Должностные обязанности референта государственной гражданской службы

Обновлено: 24.04.2024

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

1. Должность федеральной государственной гражданской службы референта (указать наименование отдела и (или) департамента) Министерства культуры Российской Федерации (далее - референт) относится к главной группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты".

Регистрационный номер (код) должности - 05-3-2-022.

2. Назначение на должность референта и освобождение от этой должности осуществляются приказом Минкультуры России.

Референт непосредственно подчиняется начальнику отдела (или директору департамента).

II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

3. Для замещения должности референта устанавливаются следующие требования:

а) наличие высшего профессионального образования;

б) наличие не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) наличие профессиональных знаний, включая знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; служебного распорядка Минкультуры России; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности;

г) наличие профессиональных навыков, необходимых для выполнения работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, осуществления экспертизы проектов нормативных правовых актов, обеспечения выполнения поставленных руководством задач, эффективного планирования служебного времени, анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, использования опыта и мнения коллег, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой корреспонденции и актов Министерства культуры Российской Федерации.

III. Должностные обязанности, права и ответственность

4. Должностные обязанности:

4.1. Референт в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о гражданской службе) обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок Минкультуры России;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

4.2. В соответствии со статьей 17 Федерального закона о гражданской службе в связи с прохождением гражданской службы референту запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Минкультуры России, если иное не предусмотрено Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо Минкультуры России, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

4.3. Референт обязан соблюдать требования к служебному поведению, установленные статьей 18 Федерального закона о гражданской службе:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции Минкультуры России;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Минкультуры России;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

15) соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом от 03.03.2011 N 215 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 27.04.2011 N 01/25132-ДК).

(Перечислить обязанности, которые полностью или частично возложены на референта в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минкультуры России).

5.1. Референт в соответствии со статьей 14 Федерального закона о гражданской службе имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности Минкультуры России;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе и федеральным законом о медицинском страховании гражданских служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;

19) выполнение иной оплачиваемой работы, с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

5.2. Для выполнения возложенных на референта обязанностей он также вправе:

(Перечислить права референта, вытекающие из полномочий отдела и (или) департамента, в которых гражданский служащий проходит службу).

6. Референт осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами (распоряжениями) Минкультуры России и поручениями Министра.

7. Референт за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

8. При исполнении служебных обязанностей референт вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:

(Перечислить вопросы, по которым референт вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения).

9. При исполнении служебных обязанностей референт обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:

(Перечислить вопросы, по которым референт обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения).

V. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений

10. Референт в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

(Перечислить виды проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, в подготовке которых вправе участвовать референт в соответствии со своей компетенцией).

11. Референт в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

положения об отделе и (или) департаменте; графика отпусков гражданских служащих департамента;

иных актов по поручению непосредственного руководителя и руководства Минкультуры России.

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

12. В соответствии со своими должностными обязанностями референт принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

VII. Порядок служебного взаимодействия

13. Взаимодействие референта с государственными служащими Минкультуры России, государственными служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.2002, N 33, ст. 3196; 26.03.2007, N 13, ст. 1531; 20.07.2009, N 29, ст. 3658), и требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона о гражданской службе, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минкультуры России.

VIII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом Минкультуры России

14. Указать полный перечень оказываемых государственных услуг либо сделать запись, что государственные услуги не оказываются.

IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

15. Эффективность профессиональной служебной деятельности референта оценивается по следующим показателям:

выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

своевременности и оперативности выполнения поручений;

качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);

способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

В настоящее время для административного сектора характерно широкое разнообразие позиций. Спрос неуклонно растет на такие должности, как секретарь, офис-менеджер, секретарь приемной, секретарь руководителя, ассистент отдела (руководителя), помощник руководителя, делопроизводитель, референт руководителя и т.п. Следует отметить, что позиции административного профиля востребованы при любых обстоятельствах, при любых изменениях внешней среды: компании и руководителям всегда нужны грамотные и квалифицированные помощники и ассистенты. Позиция персонального ассистента и помощника, равно как и личного секретаря руководителя, пользуется сегодня чрезвычайной популярностью. Российский рынок труда полон предложений на замещение административных позиций различного уровня: начиная от секретаря руководителя отдела и заканчивая советником или Personal Assistant (PA) главы компании.

Наряду с традиционными вакансиями секретаря руководителя и помощника сейчас востребованной является должность референта руководителя, которая имеет ряд принципиальных отличий от других административных позиций.

Разнообразие должностей административного сектора

Секретарь руководителя преимущественно занимается вопросами документационного и бездокументного обеспечения деятельности руководителя. В его обязанности входит секретарское обслуживание, прием гостей, регистрация корреспонденции, контроль исполнения документов и поручений, административная поддержка руководителя. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержит исчерпывающий перечень требований к этой должности .
--------------------------------
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих // утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (ред. от 12.02.2014).

Помощник руководителя - его правая рука. Эту позицию занимает человек, способный аккумулировать множество задач одновременно и принимать по ним быстрые решения. Помощник (ассистент) успевает там, где не успевает его руководитель. Следует отметить, что в Едином справочнике нет упоминания об этой позиции. С одной стороны, это объясняется схожестью обязанностей помощника и секретаря руководителя и как следствие затруднениями в разграничении этих должностей, с другой - Справочник носит рекомендательный характер, и поэтому перечень имеющихся там должностей далеко не полный и подлежит постоянной актуализации.
На фоне широкого разнообразия должностей административно-вспомогательного профиля выделяется позиция референта руководителя. Если с характеристикой секретаря руководителя, ассистента, помощника не возникает никаких затруднений - в настоящее время выработался набор определенных компетенций, которыми должен обладать соискатель на указанные должности, то позиция референта руководителя пока остается трудной для описания.
Стоит обратить внимание на то, что один из разделов Единого квалификационного справочника (Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики) выделяет эту должность и относит к категории специалистов .
--------------------------------
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики работников организаций атомной энергетики" (ред. от 12.02.2014).

Однако, несмотря на нормативное закрепление позиции референта в Квалификационном справочнике, эта должность только начинает завоевывать популярность на российском рынке административного персонала.
Референт - качественно иной уровень сотрудника, обеспечивающего деятельность руководителя. Определенный набор требований к этой позиции оформился не окончательно, поэтому профессия находится в процессе становления. Часто референта называют также бизнес-ассистентом. То есть лицо, замещающее эту должность, должно быть компетентно в таких областях, как администрирование, управление персоналом, бюджетирование, корпоративное право. Если личный помощник (персональный ассистент) работает непосредственно со своим руководителем, то в обязанности референта входит выстраивание эффективных взаимоотношений между подразделениями организации, грамотное распределение ресурсов, результативное выстраивание рабочего процесса и т.п.

Должностная инструкция референта

Как и для других должностей, для референта должностная инструкция является основным документом, регулирующим его обязанности и полномочия, устанавливающим права и ответственность.
В этой связи важно сделать ссылку на вышеупомянутый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который посвящен описанию должности референта. Справочник выделяет такие должностные обязанности референта, как:
- организация и подготовка совместно с компетентными специалистами по поручению руководства организации докладов, справок по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации;
- организация оперативного доведения до исполнителей приказов, директив, указаний и распоряжений руководства организации и контроль их выполнения;
- по поручению руководства организация проверок документов и подготовка по ним заключений совместно со специалистами;
- организация встреч работников структурных подразделений с руководством организации, встреч руководителя организации с представителями других организаций, проведение совещаний.
Рекомендации Справочника стоит брать за основу должностной инструкции референта.
Структура этого документа типовая: общие положения, функции, обязанности, права, ответственность, взаимосвязи.

Данный пункт содержит информацию относительно подчиненности референта, порядка назначения на должность и увольнения, требований к квалификации, а также порядка замещения референта на время его отсутствия.
Согласно словарному определению референт - должностное лицо, готовящее доклады руководителю, консультирующее по определенным вопросам, дающее рекомендации . Также референт является своеобразным связующим звеном между руководителем и сотрудниками, осуществляя передачу информации в структурированном виде. Можно сделать вывод, что основной аспект позиции референта - информационно-коммуникативный. С одной стороны, референт управляет информационными потоками в организации, с другой стороны, организует слаженную коммуникацию и взаимодействие всех заинтересованных сторон: непосредственного руководителя, сотрудников, представителей сторонних организаций и учреждений.
--------------------------------
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь", 6-е изд., перераб. и доп. М. (ИНФРА-М, 2011).

Сочетание информационной и коммуникативной составляющих позволяет референту объективно подходить к решению тех или иных задач, возложенных на него руководителем, используя все возможные рычаги (сотрудников, сторонние организации) и ресурсы.
Тем не менее зачастую референт в дополнение к своим основным обязанностям выполняет обязанности секретаря руководителя, осуществляя его полную административную и документационную поддержку. Однако подобное совмещение обязанностей должно быть исключением, нежели правилом. Работа референта довольно ответственная, мелкие поручения и задачи не должны отвлекать его от выполнения основных обязанностей.

Функции

Функции референта - это основные направления его деятельности. Обязанности раскрывают функции и детализируют их.
Функции референта можно свести к двум основным:
- осуществление сбора материалов и информации, необходимых руководителю, подготовка аналитических, информационных и иных материалов и представление их руководителю;
- оперативно-организационное и административное обслуживание руководителя.
Наибольший интерес представляет разбор первой функции, поскольку она отличает референта от остальных работников административного профиля.

Обязанности

Обязанности референта достаточно широки. Раскроем вышеупомянутую функцию по осуществлению сбора материалов и информации, акцентируя таким образом внимание на уникальных составляющих позиции референта.
В обязанности референта входит:
- участие в разработке внутренних нормативных и иных документов организации;
- подбор материалов документального характера для ознакомления и изучения руководством организации;
- согласование отдельных вопросов с работниками структурных подразделений организации, доведение до них указаний и распоряжений руководителя;
- составление письменных и устных докладов и аналитических записок;
- проведение консультаций по вопросам, связанным с исполнением поручений руководителя;
- выполнение поручений руководителя по организации работы персонала по определенному руководителем направлению.
Должность референта универсальна: она может включать в себя исполнение обязанностей корпоративного секретаря, а именно:
- подготовку к проведению общих собраний акционеров и заседаний совета директоров;
- ведение протоколов собраний и заседаний;
- организационную поддержку и консультирование участников собраний и заседаний по различным вопросам.

Права

Референт руководителя обладает стандартным набором прав, а именно:
- получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для решения поставленных задач;
- представлять руководителю предложения по совершенствованию своей работы и работы организации;
- запрашивать лично или по поручению руководителя от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей;
- требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании;
- принимать решения в пределах своей компетенции.

Ответственность

Зачастую именно на плечи референта руководителя ложится все бремя ответственности за создание и поддержание взаимоприемлемых отношении с органами государственной власти. Во многих организациях эти задачи возложены на специальное структурное подразделение или должностное лицо, отвечающее за взаимодействие с органами государственной власти и управления. Однако широко распространена ситуация, когда помощник (или референт) руководителя руководит этим направлением деятельности. Поддержание взаимоотношений с государственными и общественными организациями и учреждениями - это ведение своего рода политики по выстраиванию долгосрочных партнерских контактов и связей в государственной среде. Референт является проводником идей и пожеланий своего руководителя к характеру взаимоотношений с тем или иным органом власти.
В должностной инструкции должен быть предусмотрен пункт об ответственности референта (дисциплинарной, административной, гражданской, уголовной) согласно ТК РФ в зависимости от степени того или иного правонарушения.

Взаимосвязи

Довольно часто референт исполняет функции юриста по корпоративному праву, занимаясь актуализацией учредительных документов компании (уставов головной и дочерних компаний). Референт обязан не просто отразить в документах компании нюансы законодательства, но также предусмотреть специфику самой компании, учитывая особенности взаимодействия головной и дочерних компаний (при их наличии).
Основное направление деятельности референта - помощь руководителю в тех областях, до которых у последнего "не доходят руки", то есть решение вопросов локального характера, без которых, однако, руководителю сложно находить эффективные решения глобальных вопросов.
Отдельное внимание стоит уделить взаимодействию референта со сторонними организациями: государственными и общественными учреждениями, некоммерческими и коммерческими структурами.
Для России должность референта зачастую представляется несколько надуманной и лишенной смысловой нагрузки, происходит подмена понятий помощника и референта, вследствие чего исключительность позиции последнего утрачивается.
Однако в последнее время спрос на лиц, способных занимать подобную должность, неуклонно растет, о чем свидетельствует также и динамичное развитие рынка труда административного персонала.
Что касается конкретизации обязанностей референта, то здесь вряд ли может быть единое мнение. Каждый руководитель имеет различное понимание этой должности. Для кого-то это советник, кто-то предпочитает видеть в нем только помощника по административным вопросам, для кого-то референт - его полноценный заместитель.
Главное отличие референта от помощника (секретаря) руководителя заключается в качественно ином профессиональном уровне: референт не просто обеспечивает деятельность своего руководителя, но и обладает навыками сбора, анализа, обобщения и преподнесения в готовом виде информации, необходимой руководителю.

Требования к квалификации референта

Квалификация референта должна соответствовать занимаемой должности. Лицо, претендующее на эту позицию, должно иметь высшее образование по специальности, соответствующей профилю компании, либо в области документоведения и документационного обеспечения управления (ДОУ), юриспруденции, управления и т.п.
К опыту и стажу работы также должны предъявляться особые требования: референт должен обладать соответствующим опытом работы на административных позициях (помощника, секретаря, ассистента) не менее 3 лет.
Помимо стандартных профессиональных качеств работника административного профиля (исполнительности, пунктуальности, ответственности, коммуникабельности, стрессоустойчивости) референт должен обладать следующими компетенциями: умением обрабатывать информацию, способностью работать на опережение, высокой степенью адаптивности, оперативным реагированием на форс-мажорные ситуации, организаторский талантом.

Референт на государственной службе и референт руководителя

Чаще всего смешивают понятия референта и секретаря-референта. Секретарь-референт - позиция, стоящая в одном ряду с помощником и ассистентом руководителя, с акцентом на вспомогательную составляющую.
Однако интерес представляет сравнение референта руководителя компании с референтом на государственной службе. Последний является классным чином гражданской службы 1, 2 или 3-го класса, принадлежит к старшей группе классных чинов государственной гражданской службы и может быть присвоен гражданским служащим, замещающим должности федеральной (субъектов федерации) гражданской службы старшей группы.
Таким образом, референт на государственной службе - должность, имеющая чин, в этом ее главное отличие от референта руководителя компании. В остальном функционал схож: референт на государственной службе осуществляет документационное, бездокументное и информационное обеспечение деятельности непосредственного руководителя.

Личный опыт

Для формирования грамотного представления о характере работы и особенностях должности референта руководителя стоит привести несколько примеров из собственного опыта.
Имея за плечами пятилетний опыт работы в компании, из которого два года были посвящены выполнению обязанностей помощника руководителя, я получила предложение занять должность референта руководителя (первого лица компании). Основываясь на закрепленных и вновь приобретенных навыках и компетенциях, перечислю те свои обязанности, которые, на мой взгляд, являются исключительно референтными и отличаются от ранее исполняемых обязанностей помощника:
- контроль за своевременной актуализацией и поддержанием в соответствии с законодательством учредительных документов компании;
- разработка совместно с отделом персонала и введение в действие новых форм трудовых договоров с генеральными директорами головной и дочерних компаний;
- разработка и введение в действие новых форм положений о филиалах компании;
- управление бизнес-процессами организации, актуализация и оптимизация организационной структуры компании, введение ее в действие;
- организация работы по разработке должностных инструкций и положений о структурных подразделениях компании в соответствии с новой организационной структурой;
- создание базы данных внутренней нормативной документации компании, унификация форм документов;
- решение вопросов взаимодействия головной и дочерних компаний: разработка нормативной документации и стандартов.
Помимо выше перечисленного по мере необходимости на мои плечи были возложены обязанности по взаимодействию с органами, осуществляющими выдачу лицензий и разрешений на выполнение тех или иных работ.
Лицензирование - отдельное направление, требующее колоссальной ответственности. Подготовка всех требуемых документов, поддержание соответствия требованиям контролирующих органов, своевременная актуализация лицензий и иных разрешений - неполный перечень задач, выполняемых в должности референта руководителя.

Профессиональное развитие и возможность роста

Возможности профессионального и личностного развития на позиции референта руководителя достаточно широки.
Благодаря широкому спектру функций и обязанностей референт имеет прекрасную возможность роста до заместителя руководителя или руководителя какого-либо направления или проекта. По мере накопления опыта референт способен в той или иной ситуации полностью заменить своего руководителя при решении конкретных задач, что позволяет ему в свою очередь к определенному моменту быть уверенным в своей компетентности в тех или иных вопросах.
При желании дальнейшего продвижения по карьерной лестнице перед референтом открыты все направления деятельности: административное, управленческое, юридическое, финансовое и пр.
Референт руководителя может стать незаменимым на своей должности в случае нахождения баланса между интересами непосредственного руководителя и собственными целями. Можно сказать, что эта должность - наивысший этап в профессиональном развитии административного работника.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Референт государственной гражданской службы — это классный чин гражданской службы, который устанавливается служащему в зависимости от занимаемой им должности, включенной в установленную законодательством группу.

Работнику, исполняющему обязанности по госслужбе, присваивается классный чин. Если сотрудник назначен на должность в пределах старшей группы по категории «специалист», «обеспечивающий специалист», он получит соответствующее звание. Разберем, когда присваивается «референт госслужбы».

Что такое классный чин

Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.

Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.

действительный государственный советник РФ 1 кл.

действительный госсоветник РФ 2 кл.

действительный госсоветник РФ 3 кл.

государственный советник РФ 1 кл.

государственный советник РФ 2 кл.

государственный советник РФ 3 кл.

советник государственной службы РФ 1 кл.

референт государственной гражданской службы 1 класса

секретарь государственной службы РФ 1 кл.

Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.

Когда и кому его присваивают

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Для получения референта 1 класса сотрудник должен успешно пройти испытательный срок длительностью от 1 месяца до года. При отсутствии испытания получение возможно не раньше, чем через 3 месяца после начала исполнения обязанностей.

При присвоении учету подлежат имеющиеся воинские, специальные звания, чины юстиции, прокуратуры по прежнему месту госслужбы. Это значит, что при поступлении на должность старшей группы сотрудника с более высоким, чем полагается, званием ему присвоят более высокий класс: сотрудник, имеющий воинское звание младший лейтенант ВС РФ получит сразу референта ГГС РФ 1 класса. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 установлено соотношение чинов государственной гражданской службы и военных и специальных званий.


Претендовать на очередной ранг человек может при соблюдении двух условий.

Первое — окончание установленного срока прохождения госслужбы в определенном звании:

  • один год — референт государственной гражданской службы 2 класса, аналогично для 3-го;
  • срок не устанавливается — для 1-го.

Подсчет сроков начинается со дня присвоения.

Второе — исполнение обязанностей по должности, по которой есть чин равного или более высокого по отношению к имеющемуся уровня.

Очередное звание присваивается по результатам успешной сдачи экзамена на соответствие квалификации или по итогам аттестации.

Сроки проведения экзамена определены Указом Президента РФ № 111 от 01.02.2005:

  • окончание испытания при назначении;
  • при отсутствии испытания — 3 месяца с назначения;
  • при проявленной госслужащим инициативе — 3 месяца со дня предоставления им заявления в комиссию.

Очередное звание не присвоят сотруднику:

  • с дисциплинарным взысканием;
  • находящемуся в процессе служебной проверки;
  • по которому возбуждено уголовное дело.

Внеочередное присвоение возможно:

  • как мера поощрения за особые достижения — не ранее чем через полгода после нахождения в должности и не выше того чина, который соотносится с занимаемой должностью;
  • по окончании периода нахождения — одной ступенью выше того звания, которое соотносится с должностью и в пределах группы, к которой оно относится.

Для присвоения чина вне очереди нужно:

  • ходатайство руководителя госслужащего;
  • успешные результаты квалификационного экзамена;
  • достижения по службе. Такое присвоение возможно один раз за период госслужбы.

Если сотрудник освобожден от должности и уволен с госслужбы, ранг за ним сохранится, включая вариант возобновления службы.

Сколько доплачивают

Сумма оклада за имеющийся ранг определена Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.

Изначально были установлены такие размеры (в рублях):

  • 1 кл. — 900;
  • 2 кл. — 750;
  • 3 кл. — 700.

С учетом всех повышений, включая 01.01.2018, суммы сейчас составляют:

  • 1 кл. — 1576;
  • 2 кл. — 1314;
  • 3 кл. — 1227.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Категории должностей государственной гражданской службы — это группы, по которым классифицируют рабочие места и упорядочивают структуру госорганов. В основе деления — цели, задачи и сферы деятельности.

Основным нормативным актом, устанавливающим категории и группы должностей государственной гражданской службы, являются:

  • закон № 79-ФЗ «О госслужбе в РФ» от 27.07.2004;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Должности федеральной гражданской службы учреждаются Законом РФ и указом Президента РФ. А законами и подзаконными актами субъектов РФ учреждаются должности гражданской службы субъектов Российской Федерации. Цель — обеспечить бесперебойную работу органов государственной власти.

Категории и группы государственных должностей на гражданской службе

Категории должностей государственной гражданской службы включены в систему классификации и учета и подразделяются на:

  • руководящие должности. К должностям гражданской службы относятся руководители госорганов и структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и их заместители, руководители представительств госорганов, структурных подразделений, принятые на определенный срок или без ограничения срока полномочий, и их заместители;
  • должности гражданской службы помощников или советников: осуществляют содействие руководителям государственных, территориальных органов исполнительной власти и представительств госорганов в реализации их полномочий. Не будем скрывать: с этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они;
  • гражданские должности специалистов, их замещают для обеспечения выполнения госорганами их задач и функций, правового обеспечения служебной деятельности без ограничения срока полномочий;
  • гражданские должности обеспечивающих специалистов, контролирующих организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую, хозяйственную и прочую деятельность госорганов, осуществляющих хозяйственное обеспечение без ограничения срока полномочий.

Система гражданских государственных органов — огромная иерархическая структура. Классификация должностей делит категории должностей от высшей до младшей. Таблица групп должностей государственной гражданской службы:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: