Единые нерасчлененные специфические нормы первобытного общества в теории государства и права именуют

Обновлено: 25.04.2024

Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью защиты от негативных проявлений внешней среды и для совместного добывания пищи. В суровых природных условиях первобытного общества человек мог выжить только в коллективе.

Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида. Продукты питания, получаемые от природы в готовом виде, могли обеспечить лишь минимальные потребности общества в экстремальных условиях его существования. Экономика того времени была присваивающей. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов.

Выжить и выделиться из мира животных человеку помогло изготовление орудий труда и творческая организация совместной хозяйственной деятельности. Этот процесс требовал не только развития инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, передачи опыта последующим поколениям и т. д.

Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровно-родственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство связано прежде всего с особенностями семейных отношений того времени. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Сложился матриархат, при котором женщины занимали лидирующее положение в обществе. Несколько позже с помощью обычаев сначала запрещаются браки между родителями и детьми, затем – между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии – в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникаций между людьми. Расширение общения обогатило процесс познания окружающей действительности и обучение ближних на основе обобщенного опыта с помощью рационализированных способов передачи информации.

Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, которые в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.

Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.

Поступки человека во многом предопределяются его природными инстинктами. Чувство голода, жажды и т. д. вызывают необходимость совершения определенных действий по удовлетворению индивидуальных потребностей. Эти инстинкты, обусловленные природой существования живого организма, присущи всем представителям животного мира. Поведение человека в первобытном стаде направлялось с помощью знаков «можно» и «нельзя», воспринимавшихся, как и у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. Заложенные в основу этого поведения природные инстинкты (размножения, самосохранения и т. д.) обостряются коллективной природой человека, поскольку жизнь индивида во многом зависит от поведения окружающих его людей, от согласованности взаимного существования. В повседневной действительности он должен не только что-то брать от окружающей природы для себя лично, но и отдавать себя на пользу общества, соблюдая общие правила поведения. В отличие от животных человек наделен свойством разума. Поэтому в его поступках все большее отражение получает духовная жизнь, которая опосредуется нравственностью и некоторыми религиозными нормами. Его поступки получают оценку с позиций добра и зла, чести и бесчестия, справедливого и несправедливого. Он начинает осознавать, что подлинное благополучие наступает не тогда, когда человек удовлетворяет свою физиологическую потребность, а тогда, когда он живет в полной гармонии с окружающими. Природный коллективизм, объединивший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивший их выживание на определенном этапе своего развития, нуждался в социальном регулировании. Всякая община – это самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать нормы совместной деятельности и обеспечивать их соблюдение.

При этом для социального регулирования необходимо было развитое сознание, способность оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов. Нормативное регулирование имело значительные преимущества в сравнении с индивидуальными велениями. Оно весьма существенно улучшало процесс управления, так как властные органы освобождались от необходимости вмешательства в каждую социально значимую ситуацию и принятия множества конкретных управленческих решений, появилась возможность прогнозировать поведение людей в типичных ситуациях. Кроме того, существование норматива позволяло координировать поведение многих людей, экономило их силы и облегчало совместный труд при достижении индивидом своих целей.

С помощью нарождающихся социальных норм, формально закрепляющих накопление и обобщение социально полезной информации, человеческое общество решало проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Аккумулируя частицы накопленного социального опыта в предметно-фантастической форме, оно указывало, как нужно и как нельзя поступать в определенной жизненной ситуации. Риск слишком дорого обходился первобытному человеку. Поэтому в тех нормах, в отличие от сегодняшних действующих норм, выражалась не связь сущего с должным, а связь уже апробированного прошлого с настоящим. При этом нарождающиеся права человека, отражая меру его свободы действовать по своему усмотрению, еще в значительной мере предопределялись природными факторами (физической силой, умом, организаторскими способностями и т. д.) и уровнем знаний первобытного человека. Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу. Табу – это запрет, который проходил особую религиозную, магическую технологию (устанавливался жрецами) и имел мистические санкции, грозящие неблагоприятными последствиями.

Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода, его природный эгоизм, препятствующий необходимости согласования с потребностями других людей и подчинению общезначимым интересам.

Человек безопасно чувствовал себя только в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества.

Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как они находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основными формами были миф и обычай.

Миф (сказание, эпос, предание и т. д.) в художественно-образной, предметно-фантастической форме передавал информацию о необходимом или запретном поведении. Закрепляя определенные нормативы поведения в качестве прецедента, обращенного в будущее, он придавал норме поведения ореол святости и справедливости. Данные свойства придавали образцам поведения идеологические и обобщающие характеристики, так как осознавались обществом в качестве традиционных правил поведения, освященных сверхъестественными силами и потому не подлежащих сомнению и критике.

Обычай – это форма передачи нормативно-поведенческой информации от одного поколения к другому. Нет и не может быть обычая вообще. Различают моральные, религиозные, правовые и т. п. обычаи. Иногда они одновременно включают в свое содержание моральные, правовые и религиозные аспекты поведения.

Сила обычая состояла не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей руководствоваться данной нормой, в стереотипе поведения, выработанном долговременной практикой и подкрепленном моральными, религиозными и другими требованиями. Норма обычая действует, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Значительную помощь в этом всегда оказывал бытовой фольклор (притчи, пословицы, поговорки). Они отражали все этапы зарождения и разрешения спорной ситуации: уговор дороже денег; долг платежом красен, а займы – отдачею; ушел – так и прав, попался – так и виноват; не всякая вина виновата и т. д.

Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в мифах и обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов. Ритуал представляет собой систему последовательно совершаемых действий сигнально-звукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивали на определенную деятельность. Жизнь первобытного человека – это продолжающийся ритуал познания и использования природы, где каждый поступок имеет определенное символическое значение. Питание становится не только средством удовлетворения физиологических потребностей, но и средством поклонения, обучения, воспитания и познания. Религиозный обряд – это комплекс стереотипных, коллективных действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами, вызывающий определенные коллективные чувства. При его проведении приоритетное значение получает не только и не столько форма, сколько смысловое содержание действий, выполняемых под руководством человека, обладающего специальными познаниями, сила образа в эмоционально-психологическом воздействии на людей, их коллективное сопереживание с участниками обряда. Соблюдая норму, субъект апеллирует к группе, добиваясь ее поддержки.

В марксизме первобытное общество обозначается термином первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В экономической сфере это проявилось в том, что:

- экономика имела присваивающий характер, т. е. люди довольствовались тем, что давала природа (охота и рыболовство, собирательство). Производительность труда была крайне низкой; все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация;

- разделение труда между людьми, его специализация осуществлялись на естественно-природной, половозрастной основе;

- распределение материальных благ, полученных в процессе труда, происходило на уравнительных началах, независимо от вклада индивида в производство.

При этом неукоснительно реализовывались два прин­ципа (обычая): все, что производилось, сдавалось в «общий котел»; все сданное перераспределя­лось между всеми, каждый получал определенную долю. На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

- отсутствовал систематический обмен произведенными материальными благами между людьми, так как не было прибавочного продукта, излишка материальных благ.

В социальной сфере - отсутствии социальной дифференциации. Здесь индивид был поглощен полностью коллективом. Общественные интересы доминируют над личными.

В кратосфере: в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть.

Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Социальная власть – это способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти в первобытном обществе. В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

- распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

- была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления, отсутствовали органы управления, которые бы функционировали на профессиональной основе. Деятельность по управлению всегда сопровождается производством материальных благ. Должность старейшины не давала никаких привиле­гий, кроме уважения. Он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода;

- не было потребности в профессиональных управленцах. Существовал один вид социальной власти - власть коллектива в целом;

- решения, принимаемые органами управления, всегда отражали общие интересы, поэтому выполнялись без принуждения. Подчинение носило естественный характер;

- органами власти и управления выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

- носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имея территориального характера.

В истории первобытного общества можно проследить такую социальную организацию власти: первобытное стадо - совет и вождь; родовая община - старейшина и совет, на время войны избирается вождь; племя - вождь, совет, старейшины, совет племени; племенной союз - вождь союза, совет племенных вождей.

Все должности были выборными и сменяемыми, материально должность никак не поощрялась, должностные лица в сравнении с остальными обладали лишь повышенным авторитетом.

Духовная сфера общества носила ярко выраженный мифологический характер, поддерживаемый колдунами, жрецами, магами. Совершались обряды погребения, охоты, задабривания богов. Появились зачатки неолитического искусства, в частности, наскальная живопись, ритуальные танцы, песнопения, устные сказания.

Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т. е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции. Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

- естественно-природный характер формирования. Нормы возникают не в результате целенаправленной человеческой деятельности, а спонтанно, в результате повторения людьми одного варианта поведения;

- они действуют на основе обычаев, которые отражают интересы всех членов общества, переда­ются из поколения в поколение и соблюдаются в силу привычки;

- нормы основаны на общности интересов, поэтому они исполнялись добровольно;

- нормы не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или как обязанность. Доминировали запреты. Не существовало норм, гарантирующей индивидуальные свободы личности и деятельности. Запреты и обязанности препятствовали распаду коллектива, так как не выделяли отдельную личность;

- распространялись только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело");

- специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные наказания и смертная казнь;

-правила поведения не имели какой-либо письменной фиксации. Они передавались в процессе общения, через придания, мифы.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.

Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.

Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.

Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.

Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.

В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.

Методология общей теории права.

Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.

Указанные методы подразделяются на две группы:

1) общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;

2) частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.

К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.

К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).

Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.

Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.

Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.

Место и роль общей теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

ОТП теснейшим образом связана с другими науками. Сообразно своему предмету она с одной стороны общая теория, основана для их существования и развития, выполняя по отношению к ним определенную методологическую роль. С другой стороны ОТП способна успешно развиваться лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных юридических наук, используя и обобщая их методы. Все отраслевые юридические науки (конституционное право, административное, трудовое, гражданское и т.д.) руководствуются выработанными ОТП положениями о сущности, типе, формах и функционирования государства и права, нормы права, нормативные акты, акты применения права. ОТП органично связана не только с правоведением, но и гуманитарными науками: историей, экономической наукой, политологией. Методологические объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения ОТП играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружая их правильными научными подходами к специальности, предохраняя от опасности стать узкими специалистами, активно способствуя формированию профессиональной подготовке юридических кадров. Тесное соотношение ОТП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержанием и позволяет ей воздействовать на расширение кругозора и развития интеллектуального потенциала.

Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Для первобытного общества характерно отсутствие полити­ческой организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Власть в догосударственный период носила сугубо обществен­ный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуще­ствляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имев­шие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.

Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жре­цы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всеце­ло зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяй­ственной способности, военной доблести и т.д.).

Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта долж­ность на ранних этапах общественного развития также была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специ­альная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.

Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократ­ного и длительного применения.

Обычаи закрепляли выработан­ные веками наиболее рациональные и полезные для общества ва­рианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

Позд­нее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.

Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной мора­ли, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естест­венно-природную основу, были продиктованы экономической не­обходимостью и существовали в самом поведении и сознании лю­дей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека суще­ствовали единые правила поведения.

Применяя современные классификации правовых норм и спо­собов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавлива­ющие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответ­ственность за нарушение данных правил.

В первом случае социаль­ные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязы­вают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты со­вершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.

Дозволения также определяли поведение отдельного че­ловека или объединений людей в первобытном обществе, указы­вая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитив­ное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое по­ведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).

К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесно­го повреждения, смертная казнь.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой зада­чи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной фор­ме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечива­ясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).

Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и спе­циальных абстрактных норм, отражающих интересы различных со­циальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечи­вая глубокое экономическое и социальное единство данного со­общества — рода, племени.

Любая социальная общность требует урегулированности и порядка, без которых она не сможет не только развиваться, но и существовать. Упорядоченность общественных отношений достигается с помощью власти и социальных норм – единых для всех членов общества правил поведения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания огня. В первобытном обществе нормы носили нерасчлененный характер мифологического и традиционно-бытового регулятора, прав и обязанностей, морали. Такие нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский этнограф А.И. Першиц: «Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.». Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм. Вместе с тем, с позиции современных представлений можно выделить среди социальных норм первобытного общества такие их разновидности как обычаи, табу, нормы морали, религиозные нормы, мифы.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Их особенность – никто не придумывает специально; возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Возникли позже обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных воззрений (неспособность объяснить явления природы).

Табу– религиозный запрет, налагаемый на предмет, слово, действия, нарушение которого влекло жестокую кару со стороны богов.

Мифы – рассказы о богах, героях, природных явлениях и т.п., отражавшие представления людей о мире, природе, человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах брачно-семейных отношений и т.д.

Таким образом, нормативная система первобытного общества выступала в виде непререкаемых, абсолютно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности, опирались на авторитет и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения, носили характер мононорм, преобладающее значение имели запреты.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике произошли изменения и в нормативной системе первобытного общества. Так, мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права, религиозные нормы. Появляются первые письменные источники – агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины.

4. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

8. Наиболее правильным следует считать следующее определение права:

1. это наука об обществе;

Это регулятор общественных отношений;

3. это способ существования демократических режимов;

4. это элемент государственного устройства.

9. Наиболее правильным следует считать следующее определение нормы права:

Это способ существования общества;

Это правила поведения людей;

Это механизм властного подчинения;

Это способ существования демократии.

10. Право возникло:

1. - позже государства;

2. - раньше государства;

3. - параллельно с государством.

11. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?

2. - диспозиция;

12.По своему отношению к воле человека юридические факты разделяются на…

1. - события и действия;

2. - желания и реалии;

3. - возможности и отсутствия возможности;

4. - бездействия и стремления.

13. Какое из данных понятий «шире»?

1. - отрасль права;

2. - правовой институт.

14. По общему определению право – это …

1. - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

2.- совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

3. - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

15. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…

1.- романо-германской правовой системе;

2.- мусульманской правовой системе;

3. - англо-саксонской правовой системе

4. - южно-африканской правовой системе.

16. Позитивное право – это…

1. - право, исходящее от государства;

2. - право, принадлежащее человеку от рождения;

3. - право, дарованное человеку богом.

17. Право на жизнь относится к …

1. - естественному праву;

2.- позитивному праву

18. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:

1. - управомочивающие и обязывающие;

2. - императивные и диспозитивные;

3. - правовосстановительные и карательные;

4. - бланкетные и запретительные.

19. Правонарушение – это…

1 - виновное или противоправное нарушение договорных норм;

2 - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

3 - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

20. Законодательство включает в себя…

1 - все законы и подзаконные акты;

2 - только законодательные акты;

3 - все законы и подзаконные акты, судебную практику.

20.Подберите понятие к определению: «Общеобязательное правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться»:

Норма права;

20.Мононормы это:…

1.правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

2. нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

4. правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

1. 21.В каком обществе отношения регулировались «мононормами»:

1. в первобытном обществе;

2. в рабовладельческом обществе;

3. в феодальном обществе;

4. в раннебуржуазном.

22. Обычай становится правовым в результате его…

Санкционирования

23. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по …

1. поддержанию законности и правопорядка в обществе

2. созданию правовых норм, имеющих воспитательное воздействие на общество

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: