Для чего по мнению автора по своей природе предназначена государственная власть какие качества права

Обновлено: 24.04.2024

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

(Адаптировано по тексту С.С. Алексеева.)

1. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

1) входят в содержание культуры

2) являются ценностными формами сознания

3) имеют нормативное содержание

4) служат регулятором поведения людей

2. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

Право и мораль служат общей цели; т. к.:

1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе

2)Являются регуляторами поведения людей в обществе

3) Формируют общую культуру человека

4) Формируют ценности и идеалы людей

3. Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали?

Требования морали, по мнению автора, отличаются:

1) более широким содержанием;

2) дают большой простор для толкования и применения;

3) требования права более конкретны;

4) в них выражается воля государства;

5) исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.

4. Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение».

Исполнение норм права обеспечивает авторитет и сила государственной власти, а при необходимости и меры государственного принуждения.

Примеры:

1) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции.

2) После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось.

3) Гражданин Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1) Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права

6. Гражданин А., защищая свою жену от оскорблений компании нетрезвых подростков, нанёс одному из них телесные повреждения. Соседи и знакомые признали правоту гражданина А., поскольку он защищал близкого человека от неправомерных действий подростков, но он был осуждён. Объясните ситуацию с точки зрения различия моральных и правовых оценок. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Моральная оценка такова: гражданин поступил правильно, т. к. защищал свою жену от оскорблений. Правовая оценка: мужчина нарушил закон, за нанесение телесных повреждений он понесет либо административную, либо уголовную ответственность.

Фрагмент текста:

«Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом…»

Меню

Задание ЕГЭ по обществознанию
Линия заданий - 17
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

Политическая, государственная власть как бы по самой своей природе предназначена для того, чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. В рассматриваемой плоскости связь политической, государственной власти с правом - связь органичная, создающая сам феномен права и придающая ему значение реального фактора в жизни общества. Её глубокое значение для права проявляется в двух основных плоскостях: во-первых, в том, что именно государственная власть через свои акты (нормативные, судебные) в условиях цивилизации придаёт нормам и принципам качества права - прежде всего всеобщую нормативность, возможность строгой юридической определённости содержания регулирования, с более широких позиций - качество институционности, а в этой связи - публичного признания и общеобязательности; во-вторых, в том, что именно государственная власть оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы правосудия, что и даёт значительные гарантии реализации правовых установлений.

..Право, со своей стороны, выступает в отношении власти в виде противоборствующего фактора, направленного на решение «своих», правовых задач и плюс к тому на то, чтобы при достаточно высоком уровне демократического и правового развития общества умирить, обуздать власть.

С этой целью вырабатываются политико-правовые институты (разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению её в самодовлеющий фактор. Подобное самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают. И именно тогда, подчеркну, в развитом демократическом обществе при устойчивом правовом прогрессе, вырабатываются и приобретают реальное значение положения и формулы 0 «правовом государстве», «верховенстве права», «правлении права». При таком нормальном, «деловом» взаимодействии власти и права, вполне естественном при демократическом общественном и государственном строе, происходит их взаимная притирка и - более того - взаимное обогащение. Политическая государственная власть, её носители получают твёрдый настрой на то, чтобы умирять и даже обуздывать «себя», свои властные претензии. Со своей стороны, и право, его представители и агенты преодолевают «правовой экстремизм», крайности формализма, другие теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений.

По-иному эта ситуация находит своё разрешение в обществах, где власть перешагнула социально оправданный порог своей концентрации и в содержании власти доминирующее значение приобретают авторитарные стороны и тенденции или, хуже того, власть попадает под эгиду групповых, узкоклассовых или этнических интересов. Здесь происходит деформация права, нередко весьма значительная, которая при неблагоприятных политических условиях вообще превращает право в ущербную юридическую систему, а то и в один лишь фетиш, «маску права», «видимость права», или, по иной терминологии, в «имитационное право».

16690. Для чего, по мнению автора, по своей природе предназначена государственная власть? Какие качества права связаны, по мнению автора, с деятельностью государственной власти? (Укажите три любых качества.) Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений упомянуты в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов
2) ответ на второй вопрос, например:
- всеобщая нормативность
- строгая юридическая определённость
- институционность
- гарантия реализации правовых установлений
(Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании трёх качеств из перечисленных. Переписанные дословно фразы текста, в которых требуемые качества содержатся, но не выделены чётко, не засчитываются при оценивании.)
3) ответ на третий вопрос, например:
- правовой экстремизм
- крайность формализма
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух сторон

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 16690.

Меню

Задание ЕГЭ по обществознанию
Линия заданий - 20
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

Политическая, государственная власть как бы по самой своей природе предназначена для того, чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. В рассматриваемой плоскости связь политической, государственной власти с правом - связь органичная, создающая сам феномен права и придающая ему значение реального фактора в жизни общества. Её глубокое значение для права проявляется в двух основных плоскостях: во-первых, в том, что именно государственная власть через свои акты (нормативные, судебные) в условиях цивилизации придаёт нормам и принципам качества права - прежде всего всеобщую нормативность, возможность строгой юридической определённости содержания регулирования, с более широких позиций - качество институционности, а в этой связи - публичного признания и общеобязательности; во-вторых, в том, что именно государственная власть оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы правосудия, что и даёт значительные гарантии реализации правовых установлений.

..Право, со своей стороны, выступает в отношении власти в виде противоборствующего фактора, направленного на решение «своих», правовых задач и плюс к тому на то, чтобы при достаточно высоком уровне демократического и правового развития общества умирить, обуздать власть.

С этой целью вырабатываются политико-правовые институты (разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению её в самодовлеющий фактор. Подобное самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают. И именно тогда, подчеркну, в развитом демократическом обществе при устойчивом правовом прогрессе, вырабатываются и приобретают реальное значение положения и формулы 0 «правовом государстве», «верховенстве права», «правлении права». При таком нормальном, «деловом» взаимодействии власти и права, вполне естественном при демократическом общественном и государственном строе, происходит их взаимная притирка и - более того - взаимное обогащение. Политическая государственная власть, её носители получают твёрдый настрой на то, чтобы умирять и даже обуздывать «себя», свои властные претензии. Со своей стороны, и право, его представители и агенты преодолевают «правовой экстремизм», крайности формализма, другие теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений.

По-иному эта ситуация находит своё разрешение в обществах, где власть перешагнула социально оправданный порог своей концентрации и в содержании власти доминирующее значение приобретают авторитарные стороны и тенденции или, хуже того, власть попадает под эгиду групповых, узкоклассовых или этнических интересов. Здесь происходит деформация права, нередко весьма значительная, которая при неблагоприятных политических условиях вообще превращает право в ущербную юридическую систему, а то и в один лишь фетиш, «маску права», «видимость права», или, по иной терминологии, в «имитационное право».

16693. Объясните мысль автора о том, что в недемократических обществах право становится ущербным, превращается в «видимость права». Приведите один аргумент в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в недемократических обществах правовые нормы и институты действуют в интересах конкретных политических сил, а не всего общества (Может быть дано другое объяснение.)
2) аргумент в поддержку, например: в недемократических обществах ценности прав и свобод человека и гражданина могут быть декларированы в конституции и конституционных законах, но реально не соблюдаться (т. е. имеется «видимость права»)
3) аргумент в опровержение, например: даже в условиях недемократического общества реально «работают» нормы и институты гражданского; административного, уголовного, семейного, трудового права.

Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и/или в опровержение

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 16693.

Что, по мнению автора, обусловливает характер политических отношений в обществе? Укажите два фактора.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.

Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет.

В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.

(М.Н. Марченко)


Тип 19 № 585

Как, по мнению автора, политические отношения связаны с общественными отношениями в других сферах жизнедеятельности общества? Приведите два примера этой связи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора:

«Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию»;

2) приведены примеры, допустим:

— с одной стороны, государство осуществляет социальную политику в области охраны детства и материнства, с другой стороны, это ответная реакция на кризис в демографической ситуации нашего общества;

— взимание налогов — одна из функций государства, и способ воздействия на экономику; экономическое развитие государства напрямую находит отражение в государственном бюджете страны.


Тип 1 № 5902

Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.

1) наличие аппарата власти и управления; 2) легальное право на применение силы; 3) суверенитет; 4) монопольное право издавать законы; 5) плюрализм; 6) парламентаризм

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Плюрализм и парламентаризм характерны для демократического государства, а не для любого.

Государство действительно имеет легальное право на применение насилия?

ДА, это один из признаков государственной власти.


Тип 19 № 5909

Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определённых качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную. 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий.

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: