Должностной состав судов общей юрисдикции распределение обязанностей

Обновлено: 23.04.2024

2. Структура аппарата суда и штатное расписание

федерального суда общей юрисдикции

2.1. Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений - отделов, не входящих в их состав должностей "помощник председателя суда" и "помощник судьи", а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.1.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где численность аппарата суда не позволяет создавать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей, как относящихся, так и не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.1.2. Структура аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, его организационное построение, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание, определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации либо с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в пределах установленной приказом Судебного департамента общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период, и в соответствии с положениями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции.

2.1.3. В структуру аппарата верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: отдел делопроизводства, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению деятельности президиума суда, отдел судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики, отдел государственной службы и кадров, отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий, финансово-бухгалтерский отдел.

2.1.4. В структуру аппарата районного суда, городского суда, межрайонного суда (далее - районные суды) в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).

2.2. Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда - отделов определяются настоящим Положением, соответствующими положениями об отделах федерального суда общей юрисдикции, утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.2.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, конкретные задачи, функции и направления деятельности аппарата суда определяются настоящим Положением и соответствующими должностными регламентами (инструкциями) работников аппарата суда.

2.3. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений - отделов осуществляет непосредственно председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

2.4. Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда осуществляют начальники отделов, а в период их временного отсутствия - их заместители. В случае временного отсутствия заместителя начальника отдела либо отсутствия должности заместителя начальника отдела обязанности начальника отдела приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

2.5. Распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется начальником соответствующего отдела или его заместителем в соответствии с возложенными на структурное подразделение аппарата суда задачами и функциями, а также в зависимости от его численного состава. В случае отсутствия начальника отдела и его заместителя указанные обязанности приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

2.6. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, контроль, руководство и распределение функциональных обязанностей между работниками аппарата суда осуществляет председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

2.7. Работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата суда также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

2.7.1. Права и обязанности работников аппарата суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации и выдаются удостоверения установленного образца.

2.7.2. Работники аппарата суда, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, осуществляют деятельность на основании заключенных с ними трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.7.3. Работникам аппарата суда предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.8. Должности "помощник председателя суда", "помощник судьи" федерального суда общей юрисдикции в состав отделов не включаются, поскольку должности категории "помощники" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок.

2.9. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.10. Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

2.10.1. При разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппарата суда необходимо руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.10.2. Должностные регламенты помощников председателя суда, помощников судей федеральных судов общей юрисдикции разрабатываются и утверждаются в соответствии с положениями типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

2.10.3. Должностные инструкции работников аппарата суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, разрабатываются и утверждаются с учетом положений и требований трудового законодательства Российской Федерации.

2.10.4. При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.11. Работники аппарата суда в пределах своих должностных обязанностей взаимодействуют с администратором соответствующего суда, осуществляющим полномочия на основании Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Необходимым элементом должной организации работы в суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.

Содержание основных направлений деятельности судов дает основание классифицировать функции его конкретных работников на две группы: функции должностные и функции процессуальные.

Процессуальные функции связаны с выполнением работы, действий, регулируемых судопроизводственными законами (УПК РФ, ГПК РФ и др.)

К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены на обеспечение правоприменения, носят вспомогательный по отношению к нему характер. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными. Так, должность судьи определяет его процессуальные функции в процессе разбирательства судебных дел. Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, также выполняет свои должностные и процессуальные обязанности.

Не следует противопоставлять важность и значение процессуальных и непроцессуальных (должностных) обязанностей. Обязанности, основанные на процессуальных нормах, так и должностные обязанности, требуют одинаково строгого выполнения.

Всем работникам в одинаковой степени важно знать:

1) в каком именно нормативном акте можно найти ответ на вопрос о том, каким образом надлежит поступать в каждом конкретном случае;

2) как организовать свой труд и труд подчиненных сотрудников;

3) какое практическое значение имеет для деятельности юриста закон, должностная инструкция, иной нормативный акт, содержащий предписание, на основе которого осуществляется эта трудовая деятельность.

Действительно, работники аппарата суда, занимающиеся делопроизводством, обязаны хорошо знать Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов 39 , другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в судах, структуру судов, режим и порядок работы других юридических учреждений. 40

Они должны быть знакомы с нормами уголовного, гражданского и процессуального права, уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Председатель суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял круг своих функциональных обязанностей. Эти обязанности определены в законодательстве, в руководствах по делопроизводству, в инструкциях, в приказах председателя, которым эти обязанности закрепляются за каждым работником.

Так, в приказе председателя суда, в частности, регулируется:

— распределение обязанностей между самим председателем и его замом; закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел;

— закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

— организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

Судебным секретарям может поручаться: работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба с солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений); ведение статистического учета.

При распределении обязанностей председатель также должен:

— обеспечить равномерную нагрузку на работника;

— учесть при распределении уровень подготовки и квалификации;

— иногда учесть и личные наклонности и черты характера.

Председатель суда несет ответственность за работу суда в целом и за выполнение каждым работником своих обязанностей.

суд состоит из председателя суда, судей по уголовным делам и судей по гражданским делам, секретарей судебного заседания, канцелярии, экспедиции, архива и судебных исполнителей.

Основную роль в организации работы суда играет Председатель. Он осуществляет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях по любому делу, отнесённому к ведению данного суда;

назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними;

-организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.д.;

организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан;

ведёт личный приём граждан и разъясняет им действующее законодательство;

Обычно гражданские дела слушаются судьей единолично с участием секретаря.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом "О судебной системе РФ" представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока законом не определены.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

6. Содержание и основные принципы научной организации труда в суде

НОТ — это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны. Наиболее продуктивно определение, в котором НОТ характеризуется как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда.

главных задач НОТ можно выделить: разработку рациональных форм разделения и кооперации труда; механизацию управленческого труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых методов работы; подготовку и повышение квалификации кадров; нормирование труда; улучшение условий труда. Понимание необходимости и значения НОТ оптимизирует творческую активность государственного служащего, каковыми являются и работники аппаратов судов.

НОТ работников правоохранительных органов и судов — одно из существенных условий точного соблюдения законности, а совершенствование этого труда с учетом конкретных функций, выполняемых работниками, во многом способствует высоким результатам претворения в жизнь правовых предписаний. Под НОТ в суде общей юрисдикции имеется в виду рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при оптимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального закона с учетом рекомендаций науки и обобщения передового опыта. Цели НОТ в суде состоят в обеспечении наиболее эффективной деятельности судов общей юрисдикции, чтобы: — осуществление правосудия не требовало чрезмерного, не вытекающего из его характера перенапряжения в работе судей; — избежать неоправданно больших социальных затрат и потерь времени всех участвующих в судопроизводстве лиц; — полностью и в соответствии с выполняемыми функциями оптимально и эффективно использовать знания и опыт работников; — обеспечивать сохранение в судах высококвалифицированных кадров, создать условия для охраны их здоровья, реализации их прав.

Суд состоит из председателя суда, судей по уголовным делам и судей по гражданским делам, секретарей судебного заседания, канцелярии, экспедиции, архива и судебных исполнителей.

первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;

второе звено (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей

Содержание основных направлений деятельности судов дает основание классифицировать функции его конкретных работников на две группы:

Процессуальные функции — это те функции, которые связаны с выполнением работы, действий, регулируемых законом (УПК, ГПК). К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными (Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, выполняет свои должностные и процессуальные обязанности)

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Председатель суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял свои функциональные обязанности. Эти обязанности определены в законодательстве: Конституции, Законе о статусе судей, руководстве по делопроизводству, инструкциях, приказах председателя, которыми эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В приказе председателя суда, в частности, регулируется:

распределение обязанностей между самим председателем и его замом;

закрепление за судьями так называемых или предметного принципа рассмотрения дел;

закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

Приказом председателя суда судебным секретарям может поручаться:

работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба с солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений);

ведение статистического учета.

11. Содержание и основные принципы научной организации труда в суде.

Научная организация труда (НОТ) – это рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при оптимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального законодательства с учётом рекомендаций науки и обобщения передового опыта.

В практической плоскости НОТ призвана решать три взаимосвязанные задачи:

1) Экономическая задача – направлена на повышение своевременности и качества рассмотрения и разрешения дел и материалов в суде, обеспечения судейской деятельности, выполнения других возлагаемых на суд функций;

2) Психофизиологическая задача – создание наиболее благоприятных условий для труда работников суда, для сохранения их здоровья и работоспособности;

3) Социальная задача – создание условий по повышению доступности, доверия граждан к судебной власти, престижа, привлекательности судебной работы.

НОТ в судопроизводстве должна быть направлена на то, чтобы вынесение решений было организационно максимально облегчено, не требовало бы чрезмерного, не вытекающего из характера процесса перенапряжения в судебной работе. Оптимизация организации труда в суде обусловлена различными факторами (направлениями НОТ). Так, наука и практика выработали следующие основные направления НОТ при организации работы в СОИ:

1) Организация подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации судей и других работников аппарата суда, что заключается не только в исключительно профессиональной, но и прежде всего моральной их готовности к работе – т.е. принцип правовой компетентности;

2) Разделение форм труда, рациональное распределение обязанностей с чётким определением функций каждого из работников аппарата, освобождение от всех непроизводственных и несвойственных конкретной должности функций – т.е. принцип распределения труда. Также в рамках данного направления есть принцип недопущения нагрузки работников (прежде всего судей) операциями, которые могут выполнять менее квалифицированные работники.

3) Рациональная организация использования рабочего времени с применением достижений современных передовых техник и технологий;

4) Улучшение условий труда и повышение культуры организации работы;

5) Нормирование труда – регламентация трудовых процессов во времени, изучение затрат рабочего времени на выполнение определённых операций, корректировка судебной нагрузки и более равномерного распределения дел. В рамках данного направления есть принцип учёта специализации и нагрузки судей - при передаче дела судье должны учитываться характер дела, его сложность и объём, квалификация, опыт судьи, его загруженность и специализация;

6) Изучение состояния организации труда – вскрытие недостатков в организации труда, выявление резервов повышения его эффективности, разработка мероприятий по улучшению организации труда.

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: