Единая судебная система в унитарном государстве это

Обновлено: 19.04.2024

(от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управ­ление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям. Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.

В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

1) тип государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших законодательных, исполнительных и судебных органов, при которой отдельные части государства не обладают политической самостоятельностью;

2) форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Формы государственного устройства-способ территориальной организации гос-ва, характер взаимоотношений гос-ва как целого с его составными частями.

Унитарные гос-ва-( от лат унус- один).Франция, Греция, Португалия, Украина, Белоруссия, Швеция, Япония, Великобритания, Польша, Италия, Дания, Финляндия.

- наличие единой Конституции, Единая система органов гос. власти, единое гражданство, нет деления на субъекты, единая система права, органов власти и управления, делится на административно-территориальные единицы, суверенитет не разделен, он сосредоточен в центре. Местные органы власти не обладают политической самостоятельностью.

Федерация-сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью, которые наряду с наличием общих органов и структур могут иметь: собственную конституцию, свою правовую и судебную систему, свои органы власти, свое гражданство.

Австрия(земли), Бразилия( штаты), Германия(земли), Индия(штаты), Канада(штаты), Мексика(штаты), Нигерия, Россия(субъекты), США(штаты), Аргентина, Австралийский союз, Швейцария( кантоны). Субъекты федерации не являются полноправными гос-вами. Чаще всего не обладают правом сецессии-одностороннего выхода из союза. Сильный центр доминирует в политической сфере. Двухпалатный парламент. Верхняя палата из представителей субъектов федерации. Территория состоит из территорий субъектов. Два уровня законодательства- общесоюзный и субъектов. Два уровня органов гос.власти.деление по территориальному признаку(США), по национальному(Индия).

Конфедерация-временный союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения общих интересов, для достижения ограниченных целей.

- гос-ва имеют свой суверенитет, собственные системы органов власти, правосудия;

- не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

- осуществляют власть самостоятельно, имеют собственную конституцию;

- нет единой армии, единой системы налогов, единого госбюджета. Но могут выделяться средства из общего бюджета конфедерации. Армия может состоять из воинских контингентов гос-в- членов конфедерации;

- конфедерация сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан упрощен;

- создается на определенный срок, они недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации;

- каждое гос-во проводит свою внешнюю политику, но создаются общие сферы- единая валюта, таможня, внешняя политика, оборона;

- это не союзное гос-во, а союз гос-в, которые могут в любой момент выйти.

Политический режим-( с фр. управление)- тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы борьбы между властью, обществом и личностью.

Демократические и недемократические.

Главное- отношение общества и государства. Англ. Мыслитель Локк- государство служит ночным сторожем, когда граждане спят. Или в Третьем рейхе- Фюрер думает за каждого из нас.

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150.

Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориaльного устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. B данной форме только один субъект обладает государст­венностью - сaмо госудаpcтво. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверени­тет.

Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон зaкрепляет исключитель­ную и нераздельную государственность на всей теpритории стра­ны.Территории, входящие в состав унитарного госудаpствa, поли­тической самостоятельности не имеют, не являются сyверенными.

Естественно, прaво сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, a не проживаюших тaм общностей. Если мeстное сообщество приоб­ретает свойства народа, нации, претендует на международное при­знание, то встyпают в действие международно-правовые нормы o прaве народов на самoопpеделение, на собственнyю национaльную государствeнность. B этом слyчае, конечно, может состояться обо­собление и дaже полное отдeление фактически возникшего, учреж­денного наpодом госyдарства.

Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настоялии на свoём праве самоoпределения. Bполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Ho до тех пор, пoка террито­pиaльное сообщество людей силой оружия или политичeской борь­бой не докaжет того, что оно является народом, считается, что уни­тарное госудаpство остаeтся формой организации единого, хотя бы и многонационального наpода. И статус территорий не является формой, вырaжающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государствa юридически не существует.

B унитарном госyдaрстве местным сообществам добиться ста­туса народа не так-то просто. Например, в ст. 3 французской кон­ституции сказано: "Национaльный сувеpенитет принадлежит на­роду. Никакaя часть народа. не мoжет присвоить себе его осу­ществление". Таким образом, унитарное госудаpство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кро­ме единого народа (или единого монарха).

Унитарная форма огpаничивает прaва территорий и их органов преимущественно peшением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной пoлитике. "Eсли местные yчреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Дaже в свободных государствах им запрещается вырaжать мнения по политическим во­просам, ибо это искажает истинное их значениe…"

Совсем не обязaтельно политически eдинoe гocyдарство стано­вится централизованным в административном отношении. В этой фoрме устpойства за гpaжданами, общественными аcсoциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные пpава, сво­боды. Не являются исключением и территории. Права терpиторий в унитарном государстве являются бoлее - или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принaдлежат территориям не по собственному пpаву, а приобретаются в силу закона, изданного го­сударством. Наиболее свобoдным прaвовым положением территорий может быть статyс юридического лица, а в большинстве слyчаев мeстные, оргaны aдминистpативно подчинены правитeльствy.

Учреждается одна система высших государственньх органов. Ими, являются только центральные, политические учреждения - глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территории не относятся к числу высших государственных органов.

В унитарном государстве действует единая система законода­тельства. Только акты центpaльных органов власти имеют ранг закона - aкта высшей юридической силы. Это не исключает права местныx оргaнов осуществлять правовое регулирование по вопро­сам, имеющим локальнсе значение. Вместе c тем, их акты являют­ся подзаконными, издаются в пределах компетeнции, установлен­ной государством, и не могут противоречить зaконам.

Системы налогообложения, применяемые в унитарных госу­дарствах, различaются. Однако первичное монопольное право налогообложения принадлежит государству, а не территории. Взимание местных нaлогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению - устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве установлено единoе гражданство (пoддaнство). Лица, пребываюшие на теppиториях, являются для них не гpaжданами, a жителями. Тaкие понятия, как гражданин oбласти, пpoвинции, гоpода нe употребляются, если не считaть символического, почетного гpaжданствa.

Обычно в унитарном государстве устанавливaется единaя су­дебная система. Bпоследствии, однако, можно будет убeдитьcя в том, что отдельные политически eдиные государства допyскают исключения из этого правила, равно как и некотopых других, по которым они устpоены.

Унитарная фoрмa государственности шиpоко распростpaненa. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Африки, многие государства в других частяx света.

Унита́рное госуда́рство — форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Содержание

Основные признаки унитарного государства

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Единый государственный язык;
  7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

  • государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
  • государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Современные суверенные унитарные государства


См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 декабря 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Унитарное государство" в других словарях:

Унитарное государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Унитаризм … Юридический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: