Дилеры это государственные чиновники контролирующие куплю продажу иностранной валюты

Обновлено: 18.04.2024

В связи с поступающими от профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - ПУРЦБ) обращениями, связанными с Указами N 79 , N 81 , N 95 (далее при совместном упоминании - Указы), Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России направляет ответы на часто задаваемые ПУРЦБ вопросы и просит Национальную ассоциацию участников фондового рынка и Саморегулируемую организацию "Национальная финансовая ассоциация" довести их до сведения своих членов.

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций".

Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 1. Выдается ли разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, на совершение сделок (операций) на организованных торгах иностранного организатора торговли?

Ответ. Нет, разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение сделок (операций) исключительно на организованных торгах, проводимых российскими организаторами торговли.

Вопрос 2. Требуется ли ПУРЦБ, осуществляющему брокерскую деятельность, получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации сделок с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, с участием иностранного вышестоящего брокера?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами Российской Федерации с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений.

Вместе с тем согласно пункту 12 Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно требованиям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 12 Указа N 95 (далее - Специальные иностранные лица).

Пункт 4 Указа N 95, пункт 2 Решения Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", пункт 1.8 Официальных разъяснений Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

В то же время в случае невозможности идентифицировать контрагента по сделкам (операциям), совершаемым ПУРЦБ в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации с участием иностранного вышестоящего брокера с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли на совершение таких сделок (операций) требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81.

Вопрос 3. Требуется ли ПУРЦБ получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в своих интересах сделок купли и продажи иностранных ценных бумаг на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, через иностранных вышестоящих брокеров?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 по общему правилу требуется получение разрешения на совершение резидентами Российской Федерации сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Вместе с тем, помимо указанного выше в ответе на вопрос 2 исключения, как следует из пояснений пункта 1.11 Официальных разъяснений Банка России N 2-ОР , не требуется получение резидентом - ПУРЦБ разрешения в соответствии с Указом N 81 на совершение сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, в своих интересах с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации, а расчеты по сделкам с такими ценными бумагами осуществляются по счетам (вкладам), открытым резидентам в иностранных банках, иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, информация о которых раскрыта резидентами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 4. Где содержится перечень иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, который необходимо использовать в целях исполнения Указов?

Ответ. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц".

Вопрос 5. Необходимо ли получение разрешения на внесение изменений в условия сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, в части изменения срока исполнения обязательств по второй части договора внебиржевого репо, заключенного в интересах лица иностранного государства, совершающего недружественные действия?

Ответ. Разрешения в соответствии с Указом N 81 выдаются на совершение (исполнение) непосредственно сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги.

В связи с этим для изменения условий договора репо в части срока исполнения обязательств по его второй части получение разрешения не требуется в силу того, что само по себе такое изменение сделкой (операцией), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, не является.

Вопрос 6. Необходимо ли получение разрешения на осуществление сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, заключенной в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия (при наличии статуса валютного резидента Российской Федерации и статуса налогового резидента иностранного государства, осуществляющего недружественные действия)?

Ответ. Согласно пункту 1.10 Официальных разъяснений от 18.03.2022 N 2-ОР в целях применения Указов при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием "резидент", определенным в статье 1 Федерального закона N 173-ФЗ . При этом резидент - гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" рассматривается только как резидент - гражданин Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Таким образом, для совершения сделок в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия, получения разрешения на их осуществление (исполнение) не требуется, в случае если контрагентом по таким сделкам (операциям) выступает резидент, Специальное иностранное лицо, лицо иностранного государства, не совершающего недружественные действия .

Вопрос 7. Необходимо ли получение разрешения в соответствии с Указами на осуществление сделки (операции) на заключение в режиме "РПС с ЦК " на Срочном рынке Московской Биржи (ФОРТС ) сделки купли-продажи расчетного фьючерсного контракта между резидентом-продавцом и недружественным нерезидентом-покупателем?

Режим переговорных сделок с ЦК, адресные.

Фьючерсы и опционы российской торговой системы.

Ответ. В соответствии с подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 Указа N 81 получение разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), требуется для осуществления (исполнения) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. При этом осуществление (исполнение) указанной в вопросе сделки (заключение договора, являющегося расчетным производным финансовым инструментом) само по себе не влечет за собой возникновения права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество и, соответственно, получения разрешения на ее осуществление (исполнение) не требует.

Вместе с тем Указом N 95 установлен временный порядок исполнения обязательств по финансовым инструментам, к которым в силу подпункта 22 пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ относится фьючерсный договор как вид производных финансовых инструментов.

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

В связи с этим при исполнении обязательств по расчетному фьючерсному договору необходимо руководствоваться порядком исполнения обязательств по финансовым инструментам, установленным Указом N 95.

Ответ. В соответствии с пунктом 12 Указа N 95 и пунктом 8 Указа N 126 в целях применения Указа N 81, а также Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования".

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ПУЦРБ вправе не относить себя к лицам, которые находятся под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, при выполнении обозначенных выше условий.

Вопрос 9. Вправе ли ПУРЦБ перечислять денежные средства клиента - лица иностранного государства, совершающего недружественные действия, находящиеся на специальном брокерском счете типа "С", если клиент дал такое согласие, на свой собственный банковский счет?

Решением Совета директоров Банка России установлен режим специального брокерского счета типа "С" для учета денежных средств клиентов-нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусматривающий ограниченный перечень операций по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С".

Решение Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

При этом указанным Решением Совета директоров Банка России не предусмотрены операции по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С", на котором учитываются денежные средства клиентов-нерезидентов, предоставивших брокеру право их использования, в целях их перевода на собственный банковский счет брокера, без получения разрешения.

В связи с этим вышеназванные операции возможны только в случае получения соответствующего разрешения.

Вопрос 10. Признается ли для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации)?

Ответ. Для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации) не признается валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81 со 2 марта установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. На совершение таких сделок в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81 по общему правилу требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Почему регулятор не хочет управлять «дочками» зарубежных банков

Центробанк просят взять под контроль дочерние компании иностранных банков, работающие в России. Зарубежные кредитные организации стали точкой конфликта между российским бизнесом и регулятором, пишет агентство Reuters. Некоторые чиновники и предприниматели настаивают на том, чтобы ЦБ взял управление, в частности, Райффайзен-банком, «Юникредитом» и Ситибанком.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как ЦБ меняет правила купли-продажи миноритарных пакетов финансовых организаций

Но сейчас этого не происходит, поскольку есть контроль за движением капитала. Поэтому свои функции они продолжают выполнять как обычный российский банк. Квазинационализировать их контрпродуктивно, потому что это создаст опасность введения против них санкций и отключения от SWIFT. Отчасти они еще представляют для экономики РФ некий канал связи с западным миром, чтобы было хотя бы какое-то движение капитала для клиентов кредитных организаций. Если их перевести под контроль российских юрлиц, особенно ЦБ, в России станет еще меньше банков, которые будут в состоянии проводить платежи по SWIFT».

Идею о том, что Россия могла бы «забрать» структуры иностранных банков в ответ на санкции, впервые высказал глава ВТБ Андрей Костин. Он заявил, что все должно быть по-честному: «у нас забрали банки, и у них надо банки забрать, обнулить тему». Финансисты отмечают, что аргумент довольно слабый, но в нынешних условиях такая схема могла бы даже поддержать российские кредитные организации, говорит член Ассоциации финансовых консультантов Великобритании Исаак Беккер:

«Если в стране идет такая активная политика дедолларизации, ухода от зарубежных валют, то по большому счету зарубежные банки нам не нужны.

Достаточно российских финансовых институтов, которые прекрасно работают на внутреннем рынке. И лишние, так сказать, конкуренты в этой области не приветствуются. Больших плюсов от того, что банки, которые еще есть в России, останутся и будут дальше работать, нет. При этом не будет и минусов от их ухода».

Центробанк же опасается, что отчуждение иностранных банков напугает их клиентов в России — начнется массовое бегство вкладчиков. Физические лица хранят на депозитах в Райффайзен-банке, «Юникредите» и Ситибанке 264 млрд руб., пишет Reuters. Общий размер активов этих трех банков в России составляет 3,5 трлн руб. Для сравнения: активы Сбербанка оцениваются в 38 трлн руб. Всего же на иностранные кредитные организации на конец прошлого года приходилось 11% всего российского банковского капитала.

Правительственная подкомиссия будет отказывать в сделках по продаже «дочек» иностранных банков в России, объявил замглавы Минфина Алексей Моисеев. Это ответ на воспрепятствование работе российских кредитных организаций за рубежом

Алексей Моисеев

Подкомиссия правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями отныне не будет разрешать продажу дочерних банков иностранных кредитных организаций в России. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев, передает «Интерфакс».

«У наших госбанков, которые находятся под санкциями, и вообще у наших банков под санкциями возникли довольно серьезные проблемы с работой по расшивке ситуаций со своими банками, которые находятся за рубежом. В некоторых случаях даже наблюдается такое, что они (иностранные регуляторы. — РБК) устраняют право акционера управлять — реально правовой беспредел. Мы обсудили на нашей подкомиссии, что мы не будем сейчас, пока ситуация не улучшится, давать в части разрешения на продажу активов иностранных банков в России. Если будут поступать [обращения], будем отклонять», — цитирует агентство Моисеева.

Андрей Костин

Глава ВТБ (банк принадлежит государству) Андрей Костин еще в июне призывал ограничить работу иностранных кредитных организаций в России. Сам ВТБ столкнулся с проблемами в Германии — в начале апреля он потерял контроль над своей европейской «дочкой» VTB Bank Europe SE, которая базируется во Франкфурте-на-Майне. Федеральное управление финансового надзора Германии запретило банку следовать указаниям материнской компании, ВТБ также потерял право распоряжаться его финансовыми активами и другими ресурсами. Ограничивать работу иностранных банков в России, по мнению Костина, нужно, потому что «по отношению к нам поступают несправедливо, в том числе по отношению к нашему германскому банку».

14 июля агентство Reuters сообщило, что российские власти уже обсудили механизм, согласно которому оперативный контроль над иностранными банками в стране будет передан «в руки России», в то время как право собственности останется за материнскими компаниями. Поводом для этого стало прекращение кредитования российских клиентов западными банками из-за санкций против России, что, как пишет агентство, «разозлило российских клиентов».

Варианта, при котором иностранные банки будут передаваться в управление российским, пока нет в повестке, но в будущем он возможен, уточнил 15 июля Моисеев.

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Фото: Oli Scarff/Getty Images

В Москве может освободиться 1,5 млн кв. м офисов: что с ними делать

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times

Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста

Фото: Sebastien Mouilleau / Unsplash

Ваши споры с подростком оканчиваются скандалами. Что вы делаете не так

Фото: Shutterstock

«На дне». Какие российские активы способны на рост несмотря на санкции

Что это значит для банков

Планы правительства — «плохая новость для тех иностранных банков, которые еще не успели продать свои «дочки», рассуждает директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. Самым простым решением для них будет списание этих структур с баланса и добровольный отказ от банковской лицензии (возможно, с предварительной частичной передачей активов и обязательств другим финансовым организациям), добавляет он.

«Сценарий списания предполагает отказ от докапитализации, аналогично плавному сворачиванию деятельности/ликвидации через добровольной отказ от банковской деятельности. Рейтинг, несомненно, существенно ухудшится как следствие негативного изменения фактора поддержки собственника», — объясняет Волошин.

Сейчас зарубежные собственники российских банков зачастую не могут оказать им финансовую поддержку, сказал РБК управляющий директор агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов: «Это связано с инфраструктурными ограничениями, а также опасениями относительно потери инвестиций в случае невозможности реализации подконтрольных кредитных организаций на рыночных условиях. Безусловно, это означает сокращение потенциала поддержки, но с позиции кредитных рейтингов необязательно моментально влечет негативные рейтинговые действия, поскольку ряду таких игроков запас финансовой прочности в среднесрочной перспективе позволяет сохранять адекватную финансовую устойчивость без дополнительных вливаний».

По словам Беликова, для зарубежных собственников российских кредитных организаций ситуация сейчас максимально неопределенная: «Казалось бы, при ограничениях на продажу своих активов приемлемый сценарий — добровольное аннулирование лицензии и последующий уход с рынка. Но не вполне понятно, будет ли возможно вывести капитал, оставшийся после сворачивания активов и погашения обязательств». Вероятно, что собственники оставшихся в России банков с иностранным капиталом не станут предпринимать резких действий и будут выжидать, «рассчитывая, что определенную защиту их интересам обеспечит, например, статус системной значимости или признаки социальной значимости подконтрольных банков», резюмировал аналитик.

Иностранным банкам не разрешат продажу российских дочерних структур

Сделки по продаже крупнейших иностранных банков в России — Юникредит-банка и Райффайзенбанка — могут быть сорваны. Правкомиссия по иностранным инвестициям не будет разрешать иностранным банкам продавать свои российские дочерние структуры, пока не прекратится блокирование работы дочерних российских банков за рубежом. Российские инвесторы, которые готовы были купить активы уходящих иностранных банков по привлекательной цене, лишаются такой возможности.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (создана в связи с введением особого разрешительного порядка для сделок с недружественными резидентами после начала военной спецоперации на Украине) не будет разрешать продажу «дочек» иностранных банков и их активов в РФ, «пока ситуация не улучшится», заявил в пятницу, 15 июля, замминистра финансов Алексей Моисеев.

Под улучшением ситуации понимается «хотя бы какая-то» работа с дочерними банками российских кредитных организаций за рубежом, уточнил для “Ъ” господин Моисеев.

В частности, пояснил он, есть случаи, когда за границей принимают решения, которые фактически блокируют возможность акционера управлять своей же собственностью. «И у наших банков, которые вложили в эти активы существенные средства, там нет никакой возможности решить эту проблему… Наши банки хотят найти компромиссы, но с ними даже не общаются»,— отметил он.

В частности, это касается стран Европейского союза. В том числе это касается VTB Bank (Europe) SE, дочернего банка ВТБ, которому германский регулятор запретил использовать права голоса, а руководству VTB Bank (Europe) SE запретил следовать указаниям ВТБ. В то же время пока единственная заявка, которую рассматривала правкомиссия,— это сделка по продаже контроля в Росбанке, которая завершилась в середине мая (см. “Ъ” от 12 апреля). По словам господина Моисеева, пока ни одного отклонения не было, но и новых заявок на продажу контроля в «дочках» иностранных банков на рассмотрение пока тоже не поступало.

МКБ первым засекретил руководителя в базе ЕГРЮЛ

Решение может сорвать сделки на десятки миллиардов рублей по продаже таких крупных банков, как Райффайзенбанк и Юникредит-банк (находятся на 10-м и 14-м месте по размеру активов на начало 2022 года), а также менее крупных — в частности, ОТП-банка («дочка» венгерского OTP Bank, см. «Ъ-Онлайн» от 18 марта). Поскольку Австрия, Италия, Венгрия — члены Евросоюза, который вместе с еще 21 государством находится в списке недружественных юрисдикций, сделки с резидентами этих стран необходимо одобрять правкомиссией.

После начала спецоперации на Украине в России практически все владельцы иностранных банков задумались о продаже активов. О планах ухода с российского рынка объявляли JP Morgan Chase, Goldman Sachs, Deutsche Bank. Но за четыре месяца лишь две сделки дошли до финала — продажа контроля российским резидентам в Росбанке и ХКФ-банке (см. “Ъ” от 12 апреля и 18 мая). При этом ХКФ-банк был продан без получения согласия от правкомиссии, воспользовавшись исключением для сделок с компаниями в форме ООО.

Однако решение властей ставит в неравное положение и отечественных игроков. По словам управляющего партнера финансовой группы «Дмитрий Донской» Дмитрия Курбатского, «есть сделки уже в продвинутой стадии, близкие к совершению, но теперь есть те, кто успел купить бизнес, но и те, кто не успел выйти на сделку». Это усложнит ситуацию не только иностранцам, желающим продать российский бизнес, но и всему банковскому сектору. Ведь основными покупателями должны были стать российские бизнесмены, крупные финансовые группы, которые бы купили активы и продолжили их эффективное развитие, говорит он.

При этом, в случае блокировки продажи, дочерним иностранным банкам остается вариант сдачи лицензии. Однако, предупреждает Курбатский, эта процедура может быть довольно длительной. При этом даже в случае блокировки подобных сделок покупатель и продавец могут найти обходные пути, например, получить контроль над банком через передачу кредитной организации в управление, а не через сделку купли-продажи акций или долей, заключает он.

Правительство изменило порядок выдачи разрешений резидентам, которые желают сотрудничать с иностранными партнерами.

С чего началось

В конце февраля — начале марта 2022 года президент Путин подписал сразу два указа № 79 и 81, которые сводятся к тому, что ряд операций с иностранными контрагентами можно совершать только при наличии разрешения. Выдачей таких разрешений занимается Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России.

Как будет работать эта комиссия и каков порядок выдачи разрешений, рассказываем ниже.

На чем основаны новые правила

Зачем нужно получать разрешение

Ряд сделок между резидентами и нерезидентами с недавнего времени попал под запрет или специальный порядок проведения.

Разрешение позволит сделке состояться.

Оно необходимо для:

  • выдачи кредитов и займом нерезидентам из недружественных стран, среди которых Великобритания, Япония, США, Канада, Евросоюз и другие (распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430);
  • купли-продажи ценных бумаг и недвижимости и другие сделки, итог которых регистрация права собственности;
  • сделок с ценными бумагами и недвижимостью, если вторая сторона сделки — иностранное лицо, купившее после 22.02.2022 такое имущество у нерезидента-представителя недружественного государства;
  • валютных займов нерезидентам;
  • вывода иностранной валюты на зарубежные счета;
  • продажи валютной выручки экспортерами;
  • сделок, по которым Совет директоров Центробанка определяет предельную сумму операции.

Кто такие резиденты

Как получить разрешение

Выдает разрешения Минфин России на основании поданного в произвольной форме заявления с приложением документов.

Обратиться может как резидент, так и нерезидент из недружественного государства. Способ обращения — на бумаге или электронно с применением УКЭП.

В прошении о разрешении нужно указывать цель, предмет, существенные условия сделки, а также срок, на который просите разрешить операции. Если речь идет об обязательной продаже валютной выручки или о сделках, по которым Совет директоров Центробанка определяет суммовой диапазон операции, то необходимость выдачи разрешения нужно обосновать.

  • выписку из ЕГРЮЛ, если обращается российская компания, для иностранных компаний — документ, подтверждающий регистрацию в своем государстве;
  • ДУЛ, если обращается физлицо;
  • документ об учреждении иностранной компании, если она не является юрлицом;
  • учредительные документы обращающейся организации;
  • сведения о выгодоприобретателях, бенефициарах, лицах, контролирующих иностранные лица из недружественных стран, участвующие в сделке.
  • бухбаланс резидента, если его нет в ГИРБО;
  • справка о балансовой стоимости активов резидента.

Если в составе направляемого пакета документов есть секретные сведения, то такие документы необходимо перечислить в обращении.

Если комплект документов неполный, то укажите причины отклонений от утвержденного перечня приложений, а также куда можно обратиться за их получением.

Составьте опись документов и приложите ее к заявлению. Сформированный комплект документов прошейте, скрепите подписью и печатью. Если заявитель — физлицо, то подпись подлежит заверению у нотариуса.

Если в направленные с прошением документы внесены коррективы, у вас есть три дня с моменты, когда вы узнали о них, чтобы сообщить в Минфин.

Комиссия рассмотрит обращение, изучит прилагаемые документы и решит выдавать или не выдавать разрешение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: