Цыганский суд что это

Обновлено: 24.04.2024

На волне ростов о цыганях, попросили меня запилить пост о "сортах этого удовольствия":).

Отмечу сразу, что грести их всех под одну гребенку дело зряшное.Культура и традиции их формируются внутри табора.В разных поселениях могут быть как схожие, так и диаметрально противоречивые внутренние устои.Общего языка тоже не существует.Тут уместнее говорить о схожести слов по звучанию, постановка же фраз может разительно отличаться.Т.е. цыгане с Украины с большим трудом поймут российских цыган.И уж очень сомнительно, что вообще поймут цыган молдавских.

Существует более 10 этнических групп цыган:

(Тут приведены те, о ком я слышала/что либо знаю)

Русские цыгане(руска рома)

Далее немного материала из Вики, т.к. лично я не знаю откуда "росли ноги" в образовании этих этно-групп.

Русские цыгане - Сформировалась в Северо-Западной части России из иммигрировавших в ХVlll веке в страну польских цыган.

Традиционно занимались коневодством, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий.

Кишиневцы - Предки этой этногруппы жили в Молдавии. После отмены крепостного права перекочевали на Украину и в Россию.

До XIX века жили оседло в городах Молдавии и занимались исключительно ремеслом: сапожное дело, кузнечное дело, производство корзин. В XIX веке переселились на Дон и Кубань, где перестали заниматься ремеслом и стали торговцами.

Котляры - Сформировались как этногруппа на территории Румынии. Традиционно занимались лужением и паянием металлических изделий, в XlX веке это были преимущественно котлы. Отсюда и название этнической группы

Крымы - Сформировалась в Крымском ханстве. В наше время проживает во многих странах бывшего СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.

Традиционный род занятий — мелкая торговля, исполнение музыки, разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание.

Влахи - проживают преимущественно на территории Украины и России, по численности сравнимы с русскими цыганами. В России живут преимущественно в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Ростовской области. Консервативны.

Традиционно занимались кузнечеством и гаданием. Многие сохранили этот промысел и сейчас.Уровень образования очень низкий.

Ловари - традиционно занимались торговлей лошадьми на территории Венгрии, позже - в Польше и при миграциях на сопредельных ареалах Польши, Литвы, Белоруссии и России. Конная торговля полностью прекратилась после НЭПа.

Современные ловари традиционно отвергают трудовую занятость, как необходимость к существованию, а поэтому многие предпочитают противозаконную деятельность (особенно - розничную торговлею наркотиками или мошенничество).

Урсары - одна из цыганских этнопрофессиональных групп, занимающаяся дрессировкой медведей.

Сэрвы - Сформировались на Украине из иммигрировавших в начале XVll века в страну румынских и сербских славяно-цыганских групп. Помимо Украины, распространены в европейской части России. Значительно ассимилированы. Обрядность заимствована у славянского населения. Большая часть сэрвов не говорит на цыганском языке.Видимо ,еще до переселение на Украину , сэрвы были уже были в значительной степени славянизированы.

Традиционно занимались конеторговлей, кузнечеством, гаданием. Одно время молодые сэрвы служили в казацких войсках.

Это все проза, для понимания в общих чертах.

Теперь немного о быте и традициях.

В зависимости от многих факторов у цыган существует два вида власти.Барон и совет старейшин.Бароны, вопреки расхожему мнению есть не во всех поселениях.Чаще всего это взрослый, опытный, богатый, уважаемый мужчина, который несёт ответственность за цыганские суды, даёт разрешение/одобрение на браки, решает вопросы с властями и органами правопорядка.Слово "барон", кстати, ни каким образом не связано с дворянским титулом.В переводе с цыганского баро- большой/великий.

Что касается русских цыган(как этногруппы) то в основном живут они оседло.Женщины чаще всего воруют, торгуют, гадают, просят милостыню, разводят на золото(сумнак) или "берут на сдачу"(на здимо).Мужчины занимаются перекупкой авто, собирают металл, выращивают домашний скот и продают мясо(чаще всего лошадей на махан).Очень часто возят своих женщин и стоят "на стреме".Вообще основная задача мужчины в цыганской общине это ходить нарядным, принимать гостей, быть уважаемым человеком и держать в руках жену.

Основная задача цыганской женщины вообще пугает.Женщина должна встать раньше всех, приготовить завтрак, накормить человек 12 родственников, убрать за ними, потом убрать их огромный дом.

Целый день они ходят друг к другу в гости, целый день уборка/готовка.Когда приходят гости хорошая хозяйка должна вымыть их обувь(это признак уважения).Гостям положено прислуживать.Докладывать в тарелки еду, насыпать напитки.(именно насыпать.У цыган считается оскорблением фраза "налить чай/сок).

Женщины и мужчины, за столом, сидят отдельно.В зависимости от строгости традиций либо один стол делят на условно женскую половину и условно мужскую, либо вообще за разными столами в разных комнатах.Еще из интересного вспомнилось, что позором считается сказать "курица".Курицей они называют женские половые органы.А готовят они кагни(курица на цыганском) или башно(петух на цыганском).

Решение о том, как она будет зарабатывать деньги принимает муж/семья мужа. Ее могут заставить воровать, гадать, просить милостыню. Если женщина с чем-либо не согласна, её скорее всего изобьют а потом она все равно будет делать то, что ей скажут.Вообще, любые решения о судьбе женщины принимает муж.Его слово закон.Он решает можно ли ей ходить в брюках или только в юбках в пол.Пойдет ли она в гости к своей маме или нет, разрешит ли он ей воспитывать детей, или этим будет заниматься его мать.

В семьях появлению на свет дочерей радуются на сильно.Т.к. У девочек очень сложная судьба и путь ей один-прислугой в дом мужа. Сыновья же остаются в доме родителей.Если мальчиков несколько, то старший переезжает "на отдел", а младший приводит в дом жену.Их обязанность кормить и обеспечивать родителей.

В цыганских общинах до сих пор воруют невест.Это не просто красивая традиция, а порой суровая реальность.Семья засылает сватов и если им отказывают, по желанию парня он может невесту украсть и лишить девственности.Родителям же приходится смириться, т.к. "не целую" дочку замуж уже не возьмут в приличную семью.Если же сватовство прошло успешно, семья начинает подготовку к свадьбе.Не редко ради красивой свадьбы цыгане закладывают дом, а потом годами платят по кредиту.Свадьбы длятся несколько дней.В первый день невеста в белом.Молодых венчают(очень редко регистрируют в ЗАГСе).В конце празднований молодых провожают в спальню, где на белых простынях он убеждается в том, что жена "чистая".(позже эту простынь с кровью выносят гостям, как подтверждение непорочности невесты).Что интересно в некоторых таборах существуют традиции, по которым сей акт происходит под крики и шутки гостей, стоящих за дверью.Если у жениха ничего не выходит, то его мать заходит и делает это пальцами в белой простыне.

На второй день невеста меняет белое платье на красное.Это символ того, что девушка стала женщиной.

В некоторых общинах есть понятие "скверна"(этим называют тело от пояса и ниже).Это значит, что тело девушки с приходом первых критических дней осквернено.Она не должна касаться своей юбкой гостей, продуктов, стола.В особо цыганских семьях она даже не имеет права ходить по второму этажу, т.к. её скверна будет выше голов мужчин.Кстати есть ряд случаев, когда мужчина совершает что то плохое по меркам общины и тогда женщина может ударить его юбкой по лицу.Он при этом становиться тоже осквернён, проклят и теряет уважение в обществе.

Скажу честно, писать о их традициях можно очень долго.Мне кажется, материала на целую книгу.Да только не стоят они того, чтоб бумагу марать и время тратить.

Я знаю много историй из жизни реальных семей, когда дочерей силой выдавали замуж и когда наоборот, отец с пистолетом бежал за женихом укравшим дочь.Как потом эту девушку избивали годами всей семьёй, заставляя спать на полу, а муж рядом на кровати с любовницей спал.И как через время она от горя спятила, а уйти никуда не могла, пока во дворе не повесилась.

Знаю много цыганских разводов на деньги(тут ещё на одну книгу хватит)

P.S. Вывода не будет.

Но в коментах, по возможности, отвечу на ваши вопросы.

Хотела бы спросить, что за ругательство "шумани" или как-то созвучно, плохо расслышала честно говоря, может вы знаете) Стояла, курила возле работы, подошла сбоку цыганка, начала предлагать погадать и т.д., я к ней повернулась, стою, молчу, улыбаюсь, она сначала тоже замолчала, потом заверещала и не поворачиваясь спиной ускакала в даль)) и несколько раз повторила это слово. Я теперь все гадаю, как она меня обозвала.))

ну вот, теперь я разбираюсь в сортах г***а :)

из жесткие традиции раньше помогали им выживать. теперь же они их и убивают. их главная проблема это их традиции и крайне низкий уровень образования.

Для меня есть только один сорт цыган: "Ёбаные цыгане".

Ненавижу блядь цыган! ©

А вот по каналу TLC показывают цикл передач "Моя большая цыганская свадьба", так вот "их" цыгане очень отличаются от "наших". Вы не могли бы рассказать что-то о них?

Иллюстрация к комментарию

Давеча из автобуса видела, как стайка личинок цыган окружила парня, у которого было что-то съедобное, чтобы отобрать, как я поняла. И никто вокруг не реагировал.

Вот задумалась, что если от взрослых цыган я еще как-то смогу отбиться, то от мелочи не знаю, как. А они в нашем городе- бОльшая проблема. Есть рецепт? Там про курицу что-нибудь говорить, например

Мне интереснее, как их внешне отличить друг от друга. Если они в принципе различаются.

50 оттенков цыган)

Иллюстрация к комментарию

мда. иногда общинность бывает и со знаком минус. и против нее может помочь атомизация. и лишь потом можно попробовать пересобрать народ заново. (ага, ты хоть понял что сказал - фарш назад не провернешь. - это я иронизирую над собой, есичо)
но тут мы имеем дело не с мясом и мясорубкой, а с народом, который сам себя по сути уничтожает. и потому, если задаться целью - может быть и выйдет чего толкового, если очень подумать.
ибо, это если вдуматься - просто кошмар. нет - КАШМАР. некоторым из них приходится, чтоб попытаться выйти в люди, рвать со своими родными - напрочь, навсегда. уезжать подальше, менять телефоны - и лишь тогда у них появляется шанс на честную жизнь.

просто я прочитал на другом ресурсе случай, когда одного смышленого цыганенка нанял мужик на даче. и через некоторое время все проклял. другие из его . ммм.. клана разузнали где он бывает и че делает. ну и за ним начали ходить. вопчим мужику пришлось с пацаненком разстаться. а и руки у того росли откуда надо - по хозяйству помогал любо дорого.

> В некоторых общинах есть понятие "скверна"

может им стоит расскзаать, что можно мыться чаще чем раз в месяц?

ай ромале молодец.

Как я понял, негативный образ цыган сформирован благодаря Ловарям, ведь именно они согласно их традициям не имеют право на честный труд и живут лишь благодаря воровству и продаже героина с курительными солями. Ловарей в России очень много, куда больше чем русской Ромы и это печально.

Цыгане кроме как в России и Восточной Европе существуют? А то из поста следует, что только у нас такое "богатство"

Вашу фразу о них: "традиционно занимались коневодством" надо как-то переделать и желательно без мата :)

Мне вот что интересно. В моей родословной есть цыганка (я пятое поколение после нее). Это скандал был, когда они за русских замуж выходят? Как такое происходит?

Здарова, слышал такую хрень что если цыганку спросить не сильно ли ее бьет муж она отваливает(типа эффективный способ чтоб отвалили с позолотиручкупогадаю). Это бред или реально? Просто как то не довелось проверить

Нация без земли, государства и флага.

откуда ты знаешь про цыган? друзья или по работе?

что вы несете люди про этих животных .

А теперь представьте, что власть во всем мире захватили цыгане.

Помочь со свадьбой. ⁠ ⁠

Помочь со свадьбой. Помощь, Цыгане, Свадьба, Традиции, Выкуп, Краснодарский край, Длиннопост

Помочь со свадьбой. Помощь, Цыгане, Свадьба, Традиции, Выкуп, Краснодарский край, Длиннопост

Помочь со свадьбой. Помощь, Цыгане, Свадьба, Традиции, Выкуп, Краснодарский край, Длиннопост

Помочь со свадьбой. Помощь, Цыгане, Свадьба, Традиции, Выкуп, Краснодарский край, Длиннопост

Помочь со свадьбой. Помощь, Цыгане, Свадьба, Традиции, Выкуп, Краснодарский край, Длиннопост

Цыгане⁠ ⁠

Работаю урологом. Пришли сегодня на приём папа-цыган и его сын-цыган. Вопрос от отца: "Доктор, что не так с моим сыном? Он уже 5 лет в браке а детей всё ещё нет. Меня уже все засмеяли! Сделайте что-нибудь. ".

Цыгане и люди: когда в твоём городе табор⁠ ⁠

У Вас есть причины ненавидеть цыган? В нашем городе причин - целый табор.

Когда-то он был ЗА городом, но благополучно, с увеличением границ города, оказался слишком близко. И ладно бы табор был ограждён, а цыгане решали всё там - они, мать его, всюду, где хоть что-то лежит. Расскажу парочку милых фактов о них.
Глава 1 - отдых с цыганями. В городе цыгане всюду, очень много их в центре. Если ты сидишь в кафе на улице, то к тебе полюбому подойдёт цыган за мелочью. Не дашь - будет стоять вонять, может угрожать плюнуть в тебя, или просто украдёт что-то. Бывают печальные случаи, когда они заходят и вовнутрь заведений, и бедные официантки за ними бегают.
Глава 2 - помогайте цыганям. Большая часть цыган не умеют писать, считать, не знают даты своего рождения. Мои знакомые рассказывали историю: купили их друзья диктофон на блошином рынке, где те цыгане торговали. Новый, даже заряженный, профессиональный, да и цена супер. А, ну да, "вообще не краденый, друг,ты чёёё, покупай дешево". Ну и там была запись на нём - журналистка берет интервью у цыганки. Спрашивает, мол, сколько лет - не знаю. А детям? - не помню. А документы где? - нету. В общем, ничего не смогла сказать. Соответственно, это была последняя запись журналистки - диктофон у неё благополучно слямзили.
Глава 3 - цыгане и закон. Естесно, им закон не писан. Делай что хочу - кореша зарешают. Их действительно боятся, так как в случае чего они начинают чудесную песню о "ущемлении доброго кочевого народа". В городе они совершают множество краж, бывают изнасилования и убийства, но в тюрьме сидят единицы, так как свидетелей быстро убирают.
Глава 4 - быт цыган. Довелось мне пару раз бывать у них в районе-таборе. На улице - разруха, бегают дети, стараются украсть телефон, взять прикурить, говорят непристойности, могут и ударить. Собаки бегают, вонь, но в отдельных домах - отдельные крутяши: где двери шикарные, где окна новенькие, в общем кто что смог слямзить. Кстати, на соседних с табором домах - камеры слежения, которые помещены в железные клетки и намертво прикручены к стене. Понятное дело зачем.

Глава 5 - занятия цыган. Главная задача девушек - плодиться. С 12-14 лет это норма. У нас как-то цыгане гипнозом не владеют, зато орудуют убедительными аргументами в пользу того, что запросто могут личные санитарные нормы плевком, а лицо - кулаком.Занятия мужчин цыган - иногда работать. Причём с возрастом у них как-то выходит и ожиреть, и купить какое-то авто, и все зубы на золото поменять ( кстати, мужчина не может жениться, пока у него нет хоть 1 золотого зуба - традиция). Чем занимаются? Наркотики, воровство, цветметалл. Самые предприимчивые находят себе "пешек цыган", которые им всё воруют. Конечно, есть и те, кто действительно работают, но честно говоря, я ни в одной компании или заведении цыгана на работе не видела.

Глава 6 - здоровье. В городе больниц не много, и иногда приходится в них пересекаться и с этой национальностью. Худший вариант - лежать в стационаре. где есть хоть один представитель вольного народа. Невероятно жаль врачей, которым приходится после них мыться, драить кабинеты и проверяться на вши. Больнее всего гинекологам - не все цыганки, простите, носят прокладки и тампоны "в эти дни", а просто оставляют природе делать своё дело под длинной юбкой.
Глава 7 - дети цыган. Если ребёнок - цветок жизни, то ребёнок-цыган - саранча. Они не ходят поодному, они быстрые, проворные, убедительные и беспринципные. Они не умеют писать и читать, у большинства нет никаких документов, но они умеют быстро сговариваться, чтоб совершить мини-набег и украсть всё, что плохо лежит. Или попробовать, к примеру, отобрать стакан с кофе или булочку, предварительно на неё плюнув.

Глава 9 - традиции цыган.Пришёл к нам в универ как-то представитель цыган - дяденька характерной породы, но без характерного запаха. В общем, распинался он долго, что бедных цыган ("ромы", как именуют они себя теперь у нас) унижают, не дают работы и образования. Слушали мы и про их традиции , одна из которых мне запомнилась особенно, а точнее история об этой традиции от правозащитника цыган. Один дяденька из табора не хотел идти на уступки вольному народу - не помню, с чем был связан конфликт, но на кону было что-то важное. Ну и во время очередного спора его затолкали в кабинет 4 цыганки и закрыли дверь. Там они ему пригрозили, что если он не сделает так, как надо, то после выхода из кабинета они расскажут всем, что накинули на него свои юбки. В теории, оно должно выглядеть так: вокруг человека встают цыганки, поднимают подолы юбок и накидывают ему на голову. Как оказалось, что если бы они так действительно сделали, то с ним бы не говорил больше никто и никогда, он бы считался что-то типа "попущенного". После таких угроз он сразу согласился на все условия.

По ряду причин цыгане во все времена стремились минимизировать контакты с правоохранительными и судебными органами тех государств, где они жили. У этого кочевого народа на протяжении столетий существует собственный суд под названием «сэндо» или «крис», решения которого являются для цыган «высшей правдой» на земле.

Что такое цыганский суд

Выделяемое учёными «цыганское право» имеет много общего с обычным (традиционным) правом других «безгосударственных» народов, живущих общинами. Его происхождение некоторые исследователи возводят к древнеиндийскому панчаяту – совету деревенских старейшин. Крис у цыган собирается в тех случаях, если важность дела не вызывает сомнений у членов общины. Происходит это достаточно редко. В судебном порядке решаются имущественные споры, дела о защите чести и достоинства, о преступлениях против нравственности, половой неприкосновенности, жизни и здоровья. Примечательно, что в компетенцию криса не входят проблемы в отношениях с нецыганами (гаджё). Впрочем, ни в какие другие инстанции в подобных случаях цыгане также, за редким исключением, не обращаются.

Процедура криса

Крис – это заранее организованная сходка, на которой присутствуют участники конфликта, их родственники, свидетели, авторитетные для сторон лица и просто неравнодушные члены табора. Сторона, инициирующая разбирательство, оплачивает транспортные и иные расходы. Если её правота подтверждается, эти расходы компенсируют виновные. Иногда крис проходит в форме застолья. Ведёт заседание, как правило, уважаемый пожилой мужчина. В ходе разбирательства заслушиваются обе судящиеся стороны.

«Если на суде нужно было подтвердить правдивость своих слов, цыгане обычно «клялись», держа икону в руках, говорили: «Пусть поразит меня Бог, если скажу неправду», — отмечает доктор исторических наук Надежда Деметер .

Как правило, стороны действительно не прибегают ко лжи. Во-первых, в цыганском обществе информация быстро передаётся из уст в уста, и об обстоятельствах дела заранее известно всем участникам заседания. Во-вторых, существует предостерегающая от обмана фольклорная традиция: рассказывают о случаях, когда обманщик после дознания прямо на суде «кривел лицом» или же в его семье кто-то умирал. Представители цыганского народа верят в «принцип бумеранга», полагая, что сделанные человеком хорошие или дурные поступки возвращаются к нему же или к его родственникам.

«Идя на крис, обвиняемый, как правило, знает, какое решение будет принято. Основная цель обвиняемого в таком случае – максимально ясно и внушительно представить причины, толкнувшие его на этот поступок, объяснить свои действия, продемонстрировать себя с лучшей стороны, на примерах доказать свою полезность для сообщества. Обвиняемый должен показать, что раскаивается и на нравственном уровне принимает решение значимых для него людей»,— пишет юрист Евгений Афанасьев в статье «Традиции урегулирования конфликтов в цыганском праве».

Наказания у цыган

Вынося решение, судьи руководствуются своей совестью, а в процессуальной части – обычаями. Если решение с первого раза не принято, крис может собраться вновь, с участием более авторитетных судей или свидетелей. Вердикт, как правило, нацелен на примирение сторон. Крис может обязать виновного заплатить штраф или отработать долг. Если цыган признан виновным, например, в убийстве, его могут объявить «магардо» (магирдо), т.ч. человеком, «не вхожим в приличный дом», чем-то вроде индийского неприкасаемого. В прошлом подобный изгнанник, а то и вся его семья даже могли погибнуть. Сейчас обычно магардо уезжают в другие места, некоторые из них перестают быть цыганами, ассимилируются. Принципа «око за око» у цыган нет, виновный не может быть убит или покалечен.

У криса нет аналога института «судебных приставов» или другого органа, ответственного за выполнение решений. Они выполняются уже в силу непререкаемого авторитета цыганского суда. Кроме того, у цыгана, даже недовольного решением криса, нет возможности искать справедливости в государственном суде, к которому его соплеменники традиционно относятся с недоверием.

Цыгане пришли в Европу в XV веке и с первых лет проявили свою независимость. Еще в 1432 году император Священной Римской империи Сигизмунд выдал грамоту цыганскому вожаку Ладиславу, в которой разрешал карать и миловать виновных.

Цыганский суд: чем он отличается от светского

В наше время кочующий народ продолжает жить в отрыве от остального общества и государства. Остался у него и собственный суд, не признанный и не подчиняющийся светским властям.

Такие разные цыгане

Такие разные цыгане

Цыгане неоднородный народ. Он делится на множество групп, объединенных этическим происхождением и страной проживания. Например, «люли» живут в Центральной Азии, «кале» в Южной Европе и Латинской Америки, «синти» в Западной Европе и Скандинавии, «рома» – Восточной Европе и странах бывшего СССР.

Цыганский суд: чем он отличается от светского

На группы кочевники делятся не только по месту происхождения предков, но и способу заработка. Ловари – торговали лошадьми (и крали их), котляры – чинили котлы и прочую металлическую утварь, урсары – дрессировали медведей и выступали на ярмарках.
Цыгане-котляры

Большинство цыган живут закрыто и придерживаются собственных законов. А там, где есть закон, будет и свой суд. Кочевники называют его «романо сэндо», «крис» или просто «сходка».

Поиск согласия

Поиск согласия

Суд цыганский и светский отличается своей идеей. Гражданский судья опирается на «сухой» закон и должен наказать подсудимого по всей его строгости. Цыганский судья в первую очередь пытается найти консенсус и померить все стороны конфликта. Делается это через цыганские принципы о справедливости. В зависимости от сложности дела в процессе участвует от 3 до 25 человек из числа самых подсудимых и наиболее уважаемых членов общины.
На фото: Французские цыгане-урсары с медведями

Цыганский суд: чем он отличается от светского

Сами цыгане называют этих людей «крисатори» и стать им может только мужчина, глава семейства у которого уже есть взрослые дети. По необходимости приглашают авторитетных людей с соседних или родственных кланов. Суд длится до принятия решения, за которое должны проголосовать все без исключения судьи. Самый частый приговор – денежная компенсация одной стороны другой.

Если у виновника нет денег, то штраф должны выплатить его ближайшие родственники. Казнить преступника запрещено. Самое страшное, что может ждать цыгана – изгнание из общины.
Официально суд крисатори никем не признан, однако он влиятелен в странах с большими цыганскими общинами. В Болгарии работает «Большой цыганский суд», а в Румынии 10 лет действует «Европейский комитет цыганских крисатори», в который входит полторы тысячи судей.
Уклад жизни цыган разительно отличается от нашего и в гендерных вопросах. И их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Цыгане пришли в Европу в XV веке и с первых лет проявили свою независимость. Еще в 1432 году император Священной Римской империи Сигизмунд выдал грамоту цыганскому вожаку Ладиславу, в которой разрешал карать и миловать виновных.

В наше время кочующий народ продолжает жить в отрыве от остального общества и государства. Остался у него и собственный суд, не признанный и не подчиняющийся светским властям.

Фотография: Цыганский суд: чем он отличается от светского №1 - BigPicture.ru

Такие разные цыгане

Цыгане неоднородный народ. Он делится на множество групп, объединенных этическим происхождением и страной проживания. Например, «люли» живут в Центральной Азии, «кале» в Южной Европе и Латинской Америки, «синти» в Западной Европе и Скандинавии, «рома» – Восточной Европе и странах бывшего СССР.

Фотография: Цыганский суд: чем он отличается от светского №2 - BigPicture.ru

На группы кочевники делятся не только по месту происхождения предков, но и способу заработка. Ловари – торговали лошадьми (и крали их), котляры – чинили котлы и прочую металлическую утварь, урсары – дрессировали медведей и выступали на ярмарках.

Фотография: Цыганский суд: чем он отличается от светского №3 - BigPicture.ru

Большинство цыган живут закрыто и придерживаются собственных законов. А там, где есть закон, будет и свой суд. Кочевники называют его «романо сэндо», «крис» или просто «сходка».

Поиск согласия

Суд цыганский и светский отличается своей идеей. Гражданский судья опирается на «сухой» закон и должен наказать подсудимого по всей его строгости. Цыганский судья в первую очередь пытается найти консенсус и померить все стороны конфликта. Делается это через цыганские принципы о справедливости. В зависимости от сложности дела в процессе участвует от 3 до 25 человек из числа самых подсудимых и наиболее уважаемых членов общины.

Фотография: Цыганский суд: чем он отличается от светского №4 - BigPicture.ru

Сами цыгане называют этих людей «крисатори» и стать им может только мужчина, глава семейства у которого уже есть взрослые дети. По необходимости приглашают авторитетных людей с соседних или родственных кланов. Суд длится до принятия решения, за которое должны проголосовать все без исключения судьи. Самый частый приговор – денежная компенсация одной стороны другой.

Фотография: Цыганский суд: чем он отличается от светского №5 - BigPicture.ru

Если у виновника нет денег, то штраф должны выплатить его ближайшие родственники. Казнить преступника запрещено. Самое страшное, что может ждать цыгана – изгнание из общины.

Официально суд крисатори никем не признан, однако он влиятелен в странах с большими цыганскими общинами. В Болгарии работает «Большой цыганский суд», а в Румынии 10 лет действует «Европейский комитет цыганских крисатори», в который входит полторы тысячи судей.


По ряду причин цыгане во все времена стремились минимизировать контакты с правоохранительными и судебными органами тех государств, где они жили. У этого кочевого народа на протяжении столетий существует собственный суд под названием «сэндо» или «крис», решения которого являются для цыган «высшей правдой» на земле.

Что такое цыганский суд

Выделяемое учёными «цыганское право» имеет много общего с обычным (традиционным) правом других «безгосударственных» народов, живущих общинами. Его происхождение некоторые исследователи возводят к древнеиндийскому панчаяту – совету деревенских старейшин. Крис у цыган собирается в тех случаях, если важность дела не вызывает сомнений у членов общины. Происходит это достаточно редко. В судебном порядке решаются имущественные споры, дела о защите чести и достоинства, о преступлениях против нравственности, половой неприкосновенности, жизни и здоровья. Примечательно, что в компетенцию криса не входят проблемы в отношениях с нецыганами (гаджё). Впрочем, ни в какие другие инстанции в подобных случаях цыгане также, за редким исключением, не обращаются.

Процедура криса

Крис – это заранее организованная сходка, на которой присутствуют участники конфликта, их родственники, свидетели, авторитетные для сторон лица и просто неравнодушные члены табора. Сторона, инициирующая разбирательство, оплачивает транспортные и иные расходы. Если её правота подтверждается, эти расходы компенсируют виновные. Иногда крис проходит в форме застолья. Ведёт заседание, как правило, уважаемый пожилой мужчина. В ходе разбирательства заслушиваются обе судящиеся стороны.

«Если на суде нужно было подтвердить правдивость своих слов, цыгане обычно «клялись», держа икону в руках, говорили: «Пусть поразит меня Бог, если скажу неправду», — отмечает доктор исторических наук Надежда Деметер.

Как правило, стороны действительно не прибегают ко лжи. Во-первых, в цыганском обществе информация быстро передаётся из уст в уста, и об обстоятельствах дела заранее известно всем участникам заседания. Во-вторых, существует предостерегающая от обмана фольклорная традиция: рассказывают о случаях, когда обманщик после дознания прямо на суде «кривел лицом» или же в его семье кто-то умирал. Представители цыганского народа верят в «принцип бумеранга», полагая, что сделанные человеком хорошие или дурные поступки возвращаются к нему же или к его родственникам.

«Идя на крис, обвиняемый, как правило, знает, какое решение будет принято. Основная цель обвиняемого в таком случае – максимально ясно и внушительно представить причины, толкнувшие его на этот поступок, объяснить свои действия, продемонстрировать себя с лучшей стороны, на примерах доказать свою полезность для сообщества. Обвиняемый должен показать, что раскаивается и на нравственном уровне принимает решение значимых для него людей»,— пишет юрист Евгений Афанасьев в статье «Традиции урегулирования конфликтов в цыганском праве».

Наказания у цыган

Вынося решение, судьи руководствуются своей совестью, а в процессуальной части – обычаями. Если решение с первого раза не принято, крис может собраться вновь, с участием более авторитетных судей или свидетелей. Вердикт, как правило, нацелен на примирение сторон. Крис может обязать виновного заплатить штраф или отработать долг. Если цыган признан виновным, например, в убийстве, его могут объявить «магардо» (магирдо), т.ч. человеком, «не вхожим в приличный дом», чем-то вроде индийского неприкасаемого. В прошлом подобный изгнанник, а то и вся его семья даже могли погибнуть. Сейчас обычно магардо уезжают в другие места, некоторые из них перестают быть цыганами, ассимилируются. Принципа «око за око» у цыган нет, виновный не может быть убит или покалечен.

У криса нет аналога института «судебных приставов» или другого органа, ответственного за выполнение решений. Они выполняются уже в силу непререкаемого авторитета цыганского суда. Кроме того, у цыгана, даже недовольного решением криса, нет возможности искать справедливости в государственном суде, к которому его соплеменники традиционно относятся с недоверием.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: