Демократические принципы правосудия в российской федерации понятие и система

Обновлено: 22.04.2024

Тельности, которая заключается в рассмотрении и разреше- нии судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т. д.

Правосудие осуществляется судом в установленном за- коном процессуальном порядке, который регламентирован про- цессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и др.)

6Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы.

//Российская юстиция. 2017. №11.

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые положения, определяющие организацию и деятель- ность судебных органов.

Признаки принципов правосудия:

- Носят объективный характер, т.е. они отражают исто- рически сложившиеся закономерности построения и функциони- рования судебных органов. В принципах воплощаются правовые и этические идеи, господствующие в данном обществе. Так, Кон- ституция РФ закрепила принцип состязательности сторон, кото- рый ранее в советское время в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как, например, верховенство закона, охрана прав и свобод личности.

- Носят общий характер. В них закрепляются наиболее общие подходы в организации и деятельности судов.

- Являются руководящими положениями. Они обязательны для соблюдения всеми судами, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве. Кроме того, принципы правосудия яв- ляются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их приоритетность.

- Закреплены в законе. Нарушение указанных принципов является правонарушением, которое влечет за собой ответствен- ность.

Система принципов правосудия:

- осуществление правосудия только судом;

- осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

- обеспечение каждому права на судебную защиту;

- обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

- состязательность и равноправие сторон;

- национальный язык судопроизводства;

- участие граждан в осуществлении правосудия;

- охрана чести и достоинства личности;

- непосредственность и устность судебного разбирательства.

Принцип законности

1. Все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Суды обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов.

3. Суд должен не только сам правильно применять действу- ющее законодательство, но и предупреждать любые нарушения за- кона со стороны участников судопроизводства.

4. В качестве гарантий соблюдения законности выступают и другие принципы правосудия.

Принцип осуществления правосудия только судом

1. Функция осуществления правосудия предоставлена толь- ко суду.

2. Лицо может быть признано виновным только по пригово- ру суда.

3. Приговор и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.

4. Реализация данного принципа обеспечивается нормами процессуального права и характером судопроизводства в целом.

5. Закон запрещает создавать какие-либо чрезвычайные суды.

Принцип независимости судей

1. Судьи в своей деятельности никому не подотчетны.

2. Только независимый и беспристрастный суд может объек- тивно рассмотреть дело и вынести по нему законное, обоснованное решение, приговор.

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

принцип законности правосудия;

принцип осуществления правосудия только судом;

принцип доступности судебной защиты;

принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

принцип состязательности и равноправия сторон;

принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

принцип презумпции невиновности;

принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства.

7.Осуществление правосудия только судом.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.

8.Образование судов на началах назначаемости.

Образование судов на началах выборности судей и народных заседателей (ст. 152 Конституции России). Народные судьи районных (городских) судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при голосовании сроком на пять лет, народные заседатели этих судов - на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели вышестоящих судов избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета России сроком на пять лет, а народные заседатели - собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года. Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин России, достигший ко дню выборов 25 лет (ст. 31 Основ). Наряду с началом выборности Конституция России предусматривает, что судьи и народные заседатели «ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке».

Коллегиальность, участие народных заседателей в осуществлении правосудия (ст. 154 Конституции России). Рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется коллегиально: судами первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателей; судами второй инстанции - в составе трех судей, надзорной инстанцией - не менее трех судей.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в суде первой инстанции осуществляется с участием народных заседателей. В соответствии с Конституцией России (ст. 154) народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Все решения суд принимает по большинству голосов. Участие народных заседателей в осуществлении правосудия служит привлечению трудящихся к повседневной работе управления государством.

Независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 155 Конституции России). При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Судьи и народные заседатели разрешают уголовные и гражданские дела на основании закона, в соответствии с социалистическим правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей. Независимость судей при осуществлении правосудия - в их точном исполнении всех указаний закона, который выражает политику КПСС, волю советского народа.

Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судо независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения и религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 156 Конституции России; ст. 5 Основ).

Правосудие – деятельность независимого суда ,основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства ,в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Конституция РФ утвердила главную задачу правосудия обеспечивать права и свободы человека и установила право гражданина участвовать в отправлении правосудия.

Принципы правосудия в РФ –это общие руководящие ,исходные положения определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

- Принцип законности

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

- Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

- Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.

Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

- Принципы независимости судей

Судьи имеют льготы, не могут заниматься коммерческой деятельностью, они и их близкие должны быть ограждены от воздействий третьих лиц.

- Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

- Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье право граждан на защиту своих интересов в суде.

- Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы.

- Национальный язык судопроизводства

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика

- Принцип состязательности сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:

В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

- Принцип открытости судебного заседания:

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

- Публичность

вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично

- Принцип презумпции невиновности

Подсудимый считается невиновным, пока не доказано обратное. Действует в уголовном и административном процессах. статья 49 конституции

- Принципы законности и компетенции суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен.

1. Общее понятие демократических принципов правосудия

2. Содержание демократических принципов правосудия

Демократические принципы правосудия - те основные начала, которые лежат в основе правосудия - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами - судами (судьями), особыми методами (юридическими) и средствами (применение права) в строгом соответствии с процессом, и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона.

К ним относятся:

осуществление правосудия только судом (судьей);

компетентность и беспристрастность суда;

независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей;

соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел;

участие в правосудии представителей народа;

обеспечение прав и свобод человека;

обеспечение права граждан на судебную защиту;

обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на за щиту;

равенство всех перед законом и судом;

состязательность сторон в процессе;

национальный язык судопроизводства;

непрерывность судебного заседания.

2. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Это значит, что:

только суд может признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

осуществлять правосудие может только суд, входящий в единую судебную систему РФ и созданный на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 года (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года № 5-ФКЗ);

запрещается внесудебная репрессия (применение наказания) и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе", - чрезвычайных судов, "троек", шариатских судов'и т. д.

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судьей некомпетентного претендента. Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.

Независимость судей гарантируется:

установленной процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;

особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства высокого материального и социального обеспечения.

Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели подлежат государственной защите.

Дела в судах рассматриваются судьями единолично или коллегиально. Единолично (дело рассматривает только один судья без заседателей) рассматриваются дела, не представляющие большой общественной опасности и не сложные для рассмотрения. Коллегиально (судья и заседатели, коллегия из трех судей) рассматриваются указанные в законе дела, представляющие среднюю или большую общественную опасность, пересматриваются приговоры, рассматриваются дела, которые по тем или иным причинам не могут быть рассмотрены единолично (о преступлениях несовершеннолетних, инвалидов и т. д.).

К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа - народные, арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей) и в отдельных случаях -присяжные заседатели (наличие граждан, не имеющих отношения к рассматриваемому делу и выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность (в настоящее время созданы в 9 субъектах РФ).

Законностью является соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов гражданами, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т. д.).

При осуществлении правосудия в РФ должны обеспечиваться права и свободы человека. Запрещается нарушать права и свободы человека во время судебного процесса (например, право на личную неприкосновенность, право на достоинство, применять пытки, скрывать информацию, заставлять свидетельствовать против себя и т. д.).

Граждане имеют право на судебную защиту. Это значит, что суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым восстановив нарушенное право человека и защитив закон.

Также граждане имеют право на защиту во время судебного процесса (часто путается с правом на судебную защиту). Данное право подразумевает наличие защиты с момента привлечения к ответственности до вступления в законную силу приговора (решения) суда. Защита может осуществляться гражданином самостоятельно, но, как правило, профессиональным юристом - адвокатом. В случае невозможности оплатить труд адвоката защитник (адвокат) предоставляется бесплатно.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Это значит, что любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

Судебный процесс в РФ проходит на основе состязательности и равенства сторон. Данный принцип подразумевает:

равенство сторон в гражданском деле;

равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде;

равенство защиты и обвинения;

состязательный характер рассмотрения дела в суде - возможность всем сторонам доказывать свою правоту и бороться за решение дела в их пользу.

По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае, если дело рассматривается в местности, где распространен иной язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При не владении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

Рассмотрение дел в судах РФ открытое. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

Дела в судах РФ рассматриваются устно, доказательства исследуются непосредственно (то есть предъявляются суду), слушание дела происходит непрерывно.

Непрерывность судебного заседания подразумевает, что:

дело рассматривается без перерывов (кроме обеденных и времени окончания рабочего дня судей - при слушании дела более суток);

судья не может приступить к рассмотрению в суде следующего дела, не приняв решение (не постановив приговор) по предыдущему.

Принципы (демократические основы) правосудия — это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее су­щественные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, оп­ределения его роли и места в государственном механизме и полити­ческой системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний , регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить прин­ципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в зако­нах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Консти­туции РФ, конституционных и других федеральных законах.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов , которые, со­здавая новые законы или корректируя их, должны считаться с суще­ствующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности пра­восудия.

Существенной особенностью принципов является их относитель­ная стабильность . Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что прин­ципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры. А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откор­ректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том чис­ле конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.

Стабильность правовых положений, именуемых принципами пра­восудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направ­лению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограж­дающих его от случайных и не продуманных глубоко “нововведений”.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: