Для чего предназначено навигационное оборудование устанавливаемое на маломерных судах

Обновлено: 24.04.2024

Навигационное оборудование маломерного судна

Серия статей Антона Денисова о навигационном обеспечении маломерного судна. Основные вопросы, характеристика и опыт использования

Автор: Антон ДЕНИСОВ

Водномоторник со стажем около 15 лет, энтузиаст и популяризатор отдыха на воде. Авторитетный специалист в вопросах судовой навигации, технического обслуживания и эксплуатации маломерных судов. Автор Youtube-канала о маломерных судах MADDOCTOR

Сегодня хотелось бы начать рассуждать всместе с вами на тему, интересующую, наверное, любого человека, который оказался на воде на своем плавсредстве, будь то маленькая или большая лодка.
Мы поговорим о навигации, о ее электронном сегменте, о новинках, о ее возможностях, о том, а нужна ли она нынче, чем ее можно заменить, что она из себя представляет, сколько стоит, как ей пользоваться и что она может?
Возможно и не стоит тратить сотни евро на дорогие девайсы, их подключение, изучение? Допустим вы ходите по известным курсам, все вам знакомо и совершенно нет необходимости покупать такие приборы. Тем более, учитывая современные девайсы, будь то планшеты или смартфоны, которые теперь плотно существуют с нами, имеют скоростные характеристики в разы серьезнее, чем практически любой картплоттер. Ну что нынче за разрешение 800х480, кого удивишь сейчас этим? Экраны 4-5-7 дюймов стоят от 20 до 60 тысяч рублей – подумайте сами какой можно купить планшет за эти деньги? А цены приборов с экранами от 9 дюймов просто за гранью понимания.

Современные цены на навигацию весьма высоки и купить даже самый простой прибор выльется в хорошую сумму

Мало того, если вы занимаетесь рыбной ловлей, то для того чтобы повысить "рыболовную удачу" современные картплоттеры, как правило оснащены мощными рыбопоисковыми системами, при подключении к ним датчиков структуры дна, бокового обзора, трехмерного изображения.
Но не стоит забывать и о тех, кто использует лодку, как кемпер, дом на воде, как возможность перемещаться на ней на расстояния. И как следствие из этого, возникает необходимость использования навигации на воде, то есть современной электроники. Что же круг замкнулся?
Современные цены на навигацию весьма высоки и купить даже самый простой прибор выльется в хорошую сумму, не говоря уже о дальнейшей покупке карт того или иного производителя, а по сему надо четко представлять для каких целей будет использоваться прибор.
Нынешние картплоттеры это скорее уже многофункциональные дисплеи, к которым можно подключить при необходимости различные вспомогательные устройства по средствам сети NMEA2000, например, тот же датчик эхолота, датчик структуры дна и бокового обзора, датчик впередсмотрящего эхолота, снять показания температуры охлаждающей жидкости, моторного масла, забортной воды, оборотов двигателя.
Также есть возможность мониторинга и анализа таких данных, как расход топлива в единицу времени, средний расход, экономичный расход, причем это уже прямая выгода – экономия личных средств при переходе. Есть возможность подключить систему управления топливными танками, контролировать запасы и фактический остаток топлива, кстати, по опыту замечу, весьма удобная штука.

При наличии морской радиостанции с функцией AIS, можно объединить картплоттер в единую сеть и видеть другие суда вокруг. В одной системе есть возможность соединить и дублирующие приборы, автопилот, а также радар. Кстати, замечу, что все эти данные и саму карту акватории можно увидеть и на своем смартфоне, планшете, при подключении их по беспроводной сети к вашей системе.
Естественно у многих путешественников, капитанов, кстати и диванных тоже, круизеров активно встает вопрос о необходимости покупки всего набора дорогих девайсов, если имея в кармане обычный смартфон или планшет под управлением iOs или Android можно обладать настоящим картплоттером с уникальными функциями!
Мало того, при современных технологиях, ваш смартфон или планшет, который, к слову, может иметь диагональ гораздо больше, имеющегося на борту, картплоттера, становится настоящим помощником на борту.

Для начала стоит определиться с так называемым Техническим заданием на покупку такого прибора. Как правило на цену влияет диагональ экрана прибора.
Знаю, что некоторые практикуют покупку картплоттера с маленькой диагональю экрана, например, 5 дюймов, далее по беспроводной сети выводят картинку на планшет с диагональю, куда большей, нежели экран картплоттера.
Обо всем этом и многом еще, что касается навигационного обеспечения, практики использования навигационных приборов, сравнения разных систем и картографии - в серии моих статей.

Живо и непринужденно Антон порассуждал о выборе картплоттера прямо с борта своего катера.
Видео снято как ответ на множество вопросов, поступавших автору от друзей-водномоторников.

Требования к минимальному составу, в котором должно быть навигационное оборудование морских судов (в зависимости от их тоннажа, назначения и даты постройки) определены Правилом 19 пересмотренной Главы V «БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ» – Международной Конвенции «СОЛАС-74». Новая редакция Главы V принята Резолюцией MSC.99(73) от 5 декабря 2000 г. и вступила в силу с 1 июля 2002 года.

Общее положение

Сводный перечень требований представлен в табл. 1, которая должна использоваться совместно с текстом Правила 19, т. к. не содержит необходимых комментариев и сроков внедрения.

Требования к минимальному составу навигационного оборудования детализируются в Правилах классификационных обществ – в частности, в «Правилах по оборудованию морских судов» и в «Правилах классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (часть V – «Навигационное оборудование»).

Дополнительные требования к навигационному оборудованию приводятся в Правилах классификационных обществ для судов, управляемых одним вахтенным на ходовом мостике («судно ОВНМ»).

Руководство по эргономическим критериям оборудования мостика и его расположения приведено в Циркулярном письме MSC/Circ.982, принятом 5 декабря 2000 года.

В соответствии с политикой Компании (см. статью Обеспечение навигационной безопасности “Планирование и выполнение перехода”), каждое судно Компании должно оборудоваться современными и эффективными техническими средствами судовождения связи (ТССС) в соответствии с применимыми международными и/или национальными правилами и требованиями. Капитан обязан проявлять должную заботливость о том, чтобы судно было действительно оборудовано современными и эффективными ТССС в соответствии с характеристиками и назначением судна действующим законодательством и рекомендациями, географией и особенностями района плавания судна.

Капитан обязан обеспечить выполнение должного технического обслуживания и грамотное технической эксплуатации имеющихся на судне ТССС в соответствии с технической документацией фирмы-изготовителя.

Для обслуживания и технической эксплуатации конкретного навигационного оборудования должен быть назначен соответственный офицер, который должен иметь, по возможности, соответствующий опыт.

Все ТССС должны быть в исправном и рабочем состоянии и должны использоваться в соответствии с руководствами по их эксплуатации.

Капитан лично должен уметь пользоваться всеми установленными на судне техническими средствами судовождения и связи и должен удостовериться, что все судоводители умеют пользоваться этим оборудованием.

Подчеркивается особая важность того, чтобы все ПКМ, несущие вахту на мостике, были бы полностью знакомы со всеми ТССС на борту, с содержанием руководств по их эксплуатации, в особенности – с настройкой и регулировкой органов управления ТССС и процедурами, которым необходимо следовать при неисправностях ТССС.

Вахтенный ПКМ должен периодически выполнять проверки ТССС, чтобы убедиться, что они находятся в абсолютно рабочем состоянии.

Предлагается к прочтению: Сдача лоцмана

Все обнаруженные дефекты должны фиксироваться и докладываться капитану. Для устранения недостатков должны предприниматься все возможные эффективные меры.

Законодательство ряда прибрежных государств требует сообщать прибрежному государству о выходе из строя, отказе, поломке судовых механизмов и оборудования, которые могут создать угрозу безопасности мореплавания или окружающей среде.

ВПКМ должны эффективно и в полной мере использовать технические возможности судовых ТССС, тщательно учитывая свойственные им недостатки и ограничения.

Эффективное и полное использование ТССС предполагает не абсолютное предпочтение одних технических средств другим, а обязательный взаимный контроль, дублирование определений места судна различными техническими средствами и методами, надежно обеспечивая навигационную безопасность судна в любых условиях плавания.

* Новое оборудование, впервые требуемое к установке как обязательное, или оборудование, соответствующее новым стандартам.

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

Судовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time — UTC).

Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

Гирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

Репитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

Цифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна — курс судна относительно поверхности дна (course over ground — COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS — Global Navigation Satellite System — Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS — США, GLONASS — Россия, Galileo — Евросоюз и BeiDou — Китай.

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 «Работоспособность навигационного оборудования», пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

Радиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

САРП — Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA — Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

Электронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

Приемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.


Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Мореходные приборы и инструменты

На ходовом мостике находятся приборы и устройства, необходимые для управления судном. Навигационные приборы – предназначены для определения местоположения судна и измерения отдельных элементов его движения:

  • компасы
  • гироазимуты
  • автопрокладчики
  • лаги
  • лоты
  • эхолоты
  • секстаны и другие устройства

Компасы

Компас – основной навигационный прибор, служащий для определения курса судна, направлений (пеленгов) на различные объекты. На судах применяются магнитные и гироскопические компасы.

Магнитные компасы используются в качестве резервных и контрольных приборов. По назначению магнитные компасы делятся на главные и путевые. Главный компас устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна, так, чтобы обеспечить хороший обзор по всему горизонту (рис. 3.1). Изображение шкалы картушки при помощи оптической системы проектируется на зеркальный отражатель, установленный перед рулевым (рис. 3.2).

Путевой магнитный компас устанавливают в рулевой рубке. Если главный компас имеет телескопическую передачу отсчета к посту рулевого, то путевой компас не устанавливают.

На магнитную стрелку на судне действует судовое магнитное поле. Оно представляет собой совокупность двух магнитных полей: поля Земли и поля судового железа. Этим объясняется, что ось магнитной стрелки располагается не по магнитному меридиану, а в плоскости компасного меридиана. Угол между плоскостями магнитного и компасного меридианов называется девиацией.

В комплект компаса входят: котелок с картушкой, нактоуз, девиационный прибор, оптическая система и пеленгатор.

На спасательных шлюпках используется легкий, небольшой по размерам компас, не закрепленный стационарно (рис. 3.3).

Гирокомпас – механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления (рис.3.4–3.5). Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли.

Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами:

  • они показывают направление на истинный полюс, т. е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс;
  • они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям, например, тем полям, которые создаются ферромагнитными деталями корпуса судна.

Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна.

Гирокомпас может выдавать ошибки измерения. Например, резкое изменение курса или скорости вызывают девиацию, и она будет существовать до тех пор, пока гироскоп не отработает такое изменение.

На большинстве современных судов имеются системы спутниковой навигации (типа GPS) и/или другие навигационные средства, которые передают во встроенный компьютер гирокомпаса поправки. Современные конструкции лазерных гироскопов не выдают таких ошибок, поскольку вместо механических элементов в них используется принцип разности оптического пути.

Электронный компас построен на принципе определения координат через спутниковые системы навигации. Принцип действия компаса:

1. На основании сигналов со спутников определяются координаты приемника системы спутниковой навигации.

2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат.

3. Выжидается некоторый интервал времени.

4. Повторно определяется местоположение объекта.

5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения:

  • направление движения;
  • скорость движения.

SC-130 спутниковый компас - Основные особенности:

  • Не требует технического обслуживания
  • Точность определения курса 0,25°. Идеально подходит для установки на средних по размеру и крупных судах для навигации в переполненных судами портах
  • Использование ГНСС Галилео и ГЛОНАСС для получения максимальной точности. За счет приема сигналов от спутников различного типа исключается проблема отсутствия сигнала из-за недостаточного количества спутников
  • Сверхмалое время инициализации – 90 секунд
  • Удобное подключение к существующей судовой сети через Ethernet
  • Высокая скорость слежения 40°/с (в два раза больше, чем требуется ИМО для высокоскоростных судов)
  • Высокоточные данные о бортовой/килевой качке в аналоговом и цифровом форматах для стабилизаторов качки, гидролокаторов, и др.
  • Контроль скорости перемещения носа и кормы судна для безопасной швартовки

Эхолот

Навигационный эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие системы данных о глубине под килем судна (рис. 3.7). Эхолот должен функционировать на всех скоростях судна от 0 до 30 узлов, в условиях сильной аэрации воды, ледяной и снежной шуги, колотого и битого льда, в районах с резко меняющимся рельефом дна, скалистым, песчаным или илистым грунтом.

На судах устанавливаются гидроакустические эхолоты. Принцип их работы заключается в следующем: механические колебания, возбуждаемые в вибраторе-излучателе, распространяются в виде короткого ультразвукового импульса, доходят до дна и, отразившись от него, принимаются вибратором-приемником.

Эхолоты автоматически указывают глубину моря, которую определяют по скорости распространения звука в воде и промежутку времени от момента посылки импульса до момента его приема (рис. 3.8).

Эхолот должен обеспечивать измерение глубин под килем в диапазоне от 1 до 200 метров. Указатель глубин должен быть установлен в рулевой рубке, а самописец – в рулевой или штурманской рубке.

Для измерения глубин применяется также ручной лот в случаях посадки судна на мель, промера глубин у борта во время стоянки у причала и т. п.

Ручной лот (рис. 3.9) состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25–30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта.

Разбивка лотлиня производится в метрических единицах и обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначается кожаной маркой с топориками.

В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый – с четырьмя.

Примерно с конца XV в. получил известность простой измеритель скорости – ручной лаг. Он состоял из деревянной дощечки со свинцовым грузом формой в 1/1 круга, к которой прикреплялся легкий трос, имеющий узлы через равные промежутки (чаще всего 7 м). Для измерения скорости парусных судов, плававших в те времена, лаг, как приблизительно постоянная отметка на поверхности воды, бросали за борт и поворачивали песочные часы, отмеряющие определенную продолжительность времени (14 с). За время, пока сыпался песок, матрос считал количество узлов, которые проходили через его руки. Число узлов, полученных за это время, давало в пересчете скорость судна в морских милях в час. Этот способ измерения скорости объясняет возникновение выражения «узел».

Лаг – навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. На морских судах применяются механические, геомагнитные, гидроакустические, индукционные и радиодоплеровские лаги.

  • относительные лаги, измеряющие скорость относительно воды;
  • абсолютные лаги, измеряющие скорость относительно дна.

Гидродинамический лаг – относительный лаг, действие которого основано на измерении разности давления, которая зависит от скорости судна. Основу гидродинамического лага составляют две трубки, выведенные под днище судна: выходное отверстие одной трубки направлено к носовой части судна; а выходное отверстие другой трубки находится заподлицо с обшивкой. Динамическое давление определяется по разности высот воды в трубках и преобразуется механизмами лага в показания скорости судна в узлах. Кроме скорости, гидродинамические лаги показывают пройденное судном расстояние в милях.

Индукционный лаг – относительный лаг, принцип действия которого основан на зависимости между относительной скоростью проводника в магнитном поле и наводимой в этом проводнике электродвижущей силой (ЭДС). Магнитное поле создается электромагнитом лага, а проводником является морская вода. Когда судно движется, магнитное поле пересекает неподвижные участки водной среды, при этом в воде индуцируется ЭДС, пропорциональная скорости перемещения судна. С электродов ЭДС поступает в специальное устройство, которое вычисляет скорость судна и пройденное расстояние.

Гидроакустический лаг – абсолютный лаг, работающий на принципе эхолота. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги.

Геомагнитный лаг – абсолютный лаг, основанный на использовании свойств магнитного поля Земли.

Радиолаг – лаг, принцип действия которого основан на использовании законов распространения радиоволн.

На практике отсчеты лага замечают в начале каждого часа и по разности отсчетов получают плавание S в милях и скорость судна V в узлах. Лаги имеют погрешность, которая учитывается поправкой лага.

Радионавигационные приборы

Судовая радиолокационная станция (РЛС) предназначена для обнаружения надводных объектов и берега, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов (рис. 3.10).

В РЛС используется явление отражения радиоволн от различных объектов, расположенных на пути их распространения, таким образом, в радиолокации используется явление эха. РЛС содержит передатчик, приемник, антенно-волноводное устройство, индикатор с экраном для визуального наблюдения эхо-сигналов.

Принцип работы РЛС следующий. Передатчик станции вырабатывает мощные высокочастотные импульсы электромагнитной энергии, которые с помощью антенны посылаются в пространство узким лучом. Отраженные от какого-либо объекта (судна, высокого берега и т. п.) радиоимпульсы возвращаются в виде эхо-сигналов к антенне и поступают в приемник. По направлению узкого радиолокационного луча, который в данный момент отразился от объекта, можно определить пеленг или курсовой угол объекта. Измерив промежуток времени между посылкой импульса и приемом отраженного сигнала, можно получить расстояние до объекта. Так как при работе РЛС антенна вращается, излучаемые импульсные колебания охватывают весь горизонт. Поэтому на экране индикатора судовой РЛС создается изображение окружающей судно обстановки. Центральная светящаяся точка на экране индикатора РЛС отмечает место судна, а идущая от этой точки светящаяся линия показывает курс судна.

Изображение различных объектов на экране радара может быть ориентировано относительно диаметральной плоскости судна (стабилизация по курсу) или относительно истинного меридиана (стабилизация по норду). Дальность «видимости» РЛС достигает несколько десятков миль и зависит от отражательной способности объектов и гидрометеорологических факторов.

Судовые РЛС позволяют за короткий промежуток времени определить курс и скорость встречного судна и избежать, таким образом, столкновения.

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) – это радиолокационные информационно-вычислительные комплексы, выполняющие автоматическую обработку радиолокационной информации. САРП выполняет следующие операции (рис. 3.11):

  • ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;
  • отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;
  • выделение опасно сближающихся целей;
  • индикацию на табло параметров движения и элементов сближения целей;
  • проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;
  • автоматизированное решение навигационных задач;
  • отображение элементов содержания навигационных карт;
  • определение координат местоположения судна на основе радио-локационных измерений.

Автоматическая информационная система (АИС) является морской навигационной системой, использующей взаимный обмен между судами, а также между судном и береговой службой для передачи информации о позывном и наименовании судна для его опознавания, координатах, сведений о судне (размеры, груз, осадка и др.) и его рейсе, параметрах движения (курс, скорость и др.) с целью решения задач по предупреждению столкновений судов, контроля за соблюдением режима плавания и мониторинга судов в море.

Электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) являются эффективным средством навигации, существенно сокращающим нагрузку на вахтенного помощника и позволяющим уделять максимум времени наблюдению за окружающей обстановкой и выработке обоснованных решений по управлению судном (рис. 3.12).

Основные возможности и свойства ЭКНИС:

  • проведение предварительной прокладки;
  • проверка маршрута на безопасность;
  • ведение исполнительной прокладки;
  • автоматическое управление судном;
  • отображение «опасной изобаты» и «опасной глубины»;
  • запись информации в электронный журнал с возможностью дальнейшего проигрывания;
  • ручная и автоматическая (через Internet) корректура;
  • подача сигнала тревоги при приближении к заданной изобате или глубине;
  • дневная, ночная, утренняя и сумеречная палитры;
  • электронная линейка и неподвижные метки;
  • базовая, стандартная и полная нагрузка дисплея;
  • обширная и дополняемая база морских объектов;
  • база приливов более чем в 3000 точек Мирового океана.

Спутниковая система навигации – это система, состоящая из наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов (рис. 3.13).

GPS – это глобальная навигационная спутниковая система определения местоположения Global Position System. Система включает группировку низкоорбитальных навигационных спутников, наземные средства слежения и управления и самые разнообразные, служащие для определения координат. Принцип определения своего места на земной поверхности в глобальной системе позиционирования заключается в одновременном измерении расстояния до нескольких навигационных спутников (не менее трех) – с известными параметрами их орбит на каждый момент времени, и вычислении по измененным расстояниям своих координат.

Навигационные инструменты

Навигационный секстан – угломерный инструмент (рис. 3.14), служащий:

  • в мореходной астрономии – для измерения высот светил над видимым горизонтом;
  • в навигации – для измерения углов между земными предметами.

Слово «секстан» происходит от латинского слова Sextans – шестая часть круга.

Морской хронометр – высокоточные переносные часы, позволяющие получать в любой момент достаточно точное гринвичское время (рис. 3.15).

Судовое время определяется по меридиану местонахождения судна и чаще всего корректируется ночью вахтенным офицером. Так, например, при изменении долготы на 15° на восток часы переводятся на 1 час вперед, а при изменении долготы на 15° в западном направлении – на 1 час назад.

Для того чтобы в машинном отделении, столовой команды, каютах, салонах, барах, камбузе иметь точное и одинаковое показание времени, устанавливают электрические часы, корректируемые от главных часов, находящихся на мостике.

К прокладочным инструментам относятся (рис. 3.16):

  • измерительный циркуль – для измерения и откладывания расстояний на карте;
  • параллельная линейка – для проведения на карте прямых, а также параллельных заданному направлению линий;
  • навигационный транспортир – для построения и измерения углов, курсов и пеленгов на карте.

Кроме этого, на мостике находятся журналы, папки с документацией, навигационные карты, обязательные справочники и пособия и др. (рис. 3.17).

Безопасность мореходства зависит от многих факторов – это опыт шкипера, выучка, слаженность работы команды, мореходные качества судна. Также сегодня просто невозможно представить безопасность плавания без целого спектра специальных приборов – морского навигационного оборудования. Конечно, оно не может полностью заменить человека, но является необходимым дополнением к опыту и знаниям любого шкипера. Не зря международные морские правила предъявляют жёсткие требования к навигационному оборудованию, как к одному из основных факторов безопасности мореплавания.

навигационное оборудование для яхты

Требования к навигационному оборудованию

Навигационное оборудование судов представляет собой комплекс специальных приборов, основная задача которых производить ориентирование судна в пространстве как в открытом море, так и у побережья, и в стеснённых условиях. В перечень навигационного оборудования судов могут входить как современные компьютеризированные системы спутниковой навигации, так и довольно старые, но не потерявшие своей надёжности, приборы. Ориентирование в пространстве осуществляется при посредстве:

    , имеющих либо графический (бумажный), либо цифровой формат.
  • Внешних источников – датчиков, радиосигналов береговых станций и космических спутников.
  • Обмен навигационной информацией с другими источниками.

бортовое навигационное оборудование

Международная конвенция СОЛАС предъявляет список требований к бортовому навигационному оборудованию, устанавливаемому на морских судах. В зависимости от типа и назначения судна — перечень может несколько варьироваться. В полном варианте он выглядит следующим образом:

  1. Основной магнитный компас. Обязателен для всех видов морских судов. Компас должен комплектоваться пеленгатором, дающим возможность взятие пеленга на все 360 градусов, и снабжённое автономным источником питания.
  2. Запасной магнитный компас. Обязателен для судов с вместимостью более 150 тонн. Не требуется к установке на кораблях, построенных после 2002 года, на которые устанавливается система дублирования показаний основного компаса.
  3. Принимающий индикатор навигационной радиосистемы. Обеспечивает автоматическое определение текущего положения судна.
  4. РЛС, совмещённая с системами электронной и радиолокационной прокладки пути (САРП) и автосопровождения. Рабочий диапазон РЛС должен составлять 9 гигагерц при длине волны три сантиметра. Обязательна к установке на судах вместимостью свыше 300т.
  5. На кораблях с валовой вместимостью (далее — ВВ) более 3 000т, и при этом совершающих рейсы с заходом в иностранные порты, в комплект навигационного оборудования должен входить авторегистратор данных рейса.
  6. Гироскопический компас. Данный прибор должен автоматически передавать информацию о курсе судна на специальное оборудование, а также на аварийный мостик для обеспечения визуального контроля. В его отсутствие — на борту должно находиться иное устройство для автоматической передачи данных о курсе корабля. Обязательны для морских судов вместимостью более 500 т.
  7. Эхолот (для судов ВВ свыше 300т).
  8. Лаг обычный и абсолютный лаг. Первый измеряет скорость и пройденный путь относительно поверхности моря, а второй – относительно морского дна. Обычный лаг должен присутствовать на судах ВВ более 300т, а абсолютный обязателен только для крупнотоннажных плавсредств с вместимостью более 50 тыс.т.
  9. Ручной лот – обязателен для судов любого водоизмещения и вместимости.
  10. Автоматическая система идентификации (АИС). Должна стоять на всех без исключения пассажирских судах, а также на транспортных при их ВВ более 300т.
  11. Система автоматического управления курсом корабля – для судов с ВВ более 10 тыс.т.
  12. Прибор для измерения скорости поворота судна, необходим при ВВ более 50 000т.
  13. Если конструкция судна предусматривает закрытый судовой мостик, то в средства навигационного оборудования включается прибор приёма внешних звуковых сигналов от других судов. Обязателен для судов любых размеров.
  14. Картографическая информационно-навигационная система, работающая в электронном формате. Устанавливается на корабли с вместимостью св. 500т.
  15. Система опознавания судна и дистанционного слежения за его перемещением – для кораблей с ВВ свыше 300т, осуществляющих международные рейсы.
  16. Системой, контролирующей дееспособность вахтенного помощника, оборудуются все морские суда с ВВ более 150т.
  17. Индикаторы положения руля и скорости, направления вращения винта. Показания данных индикаторов должны хорошо читаться с рабочего места капитана или вахтенного помощника. Обязательны для кораблей с ВВ более 500т.
  18. Отражатель радиолокационных сигналов – только для маломерных судов с валовой вместимостью менее 150т.
  19. Навигационный секстан – для судов ВВ более 300т.
  20. Хронометр – для судов вместимостью более 300т, а для пассажирских судов, согласно нормативам, следует иметь два хронометра.
  21. Секундомер: для судов с ВВ более 150т – одна штука, 500-3000т – две штуки, а свыше 3 000т – как минимум три секундомера.
  22. Бинокль морской (призменный) – на всех судах без исключения, а на крупнотоннажных, с ВВ более 30 000т их должно быть свыше четырёх.
  23. Барометр – обязателен для судов с ВВ более 150т.
  24. Кренометр – обязателен для всех судов, выходящих в море.
  25. Анемометр – обязателен для кораблей вместимостью более 300т, кроме тех, что эксплуатируются в ограниченном районе плавания, например, в акватории порта.

средства навигационного оборудования

Навигационное оборудование для яхт

В нашей стране разработкой требований к оснащению малоразмерных судов занимается инспекция ГИМС при МинЧС, а также Федерация парусного спорта. Требования к навигационному оборудованию яхт и катеров, конечно, менее объёмны, чем к крупным морским судам. Но от этого они не становятся необязательными к исполнению. Следует помнить, что вся ответственность за безопасное мореплавание и обеспечение яхты необходимым оборудованием полностью лежит на собственнике лодки и шкипере. Согласно нормативам ГИМС, яхта перед выходом в море, должна быть оснащена следующими средствами навигационного оборудования:

  • Основной и запасной компас. Оба прибора следует настроить и отрегулировать.
  • Навигационные карты района предполагаемого мореплавания. Обязательно – в бумажном формате, в качестве дублирующих – допускаются в электронном.
  • Справочник международной системы бортовых огней и знаков.
  • Секстан и хронометр.
  • Ручной или электронный лот.
  • Лаг, или иной прибор, показывающий скорость судна и пройденное им расстояние.
  • Навигационные огни, установленные в соответствии с требованиями МППСС. Они не должны закрываться парусами и должны быть хорошо видны с любых сторон.

В перечень «необязательных» приборов, в современный комплект навигационного оборудования для яхт входит множество электронных помощников, облегчающих жизнь рядовому яхтсмену:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: