Дополните список отличительные признаки судебной власти от других ветвей власти 1 самостоятельность

Обновлено: 24.04.2024

Одним из признаков правового государства является независимая судебная власть. Господство права предполагает, что суд должен быть независимым от влияния любого властного органа и решать дела в качестве высшей инстанции. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции.

Назначение судебной власти – защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе.

Таким образом, судебная власть означает способность и возможность воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах.

Судебной власти присущ ряд признаков, отличающих ее от других видов государственной деятельности. К ним относят: самостоятельность, исключительность, подзаконность и полноту.

Самостоятельность судебной власти исключает ее подчиненность какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть изменены или отменены вышестоящими судами в установленном процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов. Вступивший в законную силу приговор суда имеет силу закона по данному делу.

Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа – судебные органы – создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти.

В силу принципа самостоятельности судебной власти суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами. Самостоятельность предполагает также и возможность решения вопросов внутри самой системы – с помощью органов, созданных этой властью и состоящих из ее представителей. В этой связи особо значимы такие органы и структуры, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, органы судейского сообщества, советы судей и квалификационные коллегии.

В литературе различаются внешняя и внутренняя стороны самостоятельности судебной власти. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам власти, то внутренняя заключается в нравственных качествах судей, их способности противостоять внешнему воздействию, сохранять верность закону.

Исключительность судебной власти предполагает, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления (а в некоторых случаях и административного правонарушения), применить к нему меру уголовного наказания (или административного наказания), либо разрешить правовой спор между гражданами (между гражданами и (или) организациями).

Подзаконность судебной власти выражается не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Компетенцию суда определяет только закон.

Характерной особенностью судебной власти является подробное регулирование ее деятельности процессуальным законом. Детальная регламентация процессуальной формы всех судебных действий, порядка принятия судебных решений и документов лежит в основе законодательства о судопроизводстве и сама по себе представляет юридическую ценность. Процессуальный порядок призван обеспечить законность всей судебной деятельности, исключить субъективизм, быть условием вынесения обоснованных и справедливых решений.

В основе процессуального порядка лежат демократические конституционные принципы судопроизводства. Их провозглашение Конституцией РФ – высшим законодательным актом Российской Федерации – подчеркивает высокое социальное и государственное значение процессуального порядка деятельности органов судебной власти.

Несоблюдение норм законодательства о судопроизводстве, процессуальные правонарушения являются основанием отмены или изменения судебных актов, в случае систематических и явных нарушений – постановки вопроса о прекращении судейских полномочий, а при вынесении судьей заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта – привлечения к уголовной ответственности (ст. 305 УК РФ).

Полнота судебной власти определяется содержанием и объемом компетенции ее органов, окончательностью ее решений, их обязательностью.

Становление судебной власти сопровождается существенным расширением компетенции судебных органов. Органы представительной и исполнительной власти все чаще стали обращаться к судебной юрисдикции в случаях возникновения коллизионных ситуаций. И хотя среди осуществляемых судами полномочий по-прежнему ведущая роль отведена правосудию как специфическому проявлению реализации судебной власти, законодательством последних лет к полномочиям судебной власти также отнесены: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; обеспечение исполнения судебных актов и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел о новых видах административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; законодательная инициатива.

Эти полномочия необходимы судебной власти для реализации задач, поставленных перед ней Конституцией, и, в частности, гарантируют быструю и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечивают самостоятельность органов судебной власти, независимость от законодательной и исполнительной власти, взаимодействие всех отраслей государственной власти в формировании судебной системы, доступность правосудия на равных основаниях для всех, право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Полнота судебной власти означает также безусловную обязательность исполнения всех судебных актов всеми государственными органами и должностными лицами на территории Российской Федерации5.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш.Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Суд имеет особое положение, благодаря которому, а также специфике работы судебной власти, можно выделить ряд признаков, характерных исключительно судебной власти и отличающих ее от других форм государственной деятельности.

Признак– это качество или свойство, которое присуще определенным предметам или явлениям, которое отличает и определяет эти предметы или явления. Благодаря признакам, знакам и приметам предмет или явление можно более полно и точно определить, и раскрыть его сущность.

Современная учебная литература, описывая правоохранительные органы выделяет от трех до десяти разных признаков судебной власти. И при этом на сегодняшний день все еще отсутствует единое мнение касательно признаков судебной власти.

Некоторые авторы разделяют общие и специфические свойства судебной власти. К категории общих признаков относятся те, которые можно также отнести и к другим ветвям власти. Примером может служить социальность. Судебная власть носит социальный характер, который присущ обществу в целом.

К специфическим относятся свойства, характерные только для этого вида власти и в полной мере характеризующие и отличающие ее от других видов власти (исполнительной и законодательной).

Таким образом, выделяют специфические признаки, присущие исключительносудебной власти.

  • Выступает в качестве одной из трех ветвей государственной власти, установленной и закрепленной через Конституцию РФ и в законодательном порядке. Через решения судебной власти, принятых от имени государства, выражается ее воля, и все решения судебной власти имеют обязательный характер для исполнения на всей территории Российской Федерации;
  • принадлежит специальным государственным органам, создаваемым в законодательно утвержденном порядке – судам, в лице судей, а также привлекаемым в процессе осуществления правосудия присяжным и арбитражным заседателям.

Право на осуществление правосудия имеют только суды, находящиеся в судебной системе РФ (Закон о судебной системе. статьи 1 и 4).

Процеес привлечения присяжных и арбитражных заседателей к осуществлению правосудия строго регламентирован нормами закона. Свершение или принятие на себя обязанностей по осуществлению правосудия со стороны других органов и лиц запрещено.

  • является исключительной, то есть функции и полномочия, входящие исключительно в компетенцию суда запрещается перенимать другими органами государственной власти или должностными лицами. Например, определять степень виновности и признавать лицо, совершившего преступление, виновным имеет право только суд. И только он имеет право применять к подсудимым мер уголовного наказания или админ. воздействия.
  • является самостоятельной, независимой и отделенной ветвью власти. Суды и судьи, на которых возложены судебные полномочия,независимы иобязаныподчиняются исключительно требованиям, изложенным в Конституции РФ и федеральном законе. Никто не обладает правом указывать судье, как разрешать те или иные дела, которые находятся у него в производстве.

Независимость суда значит, что судьям запрещено подчиняться третьей стороне при рассмотрении дела и в процессе принятия решения по нему. Вмешательство в работу суда в любой форме, угрозы судьям, их жизням и здоровью, клевета на них и их работу с целью повлиять на правосудие, согласно законодательству РФ, согласно Уголовного кодекса РФ является преступлением против правосудия и уголовно наказуемо.

Самостоятельность судебной властиосновывается на отсутствии взаимоотношений подчиненного и подотчетного характера по отношению к какому-либо другому государственному органу не зависимо от ветви власти. Экономическая составляющая самостоятельности и независимости судебной власти базируется на финансировании ее деятельности исключительно за счет федерального бюджета, что четко регламентировано Конституцией РФ.

Законом о судебной системе запрещается издание законов или нормативно-правовых актов, которые отменяют или умаляют независимое и самостоятельное положение судов и судей.

Отделенностьсудебной власти значит, что суды, наделенные функциями судебной власти, относятся к абсолютно самостоятельной системе гос. органов и не являются частью законодательной и исполнительной власти. Процессы, связанные с организационным, финансовым, материально-техническим и пр. обеспечением деятельности судов происходят внутри судебной системы. Взаимодействие судов с другими органами гос. власти происходит в пределах, четко регламентированных законами, гарантирующими их независимость;

  • реализация судебной власти совершается через судопроизводство основываясь на положения Конституции РФ и Закона о судебной системе. Под судопроизводством подразумевается деятельность, начинающаяся при наличии в деле законодательно предусмотренных оснований и поводов.

Судопроизводство в уголовных делах состоит из производства в следственных органах и производства в суде.

Виды судопроизводства

Поводом, достаточным для начала судопроизводства по гражданскому или административному делу, являются заявления от лиц, направленные на рассмотрение судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Возбуждение и осуществление конституционного производства находится в ведении Конституционного Суда Российской Федерации.

Выделяют 5 видов судопроизводств, с помощью которых происходит осуществление судебной власти:

  • конституционное судопроизводство, сводящееся к рассмотрению и разрешению дел, связанных с соответствием норм федерального законодательства конституционным нормам, нормативным актам, изданным Президентом РФ, палатами Федерального Собрания и другим нормативно-правовым актам;
  • гражданское судопроизводство рассматривает и разрешает дела, вытекающие из правоотношений гражданского характера;
  • в административном судопроизводстве рассматриваются и разрешаютсядела, возникшие из правоотношений административного характера, и дела, связанные с административными правонарушениями;
  • уголовное судопроизводство, состоящее издосудебного и судебного производства по делам, связанным с уголовными преступлениями;
  • арбитражное судопроизводство, занимающееся разрешением споров в экономической сфере и других дел, которые рассматриваются арбитражными судами.

Самой важной функцией, которую осуществляет судебная власть, является правосудие и процессуальное рассмотрение дел. Процессуальная форма, в которой должны действовать суды и принимать свои решения, а также форма, в которой должно осуществляться рассмотрение и разрешение дел определены законодательно. Процессуальный порядок деятельности Конституционного Суда РФ определен Законом о Конституционном. Процесс осуществления судопроизводства в гражданском, уголовном и арбитражном процессе регулируется ГПК, УПК, АПК РФ.

Задачи процессуального порядка судопроизводства

В задачу процессуального порядка в судопроизводстве входит:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности органов судебной системы, осуществляющих судебную власть;
  • обеспечение законности, обоснованности и справедливости решений, которые принимаются;
  • охрана законных прав лиц, интересы которых затронуты судебной властью.

Порядок образования и деятельности судебных органов, а также перечень их полномочий определены на законодательном уровне. Судьи и судебные органы действуют исключительно в рамках требований законов и Конституции Российской Федерации и не имеют право в процессе своей деятельности выходить за рамки требований законодательства. Полный объем компетенций, которыми наделены суды и судьи выражается в окончательности и обязательности по отношению ко всем гражданам РФ, гос. органам и должностным лицам, принимаемых судами решений. То есть решения судов носят властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Законодательно установлена ответственность в следствии невыполнения или ненадлежащего выполнения требований судов.

Исходя из положений Конституции РФ и Закона о судебной системе граждане Российской Федерации имеют право участия в совершении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. В процессе рассмотрения уголовных и арбитражных дел в состав суда, за исключением позиции судьи, имеют право войти присяжные и арбитражные заседатели соответственно.


В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления судебной власти и правосудия в Российской Федерации.

Ключевые слова: судебная власть, Конституция РФ, государственная власть, принцип разделения властей, суд, правовое регулирование, судебная система.

В научной литературе «статус судьи» предлагается понимать как «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти» [4].

На современном этапе развития России уделяется повышенное внимание общества к судам Российской Федерации. Система судов составляет механизм защиты государства и имеет большое значение в его правовом регулировании. Данная ветвь государственной власти призвана обеспечить незыблемость основ конституционного строя, охраняя общественный порядок, права граждан и юридических лиц, а также единство экономического пространства.

Суд, будучи обязательным субъектом гражданских правоотношений, наделен властными полномочиями, связанными с государственным принуждением и контролем. Вместе с тем суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, занимается не только руководством хода производства, оказывает содействие иным субъектам путем разъяснения процессуальных прав и обязанностей, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона.

Таким образом, судебная власть России прошла долгий этап развития и становления, начиная с древнерусского периода и совершенствуется по настоящий день.

На современном этапе развития России уделяется повышенное внимание общества к судам Российской Федерации. Система судов составляет механизм защиты государства и имеет большое значение в его правовом регулировании. Данная ветвь государственной власти призвана обеспечить незыблемость основ конституционного строя, охраняя общественный порядок, права граждан и юридических лиц, а также единство экономического пространства.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей, определяя судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти [1]. Несмотря на это, действующий закон не содержит определения «судебной власти».

Закрепление данной нормы в Конституции РФ не только декларируют принцип разделения властей, но и довольно четко отражают вопросы, относящиеся к ведению той или иной ветви власти.

Принцип разделения властей в своем практическом воплощении представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов государственной власти, степень которой зависит как от его формально-юридического статуса, так и от формального размежевания функциональной и предметной компетенции.

Глава 7 Конституции РФ с названием «Судебная власть и прокуратура», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд основополагающих принципов судебной деятельности. Однако глава объединяет в себе также нормы, определяющие полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, фактически сливая в одной главе два правоохранительных органа: и суд и прокуратуру.

Анализируя понятие «судебная власть», К. Ф. Гуценко пишет: «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу. властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не её исполнитель» [5].

Важное мнение было высказано Гессен В. М., в котором он определил основанное значение судебной власти для всего общества: «Судебная власть ликвидировала прошлое: был спор о праве; судебное решение полагает этому спору конец. Такое решение всегда конкретно; в мире абстракции нет места судье» [6].

В современной науке уголовного права продолжаются попытки определения сущности судебной власти, поскольку это имеет теоретическую и практическую значимость, первую очередь для того, чтобы выделить ее функционал в рамках системы управления государственно-правового сектора.

Ряд ученых определяют судебную власть через систему органов, которые ее осуществляют. Так, Ю. А. Дмитриев и Г. Г. Черемных полагают, что судебная власть является самостоятельным публично-правовым образованием — «c системой специальных государственных и муниципальных органов, обладающих законными властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных» [7].

Таким образом, соотношение судебной власти только лишь с судами является неверным решением. Власть — понятие более глубокое и емкое, состоящее из возможности влияния на поведение других людей, а также общества и государства, для достижения конкретной цели.

Главное предназначение судебной ветви власти — разрешение правовых споров, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности людей и государства.

Судебная власть характеризуется отличительными признаками. Так, власть может быть осуществлена только судьями судов, входящих в судебную систему РФ.

Судебная власть достаточно обособлена, независима и самостоятельна. Статья 118 Конституции РФ гласит, что при осуществлении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. В контексте исследуемой темы важно отметить, что вмешательство кого-либо лица в профессиональную деятельность судьи с различными указаниями в целях воспрепятствования осуществлению правосудия ст. 294 УК РФ предусматривает уголовную ответственность.

Статья 9 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в РФ» содержит систему гарантий независимости судей как носителей судебной власти [2].

Статья 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» рассматривает в неразрывном единстве самостоятельность судов и независимость судей [3]. Это выражается в том, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1); судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2).

Кроме вышеназванных законов, судебная деятельность регулируется актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда. К таким относятся, например, перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 июня 2011 года № 112); Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции (утверждено приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 238); Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885); Правила поведения работников аппарата судов (утверждены постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года № 156); Положение о приемной в суде (утверждается председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 26.11.2008.

Таким образом, судебная власть России прошла долгий этап развития и становления и совершенствуется по настоящий день. Деятельность судей Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О статусе судей в РФ», Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ» и иными нормативно-правовыми актами.

Под судебной властью следует понимать законное воздействие со стороны государства на поведение людей, осуществляемое через деятельность органов судебной системы Российской Федерации. Данная ветвь власти играет огромную роль в системе государственного управления, выполняет свои специфические функции и задачи.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 07.12.2020).
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 08.12.2020).
  4. Аванесян В. В. Большая юридическая энциклопедия. М., 2005. С. 567.
  5. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. — М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2007. С. 11.
  6. Гессен В. М. Основы конституционного строя. СПб, 1910. С.24.
  7. Дмитриев Ю. А. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / Ю. А. Дмитриев, Г. Г. Черемных // Государство и право. М.: 1997. № 8. С. 48.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Конституция РФ, Российская Федерация, государственная власть, принцип разделения властей, суд, судебная система, правовое регулирование, РФ, конституционный строй.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: