Чтобы не платить ндс собственники одного норвежского бара доказали в суде

Обновлено: 24.04.2024

В случае, когда у квартиры сразу несколько собственников, могут возникать самые разные конфликты. Но самая болезненная ситуация касается оплаты коммунальных услуг, особенно если один из владельцев отказывается это делать. Во всех ли случаях собственник обязан платить за ЖКХ, что грозит ему за долги и как другим владельцам не зависеть друг от друга в этом аспекте – ответы на эти вопросы читайте в материале сайта "РИА Недвижимость".

Это зависит от того, общий ли у них лицевой счет или раздельный. При общем лицевом счете управляющая компания имеет право отключить в квартире доступ к коммунальным услугам (электричество, водоснабжение и отопление).

Если услуга не оплачивается в течение 2 месяцев, то УК сначала несколько раз предупреждает собственника, потом ограничивает оказание услуги на какое-то время, а затем и вовсе прекращает ее предоставление.

В том случае, если лицевые счета разделены, то управляющая компания имеет право ограничить поставку ресурсов только должнику, но сделать это технически невозможно.

Вода и электричество сейчас чаще всего оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. Поэтому человек, не проживающий в квартире, не должен платить за них – платят только проживающие собственники по фактическому потреблению.

Если человек собирается уезжать за границу на длительное время, ему стоит воспользоваться механизмом авансовых платежей и постараться максимально закрыть ими "коммуналку" на период своего отсутствия.

Можно составить соответствующее соглашение между собственниками и обратиться с ним в управляющую компанию или ТСЖ. Далее УК разделит лицевые счета в соответствии с долями, и квитанции об оплате будут формироваться на каждого сособственника отдельно. Если у вас заключен договор с каждой ресурсоснабжающей организацией по отдельности, то предъявлять соглашение и писать заявление придется во все.

После разделения счетов можно будет в индивидуальном порядке оплачивать содержание квартиры и текущий ремонт, а также капитальный ремонт и коммунальные ресурсы для поддержания общего имущества. Оплата будет рассчитываться пропорционально площади в квартире, которой владеет каждый собственник.

Что касается воды, отопления и газа, то в соглашении между собственниками следует прописать пропорцию, в которой будут оплачиваться эти услуги. А вот счет за электричество можно разделить лишь частично, установив себе в комнате отдельный счетчик, но за места общего пользования (кухню, туалет, ванную комнату) придется платить по тому же соглашению.

Если же собственники не смогли договориться о порядке разделения счета, то этот вопрос решается в суде.

Если счета разделены, грозит ли чем-то добросовестным собственникам тот факт, что один из собственников не оплачивает "коммуналку"?

В этом случае добросовестным плательщикам никакие ограничения ни при каких обстоятельствах не грозят.

Все претензии будут предъявляться только к неплательщику – к нему применяются меры принудительного взыскания задолженности.

— Мы с сестрой – собственники квартиры (напополам). Прописано четверо: я, мама, папа и она. Отец с сестрой не живут с нами, мы живем втроем: я, мама и мой муж. Должны ли сестра и отец оплачивать что-нибудь? Она считает, что раз мой муж живет с нами, он как бы занимает ее место в этой квартире. Но он прописан в другом жилье и платит за себя там. Как нам быть?

Отвечает адвокат Юлия Кузнецова:

Бремя содержания недвижимости лежит на собственнике.

Соответственно, счета в данном случае должны оплачиваться следующим образом:

Отвечает финансовый консультант Ольга Мартелова:

Нести расходы за содержание собственности (в данном случае, недвижимости) – это не право, а обязанность каждого собственника, согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Статья гласит, что собственник обязан оплачивать все расходы по содержанию недвижимости, которой владеет, в размере причитающейся ему доли.

Помимо этого, поставьте счетчики на воду, газ, электричество, если их еще нет. Тогда ваши расходы будут максимально оптимизированы.

Отвечает риелтор Михаил Ивакин:

Да, сестра должна оплачивать счета. Согласно ст. 153 ЖК РФ, обязанность по уплате коммунальных платежей лежит на собственнике: в данном случае – на вас с сестрой.

Факт непроживания второго собственника в квартире в этом вопросе роли не играет.

Отвечает руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко:

Собственники несут бремя оплаты налогов и коммунальных услуг, согласно их долям и объему потребляемых ресурсов. Если же собственник не проживает на данной площади, он должен предоставить справки в УК, чтобы на его долю не начисляли счета за свет и воду.

Но отказаться от оплат таких ресурсов, которые называются «непотребляемыми», не получится. К ним относятся капитальный ремонт, вывоз мусора и т.д.

Рекомендую сестрам разделить субсчета за квартиру и оплачивать каждый свой.

— Как не платить за квартиру, в которой имею долю собственности, но не проживаю там? Постоянно живу в другой стране, приезжаю максимум раз в год. Предоставлять документы об отсутствии в течение всего года нет смысла: управляющая компания не будет делать перерасчет, так как, по их словам, слишком большой период. Другой собственник за квартиру не платит, накапливает долги. УК подала в суд, и долги начисляются в том числе на меня, так как я собственник. Но по факту с меня требуют платить за услуги, которые я не получала.

Как перестать платить за предоставление воды, электроэнергии, которые я не потребляю? Налог я, естественно, оплачиваю. Продать долю проблематично: ее никто не хочет покупать, поскольку в квартире также прописаны несовершеннолетние дети другого собственника.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

К сожалению, в такой ситуации самым оптимальным вариантом станет все-таки реализация вашей доли. До тех пор, пока вы являетесь собственником этих квадратных метров, вам придется в полном объеме нести обязанности по содержанию и ремонту.

Отвечает независимый эксперт Николай Яблоков:

Из текста письма понятно, что квартира – коммунальная, поэтому установка счетчиков на воду, электричество и проч. не решит проблему. В соответствии с Жилищным кодексом, собственник жилого помещения обязан нести расходы по его содержанию и содержанию своей доли общедомового имущества. Так что избежать оплаты не получится.

Мой совет – определите порядок пользования жилыми помещениями, разделите лицевые счета. Тогда вы будете платить меньше.

Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:

В настоящее время у вас, как у сособственника, существует солидарная ответственность за неуплату коммунальных платежей. Поэтому с вас будут взыскивать долги по оплате.

Сначала все-таки обратитесь в УК с написанным заявлением о перерасчете коммунальных платежей с приложением подтверждающих ваше отсутствие документов. УК это обязана сделать за последние три года.

Заявление напишите в 2-х экземплярах – один сдаете в УК, второй с отметкой о принятии оставляете у себя. УК в течение месяца со дня поступления заявления обязана произвести перерасчет или дать письменно отказ с указанием причин. Данный отказ вы можете обжаловать в суде.

Также вам необходимо обратиться в суд с заявлением о выделении долей в оплате коммунальных платежей. Ответчиками по данному иску будут УК и второй собственник. Суд выделит доли в оплате пропорционально принадлежащей вам доли в квартире.

Однако имейте ввиду, что вы, как собственник, будете все равно обязаны оплачивать отопление, содержание и ремонт жилого помещения, взносы на капитальный ремонт.

Долю продать хоть и проблематично, но возможно. Это может быть самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Отвечает юрисконсульт офиса «Бабушкинское» департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Александр Лифшиц:

В соответствии с нормами ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения и общего имущества собственников в многоквартирном доме. Неиспользование помещений собственниками не является основанием невнесения им платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия гражданина в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению. Приезжая раз в год, вы можете воспользоваться данным правом, отказ УК по причине «слишком большого периода» будет незаконным.

Однако правило о перерасчете при временном отсутствии применимо только тогда, когда счетчики учета не были установлены в квартире в связи с отсутствием технической возможности их установки, подтвержденной в установленном порядке. Если же счетчики не устанавливались по решению собственников квартиры или находятся в неисправном состоянии, перерасчета не будет.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Таким образом, чтобы не оплачивать квартплату за другого собственника, вы можете обратиться в управляющую компанию для раздела начислений по квартире пропорционально долям всех ее владельцев. В этом случае вам будут выставляться отдельные счета по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на вашу долю, а долги других владельцев будут взыскиваться в суде только с них. Отказ УК в разделе счетов на оплату ЖКУ может быть обжалован в суде.

Перестать платить за непотребляемые вами коммунальные ресурсы ввиду непроживания в квартире можно только путем отчуждения вашей доли. К сожалению, из вопроса непонятно, сколько комнат в квартире и каков размер вашей доли, поэтому сложно оценить перспективы ее продажи. Если доля не является малозначительной и позволяет ее собственнику претендовать на выделение в пользование отдельной комнаты в квартире, на такую долю можно найти покупателя. При этом нужно иметь в виду, что другие сособственники квартиры имеют преимущественное право покупки вашей доли, поэтому перед ее продажей третьим лицам необходимо письменно предложить собственникам других долей выкупить вашу.

Итак. Я не буду приводить никаких конкретных цифр, а просто опишу рутину ведения бизнеса. Всё изложеное будет касатся исключительно правил и требований к местам общественного питания. В остальных сферах свои правила и с ними я не знаком.

Органы власти с которыми мне приходится взаимодействовать, с разной периодичностью, с кем-то реже, с кем-то чаще: биржа труда - NAV, полиция - POLITI, налоговая - SKATTEETATEN, трудовая инспекция - ARBEIDSTILSYNET, сан. эпидемия - MATTILSYNET, городская администрация - KOMMUNE, пожарная инспекция - BRANNVESENET.

Напишу о каждой отдельно, по мере возрастания.

1. Пожарная. С ними у меня фактически нет никаких взаимоотношений, т.к. всё касаемо пожарной безопасности, лежит на владельце здания. Единственное, что требуется от меня, это провести инструктаж нового работника по эвакуации в случае пожара. Инструктаж должен быть задокументирован на бумаге >роспись, дата.

2. Полиция. С ними всё, в принципе, просто, но в тоже время и сложно. Сам бизнес их не волнует. Их волнует что бы не было работников без разрешения на работу. Все ньюансы описывать очень долго, но проверяют они так, по крайней мере у меня так проверяли. Где-нибудь рядом, останавливаются на цивильной машине и из далека наблюдают за происходящим внутри. Я так понимаю, для того, что бы определить всех, кто именно работает, а не в гости зашёл. Потом заходят и происходит "перепись". Но, такие рейды проходят крайне редко, т.к. смысла в них не так уж и много. Сама система построена так, что взять на работу нелегально, достаточно сложно. А именно: без разрешения на работу, человек не получит персональный номер. Без персонального номера не получит налоговую карточку и не откроет счёт в банке. Без двух последних пунктов, я не смогу платить зарплату. В теории, платить зарплату по-чёрному, наличными, можно, но где мне взять эти наличные, если 90% оплаты идёт карточками. В общем, брать кого-то на работу нелегально, дело слишком гиморное и рискованое, с непонятным профитом.

3. Биржа труда. Физического контакта с ними фактически нет, но у них надо регестрировать всех работников которые работают в фирмe. Плюс все вопросы/выплаты больничного идут через них. Ну и в случае необходимости, у них есть программы помощи фирмам при трудоустройстве инвалидов или на переобучение. Но эти программы могут быть полезны, когда уровень безработицы высокий. Сейчас безработица настолько маленькая, что не устраиваются на работу только те, кто не хочет. А в такой ситуации их программы мало чем полезны.

4. Налоговая. С ними всё общение тоже электронно и в основном этим занимается бухгалтер. На их сайт надо загружать всю фин. отчётность и постоянно переводить им деньги: НДС, налоги работников и налог на работников. Изредка они делают контрольные закупки на предмет правильного НДС( должно быть 15% на вынос и 25% в кафе) + предлагается ли чек в случае оплаты налом. Кстати требование к хранению фин. отчётности фирмы, 10 лет. Тоесть подвергнуть фирму полной проверке могут когда угодно. Например в 2019-ом проверить 2010-ый.

Три следующих организации, самые частые гости и от них исходит больше всего требований и они являются наиболее частыми инициаторами всяких бяк для фирм. Для каждой из них у меня хранится папочка в которую я должен заносить все записи касаемые каждодневной рутины.

Взгляд изнутри на владение кафе в Норвегии! Мои взаимоотношения с государством и каждодневная рутина. Норвегия, Бизнес, Кафе, Длиннопост, Заграница

5. Трудовая инспекция. Они следят за соблюдением трудового законодательства и техники безопасности на рабочем месте. Касаемо техники безопасности, то я должен иметь раппорт с описанием моей оценки уровня опасности того или иного оборудования, инструкции по применению, а также задокументированое пдотверждение о том, что с каждым из работников проведён инструктаж. Трудовое законодательство подразумевает наличие трудового договора с каждым из работников и запись всех отработаных часов. Трудовой договор должен соответствовать определённым правилам. В папочке, помимо документов о технике безопасности, должен быть контракт работника и все его рабочие часы. В идеале и запланированые рабочие часы тоже. Также можно ввести систему, где работник будет отмечатся, приходя и уходя с работы, тогда всё будет хранится в электронном виде. Вот бумажный вариант:

Взгляд изнутри на владение кафе в Норвегии! Мои взаимоотношения с государством и каждодневная рутина. Норвегия, Бизнес, Кафе, Длиннопост, Заграница

6. Сан. эпидемия. С ними система работает так. Для открытия кафе их разрешения не требуется. НО, для открытия кафе, человек должен пойти на их сайт и прочитать все правила и инструкции. И соответственно открыватся соблюдая все прописаные нормы. Приходить с проверкой они должны каждые восемь месяцев. Но, после открытия они гарантировано появятся в течении первого месяца. И, если какие-то из требований не соблюдены, то, в зависимости от "косяка", могут или закрыть или дать время на исправление "косяков". Далее всё работает по принципу, чем лучше у тебя с соблюдением правил, тем реже мы будем у тебя появлятся. Собственно правила сводятся к чистоте и ведению нужной документации, как то: постоянный мониторинг температур в холодильниках/морозилках, регистрация уборок, маркировка продуктов, наличие документов о покупке продуктов(у кого приобретаются). Всё это должно записыватся и хранится в папочке. Так вот, если есть "косяки", то обычно даётся две недели на их исправление. Через две недели им должен быть прислан отчёт о тoм, как всё исправлено, какие меры предприняты и, что предусмотрено для того, что бы это больше не повторялось. Отчёт желательно подкреплять фото и видео материалами. И самое интересное, что, если их отчёт удовлетворил, то они пришлют по почте раппорт обо всём произошедшем и отстанут до следующей проверки, а если им что-то не понравится, то они придут снова, но уже за деньги. Тоесть это будет приход вынужденный и для кафе платный. Если при их прихoдах будут постоянно косяки, пусть даже и не очень большие, то приходить они будут и чаще чем раз в 8 месяцев. На протяжении какого-то времени косяков не будет, могут и год-полтора не появлятся. Впрочем такая система распространяется на все организации. Со всеми свои ньюансы, но суть одна - "шанс на исправление есть у каждого, но, если не исправляешься, то будем карать деньгой.". Вот пример мониторинга температур:

Взгляд изнутри на владение кафе в Норвегии! Мои взаимоотношения с государством и каждодневная рутина. Норвегия, Бизнес, Кафе, Длиннопост, Заграница

7. Городская администрация. Первое, что они делают, это выдают разрешение на открытие места общественного питания, в принципе. Тоесть смотрят можно ли данное помещение использовать под это. Все комерческие помещения зарегестрированы под разные виды деятельности и . в общем рутина. Ну и для разрешения на открытие, владелец должен сдать экзамен по ключевым правилам ведения такого бизнеса. Далее они же выдают алкогольную лицензию. Для её получения, надо подать заявку и сдать экзамен. Экзамен должен сдать владелец и один из работников или совладельцев. Папочка про алкоголь должна содержать распечатку законов касаемо продажи алкоголя, список всех работников получивших инструкции и имеющих право разливать алкоголь, таблицу с перечнем степеней опьянения(слишком пьяным наливать нельзя), бланки для регестрации нестандартных ситуаций касаемых продажи алкоголя и сами регистрации таких ситуаций. Пример ситуации - кто-то купил пиво и не выпил на месте, а ушёл с бутылкой, или малолетка пытался купить, или кто-то перепил, или . Проверки на продажу алкоголя бывают чаще всего - минимум раз в два месяца. Проверка это всегда скрытая, тоесть тайный покупатель. В случае нарушений, дают штрафные баллы - от двух баллов, в зависимости от тяжести нарушения. Набираешь 10 баллов в течении двух лет, лишаешься лицензии. Продлевать лицензию надо каждые четыре года. Рутина для продления таже, что и для получения.

В общем как-то так. Я описал всё достаточно кратко. Что-то наверняка забыл или пропустил. Но в целом всё выглядит примерно так. Размер заведения значения не имеет, правила стандарты для всех.

Кто заплатит за

Собственник или прошлый собственник квартиры, бывшие или настоящие члены его семьи – кто из них должен платить долги за коммунальные услуги, а кто – нет? Можно ли обязать сделать это продавца квартиры, который не выписался, или покупателя, который зарегистрировал договор через месяц после его подписания? С какого момента за "коммуналку" платят дольщики и каких лишних платежей они могут избежать? На вопросы отвечают суды и юристы.

Собственники, наниматели по договору соцнайма, арендаторы, члены жилищных кооперативов, дольщики и застройщики (ст. 53 ЖК).

Собственники вносят плату за жилье независимо от того, прописаны ли они там и проживают ли там. Солидарно с ними платят дееспособные и ограниченно дееспособные члены его семьи, в том числе бывшие, если они сохранили право пользования жилым помещением.

Собственники и члены семьи: все в ответе

ВС напомнил о закрытом перечне лиц, которые должны платить за ЖКУ, обращает внимание руководитель проектов Бюро присяжных поверенных "Фрейтак и Сыновья" Виктор Спесивов. "Если бы те же люди проживали в квартире и не выселялись вопреки решению суда – все равно напрямую с них нельзя было бы взыскать долги за "коммуналку", – объясняет юрист. – Вместо этого собственник должен оплатить услуги сам, а затем отсудить них убытки".

По мнению апелляции, отсудить убытки можно с тех, кто зарегистрировался в квартире, но не известил собственника о том, что там не проживает. Такой подход действительно встречается в судебной практике. Но его применяют, если достоверно неизвестно, жил ли человек в квартире или нет – в основном к арендаторам и нанимателям, отмечает Спесивов. В этом же деле суд установил, что бывшие супруги фактически не проживают в квартире. К тому же добросовестный собственник должен был быть в курсе, кто живет на его квадратных метрах, говорит Спесивов.

Оплачивать коммунальные услуги должен не только собственник. Солидарно с ним эту обязанность несут другие члены семьи, в том числе бывшие, которые сохранили право пользования жилым помещением (п. 29 постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 № 22). Если собственник не платит, лучше предъявлять иск не только к нему, но и к его домочадцам в солидарном порядке: так выше шанс хоть что-то получить. Например, в деле № 2-949/2018 "Газпром межрегионгаз Уфа" отсудил долг за газ и пени не только у владелицы жилья, но и двух взрослых сыновей, которые были там прописаны.

Истцам по таким делам Спесивов советует доказывать, что ответчики фактически проживали в квартире или имели право в ней проживать. Ответчикам, наоборот, надо обосновать, что они не жили и не имели права там жить.


Если ответчики не смогут доказать, что жили в другом месте, но убедят суд, что у них не было обязанности платить за коммунальные услуги, – это, по крайней мере, поможет им затянуть время. Владельцу квартиры придется самому все оплатить, а затем подать к ним новый иск.

Руководитель проектов Бюро присяжных поверенных "Фрейтак и Сыновья" Виктор Спесивов

Если прежний собственник и члены его семьи не снимаются с регистрационного учета, их можно заставить сделать это через суд, напоминает Советник Althaus Legal Сусана Киракосян. А чтобы предупредить такую ситуацию, она рекомендует предусмотреть в договоре купли-продажи условие о том, что продавец и другие лица, которые живут в квартире, должны из нее выписаться. Стоит предусмотреть ответственность за невыполнение этой обязанности, говорит Киракосян.

Собственники и дольщики: как не переплатить лишнего

С этим не согласился Калининградский облсуд, который освободил Борщевича от оплаты спорного периода. Право собственности на недвижимость возникает с момента госрегистрации, напомнила апелляция. При этом собственник не откладывал регистрацию, чтобы подольше не платить за "коммуналку": он подал документы через три дня после подписания договора купли-продажи, отмечается в определении № 33 – 1836/2018.

Собственники платят только с момента регистрации права собственности, но суд первой инстанции применил правило как для дольщика в новостройке, объясняет руководитель отдела по судебной защите МКА "Арбат" Юрий Нетреба. По его словам, особое регулирование для дольщиков объясняется тем, что они могут получить ключи по передаточному акту, когда еще не подписан акт о вводе дома в эксплуатацию, а значит, невозможно выдать свидетельство о собственности. В то же время жильцы делают ремонт, пользуются отоплением, водой, лифтом, электроэнергией, продолжает Нетреба. А значит, они фактически владеют квартирой и должны платить за содержание: такие изменения в 2011 году включили в подп. 6 п. 2 ст. 153 ЖК.

А в 2015 году появился подп. 7 этого же пункта. Он обязал девелопера платить за содержание всех помещений, которые введены в эксплуатацию, но не переданы по акту. Например, в деле № А32-23585/2017 суды обязали "Росмонтаж" заплатить "Кубаньжилуправлению" коммунальные услуги за квартиры, которые компания не успела продать. Но не все застройщики хотят нести это бремя содержания. Стремясь сократить расходы, некоторые из них просят клиентов оплатить "коммуналку" за еще не полученную квартиру.


Компания может обратиться к собственнику с просьбой подписать некую бумагу об обязательствах оплатить "коммуналку" до того, как он получит ключи. Нередко это предложение сопровождается угрозами. Надо отнестись к этому настороженно: лучше ничего не платить. Правда, после этого застройщик может мешать получению квартиры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: