Досье адвоката в электронном виде

Обновлено: 23.04.2024

Если ранее адвокатам лишь рекомендовалось вести досье, то теперь, согласно решению Совета, каждый адвокат в обязательном порядке обязан вести адвокатское досье, на которое распространяется адвокатская тайна, охраняемая законом.

Принятое решение направлено, прежде всего, на повышение качества юридической помощи, а также должно оградить добросовестных адвокатов от необоснованных претензий.

РЕШЕНИЕ

Совета Адвокатской палаты Новосибирской области

«О ведении адвокатского производства»

(извлечения)

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и п. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат обязан честно, разумно, добросовестно и квалифицированно исполнять свои профессиональные обязанности. Добросовестное и результативное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей невозможно без тщательной подготовки к ведению дела, в том числе без изучения материалов, фиксации важных обстоятельств и своих действий.

Результаты адвокатской деятельности по исполнению поручения и все относящиеся к поручению материалы должны храниться адвокатом в адвокатском производстве (досье).

Ведение адвокатского досье является необходимым по смыслу п. 9 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, и его обязательный характер предусмотрен п. 5 и 9 ст. 6 и п. 1 ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката (в редакции Кодекса, принятого VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013 г.).

Кроме того, адвокатское досье является наиболее эффективным подтверждением факта, объема и качества оказания адвокатом юридической помощи доверителю, а также может служить доказательством при защите адвоката от необоснованных претензий доверителя к качеству работы адвоката и по спорам о размерах гонорара за оказанную юридическую помощь.

На основании изложенного Совет Адвокатской палаты Новосибирской области РЕШИЛ:

1. Адвокатское производство (досье) необходимо вести по каждому соглашению об оказании юридической помощи доверителю по уголовному, гражданскому, арбитражному, административному или иному судебному делу, поручению по назначению судебно-следственных органов, при оказании юридической помощи бесплатно, а также по внесудебной деятельности адвоката (юридическая помощь субъектам предпринимательской деятельности, представительство в органах государственной власти и местного самоуправления, участие в переговорах и проч.).

2. Формирование адвокатского досье определяется объемом оказываемой юридической помощи, при этом в случае оказания юридической помощи в виде устной или письменной консультации или составления единичного процессуального документа достаточно отметки в журнале приема граждан о даче устной консультации либо оставления у адвоката копии документа о письменной консультации или копии составленного процессуального документа.

3. Ведение адвокатского досье производится в целях организации и систематизации информации в процессе оказания юридической помощи доверителю, облегчения работы с собранной информацией, эффективного использования собранных данных при формировании позиции по делу и ее реализации в ходе процессуальных процедур.

4. При ведении адвокатского досье следует выполнять требования п. 9 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, которая обязывает адвоката в целях сохранения профессиональной тайны вести делопроизводство отдельно от материалов и документов, принадлежащих доверителю.

Во избежание конфликтов и споров по поводу возможной утраты подлинных документов адвокат обязан письменно фиксировать передачу таких документов от доверителя адвокату и наоборот – в соответствии с решением Совета Адвокатской палаты Новосибирской области от 25.11.2008 г. «О приеме адвокатами документов от доверителей в связи с оказанием юридической помощи».

5. В соответствии с п. 9 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката материалы, входящие в состав адвокатского досье по делу, а также переписка адвоката с доверителем должны быть ясным и недвусмысленным образом обозначены как принадлежащие адвокату или исходящие от него.

В связи с тем, что адвокатское досье может вестись на бумажных носителях и цифровых носителях информации, необходимо хранить материалы адвокатского досье в специальных папках или файлах.

Во всех случаях адвокатское досье должно содержать следующие данные: наименование адвокатского образования; фамилию и имя адвоката, его регистрационный номер в реестре; Ф.И.О. защищаемого (представляемого) лица; номер соглашения об оказании юридической помощи и дату его составления; дату принятия поручения; номер ордера адвоката и дату его выдачи; наименование органа, в производстве которого находится дело; уголовно-правовую квалификацию деяния или характер исковых требований.

На лицевой стороне адвокатского досье должен иметься гриф следующего содержания: «Адвокатское производство. Содержащиеся в нем сведения составляют охраняемую законом адвокатскую тайну и не могут использоваться в качестве доказательств обвинения».

6. При ведении адвокатского досье в электронном виде необходимо выполнять требования обязательного резервного копирования, а также исключения доступа к электронному адвокатскому досье посторонних лиц путем применения при необходимости средств защиты информации: программных (установка пароля, применение электронных программ криптографии) или аппаратных (доступ к информации на персональном компьютере с использованием сканера отпечатка пальцев).

7. В адвокатское досье включаются следующие документы об объеме и характере оказываемой юридической помощи адвокатом доверителю:
– соглашение об оказании юридической помощи доверителю и все приложения к нему (или копии этих документов);
– отметки о дате и номере выданных ордеров или их копии;
– периодические отчеты о проделанной работе, акты по оказанию юридической помощи (если таковые предусмотрены соглашением об оказании юридической помощи);
– акты о хронометрировании работы адвоката для учета времени работы адвоката по выполнению условий соглашения об оказании юридической помощи (при наличии в соглашении почасовой ставки оплаты);
– документы по обоснованию расходов адвоката, связанные с исполнением поручения.

9. Адвокатское досье должно содержать сведения об основных этапах прохождения дела и иную существенную информацию по делу:
– дату вступления в дело;
– даты заявления наиболее значимых ходатайств, даты документов об их разрешении и результат;
– по уголовному делу – даты задержания, избрания и продления меры пресечения, привлечения в качестве обвиняемого, составления и утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта);
– краткую позицию по делу адвоката и противоположной стороны;
– суть решения (приговора) по делу;
– дату ознакомления с протоколом судебного заседания;
– дату принесения замечаний на протокол судебного заседания;
– дату подачи апелляционной жалобы, дату и результат ее рассмотрения;
– дату подачи кассационной жалобы, дату и результат ее рассмотрения;
– дату подачи надзорной жалобы и результат ее рассмотрения.

10. Порядок систематизации документов в адвокатском досье зависит от вида и особенностей каждого дела, а также от профессиональных навыков адвоката. При этом могут использоваться следующие способы систематизации материалов: хронологический, тематический (по эпизодам, по участникам), смешанный. Копии документов из дела и выписки из них в обязательном порядке должны содержать ссылки на номера томов и листов дела.

11. По окончании выполнения поручения об оказании юридической помощи адвокату желательно получать от доверителя письменное отношение об объеме и качестве полученной юридической помощи, а в случаях отказа от обжалования приговора или иного судебного постановления такой отказ получать в письменном виде в обязательном порядке.
Указанные документы адвокатом приобщаются к адвокатскому досье.

12. Срок хранения адвокатского досье – три года.

13. Во всех остальных случаях, не указанных в настоящем решении, адвокатам следует руководствоваться Методическими рекомендациями по ведению адвокатского досье, утвержденными решением Совета ФПА РФ 21.06.2010 г. (протокол № 5), и Рекомендациями по обеспечению адвокатской тайны, утвержденными решением Совета ФПА РФ 30.11.2009 г. (протокол № 3).

В связи с санкционным удалением мобильного приложения КИС АР из маркета App Store, а также с учетом участившейся в последнее время нестабильной работы сервисов Google по отправке push-уведомлений, нами выпущена обновленная версия мобильного приложения КИС АР с новой конфигурацией пуш-уведомлений.

В целях нивелирования последствий внешнего негативного влияния (компьютерные атаки, вредоносные программы, санкционные ограничения работы ПО и т.д.) мы изменили дислокацию приложения из аккаунта разработчика в аккаунты ФПА РФ, поэтому для корректной работы мобильного приложения КИС АР требуется его переустановка.

В настоящее время мобильное приложение КИС АР доступно для скачивания в App Store и PlayMarket Google, в скором времени ожидается публикация в Huawei AppGallery.

Ссылки для скачивания приложения КИС АР также размещены в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Общая информация о КИС АР

В настоящее время российская адвокатура, являющаяся ключевым участником рынка юридических услуг в стране, приступила к построению Комплексной информационной системы адвокатуры России (далее – КИС АР), которая должна стать частью экосистемы цифровой экономики России посредством ее интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов.


Общая характеристика системы КИС АР:

– создается по типу ERP-систем (Enterprise Resourse Planning System);

– разрабатывается и функционирует с учетом принципов интегрированности, адаптируемости, распределенности, масштабируемости, безопасности данных и других принципов, обеспечивающих безопасность и независимость адвокатуры в информационном пространстве;

– состоит из комплекса подсистем (функциональных модулей), обеспечивающих сопровождение (цифровизацию) процессов, осуществляемых Федеральной палатой адвокатов РФ, адвокатскими палатами субъектов РФ, а также адвокатами при осуществлении ими адвокатской деятельности;

– эксплуатируется оператором (Федеральная палата адвокатов РФ) и пользователями (адвокатские палаты субъектов РФ, адвокатские образования и адвокаты), при этом отдельные подсистемы обеспечивают функционал для внешних пользователей (например, подсистема сопровождения процесса назначения адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в части, их касающейся, эксплуатируется дознавателями, следователями и судьями как участниками процесса назначения);

– предполагает использование внутренних (адвокатура) и иных (внешних) информационных ресурсов и информационных систем посредством их интеграции.

КИС АР обеспечивает работу адвокатских палат по принципу так называемого тонкого клиента (thin client), когда основная часть задач по обработке информации переносится на удаленно находящийся сервер, что позволяет кардинально минимизировать затраты адвокатских палат с помощью реализации комплекса организационных мер и технических решений.

При этом каждая адвокатская палата субъекта РФ работает исключительно в своем информационном пространстве, внутри которого, также с ограничением доступа, расположены личные кабинеты адвокатов и адвокатских образований, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.

Взаимодействие КИС АР с внешними информационными системами посредством интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО) позволит обеспечить адвокатуре возможность перейти на безбумажный (электронный) документооборот с государственными информационными системами (Минюст России, ФСИН России, ГАС «Правосудие», ФНС России и др.) при сохранении информационной независимости адвокатуры.

cisar.jpg

Защита данных и обеспечение работоспособности системы

КИС АР размещена на технологической платформе «SberCloud», представляющей собой совокупность виртуальных ресурсов (серверы, диски, сети), на базе которых создана ИТ-инфраструктура, обеспечивающая комплексную безопасность данных посредством выполнения следующих условий:

– оборудование в России в ЦОД стандарта Tier III;

– изолированная инфраструктура, в том числе контроль доступа и видеонаблюдение;

– двухфакторная аутентификация и контроль действий администраторов;

– средства защиты от лидеров отрасли (антивирусная защита, базовая защита от DDoS-атак, регулярное тестирование на проникновение);

– резервное копирование и восстановление данных любых объемов;

– регулярные аудиты информационной безопасности на соответствие международному стандарту ISO/IEC 27001;

– лицензии ФСБ России и ФСТЭК России о соответствии требованиям по технической защите конфиденциальной информации;

– аттестация на соответствие требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В целях максимально допустимой информационной безопасности КИС АР размещена в инфраструктуре облачной платформы «SberCloud», предназначенной для размещения государственных информационных систем при обеспечении первого класса защищенности (Аттестат соответствия № 59/20-ВИ от 30 июня 2020 г.) и информационных систем персональных данных при обеспечении первого уровня защищенности персональных данных (Аттестат соответствия № 44/19-ВИ от 24 октября 2019 г.).

Задачи и перспективы решения

С учетом требований Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ) в качестве первоочередной к разработке в составе КИС АР была определена подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению (подсистема АРПН КИС АР), предназначенная для обеспечения доступа адвокатов к участию в оказании юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда независимо от избранной ими формы адвокатского образования и принадлежности к конкретному адвокатскому образованию при условии исключения влияния любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Функционал подсистемы АРПН КИС АР основан на положениях действующего законодательства в данной сфере, включая «Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве» и принятые в его исполнение региональные правила адвокатских палат субъектов РФ, а также иные локальные акты, регулирующие деятельность адвоката при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве, исполнение которых является обязательным для адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ (Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, утв. VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.; решение Совета ФПА РФ «О двойной защите» от 27 сентября 2013 г. (в ред. от 28 ноября 2019 г.); Рекомендации Совета ФПА РФ об обеспечении непрерывности защиты по назначению от 28 ноября 2019 г. и др.).

Подсистема АРПН КИС АР учитывает региональные особенности организации участия адвокатов в судопроизводстве по назначению и предполагает удобство использования программы адвокатами и адвокатскими палатами, с одной стороны, а также дознавателями, следователями, судьями (уполномоченными органами) – с другой.

25 марта 2021 г. состоялось межведомственное совещание, совместно организованное Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, в котором приняли участие представители МВД России, ФСБ России, СК России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и иных заинтересованных уполномоченных органов, посвященное началу введения в эксплуатацию подсистемы АРПН.

На совещании была представлена презентация подсистемы и обсуждались отдельные вопросы особенностей ее эксплуатации с учетом специфики деятельности отдельных правоохранительных органов и судов. Участники совещания определили общий порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и ведомств при осуществлении поэтапного внедрения подсистемы АРПН в Российской Федерации. По результатам пилотной эксплуатации подсистемы она будет планово внедряться в регионах с учетом организационной готовности адвокатских палат и уполномоченных органов.

В течение 2021–2022 гг. в составе подсистемы АРПН КИС АР будет разработан финансовый блок, позволяющий не только обеспечивать электронный обмен документами между адвокатами и уполномоченными органами, но и осуществлять полноценный контроль и статистический учет всех проходящих платежей по работе адвокатов по назначению и определения объема образовывающихся задолженностей уполномоченных органов в сфере оплаты вознаграждения защитников по назначению.

Параллельно будет разработано техническое задание для подсистемы обеспечения проведения квалификационного экзамена (подсистема ОПКЭ КИС АР), функционал которой позволит централизованно осуществлять не только письменную часть квалификационного экзамена, но и информатизировать часть процессов, связанных с допуском претендентов на присвоение статуса адвоката к квалификационному экзамену, а также обеспечит информационное сопровождение процедуры сдачи второго этапа экзамена – устной его части.

С учетом требований законодательства запуск этой подсистемы запланирован на 2022 г.

Считаем необходимым напомнить адвокатам о допустимых критериях содержания информации об адвокате и адвокатском образовании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учитывая привлекательность использования развития современных цифровых технологий, позволяющих быстро, легко и доступно информировать об осуществлении адвокатской деятельности путём доведения информации о себе и об адвокатском образовании до потенциальных доверителей с помощью персональных сайтов адвокатов и адвокатских образований.

Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.

Пункт 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката определяет содержание информации об адвокате и адвокатском образовании и не допускает использования оценочных характеристик адвоката, отзывов других лиц о работе адвоката, сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов, заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Критерии допустимости содержания информации об адвокате и адвокатском образовании также определены Комиссией Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам в Разъяснениях по вопросу применения вышеуказанного положения Кодекса профессиональной этики адвоката (Разъяснение от 28 января 2016 года № 03/16 и Разъяснение от 17 апреля 2019 года № 01/19).

При осуществлении адвокатской деятельности с использованием сети «Интернет», создании и размещении интернет-сайтов следует обращать внимание на содержание наполняемой информации и не полагаться в формировании сайта полностью на специалистов в области создания и продвижения интернет-сайтов. Адвокату необходимо самостоятельно принимать все возможные действия по контролю за содержанием рекламных объявлений, иных средств продвижения сайтов адвокатов и адвокатских образований, а также наполнение их содержания оказываемой ими правовой помощи, в том числе размещаемых третьими лицами.

Информирование о деятельности адвоката и адвокатского образования, в котором он состоит, допускается на официальных интернет-сайтах. Такая информация должна содержать указание на фамилию, имя и отчество адвоката, наименование адвокатского образования, в котором он состоит, реестровый номер и наименование адвокатской палаты.

При характеристике адвоката и адвокатских образований, их услуг и достижений следует избегать сравнений с другими адвокатами и адвокатскими образованиями (в том числе с использованием сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий типа «лучший», «лучше», «самый хороший» и т.п. …»), а также негативных оценок их деятельности.

В соответствии с Разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам от 17 апреля 2019 года № 01/19 недопустимой является информация, вводящая потенциальных доверителей в заблуждение относительно характеристик адвоката и оказываемой им юридической помощи путём ложных заявлений, обещаний, искажения фактов. Недопустимо размещение в сети «Интернет» не соответствующих действительности сведений о количестве оправдательных приговоров, постановленных в отношении доверителей адвоката, о проценте «выигранных» дел.

Размещение в сети «Интернет» не соответствующих действительности сведений влечёт подрыв доверия как непосредственно к адвокату, распространившему недостоверную информацию о себе, так и к адвокатуре в целом.

Такие действия являются прямым нарушением запрета привлечения потенциальных доверителей обещанием благополучного разрешения дела, что установлено подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, и нарушением требований к информации об адвокате, содержащихся в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Нежелательным является размещение информации с излишним ассоциированием адвоката и его профессиональной деятельности с предыдущей работой в правоохранительных, государственных органах.

Вместе с тем, в соответствии с Разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам от 28 января 2016 года № 03/16 указание адвокатом в Интернете, а также в брошюрах, буклетах и иных информационных материалах сведений о наличии у адвоката положительного профессионального опыта, а также информации о профессиональной специализации адвоката само по себе не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката.

Кроме того, в последнее время в сети «Интернет» получили широкое распространение сайты так называемых «Рейтингов адвокатов и адвокатских образований», которые используются как рекламный инструмент.

Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на своем заседании принял «Рекомендации по взаимодействию со средствами массовой информации» (протокол № 5 от 21 июня 2010 года), обратив внимание, что адвокаты не вправе размещать информацию о себе в рекламе организаций, оказывающих юридические услуги, и не являющихся адвокатскими образованиями (пункт 7.5. Рекомендаций).

Адвокатам следует избегать участия в «Рейтингах адвокатов и адвокатских образований», которые размещают анонимные негативные отзывы о других адвокатах и «Черные списки адвокатов».

В случае, если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома информации о его деятельности, которая не отвечает требованиям, закрепленным в пункте 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, он обязан сообщить об этом Совету Адвокатской палаты города Москвы, а также, по возможности, предпринять меры по направлению администратору сайта требования об удалении такой информации об адвокате и адвокатском образовании.

Сам факт распространения недостоверной информации об адвокате или адвокатском образовании умаляет такие ключевые ценности, как авторитет адвокатуры и доверие к ней.


В № 21 за 2014 г. было опубликовано интервью с автором программы электронного адвокатского досье Aflatum – московским адвокатом Анзором Ибрагимовым «Все свое ношу с собой». Насколько востребованным оказался этот проект у адвокатов? Получил ли он дальнейшее развитие? Какие новации ждут пользователей программы в ближайшее время? Об этом наш разговор с Анзором Ибрагимовым.

– Ваши коллеги уже смогли познакомиться с Aflatum и сделать определенные выводы. Вы удовлетворены результатами тестирования программы?

– Да, безусловно. Мы убедились в востребованности Aflatum, а также получили множество предложений по ее совершенствованию. В результате уже сейчас мы готовы представить существенно доработанную и улучшенную версию программы.

– В каком ключе проходила презентация программы? На каких условиях Вы предоставляли ее для тестирования?

– Какие предложения поступили от тех, кто попробовал программу на своих планшетах и смартфонах?

– Предложений было очень много. Большинство пожеланий совпадало. В частности, нас просили увеличить круг участников для каждого конкретного дела. На момент презентации Aflatum в деле можно было указать доверителя, подзащитного, орган предварительного расследования, суд. Сейчас перечень расширен, появились разделы: понятой, свидетель, прокурор, следователь, судья, обвиняемый и другие.

– Учтены ли замечания экспертов относительно безопасности продукта?

– А что Вы можете сказать о структурных изменениях в программе?

– Файлы теперь можно делить не только по вкладкам, но и по томам дела.

Усовершенствована логика работы с событиями: теперь можно создать неограниченное количество предварительных напоминаний о запланированном мероприятии, в том числе за длительный промежуток времени до его начала. Уведомления по желанию пользователя могут отправляться на почту и/или телефон (SMS).

В первоначальной версии Aflatum все дела были разделены на две категории: уголовные и гражданские (в эту категорию в нашем понимании включались все дела, кроме уголовных). Это было продиктовано визуальным удобством пользователя. Однако эксперты оказались готовы пожертвовать удобством ради полноты информации, поэтому свои разделы получили семейные, наследственные, жилищные и другие дела по отраслям права.

– Каким образом можно заявить о своих предложениях по усовершенствованию программы Aflatum?


Особое внимание они уделили вопросам организации судебных заседаний по ВКС, реализации и защите прав граждан при использовании онлайн-формата судебных заседаний по уголовным делам, хранению информации и ведению адвокатских досье в электронном виде.

26 ноября на конференции «Цифровое будущее адвокатуры и уголовного судопроизводства в контексте конституционных новелл», организованной Федеральной палатой адвокатов и МГЮА в рамках ежегодной конференции «Адвокатура. Государство. Общество» и Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения», представители адвокатских сообществ Азербайджана, Беларуси, Латвии, Украины, Нидерландов и США рассказали о различных аспектах внедрения цифровых технологий в адвокатскую деятельность и судопроизводство.

Латвия

Член Совета Латвийской коллегии присяжных адвокатов Дмитрий Скачков поделился опытом цифровизации деятельности адвокатуры в Латвии. По его словам, к моменту начала пандемии в 2020 г. латвийская судебная система и адвокатура подошли подготовленными с цифровой точки зрения.

При возникновении необходимости проводить удаленные судебные заседания использовались уже имеющиеся технические решения, в частности платформа Zoom. Обеспечить работу судов позволила программа, созданная несколько лет назад в результате совместного латвийско-швейцарского проекта. В рамках данного проекта все суды Латвии были обеспечены оборудованием для проведения видеоконференций. Дмитрий Скачков сообщил, что в латвийской адвокатуре в условиях пандемии успешно используется система электронных цифровых подписей.

Одной из проблем в связи с пандемией стала нехватка помещений для проведения судебных заседаний в формате ВКС в тюрьмах. В связи с этим обсуждается вопрос организации оснащения тюрем дополнительной инфраструктурой. Дмитрий Скачков также напомнил о Договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированном в 1994 г., и пояснил, что положения данного договора позволяют использовать ВКС в случаях, когда участники процесса находятся на территориях двух государств.

В заключение Дмитрий Скачков высказал мнение о том, что цифровые технологии нужно использовать только тогда, когда они помогают более оперативно получить информацию по делу, чтобы облегчить, а не усложнить ведение процесса.

Республика Беларусь

Адвокат, член Брестской областной коллегии адвокатов Евгений Кукета посвятил свое выступление электронным технологиям, применяемым в деятельности адвокатуры и судов Республики Беларусь. Он сообщил, что первыми цифровые технологии, которые позволяют рассматривать дела посредством ВКС, были введены в Хозяйственно-процессуальный кодекс РБ, однако такая возможность есть не во всех судах. По словам Евгения Кукеты, в судах общей юрисдикции при необходимости применяют такие способы связи с участниками процесса, как Viber и Skype.

Украина

Секретарь Совета адвокатов Украины, заместитель председателя комитета электронного судопроизводства и кибербезопасности адвокатской деятельности Игорь Колесников рассказал, что после принятия в 2012 г. нового Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности была создана Национальная ассоциация адвокатов Украины, куда сегодня входит около 60 000 человек, из них 42 000 – реально практикующие адвокаты.

Игорь Колесников также рассказал о создании Высшей школы адвокатуры для повышения квалификации адвокатов. По его словам, пандемия совпала с развитием данной школы и дала импульс к ее активному развитию с точки зрения использования цифровых технологий. Так, в настоящее время любой адвокат может через свой электронный кабинет зайти и зарегистрироваться на мероприятие по повышению квалификации, принять в нем участие в качестве слушателя или спикера. Также данные наработки дали возможность проводить онлайн-мероприятия для достаточно большой аудитории адвокатов – более тысячи человек.

В то же время эксперт отметил, что единая судебная телекоммуникационная система пока находится в тестовом режиме. Система была создана с целью обеспечить возможность электронной передачи всех документов в суд участниками процесса и получения от суда процессуальных документов. По словам Игоря Колесникова, Национальная ассоциация адвокатов ведет активную работу по интегрированию в данную систему.

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность в штате Нью-Йорк, судья Арбитражного суда (Arbitrator and Court Certified Circuit Civil Mediator) в штатах Нью-Йорк и Флорида, основатель и директор школы Juristudents International Юлия Буxман рассказала о практике дистанционных судебных заседаний по уголовным делам в США.

Она сообщила, что с марта 2020 г. суды всех уровней – от небольших муниципальных судов до Верховного Суда США – серьезно расширили практику проведения онлайн-заседаний. Новый формат, по словам спикера, обнажил достаточно серьезные проблемы, которые ставят под угрозу целостность судебного разбирательства, а также поднял важные вопросы, касающиеся соблюдения конституционных прав обвиняемых.

В США онлайн-формат позволяет проводить слушания в следующих случаях: рассмотрение срочных ходатайств в онлайн-режиме, освобождение под залог, предъявление обвинения, рассмотрение дела по существу, рассмотрение апелляционных жалоб, слушания об условно-досрочном освобождении. В частности, Юлия Бухман сообщила, что во многих юрисдикциях видеосвязь уже давно использовалась на слушаниях по освобождению под залог, но такой формат использовался только после личной встречи адвоката со своим доверителем для подготовки к слушанию, тогда как в период пандемии обвиняемые были лишены возможности реализовать свое право на юридическую помощь при личной конфиденциальной встрече с адвокатом.

Применение дистанционных механизмов, в том числе при предъявлении обвинения по уголовным делам, не обеспечивает адекватное юридическое представительство, заметила она. Говоря об онлайн-слушаниях, благодаря которым обвиняемые могут заключать сделки о признании вины и выходить из тюрьмы, Юлия Бухман заметила, что согласие на такое дистанционное слушание нельзя признать в полной мере добровольным, поскольку перед обвиняемым стоит выбор, какими именно конституционными правами он готов поступиться: правом на юридическую помощь в полном объеме при рассмотрении дела в разумный срок либо, наоборот, правом на рассмотрение уголовного дела в разумный срок при полноценном праве на защиту.

Необходимость реализации конституционных прав в значительной степени препятствует возможности проведения уголовного процесса полностью онлайн, резюмировала спикер. Вместе с тем некоторые гибридные модели позволяют эффективнее защищать права обвиняемых. В то же время современные реалии вызывают серьезный вопрос, как может адвокат обеспечить эффективное представительство, не будучи рядом со своим доверителем.

Специалист Всемирного банка, сертифицированный синхронный судебный переводчик (США) и сертифицированный переводчик ООН Кирилл Савинский посвятил свое выступление проблематике участия присяжных в уголовном и гражданском процессе в Соединенных Штатах Америки.

Он сообщил, что в США фактические обстоятельства дела устанавливают именно присяжные и именно они выносят вердикт, соответственно, вопрос о составе коллегии является принципиальным. Кирилл Савинский обратил внимание на проблему обеспечения беспристрастности присяжных в уголовном процессе. Например, каким образом можно обеспечить эту беспристрастность по резонансным уголовным делам в ситуации, когда дела освещаются в электронных СМИ и социальных сетях. Это очень серьезная проблема, подчеркнул Кирилл Савинский, поскольку найти в пределах региона и даже страны человека, который не сформировал свою позицию относительно виновности или невиновности обвиняемого, наверное, невозможно.

Кирилл Савинский обратил внимание, что 90% дел в США относятся к юрисдикции штатов. При этом 90% этих дел до суда не доходят по причине заключения сделок о признании вины. Этот институт в принципе остается очень спорным, пояснил он, часть общества не принимает его по причине закрытости, в отличие от судебного процесса. Не является ли это неким косвенным подтверждением того, что профессиональные участники процесса – как защитники, так и обвинители – начинают сомневаться в дееспособности присяжных заседателей?

Азербайджан

Преподаватель юридического факультета Бакинского государственного университета, адвокат Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики, кандидат юридических наук Аббас Атакиши остановился на изменениях азербайджанского уголовно-процессуального законодательства в связи с цифровизацией.

Соответствующие поправки были приняты в республике в июне 2020 г. Так, на суд возложена обязанность вести непрерывную запись всех судебных заседаний и составлять протокол судебного заседания в соответствии с этой аудиозаписью. Появилась специальная статья, предполагающая ведение уголовного судопроизводства в электронном формате, для чего будет применяться информационная система «Электронный суд». По каждому делу будет создан электронный кабинет, для электронного документооборота будут использоваться усиленные и сертифицированные электронные подписи. Также регламентировано, что бумажный и электронный документ имеют равную юридическую силу.

Великобритания

Преподаватель департамента правового регулирования бизнеса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, адвокат Валерия Романова посвятила свое выступление вопросам адвокатской деятельности и судопроизводства в период пандемии, основываясь на опыте России и Англии. Она рассказала об оказании квалифицированной юридической помощи и осуществлении правосудия в удаленном формате.

Так, в Великобритании на сегодняшний день судебные заседания проходят онлайн, в очном и гибридном форматах – в зависимости от особенностей каждого дела и технических возможностей суда. При этом для участников процесса разработаны очень детальные рекомендации по вопросам подключения к веб-ресурсам с указанием, какие из них используются конкретным судом. Решение о формате проведения судебного заседания принимает судья, исходя из обстоятельств дела. Сотрудники суда заранее, до заседания, связываются с представителями сторон и сообщают им, в каком формате будет проходить заседание. Также суды в Великобритании составляют списки категорий дел, которые признаются приоритетными для рассмотрения на неделе. Оказание юридической помощи не ограничивается, офисы юридических фирм открыты, но юристам и адвокатам рекомендуется по возможности оказывать юридическую помощь своим доверителям удаленно.

Валерия Романова считает, что в будущем цифровизация может стать эффективным средством как при оказании квалифицированной юридической помощи, так и при осуществлении судопроизводства. «Вынужденная, спровоцированная пандемией цифровизация судебного производства, которая изначально была направлена на минимизацию социальных контактов и перенос возможной работы в удаленный режим, позволяет быстрее развиваться судебному процессу. Такая вынужденная цифровизация может нам в дальнейшем позволить оптимизировать судопроизводство, более эффективно использовать механизмы и судебные ресурсы, своевременно рассматривать дела. Она может быть основой практической реализации принципа обеспечения судопроизводства в разумные сроки, способствовать сокращению судебных расходов, издержек (прежде всего на командировки), а также противодействовать недобросовестному поведению лиц по затягиванию судебных процессов», – заключила она.

Нидерланды

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА Елена Антонович рассказала о цифровизации уголовного судопроизводства в Нидерландах. Она привела данные рейтингов, согласно которым Нидерланды наряду с Финляндией входят в число лидеров в электронных технологиях.

Благодаря Хартии электронного гражданина в Нидерландах с 2007 г. публикация всех электронных документов стала стандартом. А в 2019 г. в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство были внесены изменения, позволяющие подавать в электронном формате все жалобы и обращения. При этом защита обеспечивается участием не только адвоката, но и представителя, которые могут получать все документы и общаться со своим клиентом в цифровом формате.

Однако, как отметила спикер, законодатель не ограничился уже имеющимися возможностями: планируется принять новый, усовершенствованный УПК, в котором будут отражены все способы предоставления электронных доказательств. Простота и логистика – вот главные критерии совершенствования законодательства, которое позволит обеспечить внешнюю цифровую доступность и обмен файлами между участниками уголовного процесса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: