Досудебное оздоровление субъекта хозяйствования значение порядок правовое регулирование

Обновлено: 19.04.2024

Досудебное оздоровление - меры по обеспечению ста­бильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, а также по восстановлению их платеже­способности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, уч­редителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными орга­нами и организациями, местными исполнительными и рас­порядительными органами.

Для проведения досудебного оздоровления осуществ­ляются меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сози­данию условий для их стабильной и эффективной хозяйст­венной (экономической) деятельности. В этих целях указан­ные лица могут в соответствии с законодательством:

изменять структуру и состав органов управления юри­дических лиц и иных организаций;

взыскивать дебиторскую задолженность;

принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами;

привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.

5.Процедуры банкротства

По общему правилу в рамках дела о банкротстве при­меняются следующие процедуры:

1. защитный период;

2. кон­курсное производство, включающее санацию и ликвидационное производ­ство.

3. мировое соглашение, может быть заключено на любом этапе производства по делу о банкротстве

Дело о банкротстве начинается с введения защитного периода.

Защитный период - это процедура банкротства, при­меняемая к должнику - юридическому лицу, в целях про­верки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества.

Она вводится с момента принятия хозяйственным судом заяв­ления о банкротстве должника и действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуж­дении конкурсного производства, либо принятия судом ми­рового соглашения либо принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В за­щитный период вводится судом временный управляющий.

Введение защитного периода влечет определенные по­следствия:

приостанавливаются в общем или хозяйственном суде дела, связанные с взысканием с должника денежных средств;

приостанавливается исполнение всех исполнитель­ных документов;

запрещается удовлетворение требований учредите­ля о выделении доли в имуществе должника в связи с вы­ходом его из состава.

Срок защитного периода - не более 3 месяцев.

Введение данной процедуры не влечет отстранения ру­ководителя от управления, вводятся лишь определенные ограничения:

1) заключение сделок и исполнение платежных обяза­тельств органами управления возможно только с письмен­ного согласия временного управляющего;

органы управления должника не вправе принимать решения о ликвидации организации должника;

органы управления должника не вправе принимать решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово - промышленных группах и объединениях юридических лиц.

Если руководитель препятствует работе управляющего, то хозяйственный суд вправе отстранить руководителя пред­приятия от должности.

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего. И если в ходе проведе­ния анализа финансового состояния должника выявлена неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер, то хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство, освобождая временного управляющего и назначая управ­ляющего.

В ходе защитного периода временный управляющий также должен провести проверку на выявление ложного и преднамеренного банкротства.

Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него воз­можности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кре­дитору ущерб, причиненный подачей заявления в суд.

Под преднамеренным банкротством закон понимает банкротство должника по вине его учредителей, собст­венника имущества и иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих права давать обязательные для долж­ника указания либо иным образом определять его дейст­вия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной ответственности по его обязательствам.

Конкурсное производство

Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовле­творения требований кредиторов в установленной очеред­ности, защиты прав и законных интересов должника, а так­же кредиторов и иных лиц в процессе санации или отсутствии санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника.

Одновременно с открытием конкурсного производства суд освобождает временного управляющего и назначает кризисного управляющего (может быть то же лицо). Опре­деление обязательно публикуется. Оно может быть обжа­ловано в апелляционном или кассационном порядке.

Кредиторы предъявляют свои требования к должнику на имя управляющего в течение двух месяцев по открытии конкурсного производства. Управляющий рассматривает в 7-дневный срок, включает в реестр, кредитору выдается выписка из реестра требований. Если управляющий не со­гласен с кредитором, кредитор обращается с жалобой в хозяйственный суд на действия управляющего.

Возбуждение конкурсного производства влечет следую­щие последствия для должника:

материально-правовые - вещно-правовые (управление имуществом должника переходит к управляющему, совершение сделок допускается лишь в по­рядке, предусмотренном законодательством) и обязательственно-правовая (считаются наступившими сроки испол­нения всех обязательств должника, приостанавливается начисление процентов и штрафных санкций по всем обяза­тельствам должника, запрещается выход участников и учре­дителей, выдел их доли, приостанавливается удовлетворе­ние всех требований кредиторов по всем обязательствам);

процессуально-правовые - не допускается взыска­ние по исполнительным документам; исполнительное про­изводство приостанавливается; отменяются все меры обеспечения и аресты имущества, предпринятые всеми су­дами; все иски к должнику во всех судах приобщаются к делу о банкротстве; все новые требования могут быть за­явлены только в процессе банкротства;

административно-правовые - органы управления от­страняются, управление переходит к управляющему, о бан­кротстве делается запись в Единый государственный ре­гистр юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей.

Цель конкурсного производства - определение даль­нейшей судьбы банкрота. Устанавливаются размеры тре­бований кредиторов, производится инвентаризация и учет имущества, принимаются меры к возврату имущества от третьих лиц, разрабатывается план санации или ликвида­ции должника. Вопрос о санации или ликвидации решает собрание кредиторов и направляет через управляющего соответствующее ходатайство в хозяйственный суд. Хозяй­ственный суд рассматривает этот вопрос в заседании и принимает один из актов:

решение о банкротстве с санацией;

решение о банкротстве с ликвидацией;

определение о прекращении производства.

Эти акты подлежат немедленному исполнению.

Срок конкурсного производства составляет при прове­дении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации - 22 месяца.

Санация - это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изме­нение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой помощи для восстановления его устойчивой платежеспособности.

Составляется план санации, в котором отражаются меры по восстановлению платежеспособности должника.

Итогом деятельности управляющего является отчет с предложением:

о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

о заключении мирового соглашения;

о продлении установленного срока санации;

о прекращении санации и заявление в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Отчет должен содержать:

сведения о прибылях и убытках;

данные реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

сведения о наличии денежных средств должника;

расшифровку об оставшейся у должника дебиторской задолженности.

Отчет рассматривается собранием кредиторов, которое созывается не позднее 10 дней по истечении установлен­ного срока. Собрание вправе принять одно из предложе­ний управляющего. Если они не принимают ни одно из решений или в течение 15 дней данное решение не посту­пит в хозяйственный суд, то хозяйственный суд принима­ет решение об устранении управляющего и о назначении нового.

Расчеты с кредиторами проводятся управляющим в порядке, предусмотренном планом санации. Контроль осу­ществляется хозяйственным судом.

Ликвидация - это процедура конкурсного производст­ва, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника и освобождения его от дол­гов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

1-я стадия ликвидационного производства состоит в продаже имущества, способ реализации - торги, но мо­жет осуществляться и другим путем (договор купли-продажи). Имущество, которое ограничено в обороте, может быть продано только на закрытых торгах. Торги проводят­ся в форме конкурса или аукциона. В качестве организато­ра может быть сам управляющий или специальная орга­низация по договору. Имущество, не проданное на первых торгах, выставляется на вторые торги и реализуется без про­ведения торгов на основании договора купли-продажи.

2-я стадия - удовлетворение требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознагражде­ние управляющему. Дальше в соответствии с очередностью:

требования физических лиц, перед которыми долж­ник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

выходные пособия и оплата труда;

по обязательным платежам (штраф, пени);

требования кредиторов по обязательствам, обеспе­ченным залогом имущества;

расчеты с другими кредиторами.

Завершается ликвидационное производство вынесени­ем определения хозяйственного суда после рассмотрения им отчета управляющего. Указанное определение предос­тавляется в орган, осуществляющий государственную ре­гистрацию. С момента внесения записи в ЕГР ликвидаци­онное производство считается оконченным, а должник - свободным от долгов.

Мировое соглашение

Мировое соглашение - процедура банкротства в виде соглашения между должником и кредитором и конкурс­ными кредиторами об уплате долгов, в котором преду­сматривается освобождение должника от долгов или умень­шение долгов, или рассрочка их уплаты.

Суть мирового соглашения - урегулирование взаимоот­ношений между кредитором и должником, обеспечивающее продолжение хозяйственной деятельности должника.

Может быть заключено с момента возбуждения хозяй­ственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии до вынесения судом окончательного ре­шения по делу.

Решение о заключении мирового соглашения прини­мает собрание кредиторов большинством голосов. Оно за­ключается в письменной форме и подписывается лицами, принявшими решение о мировом соглашении. Закон пре­дусматривает обязательные условия, которые должны со­держаться в мировом соглашении:

сведения о порядках и сроках исполнения обяза­тельств должника и о прекращении обязательств должни­ка путем предоставления отступного;

условия об отсрочке или рассрочке исполнения обя­зательств: уступка требования, исполнение обязательств третьими лицами.

Мировое соглашение вступает в силу и становится обя­зательным для его участников со дня утверждения его хо­зяйственным судом. Для этого управляющий в течение 5 дней должен подать в хозяйственный суд заявление об ут­верждении мирового соглашения.

Последствия заключения мирового соглашения зави­сят от того, на какой стадии оно заключено:

во время защитного периода или конкурсного произ­водства - является основанием для прекращения произ­водства по делу;

во время ликвидационного производства - решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного про­изводства не подлежит исполнению.

Со дня утверждения мирового соглашения прекраща­ются полномочия управляющего.

Хозяйственный суд может отказать в заключении ми­рового соглашения.

Если должником не выполняются условия мирового соглашения, кредиторы вправе предъявить свои требова­ния в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

Досудебное оздоровление – меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности.

В этих целях в соответствии с законодательством данные лица могут:

· изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

· взыскивать дебиторскую задолженность;

· привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

· содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

· реорганизовывать юридические лица;

· принимать меры по:

1) выделению ЮЛ и ИП бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

2) погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

реструктуризация - изменение, рационализация производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер хозяйственной (экономической) деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности.

4) изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления

=отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей

= и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей,

=налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита;

4) предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в порядке, установленном законодательством.

Источники предоставления финансовой помощи (ст. 18 Закона N 415-З):

1) предоставление Правительством Республики Беларусь отсрочки исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.

Напомним, что в этом случае на основании п. 1 ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь приостанавливается течение срока исковой давности по обязательствам;

2) предоставление должнику досудебной финансовой помощи за счет средств республиканского бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, в порядке и на условиях, устанавливаемых Президентом Республики Беларусь и (или) законодательными актами;

3) предоставление должнику досудебной финансовой помощи за счет средств местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством;

4) предоставление банками кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации должников в порядке, установленном законодательством.

Защитный период - процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Продолжительность: не может превышать трех месяцев, но по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, хозяйственный суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Понятие, признаки и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства). Способы предупреждения экономической несостоятельности (банкротства). Досудебное оздоровление. Основания признания субъектов хозяйствования экономически несостоятельными (банкротами). Процедуры банкротства. Защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение. Органы управления в процедуре банкротства. Правовое положение антикризисного управляющего. Собрание кредиторов. Особенности банкротства организаций. Упрощенные процедуры банкротства.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими экономическую несостоятельность (банкротство) являются: ГК РБ, ХПК РБ, Закон РБ «Об экономической несостоятельности, банкротстве» от 18.07.2000 г. № 423-3, Указ Президента РБ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. № 508.

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Целью института банкротства является защита прав и законных интересов имущества кредиторов, должника, иных заинтересованных лиц.

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами, согласно нормам законодательства. В соответствии со статьёй 61 ГК РБ экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны коммерческие организации за исключением казенных предприятий, потребительских кооперативов, фондов. Указ Президента РБ №508 содержит специальные нормы, которые не допускают применения процедуры банкротства к субъектам естественных монополий, режимным объектам, объектам, находящимся только в собственности государства.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд.

Заявление о банкротстве может подать сам должник, кредиторы, уполномоченные государственные органы, прокурор. Не может обратиться в хозяйственный суд с заявлением кредитора граждане, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредители должника юридические лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В зависимости от субъекта, инициирующего возбуждение дела о банкротстве, выделяют: заявление должника и заявление кредитора.

Основанием обращения в хозяйственный суд с заявлением должника является его устойчивое или потенциальная неплатежная способность, даже если он находиться в процессе ликвидации. В заявлении должника должны быть указаны:

1. сведения по некоторым категориям задолженности.

2. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

3. сведения об исках и исполнительных документах в отношении должника.

4. сведения об активах должника.

5. сведения о банковских счетах должника.

И иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника.

К заявлению должника следует прилагать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

Основаниями для подачи заявления кредитора могут быть:

· наличие у кредитора достоверных данных об устойчивой или потенциально-устойчивой неплатежеспособности должника.

· либо применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 1 месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований.

· неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности.

· невыплата денежных средств кредитору по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

· недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Все или несколько кредиторов может обратиться в хозяйственный суд с совместным заявлением объединив свои требования к должнику.

Вопросы о принятии заявления о банкротстве решается не позднее 5 дней со дня поступления указанного заявления в хозяйственный суд в судебном заседании с участием кредитора, должника и иногда представителей специального уполномоченного органа.

закон обязывает собственника, учредителей, государственные органы принимать своевременные меры по предотвращению банкротства. С этой целью проводятся досудебные оздоровления. Порядок его проведения установлен в Указе Президента РБ №508.

В период досудебного оздоровления возможны изменения состава и структуры управления юридическим лицом, взысканию дебиторской задолженности, привлечение инвестиций, реструктуризация кредиторской задолженности, представление кредитов в суд, реорганизация юридических лиц и иные меры.

цель досудебного оздоровления не допустить банкротства субъектов хозяйствования.

Закон предусматривает следующие процедуры банкротства:

1. защитный период.

2. конкурсное производство.

3. мировое соглашение.

защитный период применяется к должнику с момента принятия судом заявление о банкротстве. Срок защитного периода до 3 месяцев. Если не завершено судебное оздоровление – до 3 лет.

Суд назначает временно управляющего. Права и обязанности временного управляющего определены законом в статьях 75,76.

Хозяйственная деятельность должника в защитный период не прекращается. Органы управления продолжают деятельность, но с ограничениями. В процессе защитного периода управляющий проводит анализ финансового состояния, и платежеспособности должника с целью выяснить имеются ли основания для возбуждения конкурсного производства и возможно ли восстановить платежеспособность. По окончанию защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве и отчет управляющего. Если в защитный период платежеспособность удаётся восстановить, то суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если платежеспособность имеет устойчивый характер, то суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства.

Конкурсное производство – собственная процедура банкротства. Она включает в себя санацию и ликвидационное производство.

Цель конкурсного производства – максимальное удовлетворение требований кредиторов, защита прав должника, кредиторов. Сроки конкурсного производства составляют при проведении санации 22 месяца, при ликвидационном производстве 16 месяцев.

После открытия конкурсного производства:

o органы управления должника отстраняются, и управление делами возлагается на конкурсного антикризисного управляющего, который назначается хозяйственным судом.

o Право управления имуществом переходит к управляющему.

o Назначается время и место первого собрания кредиторов. Кредиторы составляют реестр требований. Свои требования кредиторы должны защитить в хозяйственном суде.

o В течение 30 дней после открытия конкурсного производства конкурсный управляющий должен разработать и представить собранию кредиторов план санации, либо разработать план ликвидации. Эти планы могут быть разработаны как альтернативные.

Собрание кредиторов рассматривает предложение управляющего и принимает решение, либо об утверждении плана санации, либо об утверждении плана ликвидации, либо заключении мирового соглашения и так далее.

Хозяйственный суд на основании решения собрания кредиторов может принять одно из решений:

1. Об экономической несостоятельности с санацией.

2. О банкротстве и открытии ликвидационного производства.

3. Об утверждении мирового соглашения.

Санация – процедура конкурсного производства, которая предусматривает переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию, оказание финансовой помощи должников.

Цель санации: восстановление устойчивой платежеспособности и урегулирование отношений должника с кредиторами. В процессе конкурсного производства интересы кредиторов представляет собрание и комитет кредиторов.

В законе о банкротстве предусматривается примерный перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, к ним относятся:

· Ликвидация дебиторской задолженности.

· Исполнение обязательств должника унитарного предприятия или третьим лицом.

· Предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при департаменте по санации и банкротству.

· Закрытие не рентабельных производств.

· Продажа части имущества должника.

· Уступка требования должника.

· Предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

· Продажа предприятия должника и другие меры, не противоречащие законодательству.

в ходе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов отчет по своей деятельности. По требованию суда управляющий должен также предоставлять сведения о ходе санации в хозяйственный суд. По истечении срока санации управляющий должен отчитаться перед собранием кредиторов. Отчет управляющего вместе с реестром требований кредиторов, балансом должника на последнюю отчетную дату и протокол собрания кредиторов и отправляется в суд для рассмотрения.

По результатам рассмотрения суд выносит одно из следующих решений:

· Об утверждении отчета. В этом случае процедура санации прекращается в связи с восстановление платёжеспособности, и должник обязан рассчитаться с кредиторами в течение 12 месяцев.

· Об отказе утверждения отчета. И открытии ликвидационного производства.

· О продлении срока санации.

· Об утверждении мирового соглашения.

Ликвидационное производство открывается судом после принятия решения об открытии ликвидационного производства. Ликвидационное производство не применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства по государственным и международным заказам.

Управляющий осуществляет продажу имущества, а также требований должника на торгах.

Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном законом. Вне очереди производятся выплаты судебных издержек, вознаграждение управляющему, а также все платежи по обязательствам, возникшим в период санации. Затем в соответствии с реестром требований производятся расчеты с кредиторами. Требования кредиторов и каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди, пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Требования не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, признается судом погашенным. Управляющий ежемесячно представляет отчеты о ходе ликвидационного производства, собранию кредиторов по требованию суда также в суд.

По завершению расчетов с кредиторами управляющий предоставляет в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства, к которым прилагаются:

· Документы, подтверждающие продажу имущества должника.

· Реестр требований кредитора с указанием размера погашенных требований.

· Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

· Документы, содержащие сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов имущества должника.

Хозяйственный суд рассматривает отчет управляющего по итогам ликвидационного производства. В случае, если отчет признается обоснованным хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. На основании этого определения в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вноситься запись о ликвидации должника.

Мировое соглашение – процедура банкротства в виде соглашения между должником и кредиторами об уплате долгов.

Мировое соглашение может быть соглашено на любой стадии дела о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Требования к содержанию и форме мирового соглашения содержаться в законе. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному утверждению хозяйственным судом.

После утверждения мирового соглашения суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Односторонний отказ от выполнения мирового соглашения не допускается. Хозяйственный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения по основаниям, содержащимся в законе. Мировое соглашение может быть признано также не действительным по заявлению должника кредитора и других заинтересованных лиц. В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется.

Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношение не менее 1\3 требований кредитора.

Расторжение мирового соглашения в отношении отдельного кредитора не влечет расторжение мирового соглашения в отношении отдельных кредиторов.

Досудебное оздоровление долж-ка предст-т собой меры по обеспе-чению стаб-й и эффек-й хоз-й деят-ти орг-ций и инд-х предп-й, а также по восстановлению их плат-ти, принимаемые руководителями организаций, собств-ком имущ-ва унит-го предп-я, учредителями ор-ган-й, инд-ми предп-ми, гос-ми органами и организациями, местными исполнительными и рас-порядительными органами. Должник вправе принимать меры по предупреждению экон-й несост-ти (банк-ва) са-мост-но либо обратиться в госуд-й орган, в ведении либо подчинении кот-го он находится, к-е оформляется в виде заявления в произвольной форме к к-му прилагаются любые док-ты, свид-щие о неплатеж-ти. Решение о проведение досудебного оздоровления должника при-нимаются в форме, определенной положением об органе, которым оно принимается – приказом, решением и т.д. С принятием решения о досудебном оздоровлении утверждается план мероприятий, направ-ленных на предупреждение банкротства. Меры по досудебному оздо-ровлению могут проводиться как до возбуждения производства по делу о банкротстве, так и после него. Если до возбуждения производ-ства по делу о банкротстве досудебное оздоровление еще не заверше-но, то в силу пункта 1.16. Указа № 508 перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника включается в план за-вершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, в целях завершения досудебного оздоров-ления может быть продлен сроком до трех лет. На основании отчета об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде хозяйственным судом выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном законодательством порядке

В случае если реализация мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных в плане завершения досудебного оз-доровления в защитном периоде, привела к восстановлению платеже-способности должника, дело о банкротстве прекращается. Если же план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде не выполнен и платежеспособность должника не восстановлена, хозяй-ственный суд выносит определение об открытии конкурсного произ-водства. На хозяйственные суды возложена обязанность по своевре-менному информированию посредством вынесения и направления частных определений о необходимости принятия мер по проведению досудебного оздоровления, если взыскиваемая с должника сумма не позволит ему в дальнейшем осуществлять предпринимательскую деятельность. Орг-и, в отношении которых вынесено частное опреде-ление, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, либо принять соответствующие меры по досудебному оздоровлению, либо предоставить обоснованное решение о его нецелесообразности.

90. Зашитый период- процедура экон-й несост-ти (банк-ва), примен-я к должнику-организации, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущ-ва должника. Вводится с момента принятия хоз судом заявл-я об экон-й несост-ти, (банк-ве) должника и действует до мом вынесения хоз-м судом определения о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к суд-му разб-ву, либо утверждения хоз-м судом мирового соглаш-я, либо принятия хоз-м судом решения об отказе в признании должника экон-ки несост-м (банк-м). Срок защитного периода по общему правилу-3 месяца.

Конкурсное производство - процедура экон-й несост-ти (банк-ва), осущ-ая в целях макс-но возможного удовл-я треб-й кредиторов в устан-ой очередности, защиты прав и законных инт-в должника, а также кредиторов и иных лиц. Общий срок конк-го произ-ва сост-т при проведении ликвид-го производства 16 мес, а при проведении санации - 22 мес.

Основания для возбуждения конкурсного производства:

* если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

* при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Обязанность проведения анализа финансового состояния и плате-жеспособности в процессе защитного периода лежит на временном управляющем (ст. 36 Закона о банкротстве), а в процессе конкурсного производства - на антикризисном управляющем (ст. 76 Закона о бан-кротстве).

С момента открытия конкурсного производства управление делами должника возлагается на управляющего, приостанавливаются полно-мочия органов управления должника и собственника имущества должника-юридического лица, полномочия руководителя должника и иных органов управления переходят к управляющему за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом о банкротстве к другим лицам (органам). В этой связи хозяйственным судам при осуществлении контроля за деятельностью управляющих необходимо требовать представление доказательств, свидетельствующих о начале осуществления управляющим полномочий по управлению должником, принятия от руководителя должника необходимых документов, печатей, штампов и других дел, отстранения от участия в управлении должником собственника имущества, учредителей (участников) юри-дического лица.

Под мировым соглашением Закон о банкротстве понимает со-глашение между должником и кредиторами об уплате долгов, кото-рым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и др.

В соответствии с п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» д о с у д е б н о е о з д о р о в л е н и е — это меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами.

В этих целях указанные лица могут в соответствии с законодательством:

– изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

– взыскивать дебиторскую задолженность;

– принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

– привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

– содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

– принимать меры по:

– погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

– предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

– по реорганизации юридических лиц и т. д.

Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 126 «Об утверждении типового Положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» [100] при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Численность комиссии, как правило, не должна быть менее семи человек.

В состав комиссии включаются заместители руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, представители органа государственного управления по делам о банкротстве, а также другие представители указанных и иных государственных органов и организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование.

Целями деятельности комиссии являются:

– разработка и внесение в республиканский орган государственного управления, местный исполнительный и распорядительный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению;

– подбор, организация подготовки наряду с органом государственного управления по делам о банкротстве, а также аккредитация лиц на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего;

– подготовка предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде или планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

Основными задачами комиссии являются:

– рассмотрение перечней представляемых органом государственного управления по делам о банкротстве градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, являющихся неплатежеспособными, устойчиво неплатежеспособными или неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер;

– проведение анализа финансового состояния и платежеспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся устойчиво неплатежеспособными или неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер, в целях принятия решения о целесообразности проведения их досудебного оздоровления;

– проведение экспертиз финансового состояния и платежеспособности, а также экспертиз планов финансового оздоровления (санации) организаций, находящихся в процедуре банкротства;

– контроль за исполнением мер по досудебному финансовому оздоровлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– формирование и ведение реестра аккредитованных лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы.

Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2005 г. № 298 «О создании Совета по координации деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» [154] в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) создан на постоянной основе Совет по координации деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при Совете Министров Республики Беларусь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: