Цицерон о государстве о законах об обязанностях

Обновлено: 28.03.2024

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — знаменит своим ораторским мастерством, политической деятельностью и трудах о государстве и праве (например, О государстве», «О законах», «Об обязанностях»).

Как и многое в древнем Риме, идеи Цицерона также красной нитью длятся из Греции, в частности от Аристотеля и Платона, Полибия и стоицизма, оседая на римской почве видоизменяясь и получая собственные черты.

Цицерон о государстве

Государство определяется Цицероном как ценность и достояние народа (res populi), совокупность людей на основе общности интересов и целей, согласием по основным вопросам устройства общественной жизни и права (общий правопорядок). В своих работах Цицерон не определяет полностью, но подходит к понятию «правовое государство».

Под воздействием стоицизма Цицерон приходит к выводу о том, что государство происходит из потребностей людей совместно жить и работать, а не из договорной концепции. Говоря о происхождении государства, Цицерон связывает его с семьей, как первоначальное объединение, которое потом разрастается и получает государственную форму, а также с собственностью этой семьи, которую необходимо охранять (собственность, при этом, священна, а посягательство на нее это нарушение и вандализм по отношению к праву и справедливости).

Священность государства подчеркивается и тем, что оно создано не людьми, оно является природным явлением и основано на всеобщем разуме и вселенском законе. При этом, материальный мир (природа) пронизан божественной волей, создан ей на основе ее установлений, обязательных для всех. Отсюда и мысль о том, что все люди разумны от природы и им не чужд общий вселенский закон. Только поэтому им и доступно общение и организация совместной жизни на основе государства. Цицерон воспевал разумность людей как продолжение вселенского разума. Разум призван обуздать пороки и порочные желания людей.

Следуя древнегреческой моде, Цицерон пытается проанализировать формы государства, их круговорот и создать свой идеальный строй. Классификацию он строит на основе воли и характера правителей. Исходя из числа правящих он устанавливает три простые формы правления – монархию (царскую власть — воля), аристократию (власть оптиматов — мудрость), демократию (власть народа — свобода).

Указанные простые формы не являются лучшими, но если основаны на вселенских законах справедливости, могут быть приемлемы. При этом, Цицерон благоволит монархии и недолюблювает демократию. При этом, простые формы обладают недостатками, из-за которых происходит их изменение в отрицательные формы (прямо по Полибию). При этом, такие вырожденческие формы не являются даже формами государства, так как теряют характеристику достояния народа и общих интересов.

Следуя Полибию, Цицерон также говорит о том, что наилучшей формой правления является смешанная, как лишенная недостатков простых форм, приводящих к вырождению государства. Философ пишет о том, что римское государство проходит путь от монархии к республике, становясь смешанной. И здесь философ предостерегает от опасности неправильного распределения полномочий между разными властями, что может привести к упадку и проявлению недостатков одной из форм, в случае наличия у нее избыточных полномочий.

Цицерон подчеркивает важность географического положения. Так, он пишет, что Рим находится в выигрышном положении – рядом с морем, но не на самом побережье, что дает ему преимущество перед прибрежными городами. Ведь прибрежные города подвергаются нападениям, а также ввиду миграции смешениям религий, культур, а значит и нравов (что приводит к возмущениям и переворотам).

Вразрез Платону, Цицерон утверждает, что его проект идеального государства не просто осуществим, а существовал в лучший период развития Римской республики. Отсюда постоянные апелляции к прошлому. Цицерон видел своими глазами, как меняются порядки и устанавливается монархия, при этом, выступая за сенатскую республику. Именно республика для него является идеальным смешанным строем на основах согласия всего населения.

С таких позиций Цицерон выступал как «популяр» (политическое течение, напротив по спектру — «оптиматы») – защитник простого народа, получивший за раскрытие заговора Катилины, титул «отец отечества». Он последовательно противостоял единоличным правителям – Клодию (при его царствовании ему даже пришлось покинуть Рим), Цезаря, Помпея и Краса. Он охарактеризовал свое время как «ночь республики». Имя Цицерона выкрикивали в сенате после убийства Цезаря (при том, что сам философ к этому руку не приложил).

При этом, отстаивая идеалы общего блага, общего правопорядка и согласия, герой настоящего материала не был борцом с рабством, считая рабство справедливым, естественным. Это владение слабыми для их пользы. Конечно, раб тоже не должен быть угнетен и у него должно быть все необходимое.

Кроме модели идеального государства, Цицерон не обошел внимания образы идеального гражданина и идеального правителя. Философ считал, что управление это наука и искусство, к которому от природы тянутся мудрейшие (управление как главная задача мудрости и обязанность мудрого), чтобы сделать мир и жизнь людей лучше. Вот основные черты идеального правителя по Цицерону – мудрость, справедливость, сдержанность, знание основ права и красноречивость. Отдельно выделяется сила, которую правитель должен применить для установления порядка в темные периоды истории.

А вот как описывается идеальный гражданин – любознательность, справедливость, благопристойность, величие духа, следование порядкам (например, уважение частной собственности), трудолюбие, политическая активность.

О праве

Природа (весь материальный и социальный мир, в том числе человеческое сознание, которым присущи порядок и законообразность) основана на справедливости и является источником права. У этой самой природы есть два уровня – духовный и материальны. Первый уровень довлеющий, второй подчиняющийся. Именно духовный уровень является источником и носителем права. Таким образом, право понимается Цицероном в рамках естественно-правовой школы. Таким образом, есть природный истинный закон и закон людской. Такой закон или естественное право возникло до появления людей и государства. А вот общий правопорядок государства это воплощение природного закона, который должен ему соответствовать. Отсюда тезис о том, что право устанавливается природой, а не человеком.

Главный критерий справедливости по Цицерону – соответствует ли закон естественному праву. Справедливость при этом состоит из нескольких идей – ненанесение вреда, ненарушение собственности.

Для человеческого закона есть и другие обязательные соответствия – соответствие нравам, традициям, обычаям и государственному строю конкретного государства. При этом, право должно быть универсально (написанный Цицероном закон о религии). Кроме того, Цицерон одним из первых (в законе о магистратах) задумался о соразмерности полномочий должностных лиц (используется понятие империй, как совокупность полномочий чиновника) и подчинения полномочиям (сейчас это рассматривается как фактор коррупциогенности и злоупотребление полномочиями). Особая важность у преамбулы к закону – она должна содержать в себе цель его установления, своеобразного объяснения его введения.

Важна для дальнейшего развития права идея разделения позитивного права на публичное и частное и идея выделения права народов (прообраз международного права). Так, независимо существует естественное международное право в качестве универсального средства общения народов. Формируется принцип международных договоров как продолжения естественного права и попытка отрефлексировать войны. Война по Цицерону может быть справедливой только в случае ее объявления и если переговоры не привели к миру (прямо претензионный порядок). Оправдывать военные действия может и необходимость защиты государства или если целью войны является мир. Также мы видим призывы к гуманизму с противником, в том числе с пленными.

Цицерон воистину оставил огромное наследие. На него ссылались как другие римские юристы, так и последующие мыслители – христианские Лактанций и Августин, философы эпохи Возрождения, Французской революции (Мирабо, Робеспьер).

Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы "мостиком" между ними и правовой мыслью Западной Европы.

Был квестором, претором, консулом в 63 -64 гг до н.э. Выступал против проектов земельных реформ (за частную собственность на землю). Считается человеком, раскрывшим заговор Катилины. За подавление этого заговора он был назван Спасителем Отечества.

Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах "О государстве" и "О законах" (54 -51 гг до н.э.), "Об обязанностях" и "О старости" (44 г до н.э.). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона "Государство", "Закон".

Происхождение государства

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

Сущность, задачи и формы государственного устройства

Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определению государство (respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства".

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

- сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

- поддержание должного порядка;

- управление присоединенными к государству территориями;

- обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные и "извращенные". Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть - монархия; власть оптиматов - аристократия и власть народа - демократия), он видел положительные моменты их в том, что "благовением своим нас привлекают цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы". Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны.

Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к "безумию и произволу толпы" и приобретает форму охлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т.к. нет согласия в вопросе права.

Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было "нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа". Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.

Правовая теория

Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное .

Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: "кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства.

Под естественным правом он понимал:

- не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;

- не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: "Под действие закона должны попадать все". И государство - это общий для всех правопорядок.

Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру.

Цицерон -древнеримский мыслитель, живший с 3 января 106 до н. э. по 7 декабря 43 до н. э.,этот великий классик ораторского мастерства, оставивший огромное письменное наследие. Он впитал в себя, многие идеи древнегреческих мыслителей Платона, Полибия и иных греческих мыслителей. Использовал все достижения Рима и Греции, для своего ораторского искусства. Он жил в великую эпоху, эпоху имен, которые широко известны и сейчас: Луций Лициний Красс (консул), Луций Корнелий Сулла (бессрочный диктатор), Юлий Цезарь (диктатор, великий понтифик, военачальник, римский император), Гней Помпей Великий (полководец, консул Римской республики), Марк Антоний (политик, военачальник, консул), Октавиан Август (римский император), Марк Эмиилий Лепид (древнеримский военачальник, политический деятель, консул). Среди этих имен, через запятую имя — Марк Туллий Цицерон.

Активный участник всех политических событий тех времен, участник военных походов, государственный чиновник, оратор, участник многих судебных процессов. Мыслитель и компилятор древнегреческого материала.

Основные работы в которых Цицерон раскрывает свои политико-правовые мысли: «О государстве», «О законах»:

Работа Цицерона, в которой он излагает свои мысли о политике, государстве, праве: «О государстве»:

Утверждаю одно: природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждений и досуга.

Цицерон утверждает, что человек от природы наделен качествами, которые превосходят все остальные отрицательные наклонности человека. Он говорит о том, что «доблесть», «служение высшему благу» — один из тех самых великих качеств, которые человек получает от природы.

Ведь ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных.

Тут Цицерон, нам объясняет, что нет ничего более важного, чем стремление к созданию нового государства или сохранения старого, это стремление в человека «приближает его к могуществу богов». По-видимому именно это, ощущают все диктаторы, которые держаться у власти до последнего вздоха, ведь они, сохраняю государства, чувствуют свою связь с «Богом» и по-видимому считают, что находясь при этой власти, у них есть права, уничтожать, угнетать все, что противоположному их жажде «божественного правления».

государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

И в то же время, Цицерон говорит нам — государства достояние народа! Так же, Цицерон разъясняет, что есть народ! Народ (народ и его государство)— это соединение многих людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов.

Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.

Как и Аристотель, который утверждал: «…человек по природе своей есть существо политическое…», Цицерон, также отмечает, что у человека, существует« врожденная потребность жить вместе». Другим словами, государство это природное явления, заложенное в человека природе с момента своего существования, тем самым Цицерон, присоединяется к мнению Аристотеля «…государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения….».

Далее, осуществление их следует поручать либо одному человеку, либо нескольким выборным или же его должно на себя брать множество людей, то есть все граждане.

Первое упоминание Цицерона, о формах правления: власть одного, власть нескольких и власть множества.

И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа. И каждый из трех видов государства — если только сохраняется та связь, которая впервые накрепко объединила людей ввиду их общего участия в создании государства, — правда, не совершенен и, по моему мнению, не наилучший, но он все же терпим, хотя один из них может быть лучше другого. Ибо положение и справедливого и мудрого царя, и избранных, то есть первенствующих граждан, и даже народа (впрочем, последнее менее всего заслуживает одобрения) все же, — если только этому не препятствуют несправедливые поступки или страсти, — по-видимому, может быть вполне прочным.

Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:

Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;

Тип 2:Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;

Тип 3: Народное управление (демократия) государством — власть множества;

Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).

Но при царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия решений, да и при господстве оптиматов народ едва ли может пользоваться свободой, будучи лишен какого бы то ни было участия в совместных совещаниях и во власти, а когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.

Недостатки трех типов политического устройства:

  • царская власть и власть оптиматов — отстраняет от управление народ;
  • власть народа — Цицерон, указывает на то, что как бы народ не был справедлив, он все равно страдает — не справедливостью, из-за отсутствия ступеней в общественном положении.

Все три формы, имею недостатки и потому плохи.

…заслуживающим наибольшего одобрения, так сказать, четвертый вид государственного устройства, так как он образован путем равномерного смешения трех его видов, названных мною ранее.

В этой цитате, Цицерон указывает на идеальную форму государственного правления — четвертый вид, вид который равно смешивает все три формы, ранее описанные (власть народа, власть оптиматов власть одного).

Поэтому, если свободный народ выберет людей, чтобы вверить им себя, — а выберет он, если только заботится о своем благе, только наилучших людей, — то благо государства. несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей — тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.

По мнению Цицерона, если свободный народ выберет людей для своего управления, то это будут наилучшие люди, которые смогу управлять более слабыми согражданами.

…нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.

Власть «богачей», — Цицерон презирал.

Но именно трудность принятия решений и привела к переходу власти от царя к большому числу людей, а заблуждения и безрассудство народа — к ее переходу от толпы к немногим. Именно при таких условиях, между слабостью сил одного человека и безрассудством многих, оптиматы и заняли среднее положение, являющееся самой умеренной формой правления.

Власть оптиматов, — самая умеренная форма правления из трех форм.

Но если бы понадобилось выбрать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я одобрил бы царскую власть [и поставил бы ее на первое место.] [Если говорить о видах власти,] названных здесь, то имя царя напоминает мне как бы имя отца, заботящегося о согражданах, как о своих детях, и охраняющего их тщательнее, чем … [Лакуна] … вас поддерживает заботливость одного наилучшего и выдающегося мужа. Но вот встают оптиматы, чтобы заявить, что они делают это же самое лучше, и сказать, что мудрости будет во многих больше, чем в одном, а справедливость и честность та же. А народ, оглушая вас, кричит, что он не согласен повиноваться ни одному, ни немногим, что даже для зверей нет ничего сладостнее свободы, и что ее лишены все те, кто находится в рабстве, независимо от того, чьи они рабы — царя или оптиматов.

Но наилучшая власть, из трех типов — власть царская.

Нет, клянусь Геркулесом, — сказал Лелий, — но я подражаю знаменитому Архиту Тарентскому, который, приехав в свою усадьбу и найдя, что там все сделано не так, как он велел, сказал управителю: «О несчастный, да я засек бы тебя до смерти, не будь я в гневе».

Интересные мысли «о гневе».

Тогда почему ты не соглашаешься на это же в делах государственных — что владычество отдельных лиц, если только они люди справедливые, и есть наилучшее государственное устройство?

Но при царском образе правления первая и самая неизбежная перемена следующая: когда царь начинает быть несправедлив, этот государственный строй тотчас же рушится, а этот же правитель становится тиранном; это наихудший вид государственного устройства и в то же время близкий к наилучшему;

Царская власть, наиболее «уязвимая» для превращения в тиранию.

Таким образом, величайшая свобода порождает тираннию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Размышления о демократии, из величайшей свободы — величайшее рабство.

Ввиду всего этого, из трех указанных вначале видов государственного устройства, по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но самое царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства.Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа. Такому устройству, прежде всего, свойственно, так сказать, [великое] равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, затем — прочность, так как виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь оказывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой толпой, — и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой порочности первенствующих людей. И действительно, нет причины для перемен там, где положение каждого прочно и ему некуда сорваться и свалиться.

Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)

  • превзойдет лучшую форму из трех (царскую форму правления);
  • смешанная власть должна иметь черты выдающиеся и царственные т.е. вручена авторитетным первенствующим людям, которые по некоторым вопросам должны обращаться к мнению и воле народу;
  • в обществе с таким правлением, должно присутствовать — равенство;
  • должна присутствовать — прочность.

Книга вторая

…укрепив две величайшие основы долговечности государства — религию и милосердие.

Цицерон, главное для долговечности государства — религия (современное понятие — идеология) и милосердие.

..разбил весь остальной народ на пять разрядов и отделил старшие разряды от младших; он распределил их так, чтобы исход голосования зависел не от толпы, а от людей состоятельных; он позаботился и о том, чтобы (этого всегда следует придерживаться в государственных делах) большинство не обладало наибольшей властью.

Великие слова о том, что есть справедливое государства, справедливое общество, — сущность современного гражданского общества. Большинство — не должно иметь абсолютную власть.

При этом Сервий внимательно отнесся также и к словам и даже к названиям: богатых он назвал «ассодателями» — от слов «асс» и «давать», а тех, кто при цензе либо предъявил не более тысячи пятисот ассов, либо не предъявил ничего, кроме самих себя, он назвал пролетариями, чтобы было ясно, что от них ожидается потомство, то есть как бы продолжение существования государства.

Вот и о пролетариях в Древнем Риме.

Удели некоторую власть также и народу, как поступили Ликург и Ромул: свободой ты его не насытишь, но жаждой свободы зажжешь, если только дашь ему возможность вкусить власти.

Интересное мнение, о дозирование свободы и ее роли в развитии общества.

…никогда не переставать учиться и обращать свой взор на себя самого..

Что то похожее говорит Ж.Аттали, современный классик политического учения, один из представителей геополитического течения — неомондиализм: «учиться — значит жить, по доверенности, путе­шествовать с помощью образов. Кочевой человек будет учиться в любом возрасте». Вопрос обучения всегда стоит остро, как в эпоху Цицерона, так и в начале 90х годов, в эпоху Ж.Аттали.

Следовательно, кто пожелал и смог добиться и того, и другого, то есть познать и установления предков, и философские учения, тот, по моему мнению, достиг всего того, что приносит славу.

Славу, по Цицерона, приносит — познание заветов предков и философское знание.

Но я спрашиваю: если долг справедливости человека и честного мужа — повиноваться законам, то каким именно? Всяким ли, какие только ни будут изданы?

честные мужи, в силу своих природных качеств, следуют той справедливости, которая существует в действительности, а не той, которая таковой считается? Ведь долг честного и справедливого мужа — воздавать каждому то, чего каждый достоин.

И в самом деле, почему у всех народов приняты различные и отличающиеся одни от других законы, но каждое племя установило для себя то, что оно признало полезным для себя?

…..

….люди установили для себя права, руководствуясь выгодой, то есть права, различные в зависимости от обычаев, причем у одних и тех же людей права часто изменялись в зависимости от обстоятельств; но права естественного не существует; все люди и другие живые существа под руководством природы стремятся к пользе для себя; поэтому справедливости либо не существует вообще, либо — если какая-нибудь и существует — это величайшая нелепость, так как она сама себе вредит, заботясь о чужих выгодах. (мнение афинского филоссофа Карнеада) И он приводил следующие доводы: всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, — если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, — придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете….

Почему разные законы? Потому что в каждом государстве, в зависимости от его потребностей устанавливаются те права, которые это государства считает поездными для себя. В том числе и Древний Рим, который захватывал территории и вывозил военные трофеи и с захваченных территорий. И законы Рима, это поддерживал.

Так возникает то, что Сципион восхвалял, — объединенный род государственного устройства; и в самом деле, мать справедливости не природа и не добрая воля, а слабость. Ибо, когда предстоит выбрать одно из трех — либо совершать беззакония, а самому их не терпеть, либо их и совершать и терпеть, либо не делать ни того, ни другого, то наилучший выход — их совершать, если можешь делать это безнаказанно; второе — их не совершать и не терпеть, а самый жалкий удел — всегда биться мечом, и совершая беззакония, и страдая от них. Итак, те, которые достичь первого [не могли, объединились на втором, и так возникло смешанное государственное устройство.]

Государства — возникла по причине слабости людей. Слабые хотят защититься от произвола сильных?

— Если перед вами два человека: один — доблестнейший муж, добросовестнейший, необычайно справедливый, на редкость верный своему слову, а другой — в высшей степени преступный и дерзкий, и если граждане заблуждаются, считая честного мужа преступным, злонамеренным, нечестивым, а в том, кто бесчестнее всех, видят высшую порядочность и верность слову, и если, вследствие такого мнения всех сограждан, честный муж терпит преследования, нападки, если его берут под стражу, выкалывают ему глаза, осуждают его, на него налагают оковы, его клеймят, изгоняют и обрекают на нищету, и если он, наконец, также и с полным основанием кажется всем людям самым жалким человеком, а бесчестного, напротив, все восхваляют, чтят и любят и со всех сторон воздают ему все почести, облекают его империем, вручают ему все средства, все богатства, словом, его, по всеобщему мнению, признают мужем наилучшим и вполне достойным самой счастливой судьбы, то — спрашиваю я — кто будет столь безрассуден, чтобы не знать, которым из двоих он предпочтет быть?

«О ЗАКОНАХ»

Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия.

Закон, ум и мудрость

Доблесть эта не что иное, как природа, достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени; следовательно, в человеке есть сходство с божеством.

В основном в работе Цицерона «О законах» обсуждается вопрос права, на сколько оно является справедливым, его характеристики и применении.

Итог:

Марк Туллий Цицерон — выдающейся политический деятель и мыслитель Древнего Рима, который стремился всеми возможными мерами поддерживать республиканский строй правления. Однако еще при жизни Цицерона, власть перешла в руки Императора.

Наиболее ярко, Цицирон описал варианты политического устройства государства:

Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:

Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;

Тип 2:Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;

Тип 3: Народное управление (демократия) государством — власть множества;

Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).

И описал основные черты идеального государства (четвертый тип):

Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)

  • превзойдет лучшую форму из трех (царскую форму правления);
  • смешанная власть должна иметь черты выдающиеся и царственные т.е. вручена авторитетным первенствующим людям, которые по некоторым вопросам должны обращаться к мнению и воле народу;
  • в обществе с таким правлением, должно присутствовать — равенство;
  • должна присутствовать — прочность.

Цицерон, обработал большое количество работ древнегреческих мыслителей, приложил их к опыту своей управленческой и судебной деятельности. Тем самым из работ Цицерона, мы узнаем основные политические идеи современности Цицерона, которые лежали в основе великой империи, Древнего Рима, одного из самых устойчивых государственных образований человечества.

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — знаменит своим ораторским мастерством, политической деятельностью и трудах о государстве и праве (например, О государстве», «О законах», «Об обязанностях»).

Как и многое в древнем Риме, идеи Цицерона также красной нитью длятся из Греции, в частности от Аристотеля и Платона, Полибия и стоицизма, оседая на римской почве видоизменяясь и получая собственные черты.

Цицерон о государстве

Государство определяется Цицероном как ценность и достояние народа (res populi), совокупность людей на основе общности интересов и целей, согласием по основным вопросам устройства общественной жизни и права (общий правопорядок). В своих работах Цицерон не определяет полностью, но подходит к понятию «правовое государство».

Под воздействием стоицизма Цицерон приходит к выводу о том, что государство происходит из потребностей людей совместно жить и работать, а не из договорной концепции. Говоря о происхождении государства, Цицерон связывает его с семьей, как первоначальное объединение, которое потом разрастается и получает государственную форму, а также с собственностью этой семьи, которую необходимо охранять (собственность, при этом, священна, а посягательство на нее это нарушение и вандализм по отношению к праву и справедливости).

Священность государства подчеркивается и тем, что оно создано не людьми, оно является природным явлением и основано на всеобщем разуме и вселенском законе. При этом, материальный мир (природа) пронизан божественной волей, создан ей на основе ее установлений, обязательных для всех. Отсюда и мысль о том, что все люди разумны от природы и им не чужд общий вселенский закон. Только поэтому им и доступно общение и организация совместной жизни на основе государства. Цицерон воспевал разумность людей как продолжение вселенского разума. Разум призван обуздать пороки и порочные желания людей.

Следуя древнегреческой моде, Цицерон пытается проанализировать формы государства, их круговорот и создать свой идеальный строй. Классификацию он строит на основе воли и характера правителей. Исходя из числа правящих он устанавливает три простые формы правления – монархию (царскую власть — воля), аристократию (власть оптиматов — мудрость), демократию (власть народа — свобода).

Указанные простые формы не являются лучшими, но если основаны на вселенских законах справедливости, могут быть приемлемы. При этом, Цицерон благоволит монархии и недолюблювает демократию. При этом, простые формы обладают недостатками, из-за которых происходит их изменение в отрицательные формы (прямо по Полибию). При этом, такие вырожденческие формы не являются даже формами государства, так как теряют характеристику достояния народа и общих интересов.

Следуя Полибию, Цицерон также говорит о том, что наилучшей формой правления является смешанная, как лишенная недостатков простых форм, приводящих к вырождению государства. Философ пишет о том, что римское государство проходит путь от монархии к республике, становясь смешанной. И здесь философ предостерегает от опасности неправильного распределения полномочий между разными властями, что может привести к упадку и проявлению недостатков одной из форм, в случае наличия у нее избыточных полномочий.

Цицерон подчеркивает важность географического положения. Так, он пишет, что Рим находится в выигрышном положении – рядом с морем, но не на самом побережье, что дает ему преимущество перед прибрежными городами. Ведь прибрежные города подвергаются нападениям, а также ввиду миграции смешениям религий, культур, а значит и нравов (что приводит к возмущениям и переворотам).

Вразрез Платону, Цицерон утверждает, что его проект идеального государства не просто осуществим, а существовал в лучший период развития Римской республики. Отсюда постоянные апелляции к прошлому. Цицерон видел своими глазами, как меняются порядки и устанавливается монархия, при этом, выступая за сенатскую республику. Именно республика для него является идеальным смешанным строем на основах согласия всего населения.

С таких позиций Цицерон выступал как «популяр» (политическое течение, напротив по спектру — «оптиматы») – защитник простого народа, получивший за раскрытие заговора Катилины, титул «отец отечества». Он последовательно противостоял единоличным правителям – Клодию (при его царствовании ему даже пришлось покинуть Рим), Цезаря, Помпея и Краса. Он охарактеризовал свое время как «ночь республики». Имя Цицерона выкрикивали в сенате после убийства Цезаря (при том, что сам философ к этому руку не приложил).

При этом, отстаивая идеалы общего блага, общего правопорядка и согласия, герой настоящего материала не был борцом с рабством, считая рабство справедливым, естественным. Это владение слабыми для их пользы. Конечно, раб тоже не должен быть угнетен и у него должно быть все необходимое.

Кроме модели идеального государства, Цицерон не обошел внимания образы идеального гражданина и идеального правителя. Философ считал, что управление это наука и искусство, к которому от природы тянутся мудрейшие (управление как главная задача мудрости и обязанность мудрого), чтобы сделать мир и жизнь людей лучше. Вот основные черты идеального правителя по Цицерону – мудрость, справедливость, сдержанность, знание основ права и красноречивость. Отдельно выделяется сила, которую правитель должен применить для установления порядка в темные периоды истории.

А вот как описывается идеальный гражданин – любознательность, справедливость, благопристойность, величие духа, следование порядкам (например, уважение частной собственности), трудолюбие, политическая активность.

О праве

Природа (весь материальный и социальный мир, в том числе человеческое сознание, которым присущи порядок и законообразность) основана на справедливости и является источником права. У этой самой природы есть два уровня – духовный и материальны. Первый уровень довлеющий, второй подчиняющийся. Именно духовный уровень является источником и носителем права. Таким образом, право понимается Цицероном в рамках естественно-правовой школы. Таким образом, есть природный истинный закон и закон людской. Такой закон или естественное право возникло до появления людей и государства. А вот общий правопорядок государства это воплощение природного закона, который должен ему соответствовать. Отсюда тезис о том, что право устанавливается природой, а не человеком.

Главный критерий справедливости по Цицерону – соответствует ли закон естественному праву. Справедливость при этом состоит из нескольких идей – ненанесение вреда, ненарушение собственности.

Для человеческого закона есть и другие обязательные соответствия – соответствие нравам, традициям, обычаям и государственному строю конкретного государства. При этом, право должно быть универсально (написанный Цицероном закон о религии). Кроме того, Цицерон одним из первых (в законе о магистратах) задумался о соразмерности полномочий должностных лиц (используется понятие империй, как совокупность полномочий чиновника) и подчинения полномочиям (сейчас это рассматривается как фактор коррупциогенности и злоупотребление полномочиями). Особая важность у преамбулы к закону – она должна содержать в себе цель его установления, своеобразного объяснения его введения.

Важна для дальнейшего развития права идея разделения позитивного права на публичное и частное и идея выделения права народов (прообраз международного права). Так, независимо существует естественное международное право в качестве универсального средства общения народов. Формируется принцип международных договоров как продолжения естественного права и попытка отрефлексировать войны. Война по Цицерону может быть справедливой только в случае ее объявления и если переговоры не привели к миру (прямо претензионный порядок). Оправдывать военные действия может и необходимость защиты государства или если целью войны является мир. Также мы видим призывы к гуманизму с противником, в том числе с пленными.

Цицерон воистину оставил огромное наследие. На него ссылались как другие римские юристы, так и последующие мыслители – христианские Лактанций и Августин, философы эпохи Возрождения, Французской революции (Мирабо, Робеспьер).

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. В своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.

Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе

74. НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР

74. НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР Традиционные для немецкой политико-юридической мысли усилия построить научное знание о праве, опираясь на философию, предпринял Рудольф Штаммлер (1856–1938). Перу Штаммлера принадлежит ряд произведений теоретико-правового

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение

§ 6. А. Н. Радищев о праве и государстве

§ 6. А. Н. Радищев о праве и государстве Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: