Экономическое и политическое объединение 27 европейских государств какой договор

Обновлено: 23.04.2024

Европейский союз (Евросоюз, ЕС; European Union, EU) - крупнейшее экономико-политическое объединение европейских стран. Его предшественником было Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), основанное в 1951 г. по инициативе Франции шестью европейскими странами (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия). Основными задачами объединения были создание общего рынка для модернизации промышленности и решения проблем занятости в угольной и металлургической отраслях. В 1952 г. был создан парламент ЕОУС (с 1962 г. называется Европейским парламентом) и суд (с 1993 г. - Суд ЕС). 25 марта 1957 г. члены ЕОУС заключили в Риме договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. возникла новая структура - Европейские сообщества, которая объединила руководящие органы ЕОУС, ЕЭС и Евратома. В 1974 г. создан высший руководящий орган - Европейский совет на уровне глав государств и правительств.

В 1992 г. подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтские соглашения). Цель этого документа - создание экономического и валютного союза, а также переход к общей внешней политике и политике безопасности. С вступлением в силу этого документа, 1 ноября 1993 г. организация получила нынешнее название - Европейский союз.

С 1995 г. действуют Шенгенские соглашения (подписаны в 1985 и 1990 гг.), предусматривающие отмену визового контроля на внутренних границах большинства стран ЕС. Сегодня в шенгенской зоне 26 стран: 22 страны-члены ЕС (все, кроме Великобритании, Ирландии, Кипра, Болгарии, Румынии и Хорватии) и 4 страны - не члены ЕС (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).

В 1998 г. создан Европейский центральный банк, основная задача которого - выработка и осуществление единой валютной политики союза.

В 1999 г. введена в безналичное обращение европейская валюта - евро, в том же году создан Экономический и валютный союз. С 2002 г. евро находится в наличном обращении, в настоящее время эта валюта употребляется в 18 странах.

В декабре 2007 г. был принят Лиссабонский договор (вступил в силу 1 декабря 2009 г.), согласно которому ЕС получил право координировать экономическую политику стран-членов еврозоны и проводить единую энергетическую политику. Граждане стран-членов союза в дополнение к своему гражданству получили гражданство Европейского союза. Новый договор предусматривает возможность выхода из организации, а также реформу руководящих органов. Так, в 2009 г. был введен пост председателя Европейского совета (высшего политического органа ЕС). Председатель избирается главами всех стран союза на 2,5 года, он представляет ЕС на международных встречах. В настоящее время эту должность занимает Херман Ван Ромпёй (Бельгия). С января 2011 г. функционирует Служба внешнего действия ЕС (МИД ЕС).

Функции исполнительной и законодательной власти осуществляет Совет ЕС (пост председателя занимают государства в течение 6 месяцев в порядке ротации). Роль правительства выполняет Европейская комиссия, а законодательным органом является Европейский парламент.

Большинство институтов ЕС расположено в Брюсселе, однако некоторые органы проводят заседания в Люксембурге и Страсбурге. Все материалы и документы ЕС переводятся на 23 рабочих языка.

В истории Европейского союза было семь расширений - первое в 1973 г., когда его членами стали Великобритания, Дания и Ирландия, и последнее в 2013 г., когда присоединилась Хорватия. Сегодня организация насчитывает 28 членов.

В 2012 г. ЕС был удостоен Нобелевской премия мира "за шесть десятилетий усилий по продвижению дела мира, примирения, демократии и прав человека в Европе"./ТАСС-ДОСЬЕ/.

Административное здание, в котором был подписан Маастрихтский договор

Двадцать лет назад, 7 февраля 1992 года, в городе Маастрихт был подписан документ, положивший начало Европейскому союзу.

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) – подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды) документ, положивший начало Европейскому союзу (European Union).

Маастрихтский договор был призван содействовать превращению Европейского сообщества (European Community) в политический, а затем – в экономический и валютный союз.

В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве были включены разделы о внешней политике и правосудии, что означало формирование трех опор ЕС:

– экономический и валютный союз (ЭВС);
– общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ);
– сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

– темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
– процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документом предусматрено создание Европейского центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот. Его дополняет Европейская система центральных банков стран-членов, которые вместе с ЕЦБ занимаются выпуском европейских денег.

Маастрихтский договор существенно расширил права Европарламента, который теперь может участвовать в принятии законодательства ЕС, утверждать состав Европейской Комиссии, формулировать позицию по важнейшим международным договорам. В Маастрихте Европарламент получил и другие полномочия. Например, право требовать от Европейской Комиссии выработки новых законодательных актов, а также создавать европарламентские комиссии для расследования случаев нарушения правовых актов ЕС и злоупотребления полномочиями.

Договор устанавливал гражданство Союза. Это означает, что каждый гражданин государства – члена ЕС является гражданином Союза и имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств – членов ЕС в соответствии с положениями Договора.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Во Франции в поддержку Маастрихтского договора высказалось лишь незначительное большинство граждан (51,05%). В Дании референдум дал отрицательный результат. Для обеспечения положительного результата при повторном голосовании Европейский Совет пошел на уступки и в соответствии с особым протоколом закрепил право Дании отказаться от полномасштабного участия в создании Экономического и валютного союза, а также сохранить статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной политики. Подтвердила свою "особую позицию" в отношении европейской интеграции и Великобритания. Для положительного голосования в Палате общин британскому правительству пришлось пригрозить оппозиции досрочными выборами.

В тех странах, где для ратификации договора было необходимо лишь решение парламента (в Италии, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии и Люксембурге), эта процедура не вызвала затруднений. Лишь в Германии после одобрения Маастрихтского договора бундестагом и бундесратом понадобилось дополнительное решение Конституционного суда о правомерности делегирования части полномочий национального парламента европейским органам.

В целом ратификация Маастрихтского договора потребовала свыше полутора лет.
Официально договор вступил в силу 1 ноября 1993 года. Членами Европейского cоюза стали Бельгия, Великобритания. Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

На 2012 год членами Европейского союза являются 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЗЕС (Western European Union, WEU) – военно-политический союз европейских государств.

Создан на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанном 17 марта 1948 в Брюсселе Великобританией, Францией и странами Бенилюкса (Западный Союз). Причиной подписания договора стало начавшееся противостояние с Советским Союзом. Западноевропейские государства посчитали необходимым принять меры по укреплению собственного оборонного потенциала. Такой шаг диктовался также стремлением гарантировать выполнение Германией условий капитуляции, а затем и интеграции образованного в 1949 государства ФРГ в западную сферу влияния. Договор предусматривал автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран-участниц. Державы, подписавшие Брюссельский договор, пригласили присоединиться Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию.

С самого начала военно-политического сотрудничества западноевропейских государств, проявились две альтернативные стратегии развития, остающиеся актуальными и по сегодняшний день. Великобритания выступала за тесное сотрудничество с США в деле обеспечения военной безопасности Западной Европы в рамках НАТО, в то время как Франция отстаивала идею более независимой от Америки европейской составляющей обороны.

Необходимость интеграции в военно-политическое евроатлантическое сотрудничество ФРГ и начало процесса западноевропейской интеграции привели к трансформации Западного союза в Западноевропейский союз (1954) с включением в его состав ФРГ и Италии.

В период «холодной войны» роль ЗЕС сводилась к содействию регулярному политическому диалогу среди европейских членов НАТО, в рамках которого разрешались некоторые проблемы взаимоотношений стран, например – разрешение проблемы Саара в 1950-х. ЗЕС также являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Однако в связи с тем, что 10 членов ЗЕС одновременно входили и в НАТО, а также вследствие отсутствия собственной полноценной военной структуры, существование Западноевропейского союза носило, в известной степени, символический характер.

В 1980-х возросший международный политический вес Европейских Сообществ побудил принять решение о «реанимации» деятельности Западноевропейского союза. Римская декларация 1984 провозгласила его «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. Ограниченный контингент европейских стран под флагом ЗЕС принимал участие в управлении операциями по разминированию в Персидском заливе в конце 1980-х, эмбарго Югославии в Адриатике и на Дунае в 1992–1996, операциях по предотвращению кризиса в Косово в 1998–1999.

С подписанием Амстердамского договора ЕС и началом Общей внешней политики и политики безопасности, функции ЗЕС постепенно перешли к Европейскому Союзу, несмотря на то, что формально договор о ЗЕС истекает в 2004.

Подобная трансформация ЗЕС стала возможной в результате отказа Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского политического сотрудничества, что положило начало Европейской политике безопасности и обороны ЕС.

Окончательное решение о передаче Евросоюзу большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001. Согласно этому документу, ЗЕС фактически прекращал свою деятельность как оперативная организация. Структуры ЗЕС должны были перейти полностью в распоряжение ЕС, чтобы придать военной организации политический вес. Предполагалось ввести в ЗЕС централизованное командование с новыми полномочиями и новой, единой концепцией европейской обороны. Это должно было сделать его сильной оборонительной организацией, способной выполнять функции гаранта стабильности в Европе. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002.

Вместе с тем, номинально ЗЕС сохраняется в качестве отдельного института, компетенции которого сводятся к обеспечению взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии (статья об автоматическом применении коллективной обороны) и ежегодному докладу Совета этой организации парламентской Ассамблее ЗЕС. Очевидно, такая неопределенность в статусе ЗЕС сохранится до формального истечения срока договора в 2004.

Стратегия ЕС, направленная на создание собственных военных институтов, перекликается с позицией России в вопросе построения многополярного мира. В середине 1990-х был выдвинут ряд инициатив по сотрудничеству между РФ и ЗЕС (предоставление российских космических снимков спутниковому центру ЗЕС, соглашение о предоставлении российской транспортной авиации ЗЕС для осуществления гуманитарных и спасательных операций, операций по поддержанию мира, разработка совместных международно-правовых проблем, развитие межпарламентских связей и т.д.). Степень сотрудничества с этой организацией будет во многом зависеть от темпов и направления военно-политической интеграции ЕС.

В состав ЗЕС входят следующие государства:

– 10 полноправных членов (Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ);

– 6 ассоциированных членов, входящих в НАТО, но не входящих в ЕС (Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия);

– 5 наблюдателей, входящих в ЕС, но не входящих в НАТО (Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция);

– 7 ассоциированных партнеров – государства Центральной и Восточной Европы (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония).

К ак войти в Евросоюз и как из него выйти? Почему не во все страны ЕС можно поехать с «шенгеном»? Кто решает, какой будет европейская политика в отношении России? Как отличить Совет ЕС от Европейского совета? Европейское объединение угля и стали — прообраз нынешнего Евросоюза — появилось еще в 1951 году, но до сих пор не каждый гражданин ЕС, и уж тем более иностранец, сможет быстро ответить на эти вопросы.

Поэтому в рамках совместного проекта с представительством ЕС в России «Окно в Европу» «Ъ» подготовил «шпаргалку», рассказывающую о семи институтах Евросоюза (Еврокомиссия, Евросовет, Европарламент, Совет ЕС, Суд ЕС, Центральный банк и Счетная палата), а также о внешней политике ЕС, его истории, символике и перспективах расширения. Только самое важное.

Золото на голубом

Европейский союз — организация, которая объединяет 27 европейских стран. И хотя это политическое образование не является государством, у него все равно есть ряд характерных для современных стран признаков, включая уникальную символику.

На флаге Европейского союза изображено 12 золотых звезд, расположенных как цифры на циферблате, на синем фоне. Сначала этот флаг придумали для Совета Европы (эта организация не имеет непосредственного отношения к Европейскому союзу), но с 1985 он года был выбран для представления «Европейских сообществ» (предшественник нынешнего ЕС). Круговое расположение звезд должно символизировать единство, солидарность и гармонию, а синий фон — западный мир.

Официальное объяснение числа звезд на флаге гласит, что «число 12 традиционно символизирует завершенность и единство» (можно вспомнить 12 знаков зодиака, месяцев в году, полутонов в октаве, апостолов). Однако существуют и другие интерпретации. Так, создатель флага Арсен Хейц рассказывал о влиянии христианства на создание символа, поскольку в западной традиции Дева Мария изображается с нимбом из 12 звезд. Но с количеством число звезд никак не связано.

flag of european union

Гимн ЕС — инструментальная версия «Оды к радости» Людвига ван Бетховена (часть симфонии), написанная им на стихотворение Фридриха Шиллера. Гимн символизирует «европейские идеалы свободы, мира и солидарности». Официальные инструментальные аранжировки к гимну написал один из самых известных европейских дирижеров Герберт фон Караян.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

«Причина этого выбора — текст „Оды к радости“, где говорится о единении и братстве всех людей и народов. Кроме того, эта музыка довольно простая, популярная и запоминающаяся».

«Единство в многообразии» — официально принятый в 2000 году девиз Европейского союза. Он символизирует многообразие европейских культур и наций, а также общую цель — достижение мира и процветания.

Английский язык — современный lingua franca — также является одним из самых распространенных языков Евросоюза. Однако его доминирующее положение в свое время натолкнулось на мощную критику: слоганом оппозиции было высказывание «Европейский союз — это Вавилонская башня, а не Лондонский Тауэр».

Как превращалась сталь

14 мая 1872 года германский канцлер Отто фон Бисмарк в речи перед Рейхстагом заявил: «Любой, кто произносит „Европа“, неправ. Это всего лишь географическое название». А имевший множество фавориток король Франции Людовик XIV однажды в частной беседе сказал, что он «скорее объединит Европу, чем сможет помирить двух женщин».

Ни , ни «железный канцлер», очевидно, не верили в возможность мира и гармонии в регионе. И неудивительно, ведь история Европы вплоть до середины ХХ века полна войн и распрей между близкими соседями. После двух разрушительных мировых войн, под угрозой экономического коллапса лидеры западноевропейских стран попытались поставить на защиту политики экономику, так перестроив потоки в регионе, чтобы новая война была невозможна. Так Старый Свет встал на путь постепенной интеграции — от экономической к политической, от Европейского объединения угля и стали к Европейскому союзу.

9 мая 1950 года считается днем создания европейского интеграционного проекта «День Европы»: в этот день министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией (так называемый план Шумана), в которой призвал Германию объединить производства угля и стали двух стран под руководством единого наднационального органа, а также подготовить создание экономического сообщества. Этот документ был разработан генеральным комиссаром по вопросам планирования Франции Жаном Монне. Вместе с Робером Шуманом их нередко называют Европы.

«…Французское правительство предлагает предпринять немедленные действия на одном ограниченном, но решающем направлении. Оно предлагает, чтобы производство угля и стали в целом было помещено под контроль общего высшего руководящего органа в рамках организации, открытой для участия других стран Европы.

Объединение производства угля и стали должно незамедлительно привести к созданию общих основ экономического развития как первого шага к федеративной Европе…»

Рождение Евросоюза: ФРГ, Франция и Италия объединились, чтобы сдерживать СССР

70 лет назад, 18 апреля 1951 года, шесть стран Западной Европы — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург — подписали соглашение о совместном управлении частью своих экономик: угольной, металлургической и железорудной отраслями. Над национальными правительствами впервые в истории создавалась административная инстанция, наделенная правом принимать решения, обязательные для всех. Появление Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) приветствовали американцы, первыми открывшие при нем свое представительство. Для СССР старт евроинтеграции был сродни поражению: Кремль стремился к созданию единой Германии, которая бы не входила ни в один из блоков. В 1954 году из Москвы нанесли ответный удар: благодаря усилиям коммунистов и сторонников Шарля де Голля проект учреждения европейской армии заблокировала Национальная ассамблея Франции. Лишенный собственных вооруженных сил Евросоюз размышляет об их формировании до сих пор.

Принуждение к интеграции

Идея Единой Европы, жившая в умах начиная со Средневековья, встретила 1945 год не в лучших обстоятельствах. Во время войны интеграцию Старого Света под главенством Германии пропагандировали нацисты. Еще в начале 1930-х сторонником "Соединенных Штатов Европы" объявил себя Грегор Штрассер — нацистский трибун и главарь, впоследствии убитый с согласия Гитлера. Избавившись от конкурента, фюрер осуществил тесный союз стран континента грубой силой, вызвав в умах европейцев вовсе не желание продолжать партнерство с Германией, а, наоборот, при первом случае поквитаться с ней.

Другого мнения придерживались американцы. В 1948 году по их призыву была создана Европейская организация экономического сотрудничества, распределявшая помощь странам Старого Света по Плану Маршалла. Финансовая подпитка из США (суть программы сводилась к этому) налагала обязательства на получателей денег. Приняв их, Франция и Италия вывели коммунистов из своих правительств и по предложению из Вашингтона задумались об объединении усилий в начинавшейся холодной войне.

На ее заре нет острее вопроса, чем немецкий, и по нему три подхода вступают в столкновение между собой. СССР стремится к единой, но нейтральной Германии, Франция хочет любой ценой ослабить исторического врага, а США не имеют ничего против раздельного существования немецких земель, но при условии: западная часть бывшего рейха получит право вооружиться вновь и как можно быстрее, чтобы помешать продвижению коммунизма к Атлантике. Американский подход торжествует, пока Париж, зависимый от денег Вашингтона, вынужден идти на уступки. Франция боится быстрого восстановления Германии, но не в силах сказать Соединенным Штатам нет.

Париж ищет выход и находит его

В этих условиях идея европейского единства впервые обретает очертания. Выходец с востока Франции министр иностранных дел Робер Шуман предлагает способ ограничить немецкий суверенитет, не помешав при этом планам США. Суть задумки — формирование надзорного органа, поставленного следить за производством немцами угля и стали. Чтобы институцию не упразднили с течением времени, решено придать ей форму союза. Французы, немцы, итальянцы, бельгийцы, нидерландцы и люксембуржцы получают право взаимного контроля через посредство тут же формируемой бюрократии. Начинаются переговоры. За — сторонники ориентации на США. Против — националисты, коммунисты, левые социалисты и. крупный бизнес. Боссы французской металлургии считают немцев своими конкурентами и поначалу даже слышать не хотят об общем экономическом пространстве — одном на всех.


Трудности в достижении договоренностей объясняют, почему между первым оглашением проекта 9 мая 1950-го и подписанием конвенции 18 апреля 1951-го прошел почти год. За это время Шуман укрепляет дружеские связи с партнерами за рубежом: канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром и премьером Италии Альчиде де Гаспери. Их тактический альянс получает неожиданное преломление. Все трое — выходцы из пограничных территорий со смешанным населением и потому изначально расположены к идее единой Европы. И в то же время все — практикующие католики. Религиозный фактор, позднее изгнанный из жизни Евросоюза, играет роль на этапе его возникновения. "Черное", или "ватиканское" трио политиков воплощает ценности Старого Света — такими, какими они представляются в 1951 году. И даже флаг Европы, утвержденный в 1955 -м, несет на себе отпечаток католицизма, поскольку повторяет очертания популярного в иконографии этой религии нимба из 12 звезд.

По мере переговоров французы все больше укрепляются в мысли, что европейское объединение может стать козырем для их страны. Логика рассуждений проста: потерпев поражение в двух войнах, Западная Германия сможет взять на себя роль экономического мотора Старого Света, но претендовать на политическое лидерство в нем не осмелится. Это чувствуют и сами немцы. Намечавшийся альянс ничто не мешает сделать не вполне равным. По этому плану Париж, с выгодой используя хозяйственные успехи союзника, может получить право говорить от общего имени. Во Франции растут ожидания, что именно евроинтеграция способна вернуть ей положение великой державы, тем более что в начале 1950-х финансовая зависимость от Соединенных Штатов и неудачи на затяжной Вьетнамской войне набивают оскомину. Парижу не хватает собственных сил — так почему бы, если представится такая возможность, не опереться на немецкий ресурс?


Война с русскими?

Положение дел на переговорах по европейской интеграции существенно меняется дважды: в 1950 и в 1953 годах. Начатая Ким Ир Сеном война в Корее обостряет интерес к перевооружению Германии, принимающий опасный ультимативный характер. Подогревая панику, Вашингтон настаивает, что после наступления в Азии коммунисты отважатся развязать войну и в Европе. Перед лицом этой угрозы американцы требуют перевооружить немцев. Представленный Францией план Вашингтон не одобряет. Белому дому не нравится предложение сформировать карликовые немецкие отряды, подчинив их целиком и полностью иностранцам: такая "немецкая армия" может оказаться небоеспособна.

Идея придать восстановлению вермахта иное направление вызывает в Париже кипение страстей. Ветераны Сопротивления, французские коммунисты, патриоты-сторонники генерала де Голля и многие даже среди умеренных социалистов — против. Давление Вашингтона не приносит результата. Но все равно продолжается. Взвесив все за и против, Белый дом не видит другого выбора. Результаты голосований не оставляют сомнений: каждый четвертый француз в начале 1950-х — за коммунистов. Положиться на Четвертую республику в случае войны американцы не могут, зато выборы в ФРГ показывают: тамошнее население чрезвычайно недоброжелательно относится как к крайне левым, так и к СССР.

Когда напряжение достигает пика, новость из Москвы приносит разрядку. 5 марта 1953 года умирает Сталин. Сменивший его Георгий Маленков выдвигает концепцию мирного сосуществования стран социализма и капитализма. Корейская война вскоре подходит к концу. Вместе с ней слабеет интерес к перевооружению ФРГ. К этому времени уже создан проект Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) — по сути, совместной армии. Но 30 августа 1954 года французские депутаты, коммунисты и голлисты коллективными усилиями блокируют его.

Приключения Европы

То, что в Москве первоначально рассматривали как победу, на деле обернулось весомым поражением, растянувшимся во времени. В том же 1954 году западные столицы приходят к консенсусу по вопросам обороны. Еще в 1949 году с подачи США создан блок НАТО, но без участия немцев. В октябре 1954 года они присоединяются к нему.

Для только стартовавшего проекта евроинтеграции это решение сродни заложенной бомбе. Сближаясь экономически и политически, европейцы обречены теперь оставаться перед непреодолимым препятствием. Они зависимы военно: защита Старого Света объявляется прерогативой НАТО, в котором преобладают американцы. Собственных вооруженных сил у европейцев нет.

Вскоре эта слабость выходит наружу. В 1956-м Франция и Великобритания терпят поражение. Обе державы, полагаясь только на свои силы, пробуют вооруженным путем помешать национализации Суэцкого канала Египтом, но сопротивление и СССР, и США заставляет их отступить. Нежелание американцев помочь европейцам Париж воспринимает как пощечину и делает выводы. Евроинтеграцию решают усилить: чтобы иметь вес в мировой политике, французы делают ставку на немецкую помощь. 1957-й — год нового сближения европейских стран, завершившегося подписанием Римских соглашений о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества атомной энергии. Дальнейшее укрепление структур объединяющейся Европы становится делом времени.

Спустя 70 лет после начала интеграции дают о себе знать и сильные, и слабые стороны ее первоначальных проектов. Как и в 1950-е, Франция остается самой заинтересованной стороной: страх меньших европейских стран перед немецким лидерством оставляет Парижу надежды на теневое преобладание в ЕС. Сбываться они не спешат: не имея ярких внешнеполитических амбиций, Берлин не видит для себя особенного смысла в усилении интеграции, которую предпочитает вести медленно или спускать на тормозах, экономить на ней. Отсутствие таможенных барьеров, обеспеченное еще первыми соглашениями по интеграции, создало, как и надеялись отцы-основатели Европы, огромный и емкий рынок, способный формировать собственные правила и утверждать их в международном масштабе даже в условиях, когда влияние каждой из европейских стран по отдельности продолжает слабеть. Такое объединение усилий — несомненное достижение евроинтеграции. И все же Евросоюз остается политическим карликом, поскольку собственных вооруженных сил у него как не было, так и нет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: