Что значит суд коммуницировал жалобу

Обновлено: 18.04.2024

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал первые жалобы по московским протестам 2019 г. Это жалобы рядовых участников акции протеста 27 июля прошлого года в Москве, они были привлечены к ответственности по ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, шествия) и оштрафованы, сказал «Ведомостям» руководитель «Апологии протеста» Алексей Глухов. Адвокаты «Апологии протеста» представляют заявителей по этому делу. Всего коммуницированы жалобы 17 человек.

ЕСПЧ принял решение, что жалобы на привлечение к административной ответственности за участие в протестах прошлым летом в Москве он будет рассматривать в упрощенном порядке, говорит Глухов: «У этих заявителей нарушение не было отягчено административными арестами и их не привлекали за организацию протестных акций. То есть рядовым участникам акций протестов ЕСПЧ дал зеленый свет». Упрощенный порядок означает, что ЕСПЧ не требует каких-либо серьезных пояснений от российских властей, единственное, на что российские власти могут возражать, – на описание фактов, задерживали или нет, привлекали или нет, говорит Глухов: «Также это значит, что решение может быть вынесено быстрее, чем обычно. Однако в ЕСПЧ сейчас скопилось более 1000 дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, и все ждут, когда суд по ним начнет выносить решения».

ЕСПЧ усмотрел признаки нарушения ст. 5, 6 и 11 Конвенции о защите прав и свобод человека, говорит Глухов: «Статья 5 – это право на свободу передвижения, мы описывали необоснованность задержаний и удержания в отделе полиции. Статья 6 – нарушение права на справедливый суд, в частности это касалось допросов свидетелей обвинения вроде полицейских, которые задерживали протестующих. Статья 11 – нарушение права на свободу собраний». Коммуникации по жалобам активистов, которые были осуждены по «московскому делу», пока не было. В пресс-службе Минюста «Ведомостям» сказали, что знают о коммуникации жалоб.

Первая крупная протестная акция, не согласованная с властями, прошла в прошлом году 27 июля, после того как оппозиционных кандидатов не допустили к выборам в Мосгордуму. На этой акции, по данным «ОВД-инфо», было задержано 1373 человека. Протестующие в тот день вышли к зданию мэрии Москвы. По итогам протестов летом 2019 г. было заведено так называемое «московское дело», уголовные дела возбудили в отношении 31 человека, до сих пор 10 человек отбывают наказание в колонии.

Упрощенный порядок означает, что рассматриваются типовые нарушения, по которым в ЕСПЧ наработана большая практика, и в результате жалобы рассматриваются быстрее, что и нужно заявителям, объясняет адвокат Дмитрий Аграновский: «По подобным делам, несомненно, практика наработана большая, думаю, и «болотное дело» тоже будет задействовано». Главное, чтобы подобные дела не вызвали серьезного противодействия со стороны России, считает Аграновский: «Такие дела – палка о двух концах. Государство не любит, когда его поправляют, и чем больше таких решений будет выноситься, тем хуже будет участникам протестов, которых будут еще больше задерживать на акциях, и есть вероятность, что решения ЕСПЧ не выполнят».-

После подготовки, направления и регистрации жалобы в ЕСПЧ наступает следующий этап ее рассмотрения – коммуникации. На этой стадии между Европейским судом и сторонами делами устанавливается контакт, решается ряд формальных вопросов, а также обеспечивается запрос, представление сторонами и обмен письменными заявлениями. Такие заявления в зависимости от их характера имеют форму меморандума или возражения на меморандум. По сути, на стадии коммуникаций ведется переписка ЕСПЧ со сторонами дела. Она может длиться годами, и, в итоге, либо жалобе дается дальнейший ход, либо выносится решение о ее неприемлемости, либо дело завершается мировым соглашением по жалобе в ЕСПЧ.

Процедура подготовки меморандума

Как правило, к моменту начала коммуникаций у заявителя уже есть адвокат, поэтому вся «бумажная» работа – его задача. Но, чтобы и обычному человеку было понятно, как все происходит, остановимся на этом более подробно.

Итак, после регистрации жалобы и некоторого периода ее изучения юристами ЕСПЧ, поступившее обращение направляется в адрес государства, которое является ответчиком по делу. Одновременно отдельным письмом о решении уведомляется заявитель и его представитель, а отдельное письмо направляется ответчику. В этих письмах отражается суть дела, делается описание фактов, формулируются вопросы для сторон, на которые ЕСПЧ хотел бы получить ответы. В письме, адресованном государству-ответчику, ему предлагается в конкретный срок представить суду письменный отзыв – меморандум правительства в ЕСПЧ. Если Европейский суд посчитал нужным задать ряд вопросов заявителю, для него также устанавливается точно такой же срок, в течение которого он должен представить меморандум заявителя в ЕСПЧ.

Как только от государства поступит меморандум в ЕСПЧ, следует второе письмо в адрес заявителя и его представителя. В нем последним предлагается подготовить возражение на правительственный меморандум, а также дать ответы на имеющиеся у Европейского суда вопросы.

Подготовка заявителем и его представителем возражений на меморандум в ЕСПЧ должна быть основана на:

  • позиции, доводах и доказательствах, изложенных в жалобе и приложениях;
  • правовом анализе, сделанном юристами ЕСПЧ, и обобщенных ими фактах;
  • подготовленных юристами ЕСПЧ вопросах;
  • меморандуме правительства в ЕСПЧ.

После отправки возражений на меморандум приходится ждать еще некоторое время, но уже не так долго, как изначально. Здесь главная цель – уточнить правовые позиции сторон и определиться, передавать ли жалобу и в какой части на рассмотрение палаты, либо принять решение о неприемлемости.

Если суд посчитает, что первичного обмена меморандумом и возражением на меморандум недостаточно, процедура коммуникаций может быть продолжена. Однако ЕСПЧ, по общему правилу, не возвращается к тем вопросам, которые уже разрешены. Важно и другое: если ЕСПЧ в письмах ответчику и заявителю не поднял какие-то вопросы, значит они, по мнению суда, не заслуживают внимания. На рассмотрение Палаты передаются только коммуницированные вопросы – такие, которые прошли стадию коммуникаций. Если заявитель и его представитель считают, что к каким-то аспектам нужно вернуться еще раз или какие-то вопросы все-таки следует коммуницировать, обязательно нужно акцентированно обращать на это внимание ЕСПЧ в меморандуме и возражении на меморандум.

Как правило, меморандум и возражение на меморандум ЕСПЧ готовит юрист (адвокат), специализирующийся на представительстве и защите в Европейском суде. Если представителя нет, ЕСПЧ в переписке предложит решить этот вопрос. Но дело даже не в этом. Коммуникации – такая же важная стадия, как и подготовка жалобы. Нужно строго следовать инструкциям, которые дает Европейский суд в своих письмах, соблюдать сроки и процедуру. Нужно так делать заявления, отвечать на вопросы, разъяснять свою позицию, чтобы все было изложено четко, понятно для суда и убедительно. При этом важно использовать терминологию, принятую на уровне ЕСПЧ, и учитывать его прецедентную практику.

Еще один аспект стадии коммуникаций – определение порядка слушаний по делу. Здесь право выбора – за заявителем. Но мало заявить, какой вариант предпочтительнее – устный или письменный. Нужно аргументировать свой выбор. Следует учитывать, что основной порядок слушаний – письменное рассмотрение дела. Если на этом будет настаивать ответчик, шансов на устное разбирательство мало. Но даже если обе стороны заявят о необходимости устного слушания дела, итоговое решение – всегда за ЕСПЧ.

Содержание меморандума

Если жалоба всегда должна иметь строгую форму и готовиться так, как того требует формуляр, для меморандумов и возражений на меморандум таких форм нет. Юристы берут за основу образцы из практики или используют для ориентира решения ЕСПЧ.

Основное содержание меморандума в ЕСПЧ:

  1. Раздел с описанием процессуальных этапов: регистрация жалобы, коммуницирование, получение меморандума ответчика и т.д.
  2. Изложение фактов, обстоятельств дела. Как правило, если есть полное согласие с изложением фактов в трактовке ЕСПЧ, раздел исключается. Но если требуется что-то дополнить, изменить, на чем-то сделать акцент, факты излагаются заново в необходимом виде.
  3. Ответы на поступившие от ЕСПЧ вопросы. Даются в той последовательности, в какой идут сами вопросы.
  4. Предмет жалобы – изложение и конкретизация нарушенных прав.

Мировое соглашение на стадии коммуникаций

По своей инициативе или предложению ЕСПЧ стороны могут на стадии коммуникаций прийти к мировому соглашению. Если инициатива исходит от суда, что сегодня является нормой, в своем письме ЕСПЧ предлагает сторонам представить в меморандуме свою точку зрения относительно размера компенсации и возможного дружественного урегулирования вопроса. Составляя свой меморандум, государство вправе предложить заявителю условия такого урегулирования. Тот, в свою очередь, представляя отзыв (возражение) на меморандум, вправе согласить с ними либо предложить свой вариант. В зависимости от ситуации стороны либо приходят к компромиссному решению, либо каждый настаивает на своем, что высоко вероятно приведет к рассмотрению жалобы по существу.

Процедуры заключения мирового соглашения в ЕСПЧ позволяют сторонам не только вести переписку, но и провести переговоры по этому поводу. Это делается самостоятельно или при содействии ЕСПЧ. Разумеется, когда стороны готовы договариваться. Если соглашение достигнуто не будет, дело будет рассмотрено судом. При этом, что очень важно, сделанные в рамках переговоров заявления, озвученные факты и т.п. не предаются огласке и не могут быть использованы как доводы в ходе рассмотрения жалобы по существу.

В большинстве моментов процедура подписания мирового соглашения ЕСПЧ – частное дело сторон. Однако ЕСПЧ в обязательном порядке проверяет, чтобы условия не нарушали Европейскую конвенцию и следовали ее нормам. Факт заключения мирового соглашения влечет прекращение рассмотрения жалобы.

Меморандум и возражение на меморандум – основные форматы ведения переписки сторон с ЕСПЧ и обмена документами. Они позволяют делать официальные заявления, подтверждать и уточнять свою позицию по жалобе, обращать внимание на важные моменты, давать Европейскому суду ответы на уточняющие вопросы. Посредством меморандумов можно вести переписку для заключения мирового соглашения, предлагать, обсуждать и подтверждать условия договорённостей. Грамотная подготовка этих документов – такой же важный аспект для судьбы дела, как и составление жалобы. Поэтому, как правило, это неотъемлемая часть работы юриста, представляющего интересы заявителя.

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Жалобы в ЕСПЧ рассматриваются по строгому и чёткому алгоритму. Из статьи вы узнаете:

  • какие дела рассматривает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ);
  • какие органы Страсбургского суда уполномочены рассматривать жалобы;
  • как происходит движение жалобы в суде;
  • в какой срок можно подать жалобу;
  • как узнать номер жалобы.

Какие дела рассматривает ЕСПЧ?

Европейский суд рассматривает индивидуальные жалобы по всей категории дел, рассматриваемых в национальных судах. Важно не то какие споры рассматривает ЕСПЧ и какие категории дел, а факт того допускались ли в ходе этого рассмотрения этих дел нарушения норм Конвенции или нет. Также имееет принципиальное значение 6 месячный срок обращения, т.к. такой критерий приемлемости выступает своеобразным заградительным барьером для жалоб.

Процедура рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Стадии рассмотрения дела в ЕСПЧ

Рассматривать жалобы могут:

  • единоличный судья;
  • Комитет, состоящий из трёх судей;
  • Палата, состоящая из семи судей;
  • Большая Плата.

Обычно Большая Палата не рассматривает жалобы, но Палата из семи судей может передать жалобу Большой Палате, если жалоба затрагивает серьёзный вопрос, для решения которого нужно толковать Конвенцию или Протоколы к ней. Или если решение по жалобе может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями ЕСПЧ.

Итак, в подавляющем большинстве случаев жалобы рассматриваются: одним судьей, Комитетом или Палатой.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Важно: заявителю нужно добиться постановления по жалобе. Именно этот документ разрешает жалобу по существу. Только в постановлении Европейский суд может признать нарушение Конвенции.

Как далее происходит рассмотрение жалобы в ЕСПЧ? Коммуницирование жалобы в ЕСПЧ?

Итак, жалоба попала к единоличному судье, в Комитет или Палату.

Единоличный судья не может вынести постановление. Всё, что он может – это признать жалобу неприемлемой и прекратить производство по делу или передать дело в Комитет.

Жалоба попадает в Комитет из 3-х судей, если ранее ЕСПЧ рассматривал много подобных дел, то есть если жалоба затрагивает повторяющийся вопрос.

  • признать жалобу неприемлемой по собственной инициативе, и в таком случае производство по жалобе прекращается;
  • вынести постановление, то есть разрешить жалобу по существу (признать нарушение Конвенции или установить, что Конвенция не была нарушена).

Если жалоба не относится к повторяющимся делам, то её рассматривает Палата из 7-ми судей. Палата может:

  • признать жалобу неприемлемой;
  • разрешить жалобу по существу.

Перед тем, как рассматривать жалобу, Комитет и Палата связываются с правительством государства-ответчика, чтобы оно могло заявить письменные замечания по существу дела. Также перед рассмотрением дела по существу Комитет или Палата предложат заявителю и стране-ответчику заключить мировое соглашение.

Палата может передать жалобу Большой Палате. Мы упоминали это ранее.

Важно: в постановлении жалоба разрешается по существу. Решением оформляется неприемлемость жалобы.

После того, как Комитет или Палата выносят постановление, его копии рассылаются Комитету министров Европейского союза (исполнительного органа ЕС), заявителю жалобы и стране-ответчику, генсеку ЕС и заинтересованным сторонам. Оригинал постановления остаётся в архиве Европейского суда.

После этого страна-ответчик обязана исполнить постановление Европейского суда. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда)».

Обращение в ЕСПЧ сопряжено со стрессом. Любому заявителю хочется узнать как можно больше о перспективах рассмотрения его жалобы и вообще о её судьбе. Поэтому часто возникает вопрос — как узнать номер жалобы в Страсбургском суде?

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

После юридического подразделения жалоба попадает к юристу ЕСПЧ, который изучает её. Он же присваивает ей номер. ЕСПЧ сообщает подателю жалобы или его предстателю этот номер в ответном письме. После того, как заявитель узнаёт номер, можно отследить судьбу жалобы на специальной странице сайта ЕСПЧ, введя номер в поле «PleaseenterApplicationnumber» и нажав кнопку «Submit».

Важно: звонить в Европейский суд, чтобы узнать номер жалобы, бессмысленно. Суд обрабатывает громадное количество входящих жалоб, и никто в суде не сможет подсказать номер одной жалобы из десятков тысяч.

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ

Подать жалобу в Европейский суд по правам человека можно в течение полугода с момента вынесения окончательного решения национального суда. Но тут не всё гладко.

В гражданском процессе изложенное выше правило действует: жаловаться в ЕСПЧ можно после того, как будет пройдена вторая кассация (четвёртая инстанция). А в уголовном процессе можно жаловаться уже после второй инстанции (апелляции). Почему так получается, мы писали в статье «Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу».

Выводы о процедуре рассмотрения жалоб Европейским судом

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ предполагает, что первоначально жалоба попадает в Центральный почтовый отдел суда, далее — в юридический департамент, а оттуда — юристу, который присваивает жалобе номер и изучает её на предмет приемлемости.

Юрист направляет жалобу единоличному судье, в Комитет или Палату с рекомендациями рассмотреть жалобу или признать её неприемлемой.

Только Комитет или Палата разрешают жалобы по существу, то есть выносят постановление. В постановлении может быть указано, что нарушения Конвенции нет или что оно имело место.

Постановления направляются сторонам, Комитету министров Совета Европы и иным лицам.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Европейский суд по правам человека стал набирать популярность у россиян, недовольных решениями национальных судов с 2012 года. С этого времени жалобы против России стали лидировать в общем количестве постановлений ЕСПЧ. Сейчас треть всех рассматриваемых дел касаются нарушения прав наших сограждан.

Как работает суд? Почему он так интересен россиянам? Действительно ли ЕСПЧ станет недоступным для наших жителей, если Россия выйдет из Совета Европы?

Как появился ЕСПЧ и зачем он нужен

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является наднациональным или, другими словами, международным судом.

В суд может обратиться любой человек, но жалобу ему необходимо оформить на национальном языке одной из стран, признающих юрисдикцию ЕСПЧ.

Юрисдикцию суда признали 47 государств-членов Совета Европы. Россия признала юрисдикцию суда в 1998 году. Дело в том, что согласно Конституции РФ (ст. 15), Россия признает верховенство международного права над национальным. В соответствии с этим, Россия стала признавать основной международный договор – Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Окончательное признание юрисдикции было осуществлено 5 мая 1998 года, когда в России вступил в силу ФЗ №54 («О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») от 30 марта 1998 года.

После ратификации Конвенции, Россия стала участвовать в выборе судейского корпуса. Судей избирают депутаты ПАСЕ каждые девять лет.

На данный момент в суде работает 47 судей – по одному от каждой из стран, признавших юрисдикцию суда, в том числе и из России.

Кто жалуется в ЕСПЧ?

Ежегодное количество обращений и жалоб в Европейский суд стало расти с начала 2000-х годов. Пик пришелся на 2011 год, когда очередь из жалоб составила более 151 тыс. После этого произошел отток, и в 2016 году очередь была на уровне порядка 80 тыс. жалоб.

Но очередь не значит, что по существу будут рассмотрены все заявленные жалобы. Как правило, более 90% жалоб отсеивается, так как не имеют под собой оснований для рассмотрения.

Так, согласно отчету ЕСПЧ за 2016 год, всего суд вынес 993 решений в отношении всех стран, признавших юрисдикцию Европейского суда. При этом, лидером по количеству вынесенных постановлений стала Россия – 228. Все постановления касались нарушений прав россиян и 222 из них были удовлетворены.

В 2016 году произошел резкий скачок решений против России, так, по итогам 2015 года в отношении нашей страны было рассмотрено лишь 116 дел. Ближайшие «конкуренты» России – Турция, Румыния и Украина (в отношении каждой из них за 2016 год судьями ЕСПЧ было вынесено лишь от 70 до 77 решений).

2016 год продемонстрировал и еще одну тенденцию: значительное сокращение жалоб из России.

На данный момент (январь 2018 г.) в ЕСПЧ ждут рассмотрения 7,8 тыс. российских заявлений (9,8% от общего количества жалоб, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 14,2%). Лидерами же стали Украина с 18,1 тыс. обращений (22,8% от общего количества жалоб), Турция с 12,5 тыс. обращений (15,8% от общего количества жалоб) и Венгрия с 8,9 тыс. обращений (11,2% от общего количества жалоб).

Все ли решения ЕСПЧ исполняются в полном объеме?

Поток жалоб в ЕСПЧ и их рассмотрение не значит, что решение суда будет исполнено российской стороной в полном объеме. Об этом говорит и статистика: на данный момент более 1,5 тыс. решений ЕСПЧ против России не исполнены.

Самым знаковым подобным делом стало беспрецедентное постановление европейского суда по жалобе акционеров нефтяной компании ЮКОС против России. В 2014 году ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим более 1,8 млрд евро. Но это решение так и не было исполнено. Более того, Конституционный Суд России своим постановлением от 17 января 2017 года решил, что оно идет вразрез с Конституцией РФ и не может быть исполнено. Таким образом, на деле ЮКОСа была поставлена точка – решение ЕСПЧ исполняться уже однозначно не будет.

Это уже не первое постановление Конституционного суда РФ, отказавшегося признавать решение ЕСПЧ. В апреле 2016 года КС вынес постановление от 19 апреля 2016 г. №12-П «о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации».

Почему наши сограждане идут в ЕСПЧ?

Ответ очевиден: в России, действительно, есть нарушения прав человека на различных уровнях, в том числе в системе пенитенциарных учреждений. Немалая часть жалоб поступает в ЕСПЧ от заключенных и арестованных.

Зачастую постановления Европейского суда используются для широкого общественного обсуждения, привлечения СМИ и общественности к проблеме конкретного человека. Часто именно это позволяет решить проблему в пользу жалобщика.

Но, случается, что решения ЕСПЧ используются и для получения дополнительных очков политическими деятелями. Не исключено, что именно эти причины движут и оппозиционером Алексеем Навальным, который уже дважды за последнее время обращается в ЕСПЧ за защитой своих прав. В первый раз – Европейский суд установил нарушения его прав при рассмотрении так называемого «дела Кировлеса», а вторая жалоба будет посвящена отказу Центризбиркома допустить политика до выдвижения на пост Президента России.

Почему ЕСПЧ отказывает в жалобе?

Подача жалобы в ЕСПЧ является необходимым решением для тех, кто считает, что его права были грубо нарушены российским правосудием. Чтобы не напрасно потратить время, деньги и нервы, нужно с умом подойти к выбору своих представителей – юристов, которые помогут составить жалобу.

В России услуги по подготовке обращений в ЕСПЧ оказывают многие юристы, но, как показывает практика ЕСПЧ, более 90% жалоб просто признаются неприемлемыми по формальным причинам и суд отказывается их рассматривать по существу.

Типичные ошибки при подаче жалобы в ЕСПЧ

  • несоблюдение шестимесячного срока (срок будет сокращаться до четырехмесячного) подачи жалобы;
  • подача жалобы от человека, который не является жертвой предполагаемых нарушений;
  • неоднократная подача однотипных жалоб;
  • требования заявителя пересмотреть фактические ошибки в решениях национальных судов;
  • подача жалобы не на органы власти, а на конкретных лиц или частные компании.

Как правильно подать жалобу в ЕСПЧ?

Перед подачей жалобы решите: будете ли вы пользоваться услугами юридических компаний или сделаете это самостоятельно.

Если решили обратиться самостоятельно. Учтите, что несоблюдение вами малейших технических процедур, может привести к тому, что ваша жалоба не будет рассмотрена. Это самый большой риск, так как после неудавшейся попытки подать повторную жалобу будет невозможно из-за прошедших сроков.

С чего начать?

Для начала вам нужно скачать официальный бланк (формуляр) жалобы с официального сайта суда. Откройте формуляр на компьютере (не в браузере), заполните, распечатайте, приложите необходимые документы.

Перед заполнением ознакомьтесь с Регламентом суда (статья 47), где изложены данные о том, что и как должно быть изложено в жалобе.

Чтобы не допустить ошибку пользуйтесь практическим руководством, подготовленным специалистами Европейского суда, и ознакомьтесь с базой HUDOC, где собраны уже вынесенные ЕСПЧ решения. Возможно, в базе найдутся дела и решения по ним ЕСПЧ на аналогичную тему.

Ниже видеоинструкция всей процедуры заполнения формуляра жалобы.

Как только ваша жалоба поступит в ЕСПЧ, ее проверят сотрудники секретариата суда. Они проведут первый поверхностный анализ – соответствие техническим требованиям и наличие данных о возможном нарушении прав человека. В случае, если найдены ошибки, то секретариат отправляет жалобу судьям, которые выносят решение о неприемлемости жалобы.

Процедура проверки жалобы занимает до года.

Если жалоба оформлена верно, то её закрепляют за определенной секцией суда и включают в список ожидания дел, которые будут рассматриваться по существу.

В это время суд запрашивает позицию по жалобе у представителей той страны, против которой подана данная жалоба. Уже после дело передают судье-докладчику. Судья изучает проблему и запрашивает необходимые доказательства у сторон. Только после этого жалоба рассматривается по существу. Каким может быть итог рассмотрения? Либо «примирение» сторон, либо вынесение постановления о нарушении прав человека, так называемый judgment.

Будет ли ЕСПЧ у россиян в 2018 году?

Учитывая повышенную политизированность ряда дел, рассматриваемых ЕСПЧ (в последнее время против России активно подают жалобы и представители Украины), в конце 2017 года появилась информация о возможном выходе России из Совета Европы и, как следствие, приостановка ее работы в ЕСПЧ. Говорили даже о «замораживании» взносов в бюджет суда (на эти средства ведомство функционирует). Это заявление, растиражированное федеральными СМИ, вызвало шквал негодования – ведь выход России закроет от россиян возможность подавать жалобы в ЕСПЧ – формально суд не имеет право рассматривать жалобу на действия страны, которая не признает его юрисдикцию.

Однако в конце 2017 года судья ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов заверил общественность, что вопрос о выходе нашей страны из Европейского суда пока не стоит. 2018 год покажет, сбудутся ли прогнозы СМИ или нет.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал первое дело, связанное с блокировкой в России мессенджера Telegram. Об этом «Ведомостям» рассказал правовой аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий в ЕСПЧ сервис «Живая фотография», чей онлайн-магазин дизайнерских фотопостеров был недоступен с мая 2018 г. в связи с борьбой Роскомнадзора против Telegram. Ведомство внесло в реестр запрещенных сайтов миллионы IP-адресов, что помешало работе многих сервисов. Таганский суд Москвы признал эти действия законными, объяснив, что массовая блокировка предотвращает «более тяжкие» последствия. Но в своей жалобе в ЕСПЧ представители «Живой фотографии» продолжали настаивать, что такие меры были несоразмерны ситуации и повлекли существенное нарушение их прав и интересов, в том числе права на свободное выражение мнения и свободу экономической деятельности.

ЕСПЧ задал российскому правительству ряд вопросов: не было ли нарушено право заявителя на свободу выражения мнения; имел ли Роскомнадзор возможность варьировать способы блокировки и не вышел ли он за пределы своих полномочий; не было ли нарушено право заявителя на эффективную правовую защиту в связи с отказом судов оценить последствия блокировки для его сайта. Гайнутдинов надеется, что рассмотрение дела не затянется: 23 июня ЕСПЧ опубликовал решение по жалобам владельцев пяти сайтов, заблокированных в 2012–2014 гг., где сформулировал общую позицию относительно сложившейся в России практики блокировок. Разбирательство тянулось несколько лет, но в итоговом решении тщательно и с нескольких сторон препарируется практически вся система интернет-цензуры, указывает юрист.

Дело «Живой фотографии» во многом сходно с делом Харитонова, ставшего случайной жертвой блокировок, отмечает Гайнутдинов. Но в данном случае речь идет о бизнесе и здесь ярко проявилось общее пренебрежение его интересами ради политических целей, а требование справедливой компенсации тут будет особенно уместно, констатирует юрист.

Пресс-служба Минюста сообщила, что встречные аргументы по делу пока не готовы. «Жалоба изучается на предмет обоснованности предъявляемых претензий», – говорится в ответе на запрос «Ведомостей». Официальная позиция будет сформирована и представлена в ЕСПЧ до 11 декабря.

Юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян отмечает, что, хотя вынесенные ЕСПЧ решения касаются блокировки по разным причинам, они в целом сходны: так, суд усматривает нарушение в том, что пострадавший фактически не имел возможности оспорить решение о блокировке, а часто даже не знал о ней. Общим можно считать и вывод о недопустимости блокировки всего ресурса из-за одного контента. Поэтому, скорее всего, решение по «Живой фотографии» будет аналогичным, прогнозирует эксперт.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: