Демократический государственно правовой режим понятие формы виды и перспективы

Обновлено: 18.04.2024

Введение 3
Глава 1. Демократический государственно-правовой режим 5
1.1. Понятие демократии 5
1.2. Правовое государство 12
1.3. Гражданское общество 19
Глава 2. Развитие демократии в России 24
2.1. Российская политическая культура 24
2.2. Специфика политического развития России 26
2.3. Ближайшие перспективы российской демократии 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из 1 файл

курс.работапо ТГП.doc

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

по теории государства и права

тема: «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

Глава 1. Демократический государственно-правовой режим 5

1.1. Понятие демократии 5

1.2. Правовое государство 12

1.3. Гражданское общество 19

Глава 2. Развитие демократии в России 24

2.1. Российская политическая культура 24

2.2. Специфика политического развития России 26

2.3. Ближайшие перспективы российской демократии 28

Список литературы 32

Проблему рационального устройства государственной власти пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы и государственного режима формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой. В наше время выявлена закономерность том, что демократические политические системы оказываются более жизнеспособными и результативными, нежели антидемократические. Все это идеально отражается в высказывании У.Черчилля, суть которого заключается в том, что демократия – это плохая форма управления, но ничего лучшего на свете еще не придумали.

Уже сегодня можно говорить о том, что в самых развитых государствах мира процветает демократия. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

Целью данной работы явилось раскрытие понятия демократии, демократического политического режима, охарактеризовать современные проблемы и перспективы демократического развития России.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. Демократический государственно-правовой режим

1.1 Понятие демократии

Людям давно открылись пороки деспотической власти, построенной по принципу военно-бюрократической иерархии. Лучшие умы искали способы так организовать власть в государстве, чтобы она зависела от народа и служила ему.

Впервые демократия утвердилась в древних Афинах в V веке до н. э. Перикловы Афины, названные так по имени их прославленного лидера, послужили примером для других городов Древней Греции. Именно античная цивилизация создала систему государственности и законности, и именно в ней зародилось понимание того, что свобода человека - одно из необходимых условий преобразования и развития общества по пути исторического прогресса.

Образ жизни, демократические традиции в древнегреческих городах- государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Чувствуя себя свободными, зная свои права и возможности, греки верили в свои силы, знали, что смогут улучшить жизнь своим трудом.

Граждане чувствовали себя свободными, потому что могли непосредственно влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города государства. Ведь все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан. Оно принимало законы и избирало высших должностных лиц.

Поскольку граждане участвовали в работе таких собраний лично, а не через своих представителей, демократия была непосредственной, прямой. В наше время прямая демократия тоже имеет место, например, в форме волеизъявления граждан на референдуме.

В европейских странах по мере отмирания феодальных отношений и становления свободного рынка средневековое феодальное право заменялось классическим римским правом. Сегодня его нормы в той или иной мере включены в национальные правовые системы всех развитых стран мира.

В России в 12-14 веках утвердились Новгородская и Псковская республики. В их народных собраниях (вечах) могло участвовать все взрослое население городов и свободные крестьяне окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц республики, утверждало, новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер подати и даже рассматривало наиболее важные уголовные дела. Впрочем, главным органом в этих республиках был Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, выносимые на вече.

Проблема демократии, ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия». В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. Он происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть, правление. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие». Похожее толкование этого определения дал американский президент Линкольн в своей геттисбургской речи в 1863 году: «правление народа, избранное народом и для народа».

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Нельзя сказать, что современная политическая теория внесла ясность и однозначность в определение демократии. В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия. Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической. В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия. В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия. Можно привести еще множество других значений понятия «демократия». Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности какого бы то ни было однозначного его толкования.

Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Первобытная демократия:демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.

Средневековая демократия: огромное влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство. Оно дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в своем важнейшем, духовном измерении — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей. Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны. Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной почвы для демократии оказали средневековые религиозные движения — «соборное движение» в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства.

Под влиянием развивающегося в Европе капитализма и связанного с ним индивидуалистического мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в.

Политический режим— это система методов, способов исредств осуществления политической (государственной) Власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

Демократический режим.Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

Основные характеристики демократического режима:

• принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

• существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

• осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

• широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

• провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

• гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократияпозволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

— позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К ее недостаткам часто относят:

— отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

— сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

Представительная демократияпозволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

— дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

Ее недостатками являются:

— возможность развития бюрократии и коррупции;

— отрыв избранных представителей от народа;

— принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

С греческого языка демократия дословно переводится как «власть народа» (demos – «народ» и kratos – «власть»).

Демократия – это форма политического устройства, когда каждый гражданин государства вправе участвовать в управлении страной

Основу управления в демократическом государстве составляет не какое-либо решение правительства, а постоянно действующий закон. Перед законом все равны: и граждане государства, и органы государственной власти в равной степени подчиняются ему.

В настоящее время демократия является самой распространенной формой политического устройства государства и наиболее эффективным способом управления людьми.

Характеристика демократического режима

К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие:

  • Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной.
  • Каждый гражданин обладает равными избирательными правами.
  • Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму.
  • Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей.
  • Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства.
  • В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане вольны участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр.
  • В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма.

На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами:

  • Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
  • У государственной власти и правящей партии (или коалиции партий) имеются оппоненты (оппозиция), которые постоянно следят и критикуют действующую политику, поскольку придерживаются альтернативных мировоззренческих позиций и представляют альтернативные пути решения вопросов государственной политики.
  • Функционирует надежный законодательно закрепленный барьер, который препятствует сращиванию структур государственной власти со структурами партийного руководства.
  • Права и свободы личности законодательно защищены.

Разновидности демократического режима

Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:

  • Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
  • Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
  • Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.

В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.

Сравнительный анализ основных политических режимов

Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

В Англии разрешалось все, что не было официально запрещено.
В Испании запрещалось все, что не было официально разрешено.
В СССР запрещалось все, включая то, что было официально разрешено.

Эта шутка, как и любая другая, содержит немалую долю правды.

Демократия и диктатура

Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.

Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора.

При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве. Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным "накопление несправедливости" в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие. В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями. Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются.

В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений. Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение. Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.

Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.

Система организации власти в стране называется государственным режимом. Он представляет собой совокупность методов, приемов и способов, регулирующих получение и реализацию различных полномочий должностными лицами и органами власти.

Государственные режимы подразделяют на следующие основные виды:

  1. демократический;
  2. авторитарный;
  3. тоталитарный;
  4. переходный.

Действующий в стране государственный режим является функциональной характеристикой власти.

Демократический режим

Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.

Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.

Основными признаками демократического режима называют:

  1. народовластие;
  2. выборность и сменяемость должностных лиц;
  3. участие граждан в деятельности государственных органов;
  4. признание частной собственности и свободы предпринимательства;
  5. многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
  6. наличие легальной оппозиции.

Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.

В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).

Готовые работы на аналогичную тему

Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.

Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.

В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам. Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.


Авторитарный режим

При авторитарном режиме в системе государственной власти совмещаются черты тоталитаризма и либерализма. Несмотря на то, что проводятся выборы в различные органы, они носят формальный характер.

Авторитаризм – это форма государственного режима, которая отличается сосредоточением власти у одного лица или органа. Характеризуется ущемлением свободы слова и других политических прав, подавлением оппозиционных партий.

Как правило, таким государством руководит правящая элита, пользующаяся большими льготами. Этот узкий круг привилегированных лиц возглавляет конкретный лидер. Личная диктатура – обычное явление при авторитарном режиме. Данная система организации власти может варьироваться от умеренной формы до классического фашизма.

Основные признаки авторитаризма:

  1. не ограниченная законом власть элиты;
  2. народ не контролирует деятельность органов власти;
  3. приоритет интересов государства над личными правами;
  4. экономика и частная жизнь граждан свободны от политического контроля;
  5. запрет на деятельность оппозиционных партий;
  6. противники авторитарного режима подвергаются репрессиям.

Государственная власть при авторитаризме не контролирует все сферы жизни, как при тоталитаризме, отсутствует и массовый террор. Единой идеологии также нет, ее место занимают патриотические традиции и теории национальных интересов.

Тоталитарный режим

Форма государственной власти, основанная на идеологическом, психологическом и физическом принуждении всего населения, называется тоталитарным режимом.

В такой стране осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни, отсутствуют политические свободы, а в отношении оппозиции и инакомыслящих людей применяются репрессивные меры. Насильственное навязывание официальной идеологии населению, безоговорочное господство правящей партии, полный контроль над деятельностью СМИ – характерные черты тоталитарного режима.

При нем фактически отсутствует принцип разделения ветвей власти, нет системы муниципалитетов, а все вопросы внутренней и внешней политики решает партийное руководство.

Основные признаки тоталитаризма:

  1. полное подчинение общественной жизни правящей идеологии;
  2. государственная цензура в СМИ;
  3. массовый террор против собственного населения;
  4. жесткая централизация власти;
  5. отрицание частной жизни и собственности.

Одной из разновидностей тоталитарного режима является фашизм. Его главной особенностью является расистская идеология, провозглашающая преимущество одного народа над всеми остальными. Как правило, фашистский режим агрессивен по отношению к соседним странам.

Переходный государственный режим

Государственные режимы некоторых стран занимают промежуточное положение. В одних случаях речь идет о переходе от тоталитаризма к авторитаризму, а в других действуют полудемократические формы организации власти.

Во многих странах Азии и Африки отмечаются именно такие промежуточные, переходные режимы.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Демократический государственно-правовой режим – (от народовластие) предполагает такие способы, приемы и методы осуществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через выборные представительные органы власти. Признак демократического режима – реальное участие народа в управлении делами государства.

При демократическом режиме власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, защищаться интересы меньшинства.

Личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод, во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы, и не просто прописаны в нормативно правовых акта, они должны быть реально гарантированны.

Для демократического режима характерен политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм полагает многопартийность и как следствие существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологический плюрализм предполагает многообразие идеологии. (Ст. 13 К. РФ подразумевает идеологическое многообразие, но политика вне идеологии существовать не может, для эффективного функционирования государства нужна общегосударственная идея для сплочения общества. В России пока нет идеи. В Америке автономная личность).

Для демократического государства характерна многоукладность экономики, и как правило экономика должна носить обменный характер.

Можно выделить две формы существования демократии:

1. Прямая демократия.

2. Демократия представительная.

Прямая демократия (непосредственная демократия) – непосредственное осуществление власти самим народом. Между народом и властью нет посредников. Воля, выраженная народом напрямую становиться властной волей государства. Высшими формами прямой демократии является свободные выборы и референдум, но только ими прямая демократия не исчерпывается (собрания, митинги и т.д.).

Представительная демократия – это осуществление власти народов через выборные представительные органы, т.е. народ избирает своих представителей в органы государственной власти и там уже эти представители осуществляют власть от имени народа и в интересах народа.

Эти две формы между собой тесно взаимосвязаны они взаимообусловливают и дополняют друг друга и друг без друга существовать не могут. На фоне этого каждая из этих форм имеет и положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы и сочетание необходимо для того, чтобы плюсы одной формы перекрывали минусы другой.

Прямая демократия: имеет «+», что воля народа не искажается, но прямая демократия предполагает высочайшую степень политической активности, в противном случае волей народа можно будет манипулировать. При помощи прямой демократии можно решать далеко не все вопросы, можно решать те вопросы на который можно дать прямой ответ – либо «да» либо «нет». Если вопрос развернутый, то прямая демократия не эффективна. Осуществление прямой демократии требует больших временных затрат (пока вопрос будет разрабатываться и пройдет голосование пройдет много времени). Ещё это требует больших материальных затрат.

Представительная демократия:«+» – экономичность принятия решения, оперативность принятия решения, Профессионализм принятия решения. Решить можно любой вопрос. «-» – искажение воли народов, сужается социальная база. Избиратели будут выражать не волю народа, а свое представление об этой воле. Искажение будет тем большим, чем больше будет существовать промежуточных звеньев между народом и властью (испорченный телефон).

П а р ф ё н о в:

Демократический режим – одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Демократическое государство не ограничивается формальным равенством возможностей, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания являются политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, рекомендаций. Участие народа в управлении делами общества становится массовым и идет по двум направлениям: выборы управленцев и прямое участие в решении общественных дел, а также контроль за исполнительной властью.

Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом: экология, предотвращение конфликтов и др. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В идеале в демократическом государстве снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.

Недостатки демократии:

1. Чрезмерное социальное расслоение общества, своеобразная диктатура демократии, в некоторых случаях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка.

2. Демократический режим появляется в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита вынуждена идти на уступку народу, другим социальным силам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: