Для какой цели на судах устанавливается радар

Обновлено: 27.04.2024

Радар - это устройство, отображающее на экране расположение других целей по отношению к вам, даже если вы не можете увидеть их своими глазами из-за плохой видимости. Радар действует как ваши глаза, у вас есть возможность видеть объекты (цели), такие как другие суда, сушу, а также погодные фронты, чтобы помочь вам в навигации вашего судна. Использование судовых радаров позволяет сократить вероятность столкновения. На экране судового радара отображаются все объекты, которые находятся в радиусе действия радара. Одно из главных преимуществ морских радаров является то, что мощность и расход электроэнергии на них небольшое. Разработанные за последние 50 лет технологии позволяют использовать радары не только на самолетах, но и на судах, и даже на небольших лодках. Что позволяет совершать морское путешествие в безопасности.

Установив радар на своем судне - вы сможете видеть сквозь туман, дождь и темноту, оказывая помощь в безопасной навигации. Даже наименее дорогостоящие радары предоставляют достаточный объем оперативных возможностей. Экраны дисплея являются водонепроницаемыми, поэтому нет угрозы выхода из строя радара во время плохих погодных условий.

Радар обнаруживает цели в порядке, подобно тому, как мы видим вещи при использовании фонарика в полной темноте, когда мы можем видеть только те объекты, которые освещенны лучом фонаря. Радар работает аналогичным образом, за исключением того, что он видит объект по небольшому, отраженному количеству радиочастотной энергии от того количества, что он передал. Морская антенна радара постоянно вращается, освещая окрестности непрерывными, очень короткими сериями, быстро повторяющихся импульсов энергии. Отражение от удаленной цели ловит приемник, и она будет показана на экране именно в том направлении, в котором его увидел радар. Расстояние, на которое удалена цель, рассчитывается исходя из времени, истекшего с момента, когда импульс был послан до момента получения импульса приемником, после отражения. Интенсивность цели на экране зависит от того, сколько энергии было отражено от цели. Размер цели, как правило, связан с размером отражающей поверхности, хотя небольшие цели выполненные из материалов с высокой отражающей способностью могут казаться больше, чем крупные цели, выполненные из материалов с низкой отражающей способностью. Металлические поверхности, как правило обладают лучшей отражающей способностью, в то время как поверхности из дерева и стекловолокна обладают низкой отражающей способностью.

Большинство малых судов трудно обнаружить с помощью радаров. На самом деле обычные лодки из стекловолокна являются практически невидимыми для радара. Металлическая мачта также является очень плохим радиолокационным отражателем. Чтобы быть видимым на радаре другого судна - ваше судно должно обеспечить отражающие поверхности, способные вернуть значительное количество импульсов обратно в ту сторону, откуда он прибыл. Доступны различные формы радиолокационных отражателей.

Картинка радара представляет собой изображение в реальном времени тех объектов, что окружают судно. Изображение на экране должно быть легко видимым при любых условиях освещения.

Установка судового радара на корабле - является обязательным в соответствии с IMO.

Выбор радара для вашего судна может быть затруднителен и в итоге оказаться дорогим, если вы не знаете, что искать. Ваш выбор может варьироваться от радаров с низкой мощностью, без излишеств с черно-белым дисплеем до радаров с полноцветным дисплеем и с поддержкой GPS, который показывает процесс движения вашего судна, окрестности с привязкой по местоположению.

Есть много вещей, которые следует учитывать при покупке радара. Вот некоторые из них:

1. Размер судна

Радары доступны различных размеров и конфигураций. В зависимости от размеров вашего судна выбирается та антенна, которая наиболее подходит для свободной установки. Типичные диаметры обтекателя для судов малого и среднего размера - 18 или 24 дюймов. Обтекатель состоит из передатчика, приемника и антенны как единое целое. Антенна должна быть установлена ​​как можно выше на лодке, а не в соответствии с удобствами установки, так как передатчик испускает излучение.

2. Тип антенны радара

Антенны радаров бывают закрытого и открытого типа. Антенны с обтекателем закрытого типа очень популярны среди моряков и рыбаков, так как они значительно меньше по габаритам, что позволяет легко найти удобное место для установки. Антенны открытого типа обычно по своим габаритам больше, чем антенны закрытого типа, и требуют установку на верхней части судна.

Размер антенны играет ключевую роль в определении эффективности работы радара. Морские радары используют антенну, как для приема, так и для передачи. Энергия импульса должна освещать относительно широкие вертикальные полосы, чтобы убедиться, что целевая область хорошо освещена. В то же время, узкая горизонтальная полоса необходима, чтобы объекты близко друг к другу расположенные в горизонтальной плоскости, рассматривать как отдельные цели, а не как единое целое.

Таким образом если вы хотите увидеть цели на далеком расстоянии (более 12 морских миль) и уметь различать близкие цели вам нужен радар с узким пучком, как правило, менее чем 3 градуса и большей мощностью, скажем больше 4 кВт. Интересно, что ширина пучка более важна, чем мощность. Представив снова в руках фонарик и представив, что увеличивается мощность освещения - в результате вы можете видеть дальше, а сфокусировав луч можно достичь и лучшего разрешения.

С другой стороны, если вы ходите в основном близко от берега, или вы используете ваш радар для навигации на ближних расстояниях, то вам подойдут более компактные решения, такие как 18 "или 24" антенны закрытого типа. Эти типы радаров, отлично подходит для навигации до 3-6 морских миль.

3. Выходная мощность сканера

Более высокий уровень выходной мощности сканера антенны увеличивает вероятность того, что радар будет получать отраженные сигналы от объектов и показывать их в качестве мишеней на вашем дисплее. Более мощные радары также будет иметь больше шансов увидеть цели в условиях тумана и в условиях сильного дождя. Дождь отражает и поглощает энергию радара. Отражение от дождя показывает нам расположение и форму дождевого фронта. Высокая мощность сканера может быть ценна в таких случаях, однако иногда в условиях дождя возникают факторы, которые могут поглотить всю энергию, даже самых мощных судовых радара. Мощность сканеров радара колеблется примерно от 2 кВт до 50 кВт, которые используется на больших яхтах. Параметр мощности сканера - это пиковая мощность. Сканер выплескивает всю мощность в виде коротких импульсов, как правило, порядка от 0,07 до 0,7 миллионных долей секунды. Импульсы повторяются от 1000 до 3000 раз в секунду. Средняя потребляемая мощность большинства судовых радаров является довольно низкой, что не является проблемой, даже на кораблях под парусами с без двигателя или генераторной установки.

Высокая мощность сканера обеспечивает большее расстояние просмотра, но при этом может создать помехи радару за счет большого колличества отраженных импульсов. Пониженная мощность снижает расстояние просмотра, но может быть пригодна для хождения в прибрежной полосе. От 2 до 4 кВт типичная мощность для судов, которые ходят недалеко от побережья. Высокая мощность не означает неограниченную дальность обнаружения, т.к. кривизна Земли ограничивает работу радаров по линии визирования на воде. Высота установки антенны также является очень важным фактором, потому что приподнимается линия визирования радара.

4. Угол луча

Этот параметр связан с длиной антенны. Чем длиннее антенна, тем меньше угол луча. Узкий угол луча увеличивает разрешение судового радара и позволяет легко различать два объекта, которые находятся близко друг к другу, а также показывает контур береговой линии с гораздо большим разрешением. Импульс излучаемый сканером радара распространяется горизонтально по прямой линии, что значительно выше искривленной поверхности Земли и может освещать только те объекты, которые расположены достаточно высоко. Например, радар установленный на высоте 7 метров над уровнем воды сможет увидеть объект расположенный на высоте 360м на расстоянии 77км. Независимо от размера судна, максимальной дальности или мощность судового радара он наиболее часто используется для обнаружения цели на расстоянии от 3 км до 10 км. Выбор радара основанный на параметре максимальной дальности обнаружения цели не является приоритетом. Стандартный судовой радар не может обнаружить и отобразить цели, которые находятся ближе чем 60м от антенны радара.

Многие судоаые радары имеют фиксированный луч, но более дорогие радары предлагают изменение ширины луча. Влияние ширины пучка аналогично фонарику - широкий луч обеспечивает лучший просмотр на коротких расстояниях, узкий луч обеспечивает лучший просмотр объектов на большем расстоянии.

5. Тип дисплея

Есть несколько типов дисплеев на выбор - электронно-лучевая трубка, ЖК дисплей, ЖК дисплеи, выполненные по технологии touch screen, монохромные или цветные. Каждый тип имеет свои преимущества, которые необходимо учитывать при выборе радар. Четкость отображения при любых условиях освещения является ключевым фактором в определении наиболее подходящего варианта дисплея. Размер лодки и дальность радиолокации также окажет существенное влияние на ваш выбор: выбираете ли вы легкий ЖК-дисплей или крупный и более тяжелый, но имеющий высокое разрешение дисплей с электронно-лучевой трубкой.

Дисплеи с электронно-лучевой трубкой похожи на телевизионный экран. Они имеют высокую контрастность, что позволяет видеть яркие и четкие цели на дисплее. Яркий солнечный свет будет приводить к выцветанию дисплея. Поэтому установка дисплеев с электронно-лучевой трубкой в помещениях, которые закрыты от прямых солнечных лучей.

ЖК дисплеи являются более компактными, имеют высокое разрешение и, как правило водонепроницаемым. Видимая область ЖК дисплев больше, чем у дисплеев с электронно-лучевой трубкой, т.к. они имеют плоскую поверхность экрана. Контрастность ЖК дисплея увеличивается, когда он освещен сзади или спереди. ЖК дисплеи являются наиболее подходящими для установки в кабинах и для внешней установки (флайбридж и кокпит открытого типа), их можно легко отсоединить и хранить при низких температурах. Тем не менее, на фоне снижения цен, цветные ЖК дисплеи в настоящее время доминируют на рынке.

6. Потребляемая мощность

Один из параметров при выборе - сколько энергии потребляет судовой радар, особенно если планируется работать от аккумулятора. Даже если у вас есть генератор на борту, большинство радаров требуют менее 50 ватт энергии аккумулятора. Новые твердотельные радары могут уменьшить энерго потребление, но компромисс в цене.

7. Необходимые функции

Дополнительные функции могут включать в себя возможность подключения в единую систему УКВ радиостанции, GPS антенны и блока эхолокации. Все это могут вам предоставить GPS картплоттеры, которые дают вам возможности радара с наложением электронной карты местности. GPS картплоттеры дороже, чем судовые радары, но предоставляют возможность отслеживать движение цели и определить ее курс по отношению к вашему курсу.

Последние материалы:

Ваше морское судно использует радиосвязь? В этой статье мы узнаем какая антенна лучше всего подходит вам для качественной радиосвязи и безопасного хождения.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся интерпретации и использования данных, поступающих от радиолокационной станции.

Морские радары и РЛС в теории и в каталоге

Но это лишь в качестве вступления. Теперь немного теории. Что же такое радиолокационная станция и как с ней работать?

Освещение надводной обстановки на судне является обязанностью оператора радиолокационной станции. Поэтому понимание предоставляемой информации и возможность применения этих сведений на практике в части, касающейся осуществления безопасности мореплавания, является основой его служебной деятельности. С учетом этих факторов оператор должен не только правильно интерпретировать и использовать снимающуюся с индикатора информацию, но и понимать возможности и физику действия непосредственно радиолокации, радиолокационной станции.

Основой правильной интерпретации информации оператором РЛС является сравнение отображаемых данных на мониторе радара и фактических явлений, связанных с этой индикацией. Атмосферные явления, эфирные помехи, объект, засветка от других факторов — все это необходимо учитывать. Сравнение визуальной картинки с надводной обстановкой и сведениями, поступающими посредством технического сбора РЛС, предоставит оператору самое верное восприятие информации от радара. Лучше всего отображение объектов производить в условиях хорошей видимости, для возможности последующей их классификации только по отраженному сигналу.

Основные функции РЛС

  • освещения надводной обстановки,
  • индикации окружающих в зоне видимости радара целей, их элементов движения, возможных габаритов, скорости, курса, пеленга до них, дистанции и изменения данных параметров,
  • отображения элементов систем навигационной обстановки, буев и ограждений; береговой линии; гидротехнических сооружений; средств радиотехнического распознавания; выпадения осадков; плавающих и других объектов.

РЛС также может быть использована в навигационных целях при определении места по пеленгу и дистанции до приметных точек, с исчислением их на навигационной карте.

Физика радиолокации

Электромагнитное излучение в исходящем посыле радиолокационной станции зависит от внешних факторов воздействия среды (атмосферы) и геометрии его распространения (по прямой). Это делает невозможным обнаружение объектов, находящихся за зрительным горизонтом от точки установки радара. При идеальных условиях распространения луча, когда отсутствует влияние внешних факторов на излучение и уровень затухания принят за 0, существует формула подсчета:

01.jpg

Метрическая система измерения.

В памятке оператору радиолокационной станции зачастую для упрощения расчета дальности обнаружения приводится схема, где по высоте антенны морскогорадара можно определить или дальность обнаруживаемой цели, или ее высоту по дальности. Зачастую в условиях открытого моря и работы с судами имеют место ошибочные подсчеты в связи с расчетом высоты цели от ватерлинии до антенны, но рассеиваемая площадь антенн судна минимальна и сигнал начинает отражаться от непосредственно мачты или верхней крыши цели. Данное обстоятельство необходимо принимать к приведенным расчетам.

02.jpg

Вышеприведенный фактор справедлив и к остальным целям. Необходимо помнить принцип распространения сигнала от радара: распространяется он конусом, соответственно, имеет мертвую зону, дальность которой зависит от рельефа местности в зоне работы РЛС, местонахождения самой станции, её высоты, угла посыла импульса и технических параметров РЛС. В идеальных условиях на прямой местности исходя из принципов тригонометрии дальность равна произведению высоты местонахождения антенны РЛС на косинус угла 90° – ½ угла излучения РЛС.

Суда, способные выйти на глиссер, изменяют свою горизонтальную плоскость работы и увеличивают угол мертвой зоны. Для уменьшения данного эффекта на таких судах используются элементы силового крепежа под углом, которые при рабочем ходе судна на глиссере выводят радар в плоскость, параллельную воде, тем самым возвращая работу РЛС в нормальный режим.

Но мертвая зона характеризуется не только дальностью прихода луча к поверхности земли, но и отражающими свойствами и материалом поверхности. Ряд структур имеют свойство поглощать радиоволны, что делает их незаметными для РЛС, на этих принципах основывается производство судов «стелс». В данном случае оператор должен понимать, что при пологой береговой черте и интенсивном подъеме в глубине берега, с большей вероятностью отражение и прорисовка на мониторе РЛС будут иметь непосредственно самовозвышение, а не прилегающие к акватории берега. Это необходимо учитывать и штурману, и судоводителю и оператору, тем самым, пользуясь навигационными картами и лоциями, а также визуальным наблюдением, характеризовать береговую черту, основываясь на показания из нескольких источников.

Шумоподавление

При работе с радиолокационными станциями оператор неоднократно сталкивается с помехами и использует фильтры для их устранения. В большинстве случаев помехи, при исправно рабочем радаре, бывают от волнения моря и от различных атмосферных осадков.

Волны

В прохладную погоду акватория может подвергаться большому волнению, которое будет отображаться на радиолокационной станции как береговая черта или отдельные возникающие цели, так как вода обладает отражающими свойствами. При увеличении шумоподавления общая рябь будет убрана, но тогда реальные объекты (маленькие суда или навигационные знаки), по размеру не превышающие волны, также не будут отображаться на мониторе радара. Данный фактор необходимо учитывать с усилением визуального наблюдения.

Атмосферные осадки

При атмосферных осадках возможность пользоваться шумоподавлением также остается, но тут вступает в силу принцип поглощения сигнала водой, и объекты, находящиеся за стеной осадков, могут быть не видны из-за ослабления сигнала водной завесой и снятия чувствительности с приемника РЛС шумоподавлением.

Сами осадки между собой могут отличаться: град, снег, дождь, морось; соответственно, их отображение тоже различается. Чем интенсивнее воздушная пелена, тем больше осадки похожи на береговую черту. Опытный оператор может установить уровень и тип осадков по отображению индикации на дисплее РЛС. В современных радарах чувствительность и возможность индикации при цифровой обработке повышены, что снижает влияние атмосферных помех и волнения на индикацию надводной обстановки.

Рабочие частоты

Судовые радиолокационные станции могут производить излучение сигнала в двух частотных диапазонах:

В нашем каталоге представлены радары X-диапазона и S-диапазона от ведущих мировых производителей морской электроники.

Для радиолокационных станций обоих диапазонов различают разрешающие способности, которые могут зависеть от угла и от дальности.

Разрешающая способность по азимуту характеризует возможность отображения на дисплее РЛС двух располагающихся близко целей как двух разных объектов при равной удаленности этих точек от антенны РЛС. Данная способность зависит от длины приемной части антенны и от длины волны излучения, при этом чем больше антенная часть, тем данная способность будет лучше. В связи с этим есть требование резолюции ИМО, которая обязывает все судовые РЛС обеспечивать разрешающей способностью по азимуту лучше, чем 2,5°.

Так как зависимость прямо пропорциональна длине антенной части и обратно пропорциональна длине волны, то выведены соотношения длины антенной части и излучающего диапазона. Так, для РЛС, работающих в X-диапазоне, длина излучающей части антенны должна составлять не менее 120 сантиметров, а для S-диапазона — уже порядка 360 сантиметров. Это усложняет использование радаров S-диапазона на небольших судах, где большая антенная часть радара не будет уместна.

Измерения

  • Разрешающая способность по дальности индикации — это возможность отображать на дисплее радара от двух объектов, находящихся на одном пеленге к приемному устройству, но на разной дистанции. Эта возможность характеризует работу РЛС в условиях интенсивного судоходства, в стесненных условиях узкости и других вариантах использования, когда информация об обстановке имеет непосредственные изменения в течение короткого времени и зависит на принятие решения судоводителем. В связи с этим длительность импульса может быть изменена оператором для получения более полной картины, при этом теряется дальность.
  • Так же как и разрешающая способность по дальности, угловая характеристика радиолокационной станции — это точность определения пеленга. Она тоже зависит от ширины радиолокационного излучения.
  • Пеленг на цель — это угол между плоскостью меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через точку наблюдения и наблюдаемый объект.

Тем самым точность измерения зависит не только от верности измерения угла на объект, но и от правильности юстировки радара относительно диаметральной плоскости судна. Юстировка проводится в срок, указанный по регламенту технического обслуживания на каждую РЛС в отдельности.

50.jpg

Дальность до цели определяется по индикации на мониторе. В большинстве РЛС используются два вида колец дальности, которые отображают окружность, где радиус — от расположения радиолокационной станции до метрической отметки. Как правило, используется несколько неподвижных колец дальности с шагом в несколько миль, давая оценочную обстановку по дальности, с более точным подвижным кольцом, которое путем органов управления можно подвести до отметки цели с индикацией дальности кольца на одной из рабочих областей дисплея. Это позволит насколько возможно точно определить местонахождение цели.

Дальность вкупе с пеленгом дает полную информацию по объекту, а их изменения по времени также информируют оператора об элементах движения цели. По точкам с изначальной дальностью и пеленгом и последующими их изменениями, где каждой точке присваивается свое значение, возможно построить вектор скорости и рассчитать предполагаемое месторасположение цели через определенный промежуток времени, с учетом неизменных параметров ЭДЦ.

Минимальный диапазон дальности и мертвая зона имеют между собой принципиальное различие, хотя и характерны по схожести индикации. Минимальный диапазон обозначает отсутствие сливания цели и судна, на котором работает радар. При разном использовании параметров дальности, данная характеристика разная. При этом также основным фактором будет излучающая способность цели, и чем она будет больше, тем соответствующий диапазон — меньше. У ИМО есть требования к минимальному диапазону дальности: в соответствии с резолюцией MSC.192(79) цель с отражающей поверхностью 10 м 2 должна отображаться на дисплее на дистанции не менее 40 метров. Все радиолокационные станции, одобренные регистром (Российским речным регистром, Российским морским регистром судоходства и другими) удовлетворяют этому требованию. Для максимального уменьшения данного параметра необходимо на шкале индикации использовать как можно меньшую шкалу дальности.

Ложные сигналы

Несмотря на современные технологии, использующиеся в радиолокационных станциях, существует вероятность индикации ложных сигналов на мониторе. Многие из них возникают из-за состояния среды распространения радиоволн, но многие — по другим параметрам, которые можно и нужно предусмотреть.

Работа нескольких РЛС в одном частотном диапазоне

В портах, узкостях и местах интенсивного судоходства возникает ситуация работы нескольких радиолокационных станций в одном частотном диапазоне, что приводит к приему сигнала, излучаемого другой РЛС. Это отображается в виде последовательного расположения точек на дисплее, которые появляются в разных местах экрана, и так как они дублируют посыл другого радара, то могут быть легко распознаны своей геометрической правильностью построения. Данная проблема решается сменой частоты работы радиолокационной станции.

Мнимое изображение

Один из видов ложных сигналов — это мнимое изображение или зеркальное изображение. Данный эффект достигается при наличии в непосредственной близости от действия радиолокационной станции крупного экранирующего объекта, будь то мост, гидротехническое сооружение или крупное судно. При отражении сигнала от цели электромагнитные волны распространяются в разные стороны, и, достигнув крупный объект («зеркало»), отражаются снова. При этом отражение поменяет пеленг, так как придет с направления на объект, и дальность, так как фактическое расстояние пройденной волны будет равно сумме от РЛС до цели, от цели до объекта и от объекта обратно к РЛС; данную дальность и воспримет радар как верную. Опытный оператор РЛС учитывает местонахождение крупных объектов, способных отражать сигнал, и принимает мнимый сигнал за ложный, не обозначая его целью.

Отражения от объекта лучей «боковых лепестков»

Также к ложным сигналам относятся отражения от объекта лучей «боковых лепестков». Данный сигнал слабее и отображается на том же расстоянии, что и истинная цель, но по другому пеленгу. Как правило, при уменьшении усиления или увеличении шумоподавления, такая эхолокация пропадает и не принимается за цель.

Многократно отраженные эхосигналы от одной цели

Также к отражению несколько раз от одной цели относятся многократно отраженные эхосигналы от одной цели. Данный эффект возникает при близком расположении цели и своего судна. Тогда при посыле эхосигнал отражается от цели и воспринимается РЛС. При этом отраженные лучи также повторно отражаются и от своего борта, который тоже имеет отражаемую поверхность, тем самым генерируя новый посыл сигнала в сторону цели, который, в свою очередь, снова отражается. И так может происходить несколько раз. На дисплее радара происходит отображение примерно на одном расстоянии, на одном пеленге уменьшающихся целей. Дальность до каждой цели равна дальности отстояния судов между собой. Данный лжесигнал возможно учесть при визуальном обнаружении цели. Или учесть при появлении эффекта множественных сигналов на одном пеленге, равноудаленных друг от друга с затуханием полезной индикации.

Теневые зоны

Кроме ложных сигналов, оператору необходимо учитывать возможные теневые зоны. Данный фактор опасен слепым сектором, по которому цели не индицируются на мониторе, но могут и вызывать интерес со стороны штурмана и судоводителя, и представлять опасность. Данное явление возникает при расположении на пусти сигнала крупных объектов, «загораживающих» пространство для радара. Как правило, слепой сектор возникает при непосредственном расположении антенны радара рядом с мачтой или другим объектом.

Теневую зону необходимо принять к расчетам и вести там другие виды наблюдения. При монтаже радарной антенны необходимо избегать возникновения данного эффекта, за этим следит инспекция и при составлении проекта данный фактор учитывается как один из основополагающих при выборе места размещения антенны. На судах, где владелец или капитан сам выбирает место для монтажа радарной антенны, необходимо принять данный фактор к учету. Может использоваться элемент силового крепежа или постамент для поднятия антенны над выступающими частями, тем самым устранив их негативное влияние на работу радиолокационной станции.

Сигналы от других устройств

Также необходимо принять во внимание отраженные сигналы иных средств, таких как, например, радиолокационный ответчик. РЛО является необходимым оборудованием на судне по требованию ИМО для обеспечения ГМССБ (глобальной морской системы спасения при бедствии). Ответчик при попадании в воду в случае бедствия судна начинает работать как радиолокационная станция и подавать сигнал в диапазон 9 ГГц. Сигналы посылаются разного уровня и с разной длительностью, тем самым отображаясь на мониторе как ряд последовательных сигналов на одном пеленге с уменьшением интенсивности. Тем самым проходящее судно, или судно-спасатель, или самолет-спасатель может верно выбрать пеленг излучения и в кратчайшие сроки прибыть к месту бедствия.

Морской радар (РЛС – радиолокационная станция) – это оборудование, которое наиболее часто используется на мостике судна, для безопасного навигационного наблюдения. Незаменимый помощник для навигации, радар предоставляет возможность обнаруживать и определять положения различных объектов.

Морской радар классифицируется по частотам X-диапазона (10 ГГц) или S-диапазона (3 ГГц). Более высокая частота используется в X-диапазоне, для получения более четкого изображения и более высокого разрешения, тогда как S-диапазон используется, в основном в дождь или туман, а также для идентификации и отслеживания.

Радиолокационные станции являются обязательными, в соответствии с правилом 19 главы 5 Конвенции СОЛАС, в которой говорится, что:

«Все суда валовой вместительностью 3000 и более, дополнительно к требованиям пункта 2.5, должны иметь: радиолокатор в полосе частот 3 ГГц, или, если Администрация считает необходимым, - второй радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждении столкновения средствами, которые функционально не зависят от средств, упомянутых в пункте 2.3.2;»

При помощи радиолокатора, появляется большая возможность предупредить столкновение с другим объектом. Этому помогает использование различных функций, присущих радару (CPA и TCPA – точка и время кратчайшего сближения, EBL – электронный визир направления, VRM – подвижное кольцо дальности и т.д.).

Во время заходов судов в порты, береговые системы управления движением судов, также могут использовать радары для наблюдения за движением в малом радиусе обзора.

Принцип работы судового радара

Основной принцип работы морских радаров можно объяснить следующим образом:

  • Параболическая радиолокационная антенна передает и принимает электромагнитные волны. Что касается цели, то это в основном волна, отражающаяся от определенного объекта и отображается на экране радара.
  • Частота и время, затрачиваемое электромагнитными волнами для возвращения (отражений) к радиолокационному приемнику судна, помогает выяснить, можно ли продолжить отслеживание за наблюдаемым судном или нет. Передача и прием импульса проходит вдвое больше расстояния при движении и попадании в цель и обратно. Следовательно, цель, отображаемая на экране локатора, в основном уменьшается вдвое по отношению к диапазону.
  • На экране отображаются отражения волн от цели, с помощью этого рассчитывается расстояние и направление цели.

Функции судовой РЛС

  • Расчет дальности и направление цели, а затем определение скорости, курса и т.д.
  • Интеграция с другим судовым оборудованием (например, электронная картография) для поучения точных данных.
  • Навигация по собственному судну и его курсам во избежание столкновений.
  • Определение положения судна с использованием наземных объектов, таких как маяки, буи и т.д.
  • Различение целей в районах интенсивного движения
  • Использование функций, таких как параллельное индексирование, для обеспечения безопасной навигации
  • Снижение нагрузки вахтенной службы на мосту
  • Широкое использование в лоцманской проводке, которая охватывает вышеуказанные аспекты

Морской радар – гораздо более обширный предмет, чем изложенный в статье, в которой рассматривается только поверхностное описание и использование радара. Вахтенной службе на мосту важно быть внимательной с РЛС, изучить его работу и особенности наряду с ограничениями радара.

Наиболее важным моментом в отношении радиолокационной станции является то, что экраны, используемые для просмотра положения объектов, представляют собой либо светодиодные, либо монохромные дисплеи. С такими экранами четкость объектов подчеркивается еще больше. Антенны РЛС, которые находятся на верхнем мостике, являются водонепроницаемыми и благодаря этому, во время непогоды нет угрозы прерывания работы судовой радиолокационной станции.

Развитие систем локаторов, позволяет в настоящее время устанавливать РЛС даже владельцы маломерных лодок.

Радар является важным инструментом, помогающим морской навигации. За прошедшие годы радиолокационная технология развивалась, и теперь морские переходы являются достаточно безопасными. Можно надеется, что и в будущем будет совершенствоваться эта технология, для предотвращения столкновений судов в море и несчастных случаев.

Радары на борту, вероятно, наиболее часто используемое оборудование во время навигации. Это хороший инструмент для наблюдения за окружающей обстановкой. Мы настолько зависим от радара, что иногда используем его больше, чем глаза, чтобы выглянуть наружу. Но радар также является наиболее недоиспользуемым оборудованием на борту.

В большинстве случаев используют только три элемента управления для настройки радара: усиление, море и дождь. И когда мы не используем все элементы управления для установки изображения, изображение может выглядеть загроможденным.

Основные операции радара

Радиоволна передается и принимается сканером. Время вычисляется между передачей и получением этой волны. Скорость радиоволны известна, и, таким образом, приемный блок вычисляет расстояние до цели. После обработки эта информация отображается на экране дисплея. Вращающийся сканер также рассчитывает пеленг цели, который так же отображается на экране радара.

Что такое Разрешение радара

Разрешение радара - это способность радара показывать две цели, которые находятся близко друг к другу, как отдельные цели на радаре. Существует два типа разрешения радара: разрешение по дальности и разрешение по азимуту.

Лучшее разрешение по азимуту означает, что радар может рисовать две близкие цели на одном и том же пеленге как отдельные.

Разрешение по азимуту зависит от горизонтальной ширины луча радиоволны.

Таким же образом, лучшее разрешение по азимуту означает, что радар может рисовать две близкие цели (на разных направлениях) как отдельные. Разрешение по дальности зависит от длительности импульса

Что такое Чувствительность

Чувствительность радара - это то, насколько точно радар наносит на карту цели. Лучшая чувствительность означает, что радар может нарисовать даже рыбацкую лодку как небольшую цель. Меньшая чувствительность означает, что на экране радара могут отсутствовать рыбацкие лодки.

Как наилучшим образом можно установить радар для идеального отображения целей?

1) Усиление, море и дождь

Эти элементы управления используются очень часто. Но все же несколько слов о них.

  • Усиление используется для увеличения чувствительности приема радара. Его необходимо отрегулировать до уровня, на котором цели видны, но на экране нет других помех.
  • Контроль Моря используется для уменьшения эха помех, вызванных поверхностью моря
  • Контроль Дождя, чтобы уменьшить эхо шума, вызванного дождем.

Но до какого уровня нужно настроить эти три элемента управления? Например, будут ли уровни полного «Усиления» и половины «Моря» окрашивать цели с той же четкостью, что и наполовину «Усилением» и нулевым уровнем «Моря»?

Мы должны использовать контроль моря только тогда, когда у нас есть море от умеренного до бурного или когда мы думаем, что помехи на радаре вызваны состоянием моря. В противном случае мы не должны использовать его. В спокойном море, если мы видим беспорядки, лучше уменьшить усиление, чем увеличить контроль над морем. Более того, мы не должны пытаться устранить помехи на большом расстоянии с помощью Sea control. Это потому, что помехи от моря будут только с близкого расстояния.

Правильный способ установить эти элементы управления заключается в следующем:

  • Увеличить усиление до максимума.
  • Уменьшить контроль над морем и дождем до минимума.
  • Уменьшить усиление до уровня, при котором максимум шума просто удаляется, и цели можно различить.
  • При необходимости увеличить контроль над морем, чтобы уменьшить морские помехи вблизи центра экрана.

Длина импульса

Длина импульса может быть установлена на короткий, средний или длинный импульс. Большинство радаров автоматически регулируют длительность импульса в соответствии с выбранным диапазоном. Но знание длины импульса может помочь в настройке радара таким образом, что цели будут отображаться более четко.

Что делает каждая длительность импульса:

  • Короткий импульс: как указано в разделе о разрешении по азимуту, предлагает лучшее разрешение по дальности. Но так как длина импульса короткая, чувствительность короткого импульса меньше по сравнению с длинным импульсом.
  • Длинный импульс: имеет меньшее разрешение по дальности, но лучшую чувствительность.
  • Средний импульс находится между коротким и длинным пульсом.

Можно заключить, что короткий импульс окрашивает две близкие цели как отдельные цели. Также намеченные цели более тонкие в диаметре.

Длинный импульс может нарисовать две близкие цели как одну. Также намеченные цели имеют больший диаметр.

В идеале короткие импульсы используются на коротких дистанциях (до 3 нм), а длинные импульсы - на больших расстояниях (более 12 нм). Но мы можем использовать короткий импульс на большом расстоянии и наоборот.

Например, в зоне интенсивного движения, если мы используем радиолокатор на большом расстоянии, мы можем использовать короткий импульс, чтобы цели не перекрывались.

Точно так же в рыболовном трафике мы можем использовать длинный импульс на короткой дистанции. Это будет гарантировать, что цели будут нанесены как более заметные.

Усиление, море и дождь, а также длительность импульса являются общими настройками на всех радарах. Помимо этого, есть ряд других настроек, специфичных для радиолокационной установки. Эти настройки помогают получить идеальное изображение на радаре. Давайте посмотрим несколько из них на радаре JRC.

Настройка PROC

На радарах JRC есть возможность выбирать обработанные видео. Существует ряд опций от Proc 1 до Proc 3 и затем для отключения настроек обработанного видео.

Эта функция определяет скорость обработки и отображения цели на экране радара. Когда на радаре установлена меньшая дальность, цели движутся быстрее на экране. Таким образом, процессор радара имеет меньше времени для обработки быстро движущихся целей. Этот параметр регулирует скорость процессора, чтобы быстро и точно рисовать быстро движущиеся цели.

Настройка PROC 1 обрабатывает цели быстрее, чем настройки PROC 2 и PROC 3.

При настройке PROC 1 более быстро движущиеся цели не пропускаются на экране.

Поскольку цели движутся быстрее на экране радара в более низком диапазоне, PROC 1 используется в диапазоне 1,5 м. миль или менее.

Точно так же PROC 2 используется для диапазона 1,5 НМ и 3 НМ.

Мы должны использовать PROC 3, когда радар установлен в диапазоне 3 НM или выше.

Чтобы установить уровень обработанного видео, просто нажмите на вкладку PROC в левом нижнем углу радара JRC. Если установлено правильно, это может уменьшить нежелательные помехи от радара до некоторой степени.

Радиолокационные помехи

Этот контроль уменьшает помехи, вызванные радиолокационными сигналами. Это внутренние помехи радара, а не из-за каких-либо внешних факторов. Эти помехи в основном сосредоточены вблизи местоположения корабля на радаре.

Включение ИК-управления уменьшает эти внутренние радиолокационные помехи.

ИК можно включить / выключить, нажав на вкладку ИК в левом нижнем углу радара JRC.

Тесты, выполняемые, если радар не наносит цели так, как вы хотите

Если даже после всех этих настроек вы считаете, что некоторых целей вам не хватает, или радар не способен раскрасить цель с достаточной чувствительностью, вы можете выполнить некоторые из тестов, чтобы проверить, все ли в порядке с вашим радаром.

Тест производительности радара

Тест производительности радара проверяет мощность передачи и приема радара. Например, если мощность передачи радара недостаточна, он может вообще не нарисовать часть цели. Или радар может рисовать цели только с очень низкой чувствительностью (слабое эхо).

На радаре JRC, чтобы выполнить тест производительности, перейдите в меню Test .. Выберите PM on. Это изменит диапазон радара до 24. Увеличьте усиление до полного, и вы сможете увидеть шлейф на радаре. Также вы можете увидеть меню в правом нижнем углу радара. Измерьте максимальный диапазон шлейфа на экране и проверьте длину полосы.

Появление первых самолетов обозначило новую историческую эпоху для истории человечества, в том числе и для военной истории. Уже в годы Первой мировой войны самолеты активно участвовали на всех театрах военных действий, выполняя различные боевые задачи. На флоте самолеты использовались ограниченно, и в основном как разведчики. Однако в 1920-е годы ситуация кардинально изменилась: такие характеристики самолетов, как скорость, маневренность и дальность полета были значительно улучшены, и это позволило использовать их для других целей – уходила в прошлое эпоха дредноутов , уступая место авианосцам.

Впрочем, еще до того, как братья Райт подняли в воздух свой первый планер (это произошло в 1900 году), немецкий физик Генрих Герц и русский изобретатель А.С. Попов совершили два важных открытия, сделавших возможным развитие принципиально новой технологии, основанной на явлении радиоволн. А вскоре, 30 апреля 1904 года X. Хюльсмейер изобрел первый радиолокатор , патент на который был выдан в 1905 году. Правда, это изобретение вызвало мало интереса.

В этой области было еще довольно много открытий и сделано изобретений, мы остановимся лишь на тех, которые близки к нашей теме.

Возможно, кто-то из читателей знает, что эффект отражения радиоволн от объектов был обнаружен еще во время работ по радиосвязи А.С.Поповым. В 1897 году во время опытов по радиосвязи на флоте он обнаружил явление отражения радиоволн от корабля. Было отмечено, что если во время сеансов связи между двумя крейсерами «Европа» и «Африка» проходил другой корабль, то связь прерывалась до тех пор, пока не исчезало данное препятствие на пути распространения радиоволн. Однако, как мы видим, первый патент на радиолокатор получил немецкий ученый (как видим Д.И.Менделеев со своим порохом был не одинок, (( ).

Военные вернулись к этой технологии позже, уже в «межвоенное время». Благодаря развитию радиолокационной технологии, позволившей обнаруживать как надводные, так и воздушные цели, в военных кругах, наконец, оценили возможности изобретения, и в 1930-х годах англичане одними из первых начали установку радаров на своих кораблях.

Тяжёлый крейсер «Нью Орлеан», верфь Мар-Айленд, март 1945 г. На корабль установлены радар обнаружения надводных целей SG и воздушных целей SK.

Тяжёлый крейсер «Нью Орлеан», верфь Мар-Айленд, март 1945 г. На корабль установлены радар обнаружения надводных целей SG и воздушных целей SK.

В это же время американский флот только начал проявлять свою заинтересованность в РЛС. К 1937 году научно-исследовательская работа была завершена, и на USS Leary (эскадренный миноносец типа «Викс») был установлен первый опытный образец. Первая же серийная модель, получившая название CXAM , была запущена в производство лишь в мае 1940 года. Оборудовать этими радарами большинство кораблей, впрочем, не удалось ввиду ограниченного их выпуска, а также относительно большой массы, не дававшей установить их на корабли меньше тяжелых КР. Кстати, по некоторым данным, в 1940 году первый образец радара получил наш «старый» знакомый – тяжелый крейсер «Пенсакола».

Необходимо отметить, что применение радаров для обнаружения целей не ограничивалось – они могли быть использованы и для наведения систем вооружений корабля. По этой причине разработка радаров в Соединенных Штатах велась по двум направлениям: радары серии «S» предназначались для обнаружения целей, серии «F» – для управления огнем. Несмотря на их параллельное развитие и обоюдное влияние на развитие боевых кораблей, в настоящей статье мы рассмотрим лишь поисковые радары в сравнении с флотскими корректировщиками.

Несмотря на все усилия, ВМС США не удалось к началу Второй мировой войны на Тихом океане достигнуть совершенства своих РЛС до такой степени, чтобы повсеместно и успешно использовать их на всех типах кораблей – да и первыми их получили ЛК а не крейсера. Соответственно, основная задача по обнаружению целей в начале войны была возложена, как и ранее, на уже хорошо зарекомендовавшие себя самолеты-корректировщики, которые со времен Первой мировой войны также были существенно усовершенствованы.

К примеру, н а тяжелых крейсерах типа «Новый Орлеан» по штату базировались четыре самолета, но было и исключение – по имеющимся данным, авиационное вооружение крейсера «Сан-Франциско» (CA-38) состояло не из четырех, а из пяти самолетов-разведчиков.

В целом, в 1941 году состав авиагрупп КР этого типа выглядел следующим образом: крейсер «Новый Орлеан» (CA-32): SOC-1 (2 шт.) и SOC-2 (2 шт.); крейсер «Астория» (CA-34): SOC-1 (4 шт.); крейсер «Миннеаполис» (CA-36): SOC-1 (4 шт.); крейсер «Сан-Франциско» (CA-38): SOC-1 (2 шт.), SOC-2 (3 шт.).

Остальные корабли серии («Тускалуза», «Квинси», «Винсеннес») также располагали этой моделью разведчиков, однако их распределение по модификациям неизвестно. Есть также данные, позволяющие утверждать, что на КР типа «Новый Орлеан» использовались также Vought O2U-3 и O3U-3 «Corsair». Более ранние модификации SOC «Seagull» заменялись на SOC-3 в течение войны. Но было ли использование этих самолетов как основных средств разведки эффективным? Постараемся в этом разобраться.

Curtiss SOC«Seagull» оказался единственным и последним бипланом, который эксплуатировался ВМС США во время Второй мировой войны. Его прототип – XO3C-1 совершил свой первый полет в марте 1934 года и представлял собой самолет-амфибию, оборудованный колесно-поплавковым шасси. Компания Curtiss заключила контракт с ВМС США, по которому в 1935 году флоту были поставлены первые 135 машин модификации SOC-1.

12 ноября 1935 года к составу авиагруппы легкого крейсера USS Marblehead (CL-12) был приписан первый SOC «Seagull» , заменивший устаревший Berliner-Joyce OJ-2. За последующие три года (1936 – 1938) были разработаны две модификации: SOC-2, которая по сравнению с моделью SOC-1 отличалась наличием аэрофинишера, колесным шасси и другим двигателем, и SOC-3, имевшая тормозной крюк и взаимозаменяемые колесные шасси и поплавок. Впрочем, любая модель довольно быстро могла быть переделана в другую. Для запуска самолетов использовались катапульты, а для подъема обратно на корабль – специальные краны.

К началу Второй мировой войны эти самолеты, прозванные на флоте «чайками», уже устарели . Однако это не помешало им эффективно выполнять возложенные на них боевые задачи – разведку и наблюдение вплоть до 1945 года. Во многом это объясняется тем, что самолеты обладали всеми необходимыми для этого средствами. Дальность полета составляла примерно 1 400 км – этого было достаточно, чтобы вести разведку. Экипаж состоял из двух человек: одного, непосредственно пилотирующего машину, и второго, выполнявшего функции корректировщика, передающего необходимые сведения своему кораблю по радиосвязи. Были и недостатки – самолет-разведчик мог быть сам обнаружен и сбит либо ПВО корабля противника, либо вражескими истребителями. Противостоять последним представлялось практически невозможным из-за слабого вооружения и недостаточной для ухода от истребителей скорости.

Подъем на борт крейсера СА-37 «Тускалуза» корабельного разведчика, сопровождение конвоя в районе Исландии, сентябрь 1941 года

Подъем на борт крейсера СА-37 «Тускалуза» корабельного разведчика, сопровождение конвоя в районе Исландии, сентябрь 1941 года

Радары этими минусами не обладали – они устанавливались на самом корабле, а значит, их нельзя было уничтожить, кроме как вступить с этим кораблем в артиллерийскую дуэль или совершить атаку с воздуха. Мы уже отметили, что первые серийные радары обладали чрезмерной массой, которая мешала их повсеместному использованию. Именно этот недостаток стремились устранить инженеры в первые годы войны. Был и еще один недостаток – для того, чтобы радар стал действительно полезным на флоте, требовалось серьезно увеличить мощность его излучения. Впрочем, эта проблема частично разрешилась с изобретением в 1938 году кольцевого осциллятора.

К концу 1941 года была разработана новая версия поискового радара, получившая название SC. Радар SC представлял собой улучшенный вариант радара CXAM. Его "РЛ волны" могли распространяться на гораздо большее расстояние: дальность обнаружения бомбардировщика, летящего на высоте не более 1000 м, составляла 30 морских миль, истребителя – 25. ЛК можно было обнаружить с расстояния 10 миль, ЭМ – с 3 миль. С установкой предварительного усилителя (начиная с модификации SC-1) эти параметры значительно улучшились: теперь тот же бомбардировщик мог быть обнаружен уже на расстоянии 75 миль. Для обеспечения работы радара требовался всего один оператор. Радар SC стал п ервым массовым флотским радаром, который устанавливался и на ЛК, и на КР, и на ЭМ.

В середине 1942 года во время одной из модификаций крейсера типа «Новый Орлеан» получили радары SC-1 (некоторые корабли этого типа уже были оборудованы радарами SC до этого). Правда, их установка обошлась в ущерб самолетам-разведчикам. Чтобы радар работал, ему требуется дополнительная электроэнергия, а для этого на корабль необходимо установить специальное оборудование, как правило, имеющее большую массу. Однако водоизмещение корабля ограничено, и установка любого тяжелого оборудования влияет на водоизмещение, которое желательно иметь на том же уровне, не превышая допустимые нормы. Соответственно, требуется удалить другое оборудование – на КР типа «Новый Орлеан», например, для экономии массы постепенно были демонтированы правые краны и левые катапульты (выходит, для развития радиолокации с корабля убирали средства для гидроавиации). Это позволило установить по 2 электрогенератора мощностью 600 кВт каждый для обеспечения дополнительного РЭ оборудования.

Назначение: обнаружение самолетов и надводных целей; Минимальная зона действия: 0,6 мили; Время обзора зоны: 5 мс; Дальность обнаружения: ЛК- 20 миль, истребителя- 40 миль на высоте 60 м, бомбардировщика- 80 миль на высоте 60 м; Коэффициент усиления: 40; Мощность импульса: 20 кВт; Точность измерения координат: 100-200 ярдов / 90-180 м; Интервал частот: 195-205 и 215-225 мГц/с; Диаграмма направленности: 20° х 50° ; Масса: 816,4 кг; Первичная мощность: 1 500-2 500 Вт при напряжении 115 В; Количество операторов: 1 ; Количество постов: 3; На вооружении: 1941-1963 гг.

Чуть позже, в дополнение к радарам SC КР получили радиовысотомер SP, позволявший более точно обнаруживать воздушные цели. При использовании РЛ систем возникала и еще одна существенная проблема – идентификация целей, находящихся за пределами визуального обнаружения, и ответом на это стала разработка системы «свой-чужой».

Радары быстро доказали свою эффективность, во многом благодаря огромному техническому прорыву, осуществленному за годы войны. На основе рапортов командира КР «Сан-Франциско» мы можем примерно восстановить картину того, как и в каких ситуациях применялись поисковые радары.

Так, например, известно, что во время операции в ночь с 11 на 12 октября 1942 года ( бой у мыса Эсперанс ) поисковый радар SC на корабле не использовался по приказу командира соединения, потому что по донесениям разведки японцы обладали приемниками РЛС, покрывавшими диапазон частот SC-радара – по его РЛ пеленгу японцы могли засечь приближавшиеся корабли соединения и принять меры. Следовательно, эффекта внезапности уже не было бы. Вместо них использовались четыре радара FC, установленных на других кораблях соединения, усиленных радарами SG (о которых речь пойдет позже) КР «Хелена» и «Бойс». Однако оператор поискового радара находился на своем посту и в любой момент был готов задействовать радар SC. Сделать это все же пришлось, когда корабли соединения открыли огонь.

Несмотря на положительную оценку его работы, командир «Сан-Франциско» отмечал, что при установке радара SC-1 и более поздних модификаций работа радарных станций могла бы быть более эффективной. Наиболее оптимальной признавалась установка радара SG, индикаторы РЛС которого располагались на капитанском мостике и флагманском посту боевой прокладки. Появившийся у адмирала и командиров вопрос о том, где находятся ЭМ соединения, отпал бы, посмотри они на экраны РЛС, которыми они не располагали. Несколько позже, комментируя этот же рейд, адмирал У.Хэлси отметил, что установленные на «Сан-Франциско» радары с хорошей стороны повлияли на боеспособность корабля, и порекомендовал установить их на прочие корабли ВМС США.

В конце 1943 года просьба командира «Сан-Франциско» была выполнена – каждый тяжелый КР типа «Новый Орлеан» получил по две станции SG. Это была очередная модернизация радара SC, впрочем, обладавшая некоторыми новшествами. Во-первых, SG стал первой РЛС СВЧ- диапазона, во-вторых, первой РЛС, имевшей индикатор кругового обзора (ИКО), что приближает его к современным радарам. К тому же по сравнению со своими предшественниками он имел гораздо меньшие размеры, что позволило в дальнейшем установить его на большинство кораблей ВМС США.

Назначение: обнаружение самолетов и надводных целей; Минимальная зона действия: 450 ярдов (410 м); Скорость сканирования антенны: 4, 8 или 12 вращений в минуту; Дальность обнаружения: ЛК- 22 мили, ЭМ- 15 миль, бомбардировщика - 15 миль на высоте 150 м; Коэффициент усиления: 550; Мощность импульса: 50 кВт; Длительность импульса: 2 мс; Длина волны: 10 см; Точность измерения координат: 200 ярдов / 180 м; Частота следования импульсов: 775, 800 или 825 Гц; Диаграмма направленности: 5,6° х 15°; Масса: 1 360 кг; Количество операторов: 1; Количество постов: 3; На вооружении: 1941-1963 гг.

С другой стороны, нельзя не отметить и слабые стороны использования флотом РЛС в это время. В бою у острова Саво, как известно, участвовало три тяжелых КР типа «Новый Орлеан» (в северной группе), каждый из которых был оборудован радаром. Но по какой-то причине японцы не были обнаружены. Чем это может быть объяснено? Говорить о несовершенстве РЛС не приходится, потому что они успешно применялись в сражениях до этого, значит, остается два логичных объяснения: либо операторы радаров были неквалифицированными, либо радары были попросту выключены, и на кораблях не неслась радиолокационная вахта.

В любом случае, к 1945 году в ВМС США наметилась следующая тенденция – разведывательные авиагруппы ЛК и КР были полностью убраны, их место заняла электроника: РЛС управления огнем артиллерии (от ГК до 40-мм зенитных автоматов), запросчики и ответчики системы «свой-чужой», системы радиотехнической разведки, аппаратура РЭБ, приводные радиомаяки для «дружественной» авиации.

В итоге использование радаров на боевых кораблях практически изменило тактику и основы маневрирования в бою, заставив искать новые формы противодействия и защиты.

N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; N.Friedman. Naval Radar, Conway Maritime Press, 1981.- p.240; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 1(58) – 2004. – 32 с.; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/ С.В.Иванов // Война на море, № 17, часть 1.-2004.- 52 с.; Иванов, С.В. Тяжелые крейсера США/С.В.Иванов // Война на море, № 18, часть 2.-2005.- 52 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. Все крейсера Второй мировой войны, Эксмо, 2012.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Патянин, С. В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров.- М.: Яуза, Эксмо, 2014. – 536 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: