Эффективное правосудие по гражданским делам это соответствие правосудия

Обновлено: 17.04.2024

Правосудие по гражданским делам в самом общем виде можно определить как деятельность суда общей юрисдикции или арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством, которое устанавливает и сам порядок судопроизводства.

Цель защиты прав, свобод и законных интересов обычно достигается посредством рассмотрения и разрешения дела по существу, однако каждый этап процессуальной деятельности суда направлен в конечном счете на ее обеспечение. Причем при совершении любого процессуального действия в рамках последовательной процессуальной деятельности суд всегда действует как орган государственной (судебной) власти, как орган правосудия. Таким образом, правосудие по конкретным гражданским делам при соблюдении гражданской или арбитражной процессуальной формы осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, когда они в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в любом из видов производств, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

К сфере правосудия относятся и производства по пересмотру дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Правосудием является также разрешение судом вопросов, возникающих при исполнении судебных постановлений и актов иных органов.

О понятиях «гражданский процесс», «арбитражный процесс» и гражданское судопроизводство».

Защита гражданских прав в Российской Федерации осуществляется в установленном порядке судами общей юрисдикции, а также арбитражными, третейскими судами, профсоюзными и иными общественными организациями, административными органами. Однако лишь защита интересов различных субъектов судебными органами признается правосудием, которое существенно отличается от иных форм защиты нарушенных прав.

Здесь уместно сказать о соотношении понятий "гражданский процесс" и "гражданское судопроизводство", которые нередко рассматриваются в качестве синонимов. Вместе с тем Конституция РФ, определяя формы (виды) правосудия, назвала конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство (ч. 2 ст. 118). Очевидно, что под гражданским судопроизводством понимается рассмотрение и разрешение дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Следовательно, можно говорить о том, что понятие гражданского судопроизводства шире гражданского процесса, объединяя в себе и гражданский, и арбитражный процессы. Вместе с тем вновь принятый ГПК, определяя задачи гражданского судопроизводства, имеет в виду лишь деятельность судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия по гражданским делам. В свою очередь, АПК не говорит о задачах гражданского судопроизводства.

Порядок производства по гражданским делам во всех общих судах РФ определяется ГПК. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, земельные и трудовые споры. Гражданский процесс является одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по осуществлению правосудия.

Понятие гражданского процесса определяется в науке по-разному. Одни ученые полагают, что это порядок осуществления правосудия по гражданским делам. Другие считают, что гражданский процесс - это урегулированная гражданско-процессуальным правом деятельность суда и других субъектов гражданского процесса, а также исполнительное производство. Третьи определяют процесс как одно сложное правоотношение либо как совокупность правоотношений, возникающих при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Четвертые рассматривают гражданский процесс как деятельность и связанные с ней правовые отношения суда и других участников процесса. Наконец, пятые понимают под гражданским процессом единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы.

Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимате- лей, а в некоторых случаях — и иных лиц.

Вполне возможно также охарактеризовать арбитражный процесс как определяемое нормами арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессе предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из административных правоотношений.

Взаимосвязь актуальных проблем гражданского судопроизводства с эффективностью правосудия.

Для надлежащей защиты прав и свобод судопроизводство должно быть эффективным, обязанность сделать его таковым по каждому конкретному делу лежит на суде. Однако без сторон и других участвующих в деле лиц судебный процесс невозможен; обладая широким комплексом диспозитивных правомочий по распоряжению предметом спора и процессуальными средствами его защиты, они также в состоянии влиять на ход гражданского судопроизводства. Активность названных субъектов при реализации предоставленных им законом процессуальных прав способно не только облегчить суду выполнение стоящих перед ним задач, но и скорректировать поведение самого суда, если оно не отвечает требованиям эффективного судопроизводства, а при необходимости добиться отмены или изменения неправосудного судебного акта.

как нормативная модель судопроизводства, так и осуществляемый по этой модели судебный процесс должны быть оптимальными с позиции социальных потребностей и интересов в эффективной судебной защите прав, в гармонизации общественных отношений на основе верховенства права. Как отмечается в литературе, оптимальность судопроизводства - это создание такого механизма рассмотрения и разрешения судебного дела, который предоставляет выбор наилучшего пути достижения задач и целей правосудия.

наряду с правильным рассмотрением и разрешением гражданского дела, закон выделяет и правильное разрешение дела по существу, когда по нему были допущены формальные нарушения нормативных предписаний. Они могут рассматриваться в качестве таковых лишь постольку, поскольку неправильность отдельных процессуальных действий (бездействия) суда не создали существенных препятствий для достижения конечных целей судопроизводства. Следовательно, конечные цели судопроизводства должны выступать в данном случае в роли критериев, определяющих существенность нарушения требований законодательства.

Вместе с тем любые отступления от нормативных предписаний при рассмотрении и разрешении дела снижают гарантии судебной защиты прав. Каждая норма права самоценна в том смысле, что содержит правило о должном или возможном поведении субъекта судопроизводства в конкретной ситуации, определяя оптимальное содержание процессуальной деятельности, в конечном счете направленной на достижение общих задач и целей правосудия. Степень эффективности судопроизводства при наличии нарушений будет ниже, даже если они не повлияли на правильность разрешения дела по существу. Особенно негативно они влияют на достижение факультативных целей правосудия, поскольку нарушение закона несовместимо с укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, формированием уважительного отношения к закону и суду.

Более серьезно страдает эффективность судопроизводства при существенном нарушении судом правовых требований при рассмотрении и разрешении дела. Неправильное разрешение дела по существу вообще несовместимо с правосудием, поскольку искажает его суть, вступает в противоречие с конечными целями судопроизводства. Своевременное устранение судебной ошибки обеспечивает их достижение, но эффективность правосудия в данном случае существенно снижается, поскольку отодвигается вступление решения в законную силу, а ошибочная деятельность суда отрицательно влияет на авторитет судебной власти, состояние законности и правопорядка.

Отрицательно влияет на эффективность судопроизводства и несвоевременность рассмотрения и разрешения гражданского дела, поскольку это нередко обесценивает защищаемое субъективное право, а иногда приводит и к утрате самой возможности его защиты. Не случайно в п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на судопроизводство в разумный срок рассматривается как необходимое условие реализации права на справедливое судебное разбирательство.

Общая характеристика эффективности гражданского судопроизводства

Эффективность гражданского судопроизводства — это достижение справедливого, обоснованного и законного разрешения дела судом с минимальными организационными и материальными затратами в установленный законодательством срок.

Верховный Суд РФ использует критерии эффективности судопроизводства для оценки и анализа работы нижестоящих судов в процессе проверки обоснованности и законности судебных актов. Достижение цели правосудия используется в качестве показателя для анализа качества судебной деятельности судами проверочных инстанций.

С 2014 года в РФ последовательно реализуется судебная реформа, основными задачами которой являются модернизация и дальнейшее развитие правосудия, повышение его качества, обеспечение высокого уровня доверия гражданского общества к суду, правовой защищенности организаций и граждан.

Результативность правовой деятельности определяет цель. Эффективность норм процессуального права — это свойство, характерное для всей системы норм, осуществление которых обеспечивает достижение целей судопроизводства. Эффективность совокупности процессуальных норм — это свойство действия оптимально выстроенных систем.

При рассмотрении дел суды все чаще обращаются к категории эффективности, оценивают через нее качество деятельности судов, формулируют подходы, обеспечивающие эффективное судебное разбирательство. Эффективность судопроизводства охватывает несколько базовых элементов:

  • обращение в суд;
  • регламент рассмотрения дела;
  • решение суда;
  • проверочные производства (результат реализации процессуальных норм).

К каждому из элементов могут быть применены различного рода критерии, определяющие достижение целей защиты и обвинения с минимальными издержками.

Критерии эффективности судопроизводства

Критерий эффективности — это мера результативности целенаправленного воздействия, индикатор, использование которого позволяет оценить степень достижения цели.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка эффективности судопроизводства производится посредством ряда критериев, характеризующих:

  • вынесение судами законных и обоснованных решений;
  • обеспечение органами суда прав лиц, принимающих участие в гражданском производстве;
  • обеспечение судами социально полезных, указанных в законе результатов.

Критерии эффективности судопроизводства являются средствами управления соответствующими системами, позволяют определить и структурировать цели, подобрать оптимальные процессуальные средства их достижения.

Значение критериев эффективности:

  • определение направлений повышения экономичности и результативности судопроизводства;
  • реализация функции рационального выбора, осуществляемая сравнением альтернатив в пользу наиболее эффективной;
  • выбор средств защиты права.

Необходимость подбора критериев определяется потребностью изучения социальной эффективности правовой деятельности.

Об эффективности системы судопроизводства судят по следующим факторам:

  • общие цели системы;
  • набор процессуальных действий, регламентированный законом;
  • степень достижения целей;
  • регулирующее воздействие на систему, ориентированное на рост ее эффективности.

Совокупный анализ факторов позволяет сформулировать выводы об эффективности системы судопроизводства. Критерием эффективности гражданского судопроизводства является степень достижения целей, установленных законом. Эффективность включает оптимальность, экономичность, характеризующую достижение целей с минимальными издержками. Критерием эффективности судебной деятельности выступает степень ее экономичности, достижения результата судопроизводства с оптимальными издержками.

Критерии эффективности судопроизводства:

  • степень достижения главной цели — эффективной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, применение к отношениям сторон правовых норм. соотнесение с достигнутыми результатами и издержками судебных производств;
  • достижение цели справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок;
  • степень достижения целей укрепления законности, формирование уважительного отношения к суду и закону, предупреждение правонарушений, обеспечение доступности правосудия в сфере экономической деятельности, содействие развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота;
  • степень экономичности процессуальной формы правосудия по гражданским делам, оптимальный уровень издержек достижения результата судопроизводства.

Показатели эффективности гражданского судопроизводства

Анализ качественных характеристик гражданского судопроизводства, измерение количественных параметров возможен только при наличии ряда показателей. Для оценки эффективности гражданского судопроизводства предложено использовать различные индикаторы. Согласно Конституционному Суду РФ одним из основных показателей рационального и эффективного правосудия является своевременность разрешения дел.

Показатели эффективности судопроизводства должны отображать критерии эффективности. Перечень показателей определяется набором критериев. Каждый критерий может выражаться через совокупность количественных показателей, может быть представлен набором установленных параметров, выведенных на основе реальных возможностей системы. Показатели могут дополняться характеристиками условий эффективности судопроизводства, они должны быть соизмеримы и проверяемы.

Европейская комиссия при анализе эффективности гражданского судопроизводства использует следующие показатели:

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие всегда ассоциируется у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Правосудие по гражданским делам понимается как деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению, разрешению дел, которые отнесены к их компетенции гражданским процессуальным законодательством.

Гражданское правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, в систему которых входят районные и городские суды, суды субъекта, а также Верховный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

Сущность гражданского правосудия

Каждый вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Если это право относится к области гражданского права (в том числе семейного, жилищного), то спор будет разрешаться в суде общей юрисдикции.

Суд всегда уполномочен действовать как орган государственной власти. Правосудие гражданскому делу осуществляется с соблюдением гражданской процессуальной формы (ГПК РФ) судами общей юрисдикции

Первоначально дело рассматривается судом первой инстанции в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности. Далее судопроизводство может проходить в порядке:

  • апелляционного,
  • кассационного
  • надзорного пересмотра,
  • пересмотра дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, к сфере гражданского правосудия следует относить также разрешение вопросов в ходе исполнительного производства.

Процессуальная деятельность

Правосудие по гражданским делам начинается с разрешения судом в первой инстанции вопросов о возможности возбуждения гражданского дела по предъявленному иску (или заявлению) заинтересованного субъекта, который обращается в конкретный суд за защитой своих прав.

Данное решение суда оформляется определением о возбуждении производства по делу.

Также судья вправе отказать в принятии искового заявления (заявления), возвратить его субъекту или оставить без движения при несоблюдении данным лицом процессуальных правил обращения в суд.

Аналогичным образом к сфере правосудия относится и производство судом действий по обеспечению иска, о которых сторона просит заблаговременно при обращении в суд (например, наложении ареста на имущество).

Любое определение суда о производстве тех или иных процессуальных действий, составляющих правосудие по гражданскому делу, может быть в пятнадцатидневный срок обжаловано в суд вышестоящей инстанции.

Суд может рассматривать дело единолично или коллегиально в зависимости от категории спора.

В ходе спора стороны вправе предоставлять доказательства, заявлять ходатайства или отводы, приглашать специалистов и свидетелей. Суд может как согласиться с мнением стороны о производстве тех или иных процессуальных действий, так и отказать в этом.

Рассмотрение дела заканчивается вынесением судом итогового решения или определения. В решении суд может как удовлетворить требования истца полностью или частично, так и оставить их без удовлетворения. В определении суд вправе прекратить производство по делу в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных законом.

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом. Правосудие должно быть справедливым и объективным, а выносимые судом решения – обоснованными.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление судом (особый государственный орган);
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость;
  • осуществление в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
  • общеобязательный характер решений и определений суда.

Цель и основные задачи

Цель – это совокупность поставленных задач. Сегодня основные задачи правосудия заключаются в следующем:

  • своевременное и объективное рассмотрение дела;
  • реализация права на судебную защиту нарушенного или оспариваемого права;
  • поддержание законности и минимального уровня правопорядка;
  • формирование уважения к праву;
  • предупреждение совершения правонарушений при помощи применения материальных и процессуальных правовых норм.

Никакие другие органы власти или организация не могут осуществлять полномочия, которые отнесены Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и иными федеральными законами к компетенции суда. Аналогичным образом Конституция не допускает возможности существования специальных или чрезвычайных судов «для скорой расправы».

Суд является самостоятельным и независимым источником судебном власти – одной из трех ветвей власти в государстве, наряду с исполнительной и законодательной. Существование справедливого суда гарантирует поддержание высокого уровня правовой культуры в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции правосудия

Любая функция правосудия выполняется единственным субъектом, то есть судом.

Функцией правосудия по сути является деятельность органов судебной власти как субъектов этой власти, которая протекает в границах судебной системы и представляет из себя совокупность организационных и процессуальных действий, предусмотренных законом и выполняемых судами в специальных формах. Функция правосудия имеет самостоятельное социальное значение для общества.

Основная функция правосудия – это разрешение спора (дела) по существу. В данную деятельность судей как носителей власти может входить:

  • осуществление правосудия (в гражданском, уголовном, административном, арбитражном и конституционном порядке);
  • осуществление контроля за деятельностью и решениями государственных органов и должностных лиц;
  • гарантия исполнения решений суда;
  • разъяснение закона по вопросам имеющейся судебной практики;
  • формирование судейского корпуса и содействие иным органам судебной системы.

Правосудие должно осуществляться в соответствии с правовыми принципами. Иногда такие принципы именуются конституционными.

Принцип правосудия – это мировоззренческая идея, которая лежит в основе деятельности государственных органов юстиции.

Принципы закреплены в разнообразных законодательных актах: Конституции России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , законе «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее , и процессуальных кодексах. Нельзя найти закрепление принципов в подзаконных нормативных актах, так как подобные акты не могут обладать для этого необходимой юридической силой.

Разрешение дела по существу может происходить в одной из пяти форм правосудия: гражданском, уголовном, арбитражном, административном или конституционном производстве.

Лабзин

Когда речь заходит об эффективности правосудия и мерах по ее обеспечению, то необходимо помнить о том, что этим вопросом затрагивается также и само существование права. Потому что там, где правосудие не обеспечивает пресечение незаконных действий в разумный срок, вряд ли можно говорить о том, что то или иное право действительно охраняется государством.

Одними из мер, которые повышают эффективность правосудия, являются предусмотренные в процессуальных кодексах обеспечительные меры.

В настоящей публикации затрагиваются только вопросы применения обеспечительных мер арбитражными судами, поскольку Верховный Суд РФ по данному вопросу никаких разъяснений не давал, а проанализировать судебную практику нижестоящих судов общей юрисдикции пока практически невозможно.

Прежде, чем перейти к конкретным примерам из интересующей нас категории судебных дел, было бы разумным сначала осветить общие условия применения судами обеспечительных мер.

Общие условия применения обеспечительных мер
Согласно п. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.

Согласно п. 2 этой статьи обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если неприятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Таким образом, ст. 90 АПК РФ позволяет определить обеспечительные меры как срочные временные меры, направленные на обеспечение исполнения возможного решения суда (меры по обеспечению иска) или защиту имущественных интересов заявителя, в том числе для предотвращения значительного ущерба.

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.

Также меры могут быть направлены на обеспечение доказательств (ст. 72 АПК РФ), т.е. их фиксацию в ситуации, когда участвующее в деле лицо имеет основание опасаться, что представление необходимых доказательств суду станет невозможным или затруднительным.

Все указанные обеспечительные меры могут применяться судом не только после принятия иска к рассмотрению, но и до его подачи. В последнем случае обеспечительные меры называются предварительными.

Предварительные обеспечительные меры направлены на обеспечение имущественных интересов до предъявления иска, который в случае их принятия должен быть подан не позднее, чем через 15 рабочих дней. Они должны соответствовать тем же условиям их применения, что и обеспечительные меры по уже рассматриваемому судебному делу.

В настоящее время имеются три документа, подготовленные ВАС РФ, в которых разъясняются положения АПК РФ, посвященные обеспечительным мерам:

1) Постановление Пленума ВАС РФ № 11 от 9 декабря 2002 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации», а именно его пункт 13.

2) Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 78 от 7 июля 2004 г. «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер».

3) Постановление Пленума ВАС РФ № 55 от 12 октября 2010 г. «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

Все содержащиеся в этих документах разъяснения тех условий, при которых арбитражные суды могут и должны применять обеспечительные меры, можно свести к следующим:

Обеспечительные меры должны быть непосредственно связаны с исковыми требованиями, быть им соразмерны и являться разумными, адекватными.

Оценка соразмерности производится судом с учетом соотносимости права и интереса, о защите которых просит заявитель, стоимости имущества, на которое он просит наложить арест, имущественных последствий запрещения совершения определенных действий, а также на основе иных критериев.

При решении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен обеспечить баланс интересов.
Обеспечительные меры применяются лишь в случае представления доказательств наличия имущественных требований.

Из последнего следует, в частности, что в делах о нарушении исключительных прав должны быть представлены доказательства наличия исключительного права (свидетельство, патент) и его нарушения, пусть и не исчерпывающие.

Таким образом, АПК РФ и практика его применения, сформированная при участии ВАС РФ, наделяет суд большой свободой усмотрения в вопросе о том, имеются ли условия применения обеспечительных мер или нет.

Максим ЛАБЗИН,
группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С,
партнер

Полную версию статьи читайте в печатной версии "АГ" № 20, 2011 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: