Для чего буксирные и буксируемые суда сообщаются друг с другом

Обновлено: 19.04.2024

Общие положения
Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам. Как правило, все это выполняется специалистами научных учреждений морского флота и опытными капитанами в том случае, если буксировочная операция планируется заранее. В случае вынужденной (случайной) буксировки эти расчеты должны выполняться капитанами судов на основе принятых в морской администрации страны рекомендаций по буксировке.

Теория буксировки судов в море была разработана русским академиком А.Н. Крыловым в 1924 году. Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:

·длины буксирного троса или буксирной линии;

·прочности буксирного троса или линии.

Виды морских буксировок
Различают следующие вида буксировки:

·аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;

·плановая буксировка несамоходных судов и объектов;

·вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.

Существуют следующие способы буксировки:

·буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;

·буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30–40 м;


·буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);

·буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;

·буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.

Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции:

1. укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);

2. снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;

3. подкрепить буксирные устройства;

4. обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;

5. обеспечить аварийно-спасательным имуществом;

6. осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;

7. произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;

8. рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;

9. рассчитать остойчивость обоих судов;

10. принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;

11. подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;

12. произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;

13. предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.

Типы буксирных линий
Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной – буксирный трос, и комбинированной (неоднородной) – синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь. Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.

Буксирную линию следует рассматривать с точки зрения обеспечения безопасности движения судов при волнении, при этом выделяют: x – расстояние между судами; l – длина буксирной линии; f – стрелка провеса буксирной линии.

Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (подготовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море: выбор элементов буксирной линии невозможен – используют то, что имеется).

Если выбор элементов буксирной линии возможен, то при ее расчете за исходную величину принимают максимальный упор винта, и ме тодика расчета такова:

· определяют тягу на гаке на тихой воде и при штормовом ветре и волнении;

·определяют разрывное усилие элементов буксирной линии умножением тяги на гаке на коэффициент запаса прочности;

·по разрывному усилию, используя справочники, определяют элементы буксирной линии;

·определяют длину буксирной линии;

·определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в нормальных условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;

·определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в штормовых условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;

·сравнивают «игру» линии с высотой волны.

Если выбор элементов буксирной линии ограничен, то при ее расчете за исходную величину принимается прочность троса, и методика расчета следующая:

·выбирают длину буксирной линии, исходя из длин тросов (элементов), имеющихся на судах;

·определяют случайную нагрузку на буксирную линию и рабочую нагрузку. Случайная нагрузка – это ½ разрывного усилия буксирного троса. Рабочая нагрузка – через коэффициент запаса прочности (разрывное усилие троса делят на коэффициент);

·определяют расхождение судов при обоих видах нагрузки на буксирную линию, сравнивая значения расхождения с высотой волн в районе плавания.

Способы крепления буксирного каната
1. Крепление буксирного троса на кнехтах

2. Крепление браги за полуют

3. Крепление буксирного троса к якорной цепи

4. Брага на судне с полубаком

5. Крепление буксирного троса за становой якорь

6. Крепление буксирного троса при буксировке во льду за ледоколом

7. Соединение буксирной линии, состоящей из тросов и цепей
Управление судами при буксировке
Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка, остановка движения (окончание буксировки).

·разгоняться постепенно с небольшим ускорением, т. к. при движении с большим ускорением могут возникнуть в буксирной линии чрезмерные усилия;

·после того, как буксирный трос начнет обтягиваться – застопорить машину, а потом постепенно увеличивать скорость до скорости буксировки;

·расчетную длину буксирной линии установить после выхода на достаточную глубину;

·после набора расчетной скорости буксировки осмотреть буксирное устройство.

· на обоих судах вахта для наблюдения за работой буксирного устройства;

·предусмотреть возможность экстренной отдачи буксирного троса;

·не располагать курс по волне или против волны – максимальное влияние орбитального движения обоих судов на усилия в буксирной линии;

·длину буксирной линии необходимо иметь такую, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее;

·длину буксирной линии необходимо иметь такой, чтобы рыскание буксируемого судна было минимальным, при этом: чем больше скорость буксировки, тем больше рыскание буксируемого судна; чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание; чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание не порывистое, что позволяет рулевому удерживать судно на курсе;

· увеличение расхождения судов может достигаться уменьшением скорости буксировки, однако при этом следует помнить, что уменьшение скорости буксировки приводит к ухудшению управляемости обоих судов;

·изменять курс относительно фронта волны следует с уменьшением скорости, чтобы не привести к увеличению бортовой качки;

·курс буксируемого судна располагать по кильватерной струе, при изменении курса – держаться ее наружной кромки;

· не проводить резких и больших изменений курса;

·уменьшать длину буксирной линии при плавании на мелководье.

·при экстренной остановке буксировщика следить за тем, чтобы не произошло навала на него;

·при временной остановке на большой глубине необходимо иметь в виду, что могут сблизиться друг с другом под действием веса буксирной линии;

·при подходе к месту отдачи буксирного троса (к месту окончания буксировки) необходимо постепенно снизить скорость;

·отдачу буксирного троса производить там, где глубина позволяет ему лечь на грунт;

·отдачу буксирного троса на большой глубине производить на ходу и осуществлять ее на буксировщике;

·отдачу буксирной линии производить тогда, когда масса ее оставшейся части будет такой, что подъемные устройства на буксируемом судне будут способны выбрать ее из воды.

Особые случаи буксировки
Буксировка лагом:

·в закрытых акваториях;

·при перегрузке груза в открытом море;

·наличие хорошей кранцевой защиты;

·как можно туже обтянуть швартовы (шпринги и прижимные).

·практически отсутствует сопротивление буксировщика, поскольку он располагается в попутном потоке буксируемого судна;

·отсутствует буксирная линия;

·сопротивление буксируемого судна (баржи) уменьшается из-за отсутствия набрасываемой струи;

·возрастает устойчивость на курсе;

·увеличивается скорость буксировки;

·обеспечивается безопасное плавание на взволнованном море

Применение: в основном ББС (лес, навалочные, насыпные, контейнеры, нефтепродукты).

Буксировка морских лихтеров:

·морские лихтера имеют буксирное устройство, рассчитанное на буксировку их морем;

·буксировка без экипажа предусматривает особое крепление буксирной линии, уменьшающее рыскливость (как можно дальше вперед от ЦТ судна);

·создание дифферента на корму;

·обеспечить огни согласно МППСС-72.

Буксировка плавучих сооружений:

·подготовка к буксировке по заранее составленному плану;

·буксирная линия составная;

·применение нескольких буксиров;

·применение буксирных волокуш, уменьшающих рыскание, или вспомогательных буксиров;

·уменьшение буксирной линии при прохождении узкостей и при входе в порт.

·применяется очень редко;

·особенность – небольшое возвышение над водой;

·небольшая скорость буксировки;

·малая продольная прочность плота;

·сложности с буксировкой в штормовую погоду.

Буксировка аварийных судов:
·аварийное судно без экипажа – затруднена подача буксирного троса;

·в зависимости от повреждения – особенности буксировки (кормой, рыскливость – при повреждении рулевого комплекса);

·винт застопорить, что способствует устойчивости судна на буксире.

Теоретические основы морской буксировки
При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания (см. рисунок). Это сопротивление и собственно сопротивление буксировщика преодолеваются упором гребного винта буксировщика. В некоторых случаях, когда наблюдаются рывки буксирного троса (линии) и появляются динамические нагрузки в буксирном тросе, возникают усилия большие, чем максимальный упор гребного винта буксировщика. Эти случаи могут встречаться как при буксировке на тихой воде, так и при буксировке в штормовых условиях.

При плавании на взволнованном море или на мертвой зыби в буксирном тросе возникают усилия, которые во много раз могут превысить упор винта буксировщика. Это превышение возникает из-за того, что оба судна то сближаются, то удаляются друг от друга. При таком орбитальном движении ЦТ каждого из судов, если бы оно было свободным, описал бы около своего среднего положения некоторую орбиту. Уравнения такой орбиты в параметрической форме:

где a и b – некоторые постоянные для данного судна и длины волны;

τ – период волны, сек.

Величины a и b не превышают ½hволны. Т. о., если взять значение a = ½hволны, то будет учтен наихудший случай. В этих уравнениях интерес представляет величина x – изменение расстояния между судами на качке. Вертикальные колебания судов практически не оказывают влияния на усилия в буксирном тросе, поэтому их не будем рассматривать.

Определим ускорение движения судна на волнении:

Наибольшее ускорение будет при , т. е. . Тогда усилие будет равно Fmax = m×x", где m – масса судна. Т. е. чтобы судно массой m не совершало орбитальные движения к нему нужно приложить силу F, максимальное значение которой будет при x" = ω, F = mω.

При буксировке буксирную линию следует подбирать т. о., чтобы расстояние между судами изменялось на значение, равное высоте волны 2a = hволны.

Расчеты скорости буксировки и прочности буксирного троса (линии)
Скорость буксировки в штормовых условиях определяют исходя из того, что суммарное сопротивление буксировщика и буксируемого судна должно быть преодолено упором гребного винта буксировщика:

где RΣ – общее сопротивление каравана;

R0 – сопротивление буксировщика;

R1 – сопротивление буксируемого объекта;

Pш – упор гребного винта на швартовах.

Сила, которая используется на продвижение буксируемого судна, называется тягой на гаке и представляет собой разницу между упором винта буксировщика на полном ходу Pш и его сопротивлением:

Максимальная скорость при буксировке будет тогда, когда общее сопротивление каравана составит силу, равную Pш. Для определения этой скорости необходимо построить суммарный график всех сопротивлений в зависимости от скорости движения каравана. Расчет производится в следующем порядке:

· определяется сопротивление буксировщика при различных скоростях (с дискретностью 2 узла) до максимальной включительно, которое равно упору винта;

· определяется сопротивление буксируемого объекта при разных скоростях, при этом необходимо учесть сопротивление винта буксируемого судна (свободно вращающийся или застопоренный);

· в том случае, когда нужно определить тягу на гаке буксировщика, то нужно к сопротивлению буксируемого объекта прибавить сопротивление самого буксирного троса;

· составляют таблицу сопротивлений при различных скоростях и по ней строят графики сопротивлений (войдя по значению Pш в график суммарного сопротивления определяют скорость буксирного каравана и тягу на гаке);

· по найденному значению тяги на гаке определяют требуемые характеристики буксирного троса.

Формулы для расчета

Сопротивление буксирующего судна:

R0 = Rx + Rвозд + Rволн,

где Rволн – сопротивление волнения;

Rвозд – сопротивление воздуха;

Rx – сопротивление воды движению судна (Rx = Rf + Rr);

Rf – сопротивление трения;

Rr – остаточное сопротивление.

Сопротивление буксируемого судна:

R1 = R'x + R'возд + R'волн + R'винт + Rтр,

где R'винт – сопротивление гребного винта (застопоренный/проворачивающийся);

Rтр – сопротивление погруженной в воду части буксирного троса.

Прокрутить вверх


ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

и других плавучих объектов - вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных судов (специализированных судов-буксировщиков, ледоколов, грузовых судов), по принятой технологии буксировки, с целью доставки несамоходных или потерявших ход судов и иных плавучих объектов из порта (пункта) отправления в порт (пункт) назначения, а также для выполнения маневровых работ в портах и на подходах к ним. "

Буксирное устройство на буксире

Состав буксирного устройства

Буксирное устройство на буксире


Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Буксирное устройство

Эксплуатация буксирного устройства

Буксирное устройство


1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и.

Буксировка несамоходного объекта

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Буксировка несамоходного объекта


Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи.

Работа буксира при швартовке судна

Подача буксира на буксируемый объект

Работа буксира при швартовке судна


Эта операция может производиться несколькими способами.
В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами :если суда могут стать лагом.

Крепление буксирного кната

Крепление буксирного каната

Крепление буксирного кната


На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных.

Буксир Плутон

Подготовка процедур аварийной буксировки

Буксир Плутон


Назначение данного Руководства - оказание помощи капитанам судов в подготовке процедур для конкретного судна в принятии самых безопасных и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Буксир

Общие положения буксировки

Буксир


Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта.

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1

Виды морских буксировок

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1


Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов.

Буксир буксирует балкер

Типы буксирных линий

Буксир буксирует балкер


Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь.

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке

Буксируемое судно


Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка.

Буксировка платформы МЛСП Приразломная

Особые случаи буксировки

Буксировка платформы МЛСП Приразломная


Буксировка плавучих сооружений:
подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
буксирная линия составная.

Буксировка МЛСП Приразломная

Теоретические основы морской буксировки

Буксировка МЛСП Приразломная


При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление.

Буксировка МЛСП Приразломная

Буксировка МЛСП Приразломная

При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление буксировщика преодолеваются упором гребного винта буксировщика.

В некоторых случаях, когда наблюдаются рывки буксирного троса (линии) и появляются динамические нагрузки в буксирном тросе, возникают усилия большие, чем максимальный упор гребного винта буксировщика.

Эти случаи могут встречаться как при буксировке на тихой воде, так и при буксировке в штормовых условиях. П

При плавании на взволнованном море или на мертвой зыби в буксирном тросе возникают усилия, которые во много раз могут превысить упор винта буксировщика. Это превышение возникает из-за того, что оба судна то сближаются, то удаляются друг от друга. При таком орбитальном движении ЦТ каждого из судов, если бы оно было свободным, описал бы около своего среднего положения некоторую орбиту. Уравнения такой орбиты в параметрической форме:

a и b – некоторые постоянные для данного судна и длины волны;

τ – период волны, сек.

Величины a и b не превышают ½hволны. Т. о., если взять значение a = ½hволны, то будет учтен наихудший случай. В этих уравнениях интерес представляет величина x – изменение расстояния между судами на качке. Вертикальные колебания судов практически не оказывают влияния на усилия в буксирном тросе, поэтому их не будем рассматривать.

Определим ускорение движения судна на волнении:

Наибольшее ускорение будет при , т. е. . Тогда усилие будет равно Fmax = m×x", где m – масса судна. Т. е. чтобы судно массой m не совершало орбитальные движения к нему нужно приложить силу F, максимальное значение которой будет при x" = ω, F = mω. При буксировке буксирную линию следует подбирать т. о., чтобы расстояние между судами изменялось на значение, равное высоте волны 2a = hволны.

Работа буксира при швартовке судна

Работа буксира при швартовке судна

Эта операция может производиться несколькими способами.

В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами : если суда могут стать лагом, то после швартовки один конец буксирного троса крепят к якорной цепи или браге, затем трос проводят вдоль борта буксируемого судна так, чтобы он проходил чисто от всех выступающих частей.

Полезно его в нескольких местах прихватить концом из растительного троса.

Оставшуюся часть троса укладывают на корме буксировщика длинными шлагами так,чтобы конец, идущий к буксируемому судну, мог свободно вытравливаться.

Отдельные шлаги следует крепить при помощи схваток к кнехтам. Усилия, затрачиваемые на разрыв этих схваток, будут тормозить вытравливание троса. В качестве более надежного средства против преждевременного вытравливания буксирного троса можно рекомендовать переносные стопоры для тросов;

если суда не могут стать лагом друг к другу, буксировщик становится на якорь впереди буксируемого судна, и буксирный трос подают при помощи катера, который доставит с буксировщика на буксируемое судно проводник из синтетического троса достаточной прочности для последующей передачи буксирного троса. Буксируемое судно выбирает проводник, затем буксирный трос, который крепят одним из указанных ниже способов. Проводник можно подать и другими способами, например, с помощью линеметательной установки.

Если объект буксировки необходимо взять на буксир в открытом море, то может сложиться ситуация, когда:

объект имеет ход и может управляться;

объект не имеет хода и, следовательно, не может управляться.

В первом случае буксируемому судну целесообразно подходить к корме буксировщика на такое расстояние, которое позволяет использовать линеметательные приборы или подать бросательный конец.

При таком взаимном расположении судов, если возникнет угроза навала их друг на друга, они могут легко разойтись, для чего буксируемому судну нужно только дать ход назад.
После подачи линя передают проводник из синтетического троса, затем на проводнике подают буксирный трос, который крепят к браге или якорной цепи.

Если буксируемое судно не имеет хода, то буксирный трос подают с буксировщика. В этом случае проводник передают со шлюпки при помощи поплавка или линеметательного прибора.

Если подача ведется со шлюпки, то ее спускают с большей частью уложенного проводника. Если невозможно спустить шлюпку, проводник можно подать при помощи какого-либо поплавка, который буксирует на длинном лине буксирующее судно.

В качестве такого поплавка могут быть использованы анкерок, спасательный круг, спасательный нагрудник или какой-либо плавучий предмет. Но для начала операции необходимо выяснить характер дрейфа буксирующего и буксируемого судов.

Судно, буксирующее поплавок, проходит с подветренного или наветренного борта того судна, которое должно его поднять, стараясь подвести трос с поплавком возможно ближе к нему, но, не допуская навала судов.

Если буксирующее судно дрейфует быстрее того судна, которому подают проводник, то, пройдя последнее, буксирующее судно выходит на ветер, а если дрейфует медленнее, то уваливается под ветер.

Подача проводника поплавком

а) - с подветренной стороны; б) - с наветренной стороны

Подача проводника поплавком

Проводник можно подать с помощью надувного плота, который дрейфует быстрее судна или связки пластиковых баллонов. Судно, подающее проводник, подходит с наветренного борта как можно ближе к судну, на которое проводник подается, и сбрасывает надувной плотик с прикрепленным к нему проводником. Надувной плот будет дрейфовать быстрее, если перед сбрасыванием на воду у него будут срезаны водяные стабилизаторы.

Во многих случаях лучше подавать проводник, а также принимать или подавать буксир с подветра в носовой части судна. При этом сохраняется возможность работы машиной и уменьшается опасность намотать тросы на гребной винт.

Линь можно подать при помощи линеметательных аппаратов. Для этого идут вдоль буксируемого судна на достаточно безопасном расстоянии и перебрасывают на него линь. Линеметательные аппараты дают возможность быстро и надежно передать линь.

Подача проводника при помощи надувного спасательного плота

Подача проводника при помощи надувного спасательного плота

При штормовой погоде заводку буксира на аварийное судно необходимо осуществлять только в условиях вынужденных обстоятельств и в целях спасения судна.
Если обстоятельства позволяют, то лучше подождать улучшения погоды. В морской практике имели место случаи и попытки осуществления заводки буксиров на аварийное судно, но все они носили нестандартный характер, а иногда кончались трагически для обоих судов.

Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, при маневрировании в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира.

Буксирное устройство (рис. 120) представляет собой комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым. Оно включает:

  • буксирный трос
  • буксирные клюзы
  • битенги (буксирные кнехты)
  • вьюшки для хранения троса
  • Помимо этого используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).

Буксирное устройство судна

Многолетняя практика эксплуатации судов определила наиболее удобное расположение элементов буксирного устройства на судне. Элементы устройства, предназначенные для буксировки самого судна, находятся в носовой части, а предназначенные для производства буксировочных работ— в корме.

Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующею судна на нос буксируемого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки достигается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной акватории порта (рис. 6.51).

Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являются буксирный трос и гак. В качестве буксирных тросов применяют как растительный, так и стальной трос.

Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос. Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Простой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен буксира, что может привести к опрокидыванию последнего (рис. 6.52). Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением автоматических и полуавтоматических гаков.

Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы.

Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1 - 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хорошую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому при морских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскрепляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.

Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения буксирного гака.

Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение гроса. В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается.

К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг -чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов и имеющая усиленное крепление к палубе. Установка вдоль каждого борта двух -трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы, расположенные на носу и корме буксира, позволяют избежать вмятин обшивки судна при подходе буксира к борту.

Способы крепления буксирного каната

Вынужденные буксировочные операции по спасению аварийных судов выполняются транспортными судами или буксирами-спасателями. На транспортных судах буксирное устройство устанавливается на случай аварийных буксировок и поэтому запрещается использовать буксирный трос для иных целей.

Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса - его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400 - 500 м) или в трос включают две - три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Большой эластичностью также отличаются тросы из синтетического волокна, поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.

На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных буксировках - еще и от погодных условий. Во всех случаях должно быть обеспечено надежное крепление тросов и предусмотрена возможность изменения длины буксирного троса и его немедленной отдачи.

Крепление буксирного троса на буксируемом судне

Самым простым способом является крепление буксирного троса непосредственно на кнехтах (рис. 6.53). Такой способ можно использовать при буксировке небольших судов на короткое расстояние в стесненных условиях плавания, где требуется часто выбирать и потравливать буксир. Но в этом случае необходимо тщательно осмотреть кнехты, и если они не особенно надежны, то их надо подкрепить (рис.6.54).

Крепление буксирного троса к якорной цепи

При морской буксировке на дальние расстояния используется способ крепления буксирного троса к двум или одной якорным цепям (рис. 6.55).

Иногда целесообразно буксирный трос закрепить прямо за якорь (рис. 6.56). Наличие тяжелого якоря значительно улучшает работу буксирной линии в целом. Но в этом случае необходимо продумать способ соединения с якорем, так как простое набрасывание огона троса на лапы якоря не обеспечивает надежности соединения из-за возможности перетирания троса об острые края головной части якоря.

Если нельзя использовать якорные цепи, то приходится заводить брагу. Брага - стальной трос, который заводят за жесткие корпусные конструкции (рубки, комингсы грузовых люков) с распределением нагрузки на возможно большее число точек, причем без резких перегибов троса (рис. 6.57). На углах под брагу крепят деревянные брусья. Для экстренной отдачи браги используется глаголь-гак.

Варианты крепления буксирного троса за становой якорь

Крепление буксирного каната на буксирующем судне

На корме должна быть предусмотрена возможность легкой и надежной отдачи буксирного каната в случае вынужденной остановки в море и опасного сближения с буксируемым судном, а также внезапной угрозы столкновения.

Крепление буксира за брагу, обнесенную вокруг комингса люка

Данным способом удобнее крепить буксирный канат на равнопалубных судах, проводя брагу вокруг комингса кормового трюма. На кнехт следует накладывать такое число шлагов браги, которое допускается его нагрузкой. Оставшаяся часть тягового усилия должна быть передана на комингс грузового люка или на другие прочные конструкции, расположенные на палубе судна. Трос браги следует брать такой прочности, как и буксирный, или делать его из нескольких шлагов.

По достижении судами полной скорости буксировки необходимо осмотреть буксирное устройство. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства. У места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство.

Все суда, когда они идут на буксире, рыскливы. Предотвратить рыскание при помощи руля возможно лишь в том случае, если скорость рыскания позволяет рулевому удерживать судно на курсе.

Буксировка судов во льдах ледоколами

В тяжелых ледовых условиях или при повреждении проводимых судов может возникнуть необходимость буксировки их ледоколом.

Буксировка транспортного судна

Подготовка проводимого судна к буксировке заключается в следующем. Якоря убирают на палубу, что необходимо для продевания буксирного стропа ледокола через якорные клюзы, а также во избежание поломки якорей и повреждения борта ледокола. Суда при плавании в ледовых условиях должны быть всегда готовыми к поднятию якорей на палубу.

На баке судна готовят в достаточном количестве бросательные концы и тросы-проводники со скобами для приемки буксира с ледокола.

Заранее готовят все необходимое для принятия и крепления «усов» на палубе судна, для чего через клюзы заводят стальные тросы-проводники со скобами, предназначенные для присоединения их к концам «усов», которые будут протаскиваться через клюзы на палубу.

Необходимо предусмотреть быструю отдачу буксирного стропа, поданного с ледокола. Один из способов крепления стропа заключается в том, что выходящие через якорные клюзы на палубу огоны «усов» связывают манильским или пеньковым тросом. Для отдачи буксира этот найтов рубят. Чтобы это можно было сделать без малейшей задержки, под найтов плотно подкладывают деревянный брус. При буксировке нужно вблизи найтова выставить вахтенного матроса, снабженного топором.

При ледовой проводке в сплоченном тяжелом или торосистом льду применяют буксировку ледоколом вплотную. При этом способе буксировки ледокол подтягивает проводимое судно вплотную в свой кормовой вырез. Для буксировки вплотную используется специальный буксир «усы» - короткий стальной трос с огонами на концах, которые пропускаются через якорные клюзы буксируемого судна (рис. 6.61).

Буксируемое судно должно идти строго в диаметральной плоскости ледокола. На резких поворотах во льду ледокол должен сбавлять скорость, чтобы избежать обрыва буксирного стропа. При буксировке судов большого водоизмещения или большой длины ледокол управляется плохо. В этих случаях при поворотах на буксируемом судне необходимо класть руль в противоположную сторону и переходить к нормальному управлению, как только ледокол начнет выправляться на канале или на курсе.

Крепление буксирного троса на буксируемом судне

При буксировке в тяжелых льдах нельзя крепить буксирные тросы за швартовные кнехты или брашпиль, которые не рассчитаны на большие нагрузки и при приложении такой нагрузки будут срезаны или выворочены (рис. 6.62).

Элементы буксирного устройства

Элементы буксирного устройства (рис. 121). Необходимое количество и прочные размеры элементов буксирного устройства выбирают по Правилам Регистра в зависимости от размеров, назначения и района плавания судна. На рис. 120 показано расположение буксирного устройства на морском буксировщике неограниченного плавания.

Элементы буксирного устройства

Буксирный канат

Буксирный канат связывает буксировщик с буксируемым судном. Наибольшее распространение на морских буксировщиках получили стальные канаты, которые в походном положении хранятся на барабане буксирной лебедки. Растительные и синтетические канаты укладывают в бухты на банкеты. Диаметр стального буксирного каната зависит от тяги на гаке и колеблется от 24 до 66 мм. Обычно каждый буксировщик снабжается двумя буксирными канатами: один для буксирной лебедки, другой для буксирного гака.

Проводник

Проводник — легкий прочный стальной или синтетический канат. Проводник подают на буксируемое судно, чтобы с его помощью передать буксирный канат. Хранится проводник на специальной лебедке-вьюшке.

Буксирная лебедка

Буксирная лебедка служит для буксировки судов на длинном и коротком буксире, регулирования длины буксирного каната и хранения его по по-походному.

Автоматические буксирные лебедки

Автоматические буксирные лебедки, кроме того, регулируют натяжение буксирного каната, амортизируя рывки. При буксировке на длинном буксире буксирный канат проходит через кормовой буксирный клюз. При буксировке на коротком буксире буксирный канат с буксирной лебедки идет на направляющий блок , расположенный ближе к середине длины судна, а с него на буксирное судно. Буксирные лебедки, как правило, электрические.

Буксирный гак

Буксирный гак предназначен для закрепления на судне буксирного каната и быстрой его отдачи. Буксирный гак имеет амортизатор и приспособление для быстрой отдачи буксирного каната. Имеются гаки с автоматической отдачей, которая срабатывает от пневмоэлектрического или гидравлического привода. Чтобы гак не свешивался вниз, его поддерживает дугообразная подставка— погон буксирного гака.

Буксирная дуга

Буксирная дуга служит для крепления буксирного гака, который перемещается по ней за линией натяжения буксирного каната. Буксирная дуга крепится к прочным корпусным конструкциям.

Буксирные арки

Буксирные арки предупреждают провисание буксирного каната, защищая конструкции и людей, находящихся на палубе. Высота буксирных арок определяется линией натянутого буксирного каната. По бортам арки опираются на фальшборт, при большой ширине судна в середине пролета арок устанавливают стойки. Для ограничения перемещения буксирного каната в вертикальной и горизонтальной плоскостях при буксировке на коротком буксире высокобортных судов устанавливают серьгу. Это отрезок стального каната, который перебрасывают через буксирный канат и концами крепят к палубному обуху. Буксирный клюз препятствует горизонтальному перемещению буксирного каната при буксировке на длинном буксире. Его устанавливают в выемке фальшборта на фундамент. Для уменьшения истирания буксирного каната буксирный клюз снабжают роульсами. Сверху он закрыт наметкой.

Битенги буксирные

Битенги буксирные находятся в носовой части, по бортам и в корме. Служат для крепления буксирного каната при буксировке соответственно задним ходом, лагом и при снятии судов с мели. Носовой битенг выполняют в виде отдельной тумбы, бортовые из двух тумб, а кормовые —из двух тумб, соединенных горизонтальной перекладиной. Битенги прочно связывают с набором корпуса судна.

Однако прочность штатных креплений буксирного троса на промысловых судах не всегда достаточна для длительной буксировки, особенно буксировки малых судов большими и при неблагоприятных погодных условиях. Поэтому независимо от наличия буксирного устройства способ крепления троса разрабатывают в каждом конкретном случае.

Ограничители буксирного каната

Ограничители буксирного каната устанавливают по бортам на уровне буксирного троса. Благодаря ограничителям натянутый буксирный канат проходит в носовую часть за бортом буксировщика, не повреждая палубных конструкций.

Кранцевое устройство

Кранцевое устройство располагают в носовой и кормовой частях, оно служит для амортизации ударов во время швартовок и буксировки.

В заключение следует упомянуть буксировку судов с помощью браги или полубраги.

Брага

Брага — это стальной канат, который обносят вокруг корпуса буксируемого судна. К коушу браги присоединяют буксирным канат буксировщика.

Брага может заводиться в якорные клюзы, за фундаменты судовых механизмов, комингсы грузовых люков и другие прочные судовые конструкции. При буксировке на небольшие расстояния и благоприятных погодных условиях буксирный трос крепят за битенги, а на добывающих судах могут быть использованы промысловые лебедки.

Полубрага

Полубрага обносится вокруг бака или заводится в якорные клюзы. Такая буксировка применяется для обеспечения гарантированной прочности соединения буксировщика с буксируемым судном.

В морской практике буксировок судов промыслового флота распространена буксировка в кильватер, когда буксирующее судно с помощью буксирного троса (буксирной линии) тянет за собой буксируемое. В особых аварийных случаях буксировку осуществляют лагом (борт о борт).

Литература

Устройство и основы теории морских судов - Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]
Матрос морского судна - Шарлай Г. Н. [2013]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: