Для чего предназначены суда ножницы

Обновлено: 23.04.2024

Дноуглубительное судно (англ. dredger) — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для выемки и удаления грунта со дна водоёмов, углубления фарватеров, каналов, рейдов и других районов моря с целью обеспечения безопасной навигации кораблей. Часто дноуглубительные суда объединяют общим термином «технический флот».

Суда технического флота предназначаются для технического обслуживания различных морских судов, портового хозяйства и водных путей. В эту группу входят подъемно-монтажные и промышленно-хозяйственные суда.

Также к судам технического флота относят: лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда), а также маломерные суда для очистки акваторий - мусоросборщики.

Дноуглубительные работы производятся для создания необходимых судоходных глубин на подходных каналах и акваториях портов. Грунт извлекается земснарядами и впоследствии транспортируется на место свалки. Тип используемого земснаряда (дноуглубительного судна) зависит от характера грунтов, подлежащих разработке.

Дноуглубительное судно состоит из металлического понтона с надстройкой, в котором размещены энергетическая установка, рабочий орган, устройства транспортировки грунта к месту свалки и служебно-бытовые помещения.


  • землечерпательные снаряды (одно - и многоковшовые);
  • землесосные снаряды.

  • самоотвозные;
  • шаландовые (сваливающие грунт в грунтоотвозные шаланды);
  • рефулерные (удаляющие грунт в виде пульпы по грунтопроводу).

В зависимости от способа отделения и подъема грунта различают драгеры с механическим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта.

К дноуглубительным судам относятся: дноуглубительные снаряды (земснаряды), грунтоотвозные шаланды, шаландоразгружатели, скалодробители, карчеподъёмницы и др.

Для сравнительно легких грунтов применяют землесосные снаряды: без разрыхлителей (при легких несвязных грунтах), с гидравлическими разрыхлителями (при легкоразмываемых грунтах), с механическими и комбинированными фрезерно-гидравлическими разрыхлителями (при плотных несвязных и связных грунтах). При тяжелых глинистых и сильно трещиноватых скальных грунтах применяют многочерпаковые земснаряды, при тяжелых скальных грунтах ведут взрывные работы с удалением обломков пород одночерпаковыми снарядами.

Землечерпательные снаряды

Одночерпаковый земснаряд представляет собой судно, на котором устанавливается экскаватор с обратной лопатой на одном конце понтона на папильонажных сваях. Основное преимущество данного типа земснаряда – способность извлекать различные материалы, включая обломочные, пластичные, выветрившиеся или трещиноватые породы.

Многочерпаковые земснаряды - один из самых старых типов земснарядов, функции которого со временем взяли на себя земснаряды других типов. Иногда эти земснаряды по-прежнему используются, например для обеспечения точности прокладки траншей.

Землесосные снаряды бывают нескольких типов:

Землесосный (самоотводный) земснаряд с волочащимся грунтоприёмником

Самоотвозные трюмные землесосы обычно используются для выемки рыхлых материалов, таких как песок, глина и гравий. Для этого одна или две всасывающие трубы оборудуются грунтозаборными устройствами, волочащимися по грунту. С помощью системы насосов смесь воды и песка засасывается в трюм (хоппер) судна. Как только судно загружено, оно отправляется к месту разгрузки, где материал разгружается через днищевые дверцы, или же рефулируется под высоким давлением из сопла дноуглубительного снаряда. Также распространённой практикой является перекачивание песка по плавучему пульпопроводу.

Одной из разновидностей землесосов является эрлифт - дноуглубительное судно, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увлекающего воду с грунтом (пульпу).

Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные баржи (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаланд-разгружателей) либо применяют рефулерный способ (пульпа подается насосом от драгера к месту свалки по грунтопроводным трубам - на 200-300 м, иногда до 600 м); иногда дноуглубительные снаряды, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, самостоятельно отвозят его к месту сброса.

Производительность драгеров составляет 5000 куб. м в час, эрлифтов 7000 куб. м. Глубина всасывания составляет до 60 метров.

Фрезерный свайно-папильонажный земснаряд с роторным разрыхлителем

Свайно-папильонажный фрезерный земснаряд оборудован вращающимся механическим рыхлителем, разбивающим твёрдый грунт на мелкие фрагменты. Разрыхлённый грунт затем всасывается с помощью грунтовых насосов. Фрезерные земснаряды используются в основном в качестве стационарных земснарядов, которые занимаются разрыхлением грунта в соответствии с заранее заданными профилями.

Ножницы прошли долгую эволюцию, наряду с другими инструментами, предназначенными резать, отрезать и колоть — эволюцию формы, материала и отделки от первых примитивных экземпляров, подобных тем, которые находили археологи.

Слово «ножницы» во многих языках имеет только форму множественного числа, что отражает их древнюю специфику - два одинаковых ножа, не соединенных друг с другом. Требовалось работать обеими руками. Левая держала нижний нож, правая двигала верхний и стремилась притереть лезвия так, чтобы они резали. Поскольку на раскопках в рейнской области находили аналогичные парные ножи, относящиеся к римскому периоду (II-III век до н.э.), в научной среде прародиной ножниц считается Италия. Этот примитивный, неудобный способ резания просуществовал в античной культуре немало столетий.

Самый старый предмет, похожий на ножницы и исполнявший привычную нам функцию что-либо разрезать, археологи нашли в Египте и датирован он XVI веком до нашей эры. То есть им не меньше, чем три с половиной тысячи лет. Причем служили они не для парикмахерских нужд или разрезания ткани, их предназначение было в необходимости стричь овец.

Существует несколько исторических теорий происхождения ножниц. Есть вот такая поэтическая версия:

Семь потов сошло с мастера, пока он состригал с баранов их золотую шерсть. Но лишь наполнив до отказа огромный мешок, вернулся он на родину. Подивились люди золотой шерсти, но, не поверив своим глазам, решили сами подняться на гору, чтобы во всём убедиться. Но вершина оказалась пуста: животные, напуганные дерзким поступком Ферсита, ушли куда-то. «Нет там твоих золотых баранов! - кричали Ферситу люди. - А если бы и были, то, как ты сумел лишить их шерсти?» И тогда открыл им Ферсит секрет своих ножей. Люди было засомневались, но, когда пастух у них на глазах обстриг обыкновенного барана, поверили. Ферсит стал человеком уважаемым, зажил богато и счастливо, а ножи его со скобой получили с той поры название ножницы…»

Ученые не исключают, что изобретение использовали также и в парикмахерском деле. Дело в том, что археологами были обнаружены старинные захоронения, где покоились мастера парикмахерского ремесла, на надгробиях которых изображались ножницы.

Что касается страны, в которой были изобретены первые ножницы не по легенде, а на самом деле, то тут мнения специалистов расходятся.

С IV века до н.э. ножницы встречаются уже на огромной территории - от Англии до Египта.

Считается, что первые ножницы с перекрещивающимися лезвиями придумали в Древнем Риме в I веке н. э. Однако потом про ножницы в Европе забыли и не пользовались ими вплоть до XV века. Поэтому считается, что доработал форму старинных ножниц и сделал их похожими на современные Леонардо да Винчи. В рукописях, сделанных им, учёные нашли чертежи инструмента, очень похожего на ножницы. Да Винчи был очень дотошным художником, и, если его что-то в картине не устраивало, он просто отрезал часть холста. Именно для этого он и сделал себе ножницы. Однако, были найдены и более ранние образцы таких ножниц.

В течение последующих двух веков оба типа ножниц сосуществуют параллельно и даже где-то конкурируют.

Примерно в VIII веке нашей эры, одному из ремесленников Ближнего Востока пришла в голову идея с помощью гвоздика соединить два ножа, а их ручки для удобства загнуть кольцами. Данная конструкция оказалась удобной и прижилась. Затем рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

В Европу ножницы пришли чуть позже, приблизительно в X веке. К этому же периоду времени относятся самые старые ножницы, найденные на территории России. Это произошло при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.

А далее, как всегда, изобретение начало жить своей собственной жизнью. Постепенно ножницы приобретали специальности. Одни предназначались для лекарей, вторые - для парикмахеров, третьи - для скорняков. Были и такие, что становились предметами роскоши - из золота и серебра.

Делали ножницы из стали и железа (стальные лезвия наваривали на железную основу), серебра, покрывали позолотой, богато украшали. Фантазия мастеров-изготовителей не имела предела - то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то колечки для пальцев обвивали виноградные лозы с кистями винограда, то вдруг получались не ножницы, а сказочный дракон, весь в таких замысловатых украшениях, что они мешали пользоваться этим функциональным устройством.

Промышленные революции вернули ножницам их первоначальный статус исключительно функционального объекта. Украшения совершенно сошли на нет, от них отказались в пользу прямолинейной четкости стали.

Сегодня созданы ножницы для всех и вся. Они, как и столетия назад, незаменимы. Насколько все-таки простое гениально!


Вы думаете тут два корабля ? Как бы не так — это один корабль. А для чего он такой нужен ? Вот сейчас мы это и узнаем.

Суда восстановления нефти класса Bottsand (Тип 738) немецкого флота предназначены для контроля за загрязнением окружающей среды морской воды и сбора нефтяных пятен на поверхности водной глади.

На первый взгляд, такие корабли ничем не отличаются от других судов. Тем не менее, по прибытии на место работы, судно «раскрывается» на 65 градусов. Вследствие образовывается закрытый с двух сторон треугольник.


Загрязненная вода закачивается в специальный отсек объемом 790 кубических метров. За час одно такое судно способно очистить 140 кубических метров воды. Скорость обработки загрязненной воды составляет порядка 140 кубических метров за один час, при условии, что толщина нефтяной пленки не превышает 2 мм.


Было предложение использовать их в Мексиканском заливе во время известной катастрофы, но что то я не слышал факта их работы там.







Arne Luetkenhorst BOTTSAND (Y 1643) German Bottsand class (Type 738) pollution control ship - Kiel-Navy port open ship 2009/06/21 used as oiler and tank cleaning ship


Arne Luetkenhorst BOTTSAND (Y 1643) German Bottsand class (Type 738) pollution control ship - Kiel-Navy port open ship 2009/06/21 used as oiler and tank cleaning ship




Напомню вам про необычный Корабль перевертыш или например как перевозят Корабль на корабле. А ведь был даже Космический морской корабль и Космонавт Юрий Гагарин в море.



Машины серьезно облегчают человеческий быт и хозяйство. Очень часто встречаются достаточно специфические транспортные средства. Больше всего таковых можно найти именно на флоте. Взять хотя бы немецкое судно «Bottsand», которое имеет очень странный корпус. Он «умеет» раздвигаться подобно ножницам под углом 65 градусов. Самое время узнать, для чего все это необходимо.

Вот так делает корабль. /Фото: pinterest.ru.

Увидев первый раз немецкое судно «Bottsand» где-нибудь в порту, едва ли обратишь на него внимание. Все потому, что в большинстве ситуаций это транспортное средство ничем не выделяется среди других судов, кораблей и паромов. Выглядит весьма обычно до тех самых пор, пока не начинает работать по своей специальности. Дело в том, что корпус «Bottsand» может раздвигаться подобно тому, как это делают ножницы. Максимальный угол разведения частей судна при этом может достигать 65 градусов.

На первый взгляд ничем не выделяется. /Фото: mirinteresen.ru.

Для чего нужна столь необычная конструкция? На самом деле все достаточно просто. Развитие нефтедобычи и нефтепереработки во всеми мире имеет в том числе такое печальное последствие, как крушение нефтяных танкеров и прорыв трубопроводов в море. Когда такое случается, на воде образуется нефтяное пятно. Каждое такое пятно – экологическая катастрофа, которая должны быть ликвидирована в максимально сжатые сроки. Именно для решения таких проблем и нужны немецкие суда «Bottsand».

Числится за военным флотом. /Фото: forums.eagle.ru.

Интересный факт : образовав треугольник, судно начинает собирать нефть вместе с водой и пропускать через специальные фильтры-резервуары. Собранная нефть переливается в отдельные емкости на судне, а потом перегружается в танкеры. За один час «Bottsand» чистит примерно 140 кубометров воды. Скорость может упасть ниже, если нефтяная пленка слишком толстая.

Готов к работе. /Фото: zefirka.net.

Всего на сегодняшний день в Германии имеется два корабля такого толка. Все они числятся за военно-морским флотом, однако, по сути, занимаются исключительно гражданскими задачами. Само собой, подобные корабли-нефтесборщики есть и у других стран.

В продолжение темы читайте про то, почему снизу корабли красят в красный и не только.

Самые необычные и даже странные корабли планеты.


Люди еще в древности научились преодолевать малую и большую воду. С тех самых пор водный транспорт занял важную нишу в жизни человечества. Технологический прогресс и даже создание авиации не только не сократили число кораблей, а напротив, поспособствовали появлению все новых и все более необычных разновидностей.

1. Корабль-ножницы

Убирает нефтяные пятна.

Это корабль-ножницы типа Bottsand. Такие суда были разработаны и выпускаются компанией Deutsche Marine. Предназначены эти необычные корабли для сбора нефтяных пятен на поверхности воды.

2. Корабли на лыжах

Совсем, как водомерка.

А вот творение компании Marine Advanced Reasearch под названием Proteus WAM-V. Такие «лыжи» нужны кораблю для значительного компенсирования действия волн. У корабля движущаяся кабина.

3. RP Flip

Самый странный корабль RP Flip.

Единственное в своем роде научно-исследовательское судно RP Flip. У него есть два режима – рабочий и маршевый. Длина корабля составляет 108 метров. Удивительно, но RP Flip достигает высокой стабильности конструкции даже в открытом океане.

4. «Седов»

Барк для обучения матросов.

Перед вами крупнейшее учебное парусное судно, построенное еще в далеком 1921 году. Ныне этот 4-мачтовый барк используется для обучения матросов. Некогда корабль был передан Советском Союзу в качестве репараций.

5. Dockwise Vanguard

Уникальный транспортный корабль Dockwise Vanguard.

Крупнейшее в мире на сегодняшний день судно для перевозки тяжелых и сверхтяжелых грузов. На воду судно Dockwise Vanguard было спущено еще в 2013 году. Этот корабль может перевозить нефтяные платформы целиком, грузы до 110 тысяч тонн и даже несколько кораблей поменьше.

6. Harmony of the Seas

Лайнера больше Harmony of the Seas просто нет.

Длина этого гиганта составляет 362 метра. На сегодняшний день корабль является самым большим круизным судном в мире. Построили его всего за 2.5 года! В первый круизный рейс корабль вышел в мае 2016. На его борту помещается 6500 пассажиров и 2165 членов экипажа.

7. Mayflower Resolution

Огромный инженерный корабль Mayflower Resolution.

Узкоспециализированный инженерный корабль, который используется для установки воздушных турбин на воде. Корабль в момент монтажа поднимается над водой при помощи специальных ног.

8. Seabreacher X

Проплыть с ветерком на Seabreacher X.

Гидроцикл-подлодка с полностью герметической кабиной разгоняется до внушительных 80 км/ч на поверхности воды. Под водой судно разгоняется до 40 км/ч.

9. Ego

Очень странная субмарина.

Подводная лодка Ego, которая совмещена с катамараном. Пожалуй, один из самых безумных гибридов водного транспорта на данный момент. Создавалась лодка исключительно для отдыха.

10. Ramform Titan

Геологический корабль Ramform Titan.

Еще один уникальный научный корабль. Судно Ramform Titan используется учеными для сейсмологической разведки. Выделяется корабль необычно широкой кормой - 70 метров.

Бонус: «Комета»

Советский речной корабль для туристов.

А это уникальный речной корабль-ракета, созданный еще в Советском Союзе в 1972 году и получивший гордое название «Комета».

В продолжение темы рассказ о том, как в свой первый рейс отправилась плавучая АЭС России напугав многих иностранцев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: