Допускается ли при проведении малярных работ на судах покраска эмалями поверх масляных красок

Обновлено: 15.04.2024

Эксплуатация судов и различного рода конструкций и оборудования, подвергающихся постоянному действию морской воды (установок стационарных и плавучих, причалов, опор, эстакад, водоводов, фильтров и т. п.) или влажного морского воздуха и атмосферному влиянию, показывает, что надежная защита их от преждевременных коррозионных разрушений возможна только при обязательном учете особенностей применяемого покрытия, строгом соблюдении всех технологических требований, предъявляемых к различным видам подготовительных, грунтовочных и окрасочных работ, выборе лакокрасочного материала в соответствии с условиями эксплуатации и т. д.

Условия выполнения окрасочных работ в судостроении отличаются от условий их производства в других отраслях промышленности, где выделены специальные цехи или участки с хорошо оборудованными рабочими местами, отапливаемыми в холодное время года и снабженными приточно-вытяжной вентиляцией.

В судостроении значительную часть окрасочных работ приходится выполнять непосредственно на судах, находящихся на стапеле или в достройке на плаву. На судоремонтных заводах окрашивают суда, находящиеся у причала, в доках или поднятых на стенку.

С целью уменьшения объема окрасочных работ на готовом судне грунтование и частично окрашивание производят в заготовках, узлах или секциях. Кроме того, несмотря на частичное окрашивание отдельных участков судна, его необходимо полностью окрасить перед сдачей в эксплуатацию. Поэтому в судостроении рабочее место организуется у конструкции, секций, на стапеле, достроечной набережной, в доке, куда необходимо подавать инструмент и оборудование для подготовки к окрашиванию и лакокрасочные материалы для грунтования или окрашивания.

В связи с тем что суда при постройке, доковании или ремонте окрашивают в течение всего года (при пониженной температуре и в ненастную погоду), необходимо принимать меры, уменьшающие влияние неблагоприятных атмосферных факторов на качество нанесенного покрытия. В отдельных случаях, например при обильной росе, моросящих осадках, тумане, отрицательной температуре, если не применяются специальные краски, окрасочные работы на открытом воздухе приходится приостанавливать.

В холодное время года для грунтования и окрашивания можно применять только специально отобранные для этого грунтовки и краски, сооружать отепляющие устройства, использовать тепло-отражающие панели, поддерживающие в районе окрасочных работ температуру 10—12 °С, и работать подогретыми красками.

Независимо от способа очистки необходимо принимать меры к тому, чтобы подготовленный металл не подвергался ржавлению и загрязнению, неизбежным в процессе постройки судна. С этой целью очищенный металл покрывают слоем специальной грунтовки или краски, срок службы которых рассчитан от очистки металла в листах или профиле до окончания постройки судна.

Для защиты очищенного металла на межоперационный период предложено значительное количество грунтовок на алкидных, алкидно-стирольных, поливинилбутиральных, полиакриловых, фенольных, хлоркаучуковых, цинксиликатных, эпоксидных и других пленкообразующих основах.

Если металл, профили, заготовки, детали, секции будут находиться в цехе, то независимо от срока хранения один слой любого грунта обеспечит защиту на два-три года. При хранении на открытом воздухе используют более сложные, многослойные схемы защиты.

Во всех случаях, даже при использовании наиболее совершенной технологии постройки или ремонте судов, нельзя избежать разрушения грунтовки, нанесенной на межоперационный период. Поэтому перед окончательным окрашиванием корпус судна и его конструкции приходится очищать. Правильно выбранная схема межоперационной защиты облегчает такую работу, позволяя провести ее в сжатые сроки; при недостаточно надежной защите приходится выполнять полную очистку и окрашивание.

При решении вопроса об окрашивании необходимо учитывать главнейшие требования. Выбор грунтовки определяется материалом, на который она будет нанесена. Необходимо принимать также во внимание время года, когда производится окрашивание, способ нанесения грунтовки и условия эксплуатации окрашенных поверхностей. Этим многообразием требований объясняется, почему на одном и том же судне стальной комингс покрывают грунтовками № 81, ХС-010, ФЛ-ОЗК, ЭП-057, а расположенную несколько выше переборку из легкого сплава — грунтовками ФЛ-ОЗЖ, КФ-030, ВЛ-02 или аналогичного типа.

Проявляемое иногда стремление к унификации и сокращению числа грунтовок нельзя считать оправданным. Недостаточно водостойкие пленки грунтовки при длительном цикле постройки судов можно сохранить, нанеся дополнительный более водостойкий слой грунтовки. В этом случае сокращение числа ее слоев не будет обосновано и приведет к резкому ухудшению противокоррозионной защиты судна.

На судах с длительным циклом постройки к грунтованию прибегают задолго до сборки корпуса. Перед окончательным окрашиванием осматривают загрунтованную поверхность, удаляют грунт на поврежденных участках, очищают всю поверхность от загрязнений и вновь ее грунтуют. Таким образом, на суда или конструкции с длительным циклом постройки приходится наносить два слоя грунтовки.

В машинно-котельных отделениях к грунтованию и окрашиванию участков, которые будут в дальнейшем недоступны для обработки и защиты (фундаменты для турбин, механизмов, установок, котлов; места под вентиляционными каналами, шкафами, различными приборами; трассы для электропроводов), приступают до монтажа фундаментов, механизмов, оборудования и т. п. В таких местах наносят два слоя грунтовки, пленки которой медленно стареют и обладают высокими защитными свойствами (грунтовки типов № 81, 83, протекторные, АК-069, АК-070 в комбинации с грунтовкой ГФ-020 и др.). Остальные поверхности в этих и других помещениях грунтуют после окончания на них сварочных работ.

Для судов малого водоизмещения, с коротким циклом постройки, предусматривают следующую принципиальную схему окрашивания: один слой грунта, два слоя краски во всех помещениях и три слоя в машинных отделениях и помещениях, занимаемых сдаточными командами.

Помещения, окрашиваемые тремя слоями краски, на достроечный период грунтуют и наносят только один слой краски. При окончательном окрашивании наносят два слоя краски. Такая последовательность окрашивания принята по следующим соображениям: жилые и машинные отделения окрашивают обычно в светлые тона; пленки красок при однократном нанесении не могут укрыть всех загрязнений, которые появляются на поверхности во время постройки судна, и не могут быть удалены при очистке моющими растворами или растворителями.

Наиболее сложен выбор оптимального способа защиты подводной части корпуса строящегося судна, когда необходимо учитывать: длительность стапельного периода; длительность достройки судна; условия достройки (пресная вода, море, условия вывода готового судна к месту эксплуатации и т. п); ввод судна в док перед началом эксплуатации; наличие электрохимической защиты; условия эксплуатации.

При любом способе постройки некоторые участки корпуса перед спуском судна окажутся недоступными для окрашивания. Поэтому, прежде чем устанавливать секции или блоки на спусковые тележки или опорные клетки, такие участки необходимо окрасить по полной схеме, т. е. с применением противообрастающей краски.

Даже при сравнительно кратковременном (30—60 сут) соприкосновении пленок противообрастающей краски с воздухом (вследствие окисления некоторых ядовитых компонентов, входящих в ее состав) ухудшаются токсичные свойства краски. Поэтому требуется изолировать окрашенную поверхность от воздействия атмосферы, что обеспечивается нанесением пленки поливинилового спирта или дополнительного слоя краски КФ-751. При заклеивании бумажной калькой поверхностей, окрашенных противообрастающей краской, результаты оказываются хуже.

На окрашивание и перекрашивание судов, находящихся в доках, даже в холодное время года отводится очень короткий срок. Чтобы увеличить срок сушки покрытия, что очень важно для его качества, окрасочные работы должны быть выполнены очень быстро. Поэтому необходимо организовать и укомплектовать бригады специалистами высокой квалификации, предоставить им широкий фронт работы, максимально использовать механизированные способы окрашивания.

Выполняя окрасочные работы на строящихся, ремонтируемых или эксплуатируемых судах, необходимо всегда соблюдать технологические требования. Любые отклонения от установленных требований: применение чрезмерно густых или очень разбавленных красок, нанесение очень толстыми слоями обычных красок, использование плохого или не приспособленного для работы инструмента, применение недостаточно доброкачественных красок, введение в краски запрещенных растворителей или большого их количества, спуск судов с недосушенной или пересушенной пленкой краски, произвольная замена отдельных компонентов краски, окрашивание обычными красками по мокрой, необезжиренной поверхности, по ржавчине или окалине, пересушенным слоям грунта или краски и т. п.— все это неизбежно приведет к быстрому разрушению покрытия и интенсивной коррозии корпуса, судовых конструкций и сооружений.

На рис. 7.1 показаны основные типы судов, нуждающихся в высококачественных покрытиях. Суда для перевозки генеральных грузов (рис. 7.1, а) рекомендуется защищать абразивостойкими покрытиями эпоксидного типа на основе смолы марки EG. Их наносят на подводную часть, район переменной ватерлинии, надводный борт и палубы.

На сухогрузных судах, перевозящих зерно, руду, уголь и другие сыпучие грузы, абразивостойкие защитные покрытия применяют в грузовых трюмах, окрашивая переборки, борта, днище и подволок (рис. 7.1,6). Здесь рекомендуются эпоксидные эмали на основе смолы ЕН.



Рис. 7.1. Типы судов, нуждающиеся в высококачественных покрытиях.

1 — палуба для аппарели; 2 — входной лацпорт; 3 — трап; 4 — бортовой стрингер; 5 — грузовая колонна; 6 — фиксатор крепления по-походному.

На судах ледокольного типа требуется усиленная защита носовой оконечности и района переменной ватерлинии (рис. 7.1, в). Наиболее устойчивой оказалась абразивоустойчивая краска «Инерта-160» на основе эпоксидной смолы ER. На лихтеровозах необходима надежная защита в носовой части, по ватерлинии, на бортах, к которым швартуются суда, а также на палубах, где располагается грузовое оборудование (рис. 7.1, г). Для этой цели используют полиуретановые покрытия марки PG, обладающие особенно хорошей износоустойчивостью.

Суда с горизонтальной грузообработкой (рис. 7.1, д) имеют аппарель, по которой перевозимые грузы (контейнеры, автомашины, тракторы) собственным ходом или с помощью специальных тягачей загружаются на судно. Для перемещения с палубы на палубу устроены специальные пандусы и лифты.

Для аппарелей, палуб, переборок, пандусов необходимо применять покрытие на основе эпоксидной смолы марки HD. Эмаль должна обладать: высокой абразивостойкостью, маслостойкостью, противоскользящими свойствами, не разрушаться бензином, соляркой и выхлопными газами работающих двигателей. Аппарель судна с горизонтальной грузообработкой требуется усиленно защищать от коррозии (рис. 7, е).

Меры безопасности при производстве малярных работ на судостроительных и судоремонтных заводах

Малярные работы на судостроительных и судоремонтных за­водах в основном выполняются на ремонтируемом или достраи­ваемом судне, находящемся в доке, на слипе, стапеле или на плаву. Непосредственно в здании малярного цеха осуществляют лишь вспомогательные или подготовительные операции (приго­товление красок, мастики, клея и т. д.).

Малярные работы выполняются на судах как ручным спосо­бом, так и пневматической и электромеханической окраской. При пневматической окраске распыливание краски производится с по­мощью пульверизатора-распылителя, соединенного с линией сжа­того воздуха.

Способ пневматической окраски путем распыления красителя вызывает сильное загрязнение воздуха парами растворителя и «красочным туманом», поэтому там, где представляется возмож­ным, необходимо окраску производить в окрасочных камерах, шкафах, оборудованных вытяжными вентиляционными установ­ками.

Краскопульты и другие пневматические аппараты для окраски предварительно испытываются при гидравлическом давлении не менее 10 ата, о чем составляется акт. При работе они должны иметь манометр.

За последнее время для окраски подводных частей судов мор­ского и речного флота получают широкое применение этинолевые краски, так как при окраске подводных частей и помещений с по­вышенной влажностью опыт показывает их явное преимущество перед масляными красками и кузбасским лаком.

Этинолевые краски изготовляются на основе этинолевого лака и различаются между собой типом .пигментов (красителей), вхо­дящих в их состав.

Этинолевый лак представляет собой раствор полимеров — от­ходов при производстве синтетического каучука. Растворителем служит ксилольная фракция. Для стабилизации в лак добав­ляется древесносмоляной антиокислитель в количестве 1,5—2%.

При приготовлении красок помещение, и котором произво­дится эта работа, должно быть оборудовано принудительной вен­тиляцией. Кроме того, необходимо устройство местной вытяжной принудительной вентиляции (по типу вытяжных шкафов) над ра­бочим местом для просеивания пигментов и приготовления этинолевых красок.

Так как этинолевые краски горючи (аналогично каменноуголь­ному лаку или масляным краскам), то необходимо запрещать приготовление этих красок или работу с ними ©близи открытых источников огня.

В связи с наличием в составе этинолевых красок вредных ве­ществ, необходимо маляров, имеющих дело с этими красками или лаком, подвергать периодическим медицинским осмотрам. Рабо­чие, не получившие разрешения врача, к работе с этинолевыми красками и лаками не должны допускаться.

В процессе работы на судах с этинолевым лаком, кузбасслаком или смывкой (ацетоном) необходимо соблюдение следующих основных требований.

1) Для освещения рабочего места в закрытых отсеках судов следует использовать переносное освещение напряжением не бо­лее 12 в, лампа должна быть снабжена взрывобезопасной арма­турой.

2) Посуду, в которой варится олифа, разрешается заполнять не более чем на 3/4 ее объема, при этом необходимо следить за тем, чтобы во время кипения в олифу не попала вода, так как вызываемые этим брызги могут причинить ожоги. Нельзя варить олифу на открытом воздухе и переносить горячие смеси в откры­той посуде.

3) При работе с этинолевыми красками, кузбасским лаком в закрытых отсеках или цистернах, производить ее в шлемах (МИОТ-49) и под постоянным наблюдением мастера.

4) Покраску днища и бортов судна с наружной стороны при ветренной погоде как вручную, так и пульверизатором произво­дить только с подветренной стороны.

5) Работы смывкой (каустической содой, ацетоном) в закры­тых помещениях производить только при наличии искусственной вентиляции. Шланг вытяжной вентиляции необходимо проводить в нижнюю часть помещения, где оседают наиболее тяжелые газы. Работы организовать с выходом наружу на чистый воздух через каждый час на 5—10 минут.

6)Так как высыхание масел сопровождается поглощением кислорода из воздуха и выделением углекислоты и других газов, следует запрещать оставаться на длительный период в закрытых свежевыкрашенных помещениях.

7) При работе с лесов следует обратить внимание на их ис­правное состояние; настил лесов должен быть плотным и закреп­ленным. В случае работы с подвесных люлек необходимо в пер­вую очередь произвести проверку надежности канатов, состояние польки и лебедок. Настил в люльках нужно устраивать плотным без щелей; перила должны быть высотой 1 м и обшиты сеткой или досками. Лебедки должны быть снабжены безопасными ру­коятками.

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Painting works. General safety requirements

Дата введения 1976-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19.08.75 N 2185

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3951-82

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

2.1, 6.1, 6.2.1, 6.7, 6.8

Настоящий стандарт распространяется на окрасочные работы, осуществляемые с применением лакокрасочных материалов по ГОСТ 9825, и устанавливает общие требования безопасности пpи подготовке и выполнении этих работ.

Стандарт не распространяется на окрасочные работы при строительстве и ремонте зданий и сооружений.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Организацию и выполнение окрасочных работ следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002, настоящего стандарта, а также согласно типовым правилам пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденным ГУПО МВД СССР, и санитарным правилам при окрасочных работах с применением ручных распылителей, утвержденным Минздравом СССР.

1.2. Окрасочные работы должны быть безопасными на всех стадиях:

подготовки поверхности изделий под окрашивание, включая удаление ржавчины, окалины, старых покрытий, обезжиривание и нанесение преобразователей ржавчины;

нанесения лакокрасочных материалов, включая приготовление рабочих составов, мойку и чистку тары, рабочих емкостей, производственного оборудования, инструмента и защитных средств;

сушки лакокрасочных покрытий и оплавления покрытий из порошковых полимерных красок;

обработки поверхности лакокрасочных покрытий (шлифования, полирования).

1.3. При проведении окрасочных работ должны быть предусмотрены меры, устраняющие условия возникновения взрывов и пожаров в технологических установках (камерах, аппаратах), производственных помещениях, на производственных площадках вне помещений и меры защиты работающих от возможного действия опасных и вредных факторов, указанных в обязательном приложении.

1.4. Уровни опасных и вредных производственных факторов при окрасочных работах не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных государственными стандартами и санитарно-гигиеническими нормами Министерства здравоохранения СССР.

1.1-1.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. Окрасочные работы по п.1.2 необходимо проводить в соответствии с нормативно-технической документацией на технологические процессы, утвержденной в установленном порядке.

Окрасочные работы следует выполнять в окрасочных цехах, отделениях, участках, на специальных установках, в камерах или на площадках, оборудованных принудительной вентиляцией (местной и общей приточно-вытяжной) и средствами пожарной техники по ГОСТ 12.4.009. Устройство вентиляции должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021 и строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

В установках и камерах следует поддерживать разрежение, предотвращающее выход вредных выделений наружу и распространение по помещениям окрасочных цехов (участков).

2.1.1. Местные системы вытяжной вентиляции от камер и постов окрашивания (напыления порошковых красок), а также установок сухого шлифования покрытий должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими загрязнение воздуховодов горючими отложениями и блокировками, обеспечивающими подачу рабочих составов к распылителям только при работающих вентиляционных агрегатах.

2.1.2. При окрашивании вредными, пожаро- и взрывоопасными материалами наружных и внутренних поверхностей строящихся и ремонтируемых судов, вагонов, самолетов и других крупных изделий следует применять местные вентиляционные установки.

2.1.3. В особых случаях с разрешения местных органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции труда профсоюза и органов пожарного надзора допускается окрашивать крупные изделия непосредственно на местах сборки без устройства специальной вентиляции. При этом должны быть выполнены следующие условия:

проведение окрасочных работ в периоды, когда другие работы не производятся;

проветривание помещений при помощи принудительной общеобменной вентиляции;

применение малярами средств защиты органов дыхания, глаз и кожи;

обеспечение пожаро- и взрывобезопасности.

2.2. При проектировании новых и реконструкции действующих окрасочных цехов и участков необходимо предусматривать средства механизации и автоматизации технологических операций и производственных процессов, обеспечивающие устранение опасных и снижение действия вредных производственных факторов на работающих.

2.3. При разработке и выполнении окрасочных работ следует обеспечивать меры и способы нейтрализации и уборки пролитых и рассыпанных лакокрасочных материалов и химикатов, а также способы эффективной очистки сточных вод и пылегазовыделений перед выпуском их в водоемы и атмосферу в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02.

2.4. Подача рабочих составов (обезжиривающие и моющие растворы, лакокрасочные материалы), сжатого воздуха, тепловой и электрической энергии к рабочим органам стационарного окрасочного оборудования следует блокировать с включением необходимых средств защиты работающих. На технологических аппаратах вместимостью более 1 м должен быть аварийный слив горючих жидкостей.

2.1-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Окрасочные работы с применением радиоактивных лакокрасочных материалов следует проводить в соответствии с санитарными нормами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

2.6. Подготовку металлических поверхностей к окрашиванию следует проводить по ГОСТ 9.402.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.7. (Исключен, Изм. N 3).

2.8. Тару, рабочие емкости и окрасочную аппаратуру следует очищать и мыть только в специально оборудованных местах, снабженных местными принудительными вентиляционными системами.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.9. В окрасочных и краскоприготовительных отделениях не допускается использовать оборудование и проводить работы, связанные с искрообразованием и применением открытого огня.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ОКРАСОЧНЫХ ЦЕХОВ И УЧАСТКОВ

3.1. Окрасочные цехи, участки и вспомогательные помещения по объемно-планировочным и конструктивным решениям должны соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР, а также требованиям норм и правил, утвержденных органами Государственного надзора.

3.2. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочих зонах помещений окрасочных цехов и участков должна быть в пределах, установленных ГОСТ 12.1.005.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3. Окрасочные участки и площадки следует располагать в изолированных помещениях.

Допускается располагать окрасочные участки и площадки в общих производственных помещениях или вне помещений при условии, что эти участки (площадки) входят в технологический поток пожаро- и взрывобезопасных производств.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3.1. Окрасочные участки и площадки должны быть оборудованы эффективной местной вентиляцией, обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026* и иметь ограждения пожаро- и взрывоопасной зоны.

Покраска в кораблестроении - какой краской красят корабли

Эффективным и самым распространенным способ защиты от коррозии остается покраска кораблей перед началом эксплуатации или в рамках техобслуживания. Чтобы получить достойный и надежный результат важно придерживаться существующих рабочих схем. Технология окраски в кораблестроении является точной и выверенной. Произвольные упрощение или изменение регламентированных процедур, замена материалов недопустимы.

Технология окрашивания кораблей

Операция покраски днища корабля должна обеспечить этой части наиболее стойкое покрытие: обновление защитного слоя здесь будет невозможно до следующего захода в док.

Для подводных зон используются на выбор краски:

Имеет значение и какой краской красят корабли, и количество наносимых слоев. Для участков, контактирующих с водой, нанесение происходит в четыре прохода с полноценными периодами высыхания. При этом носовая оконечность и сварные швы дополнительно покрываются еще дважды.

Правильная покраска кораблей и судов любой компании требует в качестве финишного покрытия использовать необрастающие составы, содержащую опасные для живых организмов ртутно-мышьяковые соединения. Ядовитая пленка формируется в два слоя поверх антикоррозионного лака, если судно ходит в умеренных или южных широтах, и в один – для северных морей. Для единиц, работающих на рейдах в северных акваториях, а также в пресной воде, технология окраски кораблей нанесения необрастающих красок не предусматривает.

Для подводных участков судов с малым водоизмещением допустимо применение термопластических красок при нанесении разогретыми до 120˚С поверх каменноугольного лака. Такое покрытие способно защитить как от коррозии, так и от закрепления на поверхности водной флоры и фауны.

Пояс переменной ватерлинии покрывают одним из видов следующих составов:

  • эпоксидными эмалями;
  • сополимерными красками.

Для надводных частей корпуса применяют поверх грунта эмали:

Палубы окрашивают в зависимости от интенсивности использования конкретных участков. Так, для зон, используемых для проведения швартовочных работ, рекомендуются нескользящие пентафталевые составы. Основная же площадь обрабатывается эпоксиэфирными эмалями.

Для окраски судовых помещений используют краски эмалевые или масляные, свободные от содержания токсичных компонентов. Наиболее приемлемыми являются не поддерживающие горение пентафталевые краски. Показана для этих целей и водоэмульсионные краски, которые также негорючи и не имеют запаха.

Помещениям для обычных грузов подойдут пентафталевые эмали, а для трюмов с химически активными веществами лучше использовать эпоксидную шпаклевку в несколько слоев или составы на основе полиуретана. Для танков, содержащих топливо, необходимы специальные эмали. Балластным емкостям и другим объемам повышенной влажности подойдут водостойкие покрытия – этиленовые краски. Цистерны под питьевую или техническую воду следует покрывать кремнийорганическими или основанными на калиевом стекле красками.

покраска краскопультом

Способы нанесения краски

Существуют несколько способов, которыми осуществляется покраска в кораблестроении. Два наиболее распространенных: распыление и втирание.

Втирание

Втирание производится кистями вручную и гарантирует поверхность высокого качества, но занимает немало времени. Самый ответственный этап – нанесение грунта рекомендуется производить именно таким способом. Последующие слои кладутся после высыхания предыдущих, причем чем дольше в разумных пределах этот период, тем лучше. С другой стороны, многие виды красок деградируют от воздействия воздуха и ультрафиолета, поэтому важно найти золотую середину в интервале нанесения слоев.

Качество нанесения определяет и уровень вязкости краски. Излишне жидкая консистенция служит причиной появления наплывов и потеков, обратная ситуация порождает рябь и полосы от волоса кисти. Избыток влаги в воздухе или в краске приводит к появлению дефектов в виде пузырей и пор.

Распыление

Распыление – более производительная технология окрашивания кораблей. Главное требование к компрессору при воздушном способе подачи краски - наличие водоотделителя, предотвращающего попадание в краску частиц масла и воды. Другой вариант – использование плунжерного или поршневого насоса и распылительного пистолета, позволяющий полностью исключить попадание любых посторонних компонентов в краску.

Применение электростатических распылителей позволяет добиться наибольшей экономии расхода краски. Запрещается пользоваться распылителями для нанесения токсичных или ядовитых красок. Также нельзя использовать воздушные распылители для создания грунтовочного слоя. Для того, чтобы покрытие было ровным и стойким, необходимо строго придерживаться технологического процесса покраски судна краскораспылителем.

В последние десятилетия набирает популярность как подводная очистка кораблей, так и окраска. Водная среда предъявляет особые требования к консистенции и составу краски. Нанесение происходит на смоченную поверхность, что возможно только при высокой вязкости используемого состава. Под водой работают стандартные методики: распыление и втирание краски. В первом случае нанесение субстрата производится безвоздушным способом.

Покрасочное оборудование для кораблей

Разнообразное покрасочное оборудование для кораблей также определяет результативность, эффективность и качество процесса. Можно выделить следующие инструменты.

  • Кирка, пневмомолоток – необходимы для очистки толстых напластований ржавчины.
  • Скрябки – позволяют удалять остаточные куски ржавчины и старой краски. Для деревянных поверхностей используются цикли.
  • Щетки электромеханические или пневматические – применяются для зачистки поверхностей после отбоя ржавчины.
  • Шпатели – служат для нанесения шпаклевки.
  • Волосяные кисти применяются для затирки краски, а также для декоративных и маркировочных работ.
  • Валиковые кисти – используются для закатки больших плоских площадей.
  • Краскораспылители – это оборудование вне зависимости от устройства и принципов работы дает возможность автоматизировать процесс окраски.

Отдельным видом оборудования является и окрасочная камера для кораблестроения, которая позволяет производить все работы в любой сезон вне зависимости от погодных условий.

окрасочная камера для катера

Эллинг

Полная окраска для кораблестроительных компаний может проводится в специальном сооружении – эллинге. В закрытом помещении создается микроклимат с оптимальными температурой и влажностью, что способствует наиболее эффективной работе. Ремонтные помещения для судов с большим водоизмещением сооружения уникальные. Так на Севмаше имеется док-эллинг площадью 373 х 78 м 2 с тремя стапельными линиями. Некрупные судоремонтные предприятия имеют крытые доки значительно более скромных размеров.

Для судов с малым водоизмещением, таких как любительские яхты, покрасочная камера для кораблестроения может быть организована в подходящем по размерам боксе при соблюдении следующих условий:

  • Окраска в закрытом помещении должна проводится с применением респираторов.
  • При использовании сооружения в постоянном режиме рекомендуется организовать систему вентиляции и обогрева.
  • Наиболее благоприятные условия для покраски от + 15˚С до + 25 ˚С при влажности до 70%.
  • Поверхности с сохнущей краской не рекомендуется подвергать прямому попаданию солнечных лучей. Если в эллинге в наличии окна большой площади их желательно временно закрыть.
  • Экономия на отоплении просторного помещения может осуществляться в разумных пределах. Минимально допустимая температура + 5 ˚С.

Лакокрасочное покрытие, каким бы качественным оно ни было, имеет ограниченный срок службы. Персонал, работающий на судне, должен регулярно проводить технический осмотр на предмет деградации поверхностей, и при обнаружении дефектов устранять по возможности оперативно.

Окраска кораблей - сложный и многогранный процесс, требующий специальных знаний и высокой квалификации. В пользу обращения судовладельца к профессионалам говорит необходимость ежегодного обновления наружной краски и необрастающего защитного слоя при каждом доковании. Несколько проще обстоит дело с окраской внутренних помещений, которую достаточно проводить вновь спустя 2 – 3 года своими силами.

Важными условиями качественной покраски кораблей являются хорошее оборудование и профессиональный подход. Наша компания уже более 10 лет занимается проектированием и производством покрасочных, дробеструйных и дробеметных камер разной степени сложности. Среди реализованных проектов присутствуют и покрасочные камеры для водного транспорта разных видов и габаритов. Камеры изготавливаются как по типовым, так и по индивидуальным проектам с учетом всех пожеланий и в рамках заявленного бюджета.

Нужна консультация эксперта? Позвоните по телефону или заполните онлайн-заявку!

Покраска в кораблестроении - какой краской красят корабли

Эффективным и самым распространенным способ защиты от коррозии остается покраска кораблей перед началом эксплуатации или в рамках техобслуживания. Чтобы получить достойный и надежный результат важно придерживаться существующих рабочих схем. Технология окраски в кораблестроении является точной и выверенной. Произвольные упрощение или изменение регламентированных процедур, замена материалов недопустимы.

Технология окрашивания кораблей

Операция покраски днища корабля должна обеспечить этой части наиболее стойкое покрытие: обновление защитного слоя здесь будет невозможно до следующего захода в док.

Для подводных зон используются на выбор краски:

Имеет значение и какой краской красят корабли, и количество наносимых слоев. Для участков, контактирующих с водой, нанесение происходит в четыре прохода с полноценными периодами высыхания. При этом носовая оконечность и сварные швы дополнительно покрываются еще дважды.

Правильная покраска кораблей и судов любой компании требует в качестве финишного покрытия использовать необрастающие составы, содержащую опасные для живых организмов ртутно-мышьяковые соединения. Ядовитая пленка формируется в два слоя поверх антикоррозионного лака, если судно ходит в умеренных или южных широтах, и в один – для северных морей. Для единиц, работающих на рейдах в северных акваториях, а также в пресной воде, технология окраски кораблей нанесения необрастающих красок не предусматривает.

Для подводных участков судов с малым водоизмещением допустимо применение термопластических красок при нанесении разогретыми до 120˚С поверх каменноугольного лака. Такое покрытие способно защитить как от коррозии, так и от закрепления на поверхности водной флоры и фауны.

Пояс переменной ватерлинии покрывают одним из видов следующих составов:

  • эпоксидными эмалями;
  • сополимерными красками.

Для надводных частей корпуса применяют поверх грунта эмали:

Палубы окрашивают в зависимости от интенсивности использования конкретных участков. Так, для зон, используемых для проведения швартовочных работ, рекомендуются нескользящие пентафталевые составы. Основная же площадь обрабатывается эпоксиэфирными эмалями.

Для окраски судовых помещений используют краски эмалевые или масляные, свободные от содержания токсичных компонентов. Наиболее приемлемыми являются не поддерживающие горение пентафталевые краски. Показана для этих целей и водоэмульсионные краски, которые также негорючи и не имеют запаха.

Помещениям для обычных грузов подойдут пентафталевые эмали, а для трюмов с химически активными веществами лучше использовать эпоксидную шпаклевку в несколько слоев или составы на основе полиуретана. Для танков, содержащих топливо, необходимы специальные эмали. Балластным емкостям и другим объемам повышенной влажности подойдут водостойкие покрытия – этиленовые краски. Цистерны под питьевую или техническую воду следует покрывать кремнийорганическими или основанными на калиевом стекле красками.

покраска краскопультом

Способы нанесения краски

Существуют несколько способов, которыми осуществляется покраска в кораблестроении. Два наиболее распространенных: распыление и втирание.

Втирание

Втирание производится кистями вручную и гарантирует поверхность высокого качества, но занимает немало времени. Самый ответственный этап – нанесение грунта рекомендуется производить именно таким способом. Последующие слои кладутся после высыхания предыдущих, причем чем дольше в разумных пределах этот период, тем лучше. С другой стороны, многие виды красок деградируют от воздействия воздуха и ультрафиолета, поэтому важно найти золотую середину в интервале нанесения слоев.

Качество нанесения определяет и уровень вязкости краски. Излишне жидкая консистенция служит причиной появления наплывов и потеков, обратная ситуация порождает рябь и полосы от волоса кисти. Избыток влаги в воздухе или в краске приводит к появлению дефектов в виде пузырей и пор.

Распыление

Распыление – более производительная технология окрашивания кораблей. Главное требование к компрессору при воздушном способе подачи краски - наличие водоотделителя, предотвращающего попадание в краску частиц масла и воды. Другой вариант – использование плунжерного или поршневого насоса и распылительного пистолета, позволяющий полностью исключить попадание любых посторонних компонентов в краску.

Применение электростатических распылителей позволяет добиться наибольшей экономии расхода краски. Запрещается пользоваться распылителями для нанесения токсичных или ядовитых красок. Также нельзя использовать воздушные распылители для создания грунтовочного слоя. Для того, чтобы покрытие было ровным и стойким, необходимо строго придерживаться технологического процесса покраски судна краскораспылителем.

В последние десятилетия набирает популярность как подводная очистка кораблей, так и окраска. Водная среда предъявляет особые требования к консистенции и составу краски. Нанесение происходит на смоченную поверхность, что возможно только при высокой вязкости используемого состава. Под водой работают стандартные методики: распыление и втирание краски. В первом случае нанесение субстрата производится безвоздушным способом.

Покрасочное оборудование для кораблей

Разнообразное покрасочное оборудование для кораблей также определяет результативность, эффективность и качество процесса. Можно выделить следующие инструменты.

  • Кирка, пневмомолоток – необходимы для очистки толстых напластований ржавчины.
  • Скрябки – позволяют удалять остаточные куски ржавчины и старой краски. Для деревянных поверхностей используются цикли.
  • Щетки электромеханические или пневматические – применяются для зачистки поверхностей после отбоя ржавчины.
  • Шпатели – служат для нанесения шпаклевки.
  • Волосяные кисти применяются для затирки краски, а также для декоративных и маркировочных работ.
  • Валиковые кисти – используются для закатки больших плоских площадей.
  • Краскораспылители – это оборудование вне зависимости от устройства и принципов работы дает возможность автоматизировать процесс окраски.

Отдельным видом оборудования является и окрасочная камера для кораблестроения, которая позволяет производить все работы в любой сезон вне зависимости от погодных условий.

окрасочная камера для катера

Эллинг

Полная окраска для кораблестроительных компаний может проводится в специальном сооружении – эллинге. В закрытом помещении создается микроклимат с оптимальными температурой и влажностью, что способствует наиболее эффективной работе. Ремонтные помещения для судов с большим водоизмещением сооружения уникальные. Так на Севмаше имеется док-эллинг площадью 373 х 78 м 2 с тремя стапельными линиями. Некрупные судоремонтные предприятия имеют крытые доки значительно более скромных размеров.

Для судов с малым водоизмещением, таких как любительские яхты, покрасочная камера для кораблестроения может быть организована в подходящем по размерам боксе при соблюдении следующих условий:

  • Окраска в закрытом помещении должна проводится с применением респираторов.
  • При использовании сооружения в постоянном режиме рекомендуется организовать систему вентиляции и обогрева.
  • Наиболее благоприятные условия для покраски от + 15˚С до + 25 ˚С при влажности до 70%.
  • Поверхности с сохнущей краской не рекомендуется подвергать прямому попаданию солнечных лучей. Если в эллинге в наличии окна большой площади их желательно временно закрыть.
  • Экономия на отоплении просторного помещения может осуществляться в разумных пределах. Минимально допустимая температура + 5 ˚С.

Лакокрасочное покрытие, каким бы качественным оно ни было, имеет ограниченный срок службы. Персонал, работающий на судне, должен регулярно проводить технический осмотр на предмет деградации поверхностей, и при обнаружении дефектов устранять по возможности оперативно.

Окраска кораблей - сложный и многогранный процесс, требующий специальных знаний и высокой квалификации. В пользу обращения судовладельца к профессионалам говорит необходимость ежегодного обновления наружной краски и необрастающего защитного слоя при каждом доковании. Несколько проще обстоит дело с окраской внутренних помещений, которую достаточно проводить вновь спустя 2 – 3 года своими силами.

Важными условиями качественной покраски кораблей являются хорошее оборудование и профессиональный подход. Наша компания уже более 10 лет занимается проектированием и производством покрасочных, дробеструйных и дробеметных камер разной степени сложности. Среди реализованных проектов присутствуют и покрасочные камеры для водного транспорта разных видов и габаритов. Камеры изготавливаются как по типовым, так и по индивидуальным проектам с учетом всех пожеланий и в рамках заявленного бюджета.

Нужна консультация эксперта? Позвоните по телефону или заполните онлайн-заявку!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: