Доминирующий способ мышления адвоката

Обновлено: 18.04.2024

Здравствуйте, дорогие друзья! У меня сразу будет вопрос — в чем заключается главный секрет успешности для юриста? Может наличие высшего юридического образования? Вряд ли. Безработных ребят с дипломом о юридическом образовании сейчас тьмы и тьмы.

Тогда, возможно, связи? Безработным можно уже не остаться, но стать успешным. Как говорится, если дурак, то это надолго. Стоп! Вот оно!

Голова. Мозг. Именно отсюда на мой взгляд и начинается хороший юрист. О том, как мыслит успешный юрист, и поговорим.

Мышление юриста обладает своей спецификой. Но для начала пройдемся по общим моментам.

На юрфаке любого ВУЗа читается курс юридической психологии. Давайте на время мысленно вернемся в университетские стены и вспомним, что такое мышление?

Понятно о мышлении

«Мышление — психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях»

(Еникеев М.И. «Юридическая психология»).

Определение мудреное, давайте упростим.

Мышление — это непрерывный процесс обработки и обобщения поступающей в мозг информации, а также решения стоящих перед человеком задач.

В чем предназначение мышления? Обработка информации, выработка на основе результатов такой обработки стратегии своего поведения.

Если дальше углубляться дальше, то кто-то вспомнит о формах мышления: дедукция, индукция, сравнение и т. д. Мы все это изучали на занятиях по логике, чертили круги Эйлера, чертили всякие другие схемы. Но спроси сейчас любого, например, о дедукции, то максимум, что можно услышать — «от общего к частному». А вот объяснить, как это применяется в практической деятельности далеко не каждый сможет.

Мы эту дедукцию, а также индукцию, сравнение, системный метод и кое-что еще рассмотрим дальше. И не на уровне научных терминов и пространных рассуждений, а сугубо на практических примерах.

Это все про мышление в целом.

Теперь давайте разберемся в том, как думает именно юрист.

Как мыслит юрист?

В первую очередь юрист мыслит критически, подвергая любой факт сомнению.

Процесс начинается с момента поступления в мозг юриста информации в виде мнения, факта, предположения, наблюдения и т. д. У всего этого есть свой источник. Возможно, несколько источников. Это может быть все, что угодно: от информации, сообщенной клиентом до сплетней бабушки, сидящей на скамейке у подъезда.

Далее анализируется этот источник информации, его надежность и качество. На этом фоне происходит фильтрация всей полученной информации с позиций «важно», «не важно», «значение не определено», «не имеет значения».

На этом этапе информация начинает структурироваться. Информация, прошедшая отбор, «загружается» в память, начинает анализироваться с фактической и юридической точки зрения, между всеми фактами, прошедшие отбор на начальном этапе, налаживаются логические связи, выстраивается более или менее детальная картина ситуации.

И, наконец, на основнаии полученной картины вырабатывается решение и позиция по делу, определяется направление дальнейших действий.

Чтобы было понятнее, привожу схему такого критического мышления.

Схема критического мышления

Как работает алгоритм-сторож?

Сперва, как уже говорилось выше, предварительно оценивается источник информации, его качество. В зависимости от этого полученной информации присваивается предварительный статус приоритетности.

За предварительной оценкой следует уже детальная проверка информации. Как раз предварительная оценка позволяет разрешить вопрос: что требует проверки, а что — нет? Проверить и проанализировать абсолютно все на глубоком уровне не в силах никто.

Некоторые факты не требуют проверки в силу своей общеизвестности. Это знакомо всем юристам: общеизвестные факты доказыванию не подлежат. Проверять дату начала Великой Отечественной войны будет, мягко говоря, нецелесообразно.

Сюда же включим такие банальности, как «у кошки четыре ноги» и «сахар на вкус сладкий, а соль — соленая». Остальное лучше проверять. Профессиональное мышление юриста отличается именно своей критичностью. Если проверка определенных вопросов входит в Ваши должностные обязанности, проверяйте дважды, а то и трижды.

Благо юридические вопросы проверить легко. Для этого сейчас есть все технические возможности. Пожалуйста, дорогой юрист, запускай «Консультант Плюс» (или аналог) и проверяй до основания! Читай закон, изучай судебную практику, знакомься с мнением ученых, обрати внимание на мнение коллег.

Вот только не обладая навыками правильной работы с информацией, в этой паутине законов, подзаконных актов, судебной практики и т. д. можно запутаться очень надолго. Чтобы этого избежать, давайте вспомним о формах мышления. Да-да, о дедукции, индукции и прочих.

Диалектика

Но начнем с диалектики.

И речь пойдет не о той диалектике, о которой Вы сейчас подумали. Материалистическую диалектику мы рассматривать не будем. Копнем глубже и будем использовать диалектику в ее первоначальном виде, как она применялась великим философом древности — Сократом.

В практическом применении диалектику нельзя представить как формализованный алгоритм по процедуре «делай — раз, делай — два». Суть диалектики — правильно поставить вопрос и найти ответ. Правильно поставленный вопрос уже несет в себе половину ответа. Дать здесь универсальный рецепт того, как правильно поставить вопрос, я не в силах. Зависит от опыта и интуиции. Единственный совет — ориентируйтесь на принцип «практика — критерий истины».

Перейдем к более понятным схемам мышления.

Дедукция

Схема мышления — от общего к частному. Именно дедуктивный метод использовал Шерлок Холмс, литературный герой А. К. Дойла. Стратегия классическая. На практике используется юристом следующим образом.

Приходит к юристу клиент с проблемой (вариант: начальник юридической службы ставит задачу). Например, заказчику предъявили иск о взыскании неустойки. Вопрос: можно ли снизить ее размер и как это сделать?

Юрист вспоминает, что неустойка — это способ обеспечения исполнения обязательства. Находит соответствующий раздел ГК РФ. Читает статью 333 об уменьшении размера неустойки. Норма вызывает новые вопросы. Ищет судебную практику, в первую очередь это Информационное письмо ВАС РФ от 14.07.1997 г. № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» и Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Юрист ищет разъяснения по своему вопросу. Натыкается на противоречия между двумя судебными актами. Например, в Информационном письме говорится, что арбитражный суд может снизить размер неустойки независимо от того, заявлялось ли соответствующее ходатайство ответчиком. А в Постановлении Пленума ВАС РФ говорится, что неустойка может быть снижена только при наличии заявления ответчика.

Дальше анализируется судебная практика нижестоящих судов. В первую очередь тех, что расположены на той территории, где рассматривается дело. Дополнительный фильтр: анализируются только судебные акты, касающиеся взыскания неустойки по интересующему виду договора.

И после этого заказчику дается ответ.

Конечно, пример уже устарел. С 1 июня 2015 года суд вправе снизить размер неустойки только при условии заявления должником соответствующего требования. Но здесь я хотел на простом примере показать именно саму схему дедуктивного мышления на практике.

Суть дедуктивной схемы. В первую очередь нужно понять вопрос. Потом ищем общее положение закона. От нормы закона переходим к судебной практике. Сначала к общей, на уровне высших судов. Потом к частной — нижестоящие суды.

Но есть и прямо противоположная схема.

Индукция

Это метод предполагает движение от частного к общему. Если в «Консультант Плюс» для интереса посмотреть базу информационный банк «Судебная практика», то количество судебных актов в ней на сегодняшний день перевалило за 5 миллионов!

Вывод: трудно выдумать что-то новое. Все уже было. Или почти все. Значит можно найти уже готовое решение. В крайнем случае, подсказку, как разрешить возникший вопрос.

Также индуктивный метод помогает, когда вопрос заказчика юристу непонятен. Просто вбиваете в поиск справочно-правовой системы этот вопрос так, как он задан клиентом. Начинаете изучать. Постепенно ситуация проясняется. Возможно придется у клиента некоторые моменты уточнить.

Постепенно находятся подходящие судебные решения. В них — мотивировка, юрист видит, какие нормы применимы к ситуации.

Например, такая ситуация. Некое лицо проживает в квартире, которая принадлежит на праве собственности организации. Вселено было давным-давно на основании ордера, выданного вообще другой организацией, в которой наше лицо работало. Срок обжалования ордера разумеется истек. Вроде бы между этими двумя организациями и была договоренность насчет этой квартиры, но доказательств никаких нет. Договор найма это лицо заключать отказывается. Возможно ли понуждение к заключению договора коммерческого найма жилого помещения в таком случае?

Судебной практики очень мало, но она есть. Противоречивая. Попробуйте сами поискать, определить применимые нормы закона и ответить на заданный вопрос по договору найма. Для тренировки. Ответы можете оставлять в комментариях.

Чтобы облегчить процесс, раскрываю суть индуктивной схемы. Опять же все начинается с вопроса. В отличие от дедукции здесь он может быть непонятен. Но нас это не пугает, мы выдвигаем свою версию разрешения ситуации. Начинаем ее разрабатывать, ищем судебную практику, спрашиваем мнение коллег (вдруг кто-то сталкивался с подобной проблемой). Проверяем, анализируем — правы мы были или нет. Если нет, корректируем версию, выдвигаем новую, либо дополняем первоначальную.

Таким вот образом от рассмотрения и проверки частных моментов постепенно доходим до общей картины.

Думаю, здесь следует остановиться. Как индукция, так и дедукция позволяют грамотно работать с правовой информацией. Конечно, есть и другие схемы. Они будут рассмотрены в одной из следующих статей. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на обновления, если еще не подписаны.

Уже из того, что я описал выше, должно прийти понимание о том, что правильное мышление повышает эффективность и продуктивность как юридической деятельности, так и любой другой. Дисциплинированное мышление позволяет добиваться поразительных результатов в любом деле.

Раз уж я заговорил о продуктивности, то затронем еще и вопрос времени. Один из наших преподавателей в университете, частнопрактикующий юрист, говорил нам так про работу на «вольных хлебах» в юриспруденции: «Волка ноги кормят!»

Ты постоянно в движении, очень много задач, проблем, судебных процессов. Время стоит дорого. Не все могут эффективно использовать каждую минуту.

Причина? Та же самая! Недисциплинированное мышление. Как помочь себе выбработать качественное мышление, позволяющее эффективно решать любую поставленную задачу? Во-первых, необходимо желание. Если человека все устраивает, зачем стремиться к какой-то эффективности. Хороших юристов из таких людей не получается.

Во-вторых, нужна постоянная работа над собой. Благо, ее можно облегчить с помощью технических приспособлений и сервисов. Существует просто море программ, позволяющих структурировать задачи, разбивать их на категории, расставлять приоритеты.

Напрмер, очень может помочь составление интеллект-карт. В одной из статей тоже расскажу о них. Интеллект-карты можно составлять в ходе применения дедуктивного метода. Или индуктивного. Эффективность их применения от этого только вырастет.

Многие слышали о разных методах повышения продуктивности. Большинство из них реально работает. При условии, что Вы применяете все на практике.

Наряду с иными появилась еще одна система повышения своей продуктивности, позволяющей все успевать. Многие слышали о тайм-менеджменте. Искусстве управления временем. На самом деле временем управлять невозможно. На деле речь идет об управлении собой. Но — не будем уходить в сторону.

Сейчас именно умение распоряжаться своим временем выходит на первое место. Нужно уметь распределять его так, чтобы в первую очередь выполнялись действительно важные дела, которые двигают нас вперед, и только потом все остальное. Я сам применяю некоторые фишки тайм-менеджмента и могу с ответственностью утверждать, что они работают.

Итак, система, о которой идет речь, так и называется — «Хозяин времени». Это не просто видеокурс, это — полноценный тренинг. Автором является известный инфобизнесмен Евгений Попов. Я уже знаком с некоторыми его курсами, все они очень продуманные и качественные. Евгений дает очень полезную информацию.

Первые три занятия Вы можете посмотреть бесплатно прямо на сайте курса. Предлагаю первый урок посмотреть прямо сейчас.

Для тех, кто решит купить курс Евгения Попова, у меня есть специальное предложение .

Специально для читателей моего блога на курс предоставляется 10%-я скидка! Чтобы получить ее нужно сделать следующее:

  1. перейти на страницу с курсом по моей ссылке ниже;
  2. во время оформления заказа ввести код купона на скидку.

КУПОН НА СКИДКУ: LAWYER_11B9

>>> ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ С КУРСОМ >>>

Хозяин времени

Надеюсь, что статья была полезной. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы. И ждите новых статей.

Недавно вышло Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Много очень интересных положений. Некоторыми своими соображениями по этому поводу я и поделюсь в скором времени.


Специальность «Юриспруденция» в последние годы является одной из самых востребованных у работодателей и, соответственно, «модной» у абитуриентов. Выпускники по специальности «Юриспруденция» работают практически во всех сферах общества (органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительная система, органы судебной власти).

Слово «юриспруденция» происходит от латинского iurisprudentia(m ), которое — в свою очередь — производное от слов iuris (право) и prudential (наука, знание). В русский язык оно пришло сначала в виде дословного перевода – «правоведение». Но если последнее слово сейчас скорее ассоциируется у нас с предметом в школе, то Юриспруденция (именно с большой буквы) — это наука о праве, которой обучают в высшем учебном заведении.

«Большой юридический словарь» определяет юриспруденцию как «социальную науку и специальность, изучающую право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества». Также юриспруденция – это «теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний». Обладая такими знаниями, юристы должны обеспечивать правопорядок и реализацию правовых норм во всех сферах жизни общества.

Доминирующие виды деятельности:

  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
  • учет действующего законодательства и других нормативных актов;
  • составление юридических документов, контактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
  • толкование законов;
  • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных форм и отношений);
  • осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;
  • создание архива судебных и арбитражных дел;
  • участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
  • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
  • изучение правовой практики зарубежных коллег;
  • правовая пропаганда;
  • участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).
  • обеспечение соблюдения законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
  • разработка документов правового характера, осуществление правовой экспертизы нормативных актов, дача квалифицированных юридических заключений и консультаций;
  • принятие правовых решений и совершение иных юридических действий в точном соответствии с законом;
  • вскрытие и установление фактов правонарушений, определение мер ответственности и наказания виновных; принятие необходимых мер к восстановлению нарушенных прав;
  • сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
  • анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
  • анализ судебной и административной практики;
  • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
  • составление соответствующих юридических документов;
  • обеспечение реализации актов применения права;
  • обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

  • логическое, аналитическое мышление;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
  • способность убеждения;
  • коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • хорошие познания в разных областях наук;
  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • умение вести переговоры.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • гражданская зрелость;
  • общественная активность;
  • профессиональная этика;
  • правовая и психологическая культура;
  • чувство долга;
  • организованность;
  • уверенность в себе;
  • честность и порядочность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • эрудированность;
  • деловая хватка;
  • объективность;
  • коммуникабельность;
  • хорошая интуиция;
  • эмоционально-психическая устойчивость;
  • энергичность;
  • настойчивость, принципиальность;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие интереса к выполняемой работе;
  • нерешительность;
  • неумение быстро принимать решения;
  • неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
  • нечестность;
  • непринципиальность;
  • неспособность глубоко осмысливать происходящее;
  • беспечность;
  • плохая дикция.

Области применения профессиональных знаний:

  • государственные и негосударственные организации, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;
  • адвокатура, прокуратура;
  • суды;
  • частное или индивидуальное предпринимательство;
  • органы предварительного следствия или дознания;
  • нотариальные конторы;
  • юридические консультации;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы юстиции;
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные службы.

Классификационная карточка профессии*

Доминирующий способ мышления

Область базовых знаний №1 и их уровень

Общественные науки, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

Право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе - система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении юрист а устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого)осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:

- высокую нормативную культуру, которая предусматривает вернув святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

- обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

- общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

- приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Ст.62 Конституции Украины гласит:“Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.

Мышление юриста (следователя, прокурора и др.) должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности)каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это положение мы читаем в первой части ст.62 Конституции Украины: "Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда".

К сожалению, в судах Украины имеют место ограничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточного осмысления судьями принципа приоритетности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности. Нарушение в суде уголовно-процессуального закона о праве подсудимого на защитительную речь при отсутствии адвоката, обязано повлечь за собой протест прокурора, в котором он вправе поставить вопрос об отмене приговора. Судебная коллегия Верховного суда Украины обязана удовлетворить протест прокурора на этом основании.

Уровень профессионального мышления юриста -показатель его компетентности и квалификации как специалиста.

* Классификация способов мышления: приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция; адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация; производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие. Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.

** В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности: реалистический, артистический, интеллектуальный, конвенциальный, предприимчивый, социальный

Следует прокомментировать отдельные характеристики юридической профессии, которые отмечены в таблице 5. 4.

В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

Так, частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Следует заметить, что хотя такой тип взаимодействия свойственен юридической профессии, но не является доминирующим, а возникает на определенных этапах юридических практик, когда предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», и человек соглашается или вынужден согласиться на некоторую зависимость от других в работе

Межличностное взаимодействие по типу "рядом", присущее юридической профессии, человек находится рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Это характерно для таких профессиональных ситуаций, когда специалисты обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой тип взаимодействия свидетельствует, что человек сохраняет определенную самостоятельность в действиях при коллективной работе.

Межличностное взаимодействие по типу «напротив» означает, что для человека лучшей работой является та, которая проходит в активном взаимодействии с другими, не имеющими непосредственного отношения к процессу принятия им профессиональных решений. Такие специалисты предпочитают профессиональные ситуации переговоров, консультаций; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.

Еще одним из типов межличностного взаимодействия является редкое взаимодействие, когда специалист предпочитает независимость в действиях, сам организует решение своих профессиональных задач, не исключает, но и не настроен на работу в группе.

Представленные комментарии свидетельствуют, что для представителей юридической профессии в разных условиях деятельности могут быть свойственны и предпочтительны разный из указанных типов межличностного взаимодействия.

Комментируя такой параметр как «доминирующий интерес», следует указать, что интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы. В рассматриваемом случае каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями, и может выразить себя в определенной профессиональной среде. Согласно теории Дж. Голланда шесть типов личности наглядно представлены в виде гексагона - шестиугольника (рис. 5.4), на вершинах которого расположены эти типы личности в определенном порядке: по степени сходства с соседними по шестиугольнику и отличия от расположенных напротив[92].

Социальный
Предприимчивый
Реалистичный
Исследовательский (интеллектуальный)
Артистичный
Конвенционный (стандартный)

Рис.5.4. Взаимосвязь основных типов личности

Охарактеризуем указанные типы личности. Социальный тип личности характеризуется активностью, общительностью, эмоциональностью, чувствительностью, наличием развитых словесных способностей, коммуникабельностью. Предпочитаемые занятия: консультирование, информирование, обслуживание. Конвенционный (стандартный) тип, подразумевает усидчивость, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность. Исследовательский (интеллектуальный) тип личности, к которому означает наблюдательность, сообразительность, оригинальность, нестандартность мышления, творческий подход к решению поставленных задач, склонность к анализу деталей и формированию заключений. Предприимчивый тип личности представлен такими качествами, как находчивость, инициативность, азартность, стремление к лидерству, умение рисковать. Реалистичный тип личности представлен такими качествами как надежность, эмоциональная устойчивость, практичность, упорство, целеустремленность.

Пожалуй, к юридической профессии свойственны проявления всех типов личности, но артистичный и предприимчивый типы не могут быть доминирующими.

Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную[93].

Дадим общую характеристику каждому из этих аспектов (видов) деятельности:

  • социальный - подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;
  • поисковый - состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;
  • реконструктивный - представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;
  • коммуникативный - означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;
  • организационный - заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации;
  • удостоверительный - состоит в умении облекать полученную информацию по юридическому делу в законом предусмотренные формы письменных актов-документов (постановлений, протоколов, приговоров и др.).

В каждой из специальностей эти аспекты профессиональной деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. У каждого юриста в зависимости от его личностных качеств они приобретают специфический характер.

Современная реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не только дать знания, но сформировать необходимые компетенции и подготовить выпускника вуза к профессиональной работе в новых экономических условиях. Перед системой высшего профессионального образования поставлена задача наряду с совершенствованием академического образования значительного усиления внимания к овладению выпускниками практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся средних школ в выборе профессии, а студентам высших учебных заведений – в развитии и укреплении понимания роли, места и значения избранного ими вида профессиональной деятельности, а также формирования высокого уровня профессионализма.

Процесс выбора и обучения профессии характеризуется многомерностью и многоступенчатостью.

Например, определение профессии включает в себя прежде всего выяснение ряда сторон будущей профессиональной деятельности через разрешение общих вопросов:

  • кем быть;
  • к какой социальной группе принадлежать;
  • какой стиль жизни выбрать;
  • какие цели определить для себя в будущем.

Ответ на поставленные вопросы не может быть получен одномоментно и может уточняться в течение всего периода обучения и первичной профессиональной адаптации. Тем не менее, для первоначального выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

  • необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
  • узнать и принять требования избираемой профессии;
  • осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Вот почему так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать молодому человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

Тема № 2Психологическая характеристика юридической деятельности Закирова Тать.

Учебные вопросы
Специальные способности и психологические качества юриста
Профессиональная характеристика основных юридических специальностей
Профессиограмма юридической деятельности
Самосовершенствование юриста. Самовоспитание. Самообразование
Методы и приемы самообразования, самообучения

Факторы профессиональной пригодности I фактор — высокий уровень социализации.

Факторы профессиональной пригодности

I фактор — высокий уровень социализации личности юриста
высокий уровень развития правосознания и морального сознания
доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессиональ­ного авторитета и уважения среди коллег и др.);
честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
ответственность, обязательность, добросовест­ность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
качества профессиональной непригодности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста высокая работос.

II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста

высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях;
умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;
развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротическая симпатия, быстрая истощаемость нервных процессов.

III фактор — познавательные способности юриставысокий уровень интеллектуально.

III фактор — познавательные способности юриста
высокий уровень интеллектуального развития, что предполагает следующие психические качества:
высокая умственная работоспособность.
эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.
Отрицательные качества:
низкая умственная работоспособность,
сниженные познавательная активность, интеллект,
неразвитое воображение,
слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда

IV фактор — коммуникативная компетентность юристасвободное владение вербальны.

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста
свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
качествами, затрудняющие коммуникативное взаимодействие: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор - организаторские способности активность, энергичность, повышенная р.

V фактор - организаторские способности

активность, энергичность, повышенная работоспособность;
самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мотивов достижения успехов в делах;
высокая стрессоустойчивость;
чувство ответственности за свои действия;
развитые аналитические способности: рефлексивность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей каждого члена группы;
развитые коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;
умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;
умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией.

Профессиограммасоставляется на основе анализа содержания профессиональной дея.

Профессиограмма
составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий.

психологические характеристики:
способ мышления;
тип личности;
предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Разделы профессиограммы Классификационная карточка профессий. Доминирующие ви.

Разделы профессиограммы
Классификационная карточка профессий.
Доминирующие виды деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
Области применения профессиональных знаний.
История профессии.
Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.
Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Признаки профессий наименование профессии; доминирующий способ мышления; обла.

Признаки профессий
наименование профессии;
доминирующий способ мышления;
область базовых знаний;
профессиональная область;
межличностное взаимодействие;
доминирующий интерес;
дополнительный интерес;
условия работы.

История профессии юрист Первыми основоположниками права как отрасли стали дре.

История профессии юрист

Первыми основоположниками права как отрасли стали древние философы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законотворчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.

Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.

Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний.

Профессиограмма юристаНаименование профессии - юрист Доминирующий способ.

Профессиограмма юриста
Наименование профессии - юрист

Доминирующий способ мышления адаптация – формализация

Область базовых знаний №1 и их уровень ) - общественные науки, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень - Право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область- Юриспруденция

Межличностное взаимодействие - Частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес - Предпринимательский

Дополнительный интерес - Социальный

Условия работы - в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности профессии юрист: консультирование лиц, нуждающ.

Доминирующие виды деятельности профессии юрист:

консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
толкование законов;
контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;
создание архива судебных и арбитражных дел;
участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
изучение правовой практики зарубежных коллег;
правовая пропаганда;
участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Способности логическое, аналитическое мышление; высокий уровень развития поня.

Способности
логическое, аналитическое мышление;
высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
способность убеждения;
коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
склонность к исследовательской деятельности;
хорошие познания в разных областях наук;
высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
умение вести переговоры.

Личностные качества, интересы и склонностиорганизованность; аккуратность; уве.

Личностные качества, интересы и склонности
организованность;
аккуратность;
уверенность в себе;
эрудированность;
честность и порядочность;
деловая хватка;
ответственность;
объективность;
коммуникабельность;
хорошая интуиция;
эмоционально-психическая устойчивость;
энергичность;
настойчивость, принципиальность;
стремление к самосовершенствованию;
умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутст.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

отсутствие интереса к выполняемой работе;
нерешительность;
неумение быстро принимать решения;
неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
нечестность;
непринципиальность;
неспособность глубоко осмысливать происходящее;
беспечность;
непогашенная судимость;
плохая дикция.

Области применения профессиональных знаний:государственные и негосударственны.

Области применения профессиональных знаний:
государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;
адвокатура, прокуратура;
суды;
частное или индивидуальное предпринимательство;
органы предварительного следствия и дознания;
нотариальные конторы;
юридические консультации;
государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);
образовательные учреждения;
частные детективные службы.

Самосовершенствование личности юристаэто потребность личности в профессиональ.

Самосовершенствование личности юриста
это потребность личности в профессиональном самоопределении и самореализации.
оно призвано компенсировать недостатки предшествующей подготовки, совершенствовать и систематизировать знания, умения и навыки, полученные ранее; способствовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, осмыслению передового опыта и становлению профессиональной самостоятельности юриста.

Профессиональное самосовершенствование юристазаключается в его умении на осно.

Профессиональное самосовершенствование юриста
заключается в его умении на основе самокритичной оценки своей личности формировать у себя необходимые профессионально значимые качества, черты характера, привычки, навыки и умения, а также в способности самостоятельно приобретать и осваивать профессиональные знания.

Составляющие профессионального самосовершенствованияСамовоспитание юриста – с.

Составляющие профессионального самосовершенствования
Самовоспитание юриста – сознательная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром. Существенным условием для его успешного протекания является то, что он должен быть осознанным.

Признаки профессионального самовоспитания осознание личности противоречий меж.

Признаки профессионального самовоспитания
осознание личности противоречий между уровнем своего профессионального образования и требованиями, предъявляемыми к роду его профессиональной деятельности
высокий уровень самоорганизации юриста, связанный с постановкой целей, формулировкой задач, осуществлением самоконтроля за их выполнением, коррекцией путей самовоспитания.
профессиональное самовоспитание есть процесс разностороннего воздействия на личность служебной и бытовой сферы.
важную роль в профессиональном самовоспитании играют свойства личности юриста, качества интеллекта, воли.

Способы самовоспитания Самостимулирование. Личность самостоятельно определяет.

Способы самовоспитания
Самостимулирование. Личность самостоятельно определяет мотивы для занятий самовоспитанием. Эффективной формой самостимуляции является самоубеждение, самоприказ.
Самопрограммирование – создание программы действий.
Приемы осуществления программы: самоинструктирование, самонаблюдение за процессом саморазвития, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и самооценка.

профессиональное самообразованиеорганизованная деятельность юриста, направлен.

профессиональное самообразование
организованная деятельность юриста, направленная на обновление, расширение и углубление имеющихся у него профессиональных знаний, навыков и умений в целях всестороннего развития личности
осуществляется посредством сбора и анализа информационных источников, их восприятия, переработки, осознания, овладения новыми знаниями, который позволяет их успешно применять в повседневной профессиональной служебной деятельности.

Методы самообразования самостоятельная работа над литературой; самостоятельна.

Методы самообразования
самостоятельная работа над литературой;
самостоятельная работа на тренажерах;
самоупражнения и самотренировки;
самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами;
самостоятельное выполнение практических заданий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: