Досрочное снятие взыскания адвоката

Обновлено: 27.03.2024

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:

1) подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

4) вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

5) выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

6) нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, на основании заключения квалификационной комиссии при:

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;

2) нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;

2.1) незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

3) неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

4) установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

5) отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.

3. Лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 2.1 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

4. О принятом в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи решении совет в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, соответствующее адвокатское образование, а также территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.

5. Решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд или в Федеральную палату адвокатов в порядке, установленном статьей 37.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.

7. Представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.

(п. 7 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

8. В случае отмены советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или советом Федеральной палаты адвокатов ранее принятого решения о прекращении статуса адвоката территориальный орган юстиции вносит сведения о восстановлении статуса адвоката в региональный реестр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса профессиональной этики адвоката, если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Совет вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого адвоката, по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат.

В настоящее время корпоративными актами не установлены единые критерии принятия решений о досрочном снятии дисциплинарных взысканий. Это создает правовую неопределенность и не позволяет адвокатам прогнозировать перспективы рассмотрения Советом адвокатской палаты подобных обращений.

В соответствии с решениями Адвокатской палаты Удмуртской Республики, которые являются обязательными для исполнения адвокатами в силу требований законодательства РФ, наличие действующего дисциплинарного взыскания может повлечь для адвоката последствия в виде ограничения осуществления некоторых видов адвокатской деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 2.8. «Правил Адвокатской палаты Удмуртской Республики по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве» в период действия дисциплинарного взыскания, примененного к адвокату за нарушение названных Правил, адвокату не направляются поручения на участие в делах по назначению.

Согласно пункта 18 Решения Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики «О деятельности Адвокатской палаты Удмуртской Республики и адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Удмуртской Республики» одним из обязательных критериев отбора адвокатов, желающих участвовать в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, является отсутствие случаев привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности (отсутствие действующих на момент включения адвоката в список дисциплинарных взысканий).

Введение корпоративными актами, обязательными для исполнения адвокатами, указанных последствий повлекло увеличение случаев обращения адвокатов в Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики с заявлениями о досрочном снятии дисциплинарных взысканий, что свидетельствует о востребованности у адвокатов такого инструмента для снятия ограничений на осуществление некоторых видов адвокатской деятельности.

В целях надлежащей реализации принципов законности, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов, формирования единообразного подхода при рассмотрении обращений о досрочном снятии дисциплинарных взысканий, необходимо установление критериев для принятия решений по обращениям о досрочном снятии взысканий.

Конференция Адвокатской палаты Удмуртской Республики рекомендует Совету Адвокатской палаты Удмуртской Республики при рассмотрении обращений о досрочном снятии дисциплинарных взысканий руководствоваться совокупностью следующих критериев:

1) период действия дисциплинарного взыскания до момента обращения о его досрочном снятии:

три месяца со дня применения меры дисциплинарной ответственности в виде замечания;

шесть месяцев со дня применения меры дисциплинарной ответственности в виде предупреждения;

2) отсутствие иных действующих дисциплинарных взысканий на дату обращения о досрочном снятии взыскания;

3) отсутствие задолженности по обязательным отчислениям на нужды Адвокатской палаты Удмуртской Республики и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на дату обращения о досрочном снятии взыскания;

4) надлежащее выполнение обязанности по ежегодному повышению квалификации.

Рекомендовать Совету Адвокатской палаты Удмуртской Республики при рассмотрении обращений о досрочном снятии дисциплинарных взысканий учитывать следующие обстоятельства, наличие которых Совет оценивает индивидуально в каждом конкретном случае:

1) примирение с доверителем после наложения дисциплинарного взыскания в случае, если дисциплинарное производство было возбуждено по жалобе доверителя.

2) участие в мероприятиях по оказанию квалифицированной юридической помощи pro bono .

3) участие по поручению Адвокатской палаты Удмуртской Республики в научно-практических конференциях, семинарах, иных мероприятиях, связанных с защитой прав и законных интересов граждан по определенным категориям дел, повышением престижа адвокатской профессии.

4) письменные обращения коллег с поручительством за адвоката.

5) иные заслуживающие внимание обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью адвоката.

Принятое Советом Адвокатской палаты Удмуртской Республики по результатам рассмотрения обращения о досрочном снятия дисциплинарного взыскания решение оформляется протокольно.

В случае отказа в удовлетворении просьбы о досрочном снятии дисциплинарного взыскания повторное обращение допускается, как правило, не ранее, чем через 3 месяца после принятия решения об отказе в удовлетворении предшествующего обращения.

Трубецкой Никита

Согласно норме п. 1 ст. 26 КПЭА если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Совет вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого адвоката, по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат.

Между тем в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре отсутствуют какие-либо критерии для принятия решения по обращению о снятии взыскания. Это создает ситуацию правовой неопределенности. Полагаю, что существует запрос на определение круга четких критериев, ориентируясь на которые адвокат, имеющий взыскание, при обращении в совет может прогнозировать возможное решение.

Разъяснение Комиссии ФПА по этике и стандартам по вопросу применения мер дисциплинарной ответственности от 15 мая 2018 г. дало ответы на ряд вопросов, возникающих в практике советов адвокатских палат при назначении адвокату, допустившему дисциплинарный проступок, меры дисциплинарной ответственности.

Между тем указанные пробелы процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания остались без восполнения. Очевидно такая задача не ставилась. Допускаю, что сложностей в правоприменении не возникает, а советы руководствуются в данном вопросе общеправовыми принципами разумности и справедливости.

Тем не менее во избежание произвола любая правовая процедура требует определенности (там, где это возможно). На мой взгляд, процедура досрочного снятия дисциплинарного взыскания – не исключение. Следовательно, логично стремление к единообразному подходу в ее применении.

Снятие дисциплинарного взыскания советом по собственной инициативе – явление в некоторой степени уникальное, а посему вряд ли подлежит какой-либо регламентации. Другое дело – процедура снятия взыскания по обращению адвоката или адвокатского образования. Обращаясь в совет, заявителю полезно знать те критерии, которыми совет обычно руководствуется при принятии решения.

Прежде всего необходимо определить момент, когда у адвоката возникает право на обращение в совет с заявлением о досрочном снятии взыскания в виде замечания или предупреждения.

Очевидно, что вряд ли справедливо и целесообразно снимать взыскание (замечание или предупреждение) по истечении слишком короткого периода (согласно смыслу нормы п. 1 ст. 26 КПЭА это можно сделать уже на следующем после наложения взыскания заседании совета). Иное обесценивает сам смысл дисциплинарного производства, закончившегося назначением справедливого наказания за совершение того или иного проступка. В таком случае наказание сводится к формальности, не становится надлежащим уроком лицу, допустившему проступок, а равно явно несправедливо по отношению к тем адвокатам, которые осуществляют свою деятельность без нарушений. Кроме того, определенный период времени, прошедший со дня наложения взыскания, позволит совету оценить степень осознания адвокатом его ошибки и стремление избежать в дальнейшем ее повторения. В слишком короткий период это сделать невозможно. Отсюда первый критерий – минимальный период действия взыскания до обращения о досрочном снятии.

Согласно п. 6 ст. 18 КПЭА к мерам дисциплинарной ответственности помимо самой строгой (прекращение статуса адвоката) относятся замечание и предупреждение. При этом предупреждение является более строгой мерой, нежели замечание.

Исходя из этого, разумным (в качестве общего правила) можно считать следующий порог (ограничение) для обращения о снятии взыскания:

  • по истечении 3 месяцев для замечания (четвертая часть от годичного срока);
  • по истечении 6 месяцев для предупреждения (половина срока).

При соблюдении данного критерия (минимального периода действия взыскания до обращения о досрочном снятии) вторым обязательным основанием для снятия взыскания можно считать добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей при безусловном соблюдении норм КПЭА.

Названное обстоятельство согласно ст. 18.1 КПЭА является основанием для поощрения адвоката, не имеющего взысканий. Логично применить его и к снятию с адвоката взыскания. На практике это означает, что в период после назначения дисциплинарного взыскания адвокат надлежащим образом исполняет решения совета региональной палаты и ФПА РФ, принятые в установленном порядке, не привлекался к дисциплинарной ответственности (после наложения взыскания).

Приведенные два критерия (истечение соответственно 3 или 6 месяцев со дня наложения взыскания и добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей) должны быть обязательными, т.е. несоответствие им должно, как правило, влечь за собой отказ в удовлетворении заявления о снятии взыскания.

Также разумным считаю отказ в удовлетворении прошения о снятии взыскания, если ранее с адвоката досрочно снималось взыскание и со дня решения совета (о снятии взыскания) прошло менее трех лет (трехлетний период исходя из срока хранения материалов дисциплинарного производства согласно п. 2 ст. 26 КПЭА).

Дополнительными критериями, так или иначе влияющими на мнение совета, могут быть в том числе:

Соблюдение изложенных критериев – не догма (могут возникнуть исключительные обстоятельства), но их использование в качестве общего правила позволит в целом обеспечить единый подход к рассмотрению обращений о снятии дисциплинарного взыскания.

Последнее утверждение основано в том числе на опыте рассмотрения заявлений и ходатайств о досрочном снятии дисциплинарного взыскания советом адвокатской палаты Ставропольского края.

Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката в случае истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства советом или комиссией, совет вправе принять по дисциплинарному производству решение о прекращении дисциплинарного производства.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката прекращение дисциплинарного производства по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 указанной статьи, не допускается, если адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, возражает против этого. В этом случае дисциплинарное производство продолжается в обычном порядке.

Из изложенного следует, что совет не вправе принять решение о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, если адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, возражает против этого.

При этом в силу пункта 5 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более двух лет, а при длящемся нарушении - с момента его прекращения (пресечения).

Если в указанных обстоятельствах совет принимает решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката, то адвокат подлежит освобождению от применения мер дисциплинарной ответственности в связи с истечением сроков их применения.

Таким образом, возражения адвоката, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, против прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, препятствуют совету принять предусмотренное подпунктом 6 пункта 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката решение; при этом совет вправе принять одно из решений, перечисленных в подпунктах 1-5, 7-8 пункта 1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката. Совет вправе принять решение о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и об освобождении адвоката от применения мер дисциплинарной ответственности в связи с истечением сроков их применения.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие дисциплинарного взыскания прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Снятие дисциплинарного взыскания прокуратура

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Установив, что в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило письменное обращение осужденного о признании незаконными и отмене дисциплинарных взысканий, наложенных на него администрацией учреждения за нарушение установленного порядка отбывания наказания; прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на указанное обращение дан ответ, согласно которому оснований для отмены дисциплинарных взысканий, наложенных администрацией, прокурором не установлено, разъяснен порядок обжалования ответа, суд правомерно отказал в признании незаконным решения об отказе в принятии мер прокурорского реагирования, поскольку обращение осужденного рассмотрено административным ответчиком в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре РФ" по существу поставленного в обращении вопроса; сам факт несогласия административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии со стороны административного ответчика.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снятие дисциплинарного взыскания прокуратура

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7) Статьей 33 Закона о прокуратуре прокурору предоставлены полномочия отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюбанов Ю.А.)
("Проспект", 2018) Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 181, в гл. 5 устанавливает перечень мер поощрения и порядок их применения. К прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения: объявление благодарности; единовременное денежное вознаграждение; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой Генерального прокурора; занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры; досрочное присвоение классного чина; присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности; присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком органов прокуратуры; присвоение в установленном порядке почетных званий "Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь", "Заслуженный юрист Республики Беларусь" и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь; досрочное снятие дисциплинарного взыскания; иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде. При определении меры поощрения прокурорского работника принимаются во внимание успешность и добросовестность исполнения им служебных обязанностей, продолжительность и безупречность службы в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности и другие его достижения по службе. Допускается одновременное применение к прокурорскому работнику нескольких мер поощрения. Генеральный прокурор имеет право применять в отношении прокурорских работников все меры поощрения, за исключением присвоения классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 класса и награждения государственными наградами Республики Беларусь. За надлежащее исполнение служебных обязанностей, успехи в работе и другие заслуги среди прочих мер поощрения, которым подлежат прокуроры Армении и Грузии, значится предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на десять календарных дней. Для поощрения прокурора может быть также применено досрочное снятие назначенного ранее дисциплинарного взыскания (ст. 45 ЗАр 2007, ст. 39 ЗГ 2008).

Нормативные акты: Снятие дисциплинарного взыскания прокуратура

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Генпрокуратуры России от 22.01.2019 N 32
"Об утверждении и о введении в действие статистических отчетов о работе с кадрами федеральной государственной гражданской службы в органах прокуратуры Российской Федерации по формам N 6-3 и 6-4 и Инструкции по их формированию" В строке 1 отражается число гражданских служащих, на которых наложены дисциплинарные взыскания в отчетный период (независимо от случаев снятия взысканий в этот же период), включая работников, освобожденных от должности и уволенных из органов прокуратуры по различным основаниям (после наложения дисциплинарного взыскания) в порядке, предусмотренном статьями 58 - 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Генпрокуратуры России от 11.06.2021 N 118
"Об утверждении Положения об аттестации военных прокуроров и военнослужащих органов военной прокуратуры" ж) дисциплинированность и исполнительность; наличие государственных наград Российской Федерации, наград прокуратуры Российской Федерации (за весь период службы); количество поощрений и дисциплинарных взысканий за аттестационный период (если взыскание снято, то это указывается); при наличии неснятых дисциплинарных взысканий приводятся причины, послужившие основанием для их наложения, отмечаются положительные (негативные) изменения в служебной деятельности аттестуемого;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: