Демократическое правовое социальное государство это

Обновлено: 24.04.2024

Социальное государство (государство социальной демократии) – это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

= на научном - как идею и ее развитие в различных концепций,

= на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

= на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

- в восстановлении равенства и свободы,

- в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

В 1929 году понятие «социального государства» подхватил немецкий государствовед X. Хеллер, после чего оно распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальной политики и права, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости); См. научные концепции о современных государствах в главе 4 «Государственная власть и государство».

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком, фундаменте как «правовое государство».

Правовое государство - тип государства, основными признаками которой являются верховенство закона, разделение властей, правовой защите личности, юридическое равенство гражданина и государства.

Правовое государство характеризуют:

- Верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

- Превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- Гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и

- Высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

- Контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

- Ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

- Органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.

Кроме строгого соблюдения законов общество предполагает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Демократическое государство - форма государства, которая основывается на конституционном признании народа источником власти и реальном осуществлении народной власти через равноправное участие граждан в управлении общегосударственными и местными делами, в контроле за государственной деятельностью; выборности и сменяемости высших органов государственной власти; существовании многопартийности; обеспечении прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократического государства:

1) признание народного суверенитета - власти народа как верховного носителя и источника государственной власти;

2) равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы.

3) демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов (всеобщее право голоса; равенство в выборах; тайное голосование; прямые (непосредственные) выборы,

4) политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом.

5) провозглашение и реальная гарантированность основных прав человека и гражданина, то есть налаженность юридических институтов и юридических механизмов и процедур действенной защиты личности от произвола и беззакония;

6) наличие систем самоуправления - местного самоуправления как особого вида общественного управления на местах

7) многопартийность и идеологический плюрализм - наличие нескольких политических (в том числе оппозиционных) партий, многообразие политических мнений –

8) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства,

9) взаимная ответственность государства и гражданина.

Часть из этих признаков можно считать и принципами демократии, которая всегда имеет государственный характер. Принципы демократии составляют и такие бесспорные требования: законность, разделение властей, гласность в деятельности государства, невмешательства государства в частную жизнь граждан и тому подобное.

Следует отметить, что демократия не лишена существенных недостатков, а ее потенциал в решении многих социальных проблем ограничен. В XX и начале XXI века. она не могла решить проблем бедности, социального неравенства, политического отчуждения, массовой одиночества, регионального сепаратизма и др. Но человечество не имеет лучшей формы государственно-политического режима чем демократический режим.

Социа́льное госуда́рство — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического

Многие сторонники социального государства считают, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»

Признаки социального государства

• Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

• Социально ориентированная структура экономики;

• Формирование гражданского общества;

• Разработка государством разнообразных социальных программ;

• Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

• Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

• Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

• Охрана труда и здоровья людей;

• Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;

• Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;

• Поощрение благотворительной деятельности;

• Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

• Борьба с безработицей.

17.Государство и личность, правовой статус личности: понятие, виды, структура.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Личность — это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.

Правовой статус личности — это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус — есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий госуд-ных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный (особенный) статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и др.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный (отдельный)статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

По действующей Конституции (статья 1) Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством.

Демократическое государство – тип государства, в котором народ является источником власти, существуют государственные демократические социально-политические институты и демократический тип политической культуры, обеспечивающие органическое сочетание участия народа в решении общегосударственных дел с широкими гражданскими правами и свободами. Для демократического государства характерно реальное равенство перед законом граждан и органов управления (верховенство закона), развитое гражданское общество, распределение властных полномочий между ее ветвями, эффективные механизмы сдержек и противовесов.

Свидетельством демократизма государства в современных условиях являются: обеспечение эффективности в ее функциониро-вании, наличие конкуренции в сфере государственной деятельности, установление равновесия в обществе и гармоничных отношений между государством и гражданами, высокая степень доверия населения к институтам государства.

Особое значение в современных условиях приобретает социальное государство. Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Термин "социальное государство" был введен в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном, однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX в.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночному хозяйству, гражданскому обществу, правовому государству с целенаправленным формированием институтов социального государства.

К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержа-нием, относятся принципы солидарности и субсидиарности.

Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных, определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильных слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.

Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и получил социально-государственное содержание в практике государственного строитель-ства многих развитых стран Запада. Согласно этому принципу, высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказыва-ются не под силу ниже рангом органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидиарность способствует преодоле-нию потребительской психологии у граждан и их объединений, функциональной перегрузки государства, неконтролируемого разраста-ния бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.

Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосущест-вования в рамках конкретного общества. В соответствии с этим создается модель, которая позволяет найти собственный, оптимальный путь к социальному государству [11, с. 272–273].

Правовое государство – тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита личности, юридическое равенство гражданина и государства. Правовое государство выступает как система органов и институтов, которые гарантируют и охраняют эффективное функционирование гражданского общества.

Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна там, где господствуют законы, на страже законов должно стоять правосудие. Платон замечает, что любое государство перестает быть таковым, если нет должным образом организованных судов. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Идейно-теоретические основы концепции правового госу-дарства, сформированные совместно с понятием гражданского общества, закладывали Ш. Монтескье (концепция разделения властей), Ж.-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (концепция государ-ства как объединение людей, подчиняющихся правовым законам) т. д. Именно с именем И. Канта связывают теорию правового государства. Обоснование им тезиса о том, что благо и назначение государства – в усовершенствованном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции правового государ-ства. И. Кант постоянно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, согласовывать с ним свои акции. Государство, которое не обеспечивает прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Гражданское правовое положение, по его мнению, основывает-ся на следующих априорных принципах: свобода каждого члена общества как человека, равенство его с другим как подданного, самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Согласно идее правового государства граждане могут делать все то, что не запрещено законом, государство может делать только то, что предусмотрено законом, правосудие должно быть независимым и должно основываться на презумпции невиновности.

Правовое государство характеризуют:

· верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

· верховенство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаимных сдержек и противовесов ветвей власти;

· гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов;

· высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и граждан участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного изби-рательного права;

· контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

· ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

· органическая связь прав и свобод граждан с их обязаннос-тями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосоз-нанием, правовой культурой [30, с. 192–193].

Кроме строгого соблюдения законов, общество выдвигает еще одно принципиальное требование – соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие "государство" и назовите его основные признаки.

2. Охарактеризуйте формы государственного правления. Приведите примеры государств с республиканской и монархической формами правления.

3. Приведите основные признаки социального и правового государства. Как они связаны между собой?

4. Дайте развернутую характеристику главным теориям происхождения государства. Подтверждается ли прогноз К. Маркса об отмирании государства в условиях глобализации политики и экономики?

5. Определите украинское государство по формам государст-венного устройства и правления.

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность ко торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

отдельные граждане, их объединения;
государственные органы и общественные организации;
народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства являются:

реальная представительная демократия;
обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Правовое социальное государство— государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства. Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.

Высшийэтап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: