Единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей это

Обновлено: 28.03.2024

Светашов Ю.Н., первый заместитель начальника управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края.

Водолазский А.А., заведующий сектором информатизации отдела организационной, методической работы и информатизации управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края.

С момента создания в Ставропольском крае института мировых судей возникла острая необходимость в информатизации их деятельности. Под информатизацией судебных участков мировых судей понимается процесс создания оптимальных условий для обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов в правовой и справочной информации, оснащения судебных участков современным компьютерным оборудованием, телекоммуникационным оборудованием, средствами связи, новыми технологиями сбора, обработки и хранения данных, специализированным программным обеспечением. Этот процесс организуется с целью укрепления самостоятельности судебной власти и независимости мировых судей, повышения эффективности их деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края в области информационных технологий в течение пяти лет существования стали:

  • обеспечение судебных участков мировых судей вычислительной и копировально-множительной техникой;
  • разработка, комплексное внедрение и сопровождение специализированного программного обеспечения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Ставропольского края;
  • обеспечение судебных участков актуальными и регулярно обновляемыми информационно-правовыми ресурсами.

По первому направлению деятельности (обеспечение судебных участков мировых судей вычислительной и копировально-множительной техникой) управлением были организованы ежегодные открытые конкурсы на поставку компьютерного оборудования и оргтехники, заключены государственные контракты и договоры, все обязательства по которым полностью выполнены. Количество компьютеров на настоящий момент составляет 119 единиц на 119 мировых судей (100-процентная обеспеченность), 335 единиц на 470 специалистов аппаратов и управления (71-процентная обеспеченность). Количественный состав принтеров составляет на 119 мировых судей 119 единиц, и 130 единиц на 470 специалистов аппаратов и управления. Количество копировальных аппаратов на настоящий момент составляет 39 единиц на 35 районов (городов) Ставропольского края и управление.

Второе направление деятельности управления (разработка, комплексное внедрение и сопровождение специализированного программного обеспечения судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей Ставропольского края) подразумевает разработку, тестовую эксплуатацию, внедрение и дальнейшее сопровождение специализированного программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" на судебных участках мировых судей Ставропольского края, проектирование и монтаж локальных вычислительных сетей в административных зданиях объединенных судебных участков, поставку компьютерной и коммуникационной техники, настройку оборудования и обучение специалистов.

По данному направлению управлением за пять лет деятельности была проведена продуктивная работа. Так, принимая во внимание, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей законодательством отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, в Краевую целевую программу "Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 - 2005 годы" включена задача создания автоматизированной системы обеспечения деятельности мировых судей края. В 2002 г. было внесено предложение по разработке автоматизированного программного комплекса обеспечения деятельности мировых судей. После проведенного открытого конкурса к этому проекту была привлечена компания "КРОК инкорпорейтед". Компания высочайшего уровня, являясь партнером известных мировых брендов (Hewlett-Packard, Compaq, IBM, Microsoft), великолепно проявившая себя в реализации подобных проектов, идеально подошла для выполнения поставленной задачи.

Разработка программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" была согласована со всеми необходимыми инстанциями, в краевом бюджете в рамках Краевой целевой программы "Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002 - 2005 годы" предусмотрено финансирование расходов на разработку, тестовую эксплуатацию и внедрение программного комплекса судебного делопроизводства АИС "Мировые судьи" в общей сумме 4300 тысяч рублей.

В соответствии с заключенным контрактом на разработку, тестовую эксплуатацию и внедрение программного комплекса по автоматизации процессов судебного делопроизводства, обеспечения деятельности мировых судей каждый год, учитывая объемы финансирования, составлялись планы его реализации на 2003, 2004 и 2005 гг. соответственно.

Ежедневная деятельность мировых судей и специалистов аппаратов подразумевает работу с сетевым программным обеспечением, в том числе информационно-правовыми системами, программным комплексом "Мировые судьи", что неизменно требует наличия на судебных участках локальных вычислительных сетей, высокопроизводительных серверов приложений, активного коммутационного оборудования. Управление, исходя из собственных средств, обеспечило организацию тендеров на проектирование и монтаж структурированных кабельных сетей (для последующего их применения в качестве локальных вычислительных сетей, телефонных сетей, сетей IP-телефонии), поставку серверов и коммутационного оборудования (с оптимальной производительностью для решаемых ими задач). В настоящий момент количество судебных участков мировых судей с функционирующей локальной вычислительной сетью, удовлетворяющей всем современным требованиям и стандартам, оснащенных высокопроизводительными серверами и необходимым коммутационным оборудованием, достигло 70, что составляет 59% от общего количества.

Вся проведенная огромная подготовительная работа позволила произвести внедрение программного комплекса "Мировые судьи", с обучением мировых судей и специалистов аппаратов на 59 судебных участках в следующих регионах Ставропольского края:

Автоматизированный программный комплекс "Мировые судьи" предназначен для повышения эффективности и качества судопроизводства за счет:

  • автоматизации рутинных операций судебного делопроизводства;
  • более быстрого и качественного формирования судебной статистики.

Основные функции программного комплекса "Мировые судьи":

  • автоматизация процессов судопроизводства по уголовным, административным и гражданским делам на судебных участках мировых судей;
  • регистрация заявлений, жалоб, ходатайств и дел, а также учет вещественных доказательств и экспертиз по делу;
  • возможность хранения электронных образов процессуальных документов;
  • автоматическое формирование внутренней отчетности и статистической отчетности на основании учетных данных;
  • контроль процессуальных сроков, движения дел и этапов их рассмотрения;
  • получение оперативной информации как по конкретному делу, так и по выборке дел, быстрый поиск по множеству критериев дела.

Использование программного комплекса позволило:

  • повысить оперативность сбора и формирования судебных документов, следовательно, сократить сроки рассмотрения дел;
  • повысить оперативность сбора судебной статистики за счет сокращения сроков передачи информации;
  • обеспечить быстрый доступ судей и сотрудников аппарата судов к большому объему информации, касающейся текущего состояния материалов и их последующего движения в процессе судопроизводства;
  • повысить степень полноты и достоверности информации, представляемой судебными участками в управление по обеспечению деятельности мировых судей СК, управление Судебного департамента и т.п., сократить сроки этого представления;
  • создать условия для повышения оперативности информационного взаимодействия судов общей юрисдикции с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России.

Вместе с тем при разработке данного комплекса были учтены все требования и механизмы унификации, предъявляемые государственной автоматизированной системой "Правосудие" к подобным проектам, что обеспечит в будущем свободное присоединение к общему глобальному информационному сообществу судов общей юрисдикции (см. рис. 1).

Общая схема работы с ПК "Мировые судьи"

По третьему направлению деятельности (обеспечение судебных участков актуальными и регулярно обновляемыми информационно-правовыми ресурсами) управлением был проведен анализ всех существующих организаций, предоставляющих услуги по обеспечению правовыми справочными комплексами, выявлены их возможности по сопровождению и обновлению предоставляемых программ. В результате, благодаря тому что:

  • система включает свыше 2,3 миллиона документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций, комментариев к законодательству и другой полезной информации;
  • в основе "КонсультантПлюс" лежат современные программные технологии, которые постоянно совершенствуются, - каждый год в системе появляются новые возможности, которые облегчают работу и экономят время пользователей;
  • сеть "КонсультантПлюс" - крупнейшая в России сервисная сеть распространения правовой информации, объединяющая более 700 подразделений во всех регионах, - был заключен договор с компанией "Консультант-СКИФ" (г. Ставрополь) на поставку и сопровождение семи сетевых версий справочных правовых и справочных систем "КонсультантПлюс":
  • КонсультантПлюс: Версия Проф;
  • КонсультантПлюс: Эксперт Приложение;
  • КонсультантПлюс: Документы СССР;
  • КонсультантПлюс: Ставропольский выпуск;
  • КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства;
  • Деловые бумаги;
  • КонсультантПлюс: Судебная практика.

Помимо этого, с 2005 г. компания "Консультант-СКИФ" (г. Ставрополь), благодаря обширной сервисной сети в Ставропольском крае, является поставщиком антивирусного программного обеспечения.

Вышеуказанные действия позволили в кратчайшие сроки обеспечить доступ мировых судей и их аппаратов к нормативно-правовой базе действующего законодательства Российской Федерации и Ставропольского края, а также позволили защитить автоматизированные рабочие места необходимыми средствами борьбы с компьютерными вирусами. Специалистами компании "Консультант-СКИФ" для поддержания в актуальном состоянии справочных баз правовых систем и вирусных баз осуществляется их еженедельное обновление во всех регионах Ставропольского края.

Кроме трех основных направлений управлением на протяжении пяти лет деятельности велась работа по оптимизации процессов эксплуатации, обслуживания и копировально-множительной техники, совершенствовались средства связи и коммуникации, велся анализ количества используемых расходных материалов и поломок техники для последующего более точного прогнозирования на последующие годы.

Для своевременного и стабильного обеспечения судебных участков расходными материалами, материальными ценностями и оборудованием возникла необходимость в наличии оперативных ежемесячных статистических данных о работе судебных участков, для чего специалистами управления была разработана программа для ведения ежемесячной статистической отчетности (см. рис. 2).

Рисунок 2 Не приводится.

Специалистами управления также была разработана программа для свода полученной статистической информации по всем 119 судебным участкам, причем при добавлении каждого отчета в общекраевую таблицу осуществляется контроль над введенными в него данными (такими как остатки по делам и деньгам с прошлого месяца, контроль сумм и т.д.). Внедрение программы помогло уменьшить влияние человеческого фактора и количества ошибок при составлении статистических отчетов, а также значительно облегчило оперативное распределение материальных ресурсов (таких как бумага, картриджи для принтеров, марки, конверты и т.п.).

При быстром развитии мировой юстиции в Ставропольском крае, совершенствовании процессов делопроизводства на судебных участках, резком увеличении единиц компьютерного оборудования особую актуальность приобрела проблема бесперебойной работы компьютерной техники, оргтехники, периферийных устройств и стабильной работы программного обеспечения. Актуальность данной проблеме придало то, что любой шаг в процессе делопроизводства на судебных участках стал невозможен без использования компьютеров, принтеров, ЛВС и т.п.

Несколько факторов, поясняющих очевидность и необратимость перехода процессов делопроизводства на автоматизированную основу:

  • отпала необходимость, как минимум: держать на столах и в личных библиотеках толстенные кодексы и комментарии к ним. Все кодексы и комментарии реализованы как электронные документы, которые можно легко за считанные секунды найти не только по названию, но и найти нужную ссылку или фрагмент по одной фразе. Многократно сократилось и время поиска нужного материала;
  • нет необходимости перепечатывать целиком все судебное решение, приказ, распоряжение, справку из-за единственной ошибки. Таким образом, с появлением компьютеров многократно сократился расход бумаги, используемой в судебном делопроизводстве;
  • после судебного заседания и вынесения решения нет необходимости печатать решение заново, можно воспользоваться предыдущим, сохраненным в электронном виде решением как шаблоном, внести в него необходимые изменения и использовать его как новое. Конечно, для того чтобы внести изменения в уже существующий электронный документ, требуется во много раз меньше времени, чем перепечатывать этот документ на печатной машинке заново. Это привело к появлению больших хранилищ уже готовых к применению, отлаженных шаблонов документов, которые можно было легко использовать для распечатки любой справки или материала;
  • использование электронной почты позволяет многократно сократить время пересылки корреспонденции, а в сочетании с традиционными способами пересылки позволило получать электронную копию документа гораздо раньше ее бумажного оригинала.

В силу территориальной распределенности судебных участков в Ставропольском крае для оперативного реагирования на аварийные или внештатные ситуации, связанные с функционированием техники и особенно программного обеспечения, управлением велась работа по формированию в "узловых" регионах края штата специалистов по информатизации, обслуживающих несколько близлежащих регионов. За пять лет их количество увеличивалось и на данный момент составляет восемь.

В 2005 г. в рамках федеральной целевой программой проводилась работа по установке систем аудиопротоколирования судебных заседаний. Комплекты аудиозалов были установлены в пяти регионах Ставропольского края по следующей примерной схеме:

Схема не приводится.

Управлением в 2006 г. начата работа по монтажу на судебных участках мировых судей цифровых гибридных мини-АТС. Внедрение таких технологий предполагает появление ряда преимуществ и дополнительных сервисов для пользователей, позволяет обеспечить всех мировых судей и специалистов аппаратов телефонами с внутренними номерами, осуществлять контроль за лимитами на телефонные переговоры и доступом на городские (внешние) телефонные линии. А также появляется телефонная связь между мировыми судьями, специалистами в пределах здания без использования городских линий, следовательно, значительно уменьшается загруженность на городские телефонные линии, появляется возможность конфигурации (переконфигурации) телефонной сети с помощью доступных средств для приведения всей телефонной сети к оптимальной конфигурации. Так, в настоящее время такая мини-АТС установлена на 18 судебных участках г. Ставрополя: в Промышленном, Октябрьском и Ленинском районах, использует для своей работы ранее проложенную структурированную кабельную сеть, а также обладает возможностью обработки IP-пакетов, следовательно, позволяет построить в дальнейшем сеть IP-телефонии.

За пять лет деятельности в области информационных технологий управлением были созданы материально-техническая база, информационная инфраструктура, мировые судьи и их аппарат обеспечены информационно-правовыми ресурсами, на 50% судебных участков успешно функционирует программный комплекс "Мировые судьи", возросло количество специалистов по информатизации, начато и внедрение IP-телефонии и т.п. Вместе с тем дальнейшее развитие в области информатизации управления состоит не только в завершении работ по вышеуказанным направлениям, но и в дальнейшем их совершенствовании и развитии, а также в разработке концепции и ее последующей реализации для решения приобретающих особую актуальность проблем, прежде всего обеспечения информационной безопасности.

Успешная работа любого суда зависит не только от профессионализма судей и работников аппарата, но и от умения продуктивно действовать в современных условиях. Понимая, что за информационными технологиями кроются значительные резервы повышения доступности правосудия, эффективности и качества судебного производства, управление и в дальнейшем намерено проводить активную работу в этом направлении. С этой целью управлением проведена работа по разработке Краевой целевой программы "Информатизация органов государственной власти Ставропольского края на 2006 - 2008 годы".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети "Интернет"

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть "Интернет", в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей осуществляются Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 240-ФЗ, в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет".

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для мировых судей указанные требования устанавливаются Судебным департаментом, для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов);

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации;

6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей - совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) отсроченная трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи;

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

8) прямая трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени;

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

9) частичная трансляция судебного заседания - трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая после проведения судебного заседания в записи.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов); (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации;

6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей - совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил; (Пункт введен - Федеральный закон от 18.07.2011 № 240-ФЗ; в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

7) отсроченная трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи; (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

8) прямая трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени; (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

9) частичная трансляция судебного заседания - трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая после проведения судебного заседания в записи. (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

2) порядок исполнения судебных актов;

3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен

1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

3) размещение информации о деятельности судов в сети "Интернет"; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов;

7) трансляция открытых судебных заседаний в сети "Интернет" в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.

4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.

Статья 8. Права пользователей информацией

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации

Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов

1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети "Интернет"

(Наименование в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть "Интернет", в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

11. Мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей осуществляются Судебным департаментом и органами Судебного департамента. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2011 № 240-ФЗ; в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет". (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для мировых судей указанные требования устанавливаются Судебным департаментом, для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;

4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Глава 3. Предоставление информации о деятельности судов

Статья 12. Присутствие в судебных заседаниях

1. Граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Порядок доступа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.

Статья 13. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов

1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах ма

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов);

2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 6 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей - совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

Информация об изменениях:

Статья 1 дополнена пунктом 7 с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

7) отсроченная трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи;

Информация об изменениях:

Статья 1 дополнена пунктом 8 с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

8) прямая трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени;

Информация об изменениях:

Статья 1 дополнена пунктом 9 с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

9) частичная трансляция судебного заседания - трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая после проведения судебного заседания в записи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: