Доклад на тему государства как субъекты международного права

Обновлено: 17.04.2024

Суверенное государство выступает в качестве основного субъекта международного права. Правоотношения между государствами и регулируются международно-правовыми нормами, создаваемыми международными организациями и самими государствами.

При этом понятие государство имеет весьма специфическое значение в международном праве.

Государство представляет собой носитель суверенитета, страны в международных правоотношениях обладают способностью осуществлять международные права и обязанности. Таким образом, государство характеризуется наличием следующих признаков:

  • суверенная власть;
  • население;
  • территория.

Данные понятия используются и в международной практике с учетом характеристики данных понятий.

Конвенция о По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Договора подробнее правах и обязанностях государств 1933 года выделил ряд признаков, по которым можно отнести определенное образование к государству. В частности, это следующие признаки:

  • постоянное население;
  • определенная территория;
  • власть;
  • возможность вступать в отношения с другими государствами.

В последующем международной практикой не раз подтверждалась актуальность данных положений. Некоторые авторы также считают, что государством являются такие суверенные и геополитические образования, которые признают международное право.

Характеристика государства как субъекта международного права

Государство выступает в качестве необходимой формы организации международного сообщества, существующего с целью защиты и представительства интересов своих народов. Под его контролем существуют различные национальные образования, юридические и физические лица.

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые авторы указывают, что когда международные отношения развиваются недостаточно активно, исключается соглашение, приходит в упадок суверенитет и роль суверенного государства в международных отношениях падает. Это делает акцент на усиление влияния различных международных организаций, например, ООН. Однако данные организации призваны, в первую очередь, служить интересам всего человечества и создаются с этой целью государствами.

Так, например, представители ООН не раз заявляли, что данная организация создана с целью разрешения тех актуальных международных вопросов, которые на сегодняшний день стоят перед государством. В тоже время, данная организация никаким образом не влияет на суверенные государства.

Некоторые ученые также указывают на транснациональные корпорации, которые оказывают значительное влияние на международные отношения. Речь идет не только о констатации снижения власти, но о влиянии отдельных органов и структур на политику определенных государств. Конечно, никто не оспаривает значение современных организаций, в том числе и в экономической сфере. Для того, чтобы государство могло эффективно развиваться, оно должна опираться на свою экономической могучесть, чем обусловлена политика многих государств. Также ситуация на международной арене влияет и на юридический статус государства.

Правовой статус государства, прежде всего, реализуется в рамках его правосубъектности. Правосубъектность представляет возможность государства иметь права и обязанности, реализовывать их. В частности, включает в себя широкий круг полномочий, которые можно разделить на три основания:

  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • деликтоспособность.

Правоспособность означает способность государства иметь права на международной арене. Дееспособность означает, что государство, имея права и охраняемые интересы, способно их реализовывать в полном объёме. Деликтоспособность означает, что государство обладает достаточными ресурсами и полномочиями для того, чтобы нести ответственность за совершенные правонарушения.

Указанные критерии применяются именно к сфере международного права. В принципе, они неразделимы, однако иногда возникают ситуации, когда государство оказывается полностью или частично недееспособным. Например, во время Второй мировой войны все государства, которые были оккупированы Германией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее , находились в состоянии ограниченной дееспособности. Подобная ситуация также имела место и в Ираке.

Значение государства в международном праве

Государство в международном праве выступает в качестве субъекта международно-правовых отношений. Любые конвенции и договоры заключаются именно между государствами. При этом соглашения могут быть заключены между двумя и более государствами.

Государство обладает комплексом прав в сфере экономики, политики, независимости на международной арене и так далее. Однако эффективное сосуществование государств возможно только в условиях постоянного взаимодействия, которое, однако, далеко не всегда может быть успешным. Мировой опыт свидетельствует о невозможности полной экономической независимости, если только государство не изолировано на международной арене. Но тогда в этом случае нельзя говорить о хоть каком-нибудь влиянии государства на мировое хозяйство. Для того, чтобы активно использовать экономические связи, необходимо использовать и инструменты международного взаимодействия.

Конечно, определенное влияние имеет суверенитет государства, в том числе и в экономической сфере. Однако для некоторых государство выступает лишь в качестве фикции. Например, неуважение интересов другого государства неизбежно повлечет за собой в санкций и невозможность реализации других прав. При этом международные отношения регулируются общепринятыми принципами и нормами международного права, имеющими главенствующее значение.

Некоторые государства, стремясь избежать влияния международных организаций и иностранных элементов, национализируют отдельные виды производства. Например, США неоднократно производило соответствующие действия с целью недопущения дальнейшего падения курса доллара.

Недостаточность международного взаимодействия производит барьеры между государствами, что не позволяет им стабильно и динамично развиваться, негативно отражается на их экономике, особенно, если они занимаются экспортом за рубеж.

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Науке права известны следующие виды государств - субъектов международного права: унитарные и федеративные государства, реальные и личные унии. Реальная уния - это сложное государство, которое возникает в результате слияния двух независимых государств под властью не только одного государства, но и с едиными органами власти и управления (сирийско-египетская уния). Личная уния основана на общности глав государств (только монархов) и представляет союз государств (на этапе формирования ОАЭ была личная уния).

Правосубъектность международных организаций

Международные межправительственные организации - это субъекты международного права с производной, от создавших их государств, правосубъектностью. Они должны:

- обладать актами, имеющими учредительный характер (уставами международных организаций);

- обладать организационной структурой, т.е. системой органов международной организации - высших органов (Генеральная конференция; Генеральный совет и т.д.), иметь и исполнительные органы (Совет, Международная конференция- и т.д.) и административные органы (генеральные секретариаты во главе с высшим административным должностным лицом), специальные комитеты и комиссии (комиссия международного права ООН, органы способствующие деятельности организации);

- обладать международной правосубъектностью, т.е. правосубъектностью, производной от воли государства их создавшего;

- иметь четко определенные цели, которые не должны противоречить основным принципам ООН;

- не противоречить основным принципам и нормам международного права в своей деятельности, т.е. принципам, закрепленным в Уставе ООН (1945 г.), Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и Заключительном акте Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

Выделяются следующие виды международных межправительственных организаций:

1) по сфере деятельности — универсальные и региональные;

2) по характеру участвующих государств - международные организации развитых государств, развивающих государств и смешанного типа;

Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Вступление в члены организации предполагает принятие обязательств по ее уставу, признание определенных полномочий организации и ее решений в соответствии с их юридической силой.

В действующей Конституции Российской Федерации отныне имеется специальная норма (ст. 79), согласно которой Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (очевидно, прежде всего учредительными актами таких объединений), если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми субъектами, имели юридическую обеспеченность. Правосубъектность государства существует независимо от воли других субъектов международного права и сохраняется до тех пор, пока государство существует. Она универсальна, охватывая все компоненты предмета международно-правового регулирования.

Исторически известны несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого. В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление как синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равенство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства "являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера".

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специфической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств "принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров. ".

"Равносуверенность" государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права (в литературе встречается словосочетание "согласованный суверенитет"). В функции международного права входит нормативное обеспечение такой координации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Заключаемые государствами международные договоры, будучи воплощением согласования государственных воль, отражают принцип суверенного равенства и нередко содержат Прямые ссылки на него (например, преамбула Венской конвенции о праве международных договоров, ст. 1 Устава Содружества Независимых Государств, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией' .и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).
Конкретное проявление принципа суверенного равенства получает и в таких договорных формулировках, как "каждое участвующее в договоре государство имеет право. ", "каждое участвующее в договоре государство обязуется", "ни одно государство не может."

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм — на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за международные правонарушения.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

1. постоянное население;

2. определенная территория;

4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1. государства юридически равны;

2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Современная межгосударственная система характеризуется наличием отдельных государств, обладающих постоянным нейтралитетом. Постоянно нейтральные государствана основании международного или внутригосударственного акта добровольно приобретают специальный статус, признаваемый или гарантируемый другими государствами, согласно которому такие нейтральные государства принимают на себя целый ряд обязательств: не участвовать в военных операциях, сохранять нейтралитет во время вооруженных конфликтов, не вступать в военно-политические блоки, не размещать на своей территории иностранные военные базы и т.д. Постоянный нейтралитет предусматривает соблюдение такими государствами вытекающих из их особого статуса обязательств не только в военное, но и в мирное время. В то же время постоянно нейтральные государства вправе иметь собственные вооруженные силы.

Наличие статуса постоянно нейтрального государства не умаляет суверенитета или правосубъектности таких государств, поскольку данный статус приобретается ими на добровольной основе. К тому же определенные добровольные ограничения компенсируются дополнительными гарантиями безопасности государств, принявших на себя статус постоянно нейтральных государств. В настоящее время постоянно нейтральными государствами являются Швейцария, Австрия, Мальта, Камбоджа, Туркменистан.

В жизни государств происходят перемены: одни государства объединяются (например, объединение Северного и Южного Йемена в Республику Йемен 22 мая 1990 г., объединение двух Германий путем вхождения ГДР в состав ФРГ 30 октября 1990 г.), другие распадаются (например, распад СССР 26 декабря 1991 г. или разделение Чехословакии 1 января 1993 г.), третьи отделяются (выделение Эритреи из состава Эфиопии 27 апреля 1993 г.), какие-то государства исчезают, появляются новые. В 2011 г. Судан разделился на два государства. В этой связи возникает вопрос о признании новых государств в качестве субъектов международного права и об их правопреемстве. Важная роль здесь принадлежит институтам международного признания и правопреемства.

Субъектами международного права называются лица-участники международных отношений, имеющие права и обязанности и способные брать на себя ответственность международно-правового характера за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых под свою ответственность обязательств и за нарушение норм международного права.

Субъектами международного права являются:

  • независимые государства, народы;
  • межправительственные организации международнхарактера;
  • Ватикан – как отдельный вид субъемеждународного права.

Обращая внимание на международно-правовой статус государства, все субъекты международного права можно подразделить на такие категории:

  • основные или независимые;
  • производные или второстепенные.

К основным субъектам международного права относятся независимые государства, их народы, нации. Производными от основных являются межправительственные организации международного характера.

Признаки, по которым можно охарактеризовать субъект, представлены ниже:

  • Являясь непосредственными участникинтернациональных отношений, субъекты права являются обладателями прав и обязанностей. Учитывая эту специфическую особенность, можно сказать, что им преимущественно свойственны внешняя изолированность, возможность высказывать и вступать в защиту своих национальных государственных интересов, и участвовать в создании и усовершенствовании прав международного уровня;
  • приобретение субъектами своих прав и обязанностепределах международного права. Можно сказать, что нормы международного права для субъектов представлены как правовая основа для осуществления их деятельности на международном уровне;
  • обладание возможностью правосоздания, то есть помтого, что субъекты создают нормы права, так они и несут ответственность за их исполнение, выступают в качестве поручителей за надлежащее выполнение обязательств, принятых на себя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что международные правовые субъекты обязаны обладать способностью для самостоятельного участия в правоотношениях на международной арене и иметь возможность вступать в правовые взаимоотношения с остальными участниками как юридического процесса, так и международного права в целом.

Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность – значение в международном праве

Каждому субъекту свойственно такое понятие как «международная правосубъектность», то есть способность быть субъектом в международном праве. Само по себе понятие международной правосубъектности включает в себя три составляющих элемента:

  • международная правоспособность;
  • международная дееспособность;
  • международная деликтоспособность.

Международная правоспособность – способность субъекта в международном праве обладать правами и правовыми обязанностями.

Правоспособность у государства наступает с момента его образования; если речь идет о борьбе нации за свою независимость, то правоспособность наступает в момент признания народа независимым. Для международных организаций правоспособность вступает в силу с момента подписания учредительных документов.

Для физических лиц нет четких пределов наступления правоспособности, но, как правило, она наступает при возникновении, предусмотренных в договоре. Несмотря на это, физические лица, по факту, не являются субъектами, поскольку не создают правовых норм международного значения.

Дееспособность означает возможность самостоятельной реализации своих прав и соблюдения предъявляемых к субъекту обязанностей.

Деликтоспособностью принято называть способность субъекта на самостоятельной основе отвечать за совершение им правонарушений международного характера.

Правосубъектность как международно-правовой статус можно подразделить на три основные категории:

  • общая;
  • отраслевая;
  • специальная.

Общая правосубъектность как категория международно-правового статуса является наиболее обширной. Она заключается в том, что субъект имеет возможность быть субъектом международного права. К этой категории следует отнести государства, обладающие независимостью. Это связано с тем, что основным субъектом международного права являются как раз таки и суверенные государства. В теории нации, ведущие борьбу за свою независимость могут обладать общей правосубъектностью. Ярким примером такой борьбы является народ Палестинской автономии, борющийся за создание суверенного государства.

К отраслевой правосубъектности относятся участники международных правовых отношений, которые наделены правом выступать в роли субъектов только в определенной отраслевой сфере интернациональных взаимоотношений. Представителями данной категории являются различные международные организации, такие как, например, Международная морская организация. Соответствуя основным положениям ее Устава, она как субъект может участвовать в подготовке торгового судоходства, обеспечении безопасного плавания, предотвращении загрязнения морской воды с судов.

Участниками, обладающими специальной правосубъектностью следует считать тех, кто может принимать участие в регулировании ограниченного спектра международных отношений определенной отрасли международного права. К таковым следует относить только физические лица. Данная правосубъектность признана почти всеми международными нормативно-правовыми актами, которые касаются прав и личных свобод человека. Сюда относится принятая 10.12.1948 Ген.Ассамблеей ООН декларация о правах человека и Международная Конвенция 1990 года «О защите прав трудящихся-мигрантов».

Государство – субъект правовых отношений: признаки, принципы, права и обязанности

Государство, как субъект, является основным участником в интернациональных отношениях. Как любой субъект, объект в области права, ему присущи характерные признаки, по котором его можно идентифицировать.

К числу таких относятся:

  • независимость;
  • население;
  • территория;
  • обязательное наличие государственной власти.

Государство, так же, как и гражданин, имеет собственные права и обязанности, объединенные в единое целое.

Перечень основных прав государства в качестве субъекта правоотношений:

  • возможность реализации независимого и равноправнвзаимодействия с другими субъектами права (межгосударственное сотрудничество);
  • свободное исполнение законных прав и защнациональных интересов;
  • возможность создания дипломатических учреждениконсульств за пределами собственного государства;
  • самооборона против несанкционированного вооруженннападения на территорию государства или нарушение воздушного/морского пространства;
  • участие в международных соглашениях;
  • признание или непризнание появления на международправовой арене новых субъектов, таких как молодые государства, правительства, пришедшие к власти путем государственного переворота.

Обязанностями любого государства являются:

  • следование основным принципам международного правпределах реализации межгосударственного партнерства с остальными субъектами;
  • выполнение возложенных на себя обязательств в рамдвустороннего и международного партнерского соглашения;
  • уважение прав и национальных интересов друсубъектов права.

В области международно-правовых отношений очень важным является право признания других субъектов.

Международно-правовое признание – документ внешнеполитического значения, создаваемый с целью признания стороны отношений и налаживания с ней дипломатических отношений.

Оно состоит из двух форм – де-юре и де-факто.

Признание «де-юре» – признание, которое ведет к установлению и налаживанию дипломатических взаимоотношений со стороной. При этом позволяет создавать новые возможности для международного партнерства и не может быть отозвано.

Признание «де-факто» – в юридической практике довольно таки редкое явление, иногда его называют «неполным признанием». Используется для признания правительства, пришедшего к власти путем государственного переворота и может быть отозвано.

Нация и народ – отдельный субъект или подчиненные государства?

Как субъект, участник международных правовых отношений, нация должна быть также рассмотрена.

Иногда в литературе встречаются упоминания о том, что народ и нация – это слова-синонимы. Для того, чтобы удостовериться в этом, необходимо выяснить что такое «нация» и «народ».

Нация представляет собой совокупность людей, проживающие на одной территории и которые обладают определенными признаками:

  • одна территория;
  • единое экономическое пространство;
  • общую систему духовно-культурных ценностей.

Народ – это более широкое понятие и оно включает в себя не только нации, но еще и народности. Нации и народности, сами по себе, обладают национальной независимостью (суверенитетом), а народу присущ народный суверенитет. Но и нации, и народы относятся к категории основных субъектов интернационального права.

Международно-правовой статус наций и народов определен принципом равноправия и самоидентификации, зафиксированным в Уставе ООН. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» от 14.12.1960, регламентирует, что народ вправе самостоятельно распоряжаться естественными богатствами, находящимися на территории их проживания с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов. Этим документом провозглашаются принципы, предоставляющие им статус международно-правового и закрепляющие их в качестве основных субъектов.

  • принцип табу на подчинение народа иностраннгосударству;
  • право на самоидентификацию;
  • запрет на применение не доведенного до необходимой степени уровня экономического, социально-культурного и политического развития для замедления получения суверенитета;
  • уважение целостности национальной территории.

Необходимо подчеркнуть, что любое государство должно воздерживаться от действий, направленных на то, чтобы народ был лишен права на самоопределение и суверенитет.

Суверенитет народа и нации может быть представлен в формах самоидентификации совокупности людей как народа/нации. Например, при создании суверенного государства путем присоединения, или путем установления автономии или иного политического статуса, который народ свободно может определить для себя.

Межправительственные организации и физические лица как субъекты международных правовых отношений. Роль Ватикана в международном праве.

Международные межправительственные организации – союз государств, созданный на основании международного договора с целью реализации определенных функций, решения поставленных перед собой задач, и достижения целей.

Организации такого типа относятся ко вторичным субъектам, так как не обладают независимостью, образуются и упраздняются на добровольном согласии сторон.

Основным документом для их правового статуса является Устав организации и учредительные документы, которыми фиксируются их права и обязанности.

Основные права организаций:

  • право на составление норм международного правсоответствии с положениями их Уставов;
  • право, предоставляющее иммунитет и внутренние праопределяемые всеми странами-участниками международно-правового процесса.

Существуют, помимо правительственных, еще и неправительственные организации, фонды, ассоциации. Но они не субъекты международного права, поскольку их создатели – это физические или юридические лица.

Особым субъектом международно-правовых отношений выступает город-государство Ватикан. Это резиденция Святого престола и Международный центр католической церкви. Этот статус Ватиканом был получен вследствие международного обычая. Ватикан является полноценным субъектом международного права, активно участвует в международных процессах, сотрудничает с другими государствами, учреждает в них собственные представительства.

Физические лица не являются субъектами международного права ибо правами и обязанностями их наделяет государство, гражданами которого они являются. При заключении договоров между государствами, права и обязанности направлены на само государство, а не на физические лица. И в дополнении ко всему, физические лица не вправе создавать нормы права на международной арене.

Но в современном мире права и обязанности индивидов, и отношение государств к индивидам фиксируются во многих источниках юридической литературы, таких как Декларация прав и свобод человека, Женевская конвенция 1949 года, Европейская конвенция 1950 года.

В Российской Федерации гарантии прав и свобод, предоставляемые человеку , обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.

В случае, если права человека нарушаются со стороны государства, то он в праве подать петицию в Европейским суд по правам человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: