Деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права это

Обновлено: 24.04.2024

А) территориальную структуру государственной власти.
Б) способы осуществления государственной власти в обществе.
В) правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А) об экономической Б) о правореализаторской В) о политической Г) о правозащитной

3. Выберите пропущенное слово:

Норма права – _________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством.

А) вседозволенное Б) общеобязательное В) важнейшее Г) общественное

4 . «Строительным материалом», из которого формируются и отрасли, и институты права называют:

А) отрасль права Б) норму права В) институт права Г) подотрасль права

5 . Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А) унитарное государство 1. Децентрализованное государство.

Б) федеративное государство 2. В каждом из субъектов может быть своя конституция.

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

6. Какая теория происхождения государства связана с разрастанием семьи?

А) марксистская Б) договорная В) патриархальная Г) органическая

7. Главный признак государства - это :

А) наличие руководящих лиц Б) наделение государственно-властными полномочиями

В) наличие исполнителей Г) классовое противоборство

8. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики бывают:

А) унитарные Б) парламентские В) федеративные Г) конфедеративные

9 . Важнейший признак нормы права, отличающий ее от норм морали:

А) общий характер Б) содержит правила поведения В) общеобязательный характер

10. Совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой, называется:
А) обычаем Б) правом В) законом Г) моралью

11. Самым первым источником права является:

А) Коран и Библия Б) судебные прецеденты В) нормативно-правовые акты Г) правовой обычай

12. Монархия – это форма:
А) государственного устройств Б) политического режима В) права Г) правления

13. Признаком авторитарного режима не является:

А) власть в руках одного человека Б) правление осуществляется с помощью силы

В) тотальный контроль за поведением людей Г) выборы часто фальсифицированы

14. Основной источник права в России:

А) правовой обычай Б) прецедент В) нормативный акт Г) договор нормативного содержания

15. Назовите верные утверждения:

а) Верховенство закона означает, что закон признается важнейшей ценностью общества

б) Верховенство закона означает, что закон обязателен и в полном объеме исполняется

А) верно а Б) верно б В) оба суждения верны Г) оба суждения неверны

16. Что из перечисленного является источником права Древнего мира:

А) Саллическая правда Б) Табель о рангах В) Хартия Г) Закон XII таблиц

17. Определите форму правления, если президент сочетает свои полномочия с широкими правами парламента:

А) конституционная монархия Б) смешанная республика В) унитарное государство Г) содружество.

18. Что из перечисленного не относится к структуре правовой нормы:

А) депозит Б) санкция В) гипотеза Г) диспозиция

19. Сколько всего конституций было принято в годы Советского Союза:

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

20. Путём референдума в Российской Федерации принят(-а)

А) Трудовой кодекс Российской Федерации

В) Закон «О средствах массовой информации»

Г) федеральный бюджет

21. Соотнесите теорию происхождения государства с ее автором:

А) теория договора 1) К. Маркс и Ф. Энгельс

Б) патриархальная теория 2) Фома Аквинский

В) расовая теория 3) Аристотель

Г) теологическая теория 4) Т. Гоббс и Джон Локк

Д) материалистическая теория 5) Ж. Гобино

22. Напишите пропущенное слово:

Формы государственного устройства

23. Установите соответствие между политическими режимами и их признаками:

1) соблюдение прав и свобод А) авторитарный

2) диктаторская власть Б) тоталитарный

3) репрессии В) демократический

4) власть в руках одного человека

5) равенство граждан перед законом

6) фальсификация выборов

24. Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы.

А) имеет общеобязательный характер Б) обеспечивается силой государственного принуждения

В) за нарушение предусмотрены общественные санкции Г) вступает в силу с конкретного срока

Д) закрепляется в актах в письменной форме Е) вводится в действие постепенно

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд терминов пропущен.

… (1) - универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную … (2). Оно является совокупностью обязательных к исполнению … (3), установленных … (4), которое следит за их исполнением. Формой выражения и закрепления … (5) является … (6).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

А) норма права Б) право В) государство Г) законодательство

Д) закон Е) норма Ж) система З) санкция

26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) правовая норма 2) институт 3) право 4) отрасль 5) источник

27. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права:

1) совокупность представлений о добре и зле

2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4) форма общественного сознания

5) многократность применения

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву, под которой оно указано.

А) семейное право Б) предпринимательское право В) частное право Г) трудовое право Д) гражданское право

29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву, под которой оно указано.

А) судебный прецедент Б) обычное право В) источники права Г) нормативно-правовой акт Д) международные правовые акты.

30. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма»:

А) установлена государством

Б) имеет письменную форму

В) совокупность представлений о добре

Г) содержит нормативно-правовые акты

Д) исполняются в силу внутренних побуждений, привычки

Е) охраняется и защищается государством

Ж) регулятор общественных отношений

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите буквы, под которыми они указаны.

31. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Для стабильности общества, думается, важно, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. (Б) Эксперты свидетельствуют, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию. (В) Особенно опасен для государства и общества правовой нигилизм (Г) Правовой нигилизм - отрицание ценности права в сознании человека. (Д) Очевидно, общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Контрольная работа

по праву 10 класс

1. Форма государственного (политического) режима характеризует:

А) организацию верховной государственной власти, источники ее образования

Б) территориальную структуру государственной власти

В) способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние

Г) принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права:

А) о правотворческой Б) о правозащитной

В) о правоустановительной Г) о функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина

3. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

А) объекты Б) последствия В) элементы Г) условия

4. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется:

А) подотрасль права Б) институт права В) нормой права Г) отраслью права

5 . Соотнесите формы государственного (политического) режима с их характеристиками.

А) Авторитарный режим 1. Безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером,

Б) Тоталитарный режим действия которого не опираются на законы.

2. Фактически господствующее положение приобретает

3. Выборы проводятся под контролем правительства.

4. Господствует единая общеобязательная идеология.

6. Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является:

А) рациональный характер Б) обеспеченность исполнения силой государства

В) социальная значимость Г) формальная неопределённость

7. Какая теория происхождения государства уподобляет его живому организму?

А) психологическая Б) материалистическая В) органическая Г) теологическая

8. Верны ли следующие суждения о праве?

А. Правовые нормы выражают государственную волю, за которой в демократическом обществе стоит воля народа.

Б. Все правовые нормы принимаются высшим судебным органом власти.

А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

9. В России к подзаконным актам относят:

А) кодексы Б) законы субъектов РФ В) постановления Правительства РФ Г) Конституцию РФ

10. К источникам средневекового права относят:

А) Великая Хартия Б) законы Хаммурапи В) Свод гражданского права Г) закон XII таблиц

11. Нормы права, в отличие от норм морали:

А) отражают представление о гармонии человека с природой Б) выражают общественное мнение

В) содержатся в нормативных актах Г) препятствуют социальным изменениям

12. Конституция РФ была принята при помощи:

А) конституционного собрания Б) референдума В) парламента Г) президента.

13. Согласно Конституции РФ высшей ценностью в РФ является(-ются)

А) демократия Б) права и свободы человека

В) нерушимость Конституции Г) незыблемость общественного строя

14. Верны ли следующие суждения о праве?

А. Вся совокупность общественных взаимодействий подлежит правовому регулированию.

Б. Нарушение норм права влечёт, прежде всего, общественное порицание.

А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны.

15. Определите форму государственного устройства, если в государстве помимо центральных, существуют другие образования, имеющие свои законы, не противоречащие основному закону.

А) федеративное Б) республиканское В) унитарное Г) конфедеративное.

16. Что из перечисленного не относится к институту права

А) наследование Б) гражданство В) права человека Г) семья.

17. Авторитаризм – это:

А) политический режим Б) государственное устройство

В) форма правления Г) политическое устройство

18. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий деятельность и взаимоотношения людей.

А) политика Б) право В) государство Г) закон.

19. Что из перечисленного не относится к нормативным актам:

А) закон Б) обычай В) приказы Г) постановления.

20. В каком году была принята конституция «развитого социализма»:

А) 1936 Б) 1918 В) 1992 Г) 1977.

2 1. Соотнесите теорию происхождения государства с ее характеристикой:

А) теория насилия 1) делит людей на высших и низших

Б) теологическая теория 2) обладает функциями живого организма

В) органическая теория 3) завоевание одних другими

Г) психологическая теория 4) государственная власть порождена волей Бога

Д) расовая теория 5) государство обусловлено потребностями людей.

22. Напишите пропущенное слово.

Структура правовой нормы

23. Установите соответствие между примерами источников права и источниками права.

А) обычай делового оборота 1) правовой обычай

Б) интеллектуальное пиратство 2) нормативный акт

В) Уголовный кодекс 3) судебный прецедент

Г) декларация о правах 4) договор нормативного содержания

Д) дипломатический этикет

Е) конвенция о правах ребенка

Ж) рейдерство в 90-е гг. в РФ

З) Конституция РФ

24. Выберите из перечисленного признаки права.

А) нормативный характер Б) обязательность В) суверенитет

Г) публичная власть Д) деление населения Е) гарантированность норм

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд терминов пропущен.

… (1) - это основной закон государства. Она определяет … (2), регулирует образование представительных органов, устанавливает и фиксирует … (3) и … (4) граждан. В России Конституция принята путем … (5). Россия по политическому режиму определяется … (6).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

А) конституция Б) права В) государственное устройство Г) демократия

Д) закон Е) норма Ж) референдум З) обязанности

26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

А) постановление Б) указ В) подзаконный акт Г) приказ Д) инструкция

27 . Выберите из предложенного признаки правового государства:

А) наличие системы налогов и сборов

Б) разделение и независимость ветвей власти

В) система сдержек и противовесов ветвей власти

Г) верховенство закона, его равное действие для всех

Д) разветвленная система правоохранительных органов

Е) соотношение национальной валюты с валютами других стран

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву, под которой оно указано.

А) нормативно-правовой акт Б) источник права В) судебный прецедент Г) естественное право Д) правовой обычай

29. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите букву, под которой оно указано.

А) Публичное право Б) финансовое право В) административное право Г) уголовное право Д) конституционное право

30. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

А) правовой статус

Б) конституция страны

В) правовой обычай

Г) постановления правительства

Е) политическое участие

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны.

31. Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Конституция является единым, обладающим особым юридическими свойствами нормативным правовым актом, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. (Б) В Европе первыми писаными конституциями стали конституции Польши и Франции (В) Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в декабре 1993 года (Г) Следует признать, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (Д) Думается, что могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.


А. Территориальную структуру государственной власти.
Б. Способы осуществления государственной власти в обществе.
В. Правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А. Об экономической. Б. О правореализаторской. В. О политической. Г. О правозащитной.

3. Возникновение понятия «гражданское общество» связано с (со):

А. Новым временем. Б. Средневековьем. В. Новейшим временем. Г. Эпохой Древнего мира.

4. Выберите пропущенное слово:

Норма права – ____________________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством А. Вседозволенное. Б. Общеобязательное. В. Важнейшее. Г. Общественное.

5. Министерства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают:

А. Федеральные законы. Б. Уставы. В. Постановления. Г. Приказы. Д. Кодексы. Е. Инструкции

Укажите верный ответ: 1)АДЕ, 2) БВД , 3) ВГЕ, 4)ВГД

6. На всю территорию России распространяется действие такого нормативно-правового акта, как:

А. Кодекс г. Москвы «Об административных правонарушениях». Б. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». В. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Г. Постановление Правительства РФ «О помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии»

7. «Строительным материалом», из которого формируются и отрасли, и институты права называют: А. Отрасль права. Б. Норму права. В. Институт права. Г. Подотрасль права.

8. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение ___ дней передается на рассмотрение Совета Федерации: А. 15. Б. 7 . В. 14. Г. 5.

9. Способность иметь права и обязанности согласно законам России называется: А. Дееспособностью. Б. Правоспособностью. В. Правоотношением. Г. Правосубъектностью.

10. Антиподом правовой культуры является: А. Правовой нигилизм. Б. Правовое воспитание. В. Правовая пропаганда. Г. Самовоспитание.

Вставьте пропущенные слова.

11. Фактическое основание юридической ответственности – это совершение того или иного ______________ или (_________________), которое причиняет или может причинить вред человеку, обществу, государству.

12. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются _______________, неотчуждаемыми.

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека. 1. Право на труд.

Б. Второе поколение прав человека. 2. Право на здоровую окружающую среду.

В. Третье поколение прав человека. 3. Право на свободу мысли.

4. Право народов на самоопределение.

5. Право на равенство перед законом.

14. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А. Унитарное государство. 1. Децентрализованное государство.

Б. Федеративное государство. 2. В каждом из субъектов может быть своя

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Права гражданина охватывают сферу отношений __________ (1) с государством. Гражданство – определенное политико-правовое состояние, выражающее юридическую принадлежность индивида к ___________ (2). Права человека – это ____________ (3) права. Гражданство является _________ (4) основанием правового статуса личности. Политические права принадлежат только __________ (5) России. Правовой статус человека и гражданина ____________ (6) воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим.

А. Граждане. Б. Индивид. В. Субъективный. Г. Иностранцы. Д. Юридическое. Е Целенаправленный. Ж. Государство. З. Общество. И. Нормы.

Итоговая годовая контрольная работа по праву 10 класс

Выберите единственно верный вариант ответа.

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования. Б. Территориальную структуру государственной власти. В. Способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние. Г. Принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права: А. О правотворческой. Б. О правозащитной. В. О правоустановительной. Г. О функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Одним из условий существования гражданского общества является: А. Наличие разделения властей. Б. Наличие частной собственности. В. Наличие государственного суверенитета.Г. Монопольное право принимать законы. 4. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений. А. Объекты. Б. Последствия. В. Элементы. Г. Условия.

5. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других ее субъектов принимают следующие нормативные акты: А. Указы. Б. Федеральные законы. В. Решения. Г. Распоряжения Д. Приказы. Е. Постановления.

Укажите верный ответ:1) АДЕ, 2) БВД, 3)ВГЕ, 4)ВГД

6. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несет ответственность по законам: А. Международного права. Б. Европейского суда по правам человека. В. РФ. Г. Международного Суда.

7. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется: А. Подотраслью права. Б. Институтом права.В. Нормой права. Г. Отраслью права

8. При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее: А.1/2 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы. Б. 2/3 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы В. 1/3 от числа депутатов Государственной Думы, присутствовавших на заседании. Г. 1/4 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

9. Автором изобретения ребенок может быть признан с: А.14 лет. Б. 16 лет. В. 15 лет. Г. 17 лет.

10. «Где закон, там и обида», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно». Эти пословицы характеризуют такое явление, как: А. Правовое воспитание. Б. Правовой нигилизм. В. Самовоспитание. Г. Правовая пропаганда.

Вставьте пропущенные слова.

11. Юридическое основание юридической ответственности – это правовая норма, предусматривающая _______________ за действие или бездействие субъекта права.

Промежуточная аттестация по предмету «Право» проходит в форме дифференцированного зачета в конце 4 семестра. Целью промежуточной аттестации является проверка достигнутого уровня обученности .

Дифференцированный зачет по дисциплине « Право» проводится в виде контрольной письменной работы и представляет собой набор заданий, направленных на проверку знаний и умений

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения :

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство)

характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу

объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы

различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)

Знания :

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений ( гражданско-правовых, избирателя и др. );

механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

Контрольная работа представлена в тестовых заданий и ситуативных задач.. Время выполнения работы составляет 90 минут.

Оценка ответа и критерии оценивания

Оценка «5» - 18 – 16 баллов

Оценка «4» - 15 – 13 баллов

Оценка «3» - 12 – 10 баллов

Оценка «2» - 9 баллов и менее.

Контрольная работа

Выберите единственно верный вариант ответа

1. Форма правления характеризует:

А. Территориальную структуру государственной власти.
Б. Способы осуществления государственной власти в обществе.
В. Правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А. Об экономической.

Б. О правореализаторской.

В. О политической.

Г. О правозащитной.

3. Возникновение понятия «гражданское общество» связано с (со):

А. Новым временем.

В. Новейшим временем.

Г. Эпохой Древнего мира.

4. Выберите пропущенное слово:

Норма права – ____________________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством.

5. Министерства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают:

А. Федеральные законы.

Укажите верный ответ

Укажите верный ответ

6. На всю территорию России распространяется действие такого нормативно-правового акта, как:

А. Кодекс г. Москвы «Об административных правонарушениях».

Б. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

В. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Г. Постановление Правительства РФ «О помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии».

7. «Строительным материалом», из которого формируются и отрасли, и институты права называют:

А. Отрасль права.

В. Институт права.

Г. Подотрасль права.

8. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение ___ дней передается на рассмотрение Совета Федерации:

9. Способность иметь права и обязанности согласно законам России называется:

10. Антиподом правовой культуры является:

А. Правовой нигилизм.

Б. Правовое воспитание.

В. Правовая пропаганда.

Вставьте пропущенные слова.

11. Фактическое основание юридической ответственности – это совершение того или иного ______________ или (_________________), которое причиняет или может причинить вред человеку, обществу, государству.

12. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются _______________, неотчуждаемыми.

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека. 1. Право на труд.

Б. Второе поколение прав человека. 2. Право на здоровую окружающую среду.

В. Третье поколение прав человека. 3. Право на свободу мысли.

4. Право народов на самоопределение.

5. Право на равенство перед законом.

Форма ответа. Задание 13

14. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А. Унитарное государство. 1. Децентрализованное государство.

Б. Федеративное государство. 2. В каждом из субъектов может быть своя конституция.

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

Форма ответа Задание 14

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Права гражданина охватывают сферу отношений __________ (1) с государством. Гражданство – определенное политико-правовое состояние, выражающее юридическую принадлежность индивида к ___________ (2). Права человека – это ____________ (3) права. Гражданство является _________ (4) основанием правового статуса личности. Политические права принадлежат только __________ (5) России. Правовой статус человека и гражданина ____________ (6) воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим.

Ответ запишите в таблицу:

Контрольная работа

Выберите единственно верный вариант ответа.

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования.

Б. Территориальную структуру государственной власти.

В. Способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние.

Г. Принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права:

А. О правотворческой.

Б. О правозащитной.

В. О правоустановительной..

Г. О функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Одним из условий существования гражданского общества является:

А. Наличие разделения властей.

Б. Наличие частной собственности.

В. Наличие государственного суверенитета.

Г. Монопольное право принимать законы.

4. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

5. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других ее субъектов принимают следующие нормативные акты:

Б. Федеральные законы.

Укажите верный ответ:

6. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несет ответственность по законам:

А. Международного права.

Б. Европейского суда по правам человека.

Г. Международного Суда.

7. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется:

А. Подотраслью права.

Б. Институтом права.

Г. Отраслью права.

8. При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее:

А.1/2 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы.

Б. 2/3 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

В. 1/3 от числа депутатов Государственной Думы, присутствовавших на заседании.

Г. 1/4 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

9. Автором изобретения ребенок может быть признан с:

10. «Где закон, там и обида», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно». Эти пословицы характеризуют такое явление, как:

А. Правовое воспитание.

Б. Правовой нигилизм.

Г. Правовая пропаганда.

Вставьте пропущенные слова.

11. Юридическое основание юридической ответственности – это правовая норма, предусматривающая _______________ за действие или бездействие субъекта права.

12. Права человека фиксируют ______________ свободы человека..

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека. 1. Право на жизнь.

Б. Второе поколение прав человека. 2. Право на развитие.

В. Третье поколение прав человека. 3. Право на социальное обеспечение.

5. Право собственности.

14. Соотнесите формы государственного (политического) режима с их характеристиками.

А. Авторитарный режим. 1. Безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером,

Б. Тоталитарный режим. действия которого не опираются на законы.

2. Фактически господствующее положение приобретает

3. Выборы проводятся под контролем правительства.

4. Господствует единая общеобязательная идеология.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является ___________ (1) как определенное политико-правовое состояние человека, выражающее юридическую принадлежность индивида к государству. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них ___________ (2) поведение, соответствующего положениям, зафиксированных в юридических нормах. Пользование правами сопряжено с __________ (3), возможными ограничениями. Закон определяет условия и порядок ___________ (4) и утраты гражданства. Государство выражает в законах ____________ (5) права человека. Государство призвано ограждать естественные права человека не только от своего, но и от чьего бы то ни было ____________ (6).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы.

Ответы запишите в таблицу:

Оценка 1 Вариант

Оценка Вариант 2

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Промежуточная аттестация по предмету «Право» проходит в форме дифференцированного зачета в конце 4 семестра. Целью промежуточной аттестации является проверка достигнутого уровня обученности .

Дифференцированный зачет по дисциплине « Право» проводится в виде контрольной письменной работы и представляет собой набор заданий, направленных на проверку знаний и умений: правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов; объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Контрольная работа представлена в виде тестовых заданий и ситуативных задач, время на выполнение 90 минут

А. Территориальную структуру государственной власти.
Б. Способы осуществления государственной власти в обществе.
В. Правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А. Об экономической.

Б. О правореализаторской.

В. О политической.

Г. О правозащитной.

3. Возникновение понятия «гражданское общество» связано с (со):

А. Новым временем.

В. Новейшим временем.

Г. Эпохой Древнего мира.

4. Выберите пропущенное слово:

Норма права – ____________________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством

5. Министерства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают:

А. Федеральные законы.

Укажите верный ответ: 1)АДЕ, 2) БВД , 3) ВГЕ, 4)ВГД

6. На всю территорию России распространяется действие такого нормативно-правового акта, как:

А. Кодекс г. Москвы «Об административных правонарушениях».Б. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».В. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».Г. Постановление Правительства РФ «О помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии»

7. «Строительным материалом», из которого формируются и отрасли, и институты права называют:

А. Отрасль права.

В. Институт права.

Г. Подотрасль права.

8. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение ___ дней передается на рассмотрение Совета Федерации:

9. Способность иметь права и обязанности согласно законам России называется:

А. Д e еспособностью.

10. Антиподом правовой культуры является:

А. Правовой нигилизм.

Б. Правовое воспитание.

В. Правовая пропаганда.

Вставьте пропущенные слова.

11. Фактическое основание юридической ответственности – это совершение того или иного ______________ или (_________________), которое причиняет или м o жет причинить вред человеку, обществу, государству.

12. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются _______________, неотчуждаемыми.

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека

Б. Второе поколение прав человека

В. Третье поколение прав человека

1. Право на труд.

2. Пр a во на здоровую окружающую среду.

3. Право на свободу мысли.

4. Право народов на самоопределение

5. Право на равенство перед законом.

14. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А. Унитарное государство

1. Децентрализованное государство

Б. Федеративное государство

2. В каждом из субъектов может быть своя конституция.

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Права гражданина охватывают сферу отношений __________ (1) с государством. Гражданство – определенное политико-правовое состояние, выражающее юридическую принадлежность индивида к ___________ (2). Права человека – это ____________ (3) права. Гражданство является _________ (4) основанием правового статуса личности. Политические права принадлежат только __________ (5) России. Правовой статус человека и гражданина ____________ (6) воздействует на создание способов взаимодействия людей друг с другом.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим.

А. Граждане. Б. Индивид. В. Субъективный. Г. Иностранцы. Д. Юридическое. Е Целенаправленный. Ж. Государство. З. Общество. И. Нормы.

Итоговая контрольная работа по праву в 10 классе за 2020-2021 учебный год

I I вариант

Выберите единственно верный вариант ответа.

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А. Организацию верховной государственной власти, источники ее образования.

Б. Территориальную структуру государственной власти.

В. Способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние.

Г. Принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

2. О к a кой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права:

А. О правотворческой.

Б. О правозащитной.

В. О правоустановительной.

Г. О функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. Одним из условий существования гражданского общества является:

А. Наличие разделения властей.

Б. Наличие частной собственности.

В. Наличие государственного суверенитета.

Г. Монопольное право принимать законы.

4. Выберите пропущенное слово:

Гипотеза правовой нормы закрепляет _________________, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

А. Объекты. Б. Последствия. В. Элементы. Г. Условия.

5. Пр e зиденты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других ее субъектов принимают следующие нормативные акты:

Б. Федеральные законы.

Укажите верный ответ: 1) АДЕ, 2) БВД, 3)ВГЕ, 4)ВГД

6. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несет ответственность по законам:

А. Международного права.

Б. Европейского суда по правам человека.

Г. Международного Суда.

7. Объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, называется:

А. Подотраслью права.

Б. Институтом права.

Г. Отраслью права

8. При голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется согласие не менее:

А.1/2 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы.

Б. 2/3 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

В. 1/3 от числа депутатов Государственной Думы, присутствовавших на заседании.

Г. 1/4 от общего числа голосов депутатов Государственной Думы

9. Автором изобретения ребенок может быть признан с:

А.14 лет. Б. 16 лет. В. 15 лет. Г. 17 лет.

10. «Где закон, там и обида», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно». Эти пословицы характеризуют такое явление, как:

А. Правовое воспитание.

Б. Правовой нигилизм.

Г. Правовая пропаганда.

Вставьте пропущенные слова.

11. Юридическое основание юридической ответственности – это правовая норма, предусматривающая _______________ за действие или бездействие субъекта права.

12. Права человека фиксируют ______________ свободы человека..

Задания на соотнесение.

13. Соотнесите права человека с их поколениями.

А. Первое поколение прав человека

1. Право на жизнь.

Б. Второе поколение прав человека

2. Право на развитие.

В. Третье поколение прав человека

3. Право на социальное обеспечение.

4. Пр a во на мир.

5. Право собственности.

14. Соотнесите формы государственного (политического) режима с их характеристиками.

А. Авторитарный режим.

1. Безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы.

Б. Тоталитарный режим.

2. Фактически господствующее положение приобретает исполнительная власть.

3. Выборы проводятся под контролем правительства

4. Господствует единая общеобязательная идеология.

15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен:

Для б o льшинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является ___________ (1) как определенное политико-правовое состояние человека, выражающее юридическую принадлежность индивида к государству. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них ___________ (2) поведение, соответствующего положениям, зафиксированных в юридических нормах. Пользование правами сопряжено с __________ (3), возможными ограничениями. Закон определяет условия и порядок ___________ (4) и утраты гражданства. Государство выражает в законах ____________ (5) права человека. Государство призвано ограждать естественные права человека не только от своего, но и от чьего бы то ни было ____________ (6).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы.

А. Гражданство. Б. Правомерный. В. Власть. Г. Ответственность.

Д. Наказание. Е. Приобретение. Ж. Лишение. З. Вмешательство.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: