Для признания сми иностранным агентом не требуется решение суда

Обновлено: 23.04.2024

Новыми административными штрафами мы обязаны Федеральному закону от 16.12.2019 г. №443 (далее по тексту – Закон №443), который установил санкции за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, а также учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента.

На первый взгляд кажется, что Закон №443 никоим образом не затрагивает деятельность рядовых граждан и большинства предпринимателей.

Однако это не так.

Кто может быть признан иностранным агентом?

Со 2 декабря 2019 г. в России действует Федеральный закон от 02.12.2019 г. №426-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон №426-ФЗ), расширяющий список СМИ, которые могут быть признаны иностранными агентами.

Важно!

Благодаря внесенным поправкам (Закон №426-ФЗ), статус иностранного агента СМИ может быть присвоен физическим лицам.

Первый закон об НКО – «иностранных агентах» был принят еще 2012 года. Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус «иностранных агентов» с последующим занесением в специальный реестр. НКО – «иностранные агенты» обязаны указывать при публикации материалов в интернете и СМИ этот статус. За уклонение от этого требования предусматривается серьезный штраф.

Иностранными агентами СМИ могут быть признаны физические лица, которые:

-получают денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных СМИ - иностранными агентами или получающих финансирование из-за рубежа.

То есть, исходя из приведенных формулировок, иностранным агентом может быть признано любое физическое лицо, которое, например, репостит информацию зарубежных СМИ, признанных иностранными агентами и получает средства (деньги, имущество) из-за рубежа.

Сведения о таких лицах будут внесены в реестр Минюста РФ.

Отметим, что в ст.6 Закона №2124-1 нет привязки к цели финансирования денежных средств и иного имущества, полученного из-за рубежа для признания физического лица или юридического лица СМИ - иностранным агентом.

Как мы видим по расплывчатости нормы, она, скорее всего, будет применяться выборочно (например, к известным политическим блогерам).

В каждом конкретном случае решение будет принимать Минюст совместно с МИД РФ.

На СМИ-иноагентов возлагается обязанность предоставлять данные о персональном составе руководства, расходовании средств, аудиторской проверке. Применение Закона об НКО-иноагентах к СМИ, а также порядок признания этого статуса, устанавливаются Правительством РФ.

В случае невыполнения требований закона, Роскомнадзор РФ имеет право ограничить доступ к информационному ресурсу соответствующего лица.

Штрафы, действующие с 1 февраля 2020 года

С 1 февраля 2020 г. установлены штрафы за нарушение требований к СМИ-иноагентам по ст.19.34.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 г. №443-ФЗ).

Так, нарушение порядка деятельности СМИ-иноагента влечет административный штраф (п.1 ст.19.34.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере 10 тысяч рублей;
  • на должностных лиц - 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - 500 тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа (п.2 ст.19.34.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц - 100 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - 1 миллиона рублей.

Грубое нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента, влечет наложение административного штрафа (п.3 ст.19.34.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере 100 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток;
  • на должностных лиц - 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - 5 миллионов рублей.

Под грубым нарушением понимается неоднократное (более двух раз в течение года) нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, совершенное самим иностранным СМИ или учрежденным им российским юридическим лицом, их должностными лицами, сотрудниками или представителями, либо неоднократное неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента (например, нарушение требование маркировки, предоставления специального отчета о своей деятельности и пр.).

Группа депутатов 25 апреля внесла в Госдуму проект нового закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем будут собраны все нормы, которые касаются деятельности людей и организаций, признанных иностранными агентами. Мы внимательно изучили и проанализировали законопроект, предложенный парламентариями. В материале рассказываем, как поменяется законодательство об иноагентах, если закон примут.

Сейчас деятельность людей и организацией, к оторые признаны иностранными агентами, регулируют сразу четыре закона:

Если закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» примут, то он отменит все положения, которые ранее регулировали правила для каждого вида иностранных агентов. Документ установит новые правила признания иноагентами, новые обязанности и ограничения.

При этом все существующие нормы об ответственности за нарушения, допущенные иностранными агентами, которые уже закреплены в Уголовном кодексе и в Кодексе об административных правонарушениях, будут действовать и в случае принятия нового основного закона об иноагентах.

II. ВСЕХ ИНОАГЕНТОВ СОБЕРУТ ПОД ОДНИМ СТАТУСОМ

Сейчас в России есть четыре «иноагентских статуса»:

Новый закон введет единое понятие «иностранный агент». Им смогут признать:

  1. Российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
  2. Общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц (например, целую команду журналистов, работающих над одним проектом);
  3. Иностранную структуру без образования юридического лица;
  4. Физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового.

III. ПОЯВИТСЯ ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ

IV. ИНОАГЕНТОМ БУДУТ ПРИЗНАВАТЬ ЗА «ИНОСТРАННОЕ ВЛИЯНИЕ»

Сейчас для каждого «иноагентского» статуса действуют отдельные основания для того, чтобы наделить им человека, организацию или общественное объединение. При этом во всех случаях необходимо, чтобы было иностранное финансирование (или другая помощь от иностранных источников, например, организационно-методическая, как в случае с признанием человека физлицом-иноагентом).

В новом законе прописаны единые основания для признания человека, организации или объединения иностранным агентом. Так, лицо может быть признано иноагентом, если:

Вместе с этим для признания иностранным агентом будет необходимо, чтобы человек получал поддержку или находился «под иностранным влиянием в иных формах». Таким образом, если закон примут, то иностранное финансирование не будет обязательным признаком для внесения в реестр иностранных агентом.

При этом термины «поддержка» и «иностранное влияние» в законопроекте прописаны очень широко:

«Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах»

«Под иностранным влиянием, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».

V. В РЕЕСТР ИНОАГЕНТОВ БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО ИНОАГЕНТОВ, НО И АФФИЛИРОВАННЫХ С НИМИ ЛИЦ

В случае принятия законопроект, в реестр иностранных агентов будут включать и людей, аффилированных с иностранными агентами. Это люди, которые:

Получается, что аффилированным с иноагентом лицом можно будет признать любого, кто хоть как-то связан (или был связан) с НКО, общественными объединениями, СМИ или физическими лицами, которые ранее были признаны иностранными агентами.

На людей, аффилированных с иностранными агентами, не будут распространяться требования и ограничения, которые есть для самих иностранных агентов. То есть они не будут должны ставить пометки или подавать отчеты в Минюст.

VI. САЙТ ИНОАГЕНТА СМОГУТ ЗАБЛОКИРОВАТЬ ЗА НЕПОДАННЫЙ ОТЧЕТ И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ

VII. ПРОВЕРОК И КОНТРОЛЯ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Если законопроект примут, у Минюста появится право проводить плановые и внеплановые проверки не только в отношении организаций, но и в отношении физических лиц. Например, у ведомства будет возможность запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности иностранных агентов от органов власти, а также от кредитных и других финансовых организаций.

Кроме того, у Минюста появится право направлять своих представителей для участия в мероприятиях, которые проводят иностранные агенты. Это могут быть семинары, вебинары, а также планерки, заседания совета директоров, собрания и многое другое.

Минюст и ранее должен был реагировать на поступившие заявления в общем порядке, но сейчас законопроект закрепляет прямую обязанность ведомства проверять заявления от госорганов, партий и общественных объединений, Общественной палаты, СМИ, граждан и организаций о тех, кого, необходимо включить в реестр.

VIII. ЛИЧНЫЕ ПОСТЫ МОЖНО БУДЕТ НЕ МАРКИРОВАТЬ

НКО, общественные объединения, СМИ и физлица, признанные иностранными агентами, обязаны указывать о наличии статуса при распространении информационных материалов. При этом форма пометки утверждена только для СМИ-иноагентов.

Иностранные агенты должны будут маркировать материалы, которые производит или распространяет в связи с осуществление «иноагентской» деятельности.

При этом пометку, как и сейчас, обязаны будут ставить сами иноагенты, а также учредители, члены, участники, руководители юридического лица, включенного в реестр, или лицо, входящего в состав органа такого лица. Маркировать нужно материалы, которые распространяются в СМИ, интернете, а также направляются в органы публичной власти, образовательные организации и другие органы и организации. Но опять же только в случае, если материалы созданы или распространены в связи с осуществление «иноагентской» деятельности.

Кроме того, иностранный агент будет обязан сообщать о наличии статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам и сотрудникам.

Между тем, в законе не говорится, что какой-то орган власти должен будет утвердить форму пометки. В самом документе используются формулировки:

«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом, либо касаются деятельности такого агента».

«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа».

IX. ВСЕ ДОЛЖНЫ ВКЛЮЧАТЬСЯ В РЕЕСТР САМОСТОЯТЕЛЬНО

Согласно действующему законодательству НКО и общественные объединения, которые подходят под определение иноагентов, и люди, которые занимаются политической деятельностью или ведут сбор сведений из военной или военно-технической области и получают иностранную поддержку, обязаны добровольно включаться в соответствующие реестры. Поэтому их могут привлечь к ответственности, например, оштрафовать по статье КоАП.

В проекте нового закона прописана обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. В случае, если заявление не подано, Минюст имеет право сам включить лицо в реестр.

От этой обязанности освобождаются только:

  1. Сотрудники дипломатических представительств, консульств, представители иностранных органов власти и т.д.;
  2. Иностранные журналисты, аккредитованные в РФ;
  3. Иные лица по решению Минюста по согласованию с ФСБ и органами исполнительной власти.

X. ПОЯВИТСЯ ЕДИНЫЙ ПОРЯДОК ВЫХОДА ИЗ РЕЕСТРА

Новый закон (в случае принятия) будет закреплять порядок выхода любого иностранного агента из реестра. Для этого нужно отказаться от иностранной поддержки или «иноагентской» деятельности. Спустя год после этого можно подать заявление об исключении из реестра в Минюст, который должен провести проверку. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня.

Кроме того, как и сейчас, основаниями для исключения из реестров будут:

  1. Прекращение деятельности юрлица в связи с его ликвидацией;
  2. Прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица, иного объединения лиц, иностранного структуры без образования юрлица;
  3. Смерть физического лица.

Кроме того, отдельная возможность выйти из реестра будет у физического лица, которого включили в реестр впервые. Человек имеет право подать в Минюст заявление в свободной форме об исключении из реестра, приложив подтверждение того, обстоятельства, послужившие основанием для включения в реестр, прекращены.

XI. НОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ

Круг ограничений для иностранных агентов в новом законопроекте значительно расширится. Итак:

В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам.

Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые:

а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);

б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников.

Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”:

Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:

  1. Иностранное юридическое лицо,
  2. Иностранная структура без образования юрлица независимо от организационно-правовой формы,
  3. Физическое лицо.

Есть два пути попадания в этот реестр.

ПЕРВЫЙ

Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям:

К иностранным источникам в этом случае относятся:

  1. Иностранные государства и государственные органы;
  2. Международные и иностранные организации;
  3. Иностранные граждане;
  4. Лица без гражданства и уполномоченными ими лица;
  5. Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников.

ВТОРОЙ

Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ” человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:

Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования), предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.

К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.

Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т.д.

К ним относятся:

Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ведет Министерство юстиции РФ. Первыми в него были включены «Радио Свобода» и его проекты, «Голос Америки», телеканал «Настоящее время», издания «Фактограф» и чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT». Из граждан иностранными СМИ — иностранными агентами первыми были признаны правозащитник Лев Пономарев, ж урналисты Людмила Савицкая, Сергей Маркелов и Денис Камалягин, а рт-активистка Дарья Апахончич.

В конце 2020 года законодательство о физлицах-иноагентах еще больше “усовершенствовали”. Теперь согласно статье 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” (так называемый “Закон Димы Яковлева”) иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно:

  • занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России,
  • получает помощь от иностранных источников (деньги, имущество или даже организационно-методическую помощь).

Если в жизни человека одновременно присутствуют эти два фактора, то закон обязывает его самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, то Минюст может включить человека в этот список принудительно. Это решение может быть обжаловано в суд.

Со списком физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, можно ознакомиться на сайте Минюста.

Согласно закону понятие «политическая деятельность» сформулировано очень широко. Закон даже содержит перечень видов политической деятельности:

  1. Участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  2. Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  3. Публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  4. Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  5. Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  6. Вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  7. Финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

При принятии закона депутаты пытались убедить журналистов, что мера об иностранных СМИ-иноагентах и физлицах-иноагентах коснется всего лишь нескольких десятков человек. Однако сама формулировка закона позволяет признать иностранным агентом сотни тысяч человек, начиная от штатных журналистов иностранных медиапроектов, фрилансеров и экспертов, и заканчивая обычными пользователями интернета, которые публикуют свои посты или репостят чужие, и имеют хоть какие-то иностранные деньги или имущество. Кроме того, важно понимать, что по определению под “иностранных агентов” будут подпадать все иностранные граждане, которые получают доход не из бюджета Российской Федерации и которые активны онлайн и публично высказывают свою позицию, будь то президент Франции Эммануэль Макрон или журналист из Молдовы.

Таким образом, в первую очередь в зону риска попадают:

  • иностранные СМИ;
  • русскоязычные иностранные медиапроекты;
  • иностранные информационные онлайн-ресурсы;
  • штатные журналисты иностранных изданий или изданий, получающих иностранное финансирование, их фрилансеры;
  • блогеры, получающие донаты или монетизирующие свои проекты;
  • активисты и правозащитники (особенно работающие с НКО-иноагентами и СМИ-иноагентами);
  • ученые, сотрудничающие с иностранными университетами;
  • все активные пользователи интернета, которые имеют хоть какую-то материальную или методическую помощь из-за границы.
  • Зарплаты штатных сотрудников СМИ-иноагентов и всех, кто на договорах с ними;
  • Перечисления по любым договорам из-за границы (например, экспертные гонорары);
  • Переводы через банки, Western Union и другие системы переводов (хоть от друга из-за границы в подарок на день рождения);
  • Переводы на мобильные телефоны из-за границы;
  • Компенсации транспортных и других логистических расходов за участие в международных конференциях;
  • Возможно, компенсация расходов на участие в мероприятиях НКО-иностранных агентов;
  • Монетизация каналов на Youtube;
  • Получение иностранных почетных премий в денежном эквиваленте;
  • Если поймают на таможне, то и ввоз наличных в иностранной валюте (в зависимости от желания применить ОРД к конкретному человеку).

Реестр иностранных СМИ — иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр.

Требования для иностранных СМИ-иноагентов

Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124 . Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием:

Требования, если материал распространяется в печатном виде:

  1. Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
  2. Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
  3. Цвет пометки должен быть контрастным фону.
  4. Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.

Если это аудио- или видеоматериал:

Требования для физлиц-иноагентов

Согласно части 7 статьи 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”, человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

По всей видимости, пометка нужна именно в тех случаях, если обращение в госорганы связано с политической деятельностью. Вряд ли таким указанием нужно будет сопровождать заявление о замене паспорта. Но обратите внимание, что суд или прокуратура тоже — органы государственной власти, поэтому теоретически отсутствие пометки на обращениях в эти инстанции тоже могут признать нарушением.

Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом, а также на информации о деятельности физлица-иноагента, опубликованной в СМИ.

Пометка при упоминании НКО-иноагента, физлица-иноагента или общественного объединения-иноагента в других СМИ

  1. НКО-иноагентов,
  2. Общественных объединений без регистрации, выполняющих функции иностранного агента,
  3. Физического лица — иноагента.

Также пометка необходима, если СМИ распространяет материалы, созданные этими иностранными агентами.

Пометка при упоминании СМИ-иноагента в других СМИ

Административная

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты в декабре 2019 года. Штрафуют иноагентов за нарушения, например, за не вовремя поданные отчеты или отсутствие пометки, по статье 19.34-1. За нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им юрлица, и людей, включенных в реестр СМИ-иноагентов, предусмотрены:

  1. Штрафы. Для граждан — 10 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тыс. рублей, для юридических — 500 тыс. рублей.
  2. Штрафы за повторное нарушение: для граждан — 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 100 тыс. рублей, для юрлиц — 1 млн рублей.
  3. Штрафы за грубое, то есть неоднократное нарушение (более двух раз в течение года): для граждан 100 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, для должностных лиц — 200 тыс. рублей; для юридических лиц — 5 млн рублей.
  4. Блокировка ресурса иностранного СМИ Роскомнадзором.

Наказание для физлиц-иноагентов установлено другой статьей КоАП — 19.7.5-4. Она была принята 16 февраля 2021 года и начнет действовать 1 марта. Согласно ей за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, грозят штрафы:

  • если не подал заявление на включение в реестр добровольно или подал неточный отчет: предупреждение или штраф от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (часть 1);
  • за отсутствие пометки — от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (например, смартфона, компьютера, планшета или даже веб-сервера) или без нее.

Для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Уголовная

С 1 марта 2021 года в России будет действовать новая редакция статьи 330.1 УК РФ — “Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента”.

Для организаций и людей, включенных в реестр СМИ-иностранных агентов — часть 2 ст. 330.1 УК РФ:

За нарушение порядка деятельности иноагента, например, не вовремя поданный отчет или отсутствие пометки, будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Уголовное дело могут возбудить только в том случае, если человек (учредитель, главный редактор СМИ-иноагента или физлицо, включенное в этот реестр) уже был привлечен ранее к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Для тех, кто попал в список физлиц-иноагентов, — часть 3. ст. 330.1 УК РФ:

В случае, если человек не включился в реестр добровольно или не подал отчет после включения в реестр, наказание будет варьироваться от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Но возбудить уголовное дело могут только после привлечения к ответственности по ч.1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ.

Госдума РФ 29 июня в окончательном чтении приняла Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собраны все нормы, которые касаются признания людей, организаций и общественных объединений иностранными агентами, а также все положения о регулировании их деятельности и контроле со стороны государства. Новый закон начнет действовать 1 декабря 2022 года. В рекомендациях рассказываем, по каким правилам должны будут жить и работать иностранные агенты после вступления принятого закона в силу.

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в российском законодательстве понятие «иностранный агент» и дает ему определение. До этого в законах использовались более нейтральные формулировки, например, НКО, выполняющая функции иностранного агента, или физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Иностранным агентом смогут признать:

  • российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы,
  • общественное объединение, действующее без образования юридического лица, или другое объединение лиц,
  • иностранную структуру без образования юридического лица,
  • физическое лицо независимо от его гражданства или его наличия.

При этом закон также содержит исключения. Так, иноагентами не могут быть признаны:

Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:

1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.

2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:

А теперь подробно обо всем этом.

Политическая деятельность — это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:

  • участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов), публичных дебатов, дискуссий или выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за их проведением, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также участие в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам и другие действия, которые оказывают влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или других нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения других социологических исследований;
  • вовлечение граждан (в том числе несовершеннолетних) в вышеперечисленную деятельность;
  • финансирование вышеперечисленного.

К политической не относится деятельность в области:

  • науки,
  • культуры,
  • искусства,
  • здравоохранения,
  • профилактики и охраны здоровья граждан,
  • социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан,
  • защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей,
  • социальной поддержки инвалидов,
  • пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта,
  • защиты растительного и животного мира,
  • благотворительная деятельность.

Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица — иностранного агента еще в 2020 году.

Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:

К ним относятся:

Нахождение лица под иностранным влиянием — главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.

Иностранное влияние — это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Поддержка — лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.

Поддержка — предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

Согласно новому закону иностранными источниками являются:

  • иностранные государства;
  • органы публичной власти иностранных государств;
  • международные и иностранные организации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • иностранные структуры без образования юридического лица;
  • лица, уполномоченные вышеуказанными источниками,
  • граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от вышеуказанных источников, или действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств или другого имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
  • российские юридические лица, бенефициарными владельцами являются иностранные граждане или лица без гражданства;
    лица, находящиеся под влиянием источников, указанных выше.

Сейчас в России есть четыре реестра, в которые вносят различных «иностранных агентов» :

После вступления в силу нового закона, то есть с 1 декабря 2022 года, эти реестры будут упразднены, а вместо них появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут сведения обо всех, кто ранее уже получил этот статус и был внесен в один из реестров.

Реестр иностранных агентов будет содержать:

  • фамилию, имя и отчество иностранного агента или его наименование;
  • информацию об основании для включения в реестр с указанием конкретных норм Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»:
  • дату принятия решения о включении в реестр.

Статус иностранного агента организация, общественное объединение или человек будут получать не в день включения в реестр, а на следующий.

В новом законе закреплена обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок и форму этого заявления должен утвердить Минюст. Такие заявления будут рассматриваться в течение десяти дней, после чего Минюст должен будет решить, нужно ли включать лицо в реестр или нет, и сообщит об этом.

От обязанности подавать такие заявления закон освобождает только:

  • иностранные журналисты, аккредитованные в РФ;
  • другие лица (какие именно, решит Минюст по согласованию с ФСБ и органами исполнительной власти).

Минюст сможет и самостоятельно включать в реестр организации, общественные объединения или людей, которые, по его данным, являются иноагентами, но не подали заявление добровольно. В этом случае ведомство должно будет уведомить включенное в реестр лицо не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня включения в реестр.

В том числе Минюст сможет включать в реестр и иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, если они будут заниматься «иноагентской» деятельностью , не относящейся к профессиональной деятельности журналиста. В этом случае решение принимается по согласованию с МИД.

В новом законе прописаны следующие основания для исключения иностранного агента из реестра:

  • прекращение деятельности юрлица в связи с его ликвидацией;
  • прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица, иного объединения лиц, иностранного структуры без образования юрлица;
  • смерть физического лица;
  • решение Минюста, принятое по результатам внеплановой проверки (об основаниях для внеплановых проверок можно прочитать здесь ).

Согласно новому закону внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению третьих лиц, так и по заявлению самого иностранного агента. Таким образом, закреплен порядок выхода из реестра по инициативе лица, включенного в него. Это прямо указано в части 2 статьи 8 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Заявление об исключении иностранного агента Минюст должен удовлетворить в нескольких случаях:

      1. Если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и (или) не занимался «иноагентской» деятельностью (при повторном исключении — в течение трех лет).
      2. Если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.

    Минюст должен провести проверку по заявлению иноагента в течение шестидесяти дней. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня. Если же Минюст придет к выводу, что в заявлении изложены недостоверные факты, он должен будет вынести мотивированный отказ, который можно обжаловать в суд.

    По новому закону иностранные агенты обязаны:

    1. Сообщать о своем статусе при осуществлении «иноагентской» деятельности , в том числе и при направлении обращений в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации.
    2. Сообщать о своем статусе своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам).

    Кроме того, иностранные агенты обязаны сопровождать все материалы, которые производят или распространяют в рамках « «иноагентской» деятельности , специальной пометкой. Такое же правило действует и для учредителей, членов, участников, руководителей общественных объединений — иностранных агентов, а также для руководителй юрлица-иноагента и лиц, которые входят в состав органа юридического лица — иностранного агента.

    Пометку необходимо ставить:

    • на производимых или распространяемых в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности материалах, в том числе при распространении этих материалов в СМИ или в интернете,
    • на материалах, которые направляются в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности.
    • на информации, которая касается «иноагентской» деятельности и распространяется в том числе через СМИ или в интернете.

    Форму пометки, требования к ее размещению и порядок размещение должно будет установить Правительство РФ. В законе используются такие формулировки:

    «Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента»

    «Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица»

    1. Российские юридические лица, включенные в реестр, должны вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, который установлен законами РФ. Годовая бухгалтерская отчетность должна проходить обязательный аудит, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

    2. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства или другое имущество от иностранных источников, должны вести раздельный учет доходов и расходов: один — учет иностранных поступление, другой — всех остальных.

    3. Иностранные агенты обязаны предоставлять в Минюст:

    • отчет о деятельности (раз в полгода);
    • сведения об учредителях, персональном составе руководящих органов и работников (раз в полгода);
    • сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, в том числе о банковских счетах, которые используются для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их использования, о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников (раз в квартал);
    • информацию о представлении аудиторского заключения (раз в год);
    • заявленные для осуществления и осуществляемые программы, другие документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий (раз в год, но до начала реализации программы или проведения мероприятия);
    • информацию об изменениях в вышеуказанных сведениях (раз в квартал).

    4. Иностранные агенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчет о своей деятельности.

    Новый Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» содержит почти два десятка пунктов, в которых прописаны ограничения, которые накладываются на тех, кто включен в реестр иностранных агентов. Некоторые из них действовали и ранее, некоторые — нововведения. Например, с момента вступления закона в силу иноагентам будет запрещено осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.

    Полный список запретов:

    Согласно Закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Минюст будет иметь право:

    1. Проводить плановые и внеплановые проверки иностранных агентов, а также людей, организаций и общественных объединений, которые в реестр еще не включены. Плановые проверки могут проводиться не чаще, чем один раз в год. Внеплановые должны будут проводиться незамедлительно при появлении основания. Основаниями для этого будут являться:

        • поступление информации от органов власти, политических партий, общероссийских общественных объединений и СМИ, Общественной палаты РФ о том, что кто-то получает иностранную помощь и занимается «иноагентской» деятельностью , но не подал заявление о включении в реестр;
        • поступление заявление от иностранного агента об исключении из реестра;
        • поступление информация о нарушении иностранным агентом закона, полученная от органов власти, граждан или организаций.

        2. Запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы.

        3. Запрашивать у органов власти, кредитных и других финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности российского или иностранного лица, общественного или иного объединения, иностранного структуры об образования юрлица, а также физического лица.

        4. Направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях;

        5. Проводить проверки соблюдения иностранными агентами и другими лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

        6. Выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Кроме того, в законе закреплена обязанность Минюста ежегодно докладывать Совету Федерации и Госдуме о деятельности иностранных агентов, например, об их участии в политической деятельности, о поступлении и расходовании денег, о результатах контроля за деятельностью иностранных агентов.

        За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрена административная и уголовная ответственность. Законодатели пока не стали менять статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном кодексе РФ, которые устанавливают наказание за нарушение законодательства об иностранных агентах. Возможно, они будут приведены в соответствие с новым законом позже. Пока же в КоАП предусмотрены штрафы:

        • за отказ добровольно включаться в реестр НКО-иноагентов (статья 19.34 КоАП РФ);
        • за непредоставление отчетности или неточности в отчетах (статьи 19.7.5-4 КоАП РФ, 19.34.1. КоАП РФ, 19.7.5-2 КоАП РФ);
        • за отсутствие обязательных пометок на создаваемых или распространяемых материалах (статьи 19.34 КоАП РФ, 19.7.5-4 КоАП РФ).

        Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей иностранным агентом предусмотрена статьей 330.1 УК РФ.

        В новом же законе говорится только о случаях, когда Минюст может обратиться с иском о ликвидации юрлица или общественного объединения:

        • если иноагент начнет реализовывать запрещенную Минюстом программу;
        • если юрлицо или общественное объединение неоднократно не предоставит необходимую отчетность.

        Согласно новому закону должен быть создан отдельный реестр, в который Минюст будет включать людей, аффилированных с иностранными агентами. К ним относятся:

        Получается, что аффилированным с иноагентом лицом можно будет признать любого, кто хоть как-то связан (или был связан) с организациями, общественными объединениями и людьми, которые ранее были признаны иностранными агентами.

        Да. Человека могут смогут исключить из реестра лиц, аффилированных с иноагентами, если он больше двух лет с момента включения в него никак не был связан с иностранными агентами (например, он уволился из НКО, выполняющей функции иностранного агента).

        Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Сейчас количество лиц со статусом иноагента продолжает расти — в 2021 году списки иноагентов существенно пополнились, в основном за счет признания иноагентами ряда СМИ.

        Существующее регулирование сложно назвать идеальным: эксперты, правозащитники и государственные деятели предлагают различные варианты реформ начиная с корректировки понятий и заканчивая предложениями о полной отмене всего законодательства об иноагентах.

        Статус иностранного агента присваивается Министерством юстиции Российской Федерации (далее — Минюст), которое ведет соответствующие реестры. Критерии признания сформулированы таким образом, что иноагентом могут признать практически кого угодно. К сожалению, в судебной практике не выявлено ни одного случая отмены судом решения Минюста о признании лица иноагентом.

        Рассмотрим текущее законодательство о статусе иноагентов и опишем риски, связанные с получением такого статуса.

        Виды иностранных агентов в России

        Статус иноагента может быть присвоен как организациям, так и физическим лицам. Сейчас в России можно выделить следующие виды иноагентов:

        2. Иностранные агенты — средства массовой информации.

        3. Иностранные агенты — физические лица.

        НКО и НОО, являющиеся иноагентами

        НКО-иноагентами считаются российские некоммерческие организации, которые:

        • получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников финансирования;
        • участвуют в политической деятельности на территории РФ.

        Обращаем внимание на то, что НКО и НОО, соответствующие указанным критериям, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагента[2]. Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа на их должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. руб., а на само НКО или НОО — в размере от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ).

        Под иностранным финансированием понимается любое получение средств, осложненное прямо или косвенно (через посредника), например, получение денежных средств от иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, граждан России или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

        Понятие «участие в политической деятельности» также определено очень широко. Политической деятельностью признают в том числе организацию мероприятий и публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Фактически под политической деятельностью в рамках указанного закона можно назвать любой пост в социальной сети с мнением по какому-либо вопросу управления в стране или новому закону.

        При этом наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и участием в политической деятельности не требуется: это могут быть отдельные действия, никак не связанные между собой.

        СМИ-иноагенты

        СМИ-иноагентами могут быть признаны российские и иностранные организации, а также физические лица. В отличие от деятельности НКО- и НОО-иноагентов политическая деятельность СМИ не является обязательным критерием для признания их иноагентами.

        Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:

        Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно:

        Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно.

        Физические лица — иноагенты

        Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ[3]:

        • политическую деятельность в интересах иностранного источника
        • сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником (в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

        Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов[4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ).

        Последствия признания лица иностранным агентом

        Официальные представители власти и органы власти подчеркивают, что законодательная конструкция организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к ней[5].

        Тем не менее, включение лица в реестр иноагентов влечет возложение на него:

        • дополнительных обязанностей (маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и пр.)[6] и
        • дополнительных ограничений (Минюст может запретить НКО-иноагенту осуществлять ее программу на территории РФ, физическое лицо — иноагент не может быть назначено на должности в госорганах и органах местного самоуправления и не может получить допуск к государственной тайне)[7].

        Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах

        За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность.

        • за отсутствие маркировки на материалах НКО-иноагента предусмотрен штраф для его должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. руб. и для самого НКО — в размере от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ);
        • распространение СМИ материалов иноагентов или информации о них без соответствующей маркировки влечет наложение на СМИ штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 13.15 КоАП РФ);
        • за иные нарушения СМИ законодательства об иноагентах предусмотрено наложение штрафа в размере от 500 тыс. руб., при последующих нарушениях штраф составит 1 млн руб., а если нарушения будут систематическими, СМИ могут оштрафовать на 5 млн руб. (ст. 19.34.1 КоАП РФ). Лицо, уже подвергнутое наказанию по указанной статье, могут привлечь к уголовной ответственности, которая предусматривает возможность лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 2 ст. 330.1 УК РФ);
        • за непредоставление отчетности в Минюст НКО и НОО могут оштрафовать на сумму от 100 до 300 тыс. руб. (ст. 19.7.5-2, ч. 1 ст. 19.7.5-3 КоАП РФ).

        Кроме того, нарушение физическими лицами — иноагентами требований об отчетности наказывается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ). Непредоставление отчетов о деятельности лицом, которое уже было подвергнуто ответственности по указанной выше статье, влечет уголовную ответственность — от штрафа в размере 300 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 3 ст. 330.1 УК РФ).

        Статья 330.1 УК РФ также предусматривает ответственность за уклонение от предоставления документов, необходимых для включения в реестр НКО- и НОО-иноагентов.

        Возможные варианты изменения законодательства об иноагентах

        Юристы, журналисты и политики отмечают необходимость изменения законодательства об иностранных агентах. Предлагается уточнить понятия, изменить процедуру признания иноагентом, сделать регулирование более мягким и прозрачным.

        Сейчас в Государственной думе РФ рассматриваются сразу два законопроекта, направленные на изменение законодательства об иностранных агентах. Предлагается признавать иноагентами через суд и смягчить законодательство. Есть и более радикальные предложения: так, правозащитниками подготовлен законопроект, в соответствии с которым все законодательство об иноагентах должно быть отменено.

        • уточнить критерии для признания СМИ-иноагентом: добавить критерий неоднократности и значительности иностранного финансирования;
        • ввести предварительное предупреждение о нарушении законодательства об иноагентах перед присвоением статуса иноагента;
        • ввести обязательную процедуру признания СМИ-иноагентом через суд, а не путем принятия решения Минюстом.

        Законопроект № 35591-8 предлагает внести изменения в:

        • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
        • Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
        • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

        В частности, предлагается ввести предупреждение с предоставлением срока для устранения нарушений, прежде чем присваивать статус иноагента, и установить принцип признания иноагентом через суд.

        Для СМИ предлагается ввести понятие «принципала» — лица, в пользу или по указаниям которого действует иностранный агент. По мнению авторов законопроекта, такое изменение позволит обезопасить те СМИ, которые на самом деле не связаны с политической деятельностью и не представляют интересы иностранных лиц.

        В соответствии с законопроектом средства, полученные НКО в качестве премий или призов, не будут считаться иностранным финансированием, а физические лица — иноагенты не должны будут маркировать материалы, относящиеся к их частной жизни, например, посты в личных социальных сетях.

        Предложенные законопроектами нововведения могут оказать положительный эффект, но все же кажутся недостаточными. При их принятии многие проблемы действующего законодательства останутся нерешенными: например, законопроекты не изменяют порядок обжалования присвоения статуса иноагента и критерии таким образом, чтобы иноагентом невозможно было признать лиц, которые на самом деле не действуют в интересах иностранных государств или организаций. Законопроекты не вводят понятия «принципала» для НКО-иноагентов. Кроме того, не предлагается изменений в КоАП РФ и УК РФ, в которых содержатся нормы, предполагающие достаточно серьезные санкции даже за незначительные нарушения законодательства об иноагентах.

        Также стоит отметить, что обязательность наличия связи между иностранным финансированием и политической деятельностью предлагается ввести только для СМИ; для НКО и НОО таких изменений не предусмотрено. Такой подход, на наш взгляд, является несистемным.

        Выводы

        На текущий момент законодательство об иностранных агентах является плохо проработанным и оставляет широкие просторы для его толкования и применения. Нарушение законодательства об иностранных агентах влечет существенные риски в виде привлечения к административной и уголовной ответственности. Существенные штрафы могут налагаться, например, даже за незначительные единичные нарушения правил о маркировке.

        При проведении юридической проверки деятельности компании (Legal Due Diligence) перед заключением сделки по купле-продажи долей в уставном капитале ООО или акций АО (сделки M&A) наличие у компании иностранных источников финансирования (в том числе получение денежных средств от контрагентов — иностранных юридических лиц) следует рассматривать как обстоятельство, требующее внимания. Особенно это актуально для средств массовой информации.

        Безусловно, весьма трудозатратно и иногда невозможно проверить всю фактическую деятельность компании (в частности, проверить наличие/отсутствие ссылок на материалы СМИ-иноагентов). В связи с этим компания-продавец может предоставить соответствующие заверения об отсутствии оснований для признания ее иноагентом либо иным образом урегулировать данный вопрос при согласовании условий сделки.

        Настоящий обзор не является исчерпывающим описанием всего законодательства об иностранных агентах, не представляет собой юридического заключения по изложенным в нем вопросам, а также не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной ситуации.

        Специалисты компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также оказать поддержку в их применении.

        Узнайте больше о наших услугах в области налогового консультирования и права

        [1] Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

        [2] Абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

        [3] Ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

        [4] П. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

        [5] Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

        [6] П. 1 ст. 24, п. 1, 3 и 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абз. 6-8 ст. 29.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 и 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

        [7] П. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 25.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», п. 8 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: