Действия адвоката на стадии исполнения решений европейского суда по правам человека

Обновлено: 22.04.2024

Европейский суд по правам человека основан для защиты основных прав и свобод отдельных лиц, организаций и государств. Субъект, который не нашел справедливого решения на территории страны участника конвенции, может обратиться в орган для рассмотрения своей жалобы. Работа адвоката в Европейском суде по правам человека имеет свою специфику и множество нюансов, поскольку требует строгого соблюдения перечня условий.

Особенность работы адвоката в ЕСПЧ

Юристу, защищающему права своего клиента на международном уровне, нужно обладать помимо профессиональных навыков основами прецедентного права, на базе которого ЕСПЧ принимает решения.

Процесс обращения и участия в суде состоит из следующих этапов:

  1. Подача жалобы в секретариат. Оформление заявления в соответствии с европейскими стандартами;
  2. Юристы рассматривают прошение, комитет из трех судей выносят вердикт о запуске процессуального дела или отклоняют его;
  3. Палата в составе из 7 верховных судей обмениваются мнением о приемлемости действий заявителя и ответчика;
  4. Оглашение постановления с указанием размера компенсаций (в случае выигрыша истца).

Если жалоба не была удовлетворена, то адвокат может в течение трех месяцев подать апелляцию в Большую Палату, где рассматривать иск будут 17 судей совместно с Комитетом Совета Европы.


Адвокат, который будет представлять интересы клиента в ЕСПЧ, должен иметь доверенность, удостоверяющую обязательства юриста по ведению дела.

На протяжении всего срока процесса адвокат ведет активную переписку с ЕСПЧ, которая включает пояснения, возражения, доказательства, оригиналы и копии запрашиваемых документов. Далее представитель истца участвует в слушаниях по делу, контролирует исполнение постановлений и решений, вынесенных судом.

Защита прав обвиняемого и потерпевшего

Специфика работы адвоката в суде заключается в том, чтобы собрать достаточное количество фактов нарушений того или иного права клиента. Во время консультации юрист выясняет у заявителя обстоятельства дела, соотносит их с правовым полем и производит поиск идентичных прецедентов из практики ЕСПЧ. В качестве доказательств верховный орган принимает любые документы, которые могут подтвердить достоверность заявления клиента: медицинские справки, видео, фото, свидетельства других людей.


В компетенцию Европейского суда по защите прав человека входит:

  • рассмотрение индивидуальных и групповых исков, поданных к государству-участнику Конвенции;
  • присуждение заявителю в случае победы денежной компенсации;
  • контроль исполнения решения в конкретной стране, где произошло нарушение свобод;
  • вынесение заключений о толковании тезисов Конвенции и основных человеческих свобод.

В соответствии со ст. 46 Конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений) Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права.

Констатация Европейским судом одного или нескольких нарушений Конвенции налагает на государство-ответчика четкие и определенные обязательства. Первое из таких обязательств касается частной ситуации заявителя: оно состоит в том, чтобы «положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения». Таким образом, на практике речь может идти о конкретных мерах, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации.

Второе обязательство государства-ответчика состоит в принятии «действенных мер для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных нарушениям, выявленным решениями Суда». Европейский суд указал, что государства в принципе свободны в выборе средств, которые ими будут использоваться для выполнения этих обязательств, однако такие средства должны находиться в соответствии с выводами, содержащимися в решении Суда. Более того, Суд подчеркнул, что выбор средств для исполнения решения происходит под контролем Комитета министров, который в силу своей функции в рамках Конвенции следит за исполнением решений Суда.

Пересмотр дела. Восстановление нарушенного права осуществляется путем пересмотра судебных актов по арбитражным, уголовным и гражданским делам. Ряд связанных с этим вопросов включен в специальную Рекомендацию Комитета министров Совета Европы от 19 января 2000 г. № R (2000) 2 «По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека». В ней Комитет пришел к следующим выводам:

1) предложить государствам – участникам Конвенции убедиться в том, что на национальном уровне существуют возможности для достижения, насколько это возможно, restitutio in integrum;

2) поддержать участников Конвенции в их стремлении обеспечить существование адекватных возможностей для пересмотра дел, включая возобновление производства в инстанциях, в которых Суд установил нарушения Конвенции.

В России существует возможность для пересмотра дел. В соответствии с ч. 4 ст. 413 УПК (основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств) новыми обстоятельствами являются, в том числе, установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанного с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства.

Согласно ст. 311 АПК (основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) основаниями пересмотра судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе, является установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека.

Согласно п. 4 ст. 392 ГПК РФ (основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)) к новым обстоятельствам относятся, в том числе, установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано, что выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.

Вопрос 246. Встречный иск в арбитражном процессе. Порядок предъявления, условия принятия и последствия их отсутствия.

Вопрос 246. Встречный иск в арбитражном процессе. Порядок предъявления, условия принятия и последствия их отсутствия. Ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу

Вопрос 368. Досудебное соглашение о сотрудничестве. Особый порядок принятия судебного решения.

Вопрос 368. Досудебное соглашение о сотрудничестве. Особый порядок принятия судебного решения. Досудебное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или

§ 7. Акты толкования Европейского суда по правам человека

§ 8. Значение актов толкования Европейского суда по правам человека для Российской Федерации

1. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора и эволюция его оценки Европейским судом по правам человека

1. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора и эволюция его оценки Европейским судом по правам человека ЕСПЧ констатирует значительное количество нарушений Конвенции со стороны России в связи с национальной процедурой отмены вступивших в

Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом

Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим

Статья 192. Удаление суда для принятия решения

Статья 192. Удаление суда для принятия решения После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение

Статья 239. Действия суда после принятия заявления об отмене заочного решения суда

Статья 239. Действия суда после принятия заявления об отмене заочного решения суда Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда, направляет им копии заявления и прилагаемых к нему

Глава 17 Порядок принятия решения суда. Форма и содержание решения суда

Глава 17 Порядок принятия решения суда. Форма и содержание решения суда Законодательством предусмотрен специальный порядок принятия судом решения по делу. Статья 194 ГПК РФ устанавливает: 1. Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу,

СТАТЬЯ 192. Удаление суда для принятия решения

СТАТЬЯ 192. Удаление суда для принятия решения После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного

СТАТЬЯ 239. Действия суда после принятия заявления об отмене заочного решения суда

СТАТЬЯ 239. Действия суда после принятия заявления об отмене заочного решения суда Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда, направляет им копии заявления и прилагаемых к нему

Решение Европейского суда по правам человека по делу "Ракевич против России" от 28 октября 2003 года [10]

Решение Европейского суда по правам человека по делу "Ракевич против России" от 28 октября 2003 года [10] ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ВТОРАЯ СЕКЦИЯДЕЛО "РАКЕВИЧ ПРОТИВ РОССИИ"№58973/00Решение Страсбург, 28 октября 2003Данное решение станет окончательным при обстоятельствах,

2.1.2. Рекомендации Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека по вопросам дискриминации и нарушений прав в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью

2.1.2. Рекомендации Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека по вопросам дискриминации и нарушений прав в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью Рекомендации Совета Европы Совет Европы является наиболее крупной европейской

Г. Решения Европейского суда по правам человека

Г. Решения Европейского суда по правам человека Механизм обеспечения соблюдения ЕКПЧ государствами — членами Совета Европы заложен в специальном разделе данного документа и предусматривает особый институт — постоянно действующий Европейский суд по правам человека

Порядок принятия решения третейским судом и применение им норм материального права

Порядок принятия решения третейским судом и применение им норм материального права Л. Г. БАЛАЯН, адвокат, председатель Третейского суда при ММВБ, арбитр Международного коммерческого арбитражного суда ТПП РФ Остановимся на наиболее существенных вопросах, с разрешением

Прецедент (от лат. praecedentis – «предшествующий») – поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. Современная теория прецедента устанавливает, что низший суд обязан следовать правовым принципам, ранее изложенным судьей вышестоящего суда, при рассмотрении того же типа дел.

В отечественной правовой системе, как устанавливает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, действуют общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.

Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» содержит положение о признании обязательными для России юрисдикции Европейского Суда и его решений. Таким образом, решения Европейского Суда по правам человека по конкретным делам могут быть использованы в качестве судебных прецедентов в России.

Так, ВАС РФ в информационном письме от 20.12.1999 № С1-7/ СМП-1341 разъяснил требования ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола № 1 к ней применительно к арбитражной практике России и рекомендовал арбитражным судам руководствоваться требованиями, изложенными в решениях Европейского Суда, при осуществлении правосудия.

Решение Европейского Суда по правам человека может явиться основанием для пересмотра решения, принятого судами РФ.

КС РФ в Постановлении от 26.02.2010 № 4-П, разъясняя конституционно-правовой смысл ч. 2 ст. 392 ГПК, указал, что во исполнение решений Европейского Суда по правам человека заинтересованное лицо вправе обращаться в суды РФ с требованиями о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, если Европейским Судом будет установлено нарушение в данном деле прав человека и основных свобод. Отсутствие в ст. 392 ГПК указания на то, что основанием к пересмотру дела по вновь открывшимся обстоятельствам может являться решение Европейского Суда по правам человека, приводило (до 26 февраля 2010 г.) в судебной практике к отказу от удовлетворения таких требований, что противоречило положениям ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ. Суды РФ при рассмотрении таких обращений обязаны в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК (регулирующей применении аналогии закона и аналогии права) руководствоваться п. 7 ст. 311 АПК и п. 5 ч. 2 ст. 392 ГПК – в силу общей природы статуса и предназначения КС РФ и Европейского Суда по правам человека.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.Первая группа – это различные международные договоры общего

Вопрос 18. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Понятие, порядок образования, компетенция

Вопрос 18. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Понятие, порядок образования, компетенция Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты (п. 1 ст. 31 Закона об адвокатуре).Совет избирается собранием

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения.

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения. Федеральная палата адвокатов подготовила рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ, согласно которым адвокату не рекомендуется отказывать журналистам в

Вопрос 37. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений.

Вопрос 37. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии (ст. 22 Кодекса этики):1)разбирательство в квалификационной комиссии

Вопрос 40. Адвокатская тайна. Понятие, гарантии сохранения. Последствия нарушения адвокатской тайны.

Вопрос 40. Адвокатская тайна. Понятие, гарантии сохранения. Последствия нарушения адвокатской тайны. Согласно ст. 8 Закона об адвокатуре адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Обязанность

Вопрос 178. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов между сторонами.

Вопрос 178. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов между сторонами. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК). Размер,

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений.

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке. Объектами

Вопрос 269. Рассмотрение дела в порядке надзора в Президиуме Высшего арбитражного суда РФ, полномочия Президиума. Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора.

Вопрос 269. Рассмотрение дела в порядке надзора в Президиуме Высшего арбитражного суда РФ, полномочия Президиума. Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру

Вопрос 270. Пересмотр судебных актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам (основания и порядок).

Вопрос 270. Пересмотр судебных актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам (основания и порядок). Арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в

Вопрос 426. Участники процесса в Конституционном Суде РФ, их права и обязанности. Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ.

Вопрос 426. Участники процесса в Конституционном Суде РФ, их права и обязанности. Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ. Участники процесса(ст. 52 ФКЗ):Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются

Вопрос 437. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера.

Вопрос 437. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера. В соответствии со ст. 46 Конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений) Высокие

3. Отмена вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам: оценка Европейского суда и российская практика

3. Отмена вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам: оценка Европейского суда и российская практика Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствамМногочисленные нарушения

2. Разумный срок судебного разбирательства в практике Европейского суда

2. Разумный срок судебного разбирательства в практике Европейского суда Соотношение процессуальных сроков по российскому законодательству и требования разумного срока по КонвенцииВведение в российское право понятия «разумный срок» как критерия обеспечения права на

3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 16 „О судебной практике по делам о взяточничестве“ (1) от 7 декабря 1979 г. № 10[

3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 16 „О судебной практике по делам о взяточничестве“ (1)

236. Использование в деятельности адвоката решений Европейского суда по правам человека. Действия адвоката на стадии исполнения решений Европейского суда по правам человека в части принятия мер индивидуального и общего характера.

Подписав и ратифицировав Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», Россия в Законе о ее ратификации 30 марта 1998 г. согласно ст. 46 Конвенции («Обязательная сила и исполнение постановлений») признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязательный характер исполнения решений Европейско-го суда. На практике это означает, что РФ как гос-во-ответчик в случае признания Европейским судом на-рушения того или иного права заявителя, предусмотренного Конвенцией, обязана принять как меры инди-видуального характера, так и меры общего характера. Поэтому применение суда-ми вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики ЕСПЧ во избежание любого на-рушения этой Конвенции.
Меры индивидуального характера преследуют цель прекращения нарушений, продолжающихся во вре-мени, и устранения последствий нарушений, совершенных в прошлом, с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, которая имела место до нарушения Конвенции.
Во многих случаях это невозможно ввиду самого характера нарушения. Например, при нарушении ст. 3 Конвенции вследствие пыток или дурного обращения по определению невозможно восстановить ситуацию в том виде, в котором она существовала до совершения нарушения. Единственной компенсацией в данном случае может быть компенсация материального и морального ущерба.
Тем не менее в ряде дел ущерб, нанесенный заявителю, может быть реально компенсирован лишь посред-ством принятия гос-вом-ответчиком особых мер.
Яркий и наиболее часто встречающийся пример меры индивидуального характера — это снятие наложен-ной в нарушение Конвенции судимости и/или восстановление неправомерно изъятых прав.
Другой мерой индивидуального характера, принимаемой при исполнении решений Суда, является пере-смотр внутренними судами дела, в котором было найдено нарушение Конвенции.
В отличие от мер индивидуального характера мерами общего характера являются меры, принимаемые гос-вом с целью предотвращения в будущем новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были выявлены в решениях Суда.
Огромная важность мер общего характера состоит в том, что они по определению выходят за пределы дан-ного конкретного дела и затрагивают широкий круг лиц. Принятие мер общего характера подразумевает прежде всего анализ причин, приведших к нарушению Конвенции, и поиск путей их устранения.

Адвокат заявителя следит за полной и своевременной выплатой его клиенту денежной компенсации (если таковая назначена, то РФ должна выплатить из федерального бюджета сумму в трехмесячный срок), заяв-ляет ходатайство о пересмотре дела или возобновлении судебного разбирательства по делу по вновь от-крывшимся обстоятельствам. Другими словами, адвокат следит за восстановлением ситуации, существовавшей до нарушения ЕКПЧ, и информирует обо всем ЕСПЧ либо Комитет министров.
Кроме того, на основании ст. 43 ЕКПЧ любая из сторон в исключительных случаях может в течение трех месяцев, считая с даты вынесения той или иной палатой постановления, подать в письменной форме в сек-ретариат ЕСПЧ ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой палаты, указав серьезный вопрос, затрагивающий толкование или применение ЕКПЧ или протоколов к ней, либо серьезную проблему общей значимости, которые, по ее мнению, заслуживают рассмотрения дела Большой палатой.
Для понимания термина "серьезный вопрос" следует обратиться к тексту пояснительной записки к Прото-колу №11, согласно которой речь идет о серьезном вопросе, касающемся толкования ЕКПЧ, когда: а) ре-шается важный вопрос, по которому ранее ЕСПЧ не принимал никакого решения; б) решение важно для рассмотрения дел в будущем, а также для развития прецедентного права ЕСПЧ; в) рассматриваемое реше-ние не соответствует ранее принятому ЕСПЧ решению. Также речь идет о серьезном вопросе, касающемся применения ЕКПЧ, когда постановление ЕСПЧ вызывает необходимость внесения серьезных изменений в национальное право или административную практику государств-участников, но вместе с тем нс возникает вопрос о толковании ЕКПЧ.
В данном случае Большая палата выступает, условно говоря, как суд второй инстанции, в который можно обжаловать решение палаты. После рассмотрения дела исключительно по существующим материалам Большая палата выносит постановление, являющееся окончательным.
Регламент ЕСПЧ предоставляет адвокату заявителя возможность в случае необходимости (например, в свя-зи с возникновением трудностей при исполнении решения ЕСПЧ) в течение года после оглашения поста-новления обратиться с прошением о его разъяснении, в котором должно быть точно указано, в отношении какого пункта (пунктов) резолютивной части постановления испрашивается разъяснение. Прошение долж-но быть хорошо обосновано, иначе палата может отклонить его ввиду отсутствия оснований для его рас-смотрения. Если палата не отклоняет прошение, то секретарь ЕСПЧ сообщает об этом другой заинтересо-ванной стороне и предлагает ей представить любые письменные замечания в установленный председате-лем палаты срок (ст. 79 Регламента).
Согласно ст. 80 Регламента ЕСПЧ в случае выявления факта, который по своему характеру мог иметь решающее влияние на исход уже решенного дела и который при вынесении постановления не был известен ЕСПЧ и не мог быть разумно известен стороне, данная сторона может подать в Суд прошение о пересмотре упомянутого постановления в течение шести месяцев с момента, когда ей стало известно об открывшемся факте.
Для рассмотрения такого прошения формируется палата в первоначальном составе, которая может либо отклонить прошение по мотиву отсутствия оснований для рассмотрения такого прошения, либо принять последнее, сообщив об этом другой заинтересованной стороне, и назначить дату слушания. По результатам рассмотрения прошения палата выносит решение в форме постановления.
Адвокат – представитель заявителя – в прошении должен указать постановление, о пересмотре которого идет речь, выявленный факт, который мог иметь решающее влияние на исход дела и, приложив копии всех подтверждающих документов, передать его в секретариат ЕСПЧ.
Регламент ЕСПЧ предусматривает также возможность исправления описок, ошибок в расчетах и других явных ошибок. Для этого в течение месяца после оглашения решения или постановления адвокат должен подать заявление.

На наш взгляд, все разговоры вокруг поправок к Конституции РФ в свете возможности уклонения России от исполнения решений ЕСПЧ носят исключительно спекулятивный характер и преследуют цель – убедить юридически необразованную часть населения страны, что международные средства правовой защиты (включая ЕСПЧ) им недоступны и обращаться туда бесполезно.

По существу, поправка, допускающая возможность неисполнения решения ЕСПЧ на основании постановлений Конституционного Суда РФ, является механизмом «точечного» действия, созданным под вполне конкретные ситуации и не предполагающим расширительного толкования. При этом исполнение решений ЕСПЧ, даже прямо противоречащих законам Российской Федерации, - более конституционно, чем попытка уклониться или затянуть их исполнение. Россия не снимает с себя ранее принятых международных обязательств по заключенным международным договорам. В новой, как и в предыдущей редакции ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, однозначно указано на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

По мнению АНО "Глобус", от людей скрыто то влияние, которое решения ЕСПЧ оказывают на российских правоприменителей и законодательные власти.

Исполнение решений ЕСПЧ прямо вписано в каждый процессуальный кодекс (КАС, УПК, ГПК, АПК), и его механизм по сути ничем не отличается от механизма исполнения постановлений Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалоб опирается именно на решения межгосударственных органов – практику Комитетов ООН и ЕСПЧ.

Как указано в п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (раздел 3; ст. 31-33); согласно подп. «b» п.3 ст.31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Верховный Суд РФ регулярно готовит обзоры практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека.

Министерство юстиции РФ на основании решений Европейского Суда, затрагивающих вопросы общего характера, обеспечивает соответствующие изменения национального законодательства с включением этих изменений в правовую систему Российской Федерации, предоставляя ежегодные отчеты (доклады) о таких изменениях Президенту РФ в рамках мониторинга правоприменения.

Выплаты по решениям ЕСПЧ производятся преимущественно в срок до двух месяцев. В периоды, когда запланированные в бюджете на выплаты по жалобам в ЕСПЧ средства заканчиваются, могут быть определенные задержки. Но это быстро решается путем выделения дополнительных финансовых средств.

Таким образом, рассуждения о приоритете российских законов над международными можно считать не соответствующими действительности, противоречащими Конституции РФ и несущими пропагандистскую цель – снизить количество обращений в ЕСПЧ и бюджетную нагрузку.

В настоящее время в работе АНО «Глобус» на различных стадиях находится более 40 жалоб, адресованных в ЕСПЧ.

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:

Адрес электронной почты для переписки: [email protected]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: