Да и что такое государство как не общий правопорядок

Обновлено: 24.04.2024

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.
Эпоха. Последний период существования республиканского Рима. Восстание рабов под предводительством Спартака (74—71 гг. до н.э.). Заговоры против республиканского строя.
Биография. Цицерон родился в Риме, изучил риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в весьма молодом возрасте: был квестором (финансовые и судебные дела), членом сената, эдилом (выборная должность: снабжение города продуктами, общественный порядок); претором (высшее должностное лицо, выполняющее судебные функции); консулом (высшее должностное лицо, выбираемое на народном собрании). Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением заговора Каталины — римского патриция, который был сторонником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодарность от народного собрания получил почетный титул — «отец отечества».

Как блестящий оратор выступал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы.
Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда в 44— 43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Антоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Цицерону отрубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.
Логическое основание политико-правового учения. Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.
Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)… Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».
Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.
Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.
Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:
—> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;
—> власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам;
—> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.
Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:
—>при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;
—> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;
—> при демократии несправедливо само равенство. Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.
Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.
Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.
Естественный закон:
• всегда справедливый: «Первое правило справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»;
• содержит разумные положения;
• является врожденным, вечным и постоянным;
• существует в неписаной форме;
• возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;
• отменить его полностью невозможно «ни постановлением Сената, ни постановлением народа»;
• распространяется на всех людей: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им чтолибо или запрещая».
Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы эти права могли получать одобрение голосованием или решением толпы».
Примеры несправедливых законов:
законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.
Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.
Цицерон оказал влияние на Гроция. Определение естественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе…» (Vera lex est recta ratio…).
Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышлений, приобрело практическое значение в римском праве.
Словарь латинскихтерминовres publico государствоres popoli достояние народаjuris consensus согласие в вопросах права
«Vera lex est recta ratio …» «Истинный закон — это разумноеположение, соответствующее природе …»

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.

Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согла сием в вопросах права (juris consensus) и общностью инте-ресов (utilitatis communione). Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:

—> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

—> власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам;

—> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

—>при царской власти «все прочие люди совсем отстра нены от общего для всех законодательства и принятия за конов»;

—> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

—> при демократии несправедливо само равенство. Эти формы несовершенного правления «легко» стремят ся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, оли-гархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.

всегда справедливый: «Первое правило справедливос ти состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»;содержит разумные положения;является врожденным, вечным и постоянным;существует в неписаной форме;возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вер нее, раньше, чем какое-либо государство было основано»;отменить его полностью невозможно «ни постановле нием Сената, ни постановлением народа»;распространяется на всех людей: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; зап рещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз бойниками»: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве щания, если бы эти права могли получать одобрение голо сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов:законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любо го гражданина, без слушания дела в суде.

Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

25.Римские юристы ( не знаю как определиться с вариантом ответа,поэтому скину два).

1).Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов - из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I - начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых - Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие - для практического использования.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов - дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II - III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере - Павел и Ульпиан и т.д.

2).Усилиями римских юристов была создана новая наука - юриспруденция. В их поле зрения находился широкий круг проблем общетеоретического и отраслевого характера. Особое значение как для самого римского права, так и для последующей истории права имела основательная разработка ими юридическим вопросам имущественных отношений с позиций защиты интересов частной собственности. Они, по сути, разработали юридическую основу права человек на собственность.

В античном Риме занятие правом на началах было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов.Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связан с именем Гнея Флавия.

Тем не менее, занятия правом, светская юриспруденция, "гражданская мудрость" продолжает оставаться, по словам известного римского юриста Ульпиана, "святым делом", а юристы - как бы жрецами. Ульпиан дает следующее объяснение этому: "За заслугами нас называют жрецами, так как мы заботимся о правосудии, уведомляем понятия доброго и справедливого, видособлюючы справедливое от несправедливого, отделяя дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые дела делались не только из страха наказания, но и путем поощрения ".

Юристы здесь выступают, как специалисты в области всех социальных норм и социальных отклонений в целом, а юриспруденция - как наука о все эти нормы и аномалии, как познания их сути, причин, роли и последствий, как исследование форм и средств установления и поддержания нормативного порядка и надлежащего наказания за его нарушение.

При рассмотрении тех или иных дел юристы интерпретировали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям естественного права и справедливости и в случае коллизии часто изменяли старую норму, с учетом новых представлений о справедливости и справедливое право. Такая правоперетворююча, а иногда и правотворческая интерпретация римских юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которое дал бы в изменившихся обстоятельствах сам законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации означало признание ее содержания, как новой нормы права, а именно нормы jus civile (гражданское право), что в узком смысле означало право юристов, а в широком - охватывало также обычное право, законодательство народных собраний и преторского права.

Признание римскими юристами реальности естественного права, которое включается в право вообще, и, в то же время, отсутствие в римском правопонимания специального понятия позитивного права (как отрицание естественного права, его своеобразной противоположности) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и любое другое право, которое они признавали, относится к действующего права и является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только "чистым" понятием, внешним для нормы права и принципов фактически действующего права.

Это обстоятельство четко присутствует в различных классификациях и определениях права, его давали, римские юристы. Так, Ульпиан в своем разделении (ставший классическим) всего права на публичное (право, которое "касается положения Римского государства") и частное (право, которое "касается пользы отдельных лиц") отмечает, что, в свою очередь, "частное право делится на три части, поскольку оно состоит из естественных предписаний, из (предписаний) народов и (предписаний) гражданских ". "Части" - это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие и взаемовпливаючи компоненты и свойства, теоретически отделяемые в структуру реально действующего права в целом.

Требования и свойства естественного права пронизывают собой не только гражданское право, но и право народов (jus gentium), которое означает право, общее для всех народов, а также, частично, и право международных отношений. "Право народов, - отмечает Ульпиан, - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой". То есть, право народов выступает, как часть естественного права, и различие между ними проводится только по кругу субъектов. Римский юрист Гай подчеркивает: "Все народы руководствуются законами и обычаями, пользуясь частично своим собственным, частью правом, общим для всех людей".

Идею взаимосвязи и единства различных составляющих права наиболее четко выразил юрист Павел: "Слово" право "используется в нескольких смыслах: во-первых," право "означает то, что всегда является справедливым и добрым, - такое естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в некоем государстве, - это гражданское право. Все эти понимания одновременно присутствуют в общем понятии "права".

Включение римскими юристами естественного права в понятие права в целом соответствует их основополагающую представлении о праве, как моральное явление.

Ульпиан в начале своих "Институций" подчеркивает: "Тому, кто занимается правом, необходимо, прежде всего, выяснить, откуда возникло понятие права. Оно берет свое начало от справедливости, поскольку, как объяснил Цельс, право есть дело добра и соответствия ".

Творчество римских юристов оказало глубокое влияние на дальнейшее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции, так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права. И в кодификации Юстиниана (30-е годы VI век), и в других актах, которые играли роль действующего права, положения римских юристов занимали определяющее место.

В конце XI в. центром развития тогдашней юриспруденции становится университет в Болонье. Главное внимание при изучении права уделялось толкованию (глосса) кодификации Юстиниана и особенно Дегест. Отсюда и название этого направления - школа глоссаторив. Аналогичный подход развивался и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане). Избранные глоссы всей школы были выданы в середине XIII в. Аккурсиусом.

Комментаторы (постглоссаторы), сменившие глоссаторам в XIII-XV века, главное внимание уделяли толкованию самых Глосс, а также проявляли значительный интерес к учению римских юристов о естественном праве. Они трактовали естественное право, как вечное и разумное право, которое вытекает из "природы вещей", и отстаивали его примат и верховенство над положительным правом.

Деятельность глоссаторив и комментаторов в значительной степени способствовала процессу рецепции римского права в Западной Европе.

Учение и теоретические разработки римских юристов находили свое отражение и интерпретацию в творчестве всех выдающихся представителей правовой мысли Европы, и многие современные понятий, терминов и юридических конструкций берет свои истоки в работах римских авторов, в римском праве.

К наиболее известным теориям происхождения права относятся: теологическая теория, теория естественного права, классовая, нормативистская, психологическая, историческая школа права, социологическая школа права, реалистическая или прагматическая школа права, теория солидаризма, регулятивная, примирительная и др.

1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида:

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.), Гуго Гроцию и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право формируется подобно языку само по себе, независимо от субъективной воли законодателя, порой стихийно.

Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера и исторической эпохи. Официальные писанные законы являются только формой юридического оформления уже сложившегося права и обычаев.

4. Психологическая теория разработана Л.И. Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Право непосредственно связано с внутренними правовыми эмоциями и переживаниями человека по поводу предписанных правовых норм. Соответственно право делится на право интуитивное (исходящее из внутренних переживаний людей) и официальное или позитивное (установленное государством).

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества и всегда производно от государства, в полной мере сливается с его волей. Право по форме может выступать только в виде позитивных, формально закрепленных правовых норм.

6. Нормативистская теория права была сформулирована Г. Кельзеном, Р. Штаммлером, Н.М. Коркуновым. Право возникает и развивается исключительно как результат деятельности законодателя и правоприменителя, и выражается в конкретной материальной правовой форме. Право живет только в кодифицированных правовых нормах, т.е. право не существует вне правовых норм в каком-либо естественном состоянии. Право – это система должного поведения людей, выраженная в нормативном акте и обеспеченная силой государственного принуждения. Они рассматривали право как иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится основная суверенная норма - конституция, а внизу – решения судов, договоры, нормативные предписания. Нормы права они отграничивали от морали, религии, традиций, социальных процессов, считая, что право должно быть собственно «юридически чистым».

7. Представители социологической школы права Е. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев считали, что право нужно искать не в правовых нормах, а в самой жизни. Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, а не только записанные нормативные статьи. Гораздо важнее и естественнее то право, которое само постепенно формируется в жизни. «Живое право» - это система правоотношений, непосредственное взаимодействие людей в правовой сфере. Источником права выступает юридическая практика, которая и фиксирует новые правовые отношения, закрепляет и предает праву форму.

8. Примирительная теория права (Г.Д. Берман, Э. Аннерс) связывает происхождение права с возникновением потребностей в урегулировании отношений между родами. Именно конфликты породили необходимость установления конкретных правил поведения или норм, т.к. кровная месть могла применяться бесконечно. Народные собрания и советы старейшин подписывали договоры о примирении, которые далее приобретали характер примирительных норм. Первоначально они носили характер устных правовых обычаев, затем постепенно приобретая письменный, нормативно-формальный характер, подкрепляясь государственным принуждением.

Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.

Понятие государства

Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., ранее употреблялись термины «полис», «страна», «республика», «империя». Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативистской теории права Ганс Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Николай Михайлович Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Французский государствовед Леон Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

«Под именем государства, - писал Габриэль Феликсович Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что государство «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Самое конфронтационное определение позднее сформулировал Ф. Энгельс, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим», а Ленин уже при советской власти в 1918 году внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Владимир Ильич Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было». Обе формулировки были широко распространены в советской науке, и в официальной пропаганде. Предполагалось, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая социальная напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тоталитарным государствам. Ставя во главу угла насильственную сторону власти, указанные определения не позволяют заметить в государстве цивилизационные, культурные, социальные ценности необходимо присутствующие в любой управляющей структуре общества.

Не согласны с приведенным понятием историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Федор Федорович Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - лишь один из признаков, и не самый существенный для государства.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение обобщает наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, обеспечивающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок, а также в целях осуществления своих функций сотрудничающая с другими государствами и всемирными организациями. В нем подчеркивается, что государство, как ведущая часть политической системы страны выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует права и свободы гражданам, обеспечивая правопорядок в обществе, с стремясь соответствовать мировому правопорядку на основе общепринятых межународно-правовых норм и традиций.

Признаки государства

Понятие государства, обеспечивается рядом признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. К основным признакам государства относятся:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения). Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, но выступает от его имени, делегированная народными выборами. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная, самоуправленческая власть, которая исходила от всего рода. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управляющих, из которых образуются органы управления и принуждения. В современном обществе власть без государственной службы невозможна.

2. Система налогов, займов, казна (выступая основной доходной и стабилизирующей частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, а также работников, не производящих материальных ценностей (управленцев, педагогов, медработников).

3. Территориальная организация, т.е. государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. В процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство.

4. Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства, прав и свобод граждан. Государство обладает монополией на издание нормативно правовых актов различного уровня.

5. Государственный суверенитет является важнейшим признаком государства.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Кроме названных основных признаков, выделяют также дополнительные признаки государства: наличие армии, специальный аппарат управления и принуждения, государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, гражданство (подданство), международное признание и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая государственным суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?" Многие ученые характеризовали государство как организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) пра­вительство.

Одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обще­ством, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (пра­вительством).

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времениформационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в ре­зультате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — пос­ледний тип эксплуататорского государства — подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает».

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства являетсяцивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее высокого уровня народного по­требления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая ста­дия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в стадию «зрелости».

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский ис­торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общест­ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностя­ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби поня­тий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

Имеются и некоторые другие подходы к типологии государст­ва, различающиеся между собой положенными в их основу кри­териями, но они, как правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено внимание к двум ос­новным.

При изучении вопроса о типах государства следует пользо­ваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитив­ные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: