Что значит творить суд и правду

Обновлено: 24.04.2024

Рассуждение — то, которое помогает разобраться в вопросах Истины, разобраться, где путь спасения, а где путь погибели — не есть грех, и не есть нарушение заповеди. Человек же должен рассудить — получит он там спасение, или нет?

Некоторые говорят:: «Ты не суди». А не суди, — значит люби. Но под предлогом любви и неосуждения людей, втягивают в нечестие. — Как? — Путем смешения понятий: не ведут правильной борьбы со страстями — отсюда закрываются духовные очи, и тогда не могут разграничить действие естества человеческого от примеси греха — всё смешивают в одно. Душу разумную, естество человеческое, — надо любить; а грех, греховную направленность, — ненавидеть. Но тут всё смешивают в одно и говорят: «Нельзя судить — нужно любить. Любовь — превыше всего». А любить, по-ихнему, получается: любить всё вместе — и греховную направленность тоже. В итоге, через такое лукавство втягивают в тот же грех, а перед этим говорят: «Не суди, ибо и с тобой то же самое будет».

Но нужно разделять природу естества человеческого, от неправильной направленности в духе. Проявления, которые не в согласии с волей Божией, как можно любить? — Такое направление в духе — ненависть к Богу. Поэтому, в человеке обязательно нужно разделять: греховное от доброго — различать естество человеческое, его душу, от неправильной греховной направленности этой души. Ибо смешивание этого — приводит ко злу.

В обществе больше зла; и если не разделять природу естества от зла, которое к нему приражается, то получается — любовь не к образу Божию в человеке, а любовь к неправильному, не согласному с волей Божией, направлению в духе. А надо — разделять. К душе разумной, как к образу Божию, должна быть сострадательная любовь: раз душа погибает, мучается — вот ей и надо сострадать. Но как я могу сострадать неправильному направлению в духе, которое против воли Божией?! Это ересь — дух антихриста, дух самоугодия. Чтобы сострадать такой направленности духа, значит и самому нужно этому сочувствовать, а это значит — любить грех. А раз любовь, сочувствие ко греху, то легко можешь его творить. Грех же — должно ненавидеть.

Ко всему греховному нужно возгревать чувство ненависти, и мысли приводить на ум такие, которые подогревали бы это чувство. Ибо главное — это поиметь такую ненависть, по дару Благодати, ко всему греховному, в самом себе.

Заповедано: полюби ближнего, как самого себя. Как? — Чтобы знать, как полюбить ближнего, нужно научиться правильно любить самого себя. Нужно жалеть свою душу. Правильная жалость к себе выражается в духе сокрушения о своих грехах. Человек сокрушается, сожалеет о грехах, которые губят его душу. В таком случае человек жалеет свою человеческую природу — проявляет любовь к образу Божию, который в нём.

Мы целуем икону и думаем, что проявляем любовь к образу Божию, но при этом, в себе и в ближних, топчем этот образ своими грехами, любовью к страстям. Но надо правильно любить образ Божий в себе и в ближних, а внешне это выражается: в целовании икон и в нашем отношении к ближним. Господь не зря говорил: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 8). — Молятся, целуют иконы, но образ Божий, в себе и в ближних, затаптывают — это не есть почитание Господа.

Страсть, грех — борет, ищет, требует себе удовлетворения, хочет образ Божий во мне затоптать, замазать, залепить, чтобы не было его видно совсем. В этом случае, чтобы поступить по любви к образу Божию, который я в себе ношу, необходимо возгреть чувство ненависти к страсти, — потому что она хочет затоптать образ Божий. Но ты не иди на поводу у тщеславия, гордости, обиды, раздражения и т. п. — возненавидь их, ибо они затаптывают в тебе образ Божий. Ненавидящих Тебя, Господи, возненавидел, совершенною ненавистью возненавидел я их (прор.Давид, пс. 138).

И если нет ненависти к страсти, то значит, есть сочувствие, — любовь к ней. Как мы тогда можем избавиться от страсти, если любим ее? Получается, что без чувства ненависти не сможешь искоренять страсти, а значит, не сможешь и спастись. Если говорить, что чувство ненависти, само по себе, есть грех — это значит лишить человека спасения.

«Кто совершает грех, того нельзя осуждать, — так поучают, — а то и тебе Господь за осуждение попустит то же самое». Да, осуждение — порок; но, если требуется рассудить, произнести суд, ради спасения своей души и душ других, чтобы стало ясно, — где зло, а где добро, — поставить между ними стенку, то это уже не осуждение, а любовь к душам и к спасению. Вот в таких случаях, если не будешь судить, то будешь делать то же самое — пороки тех, которых ты не судил. А иначе, как человек захочет удалиться от греха, от зла, если думает — что это добро?

Вот что об этом говорит свт. Василий Великий:

Тогда, как Апостол повелевает, «не сообщаться с ним» (2 Сол. 3, 14), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам Апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2 Тим. 4, 14-15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду». («Древние Иноческие Уставы». Устав свт. Василия Великого, гл. 11, пр. 268).

Говорить просто так, судить без нужды — вот это грех. Поговорили, посудачили — под видом как бы рассуждения, — и получается, что остались в духе самодовольства и при этом оправдались. Хотя на самом деле удовлетворили душевное сладострастие, и в итоге, разошлись с приятными ощущениями на душе. — Какая же после этого может быть молитва, если ты удовлетворил страсти и подогрел их в себе: дух самодовольства и гордости. Лукавые самооправдания, — что делали это ради рассуждения, — грех не стирают, а еще более усугубляют, и дают повод и дальше так поступать.

Но при этом, говорим о борьбе со страстями, и может быть даже за этим же самым разговором; но чтобы бороться со страстями — нужно оставить подобные беседы. Но скажут: «да это уж и не такой грех, мы же не делаем того или другого, есть люди, которые и не то творят!». Но это — дух фарисейский, который Господь отверг — дух самодовольства, гордыни и душевного сладострастия. Такое осуждение — греховное; и от него — нужно убегать. Нужно ненавидеть сами грехи, человека же любить, молясь за него: «Помоги ему, Господи, чтобы он не отдавался этим проклятым страстям». Почему страсти проклятые? Потому что они приводят человека к погибели, на дно адово. И потому, их должно ненавидеть, а образ Божий (душу человека, по природе) — любить.

В том случае, когда нужно отделить тьму от света, понять, как правильно действовать и поступать, чтобы спасти душу — необходим суд. Такой суд есть исполнение заповеди Божией, а если не производить такой суд — заповедь будет нарушаться.

Вот свидетельство об этом Св. Писания: «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера» (Исх. 18, 13).

«И судили они (начальники) народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами» (Исх.18:26).

«Не делайте неправды на суде;… по правде суди ближнего твоего» (Лев. 19, 15 ).

«Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие» (Втор.1:17).

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3Цар. 3, 9). — Прошение к Богу царя Соломона.

«И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки» (Пс.105, 30-31).

«Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим» (Пс. 118, 121).

«Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Прит. 1, 3).

«Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» (Прит. 2, 9-15).

«Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21, 3).

«Открывай уста твои для правосудия» (Прит. 31, 9).

«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду» (Исаия 56, 1).

«Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Исаия 59, 13-15).

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие» (Исаия 61, 8).

«Так говорит Господь: производите суд и правду» (Иер. 22, 3).

«Если кто праведен и творит суд и правду,… он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез. 18, 5,9).

«И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18, 27).

«Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33, 16).

«Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие» (Амос 5, 15).

«Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый» (Зах. 7, 9).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23, 23).

«Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лук. 7, 43).

«Но горе вам, фарисеям, что… нерадите о суде и любви Божией» (Лук. 11, 42).

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7, 24).

«Верою осудил он ( Ной ) весь мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11, 7).

Способность суждения — естественна человеку, и убрать ее он не может. Но только, в одном случае — осуждение греховно и удовлетворяет страсть; а в другом случае — помогает удаляться от зла, как мы видим из вышеприведенных примеров Св. Писания. В последнем случае способность суждения задействуется спасительно, — для своей души и душ других.

Грех осуждения, не в самом суждении, ибо оно естественно человеку, а в том: что применяется оно не в согласии с волей Божией — не в меру, не к месту или не ко времени. Если естественной способности суждения давать меру, место и время, то приобретается добродетель рассуждения.

Человек же не животное! — по естеству у него есть способность судить. А ему говорят: «Не суди». Но когда нужно оклеветать Истину, закрыть Ей уста, — тогда судят и это в порядке вещей, и не считают за осуждение.

Рассудок – это рабочая сила ума, и он естественен человеку, его никуда не выкинешь. Человек ни одной минуты своей жизни не может провести без способности суждения, ибо в этом проявляется его естество. Поэтому, грех - не в способности суждения, ибо ее вложил Бог в человека, при сотворении человека; а Бог – не творит греха. Грех же в том, что человек неправильно, неверно пользуется этой способностью, - не к месту, не к времени или без меры, т.е. не в согласии с волей Божией. Поэтому, для того, чтобы способность суждения не задействовать греховно, необходимо учиться проявлять ее к месту, к времени и в меру, т.е., во всяком случае, познавать волю Божию и действовать в согласии с Ней.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 102:6 / Пс 102:6

Афанасий Великий (~295−373)

Творяй милостыню Господь и судьбу всем обидимым. Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5). Увидев нас угнетенными неправдой диавола, врага истины, Он открыл нам источники истины, а над ним произнес праведный суд Как Отец милосердия, и единый благой, искупив от неправды души захваченных диаволом в свою власть, приняв рукописание наших грехов и пригвоздив его на кресте, Он сде­лал нас свободными. Это рукописание мы наполняли нашими делами, и пока оно было в руках диавола, мы были его должниками. И вот Бог даровал нам суд, кровью Сына Своего очистив нас и от того, в чем мы сами были неправедны, и от того, что терпели мы от неправды диавола. Потому и Павел научил нас лучше терпеть не­правду, чем причинять ее, так как для терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования. «Неправедные Царства Божия не наследуют» (1Кор6:9).

Источник: Беседа на псалом 102.

Нил Синайский

Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым

Сказано: «заградих море враты» (Иов 38:8), то есть: милостынями Моими удержал Я злобу диавола, чтобы вся она, покрыв тебя внезапно, не потопила совершенно. Ибо, по написанному, «творяй милостыни Господь» (Пс 102:6) , тем и творит, что щадит род человеческий и не дозволяет врагу искушать рачительных, сколько бы он захотел.

Источник: Письма на разные темы. Монаху Павлу.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

«Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым»

Ибо «не от дел праведных, их же сотворихом мы», как говорит божественный Апостол, «но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго» (Тит 3:5). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым

Здесь (на греч.) не достает глагола—есть, который (с причастием: творяй.) значит то же, что творит: Господь, говорит, творит милости и праведный суд тем, которых обижают.

Слова Евсевия: Из писания Моисеева ты можешь узнать, какие суды производил для обижаемых. Так праведным судом своим Он казнил Египтян посланными от Него язвами за обиды, причиненные ими сынам Израильским. Феодорита: Ибо не за дела праведности, которые мы сотворили, как говорит божественный апостол, но по своей милости спас нас банею возрождения и обновления Св. Духом, и, видя, что нас обижает враг истины, Он отверз нам источники милости, а на него произнес праведный суд

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 6−7 Творяй милостыни Господь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя Моисеови, сыновом израилевым хотения своя

Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 118:126 / Пс 118:126

Афанасий Великий (~295−373)

Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Я творил суд и правду; будет же некогда время и Тебе, Боже, сотворить суд и правду над разорившими Закон Твой.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Время сотворити Господеви: разориша закон Твой

Господь, всем управляю­щий мерою и весом, очень долго сносит грехи людей; когда же уви­дит, что порок от долготерпения умножается, тогда посылает на­казание. Об этом именно и говорит здесь пророк: время восстать Тебе, о, Владыка, на защиту обижаемых: враги слишком уже по­прали закон Твой. И апостол Павел говорит о времени прише­ствия Господа нашего: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор6:2). Тогда и для иудеев было время уверовать, но они сделали противное: не поверили и отвергли евангелие. Вот что значит: «уничтожили закон Твой».

Источник: Беседа на псалом 118.

Феофан Затворник (1815−1894)

Время сотворити Господеви: разориша закон Твой

Ревнитель богоугодной жизни не о том только ревнует, чтобы самому быть всегда во всем исправным, но и о том, чтоб и все, с кем живет он, отличались верностию заповедям Божиим. Славу Божию видит он в процветании добрых нравов. По силам своим он и старается содействовать сему процветанию, движимый к тому любовию к Богу и преданностию Ему. Успех в этом радует его, а неуспех заставляет скорбеть и мучиться, как мучился, по уверению апостола, Лот среди содомлян, — мучится, но не остается в бездействии: то собственным примером, то словом убеждения во время благопотребное он старается повлиять на сокращение зла и возвращение силы началам добра. Имея такую заботу, он ревностно молится, чтобы Сам Господь Своим воздействием, внутренним ли то или внешним, привзошел в среду разливающегося зла и, разорив гнездо его, развеял, ослабил и уничтожил его. В таком именно положении и представляет себя святой пророк в этом стихе. С сокрушенным печалию по Бозе сердцем видел он, как небоязненно все и всюду разоряют закон Божий, и, видя безуспешность своих усилий противодействовать злу, взывает уповательно к Богу: «Разорили закон Твой, Господи! Время Тебе Самому действовать; человеческие усилия тут уже не помогут».

Слово время он употребляет, прозревая в планы Промышления Божия. Бог терпит грехам; но когда уже зло усиливается чрезмерно, Он карательно поражает людей для пресечения зла. Таких опытов было немало. По этому закону был потоп, была погибель Содома и Гоморры, поражение египтян, истребление хананеев. Приводя это на память, пророк взывает: время. Так понимает это блаженный Феодорит: «Бог, говорит он, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но, когда видит, что при долготерпении Его возрастает лукавство, тогда налагает наказание». Посему и пророк говорит здесь как бы так: «Время, Владыко, восстать на помощь обиженным, ибо враги совершенно попрали закон Твой». Взывать таким образом побуждает и ревность о славе Божией, и любовь к людям, как к братьям, и, в некоторой степени, стыд, что так оно есть. Когда несколько русских сделают что-либо нехорошее, всем русским бывает стыдно, в сознании того, что те немногие срамят весь русский народ; так и пророк, объединяя в своем сознании всех людей и видя, как они нечестиво поступают пред Богом, стыдится за всех их и молит Самого Бога отъять этот стыд, словно боязно ему стоять пред Богом, пока на людях, среди которых живет он, лежит то пятно, что они разорили закон Божий. Такое чувство обнаруживал и пророк Исаия, когда, выражая страх от видения славы Божией, говорил, между прочим: «среди людей, нечистые уста имеющих, живу я».

Наши толковники полагают, что святой Давид изрек это, стоя в пророческом духе пред явлением Сына Божия чрез воплощение на спасение наше, когда повсюду господствовали нечестие и разврат. Молитва его есть молитва о пришествии Избавителя. Болезнь созрела; время прийти Тебе, всемощному Врачу, и исцелить от нее больное человечество. Святой Амвросий пишет: «Хорошо сказал: время сотворити; ибо есть время молчати и время глаголати. Пришло ему время говорить — он и заговорил, напоминая, что пришло время пришествия Господа. Так как закон разорен, то да приидет наконец совершение и исполнение закона — Господь Иисус, и дарует нам отпущение грехов и, разодрав, еже на нас, рукописание, спасет всех грешников. Время, вопиет, сотворити. Так бывает, когда усиливается болезнь и подвергает опасности жизнь болящего, тогда бегут к врачу и просят его поскорее идти, чтоб не опоздать и не допустить до того, что и помочь уже будет нельзя. Врач тогда особенно желателен, когда больного душат тягчайшие припадки болезни. Так и пророк: видя, как все люди разболелись нравственно, как размножились всюду грехи, — бежит ко Христу, Единому Врачу таких болезней, и понуждает Его молитвою поспешить, так как нельзя уже более медлить: время сотворити».

Слова время сотворити Господеви, вне контекста, можно употреблять пред началом всякого дела, посвящаемого Богу, особенно молитвы. Приступая к ней, может всякий говорить себе: делал ты житейские дела, теперь время начать и дело Божие, делать для Бога. В таком смысле употреблены эти слова в нашем служебнике пред началом литургии.

Источник: Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

«Время сотворити Господеви: разориша закон Твой». Бог, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но когда видит, что при долготерпении возрастает лукавство, тогда налагает наказание. Посему и здесь Пророк говорит следующее: время, Владыко, востать на помощь обиженным; потому что враги совершенно попрали закон Твой.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Время сотворити Господеви: разориша закон твой

Над нечестивыми отступниками от закона писатель молит Господа произнести свой суд Их безнаказанность и благополучие вредны тем, что в колеблющихся душах вселяют недоверие к деятельности в духе указаний закона к тому, что именно только последняя увенчается успехом и вызовет благоволение со стороны Бога. Пример благополучия нечестивых как будто говорит иное. Чтобы укрепить колеблющихся, обличить отступников и ободрить благочестивых, писатель молит Бога произнести Свой суд

Рассуждение — то, которое помогает разобраться в вопросах Истины, разобраться, где путь спасения, а где путь погибели — не есть грех, и не есть нарушение заповеди. Человек же должен рассудить — получит он там спасение, или нет?

Некоторые говорят:: «Ты не суди». А не суди, — значит люби. Но под предлогом любви и неосуждения людей, втягивают в нечестие. — Как? — Путем смешения понятий: не ведут правильной борьбы со страстями — отсюда закрываются духовные очи, и тогда не могут разграничить действие естества человеческого от примеси греха — всё смешивают в одно. Душу разумную, естество человеческое, — надо любить; а грех, греховную направленность, — ненавидеть. Но тут всё смешивают в одно и говорят: «Нельзя судить — нужно любить. Любовь — превыше всего». А любить, по-ихнему, получается: любить всё вместе — и греховную направленность тоже. В итоге, через такое лукавство втягивают в тот же грех, а перед этим говорят: «Не суди, ибо и с тобой то же самое будет».

Но нужно разделять природу естества человеческого, от неправильной направленности в духе. Проявления, которые не в согласии с волей Божией, как можно любить? — Такое направление в духе — ненависть к Богу. Поэтому, в человеке обязательно нужно разделять: греховное от доброго — различать естество человеческое, его душу, от неправильной греховной направленности этой души. Ибо смешивание этого — приводит ко злу.

В обществе больше зла; и если не разделять природу естества от зла, которое к нему приражается, то получается — любовь не к образу Божию в человеке, а любовь к неправильному, не согласному с волей Божией, направлению в духе. А надо — разделять. К душе разумной, как к образу Божию, должна быть сострадательная любовь: раз душа погибает, мучается — вот ей и надо сострадать. Но как я могу сострадать неправильному направлению в духе, которое против воли Божией?! Это ересь — дух антихриста, дух самоугодия. Чтобы сострадать такой направленности духа, значит и самому нужно этому сочувствовать, а это значит — любить грех. А раз любовь, сочувствие ко греху, то легко можешь его творить. Грех же — должно ненавидеть.

Ко всему греховному нужно возгревать чувство ненависти, и мысли приводить на ум такие, которые подогревали бы это чувство. Ибо главное — это поиметь такую ненависть, по дару Благодати, ко всему греховному, в самом себе.

Заповедано: полюби ближнего, как самого себя. Как? — Чтобы знать, как полюбить ближнего, нужно научиться правильно любить самого себя. Нужно жалеть свою душу. Правильная жалость к себе выражается в духе сокрушения о своих грехах. Человек сокрушается, сожалеет о грехах, которые губят его душу. В таком случае человек жалеет свою человеческую природу — проявляет любовь к образу Божию, который в нём.

Мы целуем икону и думаем, что проявляем любовь к образу Божию, но при этом, в себе и в ближних, топчем этот образ своими грехами, любовью к страстям. Но надо правильно любить образ Божий в себе и в ближних, а внешне это выражается: в целовании икон и в нашем отношении к ближним. Господь не зря говорил: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 8). — Молятся, целуют иконы, но образ Божий, в себе и в ближних, затаптывают — это не есть почитание Господа.

Страсть, грех — борет, ищет, требует себе удовлетворения, хочет образ Божий во мне затоптать, замазать, залепить, чтобы не было его видно совсем. В этом случае, чтобы поступить по любви к образу Божию, который я в себе ношу, необходимо возгреть чувство ненависти к страсти, — потому что она хочет затоптать образ Божий. Но ты не иди на поводу у тщеславия, гордости, обиды, раздражения и т. п. — возненавидь их, ибо они затаптывают в тебе образ Божий. Ненавидящих Тебя, Господи, возненавидел, совершенною ненавистью возненавидел я их (прор.Давид, пс. 138).

И если нет ненависти к страсти, то значит, есть сочувствие, — любовь к ней. Как мы тогда можем избавиться от страсти, если любим ее? Получается, что без чувства ненависти не сможешь искоренять страсти, а значит, не сможешь и спастись. Если говорить, что чувство ненависти, само по себе, есть грех — это значит лишить человека спасения.

«Кто совершает грех, того нельзя осуждать, — так поучают, — а то и тебе Господь за осуждение попустит то же самое». Да, осуждение — порок; но, если требуется рассудить, произнести суд, ради спасения своей души и душ других, чтобы стало ясно, — где зло, а где добро, — поставить между ними стенку, то это уже не осуждение, а любовь к душам и к спасению. Вот в таких случаях, если не будешь судить, то будешь делать то же самое — пороки тех, которых ты не судил. А иначе, как человек захочет удалиться от греха, от зла, если думает — что это добро?

Вот что об этом говорит свт. Василий Великий:

Тогда, как Апостол повелевает, «не сообщаться с ним» (2 Сол. 3, 14), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам Апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2 Тим. 4, 14-15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду». («Древние Иноческие Уставы». Устав свт. Василия Великого, гл. 11, пр. 268).

Говорить просто так, судить без нужды — вот это грех. Поговорили, посудачили — под видом как бы рассуждения, — и получается, что остались в духе самодовольства и при этом оправдались. Хотя на самом деле удовлетворили душевное сладострастие, и в итоге, разошлись с приятными ощущениями на душе. — Какая же после этого может быть молитва, если ты удовлетворил страсти и подогрел их в себе: дух самодовольства и гордости. Лукавые самооправдания, — что делали это ради рассуждения, — грех не стирают, а еще более усугубляют, и дают повод и дальше так поступать.

Но при этом, говорим о борьбе со страстями, и может быть даже за этим же самым разговором; но чтобы бороться со страстями — нужно оставить подобные беседы. Но скажут: «да это уж и не такой грех, мы же не делаем того или другого, есть люди, которые и не то творят!». Но это — дух фарисейский, который Господь отверг — дух самодовольства, гордыни и душевного сладострастия. Такое осуждение — греховное; и от него — нужно убегать. Нужно ненавидеть сами грехи, человека же любить, молясь за него: «Помоги ему, Господи, чтобы он не отдавался этим проклятым страстям». Почему страсти проклятые? Потому что они приводят человека к погибели, на дно адово. И потому, их должно ненавидеть, а образ Божий (душу человека, по природе) — любить.

В том случае, когда нужно отделить тьму от света, понять, как правильно действовать и поступать, чтобы спасти душу — необходим суд. Такой суд есть исполнение заповеди Божией, а если не производить такой суд — заповедь будет нарушаться.

Вот свидетельство об этом Св. Писания: «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера» (Исх. 18, 13).

«И судили они (начальники) народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами» (Исх.18:26).

«Не делайте неправды на суде;… по правде суди ближнего твоего» (Лев. 19, 15 ).

«Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие» (Втор.1:17).

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3Цар. 3, 9). — Прошение к Богу царя Соломона.

«И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки» (Пс.105, 30-31).

«Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим» (Пс. 118, 121).

«Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Прит. 1, 3).

«Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» (Прит. 2, 9-15).

«Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Прит. 21, 3).

«Открывай уста твои для правосудия» (Прит. 31, 9).

«Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду» (Исаия 56, 1).

«Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Исаия 59, 13-15).

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие» (Исаия 61, 8).

«Так говорит Господь: производите суд и правду» (Иер. 22, 3).

«Если кто праведен и творит суд и правду,… он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез. 18, 5,9).

«И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18, 27).

«Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33, 16).

«Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие» (Амос 5, 15).

«Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый» (Зах. 7, 9).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23, 23).

«Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лук. 7, 43).

«Но горе вам, фарисеям, что… нерадите о суде и любви Божией» (Лук. 11, 42).

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7, 24).

«Верою осудил он ( Ной ) весь мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11, 7).

Способность суждения — естественна человеку, и убрать ее он не может. Но только, в одном случае — осуждение греховно и удовлетворяет страсть; а в другом случае — помогает удаляться от зла, как мы видим из вышеприведенных примеров Св. Писания. В последнем случае способность суждения задействуется спасительно, — для своей души и душ других.

Грех осуждения, не в самом суждении, ибо оно естественно человеку, а в том: что применяется оно не в согласии с волей Божией — не в меру, не к месту или не ко времени. Если естественной способности суждения давать меру, место и время, то приобретается добродетель рассуждения.

Человек же не животное! — по естеству у него есть способность судить. А ему говорят: «Не суди». Но когда нужно оклеветать Истину, закрыть Ей уста, — тогда судят и это в порядке вещей, и не считают за осуждение.

Рассудок – это рабочая сила ума, и он естественен человеку, его никуда не выкинешь. Человек ни одной минуты своей жизни не может провести без способности суждения, ибо в этом проявляется его естество. Поэтому, грех - не в способности суждения, ибо ее вложил Бог в человека, при сотворении человека; а Бог – не творит греха. Грех же в том, что человек неправильно, неверно пользуется этой способностью, - не к месту, не к времени или без меры, т.е. не в согласии с волей Божией. Поэтому, для того, чтобы способность суждения не задействовать греховно, необходимо учиться проявлять ее к месту, к времени и в меру, т.е., во всяком случае, познавать волю Божию и действовать в согласии с Ней.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

БЛАЖЕННЫ ХРАНЯЩИЕ СУД И ТВОРЯЩИЕ ПРАВДУ

Untitled


Некоторые христиане, испытывая трудности, нищету и болезни, считают, что это путь Божий. Они оправдывают даже разводы, наказание за какие-то нарушения в церкви, даже если это подводит их под проклятие. Глупо считать, что Бог так ведет, потому что в итоге Бог отворачивается от глупых людей, Он не хочет быть отцом глупых. Горе тому, кто родил глупого, и если дети не вразумляются, они могут оказаться под проклятием. Бог вразумляет Своих детей, мы тоже делаем это, но зачастую неудачно. Если человек вразумляется, он не просто становится разумным, потому что Божье вразумление очень качественно. Написано: благословенный человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим. Вразумление больше связано с опытом, когда человек ударяется и понимает, что он не должен все время ударяться о края, жить с шишками, быть наказуемым. Когда Бог вразумляет, человек все-таки понимает, что надо ходить в истине. Самое качественное наставление – это наставление законом. Слово “наказание” произошло от слова “наказ”, наставление законом, если вы слушаете наказ, то есть закон Божий, я не говорю о еврейских законах, о законе Моисея, я говорю о законах Божьих. И Давид подразумевал наставление законом Моисея, потому что это ему дал Бог. Но закон Божий и для нас, а в Иисусе Христе это закон царственный, так написано, это закон милости, благодати и справедливости.

Заповеди и команды, которые дал Бог в Своем законе больше, чем просто закон Моисея. Давид произнес на все времена пророческие слова о слове Божьем, и, как мы уже прочитали, у него было откровение о Сыне Божьем, об Иисусе. Поэтому он остался царем Израиля навечно.


Человек, хранящий суд и творящий правду, благословляется во всякое время. Человек, хранящий суд должен иметь здравый смысл, это тот человек, у которого всегда в голове преобладает здравый смысл. Такой человек не становится религиозным. Суд – это всегда взвешивание, справедливость, правильные весы. Никакая религия, никакие доводы, вроде этого: войдите в мое положение, я же женщина, или: войдите в мое положение, я больной, не могут послужить оправданием. И в то же время суд – это всегда справедливость. Конечно, в суде бывают смягчающие обстоятельства дела, надо понимать и это, но это всегда здоровый смысл, и вам надо ходить в этом.


Я пообщался с преступниками и увидел, что ни один преступник не признает себя виновным. Есть те, кто признают свою вину, но это большая редкость. Даже если они признали себя виновными, в конечном итоге сделали это для того, чтобы им уменьшили срок наказания. Но когда они уже понесли наказание, они считают себя не настолько виновными. Понятно, что со своей точки зрения все себя начинают оправдывать, но очень важно при этом иметь здравый смысл.


Здравый смысл – это объективный смысл, это та премудрость, которая просто обезоруживает врагов по жизни. Здравый смысл обозревает все стороны: женщина или мужчина, больной или не больной, нищий или не нищий, богатый или не богатый.


Посмотрите на себя с точки зрения абсолютного здравого смысла, как это вам поможет, вы не представляете! Люди вокруг вас смотрят на вас не так, как вы смотрите на себя. И когда вы найдете это положение, вы все больше и больше будете соответствовать связке той или иной коммуникации.


Часто здравый смысл, можно найти во мнении о вас ваших соседей. Если вы хотите узнать о себе, спросите у соседей, они больше имеют здравого смысла о вас, чем вы сами думаете о себе.


Мы всегда имеем определенные предубеждения, но нам важно научиться хранить свой суд с точки зрения Божьих принципов, делать это непредвзято, как неподкупный судья. Нельзя подходить к этому делу механически, думая, что можно ввести как в компьютер данные, и вам будет выдан непредвзятый результат. Все равно вам будет выдан предвзятый результат, потому что данные вводит человек.


Мы знаем, Кто судья и мы знаем, что этот же судья еще и наш отец, вот почему Он имеет право быть судьей. Кто еще имеет право быть судьей, если его суд становится предвзятым? Конечно же, судья, который любит. Судей нельзя любить, а судье любить можно и нужно. Только человек, любящий ближнего, может быть судьей. Если человек равнодушен, ему как говорится, до лампочки, он никого не любит, такого человека нельзя ставить судьей. Это обманутый человек, а не судья. Только Бог имеет возможность быть справедливым, неподкупным, потому что Бог не искушается. Он есть творящий правду во всякое время.


Когда мы начинаем слышать о правде, нам становится тошно, что будет, если каждый будет творить свою правду? Здесь, конечно же, говорится именно с точки зрения Бога. Все, что мы прочитали о Боге, о Его объективности, уже было написано. Tim

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: