Деньги семья суд брак усыновление сословие что лишнее

Обновлено: 23.04.2024

5) Ро ди те ли обя за ны предо став лять содер жа ние своим не со вершен но летним детям — да, верно.

Брачным дого во ром супруги вправе из ме нить установленн ый за ко ном режим совместной собствен но -

сти, уста но вить режим совместной, до ле вой или раздельной собствен но сти на все имущество супругов,

на его отдельные виды или на имущество каж до го из супругов. Брачный договор заклю ча ет ся в пись -

менной форме и под ле жит но та риаль но му уд остоверению. Согласно ст.42 Семей но го Кодекса РФ брач -

ный договор может быть заклю ч ен как в от но ше нии имеющегося, так и в от но шении бу ду щего имуще -

6) Брачный договор может быть з аключён как в от но шении имеюще го ся, так и в от но шении бу ду ще -

8. Установите соот ве тствие между пра во от но ше ни ями и отрас ля ми права: к каждой позиции, данн ой в

9. Установите с оответствие между пра вовы ми вопро са ми и отрас ля ми права: к каждой позиции, данн о й

10. Установите соответствие между субъ ек та ми от но шений и от рас ля ми права, ко то рые эти субъ ек т ы

11. Уста но ви те соответствие между обстоятельствами растор же ния брака и спо со ба ми его растор же ния

пожениться. Од на ко Юля расска за ла Славе о том, что её мать больна эп илеп си ей и у неё самой слу ча -

лись припадки, н о не такие сильные, как у матери. При по да че заяв ле ния мо ло дые люди расска за ли об

этом работ ни ку о т де ла ЗАГС. Най ди те в приведённом списке обстоятельства, преп ятствующие вступ ле -

15. Моло дая пара пере д заклю че ни е м брака обра ти лась к но та риусу для оформ ле ния брач но го дого во ра.

17. В семье Петровых жена ра бо та е т, а муж ведёт домашнее хозяйство. Най ди те в списке при ме ры сов -

18. Ев гений и Елена реши ли вступить в бра к. Най ди те в приведённом ни же списке условия, на ли чие к о -

21. Назовите и п ро ил лю стрируйте при ме рами любые три ос но ва ния растор же ния брака в судебном

1) при на ли чии у супругов общих не со вершен но летних детей (пример: Граж да нин К. подал в суд за -

2) при отсутствии согласия од но го и з супругов на растор же ние брака (пример: Гражданка Р. от ка зы -

ва ет ся дать согласие на развод, так как не решен вопрос о раз де ле имущества, яв ля ющегося общей сов -

3) если один и з супругов, укло ня ет ся от растор же ния брака в органе ЗАГСа (пример: Муж граждан -

ки А., не же ла ет явиться для го су дарственной реги страции растор же ни я брака в ЗАГС, гражданка А.

препятствующих вступлению в брак. (Например, Алексей и С ве т ла на зак лю чи ли брак, яв ля ясь еди но -

23. Граж да нин А., находясь в раз во де со своей женой, платил алименты на содер жа ние не со вершен но -

лет не го сына. Когда сыну испол ни лось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о ма те риальной по мо -

щи, поскольку он п о те рял тру до способность п о ин ва лид но сти. Сын от ка зался ока зы вать п о мощь отц у,

мо ти ви руя это тем, что отец находился в раз во де с его ма те рью и не при ни мал не по средствен но го уча -

стия в его вос пи та нии. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын ока зы вать отц у ма те риальную

24. В пери од брака Олег создал свою фи рм у. Во время бра ко развод но го процесса его супруга Ирина

предъявила ис ко вое тре бо ва ние о раз де ле иму щес тва фи рм ы, при над ле жа щей Олегу. Олег возражал,

ссы ла ясь на то, что Ири на во вре мя брака не ра бо та ла и за ни ма лась только ве де ни ем домаш не го

гами во время брака, яв ля ет ся их совместной собственностью. Право на общее и мущество п ринад ле жит

также супругу, ко то ры й в пе ри од брака осуществлял ве де ние домаш не го хозяйства. При раз де ле общего

25. Используя общес твоведческие зн а ния, сос тавьте сложный план, позволяющий раскры ть по существу

2. Ниже при ведён перечень тер ми нов. Все они, за исклю че ни ем двух, харак те ри зу ют личные неимуще -

ственные права. Най ди те два тер ми на, «вы па да ющих» из общего ряда, и за пи шите в ответ цифры, п о д

3. Най ди те в приведённом ниже списке обя за т ельные условия заклю че ни я бра ка, определённые за ко но -

4. Вы бе рите верные суж де ния о семейном праве в РФ и з а пи шите ц ифры, под ко то рыми они ука за -

8. Установите соот ве тствие между пра во от но ше ни ями и отрас ля ми права: к каждой позиции, данн ой в

9. Установите со отве тствие между пра вовы ми вопро са ми и отрас ля ми права: к каждой позиции, данн о й

10. Установите соответствие между субъ ек та ми от но шений и отрас ля ми права, ко то рые эти субъ ек ты

11. Уста но ви те соответ ствие между обстоятель с твами растор же ния б рака и спо со ба ми его растор же ния

пожениться. Од на ко Юля расска за ла Славе о том, что её мать больна эп илеп си ей и у неё самой слу ча -

лись припадки, но не такие сильные, как у матери. При по да че заяв ле ния мо ло дые люди расска за ли об

этом работ ни ку о т де ла ЗАГС. Най ди те в приведённом списке обстоятельства, преп ятствующие вступ ле -

15. Мо ло дая п а ра перед заклю че ни ем брака обра ти лась к но та риусу для оформ ле ния брач но го дого во ра.

17. В семье Петровых жена ра бо та е т, а муж ведёт домашнее хозяйство. Най ди те в списке при ме ры сов -

18. Евгений и Елена реши ли вступить в брак. Най ди те в при ведё нном ниже списке условия, на ли чие ко -

то рых обя за тельно для заклю че ния брака в РФ‚ и за пи ши те цифры, п о д ко то рыми они ука за ны.

21. Назовите и про ил лю стрируй те при ме рами любые три ос но ва ния растор же ния брака в судебном

23. Граж да нин А., находясь в раз во де со своей женой, платил алименты на содер жа ние не со вершен но -

лет не го сына. Когда сыну испол ни лось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о ма те риальной по мо -

щи, поскольку он п о те рял тру до способность п о ин ва лид но сти. Сын от ка зался ока зы вать п о мощь отц у,

мо ти ви руя это тем, что отец находился в раз во де с его ма те рью и не при ни м ал не по средствен но го уча -

стия в его вос пи та нии. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын ока зы вать отцу ма те риальную

24. В пери од брака Олег создал свою фи рму. Во время бра ко развод но го проц е сса его супру га Ирина

предъявила ис ко вое тре бо ва ние о раз де ле иму щес тва фи рм ы, при над ле жа щей Олегу. Олег возражал,

ссы ла ясь на то, что Ири на во вре мя брака не ра бо та ла и за ни ма лась только ве де ни ем домаш не го

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации

В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

4) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Выберите верные суждения об источниках права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Под источником права понимается способ закрепления норм права.

2) Источники права всегда имеют письменную форму.

3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.

4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

5) Договор может являться источником права.

Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) придание совершаемым сторонами действиям юридической силы

Б) консультирование по правовым вопросам

В) удостоверение сделок и установление фактов

Г) участие в качестве представителя доверителя в судебном процессе

Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника? Запишите цифры под которыми указаны соответствующие черты отличия.

1) требование соблюдать дисциплину труда

2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра

3) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

4) необходимость согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора

5) запрет на привлечение к сверхурочной работе

6) выполнение работы в соответствии с трудовым договором

По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И ЗДОРОВЬЕ. НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ. ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЁМ. ПОНЯТИЕ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по разделу "Основы здорового образа жизни" 11 класс»

Раздел 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

3.1. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И ЗДОРОВЬЕ

1. Выберите из предложенных наиболее правильное опре­деление, раскрывающее содержание понятия «личная гигиена»:

1) наука о закономерностях здорового образа жизни и его влиянии на здоровье человека

2) система знаний о правилах правильного поведения человека в целях поддержания чистоты и порядка в местах личного пользования

3) совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здо­ровья человека

4) правила поведения человека в общественных местах,' а также профилактика инфекционных заболеваний

2. Какую пищу необходимо чаще употреблять, чтобы укрепить зубы?

1) продукты, содержащие животные и растительные жиры

2) мясные продукты

3) рыбу и морепродукты

4) яблоки, морковь, орехи, семечки подсолнуха, олив­ки, сыр

3. Как называется болезнь, вызывающая появление на коже головы и в волосах человека белых и желтоватых чешуек?

4. Как называется наиболее распространённая форма эро­зии зубов?

5. Объясните пословицу: «Где пиры да чаи, там и немочи, не ешь масляно — ослепнешь»:

1) жирная и обильная пища приводит к преждевремен­ному склерозу сосудов

2) излишки жиров блокируют передачу зрительных им­пульсов

3) употребление тонизирующих напитков приводит к язве

4) наличие большого количества жира в пище приводят к появлению кожных инфекций

1. Личная гигиена включает в себя соблюдение некоторых правил. В предложенных ответах найдите ошибку:

1) правильное чередование умственного и физического труда

2) занятия физической культурой

3) гигиенические требования к содержанию тела, к бе­лью, одежде, жилищу

4) содержание в чистоте личного автомобиля, мотоцик­ла или мопеда

2. Какие основные функции выполняет кожа человека?

1) оберегает организм от воздействия социальных фак­торов среды обитания

2) оберегает организм от проникновения патогенных микроорганизмов, даёт возможность почувствовать боль, тепло, холод

3) насыщает кровь кислородом

4) защищает организм человека от статического элек­тричества, которое вырабатывается при трении одеж­де о тело человека

3. Все продукты питания могут быть поделены на 2 группы:

1) животного и растительного происхождения

2) минеральные и искусственные

3) мясные и молочные

4) опасные и вредные

4. Из предложенных выберите тот ответ, который объясняет, почему волосы можно безболезненно постригать:

1) при стрижке не затрагиваются луковицы волос

2) клетки волос содержат пигмент, защищающий волосы, тем более при стрижке

3) волосы лишены нервных окончаний

4) после стрижки волосы достаточно быстро растут

5. Лучшими материалами для изготовления одежды, ко­торую человек носит в повседневной деятельности, яв­ляются:

1) искусственные материалы

2) хлопчатобумажные ткани

3) полимерные волокна

4) прорезиненные ткани

3.2. НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

1. Внутренние духовные качества, которыми руководству­ется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами — это:

2. Укажите одно их главных направлений нравственного поведения человека, которые обеспечивают непрерыв­ную смену поколений:

1) вежливое отношение к окружающим

2) духовные и физические качества

3) способность критически оценивать свое поведение

4) безопасное поведение в автономных условиях

3. Выберите из предложенных наиболее полное определе­ние понятия «семья»:

1) группа людей, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы

2) основанная на кровном родстве малая группа людей, скрепленная отношениями уважения и любви

3) это группа людей, связанных браком, кровным род­ством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы

4) группа людей, проживающих совместно, имеющих детей, в которой главную роль играет мужчина

4. Выберите из предложенных наиболее важные факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни:

1) интеллектуальная и психологическая совместимость супругов

2) идеологические и физиологические факторы

3) единство эмоциональных и познавательных процес­сов

4) схожесть потребностей и интересов супругов

5. Что определяет культурный фактор в создании гармо­нии совместной семейной жизни?

1) потребность в регулярном чтении приключенческой литературы

2) поддержание чистоты и порядка в местах массового проживания людей

3) соблюдение правил дорожного движения

4) интеллектуальные и культурные запросы супругов

1. Какая задача семьи из перечисленных является важ­нейшей?

1) поддержание здоровых морально-нравственных взаимоотношений

2) правильное создание и использование материальной базы семьи

3) постоянное повышение своего образовательного уровня

4) рождение и воспитание детей, развитие их духовных и физических качеств

2. Из приведенных ниже факторов выберите тот (те), который(-е) оказывает(-ют) отрицательное воздействие на прочность молодой семьи:

1) ранний возраст вступающих в брак

2) раннее начало активной половой жизни

3) наличие вредных привычек у одного из родителей

4) все предложенные варианты верны

3. Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости:

1) врожденные качества супругов в совместных парах должны быть контрастными, а приобретенные каче­ства — подобными, схожими

2) оба супруга должны быть властными, активными, рез­кими по характеру

3) оба супруга должны быть спокойными, уравновешен­ными, не проявлять эмоциональных переживаний

4) супруг(-а) должен(-на) спокойно воспринимать успе­хи и неудачи своего спутника жизни

4. Что следует понимать под нравственностью человека?

1) сильная воля, характер, достаточно высокое мнение о себе

2) внутренние, духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы и правила поведе­ния, определяемые этими качествами

3) хорошее трудолюбие, стремление к одиночеству, спо­собность переносить нервные расстройства

4) чувство самоконтроля, способность ярко выражать свои переживания, хорошо развитый инстинкт само­сохранения

5. Будучи сложным общественным образованием, мораль (нравственность) включает в себя три основных компо­нента:

1) моральную деятельность, самокритичность, правиль­ное поведение в обществе

2) соблюдение мер безопасности, моральные отноше­ния, культуру поведения

3) соблюдение принципов общения между людьми, мо­ральное сознание, соблюдение правил личной гигиены

4) моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации; моральные отношения, регулирующие эту деятельность; моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений

3.3. ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЁМ. ПОНЯТИЕ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

1. Какое отрицательное воздействие вирус ВИЧ оказывает на организм человека?

1) поражает те клетки нашего организма, которые пред­назначены для борьбы с вирусной инфекцией, спо­собной поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства

2) поражает центральную нервную систему, опорно-дви­гательный аппарат и кровеносную систему человека

3) вызывает раковые заболевания различных органов, поражает внутренние органы: легкие, печень, селезен­ку, поджелудочную железу, лимфатическую систему *

4) поражает костно-мышечную систему человека, нару­шает координацию движений и сон человека, ухуд­шает аппетит

2. К болезням, передаваемым половым путем, относятся следующие:

1) сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, генитальный герпес

2) вирусный гепатит, чесотка, дизентерия, туляремия, сибирская язва

3) токсикоинфекция, корь, натуральная оспа, столбняк, бешенство

4) сибирская язва, кровяные инфекции, заболевания центральной нервной системы

3. Первым признаком какого заболевания, передающегося половым путем, является появление пузырьковых вы­сыпаний на коже?

4) генитальный герпес

4. Течение венерической болезни сифилиса делится на несколько периодов. Назовите их:

1) начальный период внедрения и размножения микро­бов — 1-2 недели, второй период лечения заболева­ния — 5-6 месяцев

2) инкубационный период — 3-4 дня, период активной болезни — 3-4 месяца, период выздоровления

3) период проникновения возбудителя болезни в орга­низм, период размножения микробов, период лече­ния и выздоровления

4) первичный период начинается с появления твёрдо­го шанкра и длится 1,5-2 месяца, вторичный пери­од продолжается 3-4 года и начинается с появления сыпи, третичный период (поражаются кости, кро­веносные сосуды, спинной и головной мозг) длится 10-20 лет и заканчивается параличом и слабоумием

5. Заражение венерической болезнью предусматривает:

1) наложение дисциплинарного наказания

2) наказание в виде мер гражданско-правовой ответ­ственности

3) уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до восьми лет

4) наказание в виде мер административного взыскания и принудительного лечения

1) через пищу, которая была приготовлена инфициро­ванным человеком

2) при пользовании общественным туалетом и общест­венным бассейном

3) через недостаточно простерилизованные медицин­ские инструменты, при переливании инфицирован­ной крови, при половом контакте с инфицированным человеком

4) при нахождении в непосредственной близости от ин­фицированных людей, через кровососущих насеко­мых

2. Признаком какого заболевания, передающегося половым путем, является появление красноты вокруг на­ружного отверстия мочеиспускательного канала у муж­чин, небольшая отёчность, которая сопровождается жжением и зудом, резью при мочеиспускании?

4) генитальный герпес

3. Предусматривается ли наказание за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией?

1) предусматривается в административном порядке

2) могут быть применены меры материальной ответ­ственности

3) предусматривается наказание в уголовном порядке

4) не предусматривается никакого наказания, только общественное осуждение



4. Общими правилами профилактики инфекций, переда­ваемых половым путем, можно считать:

1) воздержание от случайных половых контактов и ин­тимных соприкосновений гениталий

2) взаимную верность неинфицированных партнеров, правильное и постоянное использование презервативов

3) воздержание от употребления крепких спиртных на­питков до и после полового контакта

4) верны варианты № 1 и № 2

5. Основным направлением в профилактике ВИЧ-инфек­ции считается:

1) обучение населения правильному половому поведе­нию начиная со среднего школьного возраста, а имен­но: ограничению числа половых партнеров и исполь­зованию презервативов

2) организация массовой продажи медицинских пре­паратов для предупреждения ранней беременности и презервативов

3) выпуск различной научной литературы по проблемам профилактики венерических заболеваний

4) принудительное обследование молодежи в кожно-венерологических диспансерах

3.4. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ

1. Семейным кодексом установлены обязательные условия заключения брака. Назовите их:

1) взаимное добровольное согласие мужчины и женщи­ны, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста

2) согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и их родителей

3) добровольное согласие вступающих в брак и достиже­ния ими возраста: мужчины — 20 лет, женщины — 18 лет

4) согласие родителей, родных братьев и сестёр, а также достижение возраста 16-17 лет

2. Заключение брака происходит по истечении определен­ного срока после подачи заявления в орган ЗАГС:

2) полутора месяцев

4) одного месяца

3. Не допускается заключение брака (найдите ошибку) в следующем случае:

1) если один из вступающих в брак является лицом пре­клонного возраста

2) между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии

3) между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит, в браке

4) между усыновителями и усыновленными

4. Брак может быть расторгнут по заявлению:

1) одного из супругов и одного из ближайших родствен­ников

2) обоих супругов или по просьбе одного из них

3) или просьбе совершеннолетних детей супругов

4) обоих супругов и их родителей

5. Для обеспечения совместимости с другими людьми тре­буются три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе, терпи­мость, доверие

2) доброжелательность» понимание, красноречие

3) волевые качества, темперамент, настойчивость

4) целеустремленность, твёрдый характер, хорошие фи­зические качества

1. В России официальным признается гражданский брак, который:

2. Какими правами и обязанностями в соответствии с тре­бованиями Семейного кодекса обладают родители по от­ношению к своим детям? В предложенных вариантах найдите ошибочный ответ.

1) всегда и во всем поддерживать все действия и поступ­ки своих несовершеннолетних детей

2) родители обязаны содержать своих несовершеннолет­них детей

3) защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях

4) родители обязаны воспитывать своих детей, заботить­ся об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду

3. При каких обстоятельствах прекращают свое действие родительские права?

1) при достижении детьми возраста 20 лет

2) после окончания средней школы и при поступлении детей в образовательные учреждения высшего про­фессионального образования

3) при достижении детьми возраста 18 лет или вступле­нии несовершеннолетних детей в брак

4) при поступлении детей на работу

4. Когда возникают права и обязанности супругов?

1) со дня государственной регистрации брака

2) со дня подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака

3) с момента рождения первого ребёнка

4) с момента возникновения беременности у женщины

5. При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем вы­полнении родителями (одним их них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреб­лении родительскими правами, ребёнок вправе само­стоятельно обращаться за их защитой:

1) во всех случаях в суд по месту жительства

2) в комиссию по делам несовершеннолетних, а по до­стижении возраста двенадцати лет в суд

3) к участковому инспектору полиции, а по достижении возраста шестнадцати лет в суд

4) в орган опеки и попечительства, а по достижении воз­раста четырнадцати лет в суд

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак и родство;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) брак и брачное завещание.

2. В круг членов семьи не входят:
а) родные братья и сестры;
б) двоюродные братья и сестры;
в) сводные братья и сестры;
г) не полнородные братья и сестры, проживающие с одним из родителей.

4. При заключении браков с иностранцами на территории РФ форма брака определяется:
а) по российскому законодательству;
б) по законодательству страны, гражданином которого является вступающий в брак;
в) для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо;
г) этот вопрос в СК не отрегулирован.

5. К обязательным условиям заключения брака в РФ относятся:
а) согласие родителей;
б) медицинское обследование вступающих в брак;
в) достижение брачного возраста;
г) наличие свидетелей.

6. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а) различие национальностей;
б) отсутствие средств на существование;
в) одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г) брак между близкими родственниками.

7. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б) состояние одного из супругов в другом не расторгнутом браке

в) плохое имущественное состояние лиц, желающих вступить в брак;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак.

8. Брак с 16-летними может разрешить:
а) федеральный орган;
б) законодательный орган субъекта РФ;
в) орган местного самоуправления;
г) прокурор

10. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б) одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей.

11. Брак расторгается в органах ЗАГСа:
а) при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б) в случае, если один из супругов осужден за преступление к лишению свободы на срок более 3 лет;
в) в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака;
г) брак всегда расторгается только в ЗАГСе.

12. В судебном порядке брак расторгается:
а) по заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) по заявлению супругов имеющих общих несовершеннолетних детей;
в) по заявлению одного из супругов, если второй признан недееспособным;
г) брак всегда расторгается только в судебном порядке.

13. С какого момента брак считается расторгнутым в суде?
а) с момента принятия решения судом;
б) с момента регистрации развода в органах ЗАГСа;
в) спустя три дня после принятия решения судом;
г) с момента, указанного в заявлении о расторжении брака.

14. При заявлении о расторжении брака суд вправе отложить его на срок до:
а) одного месяца;
б) трех месяцев;
в) шести месяцев;
г) одного года.

15. Права и обязанности супругов возникают со дня:
а) помолвки;
б) подачи заявления в ЗАГС;
в) с момента регистрации брака;
г) с момента, указанного в заявлении.

16. Форма заключения брачного договора:
1. простая письменная форма;
2. нотариальная письменная форма;
3. государственная регистрация договора
4. устная форма, но в присутствии свидетелей.

17. С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав?
1. с 10 лет;
2. с 14 лет;
3. с 16 лет;
4. с 18 лет

18. Не удерживают алименты на несовершеннолетних детей:
1. с премий;
2. с оплаты за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни:
3. с сумм, идущих на возмещение вреда;
4. с сумм, идущих на дополнительное питание, санитарное лечение

19. Родители, лишенные родительских прав, освобождаются от обязанностей содержания своих детей?
1. да;
2. нет;
3. да, но только в том случае, если находятся в заключении;
4. да, но только в том случае, если они по решению суда, должны проживать отдельно от детей.

20. Дети обязаны содержать своих родителей в случае:
1. если дети являются совершеннолетними;
2. если дети являются совершеннолетними и трудоспособными;
3. если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися;
4. дети не обязаны содержать своих родителей

21. Правом на алименты обладают следующие супруги, находящиеся в браке:
1. нуждающийся супруг;
2. нетрудоспособный и нуждающийся супруг;
3. нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком – инвалидом до 25 лет;
4. жена в течение пяти лет со дня рождения общего ребенка

22. Имеет ли ребенок право на получение наследства от его родителей, которые лишены родительских прав?
1. да;
2. нет;
3. да, но только в том случае, если ребенок передается на попечение органа опеки;
4. нет, если ребенок усыновлен другими родителями.

23. Законным режимом имущества супругов признаётся режим _________ собственности:
1. совместной;
2. разделённой;
3. долевой;
4. частной.

24. В каком органе ЗАГСа супруги могут расторгнуть брак?
1. только по месту регистрации брака;
2. только по месту жительства супругов;
3. по месту жительства супругов или по месту регистрации брака;
4. в любом на территории РФ по выбору супругов.

25. В течение какого срока можно оспорить отцовство?
1. сроки исковой давности не установлены;
2. в течение 1 года с момента, когда лицу, записанному в качестве отца, стало известно о произведенной записи;
3. срок исковой давности 3 года с момента рождения ребенка;
4. срок исковой давности 10 лет с момента рождения ребенка.

26. Кем решается спор между родителями относительно имени и фамилии ребенка?
1. отцом;
2. органом опеки и попечительства;
3. прокуратурой;
4. только самими родителями и больше никем.

27. Кто не может обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей?
1. органы внутренних дел по месту нахождения ребенка;
2. органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка;
3. приемные родители;
4. администрация воспитательного учреждения по месту нахождения ребенка.

28. Кто может требовать отмены усыновления ребенка?
1. сам ребенок в возрасте от 10 лет;
2. усыновители ребенка;
3. дедушка и бабушка ребенка;
4. прокуратура.

29. Размер алиментов на одного несовершеннолетнего ребёнка, установленный законом в процентном отношении к заработку родителя
1. 30%.
2. 20%.
3. 15%.
4. 25%.

30. Главное основание расторжение брака:
1. Отсутствие детей.
2. Невозможность дальнейшей совместной жизни супругов.
3. Измены супругов.
4. Ответы 1, 2, 3.

31. Родители не имеют права определять:
1. Имя, отчество и фамилию.
2. Гражданство и национальность.
3. Местожительство своих детей.
4. Отклоняться от воспитания своих детей.

32. Родители могут быть лишены родительских прав
1. В ЗАГСе.
2. В суде.
3. По месту работы.
4. По месту жительства.

33. Усыновителями могут быть все, кроме
1. Несовершеннолетних и лишённых родительских прав
2. Иностранных граждан.
3. Лиц без гражданства.
4. Ответ 2 и 3.

34. В органах ЗАГСа расторжение брака производится
1. При наличии общих несовершеннолетних детей.
2. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение.
3. При взаимном согласии.
4. При отсутствии общих несовершеннолетних детей.
5. Ответы 3 и 4.

35. Семья:
1. Союз лиц, основанный на браке и родстве.
2. Группа, призванная урегулировать или учредить сексуальную жизнь и деторождение.
3. Юридическая единица, имеющая определённый социальный статус
4. Ответы 1, 2, 3.

36. Алименты на ребёнка взыскиваются до
1. 14 лет.
2. 18 лет.
3. 21 года.
4. По взаимному согласию супругов.

37. Ребёнок, достигший 14 лет, при нарушении его прав и законных интересов вправе обратиться в
1. Суд.
2. ООН.
3. Прокуратуру.
4. Конституционный суд;,

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

презентация по обществознанию

Социология. Семья. Право. Брак.

(Подготовка к ЕГЭ по обществознанию)

3.10. Семья и брак

5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

I квалификационной категории

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей.

Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей

Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана

общностью быта и взаимной ответственностью.

  • репродуктивная — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода
  • хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
  • регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;
  • образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
  • сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность;
  • рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
  • духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • психотерапевтическая (эмоциональная) — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ

А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей

Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга

В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета

Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей

Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок

Классификация семей по типам

  • 1. Характер распределения домашних обязанностей:
  • – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине.
  • – Коллективистская (партнёрская) — обязанности выполняют супруги совместно или по очереди.
  • 2. В зависимости от структуры родственных связей:
  • Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).
  • Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.
  • 3. В зависимости от количества детей в семье:
  • - бездетные ; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей).
  • 4. В зависимости от численного состава:
  • - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

Классификация семей по типам

  • 1. Характер воспитания:
  • - Авторитарная — основывается на авторитете родителе.
  • - Либеральная — строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.
  • - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой

Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела

B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания

Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры

Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения

Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке

B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления

Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов

Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения

1) ин­сти­тут семьи и брака

2) ин­сти­тут государства

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения.

В юридическом смысле брак — добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

  • Возможна семья без заключения брака
  • Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

Условия, необходимые для заключения брака:

4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак — это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»;

(Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

Основания признания брака недействительным:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ.

1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ);

2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой);

3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной);

4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем);

5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке.

1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке);

2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи);

3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой);

3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства);

4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

Личные неимущественные права и обязанности супругов

Личные права и обязанности супругов регламентируются

ст. 31 и 32 СК РФ.

Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права.

Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности:

а) возникают только после регистрации брака;

б) лишены экономического содержания;

в) возможны только между супругами;

г) неотчуждаемы и непередаваемы;

д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

Личным неимущественным правам супругов относятся:

1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии

2) право на свободный выбор места жительства

3) право на свободный выбор места пребывания

4) право на совместное решение вопросов семейной жизни

5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака

6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ)

7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

Имущественные права супругов

  • права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности.
  • права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором.

Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака ) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами,

их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного

нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне

неблагоприятное положение или противоречат основным началам

8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны;

2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре:

− свои права и обязанности по взаимному содержанию;

− способы участия в доходах друг друга;

− порядок несения каждым из них семейных расходов;

− определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;

− любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

1. Действия нотариуса правомерны.

2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение.

3. Брачный договор

- может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов;

- может регулировать порядок раздела имущества в случае развода;

- может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

- о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей;

- об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством;

2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов;

(Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: