Договор между папой римским и каким либо государством

Обновлено: 27.03.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом, определяющий взаимотношения государства и католической церкви в данной стране.

КОНКОРДА́Т, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-нибудь правительством.

КОНКОРДАТ - муж., лат. условие, договор между государем и папою.

КОНКОРДА́Т -а; м. [лат. concordatum от concordare - быть согласным] Соглашение между папой римским и каким-л. государством, определяющее положение католической церкви в этом государстве.

конкорда́т (от ср.-век. лат. concordatum - соглашение), договор между папой Римским как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый конкордат в истории России был заключён в 1847 императором Николаем I.

КОНКОРДАТ - КОНКОРДА́Т (от ср.-век. лат. concordatum - соглашение), договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

КОНКОРДАТ (от ср.-век. лат. concordatum - соглашение) - договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Соглашение между папой римским и каким-л. государством, определяющее положение католической церкви в этом государстве.

Конкордат Наполеона I с Пием VII.

[лат. concordatum от concordare - быть согласным]

конкорда́т, конкорда́ты, конкорда́та, конкорда́тов, конкорда́ту, конкорда́там, конкорда́том, конкорда́тами, конкорда́те, конкорда́тах

сущ., кол-во синонимов: 1

КОНКОРДАТ а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим управляется и поныне Римская церковь. Ян. 2 359. Старик начал сердиться и повторял: - Нет.. нет.. ведь я не принц Беневентский - я никогда не примирялся с конкордатом. 1868. Герц. 30-20 (2) 537. Этот государственный муж < Игнатьев>.. делал уступки римсккой курии, по всем пунктам готов был выбросить все гарантии, которыми, со времени конкордата, наше правительство старалось оградить себя от происков католического духовенства. Феоктистов восп. 202. Конкордат с Ватиканом уже усилил католический активизм и пособничество ему в России. Лит. Рос. 1990 № 23.

- комм. Похвалы достойны те благонамеренные лица, которые в конкурсах <по банкротствам>берут на себя роль посредников заключения конкордатов, полюбовных сделок. Бутовский 1847 2 368.

- един. Либеральные кантоны < Швецарии> заключили между собою конкордат с целью сохранения и утверждения верховной власти народа. ОЗ 1869 7 1 130.

|| расш. Соглашение светской власти с конфессией. Выход, однако, можно найти в дополнении нового закона после 2000 года серией конкордатов (соглашений) государства с различными конфессиями. ЛГ 24. 9. 1997. - Лекс. Ян. 1804: конкордат; Уш. 1934: конкорда/т.

КОНКОРДАТ (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел.

- Договор Римского Папы с другим государством.

Конкорда́т семи́ - Зибенбунд (нем. Siebenbund), союз 7 швейцарских кантонов (Ааргау, Берн, Золотурн, Люцерн, Санкт-Галлен, Тургау, Цюрих), основан в 1832. Выдвинул программу преобразований (централизация государства, демократизация политического строя), отвергнутых в 1833 экономически отсталыми кантонами, но закреплённых конституцией 1848.

КОНКОРДАТ СЕМИ - КОНКОРДА́Т СЕМИ́ (Зибенбунд) (нем. Siebenbund), союз 7 швейцарских кантонов (Ааргау, Берн, Золотурн, Люцерн, Санкт-Галлен, Тургау, Цюрих), основан в 1832. Выдвинул программу преސёАאސҐАݐؐ٠(централизация государства, демократизация политического строя), отвергнутых в 1833 экономически отсталыми кантонами, но закрепленных конституцией 1848.

КОНКОРДАТ СЕМИ (Зибенбунд) (нем. Siebenbund) - союз 7 швейцарских кантонов (Ааргау, Берн, Золотурн, Люцерн, Санкт-Галлен, Тургау, Цюрих), основан в 1832. Выдвинул программу преобразований (централизация государства, демократизация политического строя), отвергнутых в 1833 экономически отсталыми кантонами, но закрепленных конституцией 1848.

конкорда́тный, конкорда́тная, конкорда́тное, конкорда́тные, конкорда́тного, конкорда́тной, конкорда́тных, конкорда́тному, конкорда́тным, конкорда́тную, конкорда́тною, конкорда́тными, конкорда́тном, конкорда́тен, конкорда́тна, конкорда́тно, конкорда́тны, конкорда́тнее, поконкорда́тнее, конкорда́тней, поконкорда́тней

конкорд а т, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким-нибудь правительством.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от ср.-век. лат. concordatum соглашение)

договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Католическая Энциклопедия

(от средневекого лат. concordatum — соглашение) — договор между папой римским, как главой Римско-католической Церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической Церкви в данном государстве и его отношения со Святым Престолом.

* Вормсский конкордат 1122

* Болонский Конкордат 1519,

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG concordat)

(от лат. concordatio - единодушие)

соглашение между гражданскими и церковными властями. Так же называются соглашения, заключенные между папой римским и правительственными лидерами, к-рые определяют права римско-католической церкви в государстве.

Энциклопедический словарь

(от ср.-век. лат. concordatum - соглашение), договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Словарь Ефремовой

м.
Договор между Ватиканом и каким-л. государством, регулирующий правовое
положение католической церкви в этом государстве.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.

Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.

В течение XIX в. все К. носят характер реставрации. Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15-го июля 1801 г. с Пием VII знаменитый К. для Франции, который, вступив в силу в апреле 1802 г., закончил период революционного гонения на религию и до сих пор лежит в основе церковной организации французского государства. Духовные лица должны были получать от правительства приличное содержание. Церкви возвращались епископам, за исключением уже отчужденных. Первому консулу К. предоставлял назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение, а епископы получали право назначать священников, которым затем, однако, предстояло еще быть признанными со стороны правительства. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церквах за республику и консулов. Одновременно с К. Бонапарт обнародовал 8 апреля 1802 г. "органические статьи", которые, однако, устраняя многие из важнейших постановлений К., никогда не получали утверждения папы. Важнейшие из них: без разрешения правительства во Франции не могут иметь силы папские распоряжения и постановления иностранных синодов и даже соборов, равно как не могут во Франции действовать представители папы (нунции, легаты и т. п.) или собираться местные соборы без такого же разрешения; церковному браку обязательно должен предшествовать брак гражданский, введенный во Франции революцией. План нового К., относительно которого Наполеон в Фонтенбло 25 января 1813 г. вступил в соглашение с папой, был последним взят обратно, как вынужденный. В 1819 г. между французским правительством и папой состоялось новое соглашение, менее ограничительное, в силу которого, несмотря на противоречие палаты, во Франции было учреждено 19 новых епископий. Тем не менее, К. 1801 г., наряду с органическими статьями, по-прежнему остается в силе во Франции и Эльзас-Лотарингии. Весьма благоприятен для папского престола был К., заключенный 16 февраля 1818 с Неаполем. К. с Баварией 5 июня 1817 г. был также чрезвычайно выгоден для курии, однако, подобно французскому, он был применен к делу лишь со значительными урезками так называемого религиозного эдикта (1818 г.). Не К. в настоящем смысле слова были так называемые циркумскрипционные буллы, которые издавались папой на основании предварительного соглашения с каким-либо правительством. Таковы были булла для Пpyccиu от 16 июля 1821 г. (булла "De salute animarum"), для Ганновера 1824 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и для государств так называемой верхнерейнской церковной провинции: Вюртемберга, Бадена, Гессен-Касселя и Гессен-Дармштадта, Нассау и Франкфурта, 1 апреля 1827 г. (булла "Ad dominici gregis custodiam"). Они устанавливают не отношения церкви к государству, но определяют новые границы (циркумскрипцию), равно как и финансовое положение епископий. Между Нидерландами и римской курией была заключена конвенция 23 марта 1827 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и опубликована 18 июня 1827 г. Церковное положение Испании было установлено К. от 16 марта 1851 г. К. с Россией — см. Конкордат 22-го июля (3 августа) 1847 г. Ряд очень выгодных К. курия в 50-х и 60-х годах заключила с большинством южно- и среднеамериканских государств. Политическая и церковная реакция 50-х годов была эпохой новых К. Сначала Тоскана, К. 19-го июня 1851 г., затем и Австрия, К. 19 августа 1855 г., покончили с традициями политики Иосифа II и предоставили курии и епископам права и льготы, нанесшие сильный ущерб правам государства, особенно по народному образованию, вопросу о браке и взаимному отношению вероисповеданий. Из государств верхнерейнской церковной провинции Вюртемберг (1857 г.) и Баден (28 июня 1859 г.) последовали этому примеру. Гессен-Дармштадт, после продолжительных переговоров, удовлетворил притязания римской церкви заключением конвенции с епископом майнцским. Отвергнутый второй палатой, К. в Баварии не вошел в силу, и отношение церкви к государству было урегулировано на основании общего законодательства. То же самое случилось с К. в 1861 г. в Вюртемберге. В Пруссии с начала "культурной борьбы" (Kulturkampf, 1872) отношение католической церкви к государству регулировалось исключительно правительственными мерами; тому же примеру, после падения министерства Дальвигка, последовало и великогерцогское гессенское правительство. Правительство нового королевства Италии с самого начала стало придерживаться принципа регулирования отношений между церковью и государством путем законодательным. Австрийское правительство с 1861 г. тщетно ведет переговоры с Римом относительно пересмотра К. После провозглашения папской непогрешимости, в 1870 г., оно объявило К., отмененным; главнейшие пункты церковно-государственного права были отчасти раньше (1867, 1868), отчасти позже (1874) урегулированы особыми законоположениями. В Испании К., вследствие сентябрьской революции 1868 г., упразднен; по восстановлении королевской власти (1875 г.) снова начались переговоры с курией. Правовая сторона К. представляется недостаточно выясненной. Сторонники курии называют его особым индультом или привилегией папы; господствующее мнение считает возможным юридически понимать К. как государственные договора; новейший взгляд (Сарвей, Гиншиус, Цорн) представляет К. исключительно государственным законом.

Ср. статьи Sarwey и Hubler'a в Dove's "Zeitschrift f ür Kirchenrecht" (II, III, IV); Balve, "Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Vö lkerrechts" (Мюнхен, 1863); Bornagius, "Ueber die rechtliche Natur der Konkordate" (Лейпциг, 1870); Mejě r, "Zur Geschichte der rö misch-deutschen Frage" (Poсток, 1871—74); Jacobsohn, "Ueber das ö sterreichische Konkordat" (Лейпциг, 1856); Laspeyres, "Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens" (Галле, 1840); Sicherer, "Staat u. Kirche in Bayern" (Мюнхен, 1874); Mejěr, "Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs" (Штутгарт, 1859); Hinschius в "Handbuch des ö ffentlichen Rechts" Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.

(от ср.-лат. concordatum - соглашение) - договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был заключен в 1122 г. (с германским императором). Наиболее известны также К. с Наполеоном (1801) и правительством Муссолини (1929).

(от лат. concordatum - соглашение; англ. concordat) - в международном праве специальный договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране.

Первоначально К. представляли собой вынужденные ограничения притязаний католической церкви, позднее стали являться для папского престола средством восстановления своих прежних прав. Из средневековых К. известен вормский или каликстинский, заключенный 23.09.1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для урегулирования спора об инвеституре.

Термин «К.» встречается, однако, лишь со времени констанцского собора, вынудившего папу Мартина V заключить К. с немцами и французами (2.05.1418 г.), а 12.07.1418 г. - с англичанами. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов в Рензе в 1338 г. было установлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Поэтому интересы пап и императоров сблизились, и при Фридрихе III был заключен с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449 г.), посредством которого папа получал существенные юридические права в отношении Германии. За папой было признано право собирать подати, требовать получения определенных сумм, назначать духовных лиц и т.п.

Французский король Франциск I и папа Лев X 18.08.1516 г. заключили болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов, отмененных в 1438 г., уступал королю право назначения лиц на все высшие церковные должности во Франции. В течение XIX в. все К. имели характер реставрации. Наполеон Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15.07.1801 г. с папой Пием VII К., который, вступив в силу в апреле 1802 г., завершил период революционных гонений в отношении религии. Духовные лица должны были получать от правительства содержание, церкви, кроме уже отчужденных, возвращались епископам. Первому консулу К. предоставлял право назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение. Епископы получали право назначать (с утверждения правительством) священников. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церкви за республику и консулов.

Известны и др. К. - 1817 г. с Баварией; 1847 г. с Россией; 1953 г. с Испанией и др.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "конкордат" в других словарях:

КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНКОРДАТ — (от ср. лат. concordatum соглашение) договор между папой римским как главой католической церкви и каким либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был… … Юридический словарь

КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь

КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.

Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история

Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права

Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия

вообще название договора, соглашения или сделки; в узком смысле — соглашения между папой и светскими правительствами. По строгому римскому словоупотреблению, папа заключал К. лишь с католическими главами государств, договоры же с некатолическими правительствами называются конвенциями. Такие соглашения стали заключаться лишь с того времени, как римская курия сознала невозможность собственными силами упорядочивать все дела церкви. Первоначально, таким образом, К. представляли собой вынужденные ограничения римских притязаний, между тем как в настоящее время папский престол посредством их старается вновь отвоевать часть своих прежних прав.

Из средневековых К. наиболее знаменит вормский или каликстинский, заключенный 23 сентября 1122 г. между Каликстом II и императором Генрихом V для улаживания спора об инвеституре (см.) и с тех пор считавшийся основным законом германского церковно-государственного права (см. Генрих V). Самый термин К. встречается, однако, лишь со времени констанцского собора. Этот собор принудил избранного, по смещении трех пап-соперников, папу Мартина V, 2 мая 1418 г., заключить с немецкой и французской, а 12 июля 1418 г. — и с английской нациями К. В XIV и XV вв. папам удалось в политической борьбе с Германией выговорить себе значительные выгоды. Когда папа Иоанн XXII наложил интердикт на Германию, отлучил Людовика баварского от церкви и объявил, что курфюрстские выборы требуют папского утверждения, на съезде курфюрстов (Kurverien) в Рензе (близ Кобленца), в 1338 г., было постановлено, что немецкий король получает свои права исключительно в силу своего избрания курфюрстами. Интересы пап и императоров, ввиду этого, сблизились, и при Фридрихе III заключается с папой Евгением IV ашаффенбургский или венский К. (1449), посредством которого папа de jure делался почти распорядителем судеб Германии и отменяются уступки, сделанные 5-ю буллами Евгения IV в 1447 г. (так называемые княжеские К.). За папой было признано право собирать подати, требовать присылки к нему известных сумм, назначать духовных лиц и т. п. Наиболее содействовал заключению этого К. известный Эней-Сильвий Пикколомини (позже папа Пий II). Выгоды папе доставило и соглашение с Францией. Здесь, при Карле VII, издана в Бурже прагматическая санкция (1438 г.), по которой, между прочим, у пап отнималось присвоенное ими в Авиньоне право распоряжаться лично всеми епархиями церкви и разные установленные поборы с искателей церковных мест. Но так как этот акт восстановлял правильное каноническое избрание епископов и аббатов, а королевская власть стремилась захватить в собственные руки назначение на высшие церковные должности, то в 1463 г. Людовик XI отменил санкцию, а в 1470 г. заключил с папой К., которым папа обязывался назначать на эти места лишь французов и притом сообразуясь с королевской рекомендацией. В 1516 г. (18 августа) Франциск I и Лев Х заключили между собой болонский К.; папа, взамен восстановления в его пользу поборов (так называемый аннат), отмененных в 1438 г., уступал королю право назначать на все высшие церковные должности во Франции.

В течение XIX в. все К. носят характер реставрации. Бонапарт, будучи первым консулом, заключил 15-го июля 1801 г. с Пием VII знаменитый К. для Франции, который, вступив в силу в апреле 1802 г., закончил период революционного гонения на религию и до сих пор лежит в основе церковной организации французского государства. Духовные лица должны были получать от правительства приличное содержание. Церкви возвращались епископам, за исключением уже отчужденных. Первому консулу К. предоставлял назначать архиепископов и епископов, после чего папа должен был давать им каноническое утверждение, а епископы получали право назначать священников, которым затем, однако, предстояло еще быть признанными со стороны правительства. Все духовные лица обязывались перед вступлением в должность приносить присягу и молиться в церквах за республику и консулов. Одновременно с К. Бонапарт обнародовал 8 апреля 1802 г. "органические статьи", которые, однако, устраняя многие из важнейших постановлений К., никогда не получали утверждения папы. Важнейшие из них: без разрешения правительства во Франции не могут иметь силы папские распоряжения и постановления иностранных синодов и даже соборов, равно как не могут во Франции действовать представители папы (нунции, легаты и т. п.) или собираться местные соборы без такого же разрешения; церковному браку обязательно должен предшествовать брак гражданский, введенный во Франции революцией. План нового К., относительно которого Наполеон в Фонтенбло 25 января 1813 г. вступил в соглашение с папой, был последним взят обратно, как вынужденный. В 1819 г. между французским правительством и папой состоялось новое соглашение, менее ограничительное, в силу которого, несмотря на противоречие палаты, во Франции было учреждено 19 новых епископий. Тем не менее, К. 1801 г., наряду с органическими статьями, по-прежнему остается в силе во Франции и Эльзас-Лотарингии. Весьма благоприятен для папского престола был К., заключенный 16 февраля 1818 с Неаполем. К. с Баварией 5 июня 1817 г. был также чрезвычайно выгоден для курии, однако, подобно французскому, он был применен к делу лишь со значительными урезками так называемого религиозного эдикта (1818 г.). Не К. в настоящем смысле слова были так называемые циркумскрипционные буллы, которые издавались папой на основании предварительного соглашения с каким-либо правительством. Таковы были булла для Пруссии от 16 июля 1821 г. (булла "De salute animarum"), для Ганновера 1824 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и для государств так называемой верхнерейнской церковной провинции: Вюртемберга, Бадена, Гессен-Касселя и Гессен-Дармштадта, Нассау и Франкфурта, 1 апреля 1827 г. (булла "Ad dominici gregis custodiam"). Они устанавливают не отношения церкви к государству, но определяют новые границы (циркумскрипцию), равно как и финансовое положение епископий. Между Нидерландами и римской курией была заключена конвенция 23 марта 1827 г. (булла "Impensa Romanorum pontificum") и опубликована 18 июня 1827 г. Церковное положение Испании было установлено К. от 16 марта 1851 г. К. с Россией — см. Конкордат 22-го июля (3 августа) 1847 г. Ряд очень выгодных К. курия в 50-х и 60-х годах заключила с большинством южно— и среднеамериканских государств. Политическая и церковная реакция 50-х годов была эпохой новых К. Сначала Тоскана, К. 19-го июня 1851 г., затем и Австрия, К. 19 августа 1855 г., покончили с традициями политики Иосифа II и предоставили курии и епископам права и льготы, нанесшие сильный ущерб правам государства, особенно по народному образованию, вопросу о браке и взаимному отношению вероисповеданий. Из государств верхнерейнской церковной провинции Вюртемберг (1857 г.) и Баден (28 июня 1859 г.) последовали этому примеру. Гессен-Дармштадт, после продолжительных переговоров, удовлетворил притязания римской церкви заключением конвенции с епископом майнцским. Отвергнутый второй палатой, К. в Баварии не вошел в силу, и отношение церкви к государству было урегулировано на основании общего законодательства. То же самое случилось с К. в 1861 г. в Вюртемберге. В Пруссии с начала "культурной борьбы" (Kulturkampf, 1872) отношение католической церкви к государству регулировалось исключительно правительственными мерами; тому же примеру, после падения министерства Дальвигка, последовало и великогерцогское гессенское правительство. Правительство нового королевства Италии с самого начала стало придерживаться принципа регулирования отношений между церковью и государством путем законодательным. Австрийское правительство с 1861 г. тщетно ведет переговоры с Римом относительно пересмотра К. После провозглашения папской непогрешимости, в 1870 г., оно объявило К., отмененным; главнейшие пункты церковно-государственного права были отчасти раньше (1867, 1868), отчасти позже (1874) урегулированы особыми законоположениями. В Испании К., вследствие сентябрьской революции 1868 г., упразднен; по восстановлении королевской власти (1875 г.) снова начались переговоры с курией. Правовая сторона К. представляется недостаточно выясненной. Сторонники курии называют его особым индультом или привилегией папы; господствующее мнение считает возможным юридически понимать К. как государственные договора; новейший взгляд (Сарвей, Гиншиус, Цорн) представляет К. исключительно государственным законом.

Ср. статьи Sarwey и Hubler'a в Dove's "Zeitschrift für Kirchenrecht" (II, III, IV); Balve, "Das Konkordat nach den Grundsätzen des Kirchenrechts, Staatsrechts u. Völkerrechts" (Мюнхен, 1863); Bornagius, "Ueber die rechtliche Natur der Konkordate" (Лейпциг, 1870); Mejěr, "Zur Geschichte der römisch-deutschen Frage" (Росток, 1871-74); Jacobsohn, "Ueber das österreichische Konkordat" (Лейпциг, 1856); Laspeyres, "Geschichte und Verfassung der Katholischen Kirche Preussens" (Галле, 1840); Sicherer, "Staat u. Kirche in Bayern" (Мюнхен, 1874); Mejěr, "Die Konkordatsverhandlungen Wurtembergs" (Штутгарт, 1859); Hinschius в "Handbuch des öffentlichen Rechts" Маркварта (т. I; тут же и полная литература), общие сведения см. в учебниках и руководствах церковного права.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

КОНКОРДАТ КОНКОРДАТ (от ср.-лат. concordatum - соглашение) - договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом. Первый К. был заключен в 1122 г. (с германским императором). Наиболее известны также К. с Наполеоном (1801) и правительством Муссолини (1929).

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОНКОРДАТ" в других словарях:

КОНКОРДАТ — (см. предыд. слово). Договор между светской властью и духовными лицами, относительно церковных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКОРДАТ договор между папою и светскою властью. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

конкордат — а, м. concordat m. < concordare. Договор между папою и светскою властью. Павленков 1911. В конкордатах ( духовных соглашениях) и свободах Белгской церкви. ПЖ 1790 218. // Сл. 18 10 136. Таковы суть главныя статьи сего конкордата, коим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНКОРДАТ — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом … Большой Энциклопедический словарь

КОНКОРДАТ — КОНКОРДАТ, конкордата, муж. (лат. concordatus) (полит.). Соглашение, договор между папой и каким нибудь правительством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНКОРДАТ — муж., лат. условие, договор между государем и папою. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

конкордат — сущ., кол во синонимов: 1 • договор (49) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Конкордат — (от ср. век. лат. concordatum соглашение) договор между римским папой как главой католической церкви и каким либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.… … Политология. Словарь.

Конкордат — (Concordat), соглашение между Римской католической церковью и светскими властями. Одним из самых важных был К., заключенный в 1801 г. между папой Пием VII и Наполеоном I, по к рому во Франции была восстановлена католич. церковь. В соответствиис К … Всемирная история

Конкордат — (от лат. concordatum соглашение; англ. concordat) в международном праве специальный договор между правительством какого либо государства и Ватиканом (папой римским как главой католической церкви), определяющий взаимоотношения государства и… … Энциклопедия права

Конкордат — (от средневекового лат. concordatum соглашение, от лат. concordo нахожусь в согласии) по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско католической церкви и каким либо католическим… … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: