Досудебная претензия по дтп к виновнику без страховки образец

Обновлено: 28.03.2024

Российское законодательство обязывает всех водителей застраховать своё транспортное средство. Однако, к сожалению, не все следуют букве закона. К тому же бывают случаи, когда действующая страховка уже закончилась, а новый полис собственник авто ещё не успел приобрести.

И всё равно никто не застрахован от аварий. Если водитель окажется виновным в случившемся, надеяться на страховую не придётся и компенсация причиненного ущерба ляжет на его плечи. Для этого потерпевший направляет досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Что это за документ?

Досудебная претензия по ДТП – это письменный документ, содержащий требования физического лица (группы лиц), возместить нанесённый аварией ущерб. Некоторые пытаются в устной форме договориться со второй стороной о порядке добровольного возмещения, однако никаких гарантий такая договорённость не даёт. Поэтому для получения уверенности в том, что выплаты будут произведены, лучше все оформить как следует.


Случаи, когда претензия необходима

Написать подобный документ понадобиться в нескольких случаях. Так, рассмотрим, в каких ситуациях составляют досудебную претензию:

  1. Ущерб не покрывается страховыми выплатами. Гражданское автострахование предусматривает максимальную сумму, которую страховая компания может выплатить в случае ДТП. Она составляет 400 тыс. руб. Однако не всегда таких средств достаточно, чтобы компенсировать, причинённый транспортному средству, урон. Тогда недостающую сумму следует требовать с виновника.
  2. В аварии участвовало несколько автомобилей. Но в таком случае, лимитированная сумма будет распределяться между всеми пострадавшими, это, в свою очередь увеличивает шансы на то, что выплаченных денег будет недостаточно, чтобы покрыть понесённые расходы.
  3. Отсутствие ОСАГО или окончание действия полиса, а также в случае законного отказа страховщика производить выплаты.
  4. Ситуация не подпадает под понятие ДТП. Например, водитель повредил авто другого владельца не в момент движения, а когда они находились на стоянке и тот просто зацепил чужую машину дверцей своего автомобиля.
  5. Был нанесён не только материальный, но и моральный вред человеку. К примеру, если водитель сбил пешехода, и, помимо затрат на лекарства, тому понадобилось лечить и психику после пережитого потрясения.


Составляем документ

Досудебная претензия виновнику ДТП не имеет строго определённого шаблона и оформляется в свободной форме. Составить её пострадавшая сторона может и самостоятельно. При желании для составления досудебной претензии можно обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Необходимая информация для претензии

Чтобы документ был грамотно составлен, в нём должна быть следующая информация:

  • сведения о виновнике происшествия;
  • полная информация о ДТП: дата, время и место события, описание подробностей аварии, её последствий, а также нанесённого ущерба;
  • во сколько повреждения оценила автотехническая экспертиза, данные о стоимости ремонта авто;
  • сумму, которую выплатила страховая (если такие выплаты существовали);
  • разница между страховыми выплатами и реальным ущербом;
  • принцип определения морального вреда (когда такой был);
  • требование выплатить недостающую сумму;
  • сколько времени даётся на возмещение ущерба ДТП;
  • контактные данные пострадавшей стороны.

досудебная претензия виновнику дтп без осаго

Как правильно заполнить

Как уже было отмечено, претензия виновнику ДТП не имеет обязательной формы. Она может быть заполнена от руки или напечатана на компьютере. Лучше составлять документ сразу в двух экземплярах или оставить у себя его копию на случай, если к рассмотрению дела придётся привлекать уполномоченные органы.

Проследите, чтобы информация в претензии совпадала с той, что значится в сопроводительной документации.


Что требовать с виновника

Претензия водителю о возмещении ущерба может содержать различные требования:

  • произведение или оплату ремонта транспортного средства и устранение вреда, причинённого в дорожно-транспортном происшествии;
  • возмещение расходов, в том числе и на лечение травм, что были полученные пострадавшей стороной;
  • компенсацию средств за оплату других услуг (эвакуатор, независимая экспертиза, юридическая консультация и т.д.);
  • возмещение морального вреда.


Дополнительные документы

К претензии необходимо приложить следующий пакет документов:

  • справку о ДТП, составленную сотрудниками ГИБДД;
  • бумагу от страховой компании о наступлении страхового случая;
  • протокол об административном правонарушении;
  • чеки, квитанции и другие документы, которые могут подтвердить понесённые расходы;
  • документы на автомобиль, подтверждающие право на получение компенсации;
  • результаты, что показала экспертиза при ДТП;
  • иные документы, обосновывающие требования потерпевшего (медицинская документация, договор на оказание правовой помощи и т.п.).


Бланк претензии при ДТП

Примерный бланк при ДТП можно попросить у сотрудников ГИБДД, взять во время консультации у юриста или просто найти в интернете.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО

Ознакомьтесь с досудебной претензией виновнику ДТП, образец которой представлен ниже.

Что делать с документом

Досудебная претензия к виновнику ДТП без страховки для начала подаётся самому виновнику аварии. Как правило, водители пугаются возможных дальнейших последствий и идут на контакт с пострадавшим. Второй экземпляр или копию претензии следует хранить у себя на случай судебного разбирательства.

Куда и как подается

Досудебная претензия по ДТП вручается виновной стороне одним из следующих способов:

  • лично;
  • через курьера;
  • по почте заказным письмом с уведомлением.

В первом случае следует, чтобы виновник сделал отметку о получении документа на вашем образце претензии. При выборе одного из двух последних вариантов нужно сохранить все чеки, квитанции и другую документацию, подтверждающую отправку.


Срок подачи и рассмотрения

В какой срок рассматривают документы такого рода в нормативах не определено. Единственное, сказано, что он должен быть разумным. Пострадавший сам в претензии должен определить временные рамки для выполнения виновником выдвигаемых требований. Как правило, такой срок составляет от 10 до 30 дней.

Срок возмещения убытков

Говоря о возврате убытков водителем, виновным в ДТП, следует отметить, что ему нужно придерживаться сроков, оговоренных в претензии. При невозможности вложиться в такие временные рамки, необходимо связаться с пострадавшим, объяснить ему ситуацию и оговорить другие сроки исполнения обязательства, если тот пойдёт на уступки.


Когда могут отказать

Претензионный документ не всегда принимается к исполнению виновной стороной. Так, другой участник происшествия может отказаться выполнять заявленные требования, если:

  • считает, что он невиновен в ДТП;
  • считает, что его вина ещё не доказана;
  • не согласен с размером причинённого вреда;
  • не согласен с результатами проведения независимой экспертизы;
  • и т.д.

При этом виновник вправе дать письменный ответ на претензию или не реагировать на неё вовсе. Но следует учитывать, что в обоих таких случаях потерпевший может обратиться в суд.

Не стоит несерьёзно относиться к подобному документу. Так, в случае, если вы действительно виновны в происшествии, это не сыграет вам на руку, а только повлечёт за собой ещё более негативные последствия.


Когда нужно обращаться в суд

При отсутствии у виновника полиса, иск к страховой компании подать невозможно. Если виновная сторона отказывается выполнять требования, указанные в претензии, или срок их выполнения истёк, а никаких действий за этим не последовало, у потерпевшего есть право подачи искового заявления в суд.

Срок исковой давности по таким делам составляет три года. В иске потерпевший может требовать:

  • возместить фактически понесённые расходы;
  • заплатить сумму, которую ещё следует потратить на восстановление авто в будущем;
  • уплатить среднестатистическую стоимость автомобиля, если он сильно повреждён и не подлежит ремонту;
  • компенсировать моральный вред;
  • заплатить упущенную выгоду.


Вместе с исковым заявлением нужно подать те же документы, что и с претензией плюс паспорт истца и копию самой претензии, а также ответа на неё (если такой был). За подачу иска придётся заплатить государственную пошлину. Квитанцию об оплате прилагают ко всем документам. Сумму госпошлины обычно требуют взыскать с ответчика, в случае принятия положительного решения по делу.

Судебная практика

В отличие от страховых выплат по ОСАГО, в суде нет лимитов по суммам, на которые можно претендовать истцам. Однако главная сложность в этом случае заключается в том, что у виновника может просто не быть достаточно средств, чтобы компенсировать все затраты потерпевшему лицу. Как показывает практика, проще всего добиться выплат, когда в роли ответчика выступают государственные организации или частные юридические лица.

Как правило, если человек, действия которого привели к ДТП, признаёт свою вину, он старается не доводить дело до судебного разбирательства и выполнить требования досудебной претензии ДТП в добровольном порядке. Это связано с тем, что за судебной тяжбой обязательно следует наступление ответственности и ещё большие затраты как времени, так и денег.

Заключение

ДТП – всегда неприятная ситуация, особенно для собственника пострадавшего автомобиля. Приумножает количество проблем отсутствие полиса ОСАГО у виновной стороны. В таком случае требовать возместить всю сумму причинённого ущерба приходится у виновника. При этом последний не всегда соглашается идти на контакт и выплатить всё в добровольном порядке. Тогда составляется досудебная претензия. В случае её неисполнения, за защитой своих прав можно обратиться в суд.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Если у виновной в ДТП стороны нет страховки, потерпевшему придется требовать возмещения вреда непосредственно с виновника ДТП. Если решить вопрос о возмещении на месте не получилось, заявлять о своих требованиях придется в претензионном порядке. О том, как составить досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО, расскажем в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Что делать, если Вы попали в ДТП

При попадании в ДТП следует придерживаться следующего алгоритма действий:

Что такое претензия и как ее оформить

Претензия – официальный письменный документ, в котором одна сторона правоотношений направляет свои требования другой стороне. В нашем случае пострадавшая в ДТП сторона заявляет виновнику ДТП требование о возмещении нанесенного вреда. Что же дает такая претензия?

  • В претензии указывается сумма требования и срок его исполнения, обязательный для должника.
  • Письменная претензия показывает серьезность намерений ее составителя и увеличивает шанс решить спор без обращения в суд.
  • Хотя претензия к виновнику ДТП как досудебный порядок урегулирования спора необязательна, в суде она дает преимущество истцу.
  • Если машина виновника принадлежит юридическому лицу, подача претензии является обязательной по закону.

Порядок проведения экспертизы

Перед составлением претензии нужно осуществить еще один важный шаг: провести экспертизу полученных автомобилем повреждений. Правильность экспертного заключения имеет определяющее значение при возмещении вреда при ДТП, поэтому важно организовать экспертизу в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

  1. Для проведения экспертизы нужно обратиться в специальную экспертную организацию, имеющую соответствующие лицензии, и заключить с ней договор на оказание услуг.
  2. Когда место и время экспертизы назначено, нужно уведомить об этом других участников ДТП не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.
  3. В назначенное время эксперт проводит осмотр автомобиля, после чего рассчитывает фактическую сумму нанесенного ущерба.
  4. Результаты оформляются в экспертном заключении, которое передается заказчику услуги.

Перед проведением экспертизы лучше заблаговременно уведомить о времени и месте ее проведения виновника ДТП, чтобы он имел возможность присутствовать на ней и убедиться в добросовестности и достоверности ее проведения.

Необходимые документы

Экспертиза осуществляется не только на основании осмотра автомобиля, но и документов, подтверждающих факт ДТП. Обычно эксперту предоставляется следующий пакет документов:

  • паспорт заказчика;
  • документы на машину: ПТС, СТС;
  • копия постановления об административном правонарушении;
  • копия полиса ОСАГО;
  • акт осмотра автомобиля от страховой компании (при наличии);
  • расчет суммы ущерба, сделанный страховщиком (при наличии).

Все указанные документы также нужно будет приложить к претензии.

В какие сроки подавать претензию

Законом предусмотрены следующие сроки предъявления требований:

  • 3 года – на возмещение материального ущерба;
  • Бессрочно – на компенсацию вреда здоровью и морального вреда.

Однако с подачей претензии лучше не затягивать: доказать причинение вреда «по свежим следам» намного проще.

Как составить претензию

Когда экспертиза и другие необходимые документы на руках, можно приступать к подготовке претензии виновнику ДТП. Составлять претензию лучше всего в следующем порядке:

  1. Составить шапку документа. В ней указывается, кому направляется претензия и от кого. В отношении граждан указываются ФИО, адрес проживания и телефон, в отношении юридических лиц – наименование и адрес местонахождения.
  2. Название документа: претензия. Из наименования документа должен быть понятен смысл документа.
  3. Описать суть претензии. Это основная часть документа, в которой следует указать все обстоятельства произошедшего:
    • дата и обстоятельства ДТП;
    • сведения о постановлении ГИБДД;
    • сведения об участниках ДТП: ФИО, марки и гос. номера автомобилей, номера водительских удостоверений;
    • сведения о страховках участников;
    • результаты проведенной экспертизы о состоянии автомобиля;
    • ссылки на нормативные акты, подтверждающие требования заявителя.
  4. Сформулировать требования к виновнику ДТП: возместить все понесенные в связи с ДТП затраты.
  5. Поставить подпись и текущую дату.

Досудебная претензия виновнику ДТП о возмещении имущественного вреда

Что можно требовать с виновника ДТП

С виновника можно требовать полного возмещения причиненного ДТП вреда:

  • стоимость ремонта автомобиля, установленную экспертизой;
  • стоимость услуг эвакуатора;
  • возмещение затрат на проведение экспертизы;
  • компенсацию морального вреда;
  • возмещение вреда здоровью потерпевшего;
  • компенсацию иных расходов, понесенных в связи с ДТП.

Как правильно вручить претензию

Чтобы претензионный порядок считался соблюденным, претензию нужно надлежащим образом вручить. Существует 2 способа вручения претензии:

Срок ответа на претензию

Если данные сроки в документе не оговорены, ответ должен быть дан в разумный срок, что в соответствии с обычаями делового оборота составляет 30 дней.

Претензия в страховую компанию по ОСАГО

Претензия в страховую компанию по ОСАГО

Претензия на возврат денежных средств

Претензия на возврат денежных средств

Претензия на возврат телефона ненадлежащего качества

Претензия на возврат телефона ненадлежащего качества

Когда нужно обращаться в суд

Если виновник ДТП не исполняет требования, указанные в претензии, в добровольном порядке, или потерпевший и виновник не пришли к иному соглашению, спор о возмещении убытков придется решать в суде. Для этого необходимо составить исковое заявление.

Как составить исковое заявление

Законодательные требования к исковому заявлению указаны в ст. 131 ГПК РФ. Так, в иске следует указать информацию:

  • в какой суд направляется заявление;
  • ФИО и адрес истца;
  • ФИО и адрес ответчика, дата и место рождения, место работы (если они известны), паспортные данные (также можно предоставить СНИЛС или ИНН);
  • суть обращения с обоснованием;
  • цена иска;
  • сведения о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора;
  • перечень требований к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись

Данная информация оформляется по аналогии с претензией. Чтобы сэкономить время, можно воспользоваться нашим бланком искового заявления.

Многие автолюбители не понаслышке знают о том, как нелегко общаться со страховой компанией: возместить реальный ущерб после ДТП получается далеко не у каждого. Но если действовать юридически грамотно, справедливости добиться все же можно. Правильно составленная претензия к страховой компании может помочь решить спор, не доводя дело до суда.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Когда нужно писать претензию?

Основная цель составления претензии в страховую компанию – потребовать от нее выполнить свои обязательства по выплате компенсации в соответствии с заключенным договором страхования. На практике часто происходят случаи, когда страховая компания сильно занижает стоимость нанесенного ущерба после ДТП или вовсе затягивает с выплатой. Это является нарушением договора страхования.

Законодательством о страховании предусмотрено обязательное досудебное обращение в страховую компанию до подачи иска в суд. Это значит, что без предварительного направления претензии страховой компании подать на него в суд не получится. Поэтому претензия – первый и обязательный шаг к решению конфликта со страховой компанией.

Что является нарушением по полису ОСАГО?

Обязательства страховой компании по осуществлению страхового возмещения по полису ОСАГО довольно подробно регламентированы Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об обязательном страховании»). Поэтому независимо от того, с какой страховой компанией заключен договор страхования, права и обязанности сторон договора будут одинаковыми. Рассмотрим наиболее распространенные нарушения со стороны страховой компании.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об обязательном страховании» компания-страховщик обязана иметь своего представителя в каждом регионе. При этом, они должны быть уполномочены на рассмотрение заявлений потерпевших, проведение экспертизы и на осуществление выплат. Любые попытки заставить страхователя обращаться к страховой компании в другой регион являются нарушением его прав.

Занижение размера страховой выплаты

Хотя статья 12 ФЗ «Об обязательном страховании» содержит требование о проведении независимой технической экспертизы поврежденного имущества, на практике для страховых компаний такие экспертизы проводят «свои» оценщики. В результате страхователь получает сумму значительно меньше ожидаемой. В этом случае потерпевший праве обратиться за проведением экспертизы в другую организацию и в претензии к страховой компании о занижении выплаты потребовать доплатить недостающую сумму.

Важно! Если сумма ущерба занижена не более, чем на 10 %, расхождение в суммах считается в пределах статистической достоверности (п. 3.5 Методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 N 432-П). Иными словами, взыскать недостающую разницу можно только если она превышает 10 % от суммы возмещения ущерба.

Страховщик нарушает сроки осуществления выплаты

Согласно п. 21 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании» у страховой компании есть 20 календарных дней на рассмотрение заявления потерпевшего. По истечении данного срока страховая компания обязана выполнить одно из трех действий:

Если ничего из вышеперечисленного сделано не было, имеет место ненадлежащее оказание услуг страхования. П. 21 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании» обязывает страхователя в случае несоблюдения данных сроков выплатить пострадавшему неустойку в размере:

  • 0,5 % от суммы страхового возмещения за каждый день прострочки (либо от предельной суммы возмещения, если сумма возмещения не определена) – если не выдано направление на ремонт или не направлен отказ в выплате;
  • 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки – если страховое возмещение не выплачено вовремя.

Пример. Заявление о выплате страхового возмещения подано в страховую компанию 01 февраля. Страхователь оценил стоимость ущерба, подлежащего возмещению, в 100 000 рублей. Деньги были выплачены пострадавшему лишь 10 марта, т.е. спустя 37 дней с момента подачи заявления. Таким образом, страховая компания обязана выплатить в дополнение к страховому возмещению неустойку в размере 100 000 руб. х 17 дней х 1 % = 17 000 рублей.

Страховщик неправомерно отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения, ссылаясь на самые разные причины. Чаще всего отказ происходит, когда виновник в ДТП не определен, а спорная ситуация находится на рассмотрении в суде. В таком случае основанием для предъявления претензии на отказ в выплате страхового возмещения будет судебное решение, определяющего виновника ДТП и, соответственно, сторону, убытки которой подлежат возмещению.

Произведен некачественный страховой ремонт автомобиля

В этом случае можно потребовать вернуть деньги за некачественно произведенный ремонт. Однако здесь имеется один нюанс: деньги можно вернуть именно за ту часть ремонта, которая выполнена некачественно, а не за весь ремонт.

К примеру , если при замене нескольких деталей одна оказалась некачественной, деньги вернут только за бракованную деталь и стоимость ее установки. Формально в законе это условие не указано, но сложившаяся судебная практика исходит из соразмерного возмещения вреда (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2019 по делу № 7-КГ19-14).

Претензия в транспортную компанию

Как составить претензию в транспортную компанию? Пошаговый порядок

Претензия к туроператору на возврат денег

Претензия к туроператору на возврат денежных средств

Претензия застройщику об устранении недостатков

Претензия застройщику об устранении недостатков

Как написать и подать претензию по ОСАГО?

Порядок урегулирования споров по ОСАГО содержится в статье 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании». Так, в случае нарушения прав страхователя, для защиты своих прав он должен подать претензию в страховую компанию.

Срок подачи претензии по ОСАГО формально ограничен лишь сроком исковой давности, который составляет 3 года, но чем быстрее подать претензию – тем больше шансов решить спор в свою пользу.

Содержание претензии

Претензия к страховой компании должна быть мотивированной и содержать копии документов-доказательств, обосновывающих требования потерпевшего. Это может быть договор страхования, документы на автомобиль, независимая экспертиза, судебное решение, акт о совершении ДТП и другие документы.

Претензию следует начать с шапки, в которой указываются контакты отправителя и страховой организации, в адрес которой документ направляется. Для страховщика это ФИО руководителя, наименование организации, адрес и ОГРН. Чтобы у страховой компании была возможность связаться с заявителем, важно указать ФИО, свой обратный адрес и телефон.

По договору комплексного добровольного страхования автотранспортного средства № 1627RVO000171 от 02.03.2016 г. я застраховал автомобиль, государственный регистрационный знак НОМЕР1, принадлежащий мне на праве собственности, в страховой компании .

27 января 2017 г. я обратился в Вашу страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и оплате ремонта на СТОА по направлению страховщика, предоставив полный комплект необходимых документов.

Страховая сумма (лимит выплаты) в отношении транспортного средства установлена в размере 712 215 рублей по страховым рискам КАСКО — хищение, ущерб (уничтожение и повреждение).

03.02.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

07.02.2017 г. было выдано направление на ремонт № 4153321/5279894, где указаны объекты ремонта: панель крыши, крыло переднее правое, стекло ветровое правое, обивка крыши, дверь передняя правая, бампер передний, ДВС.

Ремонт был выполнен не в полном объеме по причине несогласования страховой компанией части ремонтных работ.

11.10.2017 г. я подал заявление с просьбой разобраться с качеством и объемом выполненных работ на станции ООО “СтоАвто”.

11.10.2017 г., 16.10.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

После произведенного ремонта устранены не все повреждения автомобиля, полученные в ходе ДТП.

26.02.2018 г. я обратился ООО “Агентстсво оценки “Гранд Инстейт” для оценки стоимости поврежденных деталей и необходимых работ по восстановлению автомобиля в части не довыполненного ремонта.

Согласно расчетам ООО “Агентство оценки “Гранд Инстейт” расчетная стоимость восстановительного ремонта в невыполненной части составляет 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек, размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) составляет 139 352 ( сто тридцать девять три пятьдесят два) рубля 00 копеек.

Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 9.2.2. Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, утвержденных Приказом Генерального директора от 24.11.2014 г. № 228, размер страховой выплаты включает: расходы на восстановительный ремонт застрахованного ТС, необходимые для устранения повреждений ТС, полученных в результате страхового случая.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Обязательства сторон должны исполняться в соответствии с условиями договора, не допускается произвольное неисполнение обязательств.

Учитывая вышеизложенное, прошу Вас в течении 10 (десяти) дней с момента получения настоящей претензии перечислить на мой счет сумму стоимости восстановительного ремонта 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек , что позволит избежать судебного разбирательства и связанных с ним потерь времени и дополнительных издержек.

В случае отказа в выплате для восстановительного ремонта автомобиля или отсутствия ответа в установленный срок я буду вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, с отнесением на счет Вашей страховой компании всех судебных издержек, а также неустоек и штрафов, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Если участники аварии не могут договориться обо всех деталях возмещения ущерба, то потерпевший имеет возможность составить досудебную претензию к виновнику ДТП. Правила и порядок оформления этого документа, а также его образцы, будут приведены в статье.

фото 1

Расшифровка понятия и цель составления

Досудебная претензия – требование пострадавшей стороны о возмещении убытков, понесенных из-за действий инициатора ДТП, оформленное на бумажном носителе.

Отправление документа является одним из этапов получения компенсации за вред, причиненный в результате аварии. Если оба участника происшествия являются физическими лицами, то оформление досудебной претензии возможно, но не обязательно.

Зачастую в спорах между гражданами претензия является действенной мерой в отношении виновника аварии. Она демонстрирует серьезность намерений пострадавшей стороны.

Когда составляется претензия

Возможные причины написать досудебную претензию следующие.

У инициатора аварии нет полиса ОСАГО. В этом случае обязанность выплатить сумму ущерба полностью ложится на него. Соответственно, такой ситуации должна быть составлена досудебная претензия к виновнику в ДТП без ОСАГО.

Ущерб, полученный в результате аварии, больше максимальной суммы выплат от страховой компании.

Участники аварии не стали обращаться к страховщику, а виновник впоследствии отказался компенсировать убытки.

Правила составления претензии

Законом не установлена единая форма составления досудебной претензии. Она может быть написана в любом формате и виде. При этом документ обязательно должен содержать следующую информацию:

сведения обо всех участниках аварии, контактные данные отправителя претензии;

подробное описание происшествия: место, время, данные о ТС, последствия аварии;

способ и срок возмещения.

Требования, изложенные в претензии, должны быть основаны на действующих нормах законодательства. В документе необходимо привести правовые акты, на которые ссылается потерпевший.

Если авария была спровоцирована водителем без страховки и пострадавший требует от него возмещения затрат на ремонт, то размер ущерба должен быть подтвержден результатами независимой оценки.

Рекомендуется заранее известить виновника ДТП о времени и месте проведения экспертизы.

Потерпевший вправе требовать от инициатора аварии компенсации всех затрат, связанных с ДТП. К ним относится не только ремонт поврежденного автомобиля, но и услуги эвакуатора, оплата экспертизы или помощи юристов.

фото 2

Сроки составления и ответа на претензию

Срок, в течение которого можно составить досудебную претензию, зависит от вреда, который следует возместить:

требование компенсировать ущерб, нанесенный имуществу потерпевшего, может быть оформлено не позднее 3-х лет с момента аварии;

требовать возмещения вреда здоровью потерпевшего можно в любое время.

Срок ответа на претензию указывается в самом документе. Обычно он не превышает 30 суток с момента получения документа.

Документы, которые необходимо приложить к претензии

Все требования, изложенные в обращении к виновнику ДТП, должны иметь документальное подтверждение. Для этого к претензии следует прикрепить копии:

справки о ДТП, выданной в ГИБДД;

документов из страховой компании;

документов, подтверждающих размер ущерба (заключение эксперта, квитанции об оплате);

документов, подтверждающих право на получение компенсации (например, ПТС).

Этот комплект может быть дополнен иными документами, имеющими отношение к ДТП и обосновывающими требования потерпевшего.

Образец документа

Как уже было сказано, законом не установлена единая форма составления досудебной претензии. Но для правильного оформления документа можно познакомиться с его вариантами.

Составление досудебной претензии – один из способов получения от виновника аварии компенсации ущерба. Если обеими сторонами происшествия выступают физические лица, то стадию оформления этого документа можно пропустить и сразу подать исковое заявление. На практике составление претензии нередко помогает получить возмещение, не доводя дело до суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: