собственностью как в западных гос-вах, а реальным положением его в пирамиде власти. Мощный бюрокр. аппарат обладает всей полнотой власти в отношении общинников, в результате гос. власть приобретает характер восточной деспотии, тогда как в западных государствах развиваются разделение властей, сословно-представительные структуры, парламентаризм.

3. соотношение личности и общества характеризуется приоритетом системы подчинения личности обществу, господством традиций коллективизма, тогда как в западных государствах еще с античного периода и развиваются идеи о правах человека ценности индивидуальной свободы.

4. правовые системы не развиты, имеют религ. окраску, тогда как в западных государствах со времен античного Рима получает развитие частное право.

5. восточные государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития (например, Древний Египет практически не меняясь просуществовал около 3 тыс. лет, а Китай – 5 тыс. лет), а западные государства, хотя возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее.

По формационному критерию выделяют эксплуататорские типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), отличающиеся друг от друга социальной структурой, социально-классовой сущностью, экономической основой, положением эксплуатируемого класса, и неэксплуататорское социалистическое государство.

Рабовладельческие государства возникли в IX - VIII вв. до н.э. Классические формы рабовладения существовали в Древнем Риме и Древней Греции. Основные черты:

1. основные классы – рабы и рабовладельцы.

2. по своей сущности – организация политической власти класса рабовладельцев.

3. экономическая основа – частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства, в том числе на рабов.

4. рабы находятся в собственности рабовладельцев.

Феодальные государства возникли в Европе в VI - IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального государства формационная теория относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства и свободные торговые города (Венеция, Генуя, Новгород и др.). Основные черты феодального типа государства:

1. основные классы – феодалы и зависимые крестьяне.

2. по своей сущности – организация политической власти класса феодалов.

3. экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как основное средство производства и на часть урожая крестьян.

4. зависимые крестьяне находятся во владении феодалов, живут на земле феодалов, за пользование землей отдают часть урожая и безвоз. работают на него (оброк и барщина).

Буржуазные государства возникли 200-300 лет назад в результате буржуазных революций. Основные черты буржуазного типа государства:

1. основные классы – буржуазия и наемная рабочая сила.

2. по своей сущности – организация политической власти буржуазии.

3. экономическая основа – частная собственность буржуазии на основные средства производства.

4. рабочий класс юридически свободен, зависим экономически.

Первые буржуазные государства возникли 200-300 лет назад. В развитии буржуазного государства выделяют три стадии:

1. Период свободной конкуренции, когда класс буржуазии состоит из огромного количества собственников, обладающих более или менее равной собственностью. На этом этапе буржуазное государство выражает интересы этой огромной части населения.

2. Период монополистического капитализма (конец 19 – начало 20 века), когда капитал концентрируется в руках узкого круга лиц. Путем слияния промышленного, торгового и финансового капитала возникают мощные объединения – тресты, корпорации. Государство становится выразителем интересов узкого круга монополистов.

3. Период акционирования предприятий (20-30 годы 20 века), когда почти все население становится собственником в той или иной степени, практически исчезает класс пролетариата. Государство призвано обеспечивать интересы среднего класса.

С позиции марксистской подхода буржуазный тип государства наряду с рабовладельческим и феодальным является эксплуататорским. Однако капитализм на современном этапе является наиболее прогрессивным типом государства, предполагающим личную независимость работника. Капиталистические государства на современном этапе выполняют общесоциальные функции, отвечающие потребностям всего общества. В первую очередь это касается проводимой им социально-экономической политики, направленной на повышение уровня жизни общества. К таким государствам относятся современные страны Запада, существенно отличающиеся от первоначального буржуазного государства. В связи с этим в юридической науке предлагается рассматривать такой тип государства как посткапиталистический.

Социалистический тип государства представляет собой политическую организацию власти трудящихся, возглавляемую рабочим классом. Трудящиеся классы (рабочие, крестьяне, интеллигенция) юридически и экономически свободны. Экономическая основа – общенародная собственность. Марксистское учение определяет класс трудящихся как собственника основных средств производства, а социалистическое государство как временное полугосударство, которое постепенно отмирает. На практике этот тип государства себя не оправдал по следующим причинам:

1. в реальности проведенная национализация основных средств производства привела к тому, что государство в лице одной политической партии явилось единственным собственником, обладающим неограниченной властью над трудящимися массами.

2. проводимая уравниловка не привела к необходимому стимулированию роста производительности труда.

3. определенные успехи научно-технического прогресса при социализме были достигнуты за счет усиления силовых методов, что привело к массовым репрессиям.

В результате действия этих причин социалистическое государство все более становится похожим на государство восточного типа, то есть характеризуется застойностью и установлением единой государственной собственности на средства производства.

История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед. Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

2) функцию охраны частной собственности;

3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

4) фискальную (налоговую) функцию;

5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

1) создание государственного сектора в экономике;

2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

1) защиты своей территории;

2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

3) охраны мирового порядка.

Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

2) запрет на деятельность прогрессивных партий, которые защищают права и интересы рабочих;

3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

Понятие формы государства.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления - организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический режим - система средств осуществления государственной власти. В зависимости от набора средств и способов государственного властвования различают демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Исторически первым типом государства является восточное гос-во, возникшее в зонах поливного земледелия около 5 тыс. лет назад. Этот тип государства не упоминает формационная теория, поскольку азиатский способ производства хоть и упоминался К.Марксом, но не рассматривался его последователями. Основные черты восточного гос-ва:

1. приоритетное положение гос. формы собственности над частной; частная собственность хотя и существовала, но не играла такой заметной роли как в западных гос-вах.

2. общество строилось по образцу пирамиды – наверху монарх, ниже – его ближайшие советники визири, министры, чиновники, у основания пирамиды – сельскохозяйственные общинники; принадлежность человека к определенным классам определяется не его собственностью как в западных гос-вах, а реальным положением его в пирамиде власти. Мощный бюрокр. аппарат обладает всей полнотой власти в отношении общинников, в результате гос. власть приобретает характер восточной деспотии, тогда как в западных государствах развиваются разделение властей, сословно-представительные структуры, парламентаризм.

3. соотношение личности и общества характеризуется приоритетом системы подчинения личности обществу, господством традиций коллективизма, тогда как в западных государствах еще с античного периода и развиваются идеи о правах человека ценности индивидуальной свободы.

4. правовые системы не развиты, имеют религ. окраску, тогда как в западных государствах со времен античного Рима получает развитие частное право.

5. восточные государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития (например, Древний Египет практически не меняясь просуществовал около 3 тыс. лет, а Китай – 5 тыс. лет), а западные государства, хотя возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее.

По формационному критерию выделяют эксплуататорские типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), отличающиеся друг от друга социальной структурой, социально-классовой сущностью, экономической основой, положением эксплуатируемого класса, и неэксплуататорское социалистическое государство.

Рабовладельческие государства возникли в IX - VIII вв. до н.э. Классические формы рабовладения существовали в Древнем Риме и Древней Греции. Основные черты:

1. основные классы – рабы и рабовладельцы.

2. по своей сущности – организация политической власти класса рабовладельцев.

3. экономическая основа – частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства, в том числе на рабов.

4. рабы находятся в собственности рабовладельцев.

Феодальные государства возникли в Европе в VI - IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального государства формационная теория относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства и свободные торговые города (Венеция, Генуя, Новгород и др.). Основные черты феодального типа государства:

1. основные классы – феодалы и зависимые крестьяне.

2. по своей сущности – организация политической власти класса феодалов.

3. экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как основное средство производства и на часть урожая крестьян.

4. зависимые крестьяне находятся во владении феодалов, живут на земле феодалов, за пользование землей отдают часть урожая и безвоз. работают на него (оброк и барщина).

Буржуазные государства возникли 200-300 лет назад в результате буржуазных революций. Основные черты буржуазного типа государства:

1. основные классы – буржуазия и наемная рабочая сила.

2. по своей сущности – организация политической власти буржуазии.

3. экономическая основа – частная собственность буржуазии на основные средства производства.

4. рабочий класс юридически свободен, зависим экономически.

Первые буржуазные государства возникли 200-300 лет назад. В развитии буржуазного государства выделяют три стадии:

1. Период свободной конкуренции, когда класс буржуазии состоит из огромного количества собственников, обладающих более или менее равной собственностью. На этом этапе буржуазное государство выражает интересы этой огромной части населения.

2. Период монополистического капитализма (конец 19 – начало 20 века), когда капитал концентрируется в руках узкого круга лиц. Путем слияния промышленного, торгового и финансового капитала возникают мощные объединения – тресты, корпорации. Государство становится выразителем интересов узкого круга монополистов.

3. Период акционирования предприятий (20-30 годы 20 века), когда почти все население становится собственником в той или иной степени, практически исчезает класс пролетариата. Государство призвано обеспечивать интересы среднего класса.

С позиции марксистской подхода буржуазный тип государства наряду с рабовладельческим и феодальным является эксплуататорским. Однако капитализм на современном этапе является наиболее прогрессивным типом государства, предполагающим личную независимость работника. Капиталистические государства на современном этапе выполняют общесоциальные функции, отвечающие потребностям всего общества. В первую очередь это касается проводимой им социально-экономической политики, направленной на повышение уровня жизни общества. К таким государствам относятся современные страны Запада, существенно отличающиеся от первоначального буржуазного государства. В связи с этим в юридической науке предлагается рассматривать такой тип государства как посткапиталистический.

Социалистический тип государства представляет собой политическую организацию власти трудящихся, возглавляемую рабочим классом. Трудящиеся классы (рабочие, крестьяне, интеллигенция) юридически и экономически свободны. Экономическая основа – общенародная собственность. Марксистское учение определяет класс трудящихся как собственника основных средств производства, а социалистическое государство как временное полугосударство, которое постепенно отмирает. На практике этот тип государства себя не оправдал по следующим причинам:

1. в реальности проведенная национализация основных средств производства привела к тому, что государство в лице одной политической партии явилось единственным собственником, обладающим неограниченной властью над трудящимися массами.

2. проводимая уравниловка не привела к необходимому стимулированию роста производительности труда.

3. определенные успехи научно-технического прогресса при социализме были достигнуты за счет усиления силовых методов, что привело к массовым репрессиям.

В результате действия этих причин социалистическое государство все более становится похожим на государство восточного типа, то есть характеризуется застойностью и установлением единой государственной собственности на средства производства.

Основа феодального способа производства - собственность феодала на главное средство производства - землю. Крестьяне находились в зависимости от феодала, но в отличие от рабов, они были в неполной собственности у помещика.

Сущность феодального государства выражалась в защите интересов класса феодалов.

Функции феодального государства - как и у рабовладельческого, сохраняется функция подавления сопротивления эксплуатируемых классов, функция охраны собственности, идеологическая функция, обороны страны, ведения захватнических войн.

Аппарат феодального государства.

На этапе раннефеодальной монархии: князь, его окружение, дружина.

На этапе сословно представительной монархии появляются различные специальные органы: сословно-представительные, финансовые, полицейские, судебные и т.п.

В период абсолютизма имеет место разрастание и усложнение государственного аппарата.

Форма феодального государства.

Монархии (раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная) и аристократические республики (города-государства).

Этапы развития буржуазного государства

Буржуазное государство

Экономическую основу буржуазного государства составляют

капиталистическая собственность на основные средства производства, свободная конкуренция, использование наемной рабочей силы.

Сущность буржуазного государства

На первом этапе государство буржуазного типа защищало интересы буржуазного класса в целом (диктатура всего класса буржуазии).

На втором этапе сущностью монополистического (империалистического) государства является защита интересов уже не всего класса буржуазии, а лишь его верхушки - финансовой олигархии.

На третьем этапе развития буржуазного государства - размывание классовой сущности. Сущность буржуазных государств находящихся на третьем этапе развития меняется в сторону расширения социальной базы.

Функции буржуазного государства

На первом этапе.

охрана буржуазной частной собственности, поддержание условий эксплуатации трудящихся масс;

регулирование внутриклассовых отношений, исполнение общих дел.

оборона страны, захват чужих территорий, поддержание отношений с другими государствами.

На втором (империалистическом) этапе.

экономическая, функция поддержания условий эксплуатации трудящихся, подавления их сопротивления, захвата чужих территорий и другие.

На третьем этапе (постимпериалистическом), когда улучшается условия жизни большей части населения на первый план выдвигаются задачи развития личности, ее способностей, обеспечения разнообразного досуга. Возрастает значимость функций обеспечения народовластия, охраны общественного и правового порядка, социальной поддержки населения, экологической, обороны страны, поддержания дипломатических и иных отношений с другими государствами, обеспечения мирового порядка.

буржуазного государства

По форме правления - монархические (парламентарные или конституционные) и республиканские (президентские и парламентарные).

По форме государственного устройства - унитарные, федеративные и конфедеративные.

По политическому режиму - антидемократические, демократические и либеральные.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: