Д это государственно правовой союз суверенных государств созданный для достижения определенных целей

Обновлено: 27.03.2024

• временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз – Объединенная Арабская Республика – распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация – это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;

• государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;

• отсутствие единой территории, гражданства;

• добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;

• формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;

• рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;

В настоящее время конфедеративных объединений в чистом виде не существует (это были США, Объединенная Арабская Республика).

Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

Выделяют также межгосударственное объединение – это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является Российская Федерация, являются Содружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств – бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств – участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия. СНГ создан для реализации следующих задач:

1. сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и других областях;

2. формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий;

3. военно-политическое сотрудничество, совместная охрана внешних границ.

К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы, членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы – одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель Совета Европы – содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека. Приоритетное направление в работе Совета Европы (СЕ) – защита прав и свобод человека. Органы: Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – наделена консультативными функциями и уполномочена решать любые вопросы, входящие в компетенцию СЕ. Она рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в СЕ. В ПАСЕ входят делегации от всех государств пропорционально численности населения страны. Комитет министров – главный орган С.Е., он уполномочен принимать решения от имени СЕ. Его состав – министры иностранных дел государств-членов. Европейский Суд – призван обеспечить исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника, он не может отменить решение судебных органов конкретного государства, он устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции.

Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типа ООН (Организация Объединенных Наций), объединяющей около 200 государств. Главная цель – содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира.

Уния – форма объединения двух или нескольких государства под властью одного главы. Различают унию личную (персональную) и реальную (органическую).

Формальными основаниями заключения личной унии были обычно династические браки (например, шведско-польская уния 1593 – 1599) – одно и то же лицо оказывалось монархом двух и более государств. Власть общего монарха обычно имела номинальный характер, так как государства сохраняли суверенитет и международную правосубъектность. Персональные унии были характерны для периода феодализма (Кальмарская уния 1397 года, Кревская уния 1385).

Реальная уния (например, уния Австрии и Венгрии в 1867 – 1918) представляла собой более прочное объединение государств, выступала на международной арене как единый субъект, обладающий единым суверенитетом. Имелись общие органы власти и управлении, объединенная армия, единая денежная система.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Содержание

Особенности

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [источник не указан 287 дней] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [источник не указан 287 дней] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния , за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств [источник не указан 287 дней] .

Государства-конфедерации

    , несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
    являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты этнитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи.
  • Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.

2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для осуществления определённых, преимущественно внешнеполитических и военных целей.

3. В феодально-крепостнической Польше: временный союз шляхты, создававшийся для достижения определённых политических целей.

◁ Конфедерати́вный, -ая, -ое (1-2 зн.). К-ое устройство государства. Объединение на конфедеративной основе. Конфедерацио́нный, -ая, -ое (3 зн.). К. сейм.

(от позднелат. confoederatio — союз, объединение), 1) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специальные объединённые органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария. 2) Название каких-либо общественных или иных организаций (например, Всеобщая конфедерации труда во Франции).

КОНФЕДЕРА́ЦИЯ, (лат. confoederatio — объединение) — форма государственного союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет (см. СУВЕРЕНИТЕТ) в полном объеме. Конфедерация сочетает черты как международно-правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов конфедерации обычно во внешнеполитической, военной, валютно-финансовой, таможенной сферах, в области связи и коммуникаций. За всеми членами конфедерации сохраняется право свободного выхода из нее. В разное время конфедерациями были Австро-Венгрия (до 1918 года), Швеция и Норвегия (до 1905 года), США (1781—1789), Швейцария (1815—1848), Объединенная Арабская Республика (ОАР; Египет и Сирия, 1958—1961); Гамбия и Сенегал (Сенегамбия, 1982—1989). Наиболее известная конфедерации в истории — Конфедеративные Штаты Америки, существовавшие во время Гражданской войны в США в 1861—1865 годах. Европейский Союз также является государственным образованием в форме конфедерации. Конфедерациями называются также разного рода общественные организации или профессиональные союзы, например, Всеобщая конфедерация труда во Франции.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "конфедерация" в других словарях:

КОНФЕДЕРАЦИЯ — (лат. confoederatio; этим. см. пред. слово. 1) в Польше, в прежние времена, так назывались постановления, ограждавшие народные права от верховной власти короля. 2) политический союз нескольких независимых государств. 3) в старые времена, в Польше … Словарь иностранных слов русского языка

Конфедерация — (confederation) Союз государств, связанных менее тесно, чем в федерации. В принципе, государства в конфедерации сохраняют свою самостоятельность и имеют право выхода из нее. Однако на практике осуществить это право трудно, и члены… … Политология. Словарь.

конфедерация — и, ж. confédération f. , пол. konfederacja <, лат. confoederatio < cum с + foederatio союз, соединение. 1. Временный союз польской шляхты, создаваемый для достижения определенных политических целей. Сл. 18. Учинили Генеральную, всех чинов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНФЕДЕРАЦИЯ — (позднелатинское confoederatio союз, объединение), 1) форма объединения суверенных государств, при которой каждое из них сохраняет независимость, имеет собственные органы государственной власти и управления. Члены конфедерации обычно образуют… … Современная энциклопедия

КОНФЕДЕРАЦИЯ — КОНФЕДЕРАЦИЯ, конфедерации, жен. (лат. confoederatio). 1. Союз, сообщество, объединение каких нибудь организаций (юр.). Конфедерация государств. Всеобщая унитарная конфедерация труда во Франции (объединение левых профсоюзов). 2. Название… … Толковый словарь Ушакова

КОНФЕДЕРАЦИЯ — (лат. confoederatio союз, объединение) 1) форма союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает черты как международно правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют… … Юридический словарь

КОНФЕДЕРАЦИЯ — (от позднелат. confoederatio союз объединение),1) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления;… … Большой Энциклопедический словарь

конфедерация — лига, союз государств, федерация; объединение Словарь русских синонимов. конфедерация сущ., кол во синонимов: 2 • объединение (94) • … Словарь синонимов

Конфедерация — (лат. confoederatio; англ. confederation) 1) в конституционном праве форма государственного устройства, при которой государства, образующие К., сохраняют независимость (суверенитет) и объединяются для достижения определенных целей, напр.,… … Энциклопедия права

КОНФЕДЕРАЦИЯ — КОНФЕДЕРАЦИЯ, и, жен. 1. Союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военных, внешнеполитических и нек рых других задач; соответствующая форма государственного устройства. 2. Объединение, союз каких н. общественных… … Толковый словарь Ожегова

КОНФЕДЕРАЦИЯ — жен., лат. тесный союз государей или государств. Польские конфедерации были заговоры, возмущенья. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля


2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для осуществления определенных, преимущественно внешнеполитических и военных целей.

3. Ист. Временный союз шляхты в феодально-крепостнической Польше, создававшийся для достижения определенных политических целей.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов — чаще всего в области обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

КОНФЕДЕРА'ЦИЯ, и, ж. [латин. confoederatio]. 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). К. государств. Всеобщая унитарная к. труда во Франции (объединение левых профсоюзов). 2. Название вооруженного союза шляхты в старой Польше, боровшегося за свои классовые права, а также за независимость Польши (истор.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

конфедера́ция

1. полит. экон. (от лат. confoederatio — союз, объединение) — форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты конфедерации образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных сферах, полностью сохраняя свою независимость; при этом они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и т. д.). В отличие от государственной федерации, конфедерация государств — более слабое и менее тесное объединение. Конфедерация — достаточно редкое и неустойчивое образование, как правило, распадающееся после реализации целей, ради которых создавались ◆ Египет и Сирия во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР), Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации, США преобразовались в федерацию в 1787 г., а до этого — с 1781 г. — существовала Конфедерация штатов.

2. редк. понятие «конфедерация» используется не в государственном, а в организационном плане, для обозначения объединения различных более или менее самостоятельных общественно-политических организаций ◆ Конфедерация независимых профсоюзов, Конфедерация обществ потребителей и т. п.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Конфедера́ция

1. истор. то же, что Конфедеративные Штаты Америки ◆ В городе Джэксонвилл переименуют школу, названную в честь одного из основателей Ку-клукс-клана, генерала армии Конфедерации времен Гражданской войны Натаниэля Бедфорда Форреста. «Мир в заголовках» // «Русский репортер», 2014 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: носящийся — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «конфедерация»

Синонимы к слову «конфедерация»

Предложения со словом «конфедерация»

  • В определённое время здесь обсуждали религиозные, политические, военные и судебные дела конфедерации племён.

Цитаты из русской классики со словом «конфедерация»

  • Противники господствовавшей в Польше партии примкнули к России и в Тарговицах образовали конфедерацию.

Сочетаемость слова «конфедерация»

Какой бывает «конфедерация»

Понятия со словом «конфедерация»

За́падная Инде́йская Конфедера́ция (англ. Western Indian Confederacy) или просто За́падная Конфедера́ция (англ. Western Confederacy) — альянс индейских племён района Великих озёр, сформировавшийся после окончания Войны за независимость США.

Статьи Конфедерации и вечного союза (англ. Articles of Confederation and Perpetual Union) — первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий.

Конфедера́ция (позднелатинское confoederatio — союз, объединение) — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Тарногродская конфедерация (польск. Konfederacja Tarnogródzka, организована 26 ноября 1715 года в городе Тарногруд, откуда и название) — конфедерация в Речи Посполитой, созданная для лоббирования сословных интересов шляхты и магнатов, недовольных абсолютистскими тенденциями короля Августа II, саксонского курфюрста. Деятельность конфедерации была направлена лично против короля, который пытался использовать введённые в Речь Посполитую саксонские войска с целью укрепления своей власти.

Конфедерация Перу и Боливии — государство в Южной Америке, существовавшее с 1836 по 1839 год. Конфедерация была образована из государств Перу (разделённого в тот момент на республики Южного и Северного Перу) и Боливии. Главой государства и главным идеологом его создания был, на тот момент президент Боливии, Андрес де Санта Крус. Столицей государства был объявлен город Такна в современном Перу.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.[16]
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Можно выделить следующие признаки конфедерации:

- Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов.

- Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

- Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов.

- Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования[17].

- Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.

- Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации[18].

По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно -пpавовой так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедерации -севеpоамеpиканская и швейцарская[19].

Рассмотрим на примере Соединенных Штатов Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы.[20] Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства[21].

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным[22].

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Можно предположить, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.
Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

3. Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

6. Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001.

7. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства.

8. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

9. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000.

10. Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997.

[1] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

[2] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

[3] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

[4] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

[5] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[6] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[7] Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

[8] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[9] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[10] Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001. 287с

[11] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

[12] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

[13] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с.

[14] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с

[16] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

[19] Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.

[20] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

[22] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 215 с

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: