Единый налоговый кодекс союзного государства

Обновлено: 27.03.2024

Минск и Москва завершили работу над союзными программами по налогам и таможне и нашли окончательное решение спора о налоговом маневре в области нефтепереработки. Об этом сообщила пресс-секретарь президента Белоруссии Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт, комментируя итоги встречи белорусского лидера с президентом России Владимиром Путиным.

«[Обсуждалось] снятие остающихся барьеров на поставки белорусской продукции, в том числе в сфере госзакупок [в России]. Завершена работа над союзными программами по гармонизации налогового законодательства и взаимодействию в таможенной сфере. Найдены решения по налоговому маневру России в области переработки нефти», — сказала Эйсмонт.

О том, что Минск и Москва завершают подготовку пакета союзных интеграционных программ, заявил 5 июля премьер-министр Белоруссии Роман Головченко. Он пояснил, что Белоруссия и Россия договорились выстраивать «равные условия для субъектов хозяйствования через создание единого регулирования». По мнению Головченко, от союзных программ «выиграют все», в первую очередь — белорусские производители, которые получат равные условия работы с российскими. Белорусский премьер выразил надежду, что работа по всем союзным программам будет завершена «в ближайшие месяцы».

Переговоры, по итогам которых объявлено о завершении союзных программ по таможне и налогам, прошли между Лукашенко и Путиным в Санкт-Петербурге накануне, 13 июля. Темами для обсуждения двух лидеров стали развитие сотрудничества в различных сферах, вопросы интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии и международная проблематика. В частности, на встрече обсуждался вопрос сохранения цены на российский газ для Минска, а также санкций стран Запада против обеих стран. Путин и Лукашенко поручили разработать план противодействия этим ограничениям.

Россия и Белоруссия в 1999 г. заключили договор о создании Союзного государства, который подразумевает создание единого экономического, внешнеполитического, бюджетного и налогового пространства, а также объединение энергетических, транспортных и таможенных систем обеих стран. Однако в течение 20 лет существования Союзного государства этих целей добиться не удалось. Переговоры по углублению интеграции двух стран возобновились в 2019 г., интенсифицировавшись с осени 2020 г. после выборов в Белоруссии, на которых официально победил Лукашенко.

Работа по унификации налоговых законодательств Беларуси и России проводится в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, согласно которой конечной целью унификации налогового законодательства является принятие Налогового кодекса Союзного государства.

Руководствуясь положениями Договора о создании Союзного государства, 30 августа 2000 г. в г. Москве Министром финансов Республики Беларусь Корбутом Н.П. и первым заместителем Министра финансов Российской Федерации Шаталовым С.Д. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства. Этот межгосударственный документ поставил на качественно новый уровень проводимую работу по унификации налоговых законодательств двух союзных государств, закрепил основные подходы и направления по унификации налоговых законодательств, определил сроки и органы сторон, ответственных за ее проведение.

В целях организации работы по выполнению подписанного Соглашения из числа представителей заинтересованных органов Сторон создана совместная рабочая группа, которой поручено в установленные сроки обеспечить выполнение Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства, являющегося неотъемлемой частью этого межправительственного Соглашения.

Пунктом 7 Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства, утвержденного Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, совместной рабочей группе поручено в срок до июля 2002 года обеспечить поэтапную разработку проекта Налогового кодекса Союзного государства.

Во исполнение пункта VI протокола N 1 от 2 ноября 2000 г. заседания совместной рабочей группы по выполнению Плана мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства сопредседателями совместной рабочей группы - заместителем Министра финансов Республики Беларусь Шунько И.С. (22 декабря 2000 г. N 05-22/750) и заместителем Министра финансов Российской Федерации Моториным М.А. (17 января 2001 г. N 04-06-02/Бел/01) утвержден План мероприятий по подготовке Налогового кодекса Союзного государства. Пунктом 1 этого Плана предусмотрено осуществление мероприятий по разработке концепции и структуры построения проекта Налогового кодекса Союзного государства

II. Основные принципы построения Налогового кодекса Союзного государства

При разработке Налогового кодекса Союзного государства следует исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий в области налогообложения на территории Союзного государства, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.

В целях обеспечения условий по завершению унификации и гармонизации налогового законодательства Беларуси и России проект Налогового кодекса Союзного государства по основным параметрам не должен принципиально отличаться от других действующих и разрабатываемых документов аналогичного характера. Принимая во внимание действующий Налоговый кодекс Российской Федерации, проекты разрабатываемого Налогового кодекса Республики Беларусь и модельного Налогового кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств структурно проект Налогового кодекса Союзного государства должен состоять из двух частей - первой (общей) и второй (специальной). При этом отношения, составляющие предмет регулирования проекта Кодекса, должны быть обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечивая тем самым формирование законодательной основы налогообложения и проведения единой налоговой политики.

Первая часть проекта Налогового кодекса Союзного государства должна содержать в себе основные правовые и понятийные нормы налогового законодательства, которые с введением ее в действие будут действовать на территории Союзного государства. Этой частью должен быть определен закрытый перечень тех налогов и сборов, которые будут установлены к взиманию на территории Беларуси и России и которые не должны изменяться национальными налоговыми законодательствами двух государств. При закреплении в проекте Налогового кодекса Союзного государства понятий и терминов как обязательных атрибутов любой отрасли права, в том числе и налоговой, следует добиться их однозначной трактовки, предельной ясности в понимании и употреблении.

В первой части проекта Кодекса будут ясно и однозначно закреплены отношения, которые предполагается регулировать этим документом. Поскольку сфера действия Налогового кодекса Союзного государства будет распространяться на два сопредельных государства, то в нем необходимо будет четко установить распределение полномочий в сфере налоговых правоотношений Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации.

При этом представляется обоснованным, что положения проекта Кодекса не должны регулировать вопросы зачисления и распределения между бюджетами взимаемых налогов и сборов на территории Союзного государства.

Проектом Налогового кодекса Союзного государства будет установлен круг институтов из числа государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, уполномоченных совершать правовые действия в сфере налоговых отношений. К ним будут относиться не только органы, контролирующие порядок и полноту уплаты налогов и сборов, но и иные институты, необходимые для полноценного функционирования налоговой системы.

Своеобразным центром, без которого не может функционировать ни одна налоговая система, является законодательное определение прав и обязанностей плательщиков налогов и сборов, что позволит гарантировать бездискриминационные отношения плательщиков с государством в целом и налоговыми органами в частности. Права и обязанности плательщиков будут обеспечиваться правами и обязанностями налоговых органов.

Первая часть Налогового кодекса будет определять и такие специфические вопросы, как механизм налогового контроля, процедуру исполнения налоговых обязательства, систему налогового учета и отчетности, процедуру налоговых проверок, обжалование действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.

Особым и потому весьма важным вопросом проекта Налогового кодекса Союзного государства будет являться закрепление положения об установлении ответственности за нарушение плательщиками законодательства Союзного государства о налогах и сборах. Его сложность заключается в сложившихся в Беларуси и России различиях в подходах к определению видов правонарушений в сфере налогового права, в установлении порядка и мер ответственности за их совершение, а также в круге государственных органов, уполномоченных на осуществление действий по наложению и применению санкций за противоправные действия плательщиков в сфере налогового законодательства.

Во второй (специальной) части будут отражены принципы и основные подходы налогообложения в отношении каждого из налогов и сборов, которые будут регулироваться единым налоговым законодательством на территории Беларуси и России.

Принципиально важно отметить, что действующая система налогов Беларуси и России не будет отвергнута и заменена на нечто совершенно новое. Основные налоги как выполняли, так и далее будут выполнять свои функции на территории Союзного государства. Они апробированы мировой практикой при разных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики и налоговые органы. Поэтому в проекте Налогового кодекса Союзного государства должно быть предложено эволюционное преобразование действующих в настоящее время в Республике Беларусь и Российской Федерации основных налогов в единый налоговый механизм путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации различных несоответствий в организации применения указанных налогов.

К налогам и сборам, подлежащим унификации в рамках Союзного государства будут отнесены следующие общеприменимые налоги:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль (доходы) организаций;

налог на доходы физических лиц (подоходный налог).

В отношении каждого налога будут установлены все необходимые элементы налогообложения, в том числе субъекты и объекты налогообложения, ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые скидки и вычеты.

III. Структура построения Налогового кодекса Союзного государства

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Концепция Налогового кодекса Союзного государства (одобрена Советом Министров Союзного государства) (протокол заседания от 29 августа 2001 г. N 4)

Текст концепции опубликован в Сборнике нормативных правовых документов Союзного государства за 2001 год - М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2002

Россия и Белоруссия намерены в 2021 году перейти на единый Налоговый кодекс и не только

“Ъ” ознакомился с программой экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской.

До сих пор главы правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас описывали публике будущую интеграцию «на пальцах», не вдаваясь в подробности

До сих пор главы правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас описывали публике будущую интеграцию «на пальцах», не вдаваясь в подробности

До сих пор главы правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас описывали публике будущую интеграцию «на пальцах», не вдаваясь в подробности

“Ъ” стали известны положения проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» — его 6 сентября парафировали, то есть согласовали с возможностью незначительных изменений, премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Источник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил “Ъ” подлинность документа.

Предметные переговоры по программе на президентском и правительственном уровне шли с весны 2019 года (проект в виде «обновления Союзного государства» инициировал в декабре 2018 года Дмитрий Медведев), президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно давал понять (не всегда в позитивном ключе), что речь идет о достаточно серьезных шагах двух государств. При этом проект программы интеграции не публиковался, публичная часть переговоров в 2019 году в основном вращалась вокруг частных вопросов — компенсации Москвой Минску потерь от загрязнения нефти в системе «Транснефти» в апреле и «налогового маневра» РФ в нефтяной отрасли, а к расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли.

Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018 году составлял 3,4% ВВП России), при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления. Конкретики в «Программе действий» немного — так, одним из немногих предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая же часть планов сторон заключается в представлении друг другу к 1 ноября 2019 года предложений по «дорожным картам» объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединенном режиме с 1 января 2021 года.

Самое важное, что предполагается объединять,— это налоговые системы: предполагается, что в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.

Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно — впрочем, если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения, и Налоговый кодекс РФ может измениться в 2022 году.

Документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства, который сейчас очень похож на декорацию, положения «Программы действий» можно трактовать в какую угодно сторону. Пока также невозможно оценить, является ли это риском изменения налогов для России. Еще два предмета суверенной политики будут объединены с 2021 года — это таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика. В последнем случае документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей, описательным термином. Учитывая многолетнюю историю российско-белорусских нефтегазовых трений, переговоры по этой части программы станут центром битвы за интеграцию: белорусская сторона уже после парафирования документа заявляла о том, что продолжит добиваться от РФ компенсаций.

Как Александр Лукашенко потребовал от России быть «старшим братом»

Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет, но о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и, по крайней мере отчасти, едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться. ЦБ России и Нацбанк Белоруссии также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Наконец, стороны договорились о единых принципах «специальных экономических мер»: в РФ их чаще именуют контрсанкциями, нередко подозревая содействие Белоруссии в их обходе.

Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года также должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать (в данном случае имеется в виду единый набор норм регулирования, а не единый «союзный» госорган) предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов: будет вестись работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.

Что ближе Белоруссии — Восток или Запад?

Отметим сферы, абсолютно не затронутые «Программой действий»: это оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства. Однако стороны договорились о том, что «иные положения договора» о Союзном государстве также могут обсуждаться. Отметим, что по крайней мере до 2022 года говорить о «фактическом объединении» двух стран с последующим переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий России и Белоруссии исходя из «Программы действий» вообще нет оснований — в документе идет речь только об экономической интеграции.

Об исполнимости предлагаемой программы на равных говорить почти невозможно. К тому же опережение развития по крайней мере большей частью регуляторной инфраструктуры РФ белорусских аналогов очевидно — например, вряд ли возможна гармонизация госрегулирования рынков транспорта РФ и Белоруссии в форме, отличающейся от принятия Белоруссией российских норм, и то же касается большей части предметов будущих переговоров. Как и всегда в таких случаях, главный риск для большей (в данном случае российской) экономики от неравновесной интеграции — открывающаяся «под интеграционные нужды» возможность пересмотра внутренних правил игры, чем явно захотят воспользоваться очень многие. Только конкретный ход переговоров, которые исходя из опыта сентября 2019 года вряд ли будут публичны, покажет, насколько этот риск для России сообразен задачам интеграции с экономикой в 29 раз меньшей.

В ходе переговоров об интеграции России и Белоруссии Москва предлагала создать 12 наднациональных органов, в том числе единый эмиссионный центр, счетную палату, суд Союзного государства и единый таможенный орган, выяснил РБК

Александр Лукашенко и Владимир Путин

Что содержалось в 31-й «карте»

На переговорах об углубленной интеграции с Белоруссией Москва предлагала начать работу над созданием 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы по следующим направлениям: в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, плюс регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии. Об этом РБК рассказали три источника, знакомых с ходом переговоров.

Создание этих органов оговаривается в последней, так называемой 31-й «дорожной карте» по интеграции двух стран. При этом речь не идет о том, чтобы сразу сформировать эти органы — предлагается разработать «дорожные карты» по их созданию. К какому сроку, собеседники РБК сказать затруднились. В документе также идет речь о разработке «дорожных карт», касающихся совместной стратегии России и Белоруссии в сфере обороны, создания общих банков данных правоохранительных органов, унификации законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных структур и спецслужб.

Однако летом-осенью 2019 года президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились сосредоточиться на обсуждении 30 «карт», принять их пакетом, а уже после, возможно, вернуться к проработке 31-й «карты», рассказал РБК другой собеседник, знакомый с ходом переговоров об интеграции. Сейчас они поставлены на паузу по инициативе Минска, добавляет он.

РБК направил запросы пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову и в пресс-службу правительства Белоруссии.

Александр Лукашенко и Владимир Путин 

Александр Лукашенко неоднократно отрицал, что на переговорах об углубленной интеграции стороны обсуждают создание наднациональных органов. В российском правительстве пытаются увязать решение экономических проблем интеграции с политическими и созданием наднациональных органов, однако была договоренность переговоры об этом не вести, заявил белорусский президент в интервью «Эху Москвы» 24 декабря прошлого года. За день до этого впервые стало известно о существовании 31-й «дорожной карты». О ней рассказал Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра. По его словам, после выполнения 30 других «карт» «можно будет посмотреть и на 31-ю «дорожную карту», посвященную дальнейшей интеграции, включая такие институты, как наднациональные органы, единая валюта и единый эмиссионный центр».

Фото: Hollie Adams / Getty Images

О чем важно подумать, прежде чем решаться на релокацию: три кейса

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Движение назад: почему Netflix переходит к бизнес-модели кабельного ТВ

Фото: Sebastien Mouilleau / Unsplash

Ваши споры с подростком оканчиваются скандалами. Что вы делаете не так

Фото: Shutterstock

Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Фото: Santiago Bluguermann / Getty Images

Без «Тик-Тока»: как повлияет на зумеров «суверенизация» интернета в РФ

Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса

Почему переговоры буксуют

В начале марта министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что Минск не видит смысла работать над интеграционным проектом, пока не разрешены нефтяные разногласия. Договориться о цене на нефть и объемах поставок сторонам не удается потому, что Минск недоволен проводящимся в России с 2019 года налоговым маневром, который заключается в постепенной и полной замене экспортной пошлины пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых. Ранее Россия продавала Белоруссии нефть без этой пошлины: в декабре 2018 года она, например, составляла $135,1 за тонну. При условии сохранения этой льготы Белоруссия подписала договор о создании Таможенного союза в 1995 году, а позднее согласилась на вступление в ЕАЭС в 2015 году. Поэтому сейчас Минск настаивает на компенсации за налоговый маневр. В 2019 году Белоруссия оценила свои потери от него в $330 млн, в 2020 году — в $420–430 млн. К 2024 году, по собственным оценкам, Минск потеряет до $11 млрд. А после того, когда цена российской нефти для него сравняется с мировой ценой, будет каждый год терять по $3 млрд.

В конце прошлого года сторонам удалось концептуально договориться о том, как Москва компенсирует Минску потери от отмены экспортной пошлины за счет введения обратного акциза для белорусских НПЗ, то есть фактически Россия согласилась их субсидировать. Проблема этого решения в том, что оно заработает только после унификации налоговых законодательств, а их разработка займет минимум два-три года. Кроме того, единый налоговый кодекс должен разрабатываться в рамках интеграционного процесса, который пока поставлен на паузу.

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Сейчас идут переговоры о промежуточном решении, которое позволит нивелировать последствия от маневра только на 2020 год. Это возможно за счет полной отмены премий, которые Минск платит российским нефтяникам: за тонну нефти она составляет около $11,7, то есть $1,5 за баррель, рассказывали ранее источники РБК. 11 марта в Москве встречались премьер-министры России и Белоруссии Михаил Мишустин и Сергей Румас.

Через два дня, вечером 13 марта, Мишустин встречался с представителями российской нефтяной отрасли. После этого несколько российских компаний согласились снизить премию с тонны на $7, рассказал РБК еще один собеседник. Какие именно, он назвать отказался, сославшись на то, что это коммерческая тайна. Объем поставок, о которых стороны ведут переговоры, составляет 18 млн т до конца 2020 года, отметил он. Однако Белоруссия продолжает настаивать на полной отмене премии, сообщил собеседник РБК: Минск рассматривает нынешний вариант как промежуточный.

В частности, правительства двух стран планируют создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, совместный внешнеторговый режим, а также почти объединенный банковский надзор и единый регулятор нефтегазовой отрасли

Александр Лукашенко (слева) и Владимир Путин (справа)

Премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава правительства Белоруссии Сергей Румас 6 сентября парафировали проект «Программы действий Белоруссии и России по реализации положений договора о создании Союзного государства». «Коммерсантъ» ознакомился с этим документом, подлинность которого изданию подтвердил источник в аппарате кабмина.

Как отмечет газета, предметные переговоры по этому вопросу на высшем уровне между Москвой и Минском шли с весны текущего года, однако проект программы не публиковался. Пока стороны запланировали к 1 ноября этого года предоставить предложения по «дорожным картам» объединения экономик. К концу следующего года планируется подготовить шаги на законодательных уровнях, а начало работы по большинству пунктов в объединенном режиме предполагается с 1 января 2021 года.

Александр Лукашенко

Самым важным пунктом проекта, как отмечает издание, является объединение налоговых систем. Предполагается, что к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс. При этом сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно. Однако если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены вопросы, которые относятся к общему и национальным предметам ведения, тогда российский Налоговый кодекс может измениться в 2022 году.

Еще два пункта программы — объединение с 2021 года таможенной политики (чуть ли не создание общей таможенной службы) и энергополитики (в документе говорится о создании единого регулятора нефтегазовой отрасли и электроэнергии). Помимо этого страны намерены договориться об объединении платежных систем и практически едином режиме защиты инвестиций. При этом в документе не идет речи об объединении эмиссионных банков и единой валюте.

Также предлагается создание единого набора норм регулирования «промышленной политики». «Что бы это ни значило, режим государственного регулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей», — говорится в материале. Кроме того, к 2021 году планируется появление единого доступа к госзакупкам и системы учета собственности и унификация хозяйственного законодательства. Под этим, вероятнее всего, подразумевается Гражданский кодекс. Помимо этого с января 2022 года Россия и Белоруссия намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере социальной защиты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: