День в году когда государь имел право отпускать крестьян в новгородской республике

Обновлено: 04.05.2024

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.



Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — единственный день года, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.

Это явление также называют «крестьянским выходом». Оно связано с одноименным православным праздником, днем почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев. Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.

«Юрьев день» регламентировал Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.

В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.

Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от нее. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.

Однако в 1597 году у крестьян еще оставалась возможность уйти от своего помещика согласно указу об урочных летах. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.

День 26 ноября (9 декабря по новому календарю) назвали Юрьевым сотни лет назад. Он был единственным в году в 11 – 16 столетии, когда крестьяне могли улучшить свою жизнь, сменить помещика. Неспроста дата приходится именно на это число.

Святой Георгий Великомученик считается покровителем земледельцев. Его память почитают 26 ноября по старому стилю. Ранее к этому дню крестьяне заканчивали собирать урожай и получали заработанные деньги. Однако их труд в полной мере не учитывался, и помещик практически всегда платил меньше положенного.

В 1497 году при Иване III после выхода свода законов Русского государства – Судебника — возник так называемый Юрьев день. Официальным документом регламентировался единый срок, когда крестьяне имели право сменить помещика. Это называлось «крестьянским выходом». Данным сроком была неделя до дня памяти Георгия Победоносца и неделя после него.

История России : что Юрьев день значил для крестьян

Для крестьян России Юрьев день был не просто религиозным торжеством в честь Георгия Победоносца. Для них это была возможность изменить свою жизнь к лучшему, сменить место труда, перебраться на другие земли и вовсе заняться чем-то другим. В конце ноября после сбора урожая крестьяне могли, наконец, погасить долги, оброчные и налоговые обязательства, и пуститься в путь. По закону на это им давалось 2 недели: по 1 недели до и после Юрьева дня.

В конце 16 – в начале 17 столетия «крестьянские выходы» отменили. Историки доселе спорят, почему так произошло: вышел царский указ, или же дело в экономических причинах. Понятно, что упразднение перехода в Юрьев день для крестьян значило оставаться у своих помещиков навсегда. Они были лишены права на смену хозяина и улучшение своей жизни. К слову, так и появилось знаменитая поговорка про несбывшиеся надежды:

Так, у обремененных налогами и сборами крестьян уже не было возможности расплатиться и, имея хоть какой-то капитал, искать лучшей жизни. Но, в 1597 году надежда на это была. Тогда вышел указ об урочных летах. Согласно ему, если в течение 5 лет помещику не удавалось найти крестьян, которые от него ушли к Юрьеву дню или после него, то он терял на них всяческие права, в крестьяне закреплялись за новыми владельцами. Увы, спустя 50 лет было принято Соборное уложение, согласно которого помещики в бессрочный срок могли искать своим крестьян-беглецов и возвращать.

Кем был Георгий Победоносец, почитаемый 9 декабря

У великомученика Георгия были богатые родители – ревностные христиане. Сам он служил, и отличался от других воинов храбростью и силой. Однажды он услышал, что начинаются христианские гонения, понял, что и сам обречен на страдания. Георгий решил раздать имущество беднякам, освободить своих рабов. Затем он пришел к Диоклетиану и сказал, что является христианином. Георгий назвал правителя жестоким и несправедливым, за что был отправлен в темницу и подвергнут пыткам. Во время страданий он восхвалял Господа. Георгий умер в 303 году.

В день памяти святого молятся о хорошем урожае, избавлении от бед и несчастий. Просят помочь стать успешными.

Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.

Юрьев день это день когда зависимый крестьянин

Значение даты

Юрьев день на Руси

Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.

Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:

  • 6 мая — весенний Егорий;
  • 9 декабря — зимний, когда заканчивались полевые работы и велись подсчёты урожая.

Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.

Историческая справка

Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.

Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:

  • первая строится на том, что указ всё-таки был;
  • вторая отрицает наличие такого документа.

Значение дня Юрьев день

Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.

Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.

Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.

Запрет выхода

Что означает Юрьев день на Руси

Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.

Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.

Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.

Необходимость отмены крепостного права назревала давно: первые робкие шаги в этом отношении были сделаны еще Павлом Первым, который устроил для своих крепостных крестьян в личных имениях значительные послабления и постарался облегчить их участь. Некоторые помещики отпускали крестьян на волю – кто за выкуп, кто просто давал им свободу, поскольку самые образованные из них и побывавшие в Европе видели, что подневольный труд значительно менее экономически выгоден, чем вольнонаемный.

В 1842 году правительство Николая I впервые в истории России приступило к разработке законодательных актов, регламентирующих постепенное изменение статуса крепостных. Это был первый шаг к Манифесту 1861 года. Итак, из-под пера императорских чиновников вышел указ об обязанных крестьянах, одобренный и подписанный императором. Огромную роль в разработке проекта сыграл Д. Киселев, которому Николай доверил решение крестьянского вопроса.

Суть указа об обязанных крестьянах

Согласно закону, помещики и крестьяне на добровольной основе могли заключить между собой договор. В договоре указывалось, что крепостной обретает личную свободу, но при этом должен либо заплатить бывшему хозяину определенную сумму выкупа, либо отработать установленное по соглашению сторон время на барщине. Так появились обязанные крестьяне. Положение обязанных оказалось незавидным: с одной стороны, они были лично свободными людьми, и власть помещика теоретически не имела над ними силы. С другой стороны, освобождение без земли не имело смысла, а для того, чтобы приобрести эту землю в собственность, крестьяне должны были заплатить помещику непомерную для них зачастую сумму. Фактически за помещиком сохранялось право производить суд над обязанными крестьянами, не было отнято у них и право вотчинной полиции.

Закон, принятый в 1842 году, предусматривал постепенное освобождение всех крепостных наименее болезненным для их бывших хозяев путем.

Временное обязанное состояние иногда сравнивают с положением вольных хлебопашцев, однако это разные понятия.

Вольные хлебопашцы по закону 1803 года

Обязанные крестьяне по сравнению с вольными хлебопашцами имели больше шансов получить полную свободу.

Указ о вольных хлебопашцах принял Александр I в 1803 году. С этой даты и до конца своей жизни Александр требовал ежегодного доклада от своих министров о ходе реализации законодательного акта. Суть указа (настоящей реформой назвать его нельзя, так как исполнение или неисполнение указа было абсолютно добровольным для помещика делом) сводилась к следующему.

Помещики могли отпускать своих крестьян на свободу с семьей, поодиночке или селениями. Последние получали земельные участки, стоимость которых должны были отработать (или заплатить за них). В случае неисполнения этого условия крестьяне обязаны были сдать землю обратно помещику, а сами вновь становились крепостными. Положения указа были составлены так, что крестьянин не имел никакого права голоса, часто оказывался в полностью зависимом от помещика состоянии, а потому цель указа – дать свободу хотя бы некоторой части крестьянства – осталась нереализованной.

Сравнивая характеристики положения обязанных крестьян и вольных хлебопашцев, можно отметить, что шансы последних навсегда расстаться с крепостным состоянием были намного меньше.

Оба документа – и указ о вольных хлебопашцах, и указ об обязанных крестьянах – разрабатывались на основе интересов помещика, а кроме того, не носили обязательного характера для исполнения. По сути, они остались на бумаге.

Появление второго указа ясно свидетельствовало о том, что назрела необходимость перемен. Но прошло еще почти 2 десятка лет, прежде чем правительство наконец решилось на полное изменение статуса крепостных, отменив крепостное право на законодательном уровне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: